Доклад на тему самоменеджмент организация собственной работы на предприятии

Обновлено: 03.07.2024

Самоменеджмент — это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности. Самоменеджмент подразумевает целенаправленное и последовательное использование проверенных методов работы в повседневной практике. Он особенно эффективен в специфических условиях преобладания самоорганизации.

Основные цели самоменеджмента:

  • максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;
  • сознательное управление течением жизни;
  • преодоление внешних обстоятельств как на работе, так и в личной жизни.
  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

При этом следует учитывать, что профессиональные цели менеджера должны отвечать следующим основным требованиям:

  • реальность;
  • гибкость;
  • измеримость, ориентированность во времени;
  • конкретность;
  • совместимость друг с другом;
  • приемлемость для соответствующих субъектов.

1. Определение желаемых целей и дифференциация их по следующим временным критериям:

  • долгосрочных жизненных целей (личных и профессиональных);
  • среднесрочных целей (на ближайшие 5 лет);
  • краткосрочных целей (на ближайшие 12 месяцев).

2. Определение личных ресурсов. Для этого целесообразно провести своеобразный SWOT-анализ применительно к одной личности — менеджеру, для чего необходимо:

  • определить свои достоинства;
  • определить свои недостатки. Для этого составить перечень имевших место в прошлом неудач и отметить, в результате каких причин они произошли. Подумать, как избавиться от этих недостатков;
  • указать внешние благоприятные, способствующие карьере факторы;
  • указать внешние неблагоприятные факторы и угрозы;

По профессиональным (карьерным) целям следует указать необходимую для их достижения квалификацию и культурный уровень и поставить реальные практические задачи, например приобретение опыта, которого еще недостает.

4. Формулирование конкретных целей. При этом нужно учитывать, что каждая цель имеет смысл только тогда, когда установлены конкретные сроки ее воплощения и определены желаемые результаты. Далее целесообразно сформулировать их применительно к своим желаниям и перепроверить с точки зрения того, насколько они реалистичны.

Не следует брать на себя слишком много, так как нереальные задачи имеют мало шансов быть выполненными. Чем больше целей мы перед собой ставим, тем больше придется изменять в прежней жизни и в большей мере активизировать свою деятельность.

Необходимо, исходя из долгосрочных глобальных целей, установить также краткосрочные цели.

Рассмотренные цели фиксируются в профессиональном (карьерном) плане, который должен регулярно перепроверяться, актуализироваться и дополняться.

Следует учитывать, что постановка целей — перманентный процесс, поскольку цели, как правило, не задаются раз и навсегда. Они могут изменяться со временем, например, если в процессе контроля за их реализацией выясняется, что прежние представления были неверными или запросы оказались завышенными либо заниженными.

II. Следующая функция самоменеджмента — планирование личного времени менеджера. При планировании обеспечивается рациональное использование самого ценного достояния — времени: либо имеющееся время употребить для плодотворной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Планирование означает подготовку к реализации целей и структурирование (упорядочение) времени.

При увеличении затрат времени на планирование сокращается время, необходимое для исполнения, что в конечном счете приводит к экономии времени в целом. Рекомендуется около 1% планового периода (год, месяц, день) расходовать на планирование.

Следует заметить, что на практике преобладает недооценка менеджерами значимости планирования своей деятельности и соответственно недостаточное выделение ими времени на осуществление планирования личного времени.

Можно выделить следующие основные правила планирования рабочего времени менеджера:

  • Охватывать планом лишь 70-80% рабочего времени, оставляя время на решение непредвиденных проблем.
  • Осуществлять реалистичное планирование.
  • Фиксировать в планах преимущественно не действия, а ожидаемые результаты.
  • Отличать важное от срочного и избегать тирании срочных дел.
  • Определять, какую работу выполнить лично, а какую можно поручить другим.
  • В течение всего планового периода пересматривать и корректировать планы с точки зрения полной и своевременной реализации дел.
  • Планировать использование также личного времени.
  • Планировать и использовать эффективно время на поездки и ожидания.
  • Резервировать большие непрерывные периоды времени на решение крупных задач.
  • Стараться планировать альтернативно и искать лучший вариант.
  • При планировании учитывать приоритетность, значимость дел для достижения целей.
  • Предусматривать в планах время на повышение квалификации.
  • Согласовать свои планы с коллегами и подчиненными.
  • В план на определенный период включать в первую очередь невыполненные в предыдущем периоде дела, если нет срочных.
  • При планировании учитывать изменения работоспособности в течение рабочего дня.
  • Отводить для выполнения дел ровно столько времени, сколько требуется.
  • Устанавливать точные сроки выполнения дел.
  • Составлению плана работы на определенный период должен предшествовать анализ выполнения плана за аналогичный предшествующий период.
  • Обеспечивать гибкость планов.
  • Объединять при планировании небольшие однородные дела в рабочие блоки.
  • Предусматривать в планах время на краткосрочные перерывы для отдыха.
  • Все планы составлять в письменной форме и документировать расход времени.
  • Использовать для планирования времени специальный инструментарий.

Планы реальны в том случае, если определяется еще так называемое свободно планируемое время, а также предусматриваются резервы времени для решения дополнительных и непредвиденных задач.

Таким образом, планирование предполагает постепенное разложение общей задачи на частные, чтобы различные действия можно было распределить во времени.

Все планы должны составляться в письменном виде, так как планы, которые держат в голове, легко отвергаются, а письменные планы обеспечивают разгрузку памяти и имеют психологический эффект самомотивации к работе. Деловая активность становится более целенаправленной и ориентированной на строгое следование намеченной программе.

Далее следует реализация менеджером разработанных планов. Рациональная организация труда руководителя в условиях хронического дефицита времени предполагает определение приоритетов в выполнении дел.

В связи с этим следует заметить, что все дела, выполняемые менеджером, могут различаться по следующим признакам:

  • по значимости;
  • по продолжительности выполнения;
  • по количеству участвующих в их выполнении;
  • по затратам нервно-эмоциональной энергии;
  • по характеру и т. д.

Зачастую руководители пытаются выполнить сразу слишком большой объем работы либо, наоборот, тратят свое время и силы на отдельные, часто несущественные, но кажущиеся необходимыми дела. В результате этого к концу напряженного рабочего дня, хотя сделано вроде немало, важные дела остаются либо неоконченными, либо вообще не сдвигаются с места.

Удачливые менеджеры отличаются тем, что, успевая решать во время рабочего дня множество важных вопросов, в течение определенного времени бывают заняты выполнением одной единственной задачи. Предпосылками для этого служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление соответствующего списка приоритетов и соблюдение его.

На практике в связи с данной закономерностью обычно используется и проводится ABC-анализ, представляющий собой метод, с помощью которого определяют степень распределения конкретной характеристики между отдельными элементами какого-либо множества.

ABC-анализ в деятельности менеджера основывается на следующей закономерности:

  • важнейшие дела (категория А) составляют около 15% количества всех дел руководителя. Значимость этих дел (в смысле вклада в достижение цели) составляет примерно 65%;
  • на важные дела (категория В) приходится около 20% общего числа и также 20% значимости дел;
  • менее важные и несущественные дела (категория С) составляют около 65% общего числа дел, но имеют незначительную долю — порядка 15% в общей значимости всех дел менеджера.
  1. составить список всех дел, которые предстоит решить в определенном периоде (декада, день и т. д.);
  2. установить очередность дел в соответствии с их значимостью. При этом нужно иметь в виду, что важность дел не имеет ничего общего с их срочностью;
  3. пронумеровать дела;
  4. оценить каждое дело в соответствии с категориями А, В или С: наиболее важные дела для осуществления деятельности, которые не подлежат перепоручению (15% от всех дел — категория А); важные дела, которые могут быть поручены для исполнения другим лицам (20% от всех задач — категория В); менее важные дела, которые должны быть перепоручены (65% от всех дел — категория С);
  5. перепроверить, исходя из первоочередности дел, свой временной план на соответствие имеющегося бюджета времени значению дел: 65% запланированного времени (около 3 ч) — дела категории А; 20% запланированного времени (около 1 ч) — дела категории В; 15% запланированного времени (около 45 мин) — дела категории С;
  6. произвести соответствующие корректировки. Ориентируя свой временной план на выполнение дел категории А, следует на выполнение менее важных дел категорий В и С выделить столько времени, сколько соответствует их значению;
  7. рассмотреть каждое дело категорий В и С с точки зрения возможности его перепоручения (делегирования) подчиненным сотрудникам.

Таким образом, не следует браться сначала за самые легкие, интересные или требующие минимальных затрат времени дела.

В связи с этим рекомендуется за самые важные, т. е. приносящие наибольший результат, дела категории А браться в первую очередь, чтобы с помощью немногих действий обеспечить большую часть эффекта. На дела категории В приходится также существенная часть совокупного результата, тогда как выполнение относительно большого числа менее важных и несущественных дел дает небольшой итог.

Принятие решений о приоритетах — процесс индивидуальный, субъективный. Однако его решения должны основываться на фактических данных.

При планировании и выявлении дел категории А менеджеру необходимо ответить на следующие вопросы:

  • благодаря выполнению каких дел он(а) в наибольшей степени приблизится к достижению главных целей;
  • может ли он(а) путем выполнения одного-единственного дела решить сразу несколько других;
  • выполнение каких дел принесет наибольшую пользу;
  • невыполнение каких дел может иметь негативные последствия.

В зависимости от срочности и важности различаются:

Открыт набор на уникальный курс повышения квалификации по управленческому учету, в котором своим опытом делятся не один, а три преподавателя-практика.

На курсе вы найдете вдохновение и новые смыслы в каждодневной работе.

A. К. Ceмeнoв, доктор экономических наук, пpoфессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель кафедры менеджмента Кopoлёвского института управления, экономики и социологии (КИУЭC)

Самоменеджмент - это одно из важнейших условий достижения успеха. Научившись правильно распределять свое время, вы сможете эффективнее работать на пути достижения поставленных целей.

Определение самоменеджмента

На вопрос о том, какой ресурс в человеческой жизни является самым ограниченным, многие отвечают неправильно. Это не деньги или прочие блага, а именно время. Только научившись правильно распределять его для выполнения тех или иных действий, можно максимально приблизиться к достижению поставленных целей.

Самоменеджмент - это техника, которая подразумевает рациональное использование временных ресурсов (также его называют тайм-менеджмент). Данная методика позволяет достигать лучших результатов при меньших нагрузках. Также речь идет о применении в работе эффективных методов, которые обеспечивают экономию ресурсов.

Если брать во внимание цель самоменеджмента, то она заключается в том, чтобы максимально использовать все имеющиеся ресурсы и сократить затраты времени на выполнение тех или иных операций.

Сущность самоменеджмента может быть выражена в следующих положениях:

  • определение целей (они непременно должны быть реалистичными и, желательно, конкретными);
  • создание в своем сознании картины успеха (включите сюда свое материальное положение, окружение и прочие моменты);
  • использование методики "больших скачков", которая подразумевает быстрый переход к конкретным действиям;
  • безусловная вера в собственные силы и достижение успеха;
  • сосредоточение на основных целях и отсеивание второстепенных;
  • умение держать себя в руках и начинать действия заново в случае неудачного опыта.

Можно сказать, что на данный момент самоменеджмент - это объективная необходимость не только для руководителей предприятий, но также и для любого другого человека, который хочет эффективно использовать свое время и успевать сделать как можно больше работы. Он должен стать своего рода привычкой, что достигается путем длительной работы над собой, выработкой усидчивости, а также умением мыслить рационально.

самоменеджмент это

Функции самоменеджмента

Ежедневно решая те или иные задачи, мы порой не задумываемся о том, что занимаемся самоменеджментом. Тем не менее, чтобы достичь действительно значительных результатов, важно подходить к данному процессу осознанно и последовательно. Можно выделить следующие функции самоменеджмента:

  • целеполагание (вы должны четко представлять себе конечный результат в реальном выражении, которого вы хотели бы достичь по итогам своей деятельности);
  • составление плана (разработка детальной "дорожной карты", которая определит ваши шаги на пути к намеченным целям);
  • принятие решений (каждый шаг сопровождается наличием нескольких альтернатив, из которых вы должны сделать выбор);
  • организация своего рабочего времени и пространства (вы должны выработать для себя удобный график работы и четко его придерживаться, не отвлекаясь на посторонние занятия);
  • постоянный самоконтроль (важно проводить анализ соответствия достигнутых результатов запланированным не только на конечном, но и на промежуточных этапах работы);
  • налаживание коммуникаций и каналов информации (это, пожалуй, одна из важнейших функций, которая тесно взаимосвязана со всеми остальными).

Вышеперечисленные функции в указанной последовательности можно также воспринимать как этапы самоуправления. Стоит отметить исключительную важность каждого из них, а потому перешагивать через тот или иной пункт недопустимо. Важно понимать, что, несмотря на то, что на первый взгляд это выглядит сложно, а также отнимает много времени, со временем эти действия дойдут до автоматизма. Учтите, что самоменеджмент является не просто обязанностью, но выработанной привычкой эффективного и успешного руководителя.

функции самоменеджмента

Чем обусловлена необходимость самоменеджмента руководителя

Понятие самоменеджмента получило свое развитие ввиду того, что далеко не каждый человек умеет правильно организовать свое рабочее время и пространство. В результате некоторые цели так и остаются недостижимыми. Так, можно выделить следующие факторы, препятствующие успеху, обусловливающие необходимость такого явления, как самоменеджмент руководителя:

  • неспособность рационально расходовать свои временные и физические ресурсы;
  • отсутствие четких приоритетов как в жизни, так и в деловых вопросах;
  • неумение определять свои собственные цели;
  • заморозка работы по саморазвитию (достигнув определенного уровня, человек считает нецелесообразным дальнейшее самообразование, а потому начинает отставать от тенденций в бизнесе);
  • отсутствие навыков в принятии управленческих решений;
  • использование для решения проблем прагматичного подхода и неумение применять творческие методы;
  • неумение общаться с людьми, а также оказывать на них должное влияние и давление;
  • недостаток знаний в области управленческой деятельности;
  • неумение руководить подчиненными и эффективно организовывать их труд;
  • уделение недостаточного количества времени и внимания как собственному обучению, так и обучению сотрудников;
  • нехватка навыков в области формирования эффективно работающего коллектива (речь идет не только о подборе кадров, то также и расстановке их по рабочим местам).

Стоит отметить, что самоменеджмент руководителя важен не только в контексте его личных карьерных достижений, но также и для обеспечения успешной работы предприятия в целом. Только эффективный управленец может привести организацию и ее сотрудников к успеху. Только тот человек, который научился эффективно управлять собой и своим временем, сможет совладать с большой организацией.

самоменеджмент и самомотивация

Сущность самомотивации

Самоменеджмент и самомотивация - это одни из самых важных моментов не только в работе руководителя, но также и в повседневной жизни человека, который стремится к достижению успеха. Важно не просто научиться управлять своим временем, но также выработать в себе внутреннее желание работать, обусловленное определенными стимулами. Функцию самомотивации не стоит недооценивать. Порой человека может выбить из колеи, когда окружающие не верят в его успех или же сознательно занижают его достоинства. Данный же механизм подстегивает вас к дальнейшим действиям независимо от внешних обстоятельств.

Достичь настоящего успеха можно только в том случае, если вашу деятельность будут сопровождать такие механизмы, как самоменеджмент и самомотивация. Самый быстрый способ подстегнуть себя - это прислушаться к своим внутренним стимулам. Так, обратите внимание на свои физиологические потребности. Для удовлетворения большинства из них вам непременно понадобятся определенные средства, которые просто невозможно получить, если вы будете бездействовать, сидя в социальных сетях или просматривая телевизионные программы.

Потребностями более высокого уровня являются безопасность и уверенность в завтрашнем дне. Так, человек постоянно нуждается в жилье, одежде, развлечениях, а также определенном запасе средств на удовлетворение прочих потребностей. Сила мотивации зависит только от того, насколько высока ваша планка. Жить в съемной квартире или в собственном доме, одеваться на рынке или в брендовом магазине, отдыхать на даче или престижных курортах, отложить на будущее незначительную сумму или внушительный капитал - сила внутренних стимулов будет зависеть именно от ваших стремлений.

Несмотря на то что многие отрицают влияние общественного мнения, оно порой, является основным фактором самомотивации. Так, например, человек может ходить на работу, чтобы не прослыть бездельником и при этом довольствоваться невысоким положением и средней заработной платой. Некоторых людей самомотивация побуждает к активному продвижению по карьерной лестнице, получению высокого социального статуса, а также значительных денежных доходов.

Таким образом, самомотивация основывается на потребностях человека, которые описывает пирамида Маслоу. На нижней, базовой ступени стоят физиологические потребности. После того как они будут полностью удовлетворены, появляется желание ощущать уверенность в завтрашнем дне, прочность положения и безопасность. Также каждый человек стремится занять определенное общественное положение и создать о себе соответствующее мнение.

самоменеджмент руководителя

Методика самоменеджмента

Методы самоменеджмента можно разделить на несколько категорий:

  • Метод организационного управления подразумевает планирование дальнейшей деятельности, исходя из объективного анализа текущей ситуации. Речь идет как о внутренних, так и о внешних факторах.
  • Методика саморегуляции стресса состоит в том, чтобы научиться сопротивляться внешним негативным влияниям, сохраняя при этом психологическое равновесие и работоспособность.
  • Аутогенная тренировка - это одна из главных процедур, на которой основан самоменеджмент. Кратко ее можно описать как самовнушение и самоубеждение в собственных силах и способностях.
  • Медитация довольно часто используется для того, чтобы быстро восстановить силы и эмоциональное равновесие в перерывах между напряженной работой.

Можно сказать, что самоменеджмент - это непрерывная работа над собой. Речь идет не только о формировании определенных профессиональных навыков и умении эффективно расходовать свое рабочее время. Здесь также имеется в виду работа над собственной психикой. В итоге человек должен стать уверенным в собственных силах, а также научиться сохранять самообладание в стрессовых ситуациях.

эффективный самоменеджмент

Осуществление самоменеджмента

Технология самоменеджмента представляет собой определенную последовательность этапов, которая созвучна с его основными целями. Для начала необходимо определиться с целью, а также критериями, которые будут свидетельствовать о ее достижении. Для этого необходимо четко проанализировать текущее положение дел, после чего станут очевидны реально достижимые будущие показатели. Важно, чтобы конечный результат имел какое-то четкое выражение (например, количественное).

На следующем этапе необходимо обратить внимание на фактор информации, которая необходима для того, чтобы реализовать цель самоменеджмента. Данные могут поступать как из внутренних, так и из внешних источников. При этом они должны быть актуальными (то есть соответствовать реальной картине происходящего).

Планирование состоит в том, чтобы выработать четкий алгоритм действий по достижению поставленных целей. При этом важно предусмотреть возможные колебания во внутренней или внешней среде, чтобы определить альтернативные алгоритмы, которые позволят избежать негативных последствий и кризисных состояний.

Принятие решений - это один из важнейших этапов, из которых состоит самоменеджмент. Организации данного процесса стоит уделять особое внимание. Должны быть созданы комфортные условия для работы, а также полное обеспечение информацией, чтобы действия были осмысленными и соответствовали текущему положению дел.

Для эффективной реализации принятых решений важно обеспечить комфортные условия работы. При этом должны быть соблюдены как физиологические, так и психологические особенности. Ключевые задачи должны быть реализованы самостоятельно, а второстепенные могут быть делегированы подчиненным.

На всех этапах работы должен совершаться непрерывный контроль полученных результатов на предмет соответствия их запланированным. Это позволит вовремя выявить отклонения и отреагировать соответствующим образом.

система самоменеджмента

Принципы организации рабочего времени

Принципы самоменеджмента могут быть описаны следующим образом:

  • Четкому планированию и распределению операций должно подвергаться только 60% рабочего времени. При этом оставшиеся 40% должны оставаться незанятыми на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, срочных переговоров, а также контактов как внутри организации, так и за ее пределами. Кроме того, запланированные вами дела чисто физически могут занять большее количество времени.
  • Планирование рабочего времени не должно иметь одномоментный характер. Данная работа должна проводиться регулярно и систематично. Кроме того, вы можете постоянно вносить коррективы в разработанную программу действий.
  • Плановые показатели должны быть реалистичными и разрабатываться на основе реальных возможностей каждого отдельно взятого человека. За основу можно брать отчетные показатели предыдущих периодов или специальные расчеты.
  • Для эффективного самоменеджмента важную роль играет такое понятие, как компенсация потерь времени. Имеется в виду, что если у вас появилось "окно" сегодня, то лучше его потратить на выполнение части задач, запланированных на завтра.
  • Составляя отчет о проделанной работе, фиксируйте не количество выполненных действий, а достигнутые результаты в реальном выражении. Это поможет создать объективную картину выполнения плана.
  • Для того чтобы выполнение работ производилось своевременно, важно, чтобы планы было четко согласованы во времени. Желательно завершать работы немного раньше дедлайна, чтобы иметь возможность внести необходимые коррективы.
  • Если планы составляются на разных уровнях (директор, линейные руководители, подчиненные), то они должны быть согласованы во времени.

сущность самоменеджмента

Преимущества самоменеджмента

Эффективный самоменеджмент дает массу преимуществ как руководителям организации, так и людям, задействованным в любой другой сфере деятельности. Речь идет о следующих положительных моментах:

  • значительное уменьшение временных затрат, а также прочих ресурсов на выполнение тех или иных работ;
  • организация эффективного механизма трудовой деятельности, что обеспечивает более высокие экономические и прочие результаты, чем в обычных условиях;
  • отсутствие стрессовых ситуаций, которые связаны со спешкой из-за боязни не успеть закончить работу в срок;
  • если работа выполняется качественно, а также в рамках поставленных сроков, то она приносит моральное удовлетворение как руководителям, так и их подчиненным;
  • если у труда есть видимый результат, то это является своего рода мотивацией к дальнейшим активным действиям;
  • с каждым четко спланированным шагом растет уровень профессионализма и квалификации;
  • в процессе самоменеджмента вы занимаетесь поиском коротких путей достижения целей, на реализацию которых ранее уходило значительное количество времени.

Стоит отметить, что время, затраченное на планирование и организацию работы, полностью окупается не только конечными результатами деятельности, но также и полученными навыками по управлению собственными ресурсами.

Составляющие части самоменеджмента

Система самоменеджмента подразумевает под собой совокупность ряда взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают эффективную организацию рабочего процесса. Можно выделить следующие основные составляющие:

  • управление временем подразумевает правильное определение пропорций труда и отдыха, а также распределения длительности каждой из операций;
  • управление финансовыми средствами состоит в определении свободных ресурсов, а также тех, которые необходимо задействовать для достижения поставленной цели;
  • управление коммуникациями означает поиск связей и источников информации как во внутренней, так и во внешней среде;
  • управление рабочим пространством подразумевает правильную организацию рабочего места в соответствии с эргономическими и прочими требованиями.

Стоит отметить, что самоменеджмент - это сложный процесс, а потому и подходить к нему нужно комплексно. Если упустить одну или несколько составляющих, то в плане возникают так называемые узкие места, которые могут негативно сказаться на качестве работы, а также сроках ее выполнения. Подготовка к выполнению того или иного рабочего процесса требует определенных усилий и может занять некоторое время, которое позже окупится результатами.

Выводы

Одним из необходимых условий успешной и результативной работы является самоменеджмент. Он заключается в умении правильно распределять имеющиеся ресурсы, в том числе и временные. Стоит отметить, что довольно часто данное понятие отождествляют с тайм-менеджментом. И это не удивительно, ведь именно умение правильно организовать свой рабочий день обусловливает скорость и качество достижения целей. На данный момент, учитывая современный темп жизни, а также уровень конкуренции, самоменеджмент становится объективной необходимостью для тех людей, которые нацелены на результат.

Стоит отметить, что функции самоуправления во многом соответствуют функциям менеджмента. Для начала необходимо разработать цель, которая определит направление, в котором нужно двигаться. Далее она детализируется путем составления плана. Реализация его представляет собой последовательное принятие цепочки управленческих решений, а также организации рабочего процесса. Если речь идет о предприятии, то между всеми его подразделениями должны быть установлены коммуникативные связи. И не стоит забывать о такой функции, как контроль, который может быть не только итоговым, но также и промежуточным.

Важно уделять внимание не только менеджменту, но также и самомотивации. Для того чтобы разобраться, что движет человеком при достижении тех или иных целей, стоит изучить иерархию потребностей Маслоу. Её базу составляют физиологические нужды. Это еда, одежда и прочее. Обеспечив необходимый минимум, человек задумывается о том, чтобы чувствовать себя в безопасности. Речь здесь идет о том, чтобы иметь уверенность в завтрашнем дне (чаще всего подразумевается финансовое благосостояние). Высшей категорией потребностей, которые мотивируют человека к деятельности, является общественное положение.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ЧТО ТАКОЕ САМОМЕНЕДЖМЕНТ? 4
ОСНОВЫ И МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 9
САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОБОЙ И ДРУГИМИ. 11
ТЕСТ НА НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. 16
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 21

Файлы: 1 файл

мой реферат самоменеджмент .doc

ГОУ СПО «Ижевский медицинский колледж

имени Героя Советского союза Ф.А. Пушиной

Полканов Олег Анатольевич

Исполнитель: Иванова В.П.

«Сестринское дело, повышенный

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая и реализация. Самоменеджмент – это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Нужен серьезный подход при разработке своей программы. Прежде всего разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни – в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний.

Надо учиться планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного достояния – времени, а именно:

  • либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности (максимальный критерий);
  • либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Что такое самоменеджмент?

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день, выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают:

  • правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела;
  • решать проблемы вместо того, чтобы создать творческие альтернативы;
  • сохранить средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств;
  • выполнить долг вместо того, чтобы добиваться результатов;
  • уменьшать затраты вместо того, чтобы повышать прибыль.

Л.Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает – время – путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять место, указав временный интервал, то есть определив, какую долю свободного времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

  • постановка цели – анализ и формирование личных целей;
  • планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
  • принятие решений по конкретным делам;
  • организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
  • контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости – корректировка целей);
  • информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Преимущества овладения искусства самоменеджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Самоменеджмент - это организация руководителем организации своей собственной деятельности. Данный процесс предполагает четкое планирование своего рабочего и свободного времени.

Работа менеджера в первую очередь заключается в его умении общаться и руководить людьми, умении вести за собой.. Для эффективной работы предприятия ему необходимо постоянно поддерживать свой авторитет у подчиненных, а для этого руководитель должен совершенствовать свои личные и профессиональные качества, так как легче всего работники подчиняются руководителю, уровень которого заметно выше. Менеджер должен быть терпим и справедлив, но тверд и уверен в себе. Воспитание в себе этих качеств и постоянный самоконтроль являются залогом успешной работы руководителя. Не стоит забывать о том, что руководитель должен служить примером для подражания.

Руководитель должен уметь отдыхать, чтобы способность легко расслабиться и быстро собраться с мыслями позволила менеджеру не накапливать утомление, которое зачастую приводит к раздражительности, падению внимания и снижению продуктивности работы как его самого, так и предприятия в целом. В данном направлении разработано достаточно большое количество способов релаксации (расслабления), таких как прослушивание успокаивающей музыки, установка в офисе аквариума, медитация, аутотренинг, основанный на самовнушении и получивший в последнее время признание, и т. д.

Самоменеджмент - способность менеджера организовать свою собственную работу - не менее важен для успешной работы предприятия, как и другие факторы внешней и внутренней среды.

Принцип является основополагающим и обеспечивающим появление эффекта в условиях управляемых систем. В определённых условиях этот принцип позволяет не только учитывать огромные скрытые возможности любых социально-экономических систем, но и передавать им большую часть функций, в том числе и самоменеджмента. Учёт этого принципа требует определённости в поведении руководителей, менеджеров и самих исполнителей процесса. Параллельные процессы и сам эффект обеспечивают благоприятные возможности для реализации на практике функции самоуправления.

2. “Погружённость” системы.

Данный принцип при реализации самоменеджмента последовательный. Эффект самоорганизации, саморазвиваясь и возникая лишь в так называемых “погружённых” в свою внешнюю среду, во-первых, зависит от состояния необходимых ресурсов и характеристики соответствующих отношений и в части доступа к ним, во-вторых, спонтанно может ограничивать число состояний по формированию любых системообразований следующими конечными результатами: а) для “себя” (до завершения работы); б) для теневого рынка; в) для общества.

“Погружённость” обеспечивает возможность возникновения эффекта самоорганизации.

3. Направленность самоорганизации.

Принцип не гарантирует устойчивость самоформирующегося процесса, развивает параллельность: на себя (семью), теневой рынок, на общество.

4. Искусственное начало.

Руководители, менеджеры должны либо учесть, либо искусственно “создать” такую ситуацию, в которой “погруженные” в систему могут какое-то время обеспечивать себя тем, что им необходимо для “сдерживания” эффекта самоликвидации.

5. Ресурсная поддержка.

При реализации этого принципа следует учесть несколько моментов: а) самоменеджмент, создав конкретную горизонтальную систему, должен дать ей самоопределиться, то есть менеджер обязан стать на время наблюдателем; б) конкретная система произвольно решает необходимые задачи для обеспечения себя ресурсами и услугами; в) при развитии самоуправления способна ликвидировать себя с получением или без получения результатов; г) практически система, реализовав свои внутренние задачи, способна мгновенно финишировать по конкретной работе в пределах предыдущих принципов, не заботясь о конечных результатах.

С появлением тенденций 3 и 4 менеджер должен войти в состав системы и изнутри обеспечить жёсткий контроль.

4. Сочетание скачкообразных и эволюционных процессов.

Самоменеджмент при структурных эволюциях минимален. Скачки, системные мутации каналов управления реализуются чаще всего спонтанно, но, как правило, после “воздействия”, т.е. параллельно.

Предполагается, что феномены самоорганизации и самоприватизации развиваются одновременно с действующими процессами в системах.

Данный принцип является глобальным и представляет собой набор нескольких разных принципов: а) обязательное наличие гибкости; б) наличие полупрозрачных границ между регионами и конкретными рынками; в) ассоциативность композиционного построения; г) горизонтальное ассоциативное построение, как основа временной устойчивости; д) сохранение иерархического вмешательства центральных органов; е) учёт предыдущий подпринципов; ж) самоуправляемость систем.

Создание на базе самоорганизации новых объектов самоменеджмента – нечётких множеств временных отношений сторон.

8. Двойственность самоуправления.

Этот принцип проявляется в том, что в иерархических структурах самым необычным образом “смешиваются” функции власти предпринимателя, административной, методической (функциональной) власти управляющих и незримого влияния менеджмента.

9. Дополнительность самоменеджмента.

В развитии демократичности управления самоменеджмент фактически реализует самоорганизацию.

Является важнейшим современным решением задач управления.

Совокупности применения во взаимодействии перечисленных принципов обеспечивает эффективность самоменеджмента. Эффективность управления во многом зависит от людей и критериев мотивирования их труда. Практика менеджмента выработала ряд критериев, позволяющий активизировать деятельность работников в процессе управления.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная. Самоменеджмент. Понятие, характеристика. Организация личной работы.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Контрольная работа на тему:

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Студент: Сербжинский Борис Аркадьевич

Курс II, группа 39

ЗО форма обучения

Преподаватель: Корабельщикова И.А.

По этой причине современный человек никогда не в состоянии выполнить весь список своих дел. В отношении каких-то своих задач и обязанностей (а порой и многих из них) он всегда будет позади намеченного графика.

Ввиду всего этого и, вероятно в большей степени, чем когда-либо прежде, умение выбирать из всех задач самую важную, чтобы затем приступить к ее решению и как можно скорее и качественно довести дело до конца, следует считать ключевым фактором профессионального успеха. Именно этими вопросами занимается наука об управлении своим временем и состоянием – самоменеджмент.

В данной контрольной работе будут рассмотрены следующие теоретические аспекты самоменеджмента:

  • Сущность самоменеджмента и его определение с различных теоретических подходов;
  • Функции, цели и задачи самоменеджмента;
  • Результаты эффективного самоменеджмента и ошибки руководителей, не умеющих управлять своим временем;
  • Этапы освоения технологии самоменеджмента.

В практической части контрольной работы приведены результаты самотестирования автора по тестам, предложенным в учебно-методическом комплексе, их результаты и разработанная на их основе программа самосовершенствования автора, рассчитанная на ближайшее время.

1. Сущность, цели и задачи самоменеджмента

Теоретические подходы к определению самоменеджмента

Самоменеджмент является сложным понятием, которое включает в себя организацию своего времени, саморегуляцию, планирование и многие другие компоненты. В современной науке существует несколько теоретических подходов к определению самоменеджмента. Рассмотрим некоторые из этих подходов.

Самоменеджмент с позиции саморегуляции рассматривает поведение и деятельность человека как проявление осознанно-произвольной саморегуляции. Проблема закономерностей произвольного регулирования человекам своей деятельности – одна из важнейших проблем в психологической науке.

Осуществление того или иного вида деятельности в меняющихся условиях невозможно без способности личности к саморегуляции и должно рассматриваться как профессионально важное качество. Саморегуляция может рассматриваться как функция самоменеджмента. В то же время самоменеджмент – это проявление воли как качества, следуя которому человек живет разумно и свободно.

Особенности личной саморегуляции в том, что этот процесс осуществляется одновременно с социальной регуляцией личности со стороны общества. Требования, условия и ограничения социума, проходя сквозь призму психических особенностей субъекта, приобретают личностную окраску, которая влияет на формирование и развитие индивидуальных психических характеристик, определяющих степень развитости механизма саморегуляции.1

Универсальный подход к самоменеджменту. Чем сложнее система, тем она более походит на организм и менее на механизм. Идея самоорганизации в этой связи открывает путь к новому, пониманию самоменеджмента, которое связано с тектологией, синергетикой, биологической теорией автопоэзиса и другими новыми теориями.

Такой подход, учитывающий большой диапазон вопросов – от принципиальных общесистемных аспектов до их применения в практических целях, - позволяет оценить важность и перспективность использования положений конкретных наук для решения современных задач самоменеджмента.

Определение самоменеджмента

Существует несколько определений самоменеджмента, в зависимости от подхода или акцента на тех или иных его аспектах. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные определения.

Самоменеджмент – это организационно-координирующая деятельность в условиях неустойчивого пространства-времени, самоорганизации человеческого фактора как конечного феномена, самореализуемого в форме слабоструктурированных систем.2

Персональный менеджмент (самоменеджмент) – это целенаправленное и последовательное применение испытанных наукой и практикой методов и приемов менеджмента в повседневной жизнедеятельности для того, чтобы наилучшим образом использовать свое время и собственные способности, сознательно управлять течением своей жизни, умело преодолевать внешние обстоятельства, как на работе, так и в личной жизни.3

Самоменеджмент руководителей, государственных служащих можно определить как управляющую деятельность, направленную на организацию внутренних и внешних ресурсов наиболее эффективных способом и как саморазвитие, самосовершенствование личности.4

Функции, цели и задачи самоменеджмента

Функции самоменеджмента. В общем виде самоменеджмент включает в себя следующие функции или шаги:

  • Постановка цели (анализ и формирование личных целей);
  • Планирование (разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности);
  • Принятие решения по предстоящим делам;
  • Организация и реализация решения;
  • Самоконтроль и контроль над итогами;
  • Прием и переработка информации, коммуникация.

Вокруг последней функции вращаются остальные, поскольку коммуникации как обмен информацией необходимы на всех фазах процесса самоменеджмента. Отдельные функции не следуют строго одна за другой, а разнообразно переплетаются.

Целями самоменеджмента являются:

  • Развитие необходимого уровня рефлексии (самосознания) для выявления разнообразных подходов к проблемам своей жизни и профессиональной деятельности;
  • Улучшение уровня самоориентации;
  • Расширение возможностей и поиск максимального числа вариантов поведения;
  • Управление внутренними и внешними ресурсами;
  • Обеспечение гармоничных отношений со средой, изменение ее характеристик.

Задачей самоменеджмента является осуществление оптимальной деятельности, в том числе профессиональной, которая включает в себя самооценку, самоконтроль, составление программы действий, технологий, обеспечение новых характеристик менеджера.5

Результаты эффективного самоменеджмента

Результатами эффективного самоменеджмента является:

  • Выполнение работы с меньшими затратами усилий и времени;
  • Лучшая организация личного трудового процесса;
  • Получение более высоких результатов труда;
  • Меньшая загруженность работой, увеличение доли свободного времени;
  • Уменьшение количества ошибок при выполнении своих функций;
  • Получение большей удовлетворенности от работы;
  • Уменьшение спешки и стрессовой перегрузки;
  • Повышение профессиональной квалификации;
  • Достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Ошибка многих, даже опытных руководителей, недооценивающих самоменеджмент, заключается в том, что они предпочитают:

  • Правильно делать дела, вместо того чтобы делать правильные дела;
  • Решать проблемы, вместо того чтобы предлагать творческие альтернативы;
  • Сберегать средства, вместо того чтобы оптимизировать их использование;
  • Исполнять долг, вместо того чтобы добиваться результатов;
  • Снижать издержки, вместо того чтобы повышать прибыль.

Этапы освоения технологии самоменеджмента

Технология самоменеджмента – это целенаправленная, упорядоченная совокупность и последовательность действий и операций по сохранению и эффективности этой функции. Ее можно определить как целенаправленное самовоздействие руководителя с целью изменения, укрепления и формирования необходимых психических состояний, что приводит к изменению его отношения не только к социальному окружению, но и к собственной личности.

В процессе освоения технологий самоменеджмента можно условно выделить несколько этапов:

Первый этап – самопознание. Это изучение своего физического и психического состояния, самодиагностика личности. Основной задачей данного этапа является определение сильных и слабых сторон личности, выявление возможностей саморазвития и самореализации.

Второй этап – саморазвитие. Этот этап подразумевает выполнение определенных действий, направленных на получение желаемого результата, такого как изменение личностных качеств, получение навыков планирования и самоуправления. Необходимым условием для получения результата является постоянная, планомерная работа человека над собой.

Третий этап – работа над сокращением времени, затрачиваемого на самоменеджмент и максимально возможная автоматизация времени. Самоменеджмент является эффективным инструментом для достижения человеком важных для него целей. Превращение его из инструмента в самоцель приводит к тому, что человек занимается только оттачиванием инструмента, который никогда не использует по назначению.

2. Практическая часть задания

Для выполнения практической части контрольного задания автором работы было проведено самотестирование по тестам, представленным в учебно-методическом комплексе. В результате проведения тестов были получены следующие результаты, приведенные ниже.

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя, базирующегося на наиболее результативном использовании как рабочего времени, так и времени, отведенного на досуг.
Исходя из поставленной цели, рассматриваются следующие задачи:
дано понятие самоменеджмента;
определены цели и функции самоменеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА…………….4
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА…….6
РАЗДЕЛ 3. САМОМОТИВАЦИЯ………………………………………………..9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………. 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………12

Работа содержит 1 файл

Реферат Манзина.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На тему: Самоменеджмент

Студента ІІІ курса

Дневного отделения Преподаватель:

Учетно-финансового факультета Лапшина Е. А.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА…………….4

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА…….6

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….………12

“Время – самый ограниченный капитал,

и если не можешь им распоряжаться, не

сможешь распоряжаться ничем другим”

На сегодняшний день время — это такой же ресурс, как и люди, сырье, финансовые средства. Его важнейшей особенностью является безвозвратность — его нельзя накопить, передать, взять в кредит, потому важно научиться использовать его с максимальной выгодой. Отсюда исходит важность правильного управления этим временем. Наиболее рациональные стратегии управления временем предлагает самоменеджмент

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя, базирующегося на наиболее результативном использовании как рабочего времени, так и времени, отведенного на досуг.

Исходя из поставленной цели, рассматриваются следующие задачи:

  • дано понятие самоменеджмента;
  • определены цели и функции самоменеджмента;
  • изучены основы и методики планирования и принятия решений;
  • проанализированы принципы самоменеджемента.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в мировой и отечественной управленческой литературе можно отнести к середине 90-х годов ХХ века.

Существует ряд предпосылок возникновения самоменеджмента как отдельного направления управленческой науки. К таким предпосылкам современные ученые относят:

  1. Возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе, что требует от менеджеров освоения новейших подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания и непрерывности саморазвития;
  2. Нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организации и связанных с этим стрессов, которые требуют от менеджеров умения управлять собой;
  3. Превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал и необходимость сохранения и развития этого потенциала, в том числе, самими работниками;
  4. Исчерпание возможностей многих традиционных школ и методов управления, что ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием. [1, с.6]

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства.

Самоменеджмент позволяет эффективно пройти все этапы успешного пути к цели, а именно:

— решить, чего вы хотите достичь;

— создать собственное видение успеха;

— верить, что успех придет;

— сосредоточиться на целях, ведущих к успеху;

— не падать духом при неудачах.

На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, которые проявляются в ежедневном решении разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

1. Постановка цели. Это временный процесс, поскольку в течение деятельности предприятия может выясниться, что те или другие параметры изменились, а это приводит к необходимости пересмотра цели.

2. Планирование. Призвано обеспечить рациональное использование самого ценного ресурса — времени. Чем лучше спланировано время, тем лучше оно может быть использовано в личных и профессиональных интересах руководителя. Планирование как составная часть заданий и правил самоменеджмента означает подготовку к реализации цели.

3. Основные правила планирования времени:

3.1. Соотношение (60:40). Опыт показывает, что лучше всего составлять план лишь на определенную часть рабочего времени (па 60 %). Приблизительно половину рабочего дня руководитель проводит не на рабочем месте, потому что работа требует взаимодействия с людьми, обмена информацией. Всегда нужно оставлять определенный процент времени как резерв для неожиданных посетителей, телефонных разговоров, экстренных случаев или в результате недооценки длительности каких-то дел.

3.2. Регулярность — системность — последовательность. Над планами времени нужно работать регулярно и системно, последовательно доводя до конца начатое дело.

3.4. Заполнение потерь времени. Заполнять потерю времени лучше но возможности сразу, например лучше один раз дольше поработать вечером, чем в течение следующего целого дня наверстывать потерянное накануне.

3.5. Фиксация результатов вместо действий. Фиксировать в планах нужно результаты или цель, а не просто какие-либо действия, чтобы усилия были исходно направлены непосредственно на достижение цели. Это поможет избежать внеплановой деятельности.

3.6. Срок выполнения. Во избежание промедления и откладывания дел, нужно устанавливать точные сроки выполнения для всех видов деятельности.

3.7. Согласование различных планов во времени. Чтобы более успешно внедрять свои планы в жизнь, работнику необходимо согласовывать их с планами других людей (начальника, подчиненных, коллег).

4. Принятие решений. Принятие решений допускает выбор первоочередных заданий и дел. Принять решение — значит установить приоритетность. Основная проблема руководителей заключается в том, что они пытаются сразу выполнить слишком большой объем работы и распыляют свои силы на отдельные, часто несущественные, но кажущихся необходимыми дела.

Происходящие изменения в экономике повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучаемости и переподготовке. Однако, организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров. Именно поэтому поддержание своего постоянного роста и развития становиься необходимостью для каждого менеджера.

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА САМОМЕНЕДЖМЕНТА

Рассмотрев теоретический аспекты самоменеджмента, целесообразно перейти к конкретным методикам его осуществления. Каждая методика базируется на различных принципах и концепциях, однако, общими их преимуществами является:

  • выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда;
  • меньше спешки и стрессов;
  • больше удовлетворения от работы;
  • активная мотивация труда;
  • рост квалификации;
  • снижение загруженности работой;
  • сокращение ошибок при выполнении своих функций;
  • достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Данный метод предлагает ведение дневника времени, который представляет собой одновременно календарь–памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Установление приоритетов с помощью анализа метода АБВ включает в себя три закономерности, представленные в таблице 1.

Таблица 1. [3, с.12]

Сущность метода АБВ в самоменеджменте

Важнейшие задачи (категория А)

15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель

вклад в достижение цели составляет примерно 65%

Важные задачи (категория Б)

Менее важные и несущественные задачи (категория В)

Нужно учесть, что установление приоритетов – важное правило эффективной технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

Согласно методу анализа по принципу Эйзенхауэра установление приоритетов осуществляется по таким критериям, как срочность и важность дела [6].

В зависимости от степени срочности и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

Читайте также: