Доклад на тему повышение качества чтения и письма у младших школьников

Обновлено: 04.07.2024

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, - чтение один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного и речевого развития учащихся. Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Оценить 440 0

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:

«Повышение качества чтения и письма

Руководитель:

учитель начальных классов

Шалимова Инна Александровна

Донецк, 2020г.

Состав творческой группы

ФИО учителя

Название МОУ

Инна Александровна

Ирина Юрьевна

Виктория Николаевна

План работы

районной творческой группы

учителей 2-х классов по теме:

Мероприятия

Ответственные

Август

2019г.

Шалимова И.А.

Изучение проблемы, подбор материалов соответственно заданной теме, рекомендаций.

Октябрь-ноябрь

2019 г.

Кобзарь И. Ю.,

учителя

Практическое занятие. Рассмотрение подготовленного материала членами группы.

Январь

2020 г.

Самофалова Н. В.,

учителя

Итоговое занятие. Анализ работы творческой группы.

2020 г.

Содержание

Состав творческой группы

План работы творческой группы

Пояснительная записка

Этапы педагогической деятельности педагога

-1 этап – организационный

-2этап- подготовительный

-3 этап - основной

-4 этап – заключительный

Игры со звуками

Упражнения для дисграфиков и дислексиков.

Упражнения для повышения качества чтения и письма у младших школьников.

Упражнения и игры на уроках письма и русского языка.

Несколько советов родителям.

Пояснительная записка

Ещё В. А. Сухомлинский говорил, что «нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, - чтение один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного и речевого развития учащихся. Всё вышесказанное подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.

Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.

Недостатки в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой.

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.

В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Почти каждый учитель начальной школы сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться с ошибками при овладении письмом. Некоторые считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательность при письме, небрежным отношением к работе и другие. На самом деле основными симптомами являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребёнка. Основываясь на статистических данных письменных работ учащихся начальных классов, полагают возможным введение профилактической работы по предупреждению ошибок и повышению качества письма на уроках.

Данная подборка занимательных заданий по чтению и письму рекомендована учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Этапы педагогической деятельности педагога

1 этап – организационный

Выявление детей с различными речевыми расстройствами

Проведение дифференциальной диагностики по определению симптоматики механизмов вида дислексий и степени их выраженности(проводится совместно с логопедом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов на тему:

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что “нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда”.

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,
самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили.

Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из основных задач начальной школы.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно.

Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма,

но и к своеобразным нарушениям чтения, которые, в свою очередь, распространяются как на способы овладения чтением, так и на его темп.

Недостатки в овладении техникой чтения влияют и на понимание прочитанного. Эти две стороны процесса чтения неразрывно связаны между собой. «Будет ли понятно данное слово, — пишет Д.Б. Эльконин, — зависит от того, связана ли его звуковая форма со значением. Если эта связь имеется, возникает понимание; если такой связи нет, то слово может быть правильно прочитано,

Впервые на нарушение чтения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много других работ (В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и др,), в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения .

Среди отечественных авторов, посвятивших свои работы вопросам изучения нарушения чтения у детей следует отметить такие имена: Р.А. Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хватцева, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева и др.

Проблема нарушений чтения рассматривается уже более 100 лет,

но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших , так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

В логопедии такие трудности называют

фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Я считаю, что систематическая работа над звуковым составом слова может привести к устранению речевых расстройств и достижению положительной динамики овладения чтением и развития письменной речи у обучающихся.

Частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением называется дислексией (Р.И. Лалаева )

Выделяются следующие пять видов дислексии:

Фонематическая дислексия. В основе ее лежит нарушение формирования фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза. Проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих сходные звуки,побуквенном чтении, искажении звукослоговой структуры слова(пропуски согласных, вставка гласныхзвуков, пропуски перестановки слогов).Она проявляется на аналитическом этапе овладения чтением(на ступени овладения звуко-буквенными обозначениями и послогового чтения). Она обусловлена недоразвитием функции фонематической системы( фонематического восприятия ифонематического анализа).

Аграмматическая дислексия проявляется в аграмматизмах при чтении и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи.(неправильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Оптическая дислексия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и смешениях графически сходных букв при чтении.

семантическая дислексия(механическое чтение)проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении.

Мнестическая дислексия проявляется в нарушении усвоения букв, в трудностях установления ассоциаций между звуком и буквой.

Динамика дислексий носит регрессирующий характер с постепенным уменьшением видов и количества ошибок при чтении, степени выраженности дислексии.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Кроме того, поскольку у последних задержано спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова, методы работы с ними должны быть отличными от тех, которыми учитель постоянно пользуется в классе.

Количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается с каждым годом, в связи с этим многие исследователи, учёные, логопеды с тали разрабатывать различные методики по устранению разных форм дислексии.

Своевременное выявление этих нарушений чрезвычайно важно для построения работы по коррекции нарушенного механизма.

Изучение теоретических источников по проблеме преодоления нарушений чтения у младших школьников общеобразовательной школы позволило определить основные направления моей работы. Методологической базой и теоретическим обоснованием являются работы по проблеме нарушений чтения Л.Н.Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Т.А. Фотековой

Работа учителя по коррекции дислексии и повышению качества чтения, должна

строиться с учётом основных принципов :

патогенетический принцип (принцип учёта механизма данного нарушения),

принцип учёта "зоны ближайшего развития" (по Л.С. Выготскому),

принцип опоры на сохранное звено нарушенной функции,

принцип учёта психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности,

принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений чтения,

принцип деятельностного подхода,

принцип поэтапного формирования умственных действий,

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель - оказание помощи обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов, которые в дальнейшем могут вызвать нарушение овладения навыком чтения и понимания прочитанного, то есть профилактика вторичных нарушений, а также коррекция уже имеющихся нарушений чтения).

коррекция произношения (контролировать правильное произношение поставленных логопедом звуков)

последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

создание платформы для успешного овладения навыком чтения обучающимся, имеющим недостатки в звуковом анализе слов.

Повышение качества чтения у младших школьников, имеющих недостатки в звуковом анализе слов возможно только благодаря систематической работе учителя через систему заданий , способствующих формированию навыка правильного чтения.

Этапы педагогической деятельности педагога

1 этап – организационный

Выявление детей с различными речевыми растройствами

Проведение дифференциальной диагностики по определению симптоматики механизмов вида дислексий и степени их выраженности(проводится совместно с логопедом)

В последние годы специалисты отмечают, что растёт число младших школьников, которые плохо читают и пишут тексты. Подобные отклонения мешают усваивать материал и снижают успеваемость ребёнка. Причины разнообразны, однако их можно определить и спланировать корректирующую работу.

Школьник может лениться, невнимательно или негативно относиться к учёбе в целом. Причиной плохой успеваемости нередко бывает и слишком ранний возраст ребёнка. У детей, приступивших к учёбе раньше своих сверстников, часто бывают затруднения с чтением и письмом в силу недостаточной сформированности навыков. Ребёнок должен быть психологически готов к новым требованиям и правилам, которые отличаются от порядков дошкольного учреждения.

Кроме того, п ричина отставания в фонематическом развитии может крыться в дислексии или дисграфии. Для организации грамотной коррекционной работы необходима консультация и помощь специалиста. Особенно если есть вероятность наличия одного или обоих нарушений фонематического развития. Начало обучения чтению и письму закладывается в дошкольном учреждении, а полностью навыки формируются примерно к 4 классу. Если ошибки и неточности работе с текстом единичны, то ребёнок скорее всего переутомился или был невнимателен. При систематических нарушениях необходимо обратиться к логопеду или психологу.

Несмотря на дифференцированный подход к детям, испытывающим затруднения при письме и чтении, существуют упражнения и методики для развития определённых навыков, подходящих большинству ребят. Использование таких приёмов будет полезно для младших школьников:

развитие мелкой моторики

чтение вслух взрослыми

игровая подача материала

организация рабочего пространства

Каллиграфический почерк, аккуратные буквы и грамотное письмо указывают на высокий уровень развития интеллекта, поэтому школьника необходимо учить писать не только правильно, но и красиво. Этому способствует стимулирование мелкой моторики, тренировка рук и пальцев. Младшим школьникам будут близки лепка из пластилина, теста, глиняной массы и других безопасных материалов. При этом лепка не только помогает развивать кисти, но и учит усидчивости и аккуратности.

Даже если ребёнок умеет читать самостоятельно, в начальной школе полезно чтение вслух взрослыми. При этом логопеды рекомендуют тщательно проговаривать окончания, так как дети с нарушениями фонематического восприятия пропускают эту часть слова при чтении и письме. Читая самостоятельно, ребёнок не всегда может понять суть текста, в то время как устное восприятие создаёт в воображении целостную картину.

Также школьникам полезно систематически читать вслух самостоятельно и по ролям. Это способствует развитию навыка чтения, развивает грамотность и помогает увеличить словарный запас. Как известно, дети, читающие книги, допускают при письме меньше ошибок, чем те, кто книгами в детстве пренебрегал. Для привития любви к чтению литературу нужно выбирать по возрасту и согласно интересам ребёнка, а после прочитывания можно проводить беседу о содержании текста.

Учащиеся младших классов благоприятно воспринимают информацию в процессе игры. Эту особенность можно использовать при работе со сложными словами, в которых часто допускаются ошибки. Например, завести своеобразную картотеку трудных примеров и пополнять её. Чтобы избежать ошибок, ребёнку нужно регулярно обращаться к своим карточкам и объяснять правописание того или иного слова. Также можно предложить школьнику побыть на месте учителя и рассказать тему по правописанию.

Отдельное внимание родителям следует обратить на организацию рабочего места. Если ребёнку неудобно сидеть за слишком высоким или слишком низким столом, выработать красивый почерк и систематически читать будет сложно.

Кроме того, неудобная мебель грозит искривлением позвоночника. Осанка школьника должна иметь упор на спинку стула, локоть пишущей руки – находится на столешнице, а ноги необходимо держать на полу. Не стоит забывать про угол наклона головы и тетради.

Важно помнить, что каждый ребёнок обладает собственным характером и особенностями, и это требует индивидуального подхода. Причин, по которым школьнику плохо даются правописание и воспроизведение текста, много, и каждая из них требует своего решения. Однако чем раньше будут выявлены нарушения развития и начато применение специальных занятий, тем проще ребёнку будет даваться обучение в школе и работа с учебным материалом.


Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования. Ш. А. Амонашвили.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются

Содержимое разработки

Повышение качества чтения и письма

у младших школьников,

имеющих недостатки в звуковом анализе слов

Современный человек, человек будущего не может жить без книги.
Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения,
самосовершенствования, самообразования.
Ш. А. Амонашвили.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка.

В последние время выделяется значительный рост количества детей с различными трудностями обучения. Причины вызывающие эти трудности многозначны, решить их быстро невозможно. Какие причины приводят к нарушению чтения и письма?

Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Установлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова. Эти отклонения в речевом развитии носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, однако отставание в учёбе неизбежно, если логопату своевременно не оказать логопедическую помощь.

Дети-логопаты страдают пониженной способностью анализировать явления языка. Они не всегда умеют подмечать и выделять звуковые, морфологические и синтаксические элементы речи и наблюдается недостаточная сформированность слухоречевой памяти и внимания, навыков самоконтроля. Перечисленные особенности препятствуют полноценной учебной деятельности и ведут к стойкой неуспеваемости. Поэтому необходимо своевременно выявлять таких детей и как можно раньше оказывать им соответствующую помощь, которая должна быть направлена на устранение у учащихся имеющихся пробелов в развитии устной и письменной речи и обусловленных ими затруднений в овладении программным материалом.

А выявлять таких детей нужно в дошкольном возрасте, объясняя родителям о дальнейших трудностях в учебной деятельности. И на помощь приходит логопед. Основным здесь является развитие и совершенствование устной речи детей и, прежде всего, формирование у них правильного произношения, фонематических обобщений, на базе которых осуществляется коррекция письма и чтения.

Проблема нарушений чтения и письма рассматривается уже более 100 лет, но до сих пор является одной из наиболее актуальных и сложнейших в логопедии, так как является весьма распространённым явлением (Бельгия-5%, Британия-4%, Греция-5%, Финляндия-10%).

Современные знания о дисграфии и дислексии (нарушения письма и чтения) в нашей стране связаны, главным образом с идеями В.И. Лурия, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, В.Н. Винарской, Н.А. Никашиной, которые более чем полвека лежат в основе отечественной теории и практики изучения нарушений письма и чтения у детей и взрослых, сохраняя своё значение и теперь.

В настоящее время проблемой нарушения чтения и письма занимаются Р.И. Лалаева, В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева, А.Н. Корнев, продолжается дальнейшая разработка и интенсивное накопление сведений и экспериментальных данных, позволяющих определить причины и патогенез возникновения дисграфий и дислексий, совершенствовать систему коррекционной работы.

Какие задания можно применять учителю начальных классов?

Можно взять задания из методов комплексной нейропсихологической коррекции, предложенной А.В. Семенович. Из предложенных Семенович А.В. заданий были отобраны те, которые посчитались удобными для выполнения в классе. Кроме основной своей задачи формирования реципрокных взаимодействий задания сыграли ещё и роль физминутки. Можно привести некоторые примеры:

1."Шапка-невидимка". В течение 3 сек. надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их.

2. "Запомни и найди". Были приготовлены таблицы с изображением предметов, геометрических фигур. Ребенку показывались на 4—5сек. карточку с изображением предметов и предлагалось запомнить их, чтобы затем отыскать среди других в нижней части таблицы. То же — с геометрическими фигурами.

Между запоминанием и отыскиванием изображений следует делать паузы разной длительности (от 5 с до 5 мин), причем паузы могут быть как "пустыми", так и заполненными какой-либо деятельностью (например, рисованием, рассказыванием стихотворения, повторением алфавита или таблицы умножения, выполнением физических упражнений и т.д.).

3. "Запомни точно". А. Был приготовлен лист бумаги с 15 - 20 геометрическими фигурами, различными по размеру и форме (большие и маленькие круги, квадраты, треугольники, звезды, снежинки и тому подобное). Ребенка просили запомнить только большие (маленькие) фигурки, только округлые фигуры и т. п. Затем найти их на другом бланке.

Б. Был приготовлен бланк с правильными и перевернутыми (сверху вниз, справа налево) фигурками, цифрами или буквами (более сложным будет смешанный вариант); Ребенка просили запомнить только правильные (только перевернутые) фигурки (цифры, буквы), а затем найти и/или нарисовать их.

Время запоминания — 15 — 20 с. Количество запоминаемых элементов — от 5 до 10.

4. "Запомни и нарисуй". Для этого задания были подготовлены образцы для запоминания на отдельных листах бумаги, а также лист бумаги и карандаш. Ребенка просили внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предлагалось нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности - 2с. для второй — 3 - 4с, для пятой — 6-7с.

5 "Восстанови порядок". Были приготовлены 10 игрушек (предметов), разложенных в случайном порядке. Ребенку предлагалось запомнить их расположение (15 — 20 с). Затем он отворачивается, а педагог меняет несколько игрушек (предметов) местами. Ребенок должен восстановить все в первоначальном виде. В другом варианте эти эталоны выстраиваются в ряд; педагог меняет местами их порядок в ряду. Это задание может выполняться, как и предыдущее, на любом материале (предметы, цветы, животные, буквы и т.д.).

6 Дети встают полукругом; задача ведущего-ребенка — запомнить порядок расположения детей. Первый вариант — он отворачивается в называет детей по порядку, второй вариант — педагог изменяет порядок,

переставляя не более 3 — 5 детей, а ребенок его восстанавливает. 7. Дети замирают в разных позах; ведущий внимательно их осматривает и запоминает позы детей и их одежду. Затем он выходит из комнаты, а психолог производит не более 3 — 5 изменений в позах и одежде детей. Задача ведущего — вернуть все в исходное положение.

8. "Запомни фигуры". По набору карточек с различными изображениями ребенку объяснялось, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

9."Вспомни пару". По бланкам с фигурами для запоминания и воспроизведения ребенку объяснялось, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

10. "Найди пару". Материалом для игры были два одинаковых набора с изображением фигур, предметов, животных, цифр, букв, слов, цветных карточек; две колоды игральных карт (например, парой будут считаться две карты одного цвета, масти или достоинства).

Играют два и более участников. Парные картинки выкладываются изображением вниз в несколько рядов. Сначала первый игрок переворачивает любые две карточки, показывая всем участникам изображенные на них картинки. Все пытаются запомнить само изображение и местоположение карточек. Затем карточки возвращаются на свое место изображением вниз.

Следующий игрок проделывает то же самое, но с другими двумя карточками. Все последующие ходы участники делают с таким расчетом, чтобы за один ход открыть две одинаковые картинки. Открыв две одинаковые карточки, игрок забирает их себе и ему присуждается один фант (очко). При этом свободные места остаются пустыми (ряды не сдвигаются). Выигрывает тот, кто наберет больше фантов.

Отработка сочетанных движений глаз, языка и рук сначала выполняется в свободном темпе, а затем — под хлопки взрослого, ритмичную музыку и т.п.

1. Язык фиксирован в одном из положений: сильно сжатые челюсти; максимально открытый рот, язык спрятан; сильно открытый рот, максимально высунутый вперед язык. Выполняются сочетанные движения рук и глаз:

а) руки лежат на коленях параллельно друг другу; попеременно то правая рука ударяет по правому колену, то левая — по левому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, затем в противоположную от руки сторону; б) перекрещенные руки лежат на коленях; попеременно то правая рука ударяет по левому колену, то левая — по правому, одновременно с ударом выполняется движение глаз в одноименную с рукой, а затем в противоположную от руки сторону.

2. Взгляд фиксирован прямо перед собой. Выполняются сочетанные движения языка и рук аналогично описанным в упр. 1.

3. Сочетанные движения рук, глаз и языка. Сначала руки располагаются на коленях параллельно друг другу, а затем перекрещиваются. Ребенок попеременно хлопает ладонями по коленям, при этом глаза и язык двигаются следующим образом:

а) глаза вместе с языком двигаются сначала за ладонью, затем от нее;

б) глаза фиксированы прямо перед собой, язык двигается за ладонью,

в) язык фиксирован в одном из приведенных выше положений, глаза двигаются за ладонью, от нее;

г) глаза двигаются за ладонью, язык — от нее;

д) язык двигается за ладонью, глаза — от нее.

4. Руки, сжатые в кулак, лежат на коленях (вытянуты вперед; в стороны), большие пальцы вверх. Движения руками выполняются однонаправлено и разнонаправлено с глазами и языком. Это же упражнение выполняется стоя с опущенными, поднятыми, вытянутыми вперед или в стороны руками


-75%

Читайте также: