Доклад про роговый оркестр

Обновлено: 05.07.2024

А объединил этих всех замечательных музыкантов на одной сцене Российский роговой оркестр и его создатель и руководитель Сергей Поляничко.

Этот оркестр появился в 2006 году, его целью стало воссоздание культуры рогового оркестра.

Само по себе явление под названием роговой оркестр уникально. Роговой оркестр существовал только в России и у него, в отличие от большинства музыкальных жанров, идей и событий, есть точно известная дата возникновения - это 1751 год, когда капельмейстер гофмаршала Семёна Кирилловича Нарышкина Ян (Иоганн) Мареш продемонстрировал своему патрону оркестр из охотничьих рогов. Каждый из таких инструментов мог издать лишь один звук, одну ноту. Поэтому исполнение музыкальных произведений таким образом требовало чрезвычайных усилий и координации, это были оркестры, в которых играли крепостные.

Аркадий Шилклопер, один из солистов в этом концерте рассказал об этих музыкантах: "У них даже не было имён, их так и называли - скажем, ля-бемоль второй октавы. Представь себе - вот человек всю жизнь играет ля-бемоль". Роговой оркестр. Фото: пресс-служба ММДМ

Кстати говоря, в этих словах заложена очень важная мысль - ведь в нынешней "инкарнации" рогового оркестра заложен чрезвычайно радикальный парадокс. Музыканты, их которых состоит этот оркестр отличаются высочайшим уровнем профессионального мастерства и культуры - это трубачи, валторнисты, тромбонисты, тубисты, работающие в лучших оркестрах Санкт-Петербурга, а идея и сущностный смысл рогового оркестра - это, говоря кратко, одна из форм ментального рабства. Если оркестровый музыкант исполняет в своём соло хотя бы музыкально-осмысленную фразу, составляющую пусть малую, но относительно завершённую часть произведения, то музицирование, если так можно выразиться, в роговом оркестре, это доведённая до своего логического предела технология "человек-клавиша".

Я этот вопрос и задал Аркадию Шилклоперу, поскольку он уже не первый год сотрудничает с оркестром и С.Поляничко, сформулировав его примерно следующим образом: "Каким образом в этом оркестре сочетается менталитет свободного человека с исполнением технологически абсолютно рабской музыки?".

"Я считаю, что это игра, такая коллективная игра, можно сказать, своего рода спорт. Я видел как они репетируют - садятся человек пять в уголочек и отрабатывают одну маленькую гаммку. Они очень долго учат - такое произведение как "Лунная соната", они полгода учили".

Это, своего рода, исполнение музыки, взгляд на неё, не с позиции самой музыки, фразы или даже отдельного голоса, это исполнение музыки для оргáна, если можно так выразиться, с точки зрения самого оргáна. И это производит совершенно неизгладимое впечатление, когда оркестр исполнил Органную хоральную прелюдию фа-минор И.С.Баха - ты начинаешь понимать, что вся логика твоего понимания этого произведения, построенная на понимании развития каждого голоса, в системе координат исполнителя в роговом оркестре лишена всякого смысла, ведь он исполняет всего одну ноту, как клавиша или труба органа, для которого, собственно, и написано это произведение.

При том, что из зала звучит та самая, знакомая чуть ли не с детства, прелюдия, с независимым, фразеологически-осмысленным голосоведением, с органным звучанием, и отличается оно от настоящего органа в лучшую сторону тем, что, в отличие от органа, музыканты оркестра имеют возможность управлять громкостью звука. Роговой оркестр С. Поляничко. Фото: пресс-служба ММДМ

Вообще, надо сказать, что звучание оркестра заметно отличается от того внутреннего представления, которое создаётся в воображении, когда слышишь словосочетание "роговой оркестр".

Во-первых, под словом рог имеется в виду не фрагмент травоядного животного, а медный музыкальный инструмент, horn.

Во-вторых, за время существования современного рогового оркестра, его инструментарий претерпел значительные изменения. Первые репетиции и концерты исполнялись на аутентичных музейных инструментах. Но, они всё-таки не отвечали современным представлениям о качестве и, кроме того, их надо было вернуть.

Поэтому оркестр пошёл по пути создания современных рогов. За время существования оркестра было создано три комплекта по семьдесят инструментов.

Была создана мастерская роговых инструментов под руководством Владимира Головешко, который является не только мастером, но и музыкантом оркестра, а также автором многих аранжировок для него. Были найдены оптимально звучащие сплавы, для каждого ста шести инструментов, находящихся сейчас в арсенале оркестра, сделаны мундштуки с возможностью подстройки инструмента.

На концерте настройка рогов перед каждым номером выглядит почти ритуально, но это совершенно необходимое действие, поскольку в разных произведениях в разных тональностях используются разные инструменты.

Программа концерта была выстроена таким образом, что каждое последующее произведение открывало новые возможности оркестра. Ты только что успел восхититься мягким, полным и тембрально богатым звучанием оркестра в аккомпанементе в Арии из Третьей сюиты И.С.Баха, которую на флюгельгорне исполнил К.Солдатов или во второй части фа-минорного фортепианного концерта Баха в исполнении С.Накарякова, как в Хоральной прелюдии ты слышишь заключительные трели и понимаешь, что это не органист делает двумя пальцами, а виртуозно исполняют два музыканта. И это только начало, потому что потом ты только успеваешь подумать, что уж "Шутка" Баха - это вершина техники, как тебе предлагают уже совершенно невероятную в этом контексте увертюру Россини "Вильгельм Телль".

В сущности, весь концерт состоял из разного рода парадоксов. Такой неожиданностью стал хорошо знакомый Концерт Баха для двух скрипок с оркестром в исполнении К.Солдатова и С.Накарякова на флюгельгорнах в сопровождении рогового оркестра, который при этом прозвучал ещё более камерно, чем в привычной версии.

Во втором отделении концерта оркестр роговых инструментов показал свои возможности в самых разных жанрах, выйдя за пределы барокко и классицизма, исторически естественных для него.

В исполнении А.Шилклопера и оркестра прозвучала импровизация для альпийского рога, в которой оркестр звучал в джазовой манере, тромбонист А.Салтанов исполнил "Oblivion" А.Пьяццолы, в конце пьесы забравшись в совершенно невообразимые для тромбона верха, а в дуэте А.Шилклопер-К.Солдатов в Адажио Альбинони оркестр звучал уже не как орган, а как низкий регистр биг-бэнда.

Тубист Ф.Шагов исполнил пьесу Б.Йорк "Сквозь туннель", удивив публику возможностями (вплоть до многоголосия, напоминающего тувинское горловое пение) своего инструмента, который традиционно, хотя и несправедливо, считается неспешным и неповоротливым.

В качестве биса оркестр с солистами исполнил "Ave, Maria" с импровизацией А.Шилклопера, в которой он был, как ему это свойственно, максимально свободен. Сергей Накаряков и Кирилл Солдатов. Фото: пресс-служба ММДМ

Да, конечно, подобный концерт - это в значительной степени шоу, но это шоу высочайшего класса, подкреплённое и комментариями Сергея Поляничко, и репертуаром оркестра, состоящим из очень разной, но, как правило, знакомой публике музыки, высочайшим уровнем мастерства и историческими открытиями.

В России к списку восхищавшихся этим явлением должно прибавить М. Ломоносова и Г. Державина, А. Пушкина и М. Глинку, А. Даргомыжского, П. Вяземского, Дельвига и еще многих… Немало восторженных отзывов оставили и зарубежные музыканты, литераторы, политики – все, кому посчастливилось слышать роговой оркестр…

И вот уже 15 лет Русская роговая капелла удивляет мир. Но ведь это значит, что продолжается история русской роговой музыки, история, которая насчитывает уже почти три века.

Приезжающие в Петербург гости, особенно иностранцы спешат насладиться звуками дивной музыки, которую они больше не услышат нигде. Большой зал филармонии, зал государственной хоровой Капеллы, зал Александро-Невской лавры, зал Университета им. А. И. Герцена, другие крупные аудитории города всегда заполнены на концертах коллектива.

История роговой музыки необычайно интересна и порой драматична.

Рождение. XVIII век.

Роговая музыка – это музыка охотничьих рогов. Один из древнейших музыкальных инструментов на земле, рог обладает неповторимым прозрачно-серебристым тембром. Поначалу это действительно был рог животного, но потом рог стали делать из дерева, меди, латуни, даже серебра. Задача была такая, чтобы звук разносился как можно дальше. Исполнить какое-либо музыкальное произведение на роге было нель¬зя – у рога не было ни клапанов, ни строя. Профессионал-музыкант, конечно, мог бы издать на нем несколько звуков и даже сыграть какую-то мелодию. Но в рог дули егери и псари, люди музыкально неграмотные, неумелые, им удавалось выдуть из рога лишь один натуральный звук, одной высоты и тембра. Да и аккорда звуки не создавали. В лесу рога звучали разноголосо, какой во что горазд. Мысль соединить вместе серебристые, прозрачные звуки охотни¬чьих рогов пришла в середине XVIII века музыканту, которого звали Ян Антон (Антуан) Мареш.

Вот начало биографии Мареша по книге о роговой музыке К. Верткова:

«Затруднения в обучении на валторне побуждали Мареша выдумать какое-нибудь средство, чтобы отделиться от того добрым порядком.

Проще говоря, Нарышкин в просьбе создать оркестр из одних рогов Марешу отказал. И тогда тот занялся этим втайне.

Надобно напомнить, что Мареш имел дело не с музыкантами, а с крепостными егерями, которые нотной грамоты никакой не знали и всего-то умели, что выдувать звук на своем роге. Никаких вентилей и других приспособлений для управления звуком на рогах не было, на роге можно было издать, как уж отмечалось, только один единственный звук определенной высоты и тембра. И задача Мареша состояла в том, чтобы из звуков разной высоты, какие издавали разные по величине рога, составить музыкальные фразы и аккорды. Для этого надо было каждому играющему точно высчитывать момент, когда вступить, и таким образом, скажем, семеро человек, беря поочередно каждый свою ноту, могли изобразить стройную гамму, а от ловкости их и набранного умения можно было сыграть эту гамму в любом медленном или быстром темпе, а после определенных трудов – и музыкальную фразу.

Со временем Мареш придумал для рогов выдвижной муфтовый механизм и клапаны, позволявшие перед игрой подстраивать инструменты и варьировать высоту звучания каждого в объеме до полутора тонов. Придумал он и мундштуки для рогов.

К концу XVIII века диапазон рогового оркестра расширился, количество рогов придворного оркестра возросло до девяноста. По необходимости они дополнялись другими духовыми, способными играть мелодию и подходящими по тембру; в некоторых пьесах эти инструменты солировали (в основном это были валторны и трубы).







Р ог с древних времен считался символом изобилия. Он используется как музыкальный инструмент в культуре многих стран. На нем можно издать ряд звуков, но только один тон будет основным, его называют натуральным. Этот тон отличается от остальных звуков объемом и богатством красок, позволяет создать необычный тембр, которого нет ни у одного другого музыкального инструмента, созданного руками человека. Особенность русской роговой музыки состоит в том, что здесь каждый инструмент издает только один натуральный тон, и из них рождаются целостные музыкальные произведения.

Р оговая музыка родилась в Санкт-Петербурге в 1751 году, и была визитной карточкой города на протяжении 100 лет.

С усовершенствованием духовых инструментов, с изменением и упрощением вкусов к середине XIX столетия, когда центр музыкальных увеселений переносится в театры и концертные залы, наблюдается упадок популярности роговой музыки, а чуть позже – и полная потеря интереса к ней.. Просуществовав 100 лет, роговая музыка исчезла, казалось, навсегда. Одна из последних попыток возродить роговой оркестр была предпринята в дни коронования Николая II в 1896 г., но она не получила развития. Последний раз роговая музыка звучала в 1915 году. С тех пор историки музыки считали это искусство безвозвратно утерянным.

В осторженные отзывы современников этого уникального вида творчества притягивали и не давали покоя многим видным деятелям культуры. Неоднократные попытки возродить русскую роговую музыку в XX веке к успеху не приводили. Казалось, с утерей секретов необычного искусства мы никогда не услышим эти звуки.

Н о чудо произошло.

Роговая музыка зазвучала в самом центре Санкт-Петербурга, в РГПУ им. А. И. Герцена. То, что помощь в создании рогового оркестра предложило руководство педагогического университета во главе с ректором Г.А. Бордовским, оказалось фактом знаменательным. Ведь университет располагается в бывшем дворце графа Кириллы Григорьевича Разумовского, у которого был один из лучших роговых оркестров России.

З а это время состоялось свыше 800 выступлений. Кроме концертов в России, коллектив выступал в Греции, Испании, Франции, Эстонии, Литве, Германии, Польше, Чехии, Ватикане, Швейцарии.

В книге отзывов Русской роговой капеллы сохранилось много записей слушателей и все они, и первые, и последние, передают особое чувство удивления и восхищения, которое рождается на концерте. Вот несколько таких откликов: - Чудесно! Потрясающе! Великолепно!; — Огромное СПАСИБО. За вашу удивительную и сильную музыку. Сегодня я слушала вашу музыку впервые и она меня просто потрясла; — Это чудо!! Ничего подобного не слушал!; — Искренняя благодарность за ваше творчество! Помощи Божией вам.

В собрании Исторического музея хранится одна из самых редких коллекций духовых инструментов — 47 латунных труб конусообразной формы, отличающихся друг от друга длиной и диаметром. В загнутый верхний конец ствола каждой трубы вложен мундштук. Длина самой большой трубы достигает 213 см, самой маленькой — всего 13 см. Все трубы являются инструментами рогового оркестра.

Трубы рогового оркестра. Россия, вторая половина XVIII века.

Трубы рогового оркестра. Россия, вторая половина XVIII века.

Роговой оркестр представляет собой необычный тип музыкального коллектива. На протяжении истории его существования встречаются весьма занимательные сюжеты. Сколько труб должно быть в оркестре и почему они разной длины, как играть на инструментах, как звучат мелодии и кто придумал такой оркестр? Об этом и пойдёт речь далее.

Первый роговой оркестр разработал чех Ян Мареш. Будучи на русской службе, он состоял капельмейстером при Семёне Кирилловиче Нарышкине, знатном вельможе и фаворите императрицы Елизаветы Петровны. Нарышкин впоследствии и установил моду на роговую музыку. Мареш же усовершенствовал резкое звучание охотничьих рожков, изменив длину ствола.

Музыканты рогового оркестра должны были соответствовать высоким требованиям: обладать значительной физической силой и умением сохранять концентрацию на протяжении длительного времени, поэтому в коллектив набирали крепостных крестьян. Каждый из исполнителей играл одну единственную ноту, от чего музыкантов нередко именовали по той ноте, которую они играли:

Оркестр роговой музыки. Аткинсон Джон Августус, конец XIX - начало XX в.

Оркестр роговой музыки. Аткинсон Джон Августус, конец XIX — начало XX в.

Первый роговой оркестр появился в России, поэтому такая музыка считается самобытной и составляет исключительную часть мировой культуры, а практика игры на этих музыкальных инструментах существовала только в нашей стране. С 30-х гг. XIX столетия роговая музыка стала постепенно исчезать и была предана забвению в XX веке. Возродить её удалось в начале 2000-х гг. так же в России. До сих пор роговая музыка остаётся российским явлением, перенять которое ни одной другой стране в мире не удалось.

Читайте также: