Христос и его крест доклад
Обновлено: 15.05.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ХРИСТОС И ЕГО КРЕСТ Основы православной культуры Класс – 4. Урок 7
Исполнение пророчеств После рассказа о рождении Христа в Евангелии повествуется о Его юности и начале проповеди. Когда Он начал проповедовать, множество народа последовало за ним и признало в Нем предсказанного древними пророками Помазанника (по-гречески – Христос), который явился спасти заблудившихся в жизни людей и искупить их грехи. Христос говорил о заключении Нового Завета с людьми, о том, что не только еврейский народ будет спасен, но и все народы, поверившие в Него. Его стали называть Сын Божий, то есть признали Богом. Пророчество - предсказание, являющееся, по религиозным представлениям, откровением Бога. Пророчество адресовано отдельным людям или группе людей (племени, народу или всему человечеству). До людей его доносят пророки.
Жертва Христа. Голгофа. Распятие Голгофа (небольшая гора на окраине Иерусалима - столицы Иудеи), где распинали преступников. Христос прошел через смерть т, как проходят через дверь, чтобы оказаться за ней в новом пространстве. Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, переступивший порог смерти, встретил за ним не пустоту, а любовь Христа. Пройдя путь человеческой жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.
Храм Гроба Господня в Иерусалиме После смерти Христа, по преданию, произошло сильное землетрясение. На том месте в Иерусалиме, где был распят, погребен, а затем воскрес Христос, сейчас находится храм Гроба Господня, который христиане стремятся посещать для молитвы.
Посмотрев данный видеоурок, вы узнаете, в чём же состоит символизм креста для христианина. Сын Божий Иисус был распят на кресте за грехи людские, но история Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Христос и Его Крест"
Библия подчёркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.
Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное человеческое тело и человеческую душу. Он вочеловечился. Почему? Потому что Бог есть любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать единым с нами. И для этого Он стал человеком. Ведь Бог свободен. Он создал природу, и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не властны над Ним. Он может всё — в том числе стать не только Богом.
Так, более 2000 лет назад произошло Рождество Христово.
В холодную пору в местности,
привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности
более, чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне
может зимой мести.
Ему всё казалось огромным:
грудь матери, жёлтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребёнка издалека,
из глубины Вселенной, с другого её конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца.
Евангелия называют Иисуса Сыном Всевышнего, Сыном Божиим. Для христиан это служит указанием на полноту воплощения Бога в Христе. Бог стал Богочеловеком.
Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Пройдя весь путь человеческой жизни, Бог вошёл и в мир человеческой смерти.
Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог — там вечная жизнь и нет места для смерти. И всё же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.
Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если бессмертный умер — значит Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он Сам добровольно принял Крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом пространстве.
Люди умирали и до Христа, и после Него. Но до Христа смерть давала людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы
не пустоту, а любовь Христа.
Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.
Христос не спорил и со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча жизни (а Бог есть жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине. Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
Евангелие так передаёт ответы Христа Его судье — Понтию Пилату:
Что же такое распятие?
Древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своих сочинениях называл распятие самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Такая казнь могла длиться несколько суток.
Две деревянные перекладины клались друг на друга. В большинстве случаев осуждённых просто привязывали, а иногда и прибивали к кресту. Затем крест поднимали над землёй, и человек часами висел. Каждое его движение причиняло ему невыносимые страдания. В Евангелии сказано, что страдания Христа длились около шести часов.
Уже когда Христос умер, римский воин пронзил Его грудь копьём. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
Плащаница — это ткань, которой в те времена было принято обворачивать тела умерших перед погребением.
В наши дни многие верующие убеждены в том, что плащаница, в которую было завёрнуто перед погребением тело Иисуса Христа, хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в итальянском городе Турине и ценится как одна из важнейших реликвий христианства.
Туринская плащаница — это полотно длиной 4,3 метра и шириной 1,1 м. Загадка плащаницы заключается в том, что на ней имеется изображение человека в полный рост. Верующие считают, что отпечаток тела мог возникнуть только в момент воскресения.
Надеемся, что теперь вам понятно, почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям.
В напоминание об этом христиане носят на своей груди нательный крестик.
На православном кресте есть три поперечные перекладины. У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же — знак уверенности и твёрдости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от угрозы, а его колокольня — как мачта. Это символизирует спасение вербующих, входящих в храм.
И это неслучайно, ведь с первых веков христианства якорь становится символом надежды и спасения. Сохранились печати первых христиан, где рядом с инициалами Иисуса Христа изображена рыба, оплетающая якорь.
К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней — Его ноги. Она перекошена потому, что вместе с Христом были казнены ещё два человека. Они действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог, то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь.
Считается что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масленичного дерева.
В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.
2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал
3. Объясните, почему крест, орудие пытки и свидетельство
страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
4. Рассмотрите крест, нарисуйте его, объясните каждую составляющую его частей.
Взятие Иисуса Христа под стражу в Гефсиманском саду • Когда Христос молился в Гефсиманском саду, предатель Иуда пришел туда с воинами. Схватив Христа, они привели Его на суд к римскому правителю Пилату.
Суд Пилата над Иисусом Христом • Видя невиновность Христа, Пилат хотел отпустить Его. Но, желая угодить толпе народа, осудил Христа на распятие на месте, называемом Голгофа.
Путь на Голгофу • После перенесенных мучений Христос должен был Сам нести на гору Голгофу орудие Своей казни – тяжелый деревянный Крест. Измученный, Спаситель падал, и воины заставили проходящего по дороге Симона Киринеянина нести Крест Иисуса Христа
• Смерть пришла в мир вместе с грехом Адама. Христос Спаситель – не имел греха, но взял на себя грехи всего человечества. Чтобы избавить людей от смерти и ада, Господь Иисус Христос шел на смерть добровольно
• День ясен был, но вдруг вдали • Возникла тьма, и солнце скрылось, • Тревожно небо помутилось, • И с шумом треснул грунт земли! • Без света стал весь мир так мрачен, • Затменье всюду разлилось • Когда, изранен и беззрачен, • Повис на дереве Христос…
• Лукаво выданный Своим учеником • Он был жестоко подвергнут поруганью: • Увенчан тернием, и предан бичеванью, • И осужден на смерть неправедным судом. • И был Он на Кресте позорно пригвожден. • Обагрена земля божественною кровью, • Но с высоты Креста изрек прощенье Он, • Учивший воздавать за зло любовью.
Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее. Что касается протестантов, то они не признают такой символ как крест и не носят его. Крест для протестантов - символ позорной казни, орудие, посредством которого Спасителю не только причинили великую боль, но и убили Его.
Причина, почему человек носит нательный крестик , у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест - красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого одетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТНОЙ СМЕРТИ СПАСИТЕЛЯ
Как известно, возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.
Распятие на кресте у римлян
До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.
Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.
Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.
Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?
Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть , что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие.
Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24).
Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.
При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:
а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;
б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;
в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;
г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;
д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).
В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мф. 10:38).
ФОРМА КРЕСТА
Четырехконечный крест
Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции - четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.
Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест . Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.
Восьмиконечный православный крест
Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено , однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.
Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.
Шестиконечный крест
Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест . В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.
Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.
РАСПЯТИЕ
В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.
До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.
Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.
Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.
Православное Распятие | Католическое Распятие |
В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.
Различия католического и православного креста
Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:
Крест – 1) орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят ради искупления людей; 2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью; 3) наименование крестного подвига Спасителя. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества ( 1Пет.2:24 ). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
- символ нашего спасения,
- символ любви к Богу,
- духовное оружие, средство духовной борьбы,
- знак исповедания веры.
Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.
Прообразы Креста Господня в Ветхом Завете
1) Медный Змий, созданный Моисеем и повешенный на знамя в лагере иудеев, которых кусали змеи, в наказание от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, укушенный змеей, взглянув на медного змия, не умирал ( Числ.21: 4–9 ).
2) Благословение Иаковом сыновей и внуков, произошло положением рук на головы сыновей стоявших напротив отца: Ефрема (стоял слева) и Манассии (стоял справа). Вместо того, чтобы протянуть руки и благословить правой рукой Манассию, а левой — Ефрема, он скрестил руки и благословил правой рукой Ефрема, а левой — Манассию, чем младшему предпослал первенство. Этим благословением праотец Иаков дал понять, что настанет время, когда люди будут получать благословение Божие не по старшинству или происхождению (не имея достойных качеств для этого), а по своим добродетелям ( Быт.48:13–15 ).
3) Крест, начертанный Моисеем при переходе через Чермное море. Начертав крест, Моисей разделил море и при переходе, таким же образом, начертав Крест, сомкнул. Для иудеев переход через Чермное море был бегством и спасением от войск фараона, потопленных в море ( Исх.14 ).
4) Превращение горькой воды в сладкую путем погружения дерева в воды Мерры на пути иудейского народа из Египта к Синаю, было прообразом древа креста, которым преодолевается горечь страданий на земле и подается вечная жизнь ( Исх.15:25 ).
5) Руки Моисея, воздетые крестообразно в борьбе с амаликитянами ( Исх.17:8–13 ).
Эти прообразы описаны в произведении I в. “Послание апостола Варнавы” (гл. 11:12).
Виды крестов:
-
– носимый христианами под одеждой на теле.
- Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони. – носимый архиереем вместе с панагией.
- Крест напрестольный – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
О молитве Кресту. Почему мы обращаемся ко Кресту, как к личности?
Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.
Церковные службы Кресту Господню
-
(3‑е воскресенье Великого поста) (14 августа) (27 сентября)
- Среда и пятница в седмичном круге богослужений посвящены Кресту Господню.
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Надписи и криптограммы на Русских крестах:
В чем заключается тайна Креста Господня?
Почему Иисус Христос претерпел именно крестную смерть на древе?
Почему Крест называют знамением истины?
Правда ли, что у каждого человека свой собственный крест?
Должны ли мы почитать как тот самый Крест его современные копии и изображения?
Читайте также: