Доклад на тему работа классного руководителя по формированию культуры зож

Обновлено: 02.07.2024

Еще сравнительно недавно все необходимое человеку для жизни казалось неисчерпаемым и вечным: леса, фаунистические ресурсы, полезные ископаемые и т.д. Вода лилась из кранов, в нужное время начинало работать центральное отопление, всегда были к услугам электроэнергия и газ. Теперь же люди осознали, что ничто не вечно и все, что мы потребляем у природы, необходимо расходовать экономно, при этом заботясь о восстановлении ресурсов. Все вышесказанное относится и к здоровью человека, так как здоровье ― основной собственный ресурс каждого из нас. Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоя­нием человека. И делом не только личным, но и общественным. Но, к сожалению, здоровье занимает у человека далеко и не всегда первое место, которое у некоторых отведено вещам и другим материальным благам жизни, карьере, успеху. Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация - вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек' стать здоровым.

А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит - развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию как неблагопри­ятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образователь­ная и воспитательная деятельность семьи, колледжа и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Семья, к сожалению, не является в наше время местом формиро­вания и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна, не имеет мораль­ного права устраниться от решения столь важной проблемы. Именно семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому либо типу.

1. Патриархальная (традиционная) семья.

2. Нуклеарная семья.

Состоят преимущественно из двух поколений - из супругов и детей - до вступления в брак последних. В таких семьях, то есть в молодых семьях, обычно наблюдается тесное сотрудничество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых по обычаю принято вуалировать подобные отношения. Но распространение нуклеарных семей чревато ослаблением эмоциональных связей между молодыми супругами и их родителями, в результате снижается возможность оказания взаимопомощи, затруднена передача опыта, в том числе и опыта воспитания, от старшего поколения к младшему.

3. Неполная семья.

Печальная примета нынешнего времени - рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще всего мать) воспитывает ребенка (детей). И если при этом в семье нет отца или его образа, то юноше очень трудно приходится становиться мужчиной.

4. Материнская (внебрачная) семья.

Отличается от неполной семьи тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. На сегодня в России каждый третий ребенок воспитывается в неполной или материнской семье.

Но несмотря, какому типу относится та или иная семья, каждая семья в первую очередь имеет воспитательную функцию. Воспитательный потенциал семьи - это совокупность материальных, национальных, психологических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.)

Особенности семейного воспитания:

- органическая связь с жизнедеятельностью ребенка;

- непрерывность и длительность воздействия;

- многократность и противоречивость воспитательного воздействия;

- интимность, естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;

- общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);

- взаимная направленность формирующих воздействий.

Негативные факторы семейного воспитания:

- безнравственность, аморальный стиль и тон отношений;

- авторитаризм и безграничный либерализм;

- неразвитость родительских чувств;

- отсутствие нормального психологического климата;

- преобладание материальных ценностей;

- фанатизм в любых ее проявлениях;

- противоправное (криминальное) поведение взрослых;

- отсутствие психолого-педагогических знаний у взрослых членов семьи.

Одним словом, нормальная семья - это лучший залог предупреждения пьянства, алкоголизма и, конечно же, табакокурения. Не является секретом тот факт, что отсутствие тепла, уюта в доме, радостной атмосферы, которые не сумела создать мать, заставляют других членов семьи искать их где-то в стороне. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли.

Рассматриваемые вопросы, связанные с алкоголизацией и курением, являются актуальными, конечно, в первую очередь, для подрастающего поколения. Отсутствие надежной информации о распространенности, частоте применения наркотиков, алкогольных напитков, токсических средств, включая курение, затрудняет восприятие фактов, связанных с тяжелыми последствиями, которые оказывают на здоровье эти вещества. Да, многие подростки не знают о вреде этих веществ, так как в первую очередь не хватает семейного общения.

Главные ошибки современных семей:

- нехватка семейного общения;

- безразличность в делах детей;

- злоупотребление алкоголем, курением самих родителей.

Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни учащихся, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга. Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жиз­ненным ценностям, формирование интереса к творческой, познава­тельной деятельности, создание условий для социального и профес­сионального самоопределения, профилактические меры - все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здо­ровым, сохранить и укрепить свое здоровье - это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь лю­дям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет или ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком. Благодаря совместным усилиям колледжа, семьи, общества подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответствен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье - это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительные и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профи­лактика (в переводе с греческого - предохранительный, предупреди­тельный) - это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их твор­ческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха и т. д.

В результате научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение раз­личных форм патологии организма. Например, курение ведет к воз­никновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причину многих заболеваний (большинства форм неинфекционной патологии, и том числе и сердечно-сосудистых заболеваний) следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко рас­пространены среди детей и подростков. Но и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эф­фективно.

Семейное воспитание - дело не простое, особенно, когда ребенок находится в подростковом возрасте. Учителя, психологи и врачи должны помочь родителям осознать всю важность процессов, происходящих в подростковом организме. В связи с этими изменениями меняются и методы семейного воспитания. Данному вопросу должно уделяться большое внимание в процессе проведе­ния родительских собраний.

Осуществление профилактических и воспитательных мер - задача всего общества: органов здравоохранения, различных министерств и ведомств, периодической печати и телевидения, об­щественных организаций и трудовых коллективов. Но в первую очередь - это забота семьи и учебного заведения. И тем и другим не следует забы­вать, что здоровье молодого поколения - это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства, достойная старость каждого из нас.

Доклад на тему:

Деятельность классного руководителя – особая область, требующая специфических знаний, умений и качеств. Институт классных руководителей был введен в нашей стране в 1934 году. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г.

В российских школах до революции 1917 года в гимназиях были классные наставники и дамы, в основном осуществлявшие надзор за поведением учащихся. После революции был период самоуправления учащихся, который показал, что для организации внеурочной деятельности школьников и их целенаправленного воспитания необходим классный руководитель.

Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов, заслуженный учитель и педагог - новатор утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу? За основу необходимо взять здоровье обучающегося.

· двигательная активность

· занятия физкультурой

· отсутствие вредных привычек

· рациональное питание

· личная гигиена

· режим труда и отдыха

Режим дня –одно из направлений сохранения здоровья ребенка.

Великий физиолог Павлов не раз говорил, что ни что не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок жизни. Это и есть режим дня. Если ребёнок не доспал – у него нет внимания, на уроке он зевает, отвлекается. Поэтому должны быть отведены определённые часы для занятий, прогулок, сна и других различных дел.

· положительные эмоции

· любовь к людям

· отсутствие вредных привычек

Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива в целом, и, прежде всего классного руководителя, является формирование здорового образа жизни школьников. Задача классного руководителя – стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, педагогов-предметников, медиков, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье – как самоценность, выбрать здоровый образ жизни. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер.

Мы принимаем участие в общешкольных мероприятиях:

· Турнир по шашкам

В городских соревнованиях.

Азы здорового питания постигаем в кулинарном кружке уже не первый год.

Что может сделать классный руководитель в формировании здорового образа школьников на уроке? Поддерживать связь с учителями-предметниками.

Все учителя нашей школы этого придерживаются.

Постоянная серьезность – признак психологического нездоровья.

Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления.

Для меня важно, чтобы ребёнок рос и развивался не только физически, но и духовно.

Работа по сплочению ученического коллектива, по формированию и развитию духовного мира школьников продолжается и в учебном процессе. На уроках чтения я пытаюсь открыть юному читателю мир прекрасного, развивать его эстетические чувства. Каждое произведение — это урок жизни, помогающее понять, что такое духовность, милосердие, человечность. Я должна убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию.

В конечном счёте, моя позиция такова: мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимопонимании. И пусть законом нашей жизни станут удивительные слова Булата Окуджавы:

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, -

Тем более, что жизнь короткая такая.

Предполагаю продолжить работу по формированию потребности здорового образа жизни школьников, учитывая психофизиологические и возрастные особенности школьников.

Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр.

Оздоровление в школе должно начинаться именно с нас.

Никогда не болеть;

Вершить добрые дела.

В общем вести здоровый образ жизни.

1. Продолжить развитие системы внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование здорового образа жизни;

2. Использовать в воспитательном процессе здоровьесберегающие технологии.

3. Воспитывать у обучающихся культуру здоровья, личностные качества, способствующие его сохранению и укреплению, формировать представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

4. Формировать здоровьесберегающие компетенции всех участников образовательного процесса.

5. Использовать в работе классных руководителей разные направления здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описана роль классного руководителя в формировании у у чеников здорового образа жизни, система мероприятий.

РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ЗОЖ

Н.Н. Аболмасова, классный руководитель 8 класса

Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.

Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.

По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".

Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.

Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:

Организация рационального режима дня;

Организация рационального режима питания;

Здоровый психологический климат в классе и школе;

Активный развивающий досуг.

По этим правилам строится работа каждого классного руководителя в нашей школе.

1. Организация рационального режима дня.

Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня для каждого ученика на уроках “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися начальной и старшей школы.

При подготовке игры были поставлены следующие задачи:

– закрепить знания учащихся о режиме дня;

– закрепить правила поведения на перемене;

– закрепить знания учащихся о личной гигиене.

В игре принимали участие не только учащиеся 5-го класса и их родители, но и ученики 1-го класса, которые пришли к первой учительнице после выпуска .

Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.

2. Организация рационального режима питания.

Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.

Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.

Для этого проводятся игровые классные часы, на уроках “Я расту здоровым” рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.

В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.

3. Здоровый психологический климат в классе и школе.

4. Культура движений

В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в секциях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. Это занятия в бассейне, танцы и спортивные секции.

5. Активный развивающий досуг.

С этим направлением деятельности в нашей школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 4 направления:

В моем классе в системе дополнительного образования занимается 76% учащихся. Из 23 человек:

Танцами занимаются 2 человек;

Рисованием – 2 человека;

Вокалом – 4 человек;

Игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, баян) – 3 человек;

7 мальчиков занимаются в спортивной секции по футболу.

1 девочка посещает секцию восточных единоборств.

6 мальчиков ездят на футбол во дворец спорта ПРОМАГРО.

Помимо дополнительного образования многие дети посещают занятия вне школы. Это плавание (4 человек), танцы (2 человека), музыкальная школа (1 человек), карате (2 человека), художественная школа (2 человека).

Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мой учитель и я – спортивная семья”, проведение агитбригад, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.

Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?

Планировать работу по здоровьесбережению.

Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.

Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.

Сотрудничать со специалистами школы.

Отслеживать результативность деятельности

Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:

Организация здоровьесберегающего образовательного процесса:

— обеспечение соблюдения санитарно – гигиенических норм при организации образовательного процесса, норм техники безопасности;

— обеспечение здоровьесберегающего режима работы класса (дни и уроки здоровья);

— организация рациональной системы питания;

— обеспечение оптимального режима двигательной активности учащихся (физкультурные минутки, прогулки);

— разработка комплекса мероприятий по выявлению уровня физического и психологического развития обучающихся;

Здоровьесберегающая деятельность, осуществляется и реализуется в школе по 3-м направлениям:

  1. Спортивно-оздоровительная работа с детьми (спортивные мероприятия: стартины, эстафеты, Дни здоровья)
  2. Формирование у школьников и родителей представлений о здоровом образе жизни.
  3. Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей на уроке и во внеурочной деятельности.

Цель – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического, психического и духовно-нравственного здоровья, для будущего самоутверждения.

Задачи:

  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • формировать у учащихся сознания ценности физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

Виды деятельности классного руководителя:

  • Сотрудничество с медицинским персоналом МБОУ СОШ № 8 и медицинскими учреждениями с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
  • Сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками.
  • Сотрудничество с психологической службой для изучения физического и психологического состояния учащихся и возможной коррекции здоровья учащихся.
  • Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
  • Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.
  • Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Основные понятия:

  • психическое, физическое и духовно-нравственное здоровье;
  • культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей;
  • традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья;
  • гигиена, гармония души и тела;
  • воля, волевые качества человека для сохранения здоровья.

Формы внеклассной работы:

Работа с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями по данному направлению включает три основных направления:

Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс:

  • дни творчества детей и родителей (Ярмарка -2008);
  • внеклассные мероприятия;
  • классные праздники;
  • походы выходного дня.

Участие родителей в управлении воспитательным процессом:

  • участие родителей в работе родительского комитета;
  • участие родителей в работе Управляющего совета школы.

Тематика родительских собраний:

Форма проведения – круглый стол.

Форма проведения – дискуссия.

Форма проведения – обмен мнениями по теме собрания.

Форма проведения – семейный совет.

  1. Чем родители могут помочь детям в борьбе с табакокурением.

Форма проведения – круглый стол.

Форма собрания – семейный совет

Форма проведения — лекторий

Форма проведения – дискуссия

  1. Информационная безопасность учащихся (в сети Интернет)

Форма проведения — лекторий

Форма проведения – праздник.

План мероприятий по реализации программы по здоровьюсбережению

на 2017-2018 учебный год

Читайте также: