Доклад на тему проблема изношенности основных фондов в казахстанской экономике

Обновлено: 01.07.2024

Работа содержит 1 файл

статья ЭП.doc

Современное состояние экономики Казахстана: основные проблемы и пути решения.

Первой и, на мой взгляд, самой главной проблемой является сырьевая направленность экономики Казахстана. Давайте проследим причины становления Казахстана сырьевым придатком России. Во-первых, структура старой советской экономики была изолирована от мирового рынка, претерпевала глубокие и серьезные деформации, большинство отраслей добывающей промышленности характеризовались низкой конкурентоспособностью и были полностью монополизированы, единственным владельцем которым было государство. СССР рассматривало Казахстан только как страну, богатую полезными ископаемыми и не стремилось создавать на казахской территории заводы и фабрики по переработке данного сырья. Казахстан входил в единый промышленный комплекс СССР. Так из Казахстана ежегодно вывозилось 31% нефтегазовой продукции, 46% продуктов черной промышленности, 22% цветной металлургии, 6% химической, 24% химической. (Анализ структурных сдвигов в экономике Казахстана, Есенев М.А., Транзитная экономика, стр 51-53) Казахстан был поделен на несколько крупных промышленных участков. Единственными производителями отдельных видов цветных металлов по прежнему остаются Жезказганский и Балхашский горнометаллургические комбинаты, Усть-Каменогорский титано-магниевый, Шымкентский свинцовый и Павлодарский алюминиевый заводы. Экономики Казахстана в основном состоит из крупных промышленных предприятий. К сожалению, малые предприятия, которые стимулируют конкуренцию и придают экономике страны гибкость, в Казахстане не получили должного развития. В сравнении с США, Германией и Японией, где удельный вес малых предприятий в производстве охватывает почти 70%, в нашей стране малые предприятия не получили всеобщего распространения.

Наиболее злободневными являются вопросы функционирования банков второго уровня второго уровня в Казахстане с населением в 16 миллионов человек и с числом коммерческих банков 38. Такое большое количество банков второго уровня создает неудобную финансовую среду, ненормальную конкуренцию, стремление к высоким процентным ставкам, незаконным сделкам, отмыванию теневого капитала. Это все свидетельствует о том, что страна ежегодно лишается огромного количества ликвидных денег. Отсюда следует делать вывод, что государству необходимо проводить политику по сокращению количества банков и объединению большинства банков второго уровня до числа 10-12. Завершение реструктуризации трех крупных банков Казахстана позитивно отразилось на основных показателях банковской системы в период с 2010 по 2011 года, однако несмотря на это период стагнации экономики и банковского сектора Казахстана до сих пор остается наболевшей темой.

Для решения проблемы банковского сектора в стране необходимо принимать определенные меры. Во-первых, из-за несовершенного правового регулирования деятельности организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, эти самые организации могут заниматься отмыванием теневого капитала. Поэтому необходимо усилить работу по финансовому надзору по кредитным организациям и банкам, что поможет предотвратить новую волну финансового кризиса. Во-вторых, необходимо увеличить прозрачность структуры собственности, в частности ввести ограничения в части влияния акционеров на банки, а также ограничения по вмешательству банков в операционную деятельность других финансовых организаций, таких как накопительные пенсионные фонды и страховые организации. В-третьих, нужно улучшить кредитные портфели банков путем максимальной ликвидации безнадежных кредитов. В-четвертых, как говорилось ранее, правительству нужно всерьез рассмотреть проблему несовершенной конкуренции между банками ввиду их большого количества, что вызывает дисбаланс и диспропорции на рынке финансовых услуг.

В заключении хотелось бы отметить, что уязвимыми местами, сделавшими отечественную банковскую систему столь нестабильной, стали массовое привлечение средств с внешних рынков и накопление плохих долгов. Сегодняшние проблемы в банковской сфере стали следствием структурных проблем, сильной зависимости от иностранных инвесторов, слабого риск-менеджмента, слабой работой надзорных органов. Конечно, каждый кризис это не повод для отчаяния, а повод для поиска новых методов решения проблемы и развития. На мой взгляд, проведенные государством активные меры по стабилизации банковского сектор дали свои определенные результаты и при дальнейшей поддержке и стимуляции приведут к укреплению банков Казахстана.

Третьей, но не менее важной проблемой является нынешнее состояние агропромышленного комплекса, который страдает от нехватки квалифицированных кадров и профессионального оборудования. Сельскохозяйственная отрасль Казахстана является базовой в плане ее роли в структуре экономики страны. Эта отрасль в соответствии со Стратегией развития до 2020 годы выдвинута как одна из семи ключевых отраслей развития. Велика ее роль в увеличении добавленной стоимости конечных продуктов за счет сельскохозяйственной переработки. Если учесть, что в сельской местности проживает более 40% населения Казахстана, то можно сделать вывод, что развитие агропромышленного сектора страны просто жизненно необходимо как в экономическом, так и в социальном плане. Развитие сельского хозяйства гарантирует стране продовольственную безопасность, развитие инфраструктуры, сокращение безработицы. Но, конечно, нельзя не отметить, что и в агропромышленном комплексе существует масса нерешенных проблем, которые привлекли внимание правительства за последние годы.

Еще одной проблемой сельского хозяйства является недостаток использования инновационных возможностей в селекции, как в семеноводстве, так и в животноводстве. И как результат, Казахстан имеет низкопродуктивную семенную и племенную базу, производящую многозатратную и низкокачественную продукцию. В растениеводстве уже много лет не менялись посевные площади и качество семян. Между тем казахстанские ученые уже много лет предлагают сократить посевные угодья, где выращиваются сорта низкого качества, и оставить только те площади, на которых присутствуют только семена высокого качества, а также увеличить площади посевов масличных и бобовых культур. Также необходимо обратить внимание и на животноводство Казахстана. На 1 января 2009 года всего действующих сельскохозяйственных формирований было 169 тыс. единиц. Это довольно малое количество для такой обширной территории какую имеет Казахстан. В большинстве своем у населения находится беспородный скот, неспособный к высокой мясной продуктивности. В нашей стране ощущается острый недостаток обрабатывающих предприятий, так как небольшое количество мясокомбинатов загружены по своему максимуму, а новых строить пока никто не собирается. В течение последних 10-15 лет животноводство было обделено вниманием, финансовые средства и государственная поддержка были направлены на развитие пшеницы. Для развития животноводства ключевыми целями являются повышение производительности труда и эффективности мясного скотоводства. Для этого следует выделить достаточное количество средств для внедрения инновационных технологий и привлечение инвестиций.


Когда поток нефтедолларов в страну иссяк, власти спохватились и фактически заново стали осуществлять структурные реформы, чтобы вылечить системные заболевания государства (так было сказано в Плане нации – 100 конкретных шагов). По моему мнению, эти структурные реформы не приведут к желаемым результатам, поскольку существуют нерешенные концептуальные проблемы, из-за которых государство не смогло осуществить реформы в прошлом.

Я считаю, в Казахстане есть четыре базовые проблемы, мешающие реформированию нашей экономики.

- отсутствие политической конкуренции;

Отсутствие политической конкуренции

Повторюсь, в тучные годы наше правительство не смогло реформировать экономику, и при нём произошел откат от рыночных отношений. Теперь, уже в кризисные времена, те же самые люди проводят те же самые реформы, и не видно никакого коренного изменения в подходах.

Антикризисные меры: ручное управление при ограниченном бюджете

Антикризисные меры: ручное управление при ограниченном бюджете

Коренная модернизация страны невозможна без соблюдения двух условий:

- Во-первых, должна быть ответственность за ошибочные и неудавшиеся реформы;

- Во-вторых, модернизация невозможна без конкуренции идей и экономических политик, а также различных подходов к развитию страны.

Оба этих условия осуществимы только при наличии здоровой политической конкуренции в стране. Если бы у нас были две равновесные партии с конкурирующими взглядами на развитие страны (как, например, в США), и выигравшая выборы партия могла назначать свое правительство, уверен, как только грянул кризис, текущее правительство было бы отправлено в отставку, и вместо него пришло бы полностью новые по-настоящему мотивированные люди с новыми идеями. В свою очередь, перешедшая в оппозицию партия однозначно бы не дала расслабиться новому правительству.

Сегодня авторитет главы государства как никогда высок и непоколебим, что должно сильно облегчить политическую либерализацию. В текущих кризисных условиях, чтобы ускорить процесс, возможно, целесообразно на первом этапе искусственно создать две равновесные партии с конкурирующими экономическими программами.

Антикризисные меры, предложенные на расширенном заседании правительства 10 февраля, еще раз показали, что управление экономикой остается в ручном режиме. По моему мнению, это может привести к снижению роста экономики и к увеличению долларизации депозитов. Также постоянное изменение инвестиционной политики ЕНПФ наносит большой вред развитию фондового рынка. В целом считаю, что последние антикризисные меры не соответствуют среднесрочной экономической политике, которую необходимо проводить в текущей ситуации. Более подробные пояснения смотрите здесь.

Дедолларизация в Казахстане: все яйца - в одну корзину

Дедолларизация в Казахстане: все яйца - в одну корзину

Качество программных экономических документов остается на крайне низком уровне. Исполнение этих документов – еще хуже. Так, совместное заявление правительства и Нацбанка РК об основных направлениях экономической политики на 2015 изначально было оторвано от реальности, и затем его пункты по большей части не были исполнены.

Денежно-кредитная политика Казахстана до 2020 (утверждена Нацбанком в апреле 2015) и концепция развития финансового сектора Республики Казахстан до 2030 (утверждена правительством в августе 2014) изначально вызывали много серьезных вопросов и возражений, которые экономические власти просто проигнорировали. На сегодня оба документа практически полностью не соответствуют реальности.

Плохие экономические перспективы

В краткосрочной перспективе, при сохранении текущего низкого уровня цен на нефть, не видно драйверов роста в нашей экономике. Хуже того, ситуация усугубляется тем, что из-за отсутствия доверия к экономической политике Нацбанк и правительство вынуждены проводить жесткую политику, снижая ликвидность в тенге, поддерживая высокие процентные ставки, сокращая госрасходы.

В среднесрочной перспективе (при низких ценах на нефть) улучшение экономической ситуации возможно только за счет:

- снижения уровня долларизации депозитов;

- смягчения денежно-кредитной политики Нацбанка (снижение процентных ставок и увеличение кредитования экономики);

- увеличения государственных расходов.

Однако это может произойти только при условии проведения разумной монетарной и фискальной политики экономическими властями. Для снижения процентных ставок по кредитам будут важны снижение инфляции и инфляционных ожиданий со стороны населения и бизнеса.

Нужен ясный документ по экономической политике

Казахстан идет по пути Эр-Рияда, а не Дубая

Казахстан идет по пути Эр-Рияда, а не Дубая

Нам срочно нужны документы по экономической политике и развитию финансового сектора на ближайшие три года. У экспертов сейчас отсутствует цельное понимание, как двигаются экономические власти в этих направлениях. Предлагается, чтобы проекты этих документов были опубликованы и обсуждены экспертной среде.

Документ по экономической политике должен объединять главные мероприятия и прогноз ключевых показателей по денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикам с точки зрения:

- базового сценария: цены на нефть окажутся на текущем уровне;

- негативного сценария – цены на нефть упадут до $20 за баррель.

При этом, на ближайшие три года основными целями экономической политики должны быть снижение уровня долларизации депозитов; переход от жесткой политики к её смягчению и увеличение государственных расходов для стимулирования роста экономики.

Для повышения ответственности такой документ должен быть утвержден в парламенте. Также необходимо внедрить ежегодную отчетность правительства и Нацбанка о выполнении мер, предусмотренных экономической политикой. Ведь сегодня все забыли, что ключевые документы по экономической политике не были выполнены и во многом были ошибочны. При этом никто не понес за это ответственности.

Подотчётность и независимость Нацфонда, Нацбанка, и статистики

Если государство решило стать прозрачным, то надо начать с Нацфонда

Если государство решило стать прозрачным, то надо начать с Нацфонда

Необходимо, чтобы правительство как можно быстрее перешло на консолидированный бюджет, как уже много лет рекомендует МВФ. В этом случае в госбюджете, утверждаемом парламентом, должны будут учитываться абсолютно все поступления и использования денег Нацфонда, а также всё финансирование госрасходов и инвестиций со стороны Нацбанка. Это сделает госбюджет и экономическую политику полноценными, прозрачными и подотчетными всему обществу.

Для построения адекватной экономической политики необходима полноценная и вызывающая доверие государственная статистика. К сожалению, на сегодня она не вызывает доверия.

Необходимо кардинальное реформирование государственной статистики для обеспечения адекватного отражения процессов, происходящих в экономике. Для этого Комитет по статистике должен быть по-настоящему независимым от правительства, чтобы устранить конфликт интересов. Нужно жестко пресекать попытки чиновников влиять на информацию, передаваемую в статистическое ведомство, вплоть до уголовного преследования за склонение к ее искажению.

Продолжение читайте здесь .


Высокая степь физического и морального износа оборудования является главной причиной неконкурентоспособности российских предприятий. Ключевую роль в производительности труда российских предприятий играет его обеспеченность средствами производства, которые отвечают современным стандартам производственной эффективности. В статье характеризуется динамика уровня износа основных фондов, анализируется коэффициент выбытия и обновления основных фондов в РФ.

Ключевые слова: основные фонды, основные средства, износ, коэффициент обновления, коэффициент выбытия.

Анализ основных средств важен для определения производственных возможностей предприятия и перспектив его развития. Величина основных средств определяет важнейший экономический показатель предприятия — производственную мощность.

Показатели эффективности использования основных средств определяются исходя из соотношения их активной и пассивной части. Так как пассивная часть не принимает прямого участия в производственном процессе, значит, увеличение удельной доли пассивной части отрицательно скажется на эффективности использования основных средств.

Анализируя состояние основных средств необходимо помнить, что инвестиционные процессы на предприятиях в определенные периоды активизируются, а затем происходит затишье в инвестиционной деятельности, поэтому по показателям, рассчитанным только за один год, не всегда можно правильно оценить состояние основных средств на предприятии.

При выполнении следующих условий можно сделать вывод об эффективной деятельности предприятия в отношении состояния основных фондов:

– уровень износа меньше 50 % и снижается;

– выбытие основных средств больше величины начисленной за исследуемый период амортизации;

– ввод основных средств превышает величину выбытия и обеспечивает расширенное воспроизводство основных фондов;

– срок экономической жизни основных фондов не превышает бухгалтерский срок полезного использования;

– остаточный срок службы составляет более одного года.

Анализ состояния основных средств позволяет выявить потребность в инвестициях, которые необходимы для проведения простого и расширенного воспроизводства. [4, с.87].

Главной целью управления основными фондами является недопущение состояния большого морального и физического износа, потому что это может повлечь за собой неблагоприятные экономические последствия для компании. Организация этого процесса производится при помощи политики воспроизводства основных фондов.

Время от времени наступает необходимость обновления основных фондов, преимущественно их активной части. При этом следует отметить, что ключевым фактором в современной экономике, который определяет необходимость обновления основных фондов, является моральный износ [3, с.65].

Степень износа основных фондов на конец года представлена на рис. 1.

Степень износа основных фондов на конец года [5]

Рис. 2. Степень износа основных фондов на конец года [5]

В 2019 году износ основных средств составил 46,8 %. Самая высокая степень износа на протяжении рассматриваемого периода была зафиксирована в 2014 году и составляла 49,4 %.

Степень износа основных фондов в России на протяжении всего рассматриваемого периода остается в пределах 50 %. Это является одной из основных причин неконкурентноспосбности российских предприятий. Если построить линию тренда, то можно сделать вывод, что в ближайшие 10 лет износ превысит 50 %. Из-за этого вырастет время простоя оборудования во время ремонта, вырастут затраты на его техническое облуживание и снизится производительность труда.

В России по данным российского статистического ежегодника в 2018 году полностью изношенные основные средства составляли 18,7 %, износ машин и оборудования 27,8 % Доля полностью изношенных основных средств имеет тенденцию к увеличению. Использование оборудования с полным физическим износом приводит к тому, что многократно увеличиваются расходы на его эксплуатацию, происходят внеплановые остановки производства, увеличиваются риски несчастных случаев.

Для подробного анализа использования основных средств необходимо выделить причины увеличения износа и низкого темпа обновления основных средств. В случае, когда износ основных средств связан с увеличением производства, то это является естественной тенденцией хозяйственной деятельности. Кроме того, повышение износа может быть связано с моральным устареванием техники, а также неправильной эксплуатацией основных средств [1, с. 78].

Главными причинами большой степени износа основных средств являются: нехватка высококвалифицированных кадров; отсутствие систематического контроля над использованием основных фондов; экономия на развитии предприятия [2].

Большинство собственников российских предприятий главной целью видят получение прибыли в краткосрочном периоде, не учитывая долгосрочные перспективы, и поэтому не вкладываются в обновление основных фондов. В результате оборудование приходит в состояние полного физического износа.

Динамика коэффициентов обновления и выбытия основных фондов представлены на рис. 2.

Динамика коэффициентов обновления и выбытия основных фондов [5]

Рис. 2. Динамика коэффициентов обновления и выбытия основных фондов [5]

Низкий темп обновления основных фондов отражает неэффективность инновационной политики организации. Для увеличения эффективности использования основных фондов необходимо осуществлять их обновление, своевременную модернизацию, внедрение новых технологий и новой техники. В настоящее время большинство предприятий используют в своей работе морально и физически изношенное оборудование. Они или заменяют его аналогом, который морально устарел или закупают подержанное оборудование.

Коэффициент выбытия имеет тенденцию к снижению, на протяжении рассматриваемого периода он уменьшился почти в два раза с 1,3 % до 0,7 %, вследствие застоя экономики и снижение темпов внедрения инноваций.

В настоящее время уровень износа основных фондов имеет тенденцию к увеличению в тоже время коэффициент обновления с 2007 года остается примерно на одном уровне, а коэффициент выбытия уменьшается. В целом можно сделать вывод, что российские компании используют старые основные фонды, которые не заменяются новыми в полном необходимом объеме.

1 Александров, О. А. Экономический анализ: учеб. пособие / О. А. Александров. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 179 с.

4 Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография / В. Г. Когденко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 543 с.

Основные термины (генерируются автоматически): фонд, средство, коэффициент выбытия, износ, пассивная часть, рассматриваемый период, динамик коэффициентов обновления, коэффициент обновления, полный физический износ, Россия.

Гост

ГОСТ

Экономическое развитие: определение

Понятие экономического развития достаточно емкое. Оно включает в себя структурные изменения хозяйственного устройства, которые приводят к преобразованиям в социальной, культурной, научной, технической, политической и других сферах жизни общества.

Исследование принципов экономического развития является одной из задач экономической теории. Наука рассматривает закономерности функционирования различных хозяйственных систем, которые могут быть образованы как одним субъектом, так и их группами. Еще одной особенностью современного экономического развитие является наличие рыночных отношений. Они формируют определенные свойства хозяйственных систем:

  • Субъекты стремятся к индивидуальной выгоде.
  • Каждый субъект действует обособленно и независимо.
  • Определяющим фактором рынка является спрос.

Рыночная среда стимулирует конкурентную борьбу, которая провоцирует субъектов к гибкости и быстрой адаптации к рыночной конъюнктуре. В конечном итоге, конкуренция ведет к экономическому развитию.

Развитие экономики помогает так же увеличивать показатели хозяйственной деятельности, что определяется, как экономический рост. Рост в свою очередь дает возможность формировать финансовый запас, который можно пустить на качественные преобразования и выведение системы хозяйствования на новый уровень существования.

Все страны мира делятся в зависимости от объема ВВП на душу населения на слаборазвитые, развитые и развивающиеся. Слаборазвитые отличаются низким уровнем жизни, в них преобладает сельское хозяйство. Развитые страны строят свою экономику на сфере услуг и постепенно снижают долю первичного сектора. Они создают большую часть совокупного общемирового дохода. Развивающиеся страны проходят период индустриализации, развивая не только промышленность, но также внедряя инновации и достижения научно-технического прогресса. Основой современного экономического развития выступает человеческий капитал, а также наукоемкие отрасли и высокие технологии.

Готовые работы на аналогичную тему

Экономика Казахстана

НА сегодняшний момент экономика Казахстана является второй по мощности среди стран постсоветского пространства. Так же она является крупнейшей хозяйственной системой Средней Азии. Отличительной особенностью страны является самообеспеченность всеми необходимыми природными ресурсами. И хотя, экономика государства переживала негативное воздействие внешних и внутренних факторов, однако, на сегодняшний день она развивается достаточно быстрыми темпами.

На сегодняшний день Казахстан показывает положительный экономический рост, а его хозяйственная система отличается стабильностью. Однако, мировые кризисы или любые изменения в мировом хозяйстве сказываются на хозяйственных процессах внутри Казахстана. Внешний долг достаточно велик и составляет около 12% от получаемого совокупного дохода. Он делится на частный и государственный, но в последнее время основное бремя ложится на государственный бюджет.

Правительство списывает коммерческие долги, поэтому они не учитываются в официальной статистике, но оказывают негативное влияние на финансовое положение государства.

Такое положение дел потребовало пересмотра политики Центробанка, что привело к девальвации тенге. В связи с чем было решено увеличить государственные расходы, которые должны поддержать национальную валюту.

Экономическое развитие Казахстана

Казахстан показывает положительные тенденции экономического роста. Он был включен Всемирным банком По данной теме мы уже выполнили реферат Всемирный банк подробнее в перечень стран, где доход населения выше среднего. Кроме того, растет кредитный рейтинг государства. Для того, чтобы сохранить положительный вектор роста и развития правительство Казахстана реализует следующие направления:

  • диверсифицирует экономику;
  • развивает инфраструктуру;
  • внедряет новые технологии.

Основой экономики Казахстана является промышленность. В данной сфере трудится около двадцати процентов населения государства. На современном этапе преобладает первичный сектор и добыча сырья, доля обрабатывающей промышленности составляет 20%, а распределение ресурсов около 8%. Экспорт Казахстана теперь направлен не на соседние страны, а обращен в сторону мировой экономики. Однако, интенсивное использование месторождений для получения дохода может сделать экономику страны зависимой от продажи энергоносителей. Для этих целей проводится диверсификация отрасли, развивается нефтехимическая промышленность.

По показателям металлургической отрасли страна занимает одно из лидирующих мест в мире. На сегодняшний день экспорт данной отрасли приносит существенный доход и валюту в страну. Хорошо развита энергетическая отрасль, страна способна обеспечить свои потребности без использования импортных поставок.

Рынок сбыта Казахстана завязан на странах постсоветского пространства. Кроме того, Казахстан вступил в зону свободной торговли в Белоруссией По данной теме мы уже выполнили реферат Белоруссия подробнее и Россией. Правительство страны ищет новые рынки сбыта, налаживая отношения с Турцией, Швейцарией, Германией, Чехией, Южной Кореей и Америкой. Доля стран СНГ все равно составляет более половины всего объема импорта и экспорта.

Для обеспечения долгосрочного экономического роста правительство Казахстана пытается стабилизировать ситуацию внутри страны, а также повысить инвестиционную привлекательность различных отраслей. Для этого проводятся мероприятия по повышению доверия к национальной валюте.

На данный момент экономика Казахстана показывает хорошие темпы роста, проходит этап индустриализации. При этом большое внимание уделяется диверсификации экономики, развитию более сложных наукоемких отраслей народного хозяйства. Сохраняются высокие показатели производства сельскохозяйственного и промышленного секторов.

Читайте также: