Доклад россия вчера сегодня завтра

Обновлено: 08.07.2024

Указанное разграничение между императорским родом и императорским домом показывает, что после брака Анны Петровны с герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским род Романовых фактически перешел в род Гольштейн-Готторпов. Иначе говоря, династия Рюриковичей была заменена на немецкую ветвь Гольштейн-Готторпов, а по договоренности сторон с указанием на принадлежность императорского дома к фамилии Романовых.

Главное, чтобы не было повторов на историческом пути развития государства. Однако 400-летие дома Романовых содержит не только великие победы и крупные свершения в жизни страны, но множество трагедий в судьбах русского и российского народов. Вспомним, например, недалекое прошлое: распад СССР и образование самостоятельных государств на постсоветском пространстве. Распространенным считается взгляд о том, что распад советского государства (читай: советской империи) — закономерный процесс, имеющий в историческом сравнении известные аналогии (например, распад Римской или Оманской империй). На мой взгляд, такого рода аналогии неуместны. При чем здесь Римская либо Османская империи? Развал СССР — это результат многих причин и обстоятельств. В первую очередь, распад обусловлен внутренними политическими причинами. Первый президент СССР М. Горбачев и первый президент России Б. Ельцин своими руками уничтожили СССР. Если первый в силу слабоволия и отсутствия здравого смысла, то второй, напротив, из-за избытка личного эгоизма. Б. Ельцину нужна была личная власть, власть президента, любой ценой, даже ценой гибели советской империи. Под видом борьбы с коммунизмом демократы-коммунисты уничтожили СССР. Теперь же они — национальные герои, борцы за светлое будущее современной России. Я согласен, что коммунизм, коммунистическая идеология в нашей стране — все это привело к трагедии русского народа.

Теперь несколько подробно о происхождении каждого императора из рода Романовых. Первый из них — Петр III (21 февраля 1728 г., Киль — 17 июля 1762, Ропша) — российский император в 1761–1762 гг. Петр Федорович, урожденный Карл Петер Ульрих Гольштейн-Готторпский, первый представитель Гольштейн-Готторпской (Ольденбургской) императорского дома Романовых. Мать — Анна Петровна Романова (1708–1746); жена Софья-Фредерика-Августа-Ангальт-Цербстская (она же Екатерина II и Великая).

Вступив на престол 25 декабря 1761 г., Петр III через несколько месяцев принимает два важных документа: об уничтожении Тайной канцелярии и издании 18 февраля 1662 г. манифеста о вольности дворянской. Однако эти реформы не принесли императору ни почести, ни славы, а также расположение народа и высшего общества. Известно, что русский император Петр III боготворил прусского короля Фридриха II. Восшествие на престол Петра III позволило немедленно остановить военные действия русской армии и возвестить Фридриху о дружественном расположении государя. И не только.

Справедливости ради отметить, что не только император Петр III поддерживал тесные связи с Фридрихом II. Существует интересная информация о преступном сообществе канцлера А. П. Бестужева-Рюмина и великой княгини Екатерины в интриге, имевшей своей целью парализовать движение русских войск, выставленных против Фридриха II. После раскрытия заговора бывшего канцлера, не подвергая пытки, отправили в ссылку в одно из подмосковных имений. Другие сообщники, в их числе И. П. Елагин, отправились в более отдаленные места ссылки. Но доказательство преступления, а именно письмо Екатерины II генералу Апраксину, так и осталось ненайденным.

Итак, Екатерина пришла к власти (28 июня 1762 г.) в ходе дворцового переворота, свергнувшего с престола ее непопулярного мужа Петра III и убиенного при загадочных обстоятельствах. Годы ее жизни (21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин, Пруссия — 6 (17) ноября 1796, Зимний дворец, Петербург). Единственный сын от брака с Петром III — будущий император Павел I. Свое правление Екатерина II начала с отмены многих распоряжений Петра III. Домовые были церкви, вербовка охотников в голштинские войска отменена, монастыря возвращены недвижимые объекты. Эти и другие меры вызвали общее расположение к Екатерине. В то же время, духовенство скоро осталось недовольно решением, принятым Екатериной относительно монастырских земель. Монастыри были крупнейшими землевладельцами; пользовались всякими льготами, они уклонялись от государственного обложения.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Границы Российской империи были значительно раздвинуты на запад (первый раздел Польши) и на юг (присоединение Новороссии в ходе войн с Крымским ханством и Османской империей). Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и ее реформы вписываются в русло просвещенного абсолютизма XVIII века. И это, конечно, далеко не весь перечень заслуг императрицы Екатерины Великой.

Приведу такой пример: в своих мемуарах Екатерина охарактеризовала финансовое состояние России в начале своего царствования как плачевное. Так, финансы были истощены. Армия не получала жалованья за 3 месяца. Торговля находилась в упадке, ибо многие ее отрасли были отданы в монополию. Однако, как утверждают историки, эта характеристика не вполне соответствовала действительности. Финансы российского государства, даже после Семилетней войны, отнюдь не были истощены или расстроены: так, в целом за 1762 г. дефицит бюджета составил лишь чуть более 1 млн. руб. или 8 % от суммы доходов. Причем, Екатерина сама способствовала возникновению этого дефицита, так как только за первые полгода царствования, до конца 1762 г., раздала в виде подарков фаворитам и участникам дворцового переворота наличными деньгами, не считая имущества, земель и крестьян, 800 тыс. руб. (что, естественно, не было предусмотрено бюджетом). Крайнее расстройство и истощение финансов произошло как раз в течение правления Екатерины II, тогда же впервые возник и внешний долг России, а сумма невыплаченных жалований и обязательств правительства в конце ее царствования намного превышала ту, что оставили после себя ее предшественники.

То же самое можно сказать, например, о реформе системы государственного управления, правосудия. По мнению историков, какой-либо системы лучше прежней, при ней не было создано. Перечень достоинств Екатерины можно продолжить (земли были отняты у церкви как раз в ее царствование).

Россия: вчера, сегодня, завтра

Книга знакомит читателя с ретроспективным анализом истории России: династия Романовых, Октябрьская революция, распад СССР, с актуальными проблемами современной России в условиях глобализации и тотального экономического и военного противостояния России, США, стран Запада.
В работе освещаются вопросы национальной безопасности, включая экономическую, энергетическую, военную. Рассматриваются внутренние и внешние угрозы, а также факторы и условия национальной безопасности России.

 Белых В.С. Россия: вчера, сегодня, завтра

Белых В.С. Россия: вчера, сегодня, завтра

Белых В.С. Россия: вчера, сегодня, завтра

Книга знакомит читателя с ретроспективным анализом истории России: династия Романовых, Октябрьская революция, распад СССР, с актуальными проблемами современной России в условиях глобализации и тотального экономического и военного противостояния России, США, стран Запада.
В работе освещаются вопросы национальной безопасности, включая экономическую, энергетическую, военную. Рассматриваются внутренние и внешние угрозы, а также факторы и условия национальной безопасности России.

Внимание! Авторские права на книгу "Россия: вчера, сегодня, завтра" (Белых В.С.) охраняются законодательством!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Россия вчера, сегодня и завтра.docx

Жутовский Вадим Евгеньевич

Россия вчера, сегодня и завтра

Что же было сделано? Прежде всего была проведена приватизация промышленных предприятий. И к 1997г. в частные руки перешло 95.6% предприятий, дававших 89.6% продукции.

Следующим шагом стало расчленение крупных государственных предприятий. В результате численность рабочего класса сократилось вдвое, на 8.5 млн. человек, резко ухудшилась его демографические и квалификационные характеристики.

За годы реформ они упали более чем в 2 раза.

Тяжелый удар был нанесен по энергетике – свернута Энергетическая программа. Последствия – резкий спад производства, который не был компенсирован даже в 2006г. при высоких ценах на нефть.

Перестройка подорвана научную базу. Более 100 тысяч ученых покинули страну.

Были ли какие-то основания для полной замены советского проекта?

Таким образом, серьезных оснований не было.

Целью этой работы является определить перспективные направления развития России.

Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

Проанализировать исторический опыт выхода из кризисных ситуаций

Предложить новую социально-экономическую модель развития государства

Объектом изучения является народ и государство

Предметом изучения социально-экономическое развитие в разные периоды времени

Гипотеза. Мы предполагаем, что анализируя социально-экономические процессы в прошлом и настоящем России, мы способствуем осмыслению ее истории и выработке наилучшей модели развития государства.

Можно ли утверждать, что осуществив демонтаж советского государства властная элита получила шанс догнать и обогнать развитые капиталистические страны?

По основным экономическим показателям сегодняшняя Россия уступает многим, не только развитым странам. Но есть еще и социальные показатели. А как с ними?

Отсюда же узнаем, что по индексу человеческого развития (ИЧР) Россия на 55-м месте. Возглавляют список Норвегия, Австралия и США. Четвертое место досталось Нидерландам, пятое — Германии.

Еще одна беду увидел писатель Юрий Поляков.

Понятно, что все люди не могут быть одинаковыми и иметь равный доход, но справедливым решением было бы определять эту разницу по уровню образования, способностям и трудолюбию.

Данное предложения не учитывает военно-политический фактор.

Другой подход предлагает профессором МГУ Сергей Бобылев.

С нашей точки зрения, Россия является не просто большим государством, а отдельной цивилизацией, с присущими ей уникальными чертами. С этим были согласны и многие западные исследователи. Например А.Тойнби.

В границах этой цивилизации: тип общества, его хозяйственный уклад, общественные отношения, даже индивидуальная психология, сложились иными, чем, например, на Западе. Одним из факторов можно считать большую географическую протяженность нашей страны с запада на восток и суровый климат на значительной части территории.

Исторически такие условия жизни выработали в нашем народе полезные качества: умение понимать природу, трудолюбие, неприхотливость, выносливость. Сюда же можно добавить привычку к коллективному труду у большей части населения.

Следовательно, вывод первый - для успешного поступательного развития нам необходимо, прежде всего, восстановить формы социальной организации труда, какие были утрачены в результате бездумной имитации чуждых неолиберальных структур.

Чему учит нас история? Есть ли у России шанс выбраться из тяжелого кризисного состояния?

Нас спасла Великая французская революция. Европе стало не до России.

В свое время Екатерина II очень ловко использовала этот прием – отвлекать внимание европейских монархов, чтобы самой иметь свободу рук в Азии.

Второй, воспользовался Великой депрессией, успешно проведя индустриализацию, коллективизацию и перевооружил армию.

Тяжесть этой борьбы ложилось на плечи народа. Миллионы людей недоедали, умирали от голода и гибли на полях сражений, но бунты и восстания жестко подавлялись.

Один из них – наладить грамотную работу управляющих структур, обеспечив их ответственными квалифицированными кадрами.

Для этого необходимо качественно воспитывать и обучать подрастающее поколение – будущую смену.

Различные водонагревательные приборы, водомобили и прочие качественные вещи (отечественного производства), работающие на других принципах, должны войти в обиход у жителей нашей страны.

Подобные разработки уже есть в России.

То же самое касается дорогих медицинских препаратов, уникальных приборов, лекарств и т.п. Они должны быть доступны для всех.

Все технические новинки, отечественные изобретения необходимо максимально широко внедрять в производство. (Не исключено, что придется возрождать свою погубленную Систему стандартов и может быть отказаться от чрезмерных международных обязательств по ВТО).

Появление таких людей во власти будет зависеть не только от их способностей.

Вывод четвертый – государство должен возглавлять яркий лидер, наделенный необходимыми полномочиями, волей и желанием принести пользу Отечеству.

Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №1
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №2
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №3
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №4
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №5
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №6
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №7
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №8
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №9
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №10
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №11
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №12
Образ России: вчера, сегодня, завтра, слайд №13

 Образное мышление очень характерно для русского человека. Все явления и факты нашей жизни наполнены образами, ассоциациями. Образное мышление очень характерно для русского человека. Все явления и факты нашей жизни наполнены образами, ассоциациями.

Слайд 2

Образное мышление очень характерно для русского человека. Все явления и факты нашей жизни наполнены образами, ассоциациями. Образное мышление очень характерно для русского человека. Все явления и факты нашей жизни наполнены образами, ассоциациями.

 С чем у вас ассоциируется слово Россия?

Слайд 3

 Образ России - это

Слайд 4

 Вспомните литературные произведения, в которых встречается образ России? В каких ещё видах искусства вы встречали образ России?

Слайд 5

Вспомните литературные произведения, в которых встречается образ России? В каких ещё видах искусства вы встречали образ России?

 Основополагающий вопрос Какой предстаёт Россия в сознании людей?

Слайд 7

 Проблемные вопросы Каков образ России в художественных произведениях русских поэтов и писателей? В чем сходство и различие представлений о России в прошлом и сегодня? Чей образ России вам наиболее близок? С чем вы не согласны?

Слайд 8

Проблемные вопросы Каков образ России в художественных произведениях русских поэтов и писателей? В чем сходство и различие представлений о России в прошлом и сегодня? Чей образ России вам наиболее близок? С чем вы не согласны?

 Выбор темы исследования.

Слайд 9

 Работа в группах Подумайте, что такое художественный образ? Чем он отличается от символа? Составьте одно общее определение. (Работа со словарём) Отбор произведений. Какие художественные произведения вы хотите взять? (каждый участник группы выбирает одно произведение, или одного автора) Подумайте, с чего нужно начать своё исследование. Ресурсы и источники. Подумайте и составьте список источников, которые вам понадобятся. В какой форме вы хотите представить результат исследований?

Слайд 10

Работа в группах Подумайте, что такое художественный образ? Чем он отличается от символа? Составьте одно общее определение. (Работа со словарём) Отбор произведений. Какие художественные произведения вы хотите взять? (каждый участник группы выбирает одно произведение, или одного автора) Подумайте, с чего нужно начать своё исследование. Ресурсы и источники. Подумайте и составьте список источников, которые вам понадобятся. В какой форме вы хотите представить результат исследований?

 Сроки проведения проекта. Проект рассчитан на 8 уроков. Успехов в работе!

Слайд 11

 Представление результатов исследований.

Слайд 12

 Первый этап исследования (индивидуальное домашнее задание) 1. Выбор произведения для исследования. 2. Прочтение или ознакомление с выбранным произведением. 3.1. Найдите в тексте образы, относящиеся к России. 3.2.Найдите самые яркие элементы картины, относящиеся к образу России.

Слайд 13

Первый этап исследования (индивидуальное домашнее задание) 1. Выбор произведения для исследования. 2. Прочтение или ознакомление с выбранным произведением. 3.1. Найдите в тексте образы, относящиеся к России. 3.2.Найдите самые яркие элементы картины, относящиеся к образу России.

Однако, с чиновником согласны далеко не все , считая, что образование в России губит постоянное его обновление, чего не было в советской системе. Учителя не успевают работать, а лишь перемещаются с курсов на курсы, при этом дети плохо понимают, что им преподают, так как программы обучения меняются очень часто. Дискуссии продолжаются в контексте того, что изменение системы изучения русского языка или математики не целесообразно, так как русский язык не настолько изменился, а новых математических законов не открыто, в связи с чем возвращение к советской модели образования было бы наилучшим вариантом. Дискуссии по поводу системы образования продолжаются, подогревая интерес к данной теме и способствуя всевозможным исследованиям.

Объект исследования : граждане, получившие образование в СССР и в современной России.

Предмет исследования : качество образования в СССР и современной России.

Гипотеза исследования : система образование эпохи СССР не имело бы места в современной России и наоборот.

Цель работы – провести социологическое исследование и определить мнение различных возрастных групп относительно качества образования в СССР и современной России.

1. Исследовать теоретические аспекты проблемы современного и советского образования.

2. Разработать анкету.

3. Провести анкетирование.

4. Проанализировать полученные результаты.

Методы исследования – анализ научной литературы, классификация, анкетирование, методы статистической обработки результатов.

Главной отличительной чертой советской системы образования была государственная политика заботы о повышении культурно-образовательного уровня всех граждан — сначала Советской России, а потом и Советского Союза. Причем без сословных и этнических различий. Это была именно политика государства. На образование в сороковом году в РСФСР была выделена треть республиканского бюджета. Стране нужны были образованные, умные люди, достойные патриоты и умелые специалисты. Поэтому создавались условия для повышения культурно-образовательного уровня во всех возрастных группах и во всех профессиональных объединениях. Это поначалу были и ликбезы, и рабфаки, а затем и школы рабочей молодежи, ПТУ, техникумы, назначение которых было – непрерывное повышение образовательного уровня и возможность при желании продолжить обучение в вузе, часто без отрыва от производства, по избранной специальности.

Другой важной чертой советской школы была всеобщая доступность качественного бесплатного образования. Стержнем качественного образования стали педагогические технологии качественного обучения, главным критерием которых было сознательное усвоение школьниками получаемых знаний. Требование качественного обучения и выработало те методологические ценности отечественного образования, которые позволили советской школе воспитать несколько поколений высокообразованных граждан.

Молодые люди в СССР действительно очень хотели учиться. В советских условиях, когда право частной собственности было серьёзно ограничено, а предпринимательская деятельность практически подавлена (особенно после закрытия артелей при Хрущёве), получение образования было основным способом продвинуться в жизни и начать хорошо зарабатывать.

По крайней мере до 1960-х и 1970-х гг., пока в СССР шла ликвидация безграмотности и становление системы всеобщего среднего образования, профессия учителя оставалась одной из самых уважаемых и востребованных в обществе. В учителя шли сравнительно грамотные и способные люди, к тому же мотивированные идеей нести просвещение в массы. Кроме того, это была реальная альтернатива тяжёлой работе в колхозе или на производстве. Аналогичная ситуация была и в высшей школе, где вдобавок во времена Сталина были очень хорошие зарплаты (уже при Хрущёве, однако, зарплаты интеллигенции были снижены до уровня рабочих и даже ниже).

Число студентов в РСФСР на излёте советской эпохи было, по крайней мере, в два раза ниже, чем в современной России, а доля молодых людей в населении была выше. Соответственно, при сходной численности населения в РСФСР и в современной РФ, конкурс на каждое место в советских ВУЗах был в два раза выше, чем в современных российских, и в результате контингент там набирался более качественный и способный. Именно с этим обстоятельством в первую очередь связаны жалобы современных преподавателей на резкое падение уровня подготовки абитуриентов и студентов.

Выступая на экономическом форуме в Сочи в сентябре 2014 г., Г.Греф сказал, что важнейшая задача России в области образования - сделать всё, чтобы пять вузов попали в число 200 лучших университетов мира. Но задача российского образования - не попасть нескольким вузам в престижный список, а иметь систему образования, соответствующую уровню современного развития человечества, то есть иметь принципиально новое образование. И только в этом случае мы будем лидерами в мировом образовании [4] .

Сегодня, безусловно, можно говорить об утопичности построения коммунизма. Но в том-то и дело, что цель развития советского образования с точки зрения его стратегии была сформулирована достаточно удачно: она была одновременно и идеалом, позволяющим видеть перспективу, и критерием, позволяющим видеть его реальный уровень развития.

Соответственно, сегодня необходимо понять, что страна должна определиться со своей стратегией развития образования, а эта стратегия в значительной степени должна определяться целью развития страны. В стране, устремлённой к вершинам знания, образование становится способом жизни большинства людей.

Конечно, сегодня нельзя так просто сформулировать цель развития российского образования, потому что современный мир вступил в стадию полной неопределённости своего развития. В этой ситуации у страны есть выбор: либо идти на сознательное стратегическое планирование развития страны и образования, либо, признав, что развитие страны идёт настолько стихийно (в силу такого же развития человечества), что нельзя спрогнозировать её развитие, опре делять стратегическую цель развития образования исходя из сложившейся ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что сегодня, пытаясь реформировать российское образование, отчасти сознательно, отчасти бессознательно многое заимствуется из зарубежного опыта. А в результате получается то, что фактически разрушается свое образование и ликвидируется даже то полезное, что уже было создано за последние двадцать лет.

Это происходит потому, что российскую систему образования нельзя реформировать простым заимствованием тех или иных сегментов зарубежного опыта, потому что советская школа, развитие которой продолжает современная Россия, была одной из лучших в мире, а по концепции лучшей. Именно необходимо развивать именно своё образование и выводить его на качественно новый уровень, соответствующий современной действительности.

Читайте также: