Доклад на тему психология воспитания

Обновлено: 09.05.2024

Психология воспитания – область психологии, занимающаяся разработкой психологических основ обучения и воспитания. Психологию воспитания относят к прикладным отраслям психологии, целью которых является решение практических проблем. Вместе с тем психология воспитания является полем как фундаментальных, так и прикладных исследований и использует педагогические учреждения в качестве психологической лаборатории.

Воспитание – это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка.

Цели и задачи воспитания

Главная цель воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. Задачи воспитания не устанавливаются раз и навсегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения – изменяются и задачи воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и задачи воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Институты воспитания

К институтам воспитания относятся семья; детские сады, школы и другие специальные учреждения; средства массовой информации; литература и искусство.

Средства и методы воспитания

Классификация видов методов воспитания

Классифицировать методы воспитания можно по разным основаниям, и таких классификаций существует много. В 1960-е гг. общепринятой была классификация методов воспитания, состоящая всего из двух категорий: 1) методы, направленные на сознание ребенка; 2) методы, направленные на его поведение.

В 1970-е гг. значительная часть теоретиков педагогики и педагогической психологии принимали классификацию методов воспитания на основе трех главных направлений деятельности воспитателя: 1) методы целенаправленного формирования качеств личности; 2) методы стимулирования естественного саморазвития личности; 3) методы коррекции развития личности.

В начале 1980-х гг. оформилась концепция деятельностного подхода к воспитанию и ленинградские педагоги Т.Е. Конникова и Г. И. Щукина предложили классификацию методов воспитания по критерию их отношения к деятельности ребенка. В их системе рассматривалось три группы методов воспитания: 1) методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности; 2) методы формирования общественного сознания; 3) методы стимуляции деятельности.

Известный современный московский педагог-новатор и ученый В. А. Караковский предложил классификацию, критерием которой являются используемые средства воспитания, и выделил шесть групп методов: 1) воспитание словом; 2) воспитание делом; 3) воспитание ситуацией; 4) воспитание игрой; 5) воспитание общением; 6) воспитание отношениями.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология воспитания

Психология воспитания
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Сущность воспитания

Воспитание – это целенаправленное формирование отношения к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни (Н.Е. Щуркова) [63].
Представленные определения имеют существенные различия в содержании и отражают наметившуюся тенденцию к гуманизации процесса воспитания, к усилению роли личности воспитанника в этом процессе.
Г.П. Синицына, рассматривая воспитание с точки зрения современного понимания, отмечает необходимость нового осмысления этого понятия. По мнению автора, в настоящее время существует потребность государства и общества в восстановлении воспитательной функции образования, а также потребность науки , которая на ходится в поиске н овых методологических оснований, в разработке теоретических концепций, ориентированных на проблемы образовательной практики [49].
Е.В. Титова выделяет три аспекта воспитания, дополняющие друг друга [55].
Ø внутренний процесс становления и развития личности,
Ø влияние общества, социальной среды на развитие личности,
Ø деятельность, направленная на обеспечение условий развития личности.

К ним относятся:
Ø биогенетические теории, согласно которым личностные качества в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни;
Ø социогенетические теории, утверждающие, что формирование личности детерминируется исключительно социальной средой, что все в человеке поддается формированию - от темперамента до установок;
Ø позициональные теории, считающие предметом воспитания черты личности и особенности их
формирования и развития. Базисные черты личности в основном связываются с опытом раннего детства.

Вторичные черты приобретаются в течение всей жизни;
Ø гуманистические теории, которые обсуждают вопрос влияния воспитания на формирование и развитие
интересов и потребностей человека.

Цели и задачи воспитания

Дискуссионна сама проблема постановки целей воспитания, которые не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Реальные цели всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными [38].
Ни одно из существующих на сегодняшний день многочисленных определений цели воспитания не является исчерпывающим:
Ø воспитание всесторонне и гармонично развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство;
Ø приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности;
Ø воспитание социально компетентной личности;
Ø воспитание автономной личности, способной к позитивному изменению и совершенствованию себя и окружающей действительности;
Ø формирование отношений личности к миру и с миром, к себе и с самой собой;
Ø развитие самосознания личности, помощь ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
В современную эпоху большинство исследователей цель и смысл воспитания понимают как формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.
Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются в первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним относятся понятия добра, порядочности, гуманности и любви к окружающим, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее.

Виды и принципы воспитания

С содержательной точки зрения воспитание классифицируется по-разному. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, трудовое; физическое воспитание. Часто, принимая во внимание разные аспекты воспитательного процесса, выделяют: идейно- политическое, патриотическое, нравственное, интернациональное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, половое, экологическое, экономическое воспитание.
Однако такое разделение является условным, так как на практике воспитание представляет собой единый, целостный процесс. По институциональному признаку выделяют семейное и общественное (дошкольное, школьное, внешкольное, конфессиональное и др.) воспитание. По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократичное воспитание.
В психологии воспитания обозначены общеметодологические принципы, на основании которых воспитатель определяет стратегию и тактику использования конкретных воспитательных средств и методов воздействий на воспитуемых. Основными из них являются:
Ø включение детей на всех этапах их развития в различные социально-значимые виды деятельности;
Ø опора на коллектив и использование его позитивного влияния для повышения эффективности воспитательных воздействий;
Ø адекватное соотношение в процессе воспитания
вербальных и действенных методов;
Ø избегание формализма и неискренности в отношениях с воспитанниками;
Ø учет индивидуальных особенностей, ведущей мотивации и интересов учащихся; Ø применение воспитательных средств на фоне положительного отношения к ребенку, стремления его понять и готовности оказать ему психологическую поддержку [40].

Средства и методы воспитания

А.К. Маркова выделяет высокий и низкий уровни самовоспитуемости, саморазвиваемости и самообучаемости:
• высокий уровень: инициатива без толчков и стимулов извне, самостоятельная постановка целей саморазвития, построение программы и вариативность ее стратегий, самопрогнозирование, перспективное целеполагание, внутренняя устойчивость и цельность, построение новых смыслов (смыслообразование) в трудных условиях, повседневная рефлексия, владение приемами мобилизации и расслабления;
• низкий уровень: отсутствие потребности и способности самому чтото делать для своего развития (что может сочетаться с высокой дисциплиной как исполнителя), отсутствие внутреннего смысла и стержня существа личности, отсутствие интереса к самоанализу [28].

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как:
> самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);
> самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);
> осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач);
> самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий).

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных
результатов, самокоррекции.

Основные методы самовоспитания:
> самопознание, которое включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение;
> самообладание, которое опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение;
> самостимулирование, которое предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение [41].

Взаимосвязь обучения и воспитания

Критерии и уровни воспитанности

Воспитанность характеризуется умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности. Организация воспитания как целенаправленного и планомерного педагогического процесса предполагает наличие нормативов, или психологических критериев воспитанности.

Личностно-ориентированный подход к воспитанию, основанный на социально-деятельностном понимании природы личности как центральном положении отечественной психологии, направлен на максимальное содействие воспитателя становлению и развитию личности учащихся, обеспечению их личностного роста. Общение и совместная деятельность воспитателя и учащихся строятся на принципе понимания, принятия каждого ученика и оказания ему в случае необходимости психологической поддержки. Организация реального воспитательного процесса осуществляется с помощью системы средств и методов, адекватных принципам личностно-ориентированного воспитания [65].
Нарциссова С.Ю. Педагогическая психология: учебное пособие / С.Ю. Нарциссова. – М.: Издательство МНЭПУ. – 2017. – 185 с.

Понятие воспитания рассматривается многими науками (философия, социология, педагогика, психология и другие науки). Но даже в рамках одной науки нет единого подхода к его определению, так как оно объемно, многоаспектно и многозначно. Развитие общества, также вносит свои изменения в содержание понятия.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности в целом или ее отдельных её качеств (80-е гг.).

Воспитание – целенаправленное управление процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. (Рожков М.И.1994).

Воспитание – целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни. (Пидкасистый П.И. 1995).

Воспитание – это целенаправленное формирование отношений к системе наивысших ценностей достойной жизни достойного человека и формирование у ребенка способности выстраивать индивидуальный вариант собственной жизни в границах достойной жизни. (Щуркова Н.Е. Новое вос-питание. М., 2000)

Воспитание есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним и вне его) на человека с целью формирования у него определенных (рассматриваемых обществом в каждый данный исторический период его развития как социально значимых, позитивных) ценностных ориентаций, принципов поведения, систем оценок, отношения к себе, к другим людям, к труду, к обществу, к миру. (Лазурский А.Ф., Мясищев В.Н.)

В перечень основных понятий психологии воспитания включены компоненты процесса воспитания : цели – противоречия – закономерности – принципы – методы – формы – контроль – оценка результата.

Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда, для любого общества. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемых новыми тенденциями развития общества к личности человека. Цели воспитания остаются относительно устойчивыми лишь в стабильные периоды развития общества. Во времена значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределенными.

Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются и первую очередь так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним обычно относят понятия добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью понимают приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой будем понимать стремление личности к внутренней и внешней независимости. Оно обязательно сопровождается признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от религиозной, национальной, социальной и иной принадлежности. Ответственность мы определяем, как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом.

Общие цели воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Кроме общих выделяют еще и специальные цели воспитания, которые ученые описывают весьма приблизительно. Это цели воспитания, которые, как правило, становятся другими, когда общество, завершив один этап своею развития, начинает двигаться дальше.

Специальные цели воспитания, соответствующие современным тенденциям общественного прогресса, заключаются в том, чтобы вырастить школьников инициативными, предприимчивыми людьми, которые честолюбиво стремятся к достижению успехов.

Противоречия . Наиболее изученными противоречиями являются: противоречия между задачами воспитания и уровнем воспитанности ученика; между обобщенным морально-этическим опытом и индивидуальным жизненным опытом ребенка; между коллективными формами воспитания и индивидуальным характером овладения духовными ценностями; между неупорядоченным влиянием социальной среды и целенаправленностью и планомерностью воспитания и т. д.

Закономерности. Это понятие означает устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.

  1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется
    объективными потребностями производства и интересами правящих классов общества.
  2. Единство целей, содержания и методов воспитания.
  3. Неразрывное единство обучения и воспитания (в узком смысле) в целостном педагогическом процессе.
  4. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в деятельность.
  5. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности.

Только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здоровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (поведения), представляется возможным стимулировать ее активность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

  1. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью.
  2. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися
    перспективы их роста, помогать им добиваться радости успехов.
  3. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные
    качества учащихся и опираться на них.
  4. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
  5. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
  6. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.
  7. В процессе воспитания необходимо побудить ребенка к осуществлению самовоспитания.

Рассмотренные выше закономерности воспитания выступают как основополагающие требования, на основе которых необходимо осуществлять учебно-воспитательную работу.

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна

  • Методы формирования сознания: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа; увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
  • Методы организации деятельности и формирования опыта и поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
  • Методы стимулирования: соревнование, поощрение, наказание.

Формы воспитания . Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по

количеству участников) (коллективные – от 5 до 40 человек), массовые.

Контроль и оценка результата . Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показатели уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).

Воспитание рассматривается как целостное воздействие всей образовательной среды, хотя в аналитических и педагогических целях оно дифференцируется на нравственное, эстетическое, трудовое, физическое и т.д.

В широком смысле слона под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Под психологическими средствами воздействия на личность (в узком смысле слова) мы понимаем действия, предпринимаемые воспитателем, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним относят всевозможные виды научения, которые связаны с формированием поступков человека, убеждение, внушение, изменение социальных установок, преобразование когнитивной сферы, а также психотерапию, социально-психологический тренинг и другие виды психологической коррекции.

Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.

Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуются с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, ссылка на мнение авторитетного человека).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные. Осознанные средства воспитания заключаются в том, что воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания характеризуются тем, что воспитуемый принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства принято делить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т. е. воспитательные влияния обязательно включают в себя разные стороны личности воспитуемого.

К достоинствам прямых средств воспитания относят то, что они:

♦ задействуют такие виды научения, как заражение, подражание и внушение, которые основаны на механизме викарного научения (например, воспитатель демонстрирует нужный образец поведения и обеспечивает полное и правильное его восприятие испытуемым);

  • расширяют возможности воспитания;
  • являются единственно возможными средствами на ранних этапах детского развития (когда ребенок еще не понимает речь).

Недостатками прямых средств воспитания являются персональная и временная ограниченность их применения (воспитатель может передать только то, чем обладает он сам). Кроме того, не всегда воспитатель может находиться в личном контакте с воспитуемым.

Достоинства косвенных средств воспитания : разносторонность и длительность их воздействия на воспитуемого (книги, средства массовой информации, другие системы кодирования и передачи информации).

Выделяют следующие основные недостатки косвенных средств воспитания:

  • они лишены живой эмоциональной силы (она есть при прямом
    воспитательном воздействии);
  • возрастные ограничения (они применимы к детям, обладающим
    речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного).

Осознанные средства воспитания являются управляемыми с заранее контролируемыми и предвидимыми результатами. К их недостаткам относят возрастные ограничения (они не применимы к детям раннего возраста и даже отчасти к младшим школьникам).

Неосознанные средства воспитания трудно оценить из-за недостаточной контролируемости сознанием. Они имеют место чаще, чем осознанные средства воспитания. Когнитивные воспитательные влияния в современных условиях являются основными, так как большинство ученых считают, что знания человека не только определяют его личность, по и его поведение.

Эмоциональные воспитательные влияния призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, которые облегчают или затрудняют принятие им других психологических влияний. Установлено, что положительные эмоции открывают, а отрицательные закрывают воспитуемого от воспитательного воздействия воспитателя.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. В данном случае воспитуемый сначала совершает поступок и только потом осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Заметим, что воспитательные воздействия будут наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. обязательно включают когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия).

В последнее время широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы, устанавливать нормальные, бесконфликтные и эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми.

Гост

ГОСТ

Понятие воспитания

Воспитанием называют процесс сознательного влияния, целью которого служит изучение ребенком необходимого жизненного опыта в социальной среде и создания приемлемой для общества системы ценностей.

Воспитание происходит в процессе деятельности по передаче молодому поколению общественного и исторического опытов. Благодаря планомерному влиянию на сознание и характер человека для вырабатывания конкретных установок и жизненных принципов, обеспечивающих нужные условия для формирования, его подготовки к социальной жизни и профессиональной среде.

Психологией определены законы, по которым развивается личность, характеристики ее становления во время разных возрастных этапов.

Влияние общества на процесс воспитания значительно в периоды, когда растущий человек восприимчив к чужому мнению, к утверждению своих жизненных позиций. Понимание этих законов дает возможность ориентировать педагогов и психологов на формирование цельной системы развития детей младенческого, подросткового и юношеского возраста.

Акцент ставится на создании у них самостоятельного и ответственного характера, отстаивании своих принципов и сохранении собственного достоинства, а также творческому подходу и аналитическому мышлению. При этом обеспечивается согласованность социального и семейного воспитания, с возможностью корректировать возникающие отклонения в развитии ребенка и его поведении.

Воспитание в рамках деятельностного подхода

Деятельностный подход при воспитании ребенка отталкивается из того, что он активно соприкасается и взаимодействует с многообразием окружающих вещей.

На различных стадиях развития разнообразные миры занимают основной вектор внимания в активности ребенка. Бывает, что усилен интерес к коммуникативной деятельности, тогда происходит формирование мотивационной сферы, а когда интересна предметная деятельность, тогда формируются познавательные сферы жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

В младенчестве основной деятельностью служит эмоциональное общение с окружающими взрослыми. Благодаря любящему взрослому младенец может познать искусство общения с другими. При отсутствии близкого человека этот навык мало развит.

В детском возрасте главной деятельностью становится предметно-орудийная направленность. Активно играя с предметами, ребенок изучает окружающий мир. Помощь взрослого раскрывает навыки взаимодействия в этой деятельности.

В дошкольном возрасте основной деятельностью служат ролевые игры. Проигрывая разнообразные роли, ребенок познает искусство взаимоотношений людей друг с другом.

Главной деятельностью младших школьников является учеба. Во время первых школьных лет идет развитие познавательного мира ребенка и его талантов.

У подростков основное воспитание происходит через общение. В этот период ему важно найти понимающего человека среди своих сверстников. В этом заключается фундамент его коммуникативности в дальнейшей жизни.

Любой ребенок вступает в отношения с окружающими его людьми и переживает немало всевозможных влияний: полезных, вредоносных или нейтральных, с позиции психологии воспитания.

Школьник всегда включен в различные группы (классы, кружки, секции, спортивные команды и т. д.). Так коллектив погружает ребенка в межличностные и социальные отношения.

Можно сравнить обычную, повседневную среду взаимодействия ребенка, для которой свойственно беспорядочное, разнонаправленное, случайное влияние, со средой в воспитательном коллективе, где влияние упорядочено и целенаправленно.

Психология воспитания в семье

Развитие ребенка в семье является основополагающей деятельностью для него. С самых первых шагов в общественной жизни появляется потребность воспитания в ребенке норм и правил, по которым живут взрослые. Таким образом, сформировалось знание и понимание психологии воспитания как процесса формирования взрослыми у детей важных для его жизни качеств характера. Главенствующая роль при этом принадлежит родителям.

Читайте также: