Доклад на тему педагогическая этика в работе с обучающимися и их родителями

Обновлено: 02.07.2024

Тема: Этика педагогического общения: педагог-родитель.

Раздел библиотеки: Статьи

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В тоже время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности.

Школа может создать творческий союз с семьей и существенно повлиять на воспитание подрастающего поколения, поскольку у педагогов и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети. То есть, родители станут связующим звеном между детьми и школой и без их помощи, поддержки, понимания, терпения школа будет бессильна. Но контакт взаимодействия семьи и школы не может возникнуть стихийно, сам по себе. И семья, и школа должны целенаправленно создавать такой альянс.

Установление позитивных отношений с родителями

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

Поднимать авторитет семьи;
Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;
Учитывать интересы родителей;
Опираться на жизненный опыт родителей;
Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;
Верить, что любая семья имеет сильные стороны
Среди других факторов, способствующих привлечению родителей к участию в обучении детей, выделяют информацию об успехах детей, уровень заинтересованности учителей в успехах учащихся, позитивный, комфортный психологический климат в школе и усилия всех педагогических работников школы (не только отдельных учителей) развивать работу с родителями. Нужно изучать запрос родителей, в результате которого учителя и администрация школ могут понять, все ли они делают для привлечения родителей в школьное сообщество:

Факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);
отсутствие опыта группового взаимодействия;
закрытость родителей;
завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.
Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” — отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” — демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” — долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

Миф 2. У другого учителя (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.

Учитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как родительские встречи-собрания.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.

Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.

Отделив реальность от мифов, вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Главное же – в том, что в обоих случаях не происходит содержательного взаимодействия родителя и учителя. А проблемы ученика, будь то плохая успеваемость или нарушение дисциплины, остаются нерешенными.

Родители должны видеть перед собой классного руководителя, который пытается найти ответы даже на самые трудные вопросы, любящий их детей, такими , какие они есть, готового сделать всё, чтобы школа стала для них вторым домом.

Каждый классный руководитель должен чётко сформулировать задачи и направления взаимодействия с родителями. Но они будут достигнуты только в том случае, если в их успешной реализации будут заинтересованы обе стороны.

Очень важно показать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку. Психологами замечено, что позитивный психологический контакт в общении с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ученика, симпатизирует ему. Согласитесь, что добрые, хорошие начала существуют в любом ребенке, даже в самом отчаянном нарушителе школьной дисциплины и заядлом двоечнике. Ведь недисциплинированно часто ведут себя активные, инициативные и самостоятельные ребята, склонные к лидерству. Низкую же успеваемость проявляют зачастую либо те, кто имеет развитые интересы вне школы, либо те, у которых плохо организовано обучение.

Ваша работа с родителями прошла успешно, если:

Важно понять, что психологические особенности учителя: его характер, темперамент, интеллектуальный уровень, тип мышления, скорость психологических процессов, взгляды, ценности, убеждения, — в значительно меньшей степени влияют на качество его профессиональной жизни, чем уровень осознанности и рефлексии, способность к самоисследованию и внутренняя честность.

В психотерапии есть правило (особенно в цивилизованных странах): тебя допускают до работы с другими людьми только при условии, что ты сам провел в роли клиента определенное количество часов. То есть у тебя была возможность не только прочувствовать процесс психотерапии на себе, но и появилась уверенность, что твои собственные процессы, мотивы, особенности теперь исследованы и осознаны. Как жаль, что для учителей нет подобных тренингов. Хотя элементарная привычка к саморефлексии совершенно необходима для учительской деятельности.

Ведь педагогика — это наука о взаимовлиянии наряду с психологией и другими профессиями, где основное время приходится на непосредственный контакт с другим человеком. Воздействие одного человека на другого, а вовсе не передача информации, вот что главным образом происходит в школе. Причем влияют не только учителя на учеников, но и наоборот. Ответственность каждого в этом процессе — осознавать степень и характер своего влияния.

Находясь в контакте с ребенком, каждый человек, не только учитель, всегда ненамеренно актуализирует в себе некоторый прежний опыт. Во-первых, это опыт собственного детства.

Кроме того, совершенно неизбежно в вас актуализируется и родительский опыт, модели воспитания, которые применяли ваши родители, и те модели, которые используете вы в воспитании собственных детей. Это также непременно отразится на построении ваших взаимоотношений с ребенком. Присовокупите сюда ваш травматический опыт, полученный в каком угодно возрасте и в любой ситуации: насилия, унижения, неудачи, потери, нереализованности в чем-то. А также добавьте ваши тревоги, страхи, низкую самооценку, неуверенность в себе, и вы поймете, в какой огромной мере ваш контакт с ребенком определяется не вашим свободным выбором, а неосознанными фантомами прошлого.

Есть учителя, реализующие самые разные мотивации: делиться накопленным опытом, увлекать личным интересом, выполнять собственное предназначение, неплохо зарабатывать, иметь длительный отпуск, получать любовь и признание, управлять чужими судьбами, уйти от неудач в личной жизни и еще много-много других. Мы убеждены, что любая мотивация хороша, если она не злонамеренна, если она осознанна и отделена от задач, которые стоят перед вами как перед учителем своих учеников. Потому что для процесса влияния нет ничего хуже, когда вы убеждены сами и убеждаете других, что делаете все ради них, а по-настоящему это нужно только вам.

Ответьте честно себе на несколько вопросов. Почему вы в школе? Почему вы именно в этой школе? Этим вы больше всего хотели заниматься? Для чего вы стали учителем (директором, завучем, психологом)?

Сложите все ваши мотивации, на которые вы, безусловно, имеете право, в одну кучку, а теперь поочередно доставайте их оттуда и рассматривайте, сопоставимы ли они с обучающим процессом и школьными задачами. Например, если вы любите строгий порядок во всем, это наверняка принесет много пользы в вашей работе. Но школа не может держаться на одном порядке, потому что он убивает все живое. Значит, вам нужно реализовывать свое пристрастие где-то в другом месте, а в классе с пониманием относиться к неизбежным явлениям периодического хаоса или творческого бардака.

Или, например, вы с детства привыкли брать на себя ответственность за все вокруг. Быть ответственным — совсем не плохое качество для учителя, если вы не продолжаете по привычке отвечать теперь уже и за своих учеников, взращивая в них предельную инфантильность. И не потому, что они балбесы и лодыри, а потому, что это закон: тот, у кого вы забираете чувство ответственности рано или поздно совершенно забывает о нем. Значит, вам, как учителю, важно осознать свою привычку — брать все на себя, по возможности найти и проработать ее истоки. В дальнейшем же развивать чувство ответственности в детях, а не растить из них потребителей и инфантильных пользователей.

Но на самом деле, чем лучше мы знаем себя, тем больше у нас психологических ресурсов. Тем больше возможностей быть глубокой, цельной, адекватной личностью. Тем активнее, свободнее и интереснее мы живем.

По большому счету не важно, как и что ты преподаешь, важно, кто ты, какой ты, что представляешь собой, что несешь, заходя в класс, где детские головы и сердца уже готовы впитать всего тебя как образец их будущей жизни. Они провоцируют тебя на то, чтобы отдать им все, что у тебя есть, поделиться всем, что знаешь, посвятить им свою жизнь. Но, тем не менее очень важно, что учитель — это не вся жизнь, это просто роль, профессия. Учитель — это не весь ты. Ведь за пределами школы у тебя есть еще большая и важная часть жизни. И от того, какая она, тоже зависит твой профессионализм.

Учитель, под чьим началом находится зачастую более тридцати детей, должен обладать, совершенно незаурядными способностями:

харизмой президента развивающегося африканского государства;

стратегическими способностями великого полководца;

обаянием популярного телеведущего;

добротой и вниманием Матери Терезы;

а также мудростью и справедливостью царя Соломона.

Иначе никто не получит удовольствия от процесса. Все будут страдать: и дети, и учитель будут отрабатывать школьные часы как тяжкую трудовую повинность. К счастью, хорошие учителя в нашей стране есть, несмотря ни на что.

Почувствовав нейтральную позицию учителя, родитель станет более спокоен, и в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному и содержательному диалогу с учителем.

Но возникает следующий вопрос: как организовать равноправное сотрудничество педагога с родителем?

Чтобы избежать противостояния с любым родителем и при этом активно включить его в процесс воспитательной коррекции, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика и именно в них найти реальную опору при построении совместной помощи ребенку. Не оттолкнуть пришедших в школу родителей, а проявить сдержанную доброжелательность и открытость – вот первый шаг навстречу сотрудничеству.

Кроме того, необходимо развивать в себе профессиональное стремление к равной позиции с родителями. Ведь объединение усилий учителя и родителей школьника возможно при взаимном признании равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель.

Людям нравится ощущать собственную значимость. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителя в самом себе, выявите его возможности достижения успеха в воспитании ребенка.

Правила общения с родителями

Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.

Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.

Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.

Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.

При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)

Чаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.

К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.

Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, — проявление неуважения к родителю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный доклад был представлен на методическом объединении учителей и воспитателей.

Педагогическая этика

в работе с детьми и родителями

Многолетняя практика воспитательной работы, исследования умственного труда и духовной жизни детей – все это приводит к убеждению, что причины, в силу которых ребенок становится трудным, неуспевающим, отстающим, в подавляющем большинстве случаев кроются в воспитании, в условиях, окружающих ребенка в годы раннего детства. И если ребенок стал трудным, если все, что посильно другим людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего развития от окружающих людей того, что должен был получить.
Ребенок – активная сила, долженствующая и несущая в себе чувство ответственности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить и одухотворить в каждом эту человеческую силу – способности, изменяя обстоятельства, изменять и самих себя. Причем основная доля вины ложится на того, для кого воспитание, творение человека является профессией, специальностью, - на учителя”, -
писал В.А.Сухомлинский.


Педагог участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.

Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению, к которым он имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемах: “учитель - ученик”, “учитель - педагогический коллектив”, “учитель - родители учащихся”. При таком выделении подсистем можно более четко проследить особенности нравственных отношений по их качественным признакам, субъективно – объективным и др.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику;

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;

- деловой тон общения;

- внимательность, чуткость педагога.

Профессиональный такт проявляется:

- во внешнем облике педагога;

- в умении быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- в самокритичной оценке своего труда.

- не предъявляйте чрезмерных требований к ребенку,

- не впадайте в гнев, постарайтесь осмыслить ситуацию,

- не оскорбляйте и не кричите на ученика – это разрушает его психику.

Душевная чуткость, теплота, забота о детской радости - важнейшие нравственные качества учителя, которые определяют и нормы его взаимоотношений с детьми. Эти чувства должны быть искренними, неподдельными и проявляться во всех жизненных ситуациях. Помощь детям в трудные моменты их жизни – одна из важнейших моральных норм, регулирующих отношения между учителем и учащимися. Эта помощь основывается на абсолютном бескорыстии, а иногда и на самопожертвовании.

В школе VIII вида в отношениях учитель-ученик должна учитываться специфика обучаемых детей: особенности их познавательной сферы, их поведения, особенности общения. Отсюда следует, что учителю в отношениях с умственно отсталыми учащимися необходимо иметь следующие качества:

любовь к детям (только через искреннюю любовь к своим “питомцам”, по словам В.А.Сухомлинского, можно добиться взаимопонимания и взаимоуважения);

профессионализм (глубокие знания в области специальной педагогики и психологии);

высокая нравственность (педагог должен сам обладать всеми теми качествами, которые в школе VIII вида он должен прививать детям);

доброжелательность (создание положительного эмоционального фона в ученическом коллективе - на уроках и внеклассных мероприятиях);

коммуникабельность (от умения построить диалог с трудными детьми зависит успешность педагогического процесса в школе VIII вида);

эрудиция (проявление широты интересов, опирающейся на большой объем знаний);

склонность к творчеству (оригинальное, высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения);

требовательность (способность добиваться решения поставленных задач);

уважение прав и обязанностей ребенка;

оптимизм (положительное восприятие окружающего мира);

самокритичность (признание своей неправоты).

Обладание перечисленными качествами создает необходимые предпосылки для организации эффективной воспитательной работы с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида. Построение правильных отношений педагога с коллективом учащихся ведет к более результативной социализации умственно отсталых детей, что является одной из основных задач специальной коррекционной школы.

Учитель и родители
Связь семьи и школы – одно из важнейших условий при обучении и воспитании детей в школе VIII вида. Для успешности работы с родителями учителю важно владеть такими качествами, как:

вежливость (необходима для построения эффективного диалога между учителем и родителем);

терпимость (даже при явном проявлении негативизма со стороны родителей учитель должен находить позитивные решения воспитательных проблем);

готовность к сотрудничеству (взаимопомощь родителя и педагога при влиянии на умственно отсталого ребенка);

единые требования (общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогом и родителями).

Первое правило. В основе работы классного руководителя и воспитателя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе с родителями, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических "должны", "обязаны" - исчезает. У родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение. Отцы и матери заявляют, что у них душа не лежит идти в школу, где говорят об их детях только плохое. Нередко в семье на этой почве обостряются отношения между супругами. В конечном итоге все это отражается на ребенке, усугубляя его негативное отношение к учителям, к школе, а педагогическая запущенность в целом не преодолевается, а осложняется. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становятся обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение их активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное, но по роду своей деятельности нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности.

Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда они не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогиче­ской этики в силу их негативного настроя по отношению к школе.

В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.

Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.

2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка:
раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по­
ведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на
неприятный разговор.

Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода.

3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель­
ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине­
та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об­
щения, мало привлекает родителей.

Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические ро­дительские собрания, родительские конференции и др.

Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:

- этическая неподготовленность учителя или родителей к пе­дагогическому взаимодействию,

- разные уровни общей и педагогической культуры,

- отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут проис­ходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который роди­тели принимают за снисходительность и ненужное покровительство.

В общении с родителями недопустимо:

• предъявлять в категоричной форме требования,

• использовать нравоучительно-назидательный тон,

• сравнивать данного ребенка с другими учащимися,

• делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,

• обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не

возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправлен­ной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с ро­дителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Как Вы оцениваете в этой ситуации действия родителя и директора шко­
лы? А как поступили бы Вы на месте родителя, директора школы?

2. Какие нормы педагогического такта нарушил педагог при общении с ро­
дителем ученика? (При затруднении ответа см. приложение № 3).

«До круглой отличницы моя дочь не дотягивала, но и троечницей никогда не была. А тут полный разлад с историей. Надо идти в школу -узнать, что я могу сделать, чтобы пробудить у дочки интерес к истории.

3. Педагогический такт как компонент нравственной культуры

преподавателя

- иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

- тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и вос­питания,

- педагогический такт - это специфический инструмент влияния, тре­бующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнооб­разные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педа­гогический такт - это:

• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство ме­ры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов [51].

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным ре­гуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

- требовательность и уважительность к воспитаннику,

- умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему,

- деловой тон общения,

- внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется

- во внешнем облике педагога,

- в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитан­ников,

- в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в слож­ной ситуации,

- в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к уча­щимся,

- в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся,

- в самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; свое­временно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не

повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и про­явления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причи­нам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отно­шению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их соклассником не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновре­менно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться про­ступком ученика, а тем более срывать зло, оскорблять ребенка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Сравните данные выше определения педагогического такта. Какое из них с Вашей точки зрения наиболее глубоко и точно отражает суть данного понятия? Сформулируйте свое определение педагогического такта.

2. Имеются ли у человека какие-либо задатки и свойства нервной системы, которые влияют на формирование педагогического такта, есть ли в них что-либо, что обуславливает большую или меньшую чувствительность и тон­кость, безудержность или спокойствие, уравновешенность натуры учителя, некую предрасположенность к тактичности? Аргументируйте свой ответ

(при затруднении в ответе обратитесь к пособию: Елканов С. Б. Основы про­фессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. С. 140).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

2. Как Вы понимаете сущность профессионально-педагогического об­щения? По каким показателям определяется профессиональная культура об­щения педагога?

3. Расскажите о проблемах общения педагога с родителями учеников. Что недопустимо в общении с родителями? Какие причины могут негативно повлиять на отношения педагога с семьей ученика?

4. Перечислите основные черты, характеризующие тактичного педагога. Как и где проявляется педагогический такт в профессиональной дея­тельности педагога?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

5. Вспомните какие-либо педагогические ситуации из своей школьной жизни, где педагог (родитель) должен быть особенно деликатным (дружба, любовь, чувство страха, болезнь ребенка и др.) Проанализируйте в этих си­туациях поведение взрослого и воспитанника.

ЛИТЕРАТУРА

2, 20, 26, 30, 31, 36, 38, 65, 68, 75, 89, 91, 95, 96, 106, 109, 113, 121

Повышение коммуникативной компетентности педагогов, преодоление трудностей педагогов в общении и взаимодействии с родителями, поиск резервов для более эффективного общения, выделение причин возможных или истинных коммуникативных проблем; выработка внутренней позиции на построение взаимоотношений с родителями на основе сотрудничества, и осознание своей индивидуальности в процессе педагогической деятельности.

Задачи:

1. осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении с родителями;

2. развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать родителей воспитанников;

3. формирование умений моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

4. содействие повышению уверенности в себе, снятию психологических барьеров общения с родителями, осуществление индивидуального подхода к родителям.

«Самая главная роскошь на земле –

(Антуан де Сент-Экзюпери).

1. Теоретическая часть. Вся работа педагога с родителями идет через общение.

Каждый день переступают родители порог детского сада, группы и здесь они должны чувствовать что их уважают, ждут, рады встрече с ними, спешат порадовать хорошей новостью, вместе с ними растят их ребенка.

Уважение родителей к педагогам начинается с теплой атмосферы встреч, уюта, с убеждения того, что здесь работают знающие, увлеченные люди, влюбленные в свое дело. Вся наша работа, вся педагогическая деятельность состоит из общения с детьми, их родителями. Нужно и важно помнить, что начинать общение следует с доброжелательной улыбки. Улыбайтесь чаще -это золотое правило во время беседы.

Наверное, у каждого педагога была такая ситуация, когда было сложно добиться взаимопонимания с родителем: одни уклонялись от советов педагога, другие начинали обвинять его во всех возникших проблемах. Цель родителей и педагога одна – воспитание и обучение ребенка, и лишь объединив усилия, можно достичь положительный результат.

Основным средством установления контакта с родителями для педагога является он сам, а именно: его профессиональные знания, умение их преподнести; его педагогический имидж. Успешность работы педагога в большей степени зависит от его умения общаться, находить выход из конфликтных ситуаций, поэтому ему необходимо знать основные приемы и правила этики делового общения.

Культура речи сотрудников при общении:

Важнейшим элементом стиля учреждения является культура речи сотрудников. Требования к речи педагога:

1. Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов.

2. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

3. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

4. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

5. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

6. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи.

7. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Общение педагога и родителей должно строиться, опираясь на следующие принципы (В. Н. Куницына):

Первый принцип говорит о том, что информация должна быть оптимальной, быть ясной (без многословности, соответствовать целям, предмету разговора, содержать правдивые высказывания.

Под принципом вежливости подразумевают тактичность, великодушие, одобрение, скромность, согласие, благожелательность.

Какие же правила общения между педагогом и родителями существуют?

Правило третье: педагогический такт. Он характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия и не терпит шаблона и формализма. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Какой бы ни была семья, какими бы воспитанными ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания в семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Правило четвертое: опора на сильные стороны ребенка в решении проблем. Формирование личности дошкольника – это трудоемкий процесс, и он не обходиться без трудностей и противоречий. Необходимо воспринимать это, как часть развития, пробовать различные методы и приемы в решении данной проблемы.

Л. Б. Невалина предлагает придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

- Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

- Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

-Не терять самообладания; бестактность, брань -признак слабости и отсутствие аргументов.

- Опираться на факты и логику.

- Прогнозировать последствия своих слов.

- Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

- Уметь признать свою ошибку.

- Избегать нечестных приемов в споре.

- Не попадаться на удочку комплиментов.

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Партнерское общение - это общение, учитывающее состояние, интересы, отношения собеседника. Общение это взаимодействие двух или более партнеров. Рассмотрим пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.

1. Соревнование (конкуренция, как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

2. Приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

3. Компромисс, как соглашение на основе взаимных уступок.

4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей.

5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью

Удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Кеннет Томас считает, что:

- при ИЗБЕГАНИИ ни одна из сторон не достигает успеха;

- при таких формах поведения, как КОНКУРЕНЦИЯ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ и КОМПРОМИС, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки;

- и только в ситуации СОТРУДНИЧЕСТВА обе стороны оказываются в выигрыше.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками - прямая. В общении прямая – это достижение предметной цели.

Основные рекомендации при общении с родителями:

1. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до конца.

2. Дайте выговориться собеседнику.

3. Постарайтесь понять настроение родителя (из разговора) встречными и наводящими вопросами.

4.3найте имя, отчество родителя.

5. Общайтесь всегда на одном уровне. Если вы сидите, а родитель стоит- предложите ему сесть, если он отказался или это в данной ситуации невозможно- встаньте сами.

6. Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните:

Всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.

7. При возникновении спора помните - одержать верх можно, если вы уклонитесь от него. Разрешить недоразумение можно лишь тактом, дипломатией, доброжелательностью и сочувственным стремлением понять и принять точку зрения собеседника.

9. Родители привыкли слушать нас, поменяйтесь местами, пусть выговорятся они.

Будьте внимательным слушателем, поощряйте других говорить о самих себе.

Но если вы чувствуете, что вы не правы, признайте это решительно и сразу:

2. Практическая часть.

Перед аудиторией на подносе лежат 5 ракушек. Вызываются 5 добровольцев, им предлагается выбрать по ракушке и постараться запомнить свою. Затем, вернуть её на поднос. Ведущий просит найти каждого свою ракушку.

- Что вам помогло узнать свой камень? (каштан) (особые приметы, индивидуальные качества,.)

- Вот так и родители наших воспитанников: все они взрослые люди, но каждый из них особенный, со своим характером, привычками. И к каждому необходим индивидуальный подход, для того чтобы эффективно выстроить линию взаимоотношений.

Цель: Формирование и развитие навыков конструктивного поведения в

сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «сейчас я тебя буду есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите,

а теперь соотнесём наши ответы из этого упражнения к способам выхода из различных ситуаций.

Цель: обобщать знания по работе с родителями.

Затем команды по очереди зачитывают составленные ими списки критериев, остальные участники могут по желанию дополнять предложенный перечень.

Цель: развитие умения доброжелательного общения с родителями. (Участники в кругу)

Какие трудности возникли у Вас при выполнении задания?

Удалось ли Вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?

Подведя итог можно сказать, что самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагога выделить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.

И что более значимо это то, что общение ВОСПИТАТЕЛЬ – РОДИТЕЛЬ должно

Нести такое эмоциональное состояние, в ходе которого обеим сторонам все чаще хотелось бы его возобновлять.

1. Агафонова А. С. Практикум по общей педагогике: Учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2003.

2. Бордовская Н. В. Педагогика: Учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2003, 2004.

Речевые формулы для конструктивного общения с родителями Как возразить родителю, чтобы избежать возникновения конфликта? - Очень хорошо, что Вы подняли этот вопрос, и… - Спасибо, что Вы обратились.

Формы общения педагога с родителями в ДОУ (из опыта работы) . Вовлеченность родителей в образовательный процесс Польза от включения семей в образовательную работу с детьми в детском саду одна из.

Технологии педагогического общения с родителями Технологии педагогического общения с родителями В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду.

Проблема педагогической этики актуальна в век Интернета и свободных нравов. Несмотря на то, что мир меняется, педагог остается засим от общественного мнения. Каждый его шаг находится под наблюдением общественности.

 Педагогическая этика

Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.

Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога.

Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме тог, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.

Педагогическая этика держится на трех столпах:

  • Мораль
  • Нравственность
  • Профессиональный педагогический долг

Кроме основ педагогической этики важна роль и профессиональная чести в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств учителя.

Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.

Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения учителя, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям.

Еще одним элементом входящим в педагогическую этику является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью учителя, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом и т.д. [1].

Во все времена российский учитель был носителем безупречного воспитания и должен был соответствовать ряду постулатов, которые в разные времена звучали из уст классиков:

1. Учитель обязан быть носителем глубоких и всесторонних знаний.

Человек, взявший на себя труд обучать других, не имея для этого всесторонних знаний, поступает безнравственно.
Гельвеций

2. Учитель должен постоянно совершенствоваться. Если учитель перестал учиться он перестает быть учителем.

3. Учитель должен любить свою профессию

4. Учитель обязан знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные особенности.

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
К.Д.Ушинский

5. Учитель должен быть гуманистом и человеколюбцем.

6. Авторитет в среде учащихся у учителя должен быть неприрекаемым

Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, не вашей помощи и на вашей ответственности за его воспитание.
А.С.Макаренко

7. Учитель должен быть активным общественником, просветителем и распространителем знаний.

8. Учитель обязан быть патриотом России.

Функции педагогической этики

Педагогическая этика наделена системой функций, которые и являются тем, что обуславливает её роль. В свете изучения основ педагогической этики и заявленных в августе 2019 года изменения в своде педагогической этики рассмотрим существующие группы функции и каждую функцию отдельно.

Всего на настоящий день существует три группы функций это:

  • Социальные функции
  • Профессионально- практические функции
  • Нравственно-гуманистические функции

Начнем с социальных функций педагогической этики. В эту группу входят:

  • поддержание гуманистического содержания образовательной деятельности;
  • поддержание благополучия и безопасности существования социума и т.д.

Профессионально-практические функции включают в себя систему функций направленных на профессиональное совершенствование педагога.

Профессионально-практические функции

Третья группа называется группа нравственно-гуманистических функций. Данные функции реализуются в процессе межличностного общения. Эта группа функций наиболее значима для субъектов деятельности, т.к. затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу.

группа нравственно-гуманистических функций

Группа нравственно-гуманистических функций

Педагогическая этика – важный компонент педагогической деятельности. По этой причине она должна эволюционировать вместе с обществом и государством. В настоящее время в мир меняется. Интернет, глобализация и изменения в сфере коммуникаций требуют не только переосмысления педагогической этики, но и коррекции ее постулатов в свете меняющегося мира. Кроме того в России очень плохо отразился на образовании коллапс девяностых. Именно тогда престиж профессии сильно упал. Позднее образование пытались реанимировать, но все к чему это привело – это превращение важнейшей профессии в простую услугу. Учитель потерял в глазах учащихся свой авторитет в силу неправильного формирования общественного мнения, отсутствия молодых квалифицированных кадров и низкой оплаты труда. Однако, после 2010 года в профессию снова пошла молодежь. Но консервативность, с которой их встретила их школа, привела к ряду громких скандалов, которые отрицательно отразились на деятельности педагогического сообщества. Многие родители и общественность забыли о том, что учитель тоже человек и имеет право на личную жизнь, личное пространство. Именно это подтолкнуло Министерство образования Российской Федерации обратить внимание на устаревшие нормы педагогической этики в России и внести актуальные на сегодняшний день изменения.

Тезисы примерного положения о нормах профессиональной этики педагогических работников

В августе 2019 года Министерство просвещения совместно с Общероссийским профсоюзом образования подготовили и направили в регионы соответствующие рекомендации по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов. Примерное положение уточняет устаревший кодекс и содержит детализированное описание этических норм для педагогов, а также закрепляет их право на справедливое урегулирование конфликтных ситуаций, возникших по факту нарушения норм профессиональной этики. Соответственно в "Кодекс профессиональной этики педагогических работников" вносятся изменения актуализирующие педагогическую деятельность. Особое внимание уделено активности в социальных сетях и тому, как педагог должен вести себя в интернет-пространстве.

Итак, текущее положение о нормах профессиональной этики педагогических работников было разработано на основании положений Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Ниже приведем важнейшие пункты новых норм профессиональной этики педагогических работников

Педагогические работники призваны:

  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
  • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям и коллегам;
  • проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
  • соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы;
  • воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей;
  • избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность [3].

Отдельно планируется разработать кодекс поведения педагогов в сети Интернет.

Пока что предписания Министерства носят сугубо рекомендательный характер, но не исключено, что вскоре они станут обязательными.

В этой связи видится обязательным преподавание педагогической этики в педагогических ВУЗах. Кроме того, общие положения поведения педагога в обществе и Интернете должны доносится до абитуриентов, чтобы они заранее были готовы к своему статусу.

Читайте также: