Доклад на тему палочки кюизенера

Обновлено: 05.07.2024

Анализ универсальной дидактической методики "Цветные палочки Кюизенера" развития у детей математических способностей. Изучение методики игры в цветные полоски с использованием игральной кости и таблиц. Упражнения на развитие логических структур мышления.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 21.05.2015
Размер файла 1,8 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА

НАПРАВЛЕНИЕ: ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК И ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Технология "Цветные палочки Кюизенера"

Реферат по теории и технологии математического развития у детей дошкольного возраста

Выполнила: Фомичева Ульяна Дмитриевна

Проверила: Охулкова Ирина Владимировна

г. Нижний Новгород-2014

· данная методика используется в группах старшего возраста (5-6 лет)

Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки-цифры, выбираются не произвольно: они зависят от числовых отношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждое из таких соотношений выражается оттенками определенного цвета при условии, что начальные буквы названий этих цветовых оттенков не должны повторяться.

Число 2 обозначается розовым цветом (р), число 4 обозначается красным цветом (к), число 8 обозначается вишневым цветом (в), число 3 обозначается голубым цветом (г), число 6 обозначается фиолетовым цветом (ф), число 9 обозначается синим цветом (с).

Числа, кратные числу 2, т. е. числа 2, 4, 6, 8, обозначены оттенками красного цвета, а числа, кратные числу 3, т.е. числа 3, 6, 9, обозначены оттенками синего цвета.

Число 5 обозначается желтым цветом (ж), число 10 обозначается оранжевым цветом (о).

Числа, кратные числу 5, т.е. числа 5 и 10, обозначены оттенками желтого цвета.

Число 1 обозначается белым цветом (б), число 7 обозначается черным цветом (ч).

Назначение

Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

1) познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету)

2) познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной лесенок.

Основной закон натурального ряда чисел: каждое число больше на единицу предыдущего и меньше на единицу последующего.

a) числовая лесенка (до 20)

b) числовой луч (на числовом луче дети выполняют вычислительные операции)

Упражнения на развитие логических структур мышления

дети способность математический развитие

Например, поезд состоит из трех вагонов. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько пассажиров в каждом вагоне? Сколько пассажиров в поезде? При этом упражнении закрепляются знания детей о порядковом счете. На заключительном этапе работы предлагают детям составить их цветных палочек двухзначные числа.

3) осваивать прямой и обратный счет.

Можно так же его рассматривать на примере числового луча и числовой лесенки.

4) познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

5) помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, освоение понятия итогового числа.

Задания на понимание детьми сущности арифметических действий тесно связаны с упражнениями и играми на составление чисел из двух меньших. Освоив состав чисел из двух меньших, дети легко переходят к решению арифметических задач. Детям предлагают составить между собой две палочки. Для этого надо положить их рядом. Затем надо найти палочку, равную сумме двух палочек.

6) развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, умение создавать различные конфигурации, воссоздавать модели по образцу.

Игра в цветные полоски с использованием игральной кости и таблиц (конспект занятия)

Для проведения игры потребуются: разноцветные полоски-карточки длиной 12 см и шириной 6 см, разделенные на три полосы (каждая из которых по ширине равна 2 см, т. е. ширине цветных полосок), и игральная кость, боковые грани которой покрашены в те же цвета, что и разноцветные полоски: грань с одним кружочком покрашена в белый цвет, с двумя -- в розовый, с тремя -- в голубой, с четырьмя -- в красный, с пятью -- в желтый и с шестью -- в фиолетовый.

Дети с интересом разглядывают уже знакомую им, но столь необычно раскрашенную игральную кость. Раскрыв коробку с цветными полосками, они с нетерпением ждут начала новой игры.

* Просим детей приглядеться внимательно к игральной кости и к цветным полоскам. Спросить их, видят ли они между ними что-нибудь общее.

- И игральная кость, и цветные полоски покрашены в одни и те же цвета!

* Дети рассматривают, сравнивают, прикладывая полоски к граням игральной кости. Дарек первым приходит к правильной догадке, делясь ею с Яцеком:

- А я уже понял! Видишь, вот здесь на игральной кости один кружочек и белый цвет, а там пять кружочков и, желтый цвет. Я уже знаю!

* Просим мальчика сказать громко, что он понял.

- Вот здесь на игральной кости имеются два кружочка, и потому эта стенка покрашена в розовый цвет, а вот здесь -- три кружочка, и потому стенка голубая.

- Я тоже понял, -- прерывает его Яцек. -- Если бросить игральную кость и на ней выпадет шесть, то это будет то же самое, что выбрать фиолетовую полоску, а если выпадет один, то это будет столько же, сколько значит белая полоска.

* Теперь и другие дети, сравнивая число кружочков на гранях игральной кости с цветными полосками, убеждаются, что количество кружочков на окрашенной в определенный цвет грани игральной кости и цветная полоск соответствующей длины, окрашенная в тот же цвет, выражают одно и то же число.

Прежде чем предложить детям новую игру, необходимо попросить детей сначала познакомиться с таблицами-карточками, каждая из которых поделена на три горизонтальные полоски, т. е. на три поля.

* Ребята прикладывают различные цветные полоски к горизонтальным полям таблиц и приходят к выводу, что они подходят, потому что у них та же ширина.

- Только одни из полосок короче, чем поле таблицы, а другие -- длиннее, -- отмечает кто-то из ребят.

* А теперь просим поискать такую полоску, которая имеет такую же длину, что и верхнее поле таблицы.

* Просим детей быть внимательными, так как бросаем игральную кость. Обращаем их внимание на то, что сверху находится грань, на которой видны два кружочка и которая окрашена в розовый цвет. Посматриваем на коробку с полосками и спрашиваем, что делать дальше.

- Это число шесть.

- Розовая -- два, белая -- один, голубая--три.

* Спрашиваем сколько вместе получается?

- Столько же, сколько показывает фиолетовая полоска, -- шесть, -- отвечает мальчик.

На следующей неделе игра несколько видоизменяется. Вместо одной таблицы, лежавшей раньше в центре стола, теперь используются целых три -- все участники игры (а их за столом шестеро) получают по таблице. Сначала каждый из играющих находит по одной фиолетовой полоске и укладывает ее на верхнем поле своей таблицы. Затем дети по очереди бросают игральную кость. В соответствии с цветом выпавшей грани игральной кости и с количеством очков на ней каждый из бросавших игральную кость находит и укладывает соответствующую цветную полоску на втором поле своей таблицы. Если при следующем броске играющему выпадает число, выражаемое слишком длинной цветной полоской, которая не помещается уже на втором поле его таблицы, то он может поместить ее на третьем поле, т. е. правилами игры допускается одновременное заполнение второго и третьего полей таблицы.

Мацек: Четыре и один, и один -- вместе шесть. Ярек: Один и два, и два, и один -- вместе шесть. Эля: Три и один, и два -- вместе шесть.

Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать в горизонтальной и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую. Символическая функция обозначения числа цветом и размером дает возможность знакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения. В процессе моделирования ребенок замещает конструкцией из палочек реальный предмет (дом, дерево, человека), с помощью творческого воображения, на основе которого формируется творческое мышление. Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли: положительно влияют на самореализацию, самовыражение, самоконтроль.

Список литературы

1) красный 6) голубой

2) фазан 7) жёлтый

3) чёрный 8) розовый

4) оранжевый 9) синий

5) белый 10) розовый

а) все палочки разных цветов

б) чем длиннее палочка, тем больше число

в) все палочки разной длинны

3. Какие числа обозначены оттенками красного цвета?

4) Какие числа обозначены оттенками желтого цвета?

5) Эта методика используется в группах какого возраста?

6) Почему число 7 обозначено черным цветом?

а) так как оно делиться только само на себя

б) чёрный цвет больше привлекает внимание детей

в) так предпочел сам автор методики

7) Назначение палочек Кюизенера заключается в том, чтобы:

а) развлечь детишек в детском саду

б) познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной лесенок

в) оба ответа неверны

8) Сформулируйте основной закон натурального ряда чисел (ответ впишите самостоятельно)

9) С помощью чего можно освоить прямой и обратный счёт?

а) с помощью числового луча

б) с помощью числовой лесенки

в) с помощью числового луча и числовой лесенки

10) Игра в цветные полоски осуществляется с помощью:

а) игрального кубика и палочек Кюизенера

б) игрального кубика и таблицы

в) игрального кубика, палочек Кюизенера и таблицы

Подобные документы

Принципы применения логических блоков Дьенеша с целью формирования и развития мыслительных умений и способностей маленького ребенка. Особенности палочек Кюизенера - дидактического материала, предназначенного для обучения дошкольников математике.

доклад [2,3 M], добавлен 13.11.2010

Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет, специфика развития их математических способностей. Требования к подготовленности воспитателя и роль дидактической игры. Вовлечение родителей в деятельность по развитию математических способностей.

реферат [1,2 M], добавлен 22.04.2010

Проблема выбора воспитательно-образовательной парадигмы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование познавательных процессов в игровых технологиях (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, пособия "Кольца Луллия") при адаптации ребенка.

статья [1,6 M], добавлен 11.09.2017

Игры, упражнения и приемы, направленные на развитие восприятия времени у детей. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Теоретические основы умственного развития детей. Методики диагностики свойств внимания и памяти.

курсовая работа [42,8 K], добавлен 18.05.2016

Дидактическая игра как средство обучения младших школьников. Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей. Понятие и виды дидактических игр, методологические основы их организации и проведения. Применение игр на уроках информатики.

Во всем мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы.

Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

С математического взгляда, палочки – это множество, в которой присутствуют отношения соответствия и порядка чисел: 1,2,3,4…

Использование чисел в цвете помогает развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогает дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (эталон цвета, размера) и такие способы познания, как сравнение, соотношение предметов по цвету, ширине, длине, высоте. От элементарной игры дети постепенно переходят к пониманию пространственных и количественных характеристик.

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними. Нужно предложить детям поиграть с ними, попытаться сложить различные узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с палочками. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много, они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по длине, если сложить две палочки желтого цвета, получаем такую же длину, как длина оранжевой палочки подобное.

Задача для ознакомления детей с палочками Кюизенера.

Найди и покажи палочку такого же цвета (размера).

Назови цвета всех палочек, лежащих на столе.

Найди и покажи самую короткую (длинную) палочку. Назови ее цвет.

Сравни две палочки. Какая из них короче (длиннее?

Задание на закрепление эталона цвета.

Подбери по фартуку куклы ленты соответствующего цвета.

Построй два квадрата: один из голубых, а второй из красных палочек.

Задача на формирование представлений о различных параметрах величины.

Строим высокие и низкие заборы.

Какой вагон длиннее и выше? Почему?

Составляем лесенку разной высоты для домиков разной высоты.

Строим мосты различной длины и ширины.

Задача на развитие количественных представлений.

Задание на понимание арифметических действий.

Давайте составим между собой эти палочки. Для этого положим их рядом. Найти палочку. Равную сумме двух палочек.

Использование палочек Кюизенера для развития логического мышления дошкольников Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором.

Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС

Палочки Кюизенера как средство обучения старших дошкольников в условиях реализации в ФГОС В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, именем которого они и были названы.

Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Методика работы палочками Х. Кюизенера

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Задачи:

познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).

познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).

познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.

осваивать прямой и обратный счет.

познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).

помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.

научить делить целое на части и измерять объекты.

развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).

развивать логическое мышление, внимание, память.

воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

hello_html_41fe1ca0.jpg

Вместо брусочков можно использовать цветные полоски.

Как работать с палочками Кюизенера?

Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:

1. Задания на ознакомление с палочками.

найди и покажи такую же палочку, как у меня;

найди самую длину или короткую палочку;

укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;

выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;

положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.

3. Задания на измерение.

попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.

4. Задания на построение.

попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

hello_html_6b755ce2.jpg

5. Задания на состав числа.

попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

hello_html_692d4579.jpg

6. Логические задания с палочками.

расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.

Палочки интересны тем, что играть и продуктивно заниматься с ними смогут дети разного возраста, поэтому у европейских семей такие палочки давно стали лидерами среди развивающих игрушек.

Польза занятий с палочками Кюизенера.

Занятия с палочками Кюизенера должны происходить в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку.

Итак, если вашему ребенку исполнился один год, то вы уже с успехом можете начать занятия с этими волшебными палочками. Если вы думаете, что малыш пока ничего не поймет, далеко заблуждаетесь. Маленьким деткам точно так же, как и более взрослым интересны подобные игры. С помощью них они осваивают математические алгоритмы и учатся решать легкие задачки. Ведь палочки Кюизенера представляют собой множество, которое способно создавать математические ситуации.

Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть умножения, деления, прибавления и вычитания.

Палочки Кюизенеравыполняют роль наглядного материала, который заставляет работать детскую логику и вырабатывать навыки счета, измерений. А научившись понимать все это, у ребенка закладывается прочная основа для дальнейших математических достижений.

Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития, помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев. Нужно добавить, что цветными палочками с успехом пользуются даже педагоги в начальных классах и воспитатели в детских садах.

Игровые задачи цветных палочек

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.

Игры с палочками Кюизенера.

Вот несколько самых популярных заданий:

Попросите ребенка показать вам палочку, цвет которой не будет красным и черным.

Спросите какого цвета палочка короче синяя или красная, фиолетовая или черная.

Пусть ребенок покажет вам две палочки одинакового цвета. Какая из этих палочек самая длинная?

Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку.

Пройдитесь пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки.

Второй вариант лесенки: ребенок должен собрать лесенку из всех палочек, начиная с белой и заканчивая оранжевой.

Спросите ребенка, из каких палочек можно составить оранжевую или фиолетовую палочку. Позже можно разнообразить упражнение и попросить его составить только из трех палочек одну фиолетовую.

Покажите ребенку дорожку длиной в 10 см. Пусть ребенок уложит на нее любые, по его мнению подходящие палочки.

И наконец, дайте ему задание, чтобы он с помощью счетных палочек Кюизенера посчитал длину и ширину стола.

Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений. Они могут использоваться во второй младшей, средней. Предлагаю детям упражнения в игровой форме. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.

3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получился маленький коврик для кошечки.

4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.

Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их кдруг другу как вагончики.

6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.

Старший возраст.

В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку

лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.

Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.

Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Содержание

Введение
Характеристика палочек Кюизинера
Характеристика игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на развитие математических представлений дошкольников.
Методика работы с палочками Кюизенера.
Заключение
Литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

копия реферата.docx

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ПАЛОЧЕК Х.КЮИЗЕНЕРА В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Специальность - Дошкольное образование

Характеристика палочек Кюизинера

Характеристика игр и упражнений с палочками Кюизенера, направленных на развитие математических представлений дошкольников.

Методика работы с палочками Кюизенера.

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного возраста, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются палочки Х. Кюизенера, разработанные бельгийским математиком для подготовки детей к усвоению элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно. Причины этого — в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а также в отсутствии соответствующей методической литературы. В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений следует широко использовать цветные палочки Кюизенера, рекомендованные для обучения детей основам математики.

Характеристика палочек Кюизинера

Во всем мире широко известна развивающая игра, разработанная бельгийским математиком Х. Кюизенером. Педагоги разных стран адаптируют и развивают технологии использования счетных палочек Кюизенера, расширяя горизонты мирового образовательного пространства. Они предназначены для обучения математике и используется в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и кончая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

Данный материал широко применяется в детских садах Венгрии, Польши, Бельгии, США, Франции и других стран. Нашим отечественным педагогам он тоже известен, но в практической работе с детьми используются ещё недостаточно. Причина в отсутствии соответствующей методической литературы и поэтому в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, основные особенности которого - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения. Палочки Х. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.

Эффективное применение палочек Х. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.

Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д.

Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно- действенного и наглядно-образного.

В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.

Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, служащих основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.

С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности ("самостоятельного математического исследования").

Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию соотношений "больше — меньше", "больше — меньше на . ", познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как "левее", "правее", "длиннее", "короче", "между", "быть одного и того же цвета", "быть не голубого цвета", "иметь одинаковую длину" и др.

С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", готовящей к изучению школьной алгебры.

Читайте также: