Криминальная приватизация в россии доклад

Обновлено: 03.07.2024

Приватизация устроенная ельцинской либеральной бандой под чётким руководством американских советников была ничем иным, как спланированным разрушением огромной советской промышленности и обворовыванием русского народа.

25 лет приватизации в России: что осталось от страны заводов и фабрик?

Советский Союз можно было назвать страной заводов. Промышленные предприятия были в каждом городе. Они были источником жизни – давали людям работу, жильё, позволяли рожать и воспитывать детей. СССР был одним из лидеров (а по многим видам продукции и первым) промышленного производства в мире и самостоятельно выпускал необходимое оборудование и станки. Что из этого мы потеряли и что сохранили за 25 лет, прошедшие с начала приватизации предприятий?

Кровавая хроника

В СССР на развитие собст­венной тяжёлой промышленности направлялась основная часть ресурсов – материальных и людских. По уровню промышленного развития страна находилась на втором месте в мире.

К 1990 г. в РСФСР было 30 тыс. 600 дееспо­собных крупных и средних промышленных предприятий, – говорит доктор экономических наук, профессор Василий Симчера. – В том числе 4,5 тыс. крупных и крупнейших, с численностью занятых на каждом до 5 тыс. человек, на долю которых приходилось свыше 55% всех работников промышленности и более половины общего объёма промышленной продукции. Ныне таких предприятий в России всего несколько сотен. Создание такой мощной индустрии было закономерным явлением – являясь сверхдержавой , СССР осуществлял масштабные проекты, а для них была необходима промышленная продукция, особенно продукция тяжёлой промышленности.

Рабочих не обижали

РСФСР обеспечивала себя и другие союзные республики основными видами промышленной продукции. В год гибели Союза, 1991-м, в РСФСР производили в 4,5 раза больше грузовиков, в 10,2 раза – зерноуборочных комбайнов, в 11,2 раза – кузнечно-прессовых машин, в 19,2 раза – металлорежущих станков, в 33,3 раза больше тракторов и экскаваторов, в 58,8 раз больше мотоциклов, в 30 раз больше высокоточных приборов и самолётов.

Если прибавить к этому разнообразные льготы, возможность санаторно-курорт­ного лечения, приоритет в очереди на жил­площадь и другие бонусы, то можно утверждать, что жизнь у высококвалифицированных рабочих в СССР была очень даже приемлемая, а зар­платы были сопоставимыми по суммам с зарплатами учёной номенклатуры – профессоров университетов и директоров научных институтов. Соцпакет в СССР при переводе на деньги составлял примерно треть к номиналу зарплаты, однако объёмы и особенно качество услуг отличались в зависимости от категорий трудящихся. Рядовые работники крупных предприятий с развитой социальной структурой получали надбавку до 50%.

Раздали задарма

Сегодня в РФ едва набирается 5 тыс. крупных и средних промышленных предприятий, в том числе и бывших советских. В первый год приватизации было передано новым собственникам 42 тыс. предприятий (крупных, средних и мелких). А создано на их базе всего 12 тыс. новых хозяйствующих субъектов, большинство которых затем было также раскассировано. Поэтому у меня есть основания доверять гуляющей в Интернете цифре: 30 тыс. крупных и средних предприятий, не считая множество малых, были уничтожены приватизаторами и реформаторами, а их имущество разворовано. Промышленная перепись, на проведении которой я в свою бытность директором НИИ статистики Росстата настаивал (и которая могла бы дать более достоверную картину), интересантами злоумышленной приватизации по сей день упорно блокируется.

В результате приватизации Россия по развитию экономики оказалась отброшена к уровню 1975 г. Вдобавок страна потеряла 1,5 трлн долл. Поэтому пересмотр итогов проведённых мошеннических сделок неизбежен. Необходимо, чтобы нынешние реальные собственники приватизированных заводов компенсировали стране причинённый ущерб и уплатили все причитающиеся налоги с реальной рыночной стоимости полученного имущества. Или пусть вернут полученное обманом.

image

Не секрет, что процесс разгосударствления в 90-х годах, или как потом его лукаво подменили термином "приватизация", вызывает недоумение у подавляющего большинства граждан России, а также обоснованные вопросы у множества профессиональных специалистов в этой области.

Под приватизацией в 90-все годы принято понимать процесс передачи государственной собственности в частную, осуществлявшийся в период после распада СССР. Ставка делалась на то, что новые владельцы будут кровно заинтересованы в прибыльности предприятий и смогут наладить разрушенное за годы советской власти производство. Но именно из-за отсутствия четкой правовой базы это начинание пошло по ложному пути и превратилось в настоящее разворовывание богатств страны. До сих пор большинство граждан страны воспринимает процесс и итоги приватизации как преступные и аморальные.

По сути, всё свелось к глобальной фальсификации и обману всего населения страны. Процедура разгосударствления общегосударственного имущества и средств производства была подменена банальной раздачей населению так называемых ваучеров, которые должны были стать ценной бумагой номиналом 10 000 неденоминированных рублей за штуку, но по факту оказались никчёмной бумагой. Один ваучер тогда приравнивался к двум бутылкам водки.

1 июля 1991 года Законом "Об основных началах разгосударствления и приватизации предприятий" была подготовлена почва для масштабного передела общенародной (по Конституции СССР) собственности в пользу союзной номенклатуры. Однако, распад СССР не позволил этим планам осуществиться в полном масштабе и приватизация активов бывшего СССР происходила, в основном, под контролем руководств бывших советских республик. Приватизацию в России связывают прежде всего с именами Гайдара и Чубайса, занимавшими в то время ключевые позиции в правительстве. В результате приватизации появились люди с огромными состояниями – так называемые олигархи.

Ваучерная приватизация была противоречива, так как ее лозунги (создание эффективного собственника, повышение эффективности предприятий, создание социально ориентированной рыночной экономики) расходились с практикой. По мнению экономистов, практика победила идеологию. Участники приватизации не обладали равными правами. Так, работникам предприятий предоставлялись льготы при приобретении акций этих предприятий, граждане же, не занятые в производстве (медицинские работники, ученые, учителя) такими льготами не обладали. Летом 1992 г. была введены ваучеры (приватизационные чеки), которые бесплатно раздавались населению и теоретически могли быть обменены на долю в акциях того или иного предприятия. Практически большинство ваучеров было скуплено различными спекулянтами и большинство граждан РФ в приватизации не участвовали.

В работе по приватизации Чубайсу активно помогали иностранные консультанты. В частности, в команде Чубайса состоял гарвардский профессор Андрей Шлейфер – выходец из СССР, эмигрировавший в США в 1976 году. В 2005 году, уже в Америке, он был обвинен в использовании служебного положения в целях личной наживы (так называемый "конфликт интересов" по американскому законодательству), но суд признал его виновность лишь в "нарушении контракта" и обязал выплатить многомиллионный штраф. Сам Шлейфер считал свою миссию не столько экономической, сколько политической, утверждая: "(Западная) помощь сможет изменить соотношение политических сил таким образом, чтобы реформаторы свободного рынка смогли одолеть своих противников. Помощь реформам нужна не потому, что она непосредственно поднимает экономику – для этого она слишком мала – а потому, что она помогает реформаторам выиграть политические сражения".

Бывший министр экономики Андрей Нечаев (1992-1993 гг.) так комментировал ваучерную схему: "С точки зрения применявшейся модели приватизации номинал ваучера не имел никакого значения. Ваучер определял лишь право что-то купить при приватизации. Реальная его стоимость зависела от конкретной приватизационной ситуации на конкретном предприятии. Где-то на ваучер можно было получить 3 акции, а где-то – 300. В этом смысле на нем можно было написать и 1 рубль, и 100 тысяч рублей, что не изменило бы его покупательную способность ни на йоту. По-моему, идея снабдить эту ценную бумагу номиналом принадлежала Верховному совету. Чтобы придать номиналу хотя бы какую-то рациональную основу, решили привязать его к стоимости основных фондов на душу населения".

Такой порядок приватизации оказался выгоден так называемым "красным директорам", то есть руководителям предприятий, получившим эти должности в советские времена. Директора стали владельцами своих предприятий, так как они имели возможность скупить контрольные пакеты акций.

Основная масса населения не знала, что делать с ваучерами, поэтому их стали продавать скупщикам. Цена ваучеров стремительно падала, упав до 3-4 тысяч рублей к маю 1993 года. С целью помочь реализации ваучеров создавались чековые инвестиционные фонды, обменивавшие ваучеры на акции разнообразных компаний.

Хотя предполагалось, что в результате ваучерной приватизации в России образуется средний класс, ее итогом стало значительное расслоение общества.

Залоговые аукционы

Следующий этап российской приватизации был связан с т.н. "залоговыми аукционами", в результате которых значительные объёмы российских промышленных предприятий и предприятий добывающей отрасли сосредоточились в руках узкой группы лиц позднее названных "олигархами". В целом процессы приватизации скомпрометировали саму идею в глазах большинства граждан России, т.к. перераспределение собственности выглядело с их точки зрения неадекватным и не имеющим внятной мотивации.

Залоговые аукционы проводились по официальной версии с целью пополнения государственного бюджета. На практике необходимость срочного пополнения бюджета (т.е. его острый дефицит) была организована путём выдачи не обеспеченных активами государственных денежных займов будущим олигархическим группировкам. Полученные средства были использованы олигархами для участия в аукционах, а кредиты так и не были возвращены государству в полном объёме. То есть, было организовано и проведено мега глобальное мошенничество при самом активном соучастии государства. В результате этих "аукционов" государственная собственность была передана в руки олигархов по беспрецедентно низкой цене.

На продажу были выставлены самые доходные компании. Аукционы назывались залоговыми, так как, в отличие от обычных аукционов, компании не продавались, а отдавались в залог. Однако, выкуплены обратно они не были. По мнению большинства экспертов были выставлены чрезвычайно заниженные цены. Особенно часто это практиковалось в отношении крупных объектов типа морских пароходств, заводов черных и цветных металлов, предприятий по добыче нефти и пр. Конкурс на аукционах был очень низкий. Это произошло потому, что многие потенциальные покупатели к ним не были допущены. Во многих случаях в конкурсе участвовало несколько фирм, принадлежавших одному и тому же человеку или группе лиц. Более того, госпредприятия зачастую покупались не за собственные деньги, а за деньги, взятые как бы в кредит у государства. В результате залоговых аукционов появились олигархи-миллиардеры (Березовский, Ходорковский, Абрамович и другие).

Последствия

В целом приватизация скомпрометировала себя в глазах простых людей. Россияне просто не знали как поступать с приватизационными чеками, зачастую в условиях гиперинфляции они обменивались на более "ценное" – деньги, продукты питания, бутылку водки. Обыватели, выражая своё негативное отношение к приватизации, часто цитировали по этому поводу известное высказывание Бориса Ельцина – "Во всём виноват Чубайс!".

Фонд "Общественное мнение" провёл среди населения страны исследование на тему: "Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы". Опрос проходил в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России - были опрошены 1500 респондентов. И вот каковы итоги.

Приватизация, начавшаяся в России более десяти лет назад, породила, помимо прочего, проблему легитимности отношений собственности в нашей стране, остающуюся актуальной и сегодня. Почти две трети россиян (64%) считают, что приватизационные сделки в большинстве случаев проводились с нарушением закона, и лишь 9% – что они, как правило, осуществлялись по закону. Такое распределение мнений весьма устойчиво: в 1998 году первую точку зрения разделяли 63%, вторую – 6% участников опроса.

К тому же российские граждане отнюдь не уверены, что приватизация оказалась оправданной и в чисто экономическом отношении. Россияне также почти втрое чаще считают, что страна в целом развивается лучше, если большая часть предприятий находится в государственной собственности, чем занимают противоположную позицию – что преобладание частной собственности обеспечивает более успешное развитие страны (56% и 20% соответственно).

Усматривая в приватизации аферу общенационального масштаба и, вместе с тем, не считая ее экономические последствия благотворными, россияне в большинстве своем уверены, что в целом она принесла стране больше вреда, чем пользы. Люди считают, что приватизацию не стоило проводить вообще.

Резюмируя, мы видим, что приватизация, проведенная в России в 90-е годы прошлого века, вошла в историю человечества как беспрецедентное ограбление народа. Отказ государства от собственности сопровождался многочисленными нарушениями как со стороны органов власти и их уполномоченных представителей, так и со стороны руководителей приватизируемых предприятий. Тысячи объектов зачастую присваивались силовыми и откровенно криминальными методами, безо всякого соблюдения законодательных и конституционных норм. В результате приватизационной кампании в стране утвердилась частная собственность на средства производства. Вопреки либеральной демагогии она не повысила, а значительно понизила общую эффективность российской экономики. Некоторые её отрасли подверглись тотальному разрушению и серьёзно деградировали. Уровень жизни большинства граждан снизился в 2-3 раза.

Всего за весь период приватизации (процесс длился вплоть до 2006 года) было приватизировано более 120 тысяч бывших государственных предприятий. За эту ценность в казну государства поступило около 17 млрд долларов, что равнялось 505 млрд рублей по курсу 1 доллар = 30 рублей. 2/3 этой собственности было приватизировано в 1992-1997 годах. За нее государство выручило только 90 млн рублей с учетом буйствовавшей тогда гиперинфляции.

Благодаря варварской приватизации более 70% государственной собственности было продано за бесценок и переделено между "приближенными". Сейчас она приносит новым владельцам огромные доходы. На этой основе и сформировался процветающий тогда и сейчас класс олигархов. Другим негативным последствием безграмотной приватизации стал резкий спад производства и новый кризис в экономике.

В 90-ые годы много потеряло не только государство в общем, но и каждый россиянин в частности. Почти 80% населения не получило ни копейки за свою часть бывшей государственной собственности. Многие российские граждане считают приватизацию нечестной и готовы к пересмотру ее результатов.

Приватизация – так что же это было? Крупнейшая махинация 90-х годов? Узаконенное расхищение? Ограбление народа? А может все вместе? А что Вы думаете по этому поводу?

Медведева Элина Ахмадовна, преподаватель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Кубанского социально-экономического института.

Прохоров Леонид Александрович, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы.

Авторы анализируют негативные последствия незаконной массовой приватизации государственного и общественного имущества 1990 - 1995 гг. в России и обусловленного ею криминального явления "рейдерство", а также роль в этих процессах коррупционных проявлений.

Ключевые слова: уголовная политика, корыстная преступность, криминальный захват, собственность, приватизация, коррупция, корпоративный шантаж, экономическая безопасность.

Authors analyze negative consequences of illegal mass privatization of the state and public property in 1990 - 1995 in Russia and the criminal phenomenon caused by it "corporate raid", and also a role in these processes of corruption displays.

Key words: the criminal policy, mercenary criminality, criminal capture, the property, privatization, corruption, corporate blackmail, economic safety.

Состояние, структура, динамика преступности в Российской Федерации в настоящее время в полной мере предопределены количественными и качественными показателями корыстной преступности. Удельный вес корыстных преступлений в общей структуре преступности, как показывают исследования, составляет более 80%. В этой связи нельзя не согласиться с мнением профессора В.В. Лунеева, что борьба с корыстной преступностью и в мире, и в России предрешает главные криминологические стратегии. При этом следует иметь в виду, что идет процесс "относительного вытеснения из сферы корыстной преступности примитивного уголовного типа интеллектуальным и предприимчивым преступником с новыми, более изощренными способами и формами преступной деятельности, отвергающими любую мораль. Продолжается усиление криминальной направленности коммерческой деятельности" . Следовательно, этот вид преступлений обретает более опасный, изощренный по способу совершения и организованный характер. В результате экономическим интересам государства и отдельных граждан причиняется колоссальный ущерб.

См.: Лунеев В.В. Преступность XX века: Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005. С. 464, 470, 564.

Отправной точкой отмеченной ситуации следует считать 1990 - 1995 гг., когда в России стремительными темпами проводилась массовая приватизация государственного и общественного имущества, получившая название криминальной приватизации. Это название появилось в связи с тем, что процессы приватизации в странах, образовавшихся на постсоветском пространстве, проходили в уродливой форме. По сути, имел место обыкновенный циничный передел собственности, когда фабрики, заводы, недра за бесценок продавались лицам, имевшим доступ к власти . Великая идея распространения национальных богатств между настоящими их собственниками по воле коррумпированных чиновников реализовалась в виде криминального передела государственной собственности (так называемая дикая приватизация). Стратегические добывающие отрасли, крупнейшие предприятия за бесценок попали в руки бывших партийных и государственных функционеров, а также криминальных структур. Массовая раздача государственной собственности превратилась в расхищение имущества и денежных средств, почему сам процесс получил в народе несколько иное название - "прихватизация" . Имеют место парадоксальные, но, по сути, глубоко циничные ситуации, когда после трагических событий в Домодедово следователи не могли найти собственника этого авиатранспортного гиганта. Следовательно, не установлено, кому и куда направлялись денежные потоки, получаемые от его использования в последующие после приватизации годы.

См.: Лунеев В.В. Указ. соч. С. 570 - 577.
Сосна С.А. Государственная собственность: есть ли предел приватизации // Государство и право. 2004. N 12.

В рамках приватизации государственных предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные интересы. Реформы, которые в последние годы протекают в различных странах, охватывают такие сферы, как реформа банковской системы, рынок капиталов и торговая политика, либерализация цен. Поэтому вполне естественно, что реформы всегда должны сопровождаться созданием соответствующих организационных предпосылок их проведения, а также изменением и правовых условий в той или иной сфере. Однако на рассматриваемом этапе приватизации в России нормативная база далеко не успевала за переходом из одной системы в другую. И вполне естественно, что законодательные пробелы тут же становились объектом для внимания, в том числе и мошенников . Массовая программа приватизации была реализована также в Чехословакии, Армении, Грузии, Словении, Украине, Белоруссии, Польше. Но все эти страны столкнулись с одними и теми же проблемами в ходе процессов приватизации.

Киц А. Механизм приватизации требует доработки и контроля // Гражданское право. 2006. N 1.

Законодатель стран СНГ различно прореагировал на это явление. Так, в УК Украины были введены, к сожалению с большим опозданием, специальные нормы, предусматривающие уголовную ответственность за нарушение правовых основ приватизации: ст. 233 "Незаконная приватизация государственного, коммунального имущества"; ст. 234 "Незаконные действия с приватизационными бумагами"; ст. 235 "Несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшему использованию". Соответственно, создавалась и нормативно-правовая база для проведения приватизации.

Российский законодатель в этом смысле проявил вопиющее безразличие к осуществляемому разграблению страны. В уголовном законодательстве не появилось ни одной нормы, в той либо иной мере касающейся ответственности за незаконную приватизацию. Более того, в результате лоббирования интересов соответствующих структур отдельными группами депутатов были приняты многочисленные нормативно-правовые акты (Законы о приватизации 1991, 1997 гг., указы Президента РФ, распоряжения Правительства РФ, Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и др.), в которых не были решены такие важнейшие вопросы, как: а) требования по проведению независимой оценки стоимости приватизируемого имущества, б) порядок возмещения ущерба государству, причиненного в результате приватизации, в) ответственность должностных лиц органов государственной власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации и ряд других. Однако и в первом, и во втором случае последствия приватизации оказались трагическими для народа, когда большая часть населения оказалась на грани нищенского существования. Как отмечают эксперты, "приватизированное государство оказалось неспособным к созданию нормальной экономики, обеспечению нормальной жизни людей". Коррупция, поразившая все ветви власти (так называемый захват власти), явилась сокрушительным разрушающим механизмом в сфере приватизации .

См.: Коррупция в России: понять - значит победить. М., 2001.

Как следствие, в России в отмеченный период сложилась опасная криминальная ситуация: криминологи отмечали угрожающие темпы роста организованной экономической преступности. В условиях, когда государство полностью расписалось в своей беспомощности, появилось новое для России криминологическое явление, именуемое рейдерством, или криминальным захватом объектов чужой собственности. Криминальные захваты предприятий в России начались в 90-х годах прошлого века после проведения в стране приватизации. Например, только в течение одного года в Санкт-Петербурге рейдерами из "тамбовского" преступного сообщества были захвачены 13 предприятий, которые оцениваются как минимум в 5 млрд. руб. Как это могло произойти в таком городе? На этот риторический вопрос ответ может быть один - подобная ситуация сложилась только при содействии или преступном попустительстве правоохранительных органов города. В подтверждение этому выводу Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка заявил: "Начав эту работу, мы сразу же столкнулись в Санкт-Петербурге с откровенным предательством служебных интересов как со стороны своих сотрудников, так и со стороны некоторых чиновников органов государственной власти, отдельных руководителей и оперативных работников правоохранительных органов" .

См.: Шаров А. Лидеру "тамбовских" добавили статей // Российская газета. 08.09.2007.

В результате так называемой смены формаций многие работники крупных государственных предприятий и организаций стали акционерами появившихся новых экономических образований. Впоследствии разразившийся в этот период экономический кризис способствовал укреплению таких негативных для общества последствий, как массовое увольнение и сокращение работников предприятий и организаций и неконтролируемая скупка акций этих предприятий. Образовавшийся в результате этого виртуальный пакет акций, достигающий опасного количества голосов, как раз и являлся желанной целью для рейдеров. К сожалению, Правительство на первоначальном этапе не прореагировало на него должным образом, как это было и с криминальной приватизацией.

Криминальная приватизация и криминальные захваты (рейды) объектов собственности практически были невозможны без коррупции в регистрирующих и правоохранительных органах, а также без недостатков в осуществлении правоприменительной практики. Именно эти проблемы стали главными на состоявшейся в Москве 19 декабря 2006 г. дискуссии на тему "Стратегия и тактика противодействия рейдерским захватам". В дискуссии приняли участие депутаты Государственной Думы, общественные деятели, правоведы, руководители ряда российских компаний и предприятий, журналисты . Многие участники дискуссии отмечали, что эффективность борьбы с рейдерскими захватами снижается потому, что основным ресурсом корпоративных захватчиков были и остаются коррупционные схемы, без применения которых подавляющее число рейдерских атак так и остались бы неосуществленными . По меткому выражению А. Пронова, у гидры под названием "рейдерство" две головы: первая - сами рейдеры и вторая - коррумпированные чиновники и сотрудники силовых ведомств . Продолжая эту мысль, В.П. Кашепов отмечает, что, "учитывая умелое использование "черными рейдерами" поддержки коррумпированных элементов местных органов исполнительной власти и правоохранительных органов, можно считать, что рейдерская деятельность начинает представлять угрозу экономической безопасности Российской Федерации" .

См.: Иванов В. Где взять управу на рейдера? // Российская газета. 21.12.2006.
См.: Сазонов Е. Спасение - деньги из рук утопающих // Российская газета. 27.04.2007.
См.: Пронов А. Стая соучастников: как чиновники и силовики прикрывают рейдеров // Версия. 11 - 17.06.2007. N 22 (97). С. 16.
См.: Кашепов В.П. Корпоративный шантаж: квалификация, ответственность // Российская юстиция. 2006. N 10. С. 30.

Объективно приватизация является способом обеспечения управления отчужденными предприятиями и эффективным средством пополнения бюджета. К сожалению, нередко приватизация государственных предприятий большинства отраслей не приносит желаемых результатов ни бюджету государства, ни отдельным отраслям экономики страны, ни народу, ни отдельным гражданам. Наоборот, она способствует криминализации процесса изменения форм собственности и активности преступных группировок в этой сфере, которая приобрела откровенную открытость и угрожающий характер. Преступления в сфере приватизации продолжают оставаться очень распространенными и, как следствие, требуют принятия дополнительных мер по их предупреждению. И это обусловлено тем, что экономическая преступность возросла не только количественно. Она обретает новое качество. Здесь следует также подчеркнуть, что преступность в сфере приватизации носит латентный характер.

Следует отметить, что руководство страны не сделало должных выводов из сложившейся ситуации, предлагаемые представителями теории и практики рекомендации по правовому регулированию предупреждения фактов незаконной приватизации, рейдерства не были услышаны. И нельзя не согласиться с мнением П. Федотова о том, что, "несмотря на годы приватизации, в уголовной политике практически отсутствует система защиты государственной собственности в то время, когда идет ее вовлечение в хозяйственный оборот" . Период осуществления процесса приватизации в России начиная с 1991 г. характеризуется беспрецедентным ростом преступности и утратой государственного контроля за криминогенной ситуацией. Анализ выявленных преступлений и возбужденных уголовных дел по фактам, связанным с приватизацией государственной собственности, показывает, что наиболее типичными видами преступлений являются кражи и присвоение имущества, взяточничество, злоупотребление служебным положением, мошенничество.

См.: Зыкова Т. Росимущество раскинуло сеть // Российская газета. 11.08.2011.

О внесении изменений в ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Российская газета. 04.06.2010.
Бюджет дошел до приватизации // Российская газета. 20.10.2010.
См.: Зыкова Т. Приватизация пойдет по плану // Российская газета. 20.09.2011.
См.: Фомиченков Т. Россия начинает большую приватизацию // Российская газета. 12.09.2011.

Подводя итоги рассмотрения негативных социальных последствий таких взаимообусловленных явлений, как незаконная приватизация, "рейдерство" (криминальный захват объектов чужой собственности), коррупция, следует отметить, что преступность в сфере приватизации обусловлена, прежде всего, отсутствием соответствующей жесткой законодательной базы в форме, ограничивающей возможность совершения преступлений и злоупотреблений при проведении приватизации. Поэтому законодателю Российской Федерации следует максимально учесть накопленный опыт разгосударствления собственности в странах постсоветского пространства, а также наработки российских ученых.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Второй удар пришелся по государственной собственности, производственным мощностям. Так, по некоторым данным, искусственное занижение рыночного курса рубля с точки зрения реальной покупательной способности по сравнению с долларом как минимум в три раза привело к следующему итогу.

По данным Госкомимущества, иностранные инвесторы в процессе чековой приватизации купили акций на один миллиард долларов, что составило десять процентов общей стоимости акций.

Следовательно, стоимость всех приватизированных российских предприятий составила всего около десяти миллиардов долларов. Ясно, что данная цифра занижена в несколько десятков, а может, и сотни раз.

Если к тому же учесть, что вероятность участия честных иностранных предпринимателей в чековой приватизации промышленности страны, переживающей серьезный экономический и политический кризис, не так велика, понятно, кто завладел лакомым куском.

Весной 1996 года 500 крупнейших приватизируемых предприятий России с реальной стоимостью не менее 200 млрд. долл. были фактически проданы за бесценок (около 7,2 млрд. долл. США) и оказались в руках иностранных компаний и их подставных структур.

В частности, за бесценок проданы 77 предприятий в металлургии, 85 – в машиностроении, 66 – в нефтегазовой отрасли, 65 – в химической промышленности. За 1994 – 1995 годы прокуратура выявила около 10 тыс. грубейших нарушений в сфере приватизации, опротестовала около 2 тыс. случаев разгосударствления предприятий. Общая сумма исков составила 650 млрд. рублей, 135 нормативных актов Госкомимущества признаны противоречащими законодательству РФ.

Видно невооруженным взглядом, что правила и технология осуществления реформ сами создают благодатную почву для преступлений в различных сферах жизни общества. Более того, они стимулируют криминальную инициативу и рождают такие преступления, которые трудно классифицировать и дать юридическую оценку, привязать к существующей системе правовых координат. А если учесть, что эти координаты тоже меняются вследствие реформ, то в мутной юридической воде преступник может поймать не одну золотую рыбку.

В настоящее время она достигла астрономических размеров: в ежегодном послании президента Федеральному собранию названа цифра в 20 млрд. долл. – столько было вывезено только в 2000 году 73 . А фактически эта цифра значительно больше.

По самым скромным оценкам, вторая экономика охватывает более 30 млн. человек, что составляет чуть менее половины трудоспособного населения России. Разумеется, такое уродливое положение сложилось вынужденно. Оно привело к той неизбежной точке, когда на повестку дня в качестве решающей встала задача обеспечить политическую власть действительной, а не фиктивной экономикой. Но для этого необходимо обеспечить такой механизм правовой регламентации контроля и регулирования, который был бы адекватен масштабам и характеру нависшей угрозы.

Сейчас же мы вынуждены признать и недостаточный уровень разработки законов, и низкий авторитет, недостаточную эффективность функционирования государственных органов, учреждений. Вот конкретные факты, которые вынуждают серьезно задуматься об эффективности государственной власти. Так за период с 1995 по 2000 гг. генеральной прокуратурой России были приняты меры только по 40 процентам материалов Счетной палаты, и лишь по 27 процентам из них возбуждены уголовные дела, из которых доведены до суда всего два процента 74 .

Сегодня Запад обеспокоен четырьмя аспектами развития российской организованной преступности. Во-первых, это ее активность за рубежом. Присутствие российских преступных сообществ в таких областях, как проституция и контрабанда (речь идет, прежде всего, о Германии и США) и значительные нелегальные вложения в недвижимость и акции за рубежом.

В-третьих, сращивание коррумпированного государства с мощными преступными группировками. При этом интересы организованной преступности носят глобальный характер и отнюдь не тяготеют к изоляционизму. Преступные синдикаты видят для себя значительную выгоду от вступления России в Европейский союз 75 .

Заказать СПОЗУ в Казани.

Стоимость ОСАГО в Казани.

Главная страница
Карта сайта
Биография
Уроки Нашей Жизни

При использовании материалов со страницы преступная приватизация, ссылка на сайт обязательна!
Казань 2007 - 2017

Читайте также: