Доклад на тему проблема человека и судьба в идейном содержании произведения

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

В жизни нет ничего такого, за что можно было бы отдать нечистому хотя бы малую часть своей души. А.П. Чехов

А. Пушкин князь Голицын История создания повести Н. П. Голицына граф Сен-Жермен Выигрыш и счастливый финал

Какую характеристику дают Германну персонажи повести, автор и он сам? Германн Томский Пушкин Глава I …я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее Германн немец: он расчётлив, вот и всё! Я думаю, на его совести, по крайней мере, три злодейства. Глава II

Честолюбие – искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей… побужденье внешнее и низкое. Честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, к славе, похвалам и потому действующий не по нравственным убеждениям. Словарь живого великорусского языка В.И.Даля:

Формула жизни Германна Расчёт + умеренность + трудолюбие Покой + независимость =

Какие три условия поставила Германну старуха? В сутки более 1 карты не ставить Всю жизнь не играть Жениться на Лизе

С какого момента в характеристике героя появляется упоминание о Наполеоне? Кто живёт без чести – тому пиковая дама! Германн = ?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 259 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.11.2016 2131
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 174 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трошина Светлана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Урок в 8 классе направлен на знакомство с произведением, на выявление философско - нравственной проблематики повести, атакже на совершенствование навыков анализа произведения.

ВложениеРазмер
pikovaya_dama_8_klass.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема человека и судьбы. Нравственные проблемы произведения.

Цель урока : 1) знакомство с произведением;

2) выявить философско - нравственную проблематику произведения,

3)формировать умение давать обоснованную оценку героям и событиям произведения,

4)совершенствовать навыки анализа произведения

(запись на доске)

Проблема – сложный вопрос, требующий решения.

Судьба – несколько значений:

  1. стечение обстоятельств, не зависящих от человека, ход жизненных событий;
  2. доля, участь;
  3. будущее, то, что случится, произойдёт.

Сложная проблема, требующая разрешения в выборе своей судьбы.

II. Беседа с классом по произведению:

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире.

По мотивам повести композитор Пётр Иванович Чайковский написал оперу того же названия, лучшее своё произведение в оперном жанре.

Опера была создана и поставлена на сцене в 1890г.

Свою работу над произведением начнём с названия повести.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Ребята, повесть была написана около 200 лет тому назад, но до сих пор вызывает интерес у читателей. А вам интересно было читать или нет?
  2. В чём секрет этой притягательности? (Дети говорят, что есть таинственность, необычность, фантастика и мистика.
  3. Пиковая дама – что это или кто это? (Ответ Пушкин даёт в самом эпиграфе. Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.

4 .Кто является главным героем повести?

(Главные действующие лица – Германн, Лизавета Ивановна, старуха. Центральный персонаж – Германн ).

Учитель : Обратимся к теме нашего урока: проблема человека и судьбы .

-Что такое проблема?

-Что такое судьба? Ответ записан на доске зачитать

В повести много интересного, загадочного, даже мистического, но мы рассмотрим это произведение именно с этой точки зрения: человек и его судьба.

5. Какие же 3 злодейства совершил Германн?

(Дети - первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

6. Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…и далее.

Учитель: З ачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

– её никто не замечал

– с нетерпением ожидала избавителя. (записать в тетрадь)

7. Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа?

(Мечта избавиться от старухи).

  1. Каким предстаёт Герман перед Лизаветой Ивановной в первую встречу?

Глава 2 Зачитать о т слов

«Однажды – это случилось два дня после вечера, описанного в начале этой повести…

  1. Какая художественная деталь особенно чётко характеризует Германа? Каким его увидела Лизавета Ивановна?

( Чёрные глаза , устремив глаза, взоры встречались).

  1. Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?

(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)

Зачитать . (Герман писал, вдохновлённый страстью, чувством; и непреклонность, и необузданное воображение.)

10. Зачем он писал эти письма?

(Проникновение в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

11. Успел ли Герман полюбить Лизавету Ивановну за то короткое время, что писал ей письма?

(Несомненно, он целует её в голову, он честно признается, ради чего пришёл, не хочет обманывать).

(Он хотел пойти к Лизавете Ивановне, но не пошёл)

Прослушивание аудиозаписи. Размышления Лизаветы Ивановны.

14 . Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству?

( Деньги – вот что алкала его душа ).

15. С каким чувством простилась бедная девушка с Германном? (художественная деталь- холодная безответная рука)

II. 2 жертва Германна . Как вы думаете, кто является второй жертвой?

16 .Может быть, пора познакомиться поближе с этим злодеем?

Кто же такой Германн? (работает 2 группа учащихся, получившая индивидуальное задание заранее)

Дети: пересказ II главы. (Жизнь, особенности, отношение автора к нему.).

17. Что он говорит сам о себе: каковы его ж изненные ориентиры?

Расчёт, умеренность, аккуратность, скрытен и честолюбив, не позволял малейшей прихоти. (записать в тетрадь)

Учитель: Он приходит тайно в дом старухи, чтобы узнать тайну 3 карт, чтобы разбогатеть.

Учитель: Прослушаем Монолог Германна V глава

Учитель: Обратите внимание на слова:

18 Что происходит с графиней? (она умирает)

Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

Прежде чем мы выясним, кто же 3 жертва Германа,

вспомните, что двигало Германом в его поступках?(жажда денег)

19. Как сам автор говорит о нём:

из его характеристики глава 2 – Зачитать:

Он имел сильные страсти и огненное воображение .

Сильные страсти и огненное воображение сыграло с ним злую шутку.

20 . Кто же 3 жертва Германа?

(Он сам). Это было домашнее задание, зачитайте, что вы подготовили дома.

(Дети зачитывают, что стало с Германом)

Давайте ещё раз посмотрим,

Какие качества были присущи Германну?

Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение.

Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил.

Учитель : Решительность Германа, его суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния.

Человек с душой Мефистофеля превращается в душевнобольного. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком.

Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу.

Учитель Каков финал?.

Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести?

(Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

(Может быть, Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем и за это жестоко наказан).

А теперь вернёмся к теме нашего урока?

В чьих руках находится судьба человека?

Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям.

Человек и судьба — кажется, что эти две вещи совершенно несовместимы. Однако, если человек вверяется своей судьбе, она никогда его подведет. Но все же слепо доверять всем ее проказам тоже, наверное, не стоит. Она словно игрушкой может играть человеком, и потом все в его жизни пойдет наперекосяк. Поэтому часто к судьбе относятся как к роковой неизбежности.

Но судьба или рок сыграли злую шутку с этим человеком. Германн разыграл свой ход: один раз выиграл, другой — проиграл.

В повести судьба не столько помогает, сколько губит человека и, главное, его душу. Но все равно Германн подчиняется этой магической власти.

Он берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

Домашнее задание: Подумайте,

Свободна ли 1 жертва Германа - Лизавета Ивановна - от расчёта? Или

Можно ли встретить и в наши дни таких Германнов, ищущих свою счастливую карту? Как вы относитесь к таким людям?

В "Пиковой даме" Пушкин обратился к широкому кругу
философских проблем :
человек, свобода, свобода нравственного выбора, судьба,
случайное и закономерное,
игра, "злодейство" - лишь некоторые из философских вопросов,
осмысляемых автором в этой глубокой по содержанию повести.

Название позволяет уподобить художественный мир повести
карточной игре, где карты- персонажи произведения и где есть
игроки - силы, способные распоряжаться картами-персонажами
по своей воле.
Герой вступает в поединок с судьбой, считая, что трезвый расчет
позволит ему достичь вожделенной цели.
Пиковая дама становится не только картой в игре Германна
с судьбой, но местью судьбы за попрание Человека,
нравственного закона,
т. е. герой сам оказывается картой в более крупной игре,
и его "карта бита".
Цель жизни Германна - обогащение.
Герой стоит перед нравственным выбором: достичь цели он
может “расчётом, умеренностью и трудолюбием” или
крупным выигрышем в карты.
Он выбирает быстрый и лёгкий путь - игру.
Когда графиня раскрывает Германну тайну, она опять ставит
героя перед выбором:
он должен жениться на Лизе, он должен ставить одну из
трёх карт раз в день, после выигрыша он должен никогда
больше не играть в карты, то есть преодолеть свою страсть.
Германн опять делает выбор в свою пользу:
он не собирается выполнять условия графини, он думает о том,
как ему распорядиться выигрышем.

Германн просчитался, потому что выбрасывает людей
из своей жизни, как заигранные карты.
Он развивает худшую сторону своей натуры, поэтому его
сумасшествие - это следствие его выбора.

Характер, нравственный выбор и судьба человека оказываются
взаимосвязанными.
Что же является доминантой среди этих составляющих?
Доминантой является выбор человека.

Противопоставляя Лизавету Ивановну и Германна, их судьбы,
Пушкин утверждает неразделимость нравственности и судьбы
человеческой личности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать потребность самовыражения через слово, устойчивый познавательный интерес к чтению.

Предметные: осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; давать его смысловой анализ,интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к

ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентиры.

Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей; самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Тип урока. Внеклассное чтение

Пррверка Д/з проводится в ходе урока

Опережающее Д/з по группам

2 группа: Определить тему произведения. Характеристика старухи

3 группа: Является ли повесть актуальной. Характеристика Германна

4. группа: Что означает имя Елизавета. Выписать сюжет повести. Историческая основа повести.

III Определение темы, над которой будем работать. Назвать произведение, которое вы прочитали к этому уроку и автора. (Слайд 1)

Сложный вопрос, требующий решения (проблема)

Рок, участь в жизни (судьба)

На доске написаны литературоведческие термины, над которыми предстоит работа на уроке.

Эпиграф, проблематика произведения, повесть, сюжетная линия, идея

Постановка задач. Вопрос к классу.

(Анализ, обозначить проблемы в произведении, дать оценку действиям героев).

IV Беседа с классом по произведению

- Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры.

- Историческая основа повести.

- Какова сюжетная линия произведения?

Отвечает 4 группа (Молодой дворянин стоит перед выбором – добиться успеха собственными силами или легким выигрышем в карты. Он выбирает второй вариант. Существует комбинация из трех карт, которая мистическим образом позволяет выиграть. Молодой человек любой ценой хочет узнать, что это за карты. Он идет на шантаж и ложь, чтобы получить информацию, и первое время ему везет, героя ведет неведомая сила).

- Определите тему произведения.

Ответ 2 группы ( Жажда наживы денег любыми способами, даже с привлечением потусторонних сил)

- Идея (Обличение дворянства в жажде наживы, которая обезображивает человека)

Работа с эпиграфом.

-Назовите главных персонажей повести(Германн, Графиня Анна Федотовна, Елизавета Ивановна).

Дадим им характеристику Слайд 3

Ответ 3 группы (Решительность ,суровость, алчность, жажда обогащения постепенно заслоняют в его душе все остальные человеческие чувства. Ни сомнений, ни угрызений совести, ни раскаяния).

Ответ 2 группы Анна Федотовна (старая графиня знает тайну трех карт).

Ответ 1 группы (Лиза, бедная воспитанница, неожиданно вступившая в любовную игру и проигравшая в ней, выходит замуж по расчету)

- Вступает в игру неведомая сила, пиковая дама. Поговорим о ней. Для этого обратимся к эпиграфу.

Пиковая дама – что это или кто это? ( Пиковая дама – тайная недоброжелательность).

Что же это за тайная недоброжелательность и кого к кому - выясним позже.

- Какие же 3 злодейства совершил Германн? (первое злодейство Германна: обманутая Лизавета Ивановна – вызывает откровенное сочувствие.)

Кто такая Лизавета Ивановна? (работает группа учащихся, получившая индивидуальное домашнее задание заранее)

Дети рассказывают о Лизавете Ивановне, затем работа по тексту 2 главы: Чтение от слов «В самом деле, Лизавета Ивановна была пренесчастное создание…

Зачитайте самое главное, на ваш взгляд, в пушкинской характеристике Лизаветы Ивановны, которое отражало бы её положение в доме старухи.

– её никто не замечал; с нетерпением ожидала избавителя.

- Что её толкнуло откликнуться на ухаживания Германа? (Мечта избавиться от старухи).

- Каким образом Герман сумел добиться всего за 3 недели тайного свидания?(немыслимого поступка в 19 веке, дерзкого, смелого)(Писал письма, чтобы проникнуть в дом ради заветной тайны – тайны 3 карт).

- Почему Лиза оветила Германну, ведь этот поступок в то время был очень рискованным для молодой девушки? (Лизу тоже можно назвать игроком, она поставила на кон свою честь, чтобы избавиться от гнета графини)

Чтение и анализ письма Лизы Германну. Чобы лучше понять, нужно знать правила игры:

из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты напрвао и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

- Что же помешало Германну отдаться полностью своему чувству? (Деньги – вот что алкала его душа).

2 жертва Германна. (Старуха-графиня).

- Прочитаем монолог Германна V глава

-Что происходит с графиней? (она умирает) Итак, 2 жертва Германа - старуха-графиня.

. Он вторгается в жизнь людей. Он оказался вероломным человеком. Герой с душой Мефистофеля вступает в тайный союз, неведомая сила ведет его, определяя маршруты. Эта же неведомая сила заставляет графиню прийти к Германну и открыть свою тайну

3 жертва сам Германн Слайд 5

- Какие качества были присущи Германну? (Расчёт, умеренность, аккуратность, сильные страсти, огненное воображение).

- Именно огненное воображение заставило его перечеркнуть жизненные ориентиры, по которым он до этого жил. Корыстолюбие и огненное воображение приводят к трагическому финалу. Германн сам разбудил тайную недоброжелательность.

- Кому и кем выражена тайная недоброжелательность в повести? (Если это пиковая дама в лице, образе старухи, то старуха простила его, правда, с условием).

-Так кто же вызывает тайную недоброжелательность и к кому?

(Герман выказывает тайную недоброжелательность ко всем. Он манипулирует людьми, совершает преступление, а за преступлением обязательно следует наказание. За это жестоко наказан).

- А теперь вернёмся к теме нашего урока. В чьих руках находится судьба человека?

(Пушкинское произведение запечатлело беспощадность Судьбы к Герману, к человеку, который поступает безнравственно и жестоко по отношению к другим людям. Он сходит с ума от того, что неправильно расставил жизненные ориентиры: манипулирует Лизой, становится причиной смерти графини. Деньги для него превыше всего)

- Послушайте отрывок из стихотворения, которое Пушктн написал в этом же году. Слайд 7

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох в сума..

Да вот беда: сойди с ума,

И страшен будешь как чума,

Как раз тебя запрут,

Посадят на цепь дурака

И сквозь решетку как зверка

Дразнить тебя придут.

- Как видим, это страшное наказание.

- Лиза тоже игрок, но почему она не наказана? (Она в отличие от Германна вела честную игру)

- Мог ли Германн выиграть? (Да, он, как сказано в повести, обдернулся. Но ведь дама у него была. Германн так понадеялся на слова графини, что перестал быть бдительным)

Ответ1 группы (работа со словарем) в каком значении употребляет Пушкин в повести?

Германн берет на себя негласное право вершить судьбы других людей. Только вот непонятно, кто дает ему такое право. И в этом случае человек ставит себя наравне с судьбой. Ведь получается, что судьба Лизаветы Ивановны есть действия и поступки Германна. И нам совершенно неизвестно, какая судьба была бы у девушки, если бы не вмешательство молодого человека.

- Запишем проблемы повести. ( Манипулирование людьми, игра, преступление и наказание, безумие)

- Актуальность этой повести

Ответ 3 группы ( эта повесть актуальна, она учит нас быть честными, не играть в азартные игры, что в современном мире распространенное явление, правильно выстраивать приоритеты, не забывать, что жизнь – самое дорогое у каждого человека)

- В начале повести Германн рассуждает, что позволит ему утроить, усемерить его капитал (уже здесь упоминаются цифры 3 и 7, а капитал – это туз, но в конце вступает недоброжелательность в образе пиковой дамы)

V Рефлексия. Составление синквейна

Играет, лукавит, убивает

Вступает в сделку с совестью

VI Оценки за урок

Интересные детали

При отпевании старой графини говорится, что она ожидает жениха полуночного. Но это не евангельский образ, не Христос, а Герман, несостоявшийся жених Лизы, которого ведет неведомая сила.

Роковая карточная комбинация – тройка, семёрка, туз. Герой хочет утроить, усемерить свой капитал, это его сводит с ума, и он оказывается в больнице в палате № 17. Семнадцать – сумма туза и семерки. Такие детали встречаются на протяжении всего произведения.

Автор до конца держит читателя в напряжении: мистика в произведении настоящая или это плод больного воображения.

Во время чтения возникают вопросы: что такое удача, судьба, замешаны ли в них потусторонние силы?

Читайте также: