Доклад на тему перечитывая пьесы чехова

Обновлено: 02.07.2024

Однако в семейной жизни и особенно в коммерческих делах Павел Чехов был менее удачлив. Вопреки настояниям жены, он отдал сыновей в приходскую Цареконстантиновскую школу, откуда детей вскоре пришлось забрать, поскольку никаких знаний они не приобрели. Правда, Антон не блистал и в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был страшно занят в церковном хоре и отцовской лавке.

В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя несостоятельным должником и бежать в Москву, куда вскоре перебралась и остальная семья. Антон был вынужден выполнять долговые обязательства отца, продавая оставшиеся вещи, и одновременно зарабатывать на жизнь репетиторством.

Литературные заработки Антона часто оказываются единственным подспорьем в семье, где он вскоре становится главой большого клана. Поэтому не все написанные им вещи одинаково равнозначны в художественном отношении. Он пишет разные по жанру произведения: начинает с пародий, от которых переходит к юмористическим очеркам и сценкам.

Сразу же после поездки на Сахалин Чехов совершает большое заграничное путешествие. Он посещает Европу, а затем отправляется в Гонконг, Сингапур. Возможно, контрастность впечатлений помогла писателю еще глубже прочувствовать проблемы острова Сахалин и России в целом.

Вскоре после поездки, в 1892 году, Чехов перестал заниматься врачебной практикой и купил имение Мелихово под Москвой. Попечитель сельского училища, он на свои средства построил школу, помогал голодающим. Во время эпидемии холеры писатель работал как участковый санитарный врач. Правда, он отказался от любого вознаграждения за этот свой труд, чтобы не связывать себя какими-либо обязательствами. Очевидно, он никак не мог забыть времена своей врачебной практики, когда количество больных в сезон доходило у врача Чехова до тысячи.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался.

В истории мировой культуры Антон Павлович Чехов остался как мастер короткого рассказа и нового типа пьесы — трагикомедии. Его умение найти точную художественную деталь, талант отражения тончайших душевных переживаний героев снискали ему известность во многих странах мира.

А.П. Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Его отец был купцом, всего в семье родилось шестеро детей. Антон Павлович хорошо знал историю своих предков, упоминая в письме к литератору о происхождении его фамилии. С детства маленького Чехова приучали к труду и к взаимопомощи. Вместе с братьями он сторожил лавку отца, добросовестно учился и пел в церковном хоре. Вспоминая ранние годы, писатель признается, что у него вовсе не было детства. Свои произведения Чехов начал писать еще в студенческие годы.

Антон Павлович Чехов заслуженно признан классиком русской литературы. Он получил медицинское образование, являлся талантливым писателем и всесторонне развитым человеком. За свою жизнь он создал более трехсот произведений, которые популярны в наши дни как в России, так и за рубежом. Казалось бы, для А.П. Чехова не было неподвластных тем, но исключением стала автобиография. Писатель очень не любил рассказывать о себе, оставаясь для широкой публики интересной персоной.

Вариант №2

Антон Павлович Чехов – великий, выдающийся литератор, подаривший миру более 500 разнообразных произведений, по профессии – врач. Писатель родился в 17 (29) января 1860 года в городе Таганрог, дата смерти – 2 (15) июля 1904 года, город Баденвайлер. Возможно, если бы он скоропостижно не скончался, то подарил бы миру немало грандиозных, удивительных произведений.

Считает, что Чехов умер от туберкулёза, однако исследования Куодрэмского института биологических наук (город Норидж, Великобритания) провели исследование и установили – помимо туберкулёза были обнаружены вещества, поспособствовавшие образование тромба. Как следствие, закупорка сосудов, приведшая к инсульту (кровоизлиянию в мозг).

Рубежом в жизни Антона Павловича стали печальные события – смерть одного из братьев. Именно это событие заставило писателя экстренно уехать с места, где он жил ранее. Поездка в Одессу повлекла за собой непродолжительный роман с молодой актрисой и последующую апатию, итогом которой стало отправление в Ялту. В конце 80х годов писатель прекратил работу с юмористическими журналами.

Творчество Антона Чехова

Творчество Антона Чехова

Каждый день в мире происходят тысячи преступлений, о которых мы даже не догадываемся. Именно поэтому, чтобы их было как можно меньше, в обществе должны быть такие люди, которые занимаются их предотвращением и расследованием, тем самым,

Каждый человек имеет огромный речевой потенциал. Однако в разных сферах его общения существуют определенные нормы использования тех или иных языковых средств. Чтобы соответствовать нормам русского языка,

Ярким представителем рода многолетних растений является популярный в настоящее время цветок, который считается народным – пион. Роскошный цветок имеет свою видовую классификацию, которая ограничивается 34 видами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Антона Павловича Чехова остается востребованным на протяжении многих десятилетий. Его произведения активно входят в духовный мир читателя, обогащая его идейными, нравственными, эстетическими ценностями, необходимыми для формирования гармоничной личности.

Чехов затрагивал в своих рассказах, пьесах множество актуальных тем для своего времени: темы судьбы России, интеллигенции, детства, крестьянства, чинопочитания, пошлости общества, – а также ряд вечных тем: любви, человеческого счастья, смысла жизни. Произведения его просты и лаконичны по форме и стилю, но содержат в себе глубокие вопросы бытия.

В школьную программу произведения Чехова включены вот уже несколько десятилетий. Вопрос изучения рассказов Чехова в школе разрабатывался многими советскими, а после и русскими методистами: Щербакова Елена Алексеевна, Баженова Татьяна Александровна и многие другие. Ими были предложены основные направления работы над произведениями Чехова, методы и приемы.

Произведения Чехова – особенные. При внешней простоте они таят множество сложностей для прочтения. Существует проблема недопонимания учащимися в полной мере произведений писателя, поэтому учителю русского языка и литературы необходимо знать особенности прозы Антона Павловича Чехова и подбирать эффективные формы и приемы работы на уроках.

Цель: выявить особенности творчества А. П. Чехова; сформировать у учащихся способность видеть в лаконизме рассказов автора его творческую концепцию, рассмотреть формы и приемы работы над произведениями.

Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

1) изучить особенности рассказов А. П. Чехова и его новаторство в драматургии;

2) рассмотреть содержание творчества А. П. Чехова в школьном курсе;

3) выявить наиболее эффективные формы и приемы работы;

Глава 1. Особенности творчества Антона Павловича Чехова

1.1 Особенности жанра в творчестве Антона Павловича Чехова

Творчество Антона Павловича Чехова – творчество малого жанра. Писатель не написал ни одного романа. Что обусловило становление Чехова именно как мастера малой формы? Этот вопрос изучали многие исследователи, среди них – А.В. Кулешов, М.П. Громов и многие другие.

К 80-м годам XIX века наметился кризис романа, и он пошел на убыль. Распад широкой эпической формы выдвинул жанр рассказа. Но рассказы у Чехова ставят такие же серьезные проблемы, что и прежние эпические формы. Рассказ получает тщательную обработку в своем сюжетном строении, становится жанром большой литературы.

Естественно, что, пролагая путь жанру рассказа, Чехов полемически отталкивался от старых приемов, обветшалой тематики, внешней развлекательности. С другой стороны рассказы Чехова вбирали в себя лучшие достижения прежней русской литературы. Антон Павлович остался верен своему подходу, выработанной системе построения рассказа. В эту систему естественно вписались общественный фон и углубившийся психологический анализ, мастерство которого у ищущего писателя возрастало от произведения к произведению. Более глубоко стали осмысливаться характеры героев как отражение социально-исторического облика эпохи и воплощения общечеловеческого начала [1, с. 109 - 110].

В своих рассказах Чехов, как правило, пытается проследить жизнь отдельно взятого человека. Писателю удалось показать, как под влиянием пошлой, обывательской среды меняются взгляды, убеждения и, наконец, сама жизнь его героев. По Чехову, каждый человек сам несет ответственность за свою судьбу, и никакие жизненные удобства не должны влиять на его выбор. Созданный писателем мир социально очень пестр: чиновники, мещане, купцы, крестьяне, духовенство, студенты, интеллигенция, столичное и поместное дворянство. Разнообразен поэтому и созданный им мир нравственной жизни современного ему русского общества.

Сначала Старцеву нравится у Туркиных. Остроты отца семейства кажутся ему забавными, романы его жены – интересными. Героя восхищают трудные пассажи на рояле их дочери Котика, в которую он даже влюбляется. Старцев мечтает сделать карьеру, мечтает приносить пользу людям. Он ненавидит ложь, лицемерие и все то, что характеризует обывательщину как порок общества.

Для Ионыча, пересчитывание купюр стало высшим наслаждением. Теперь его труд можно расценивать как моральное падение.

Чехов во многих своих рассказах на примере профессии врача показал зависимость деловых качеств специалиста от жизненного идеала, которым освещен труд.

Чеховские рассказы напоминают нам о том, что свою судьбу мы определяем сами, именно мы в ответе за то, что будет в нашей жизни. И удел каждого поколения, каждого человека – заново открывать для себя назначение жизни. Вот почему чеховские уроки нравственности всегда актуальны.

В своих рассказах Чехов затрагивает множество разнообразных тем:

Лиризм прозы Чехова – это скрытое выражение отношение писателя к изображаемому, гуманизм, любовь к жизни, поэтизация прекрасного в человеке, мечта о лучшей жизни, сочувствие страданию.

Для творчества Чехова также характерно использование художественных деталей, а именно подтекст. В рассказах Чехова сходную с подтекстом функцию выполняет и пейзаж. Особенностью пейзажа рассказа является его непосредственная связь со строем мыслей и чувств героев. Это придает особую лирическую окраску переживаниям и мыслям.

1.2. Приемы создания поэтики комического в рассказах Антона Павловича Чехова

Каковы же приёмы юмористического изображения жизни в малой прозе Чехова? Обычно различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом - положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки. Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими [2, с. 7].

Чеховский смех был предельно демократичен. Этот демократизм - в его всепроникающем характере (жизнь человеческая - от рождения до смерти - находит в лице Чехова своего обстоятельного исследователя); в его всеохватности (писатель подмечает комические стороны жизни практически всех социальных групп России); в легкости его восприятия.

Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.

Определяя специфику поэтики комического в произведениях Чехова, мы в праве говорить об особой системе чеховского психологического комизма. Система эта возникла не сразу, наиболее отчетливо ее черты проявились в 90-е гг. Однако контуры ее просматриваются уже в самом начале творчества писателя.

Во-первых, писатель постепенно отказывается от резких форм заострения, ориентируясь преимущественно на внешнее правдоподобия изображаемого.

Во-вторых, ощутимо движение Чехова от изображения комической маски к изображению комического характера: происходит постепенное усиление психологического начала в создаваемых писателем образах.

В-третьих, чеховское комическое повествование полифонично-комическое, лирическое и трагическое начала оказываются нерасчленимыми.

В-четвертых, несложная фабула эпизода в чеховских произведениях вбирает в себя многообразие жизни. В-пятых, в комических произведениях писателя действует особый комический хронотоп [13, с. 47].

Можно выделить по крайней мере четыре признака, характеризующих время и пространство в комических произведениях Чехова независимо от их жанра.

Это, во-первых, пространственно-временная ограниченность происходящего (предельная локализация места в комической новелле, сатирическом рассказе, в иронической трагикомедии). Герой не просто замкнут в определенное пространство, он не ощущает потребности в существовании за пределами очерченного круга. Предельная локализация времени и пространства и порождает, в частности емкость детали: отказавшись от развернутого воспроизведения картин, Чехов чрезвычайно уплотнил художественное время.

Во-вторых, для чеховского комического хронотопа характерно движение героя от эпизода к эпизоду (в новелле, как правило, эпизодом все исчерпывается; в рассказах и пьесах мы видим систему эпизодов, в пределах каждого из которых герой ведет себя исчерпывающе).

В-третьих, для комических произведений Чехова существенным и господствующим является хронотопический ряд бытового времени. Этот ряд развернут и детализирован. Персонажи в нем показаны в поступках, в действии, в произносимом слове. Бытовое время - это и время переживаний, и время состояний. В соответствии с канонами комического повествования оно всегда интенсивно: время организует и пространство эпизода, и героя в этом пространстве. Господство бытового времени - это и господство бытового пространства. Чеховские произведения удивительно кинематографичны, если иметь в виду интерьер каждого эпизода. Комические персонажи у Чехова действуют, как правило, в хорошо знакомой им обстановке, где стандартные атрибуты выполняют роль ориентиров. Недаром многие комические новеллы начинаются с описания места действия [13, с. 49].

Чехов, автор комических произведений, хорошо понимал, что условия, в которые поставлена человеческая личность, может изменить только сам человек, неустанная работа его души, и прилагал все усилия, чтобы заставить эту душу активно работать. В том числе - и с помощью смеха [19, с. 92].

Итак, в рассказах Чехова различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом - положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки. Отношение героя с миром в комических произведениях Чехова сложны и разнообразны. Это разнообразие нашло свое отражение и в поэтике чеховских комических произведений: комическая новелла, сатирический рассказ, ироническая трагикомедия, показывают определенную эволюцию отношений героя с миром.

1.3.Новаторство Антона Павловича Чехова в драматургии

С театральной Москвой Чехов впервые познакомился в 1877 году, когда во время каникул приезжал навестить своих родных. После переезда в Москву знакомство это продолжалось. При этом с годами Чехов все больше и больше сближается с московской театральной жизнью. Многочисленные рецензии, фельетоны, очерки, рассказы свидетельствуют, что интерес Чехова к театру был устойчив. Он самым тщательным образом вникает в постановку театрального дела, и не только в Москве. Но и по всей стране. Его интересуют и живо волнуют вопросы репертуара, и повседневная жизнь актеров, и вопросы актерского мастерства, и принципы формирования театральных трупп и многое другое [19, с. 12].

Среди драматического наследия Чехова его одноактные пьесы, которые часто называют пьесами-шутками и которые правильнее было бы назвать чеховским водевилем, занимают значительное место. Чехов неоднократно в девяностые и девятисотые годы возвращался к мысли написать водевиль.
Чехов не продолжает традиции водевиля, он разрушает их, выдвигает свое представление о водевильном жанре. Прежде всего драматург пытается сделать водевильную тематику возможно более широкой. Глубокое новаторство Чехова-водевилиста состояло в том, что он стремился решительно порвать с традиционными представлениями о водевильном жанре в духе бездумной комедии-шутки. Настаивая на широких возможностях водевиля, Чехов не только разрушал традиционное представление о нем как о специфическом жанре легкой комедии. Он шел значительно дальше, стремясь вывести водевиль за обязательные рамки комедии в собственном смысле этого слова. Такое стирание граней между драмой и комедией могло показаться любителям бытовавшего в восьмидесятые годы водевиля нелепым и даже кощунственным. Между тем позиция Чехова была глубоко обоснована. Согласно русской классической традиции, унаследованной Чеховым главное, что определяет жанр комедии состоит в развенчании и осмеянии определенных общественных явлений.

Однако это развенчание и даже осмеяние может быть достигнуто разными средствами, в результате чего комедия вовсе необязательно должна быть веселым, смешным произведением. Взрывая укоренившиеся представления о водевильном жанре, Чехов стремился приобщить водевиль к большой русской литературе, подхватывал и продолжал борьбу против традиционной театральной условности, в том числе и условности жанровой.

Принципиальное отличие чеховских однократных пьес от всех разновидностей современного водевиля состоит в том, что они являются не комедиями положения, а комедиями характеров. Первым результатом такого подхода оказывается стирание граней между комедией-шуткой и драматической сценкой - этими двумя основными разновидностями водевиля восьмидесятых годов. Героями чеховских драматических миниатюр всегда являются не условные маски, а представители определенной социальной среды, наделенные индивидуальными чертами человеческого характера, - живые человеческие индивидуальности [21, с. 229].

Далее Чехов отказался от принципа единодержавия героя - так же, как он отказался от активной, явно выраженной авторской позиции в повествовании. Для писателя с его объективностью, преодолением заданности, с его вниманием к обыкновенному человеку - именно для него освобождение от принципа безраздельного господствования героя было естественно. Однако то, что Чехов отказался от принципа единодержавия героя, вовсе не означало, что все действующие лица стали равноценными. Нет единственно главного героя, но действие строится так, что все время какой-то один персонаж на миг всецело овладевает вниманием читателя и зрителя. Можно сказать, что пьесы зрелого Чехова строятся по принципу непрерывного выхода на главное место то одного, то другого героя [21, с. 230].

В том многостороннем преобразовании драматургических форм, которое осуществил Чехов, улавливаются две главные тенденции. Первая - своеобразная децентрализация пьесы, отказ от единодержавия героя, развязывание тугих узлов интриги, стремительного действия, диалога. Чехов, если воспользоваться современным оборотом, осуществил разрядку драматической напряженности.

Таким образом, новаторство Чехова заключается в преобразовании драматургических форм, отказом от традиций характерных для театра того времени. В преобразованиях улавливается две главные тенденции: отказ от единодержавия героя, развязывание тугих узлов интриги, стремительного действия, диалог; обогощение новым единством сквозного образа-символа, повторяющихся лейтмотивов, перекличек, единством поэтического строя и настроения.

Глава 2. Анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"

Чехов Антон Павлович

Антон Чехов (1860-1904гг.) – великий классик XIX века, писатель, драматург, гордость русской литературы. В произведениях Чехова проявлена тайна человеческого гения и мастерства. Чехов входит в число самых популярных драматургов, в число 3-х авторов, произведения которых самые экранизируемые в мире. Его книги переведены на 100 языков.

Родился будущий писатель в Таганроге. Мальчик вырос в большой семье. Родители растили шестерых детей, которых воспитывали в строгости. Дети постоянно трудились, с 5 утра мальчики пели в церковном хоре, а после учебы помогали в бакалейной лавке отцу, купцу 3-й гильдии. Антон осваивал портняжное дело. Чехов говорил, что детства у него не было. Мать Антона учила поддерживать слабых, быть отзывчивыми, уважать людей. Впоследствии это скажется на выборе Антоном профессии врача и на благотворительных проектах, созданных им.

В 1868 году мальчик начал обучение в гимназии, где вскоре проявится его литературный и сценический талант. С самого детства Антона тянуло к театру. Недаром, спустя много лет, он станет великим драматургом, пьесы которого будут известны во всем мире.

После окончания медицинского факультета Московского университета Чехов работал уездным врачом, а чуть позже, заведовал больницей в Звенигороде. Пациенты отзывались о Чехове, как о доброжелательном, заботливом враче.

В 1890 г. Чехов отправился в продолжительное путешествие на Сахалин – место ссылки для каторжников. Дорогу назад писатель прошел по морю, проехав через многие страны мира.

Чехов представляется в нашем воображении хрупким и худощавым интеллигентным человеком. Фотографии писателя, которые обычно печатают в книгах, отражают тот период, когда Чехов уже болел. На самом же деле, Антон был богатырского телосложения.

Актер Яковлев, по задумке режиссера, надевал на себя пиджак, который носил Антон Павлович. Яковлев, имевший высокий рост, удивился, что пиджак подошел ему по размеру.

Читая рассказы Чехова, удивляешься, как можно было придумывать такие смешные и точные фамилии своим персонажам. Эту свою способность писатель применил и к собственным псевдонимам. Их насчитывалось около 50-ти: Шекспирович, Брат моего брата, Гайка № 6, Архип Индейкин и др.

Почетные привилегии без внимания

Егор Чехов, дед Антона Павловича, вначале был крепостным, но ему удалось выкупить себя и свою семью. Чехов помнил об этом. Николай II издал указ о присвоении писателю ордена Святого Станислава и титула потомственного дворянина, но Чехов не принял эти статусные нововведения.

На протяжении всей жизни писателю не будет давать покоя тень тяжелой болезни. Еще в гимназические годы у Антона диагностировали туберкулез. Состояние здоровья усугубила поездка на Сахалин. Болезнь одержала над ним окончательный верх в 1904 году, когда классику было всего 44 года. В браке со своей женой, актрисой Ольгой Книппер он успел прожить лишь 3 года.

Перед самой кончиной, на курорте Баденвейлер в Германии, писатель впервые в жизни послал за доктором. Выпив в присутствии врача бокал шампанского, великий классик умер. Рядом с ним находилась его жена. Тело его было перевезено в Москву, где он и был похоронен.

Читайте также: