Критические точки в деятельности фирмы совершенного конкурента доклад
Обновлено: 18.05.2024
Критические точки — объемы производства, при которых фирма входит в зону прибыльности и выходит из нее. Они играют в управлении фирмой большую роль.
Рисунок 5.7 показывает динамику средних величин: средних общих издержек, средних переменных издержек и цен. В неявном виде (как расстояние между кривыми АТС и AVC) по нему можно определить также размеры средних постоянных издержек (AFC). Причем на сей раз форма кривой AVC имеет большое значение, поэтому изображена она максимально реалистично, именно так, как обычно выглядит на практике: в некотором диапазоне объемов производства (от QA до QB) уровень переменных издержек держится на почти постоянном и близком к минимальному уровне. А потом при приближении к полной загрузке производственных мощностей резко идет вверх.
Обратим внимание на то, что положение первой критической точки больше зависит от средних постоянных, тогда как второй — от средних переменных издержек. Действительно, на графике хорошо видно, что в районе первой точки вклад переменных издержек в общую величину средних общих издержек мал (AVC1 AFC2). К этому моменту достигнут значительный объем производства и средние постоянные издержки существенно уменьшились. А вот у средних переменных издержек идет резкий подъем — уже близок предел загрузки мощностей и наращивание производства дается только иеной роста переменных затрат (введения ночных смен и т.п.). В этой ситуации фирме нужно не увеличивать выпуск, а сокращать его, либо все-таки увеличивать, но предварительно расширив производственные мощности и, следовательно, сместив вторую критическую точку вправо. Главная задача менеджера в этом случае состоит в верной оценке длительных перспектив спроса. Если есть основания думать, что рынок в долгосрочном плане готов поглощать продукцию фирмы по ценам, обеспечивающим экономические прибыли, то расширение производственных мощностей является наиболее целесообразным решением. Если же речь идет о временном всплеске покупательской активности, то строить новые цехи нет смысла.
И тем более нет смысла краткосрочно (т.е. на существующих мощностях) увеличивать производство за пределы второй критической точки.
Кривая предельных издержек как кривая предложения фирмы
Пусть цена продукции последовательно снижается с уровня Р5 до уровня Р0, тогда:
при цене Р5 фирма будет максимизировать прибыль и производить Q5 единиц продукции;
при цене Р4 фирма окажется в точке безубыточности (нулевой экономической прибыли) и выпустит Q4 единиц;
при цене Р3 фирма будет минимизировать убытки и производить 03 единиц продукции;
при цене Р2 фирма попадет в точку безразличия и либо выпустит Q2 единиц, либо прекратит производство, т.е. выпустит 0 единиц;
наконец, при любой иене ниже Р2 (например, при Р,) выпуск точно будет остановлен (О1 = 0).
Легко заметить, что, изучая поведение фирмы при разных уровнях цен, мы фактически описали ее кривую предложения. Ведь кривая предложения как раз и показывает, какой объем продукции будет выпушен при том или ином уровне цен. А поскольку интересы фирмы требуют довести производство до той точки, где предельные издержки равны цене (МС = Р), то кривая предельных издержек конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.
Однако фирма выпускает продукцию только в том случае, если рыночная иена превышает минимальные средние переменные издержки (Р > AVCmin). Следовательно, кривая предложения продукции (S) в краткосрочном периоде ограничивается только тем отрезком кривой предельных издержек (МС), который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. Другими словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС > AVCmin
Читайте также: