Доклад на тему первые святые смоленска

Обновлено: 20.05.2024

Автор: Корнеева Лариса Анатольевна

Населенный пункт: город Смоленск

Пояснительная записка

Количество часов, предусмотренных для проведения урока: 1 час.

Тип урока: усвоения первичных знаний

Технология: технология педагогические мастерские

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Подходы: личностно-ориентированный, компетентностный, деятельностный.

Методы и приёмы обучения:

Вербальные - рассказ, объяснение, эвристическая беседа;

Используются приемы педагогической мастерской: ассоциации, афиширование.

Межпредметные связи: литература, история, азбука Смоленского края.

Актуальность: важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно поэтому подвиги наших предков надо знать и стремиться им подражать.

Новизна: тема подвига раскрывается на примере реальных людей, которые в XI - XIII века жили в городе Смоленске.

Цель урока: формирование понимания подвига как примера гражданской, воинской доблести и христианской добродетели.

Задачи урока:

Обучающая: показать неразрывную связь подвига с жертвенностью; раскрыть идею подвига мужества, христианского подвига во имя веры; установить связь между подвигом и жертвой; проследить на примерах исполнение главных христианских заповедей – любви к Богу и человеку.

Развивающая: развивать умение рассуждать, способность формулировать тему занятия, способность к рефлексии, установлению причинно – следственных связей, выделение главной идеи; развивать навыки работы в группе.

Воспитывающая: способствовать формированию нравственных ценностей: любви к своей малой родине, гордость за её историческое прошлое, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию во имя других; показать необходимость и важность высоких православных идеалов в жизни людей.

Планируемые результаты

Метапредметные: умение анализировать, выделять существенные признаки, способность конструктивно взаимодействовать в коллективной работе, обсуждать проблемные вопросы, логически выстраивать речевые высказывания, проводить межпредметные связи; готовность к рефлексии.

Личностные: стремление следовать нравственным идеалам христианства; сознательное отношение к подвигу как к проявлению жертвы ради себя и ради другого человека; умение анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные ценностные ориентиры и формы поведения.

Предварительная подготовка к уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Подготовка мультимедийной презентации в программе Microsoft Office Power Point.

2. Планирование разноуровневых малых групп.

3. Разработка раздаточных текстов для работы в группах.

5. Видеозапись выступления Патриарха Кирилла о подвиге.

6. Слайд шоу для рефлексии.

План урока:

1.Организация деятельности обучающихся.

2. Определение темы и целей урока учащимися - 3 мин.

3. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника - 5 мин.

Работа в группах - 16 мин

4. Закрепление полученных знаний - 10 мин.

5. Обобщение знаний - 7 мин.

7. Домашнее задание - 1 мин.

Основные понятия урока : подвиг, жертвенность, подвижник, герой.

Ход урока

1.Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Цель этапа урока: создание положительного психологического настроя учащихся

Учитель: Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите частичку радости. Ведь маленькая улыбка может стать началом большого успеха.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Цель этапа урока: актуализация знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности.

Учитель: Посмотрите на фотографии. (Слайд 2)

Учитель: Подумайте, что их объединяет. Как назвать, то, что совершают эти люди одним словом? Назовите тему урока. (Подвиг) (Тема записана на слайде 3)

Учитель: Какие цели поставим? Что мы можем узнать о подвиге? (Ответы детей)

3. Изучение нового материала.

Цель этапа урока: расширить свои знания о подвигах святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба, о подвиге святого мученика Меркурия Смоленского, о молитвенном подвиге Преподобного Авраамия Смоленского.

Работа с учебником.

Учитель: Предположите, что такое подвиг. Сравните свои ответы со статьёй учебника на с.62.

Учитель: Что вы считаете подвигом? (Ответы детей)

Работа в группах.

Учитель: 1) Первая группа на примере святых благоверных князей – страстотерпцев Бориса и Глеба (страницы 38 – 41 учебника).

2) Вторая группа на примере Святого мученика Меркурия Смоленского (страница 41)

3) Третья группа на примере Преподобного Авраамия Смоленского (страницы42 -43 учебника)

Вот мы руки развели

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

4. Закрепление знаний.

Цель этапа урока: превратить новую информацию в присвоенную, ставшую для учащихся собственным знанием, закрепить изученное.

Учитель: Как вы думаете, кого можно назвать героем? Откроем словари и прочитаем, кто такой герой. (Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.)

Видеозапись выступления Патриарха Кирилла о подвиге.

Учитель: Кто совершает подвиги? Можно ли считать, что подвиги совершают только во время войны? (Слайд 6)

Учитель: Вспомните, как звучит золотое правило этики. Напомните, как оно звучит. (Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.)

5. Обобщение знаний.

Цель этапа урока: обобщить знания обучающихся о подвиге.

Учитель читает под тихую музыку стихи Алексея Хомякова (Слайд 7)

Подвиг есть и в сраженье,

Подвиг есть и в борьбе.

Высший подвиг в терпенье

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

Если скорби земные

Жалом в душу впились, —

С верой доброй и смелой

Ты за подвиг берись…

Учитель: О каких подвигах в своём стихотворении говорит автор? (Ответы детей записать на доске: в сраженье, в борьбе, терпенье, любовь, мольба)

6. Рефлексия.

Цель этапа урока: обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Учитель: Продолжи фразу, что меня удивило…

О чём я задумался… (Слайд 8)

7. Домашнее задание на выбор. (Слайд 9)

Учитель: Напишите эссе о том герое нашего урока, который вам больше всего запомнился.

Список использованных источников и литературы

1. Мурзакевич Н.А. История города Смоленска/ Под ред. И.И. Орловского.

2. Орловский И.И. Избранное. – Смоленск, Свиток: 2011. -240с.

3. Разин Е. А. История военного искусства. — Т. III. — М.: Воениздат. 1961

4. Соловьев С. История России с древнейших времен. — Кн. IV. — М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1960

5. Урбанович Л.Н. Православное просвещение и духовно-нравственное воспитание в школе: теоретические аспекты и практический опыт. - Смоленская Православная Духовная Семинария, 2014. – С.271

Собор Смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях.

Собор Смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях.

Собор Смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях. Празднование Собору Смоленских святых приурочено к дню празднования Смоленской иконы Божией Матери и совершается в первое воскресенье перед 11 августа (28 июля по ст. ст.)


1. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид)


Русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике страстотерпцев. Встреча святого Глеба с убийцами произошла 18 сентября 1015 г. в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

2 и 3. Два Меркурия Смоленских


Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь — был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве.

В 1239 году полчища татар, захватившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пресвятая Богородица велела Меркурию сразиться с врагом и обещала Свою помощь. Воин той же ночью отправился в татарский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска — великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. В этом бою Меркурий погиб, но город не был захвачен.

Сведения, сохранившиеся о святителе Меркурии Смоленском, очень незначительны и к тому же не совсем точны. В некоторых источниках его путают с мучеником Меркурием Смоленским, который епископом не был. Предполагают, что свят. Меркурий до посвящения в святительский сан подвизался в Киево-Печерской обители, а на Смоленской кафедре был преемником блаженного епископа Лазаря. Следовательно, он со своей паствой переживал ужасы нашествия Батыя и скончался во время этого нашествия.

4. Святитель Николай Японский


Родился апостол Японии в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии.

5. Святая благоверная княгиня Иулиания Смоленская, Новоторжская


Была женой Вяземского князя Симеона Мстиславича. После завоевания Смоленска Литвой они разделяли изгнание из родной земли вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем. Великий князь Василий Московский дал им в удел город Торжок.

Здесь князь Юрий прельстился красотой Иулиании и любыми путями пытался склонить ее к прелюбодеянию, но все усилия его были тщетны. Тогда во время пира Юрий убил мужа Иулиании, надеясь после этого насильно овладеть ею. Иулиания, защищаясь от насильника, ударила его ножом. Разъяренный Юрий гнался за ней с мечом, отрубил ей руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу. Произошло это в 1406 году.

6. Преподобный Макарий Алтайский


Михаил Глухарев — будущий преподобный Макарий Алтайский — родился 8 ноября 1792 года в семье священника соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Вязьмы Смоленской губернии. Преподобный проходил обучение в Вяземском духовном училище, Смоленской семинарии, а затем и Санкт-Петербургской духовной академии, где сделался верным учеником святителя Филарета (Дроздова), тогда ректора академии. Посвятил свою жизнь проповеди христианства на Алтае.

7. Святитель Питирим Тамбовский


Святитель Питирим Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме. Юношей он ушел в монастырь, а в 40 лет был вызван в Москву для рукоположения во епископа. Его поставили на Тамбовскую кафедру.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников. Всем им святитель Питирим стремился быть отцом, всех старался привести ко Христу.

8. Преподобный Герасим Болдинский


В 13 лет он пришел к преподобному Даниилу Переяславскому и стал его учеником. 26 лет спустя поселился под Дорогобужем, что на Смоленщине, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. По особому видению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, испугавшись, передали Дорогобужскому наместнику, который приказал посадить его в тюрьму, как бродягу.

Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. В то время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился ему и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у святого и обещал ограждать его от нападений.

С этих пор святой Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига и, испросив в Москве позволение на устройство обители, в 1530 году воздвиг храм во Имя Святой Троицы и построил келлии для собиравшейся братии. Кроме Болдина монастыря, преподобный Герасим основал еще монастыри в честь Иоанна Предтечи в городе Вязьме, а затем в Брянском лесу, на реке Жиздре, обитель в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

9. Преподобный Прохор Киево-Печерский


Был родом из Смоленска. Он принял постриг в Киево-Печерской Лавре от игумена Иоанна. Преподобный был назван также Лебедником, потому что питался лебедой и делал из нее хлеб. Преподобный прославился чудесной добычей соли, так что когда в Киеве сделался ее недостаток, бедные жители приходили в монастырь, и Прохор безвозмездно снабжал их солью. Соляные откупщики жаловались князю Святополку Изяславичу, что Прохор скупил соль, чем подорвал их торговлю. При обыске у него нашли вместо запасов соли кучу золы. С того времени Святополк возымел особенное уважение к преподобному и при всяком предприятии ходил к нему за благословением.

10. Преподобный Симон Радонежский


Был настоятелем монастыря в Смоленске, но оставил почет и уважение, которыми пользовался там, покинул родную сторону и с посохом простого странника в 1357 году пришел к Преподобному Сергию и просил принять его послушником. Он был первый, принятый сверх числа двенадцати учеников. На пожертвование преподобного Симона архимандрита построили более обширный храм Живоначальной Троицы.

Преподобный Симон жил в келии рядом с игуменом. Когда Преподобный Сергий удостоился откровения о будущей судьбе его учеников, он именно святого Симона позвал быть участником дивного видения птиц, летавших по всей обители и вокруг нее.

Идеалом нашего народа стала святость, она была национальной идеей, и потому те, кто достигал святости, кто реализовывал этот общенациональный идеал, становились героями — героями духа, подвижниками, светильниками, теми, на кого равнялись все — и князья, и бояре, и военачальники, и простые крестьяне, и монахи, и миряне.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Собор смоленских святых — группа святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии: родившиеся и жившие на Смоленщине, а также родившиеся на Смоленской земле, но совершавшие подвиги благочестия в других землях.


Собор смоленских святых. Икона.
На иконе представлены 22 смоленских святых. Слева от иконы Смоленской Божией Матери Одигитрии изображены: (первый ряд) святой страстотерпец кн. Глеб; святой преподобный Николай Японский; святитель Игнатий, епископ Смоленский, чудотворец; святой Питирим Тамбовский; святой Симеон, митрополит Смоленский; (второй ряд) святой Меркурий, епископ Смоленский; святой преподобный Герасим Болдинский; святой преподобный Симон, архимандрит; (третий ряд) святой преподобный Прохор, святой кн. Глеб Всеволодович. Справа изображены: (первый ряд) святой кн. Давид; святой кн. Константин; (второй ряд) святой мученик Меркурий Смоленский, воин; святой преподобный Авраамий; святой кн. Андрей; святой кн. Феодор; святой благоверный кн. Ростислав; (третий ряд) святой преподобный Ефрем Смоленский; святая мученица Иулиания, кн. Вяземская; святой мученик кн. Симеон Вяземский; (четвертый ряд) святой преподобный Аркадий Вяземский; святой кн. Михаил Федорович.

Празднование в честь Собора смоленских святых было установлено в 1983 г. и впервые включено в Православный календарь Русской Церкви в 1986 г. В данных параграфах мы познакомимся с наиболее известными святыми Смоленской земли XI–XIII вв.

1. Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб

Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — первые святые, которых канонизировала Русская Церковь. До них на нашей земле тоже были святые, но все они были прославлены позже. Их подвиг открывает одну из удивительных граней христианства — страстотерпчество.

Святые князья Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). После смерти Владимира в 1015 г. на русской земле началась жестокая междоусобная борьба за великокняжеский престол. Борис и Глеб не претендовали на княжение в Киеве, не участвовали в междоусобной войне со своим старшим братом Святополком. Но Святополк приказал убить братьев как возможных претендентов на киевский престол. Сначала погиб князь Борис, а потом и его младший брат Глеб был убит на стоянке у реки Смядыни, рядом со Смоленском. Они перед смертью простили Святополка и своих убийц и кротко приняли мученическую смерть. За это преступление Святополк получил в народе прозвище Окаянный. Это прозвище образовано от имени первого братоубийцы в истории — Каина, который также из зависти убил своего младшего брата Авеля.

В 2015 г. праздновалось 1000-летие со дня преставления равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси и 1000-летие со дня страстотерпческой кончины его сыновей Бориса и Глеба.

Патриарх Кирилл на месте мученической кончины князя Глеба сказал:

Ночью черниговской с гор араратских,
шерсткой ушей доставая до неба,
чад упасая от милостынь братских,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им плохо,
коль не спасет их бездомный художник
бражник и плужник по имени Леха.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных волшбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

1977

Прежде чем обратиться к глубокому содержанию этого стихотворения, давайте внимательно рассмотрим икону святых Бориса и Глеба.

https://www.icon-art.info/

Святые князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Икона. XIV в.

Князья-страстотерпцы изображены в виде воинов, скачущих на конях. В правой руке у каждого князя длинное копье с небольшим знаменем. Младший брат Глеб смотрит на старшего брата Бориса, как бы советуясь с ним и готовясь повторить его жертвенный подвиг. Они плывут над крутыми уступами горок, устремленных в небо. В правом верхнем углу – изображение благословляющего братьев Иисуса Христа.

Стихотворение Б. Чичибабина — вдохновенный гимн жертвенной любви и мученичеству за веру.

Ответим вначале на вопросы, которые остаются после прочтения стихотворения.

Выясните в словарях значение непонятных вам слов.

Найдите в тексте стихотворения слова, в которых поэт пишет о Господнем благословении князей на жертвенный духовный подвиг.

1. В чём заключается подвиг страстотерпцев? Почему святые князья Борис и Глеб не оказали вооружённого сопротивления Святополку?

2. Святой мученик Меркурий Смоленский


Святой мученик Меркурий Смоленский. Фреска Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве.

Меркурий Смоленский — один из самых известных защитников нашей родной земли, покровитель Смоленска.

Из жития Меркурия Смоленского мы узнаём, что в 1239 г. полчища ордынцев, захватившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах (26,7 км) от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Явившаяся Меркурию Пресвятая Богородица велела ему сразиться с врагом и обещала Свою помощь. Воин той же ночью отправился во вражеский стан в Долгомостье. Там он сразился с вражеским полчищем, истребив множество монголов и обратив их в бегство. Однако сам Меркурий в этом бою погиб. Так, благодаря жертвенному подвигу святого Смоленск не был захвачен монголами.

Фото В. В. Завадкина

Сандалии мученика Меркурия. Смоленский Успенский кафедральный собор.

1. Актуален ли в наши дни подвиг святого воина Меркурия Смоленского? Аргументируйте свой ответ.

3. Чему можно научиться, следуя примеру Меркурия Смоленского?

3. Святой преподобный Авраамий Смоленский

Преподобного Авраамия Смоленского называют первым просветителем Смоленщины. О его жизни нам известно из жизнеописания, написанного учеником преподобного.

Авраамий родился в середине ХII в. в Смоленске, в богатой семье. Интересно, что родители, у которых уже было 12 дочерей, долго молились Богу о рождении сына.

С детства Авраамий был очень любознательным и благочестивым. Он усердно учился в школе при монастыре, часто посещал церковь.

Родители надеялись, что их единственный сын вступит в брак и продолжит знатный род, но он искал другой жизни. После их смерти преподобный раздал всё имущество монастырям, церквам и бедным. Он принял монашеский постриг в монастыре Пресвятой Богородицы недалеко от Смоленска, на месте Селище. Сегодня это деревня Богородицкое.

Проходя в монастыре различные послушания, преподобный занимался переписыванием и собиранием книг, черпая из них духовное богатство. В 1198 г. Авраамий, по решению игумена, принял священнический сан. К этому времени преподобный жил и трудился в монастыре более тридцати лет. Став священником, он каждый день совершал Божественную литургию, исповедовал и наставлял не только братию монастыря, но и мирян. Авраамий обладал даром красноречия, он умел убедить людей в необходимости борьбы с грехами, покаяния и соблюдения заповедей, данных Богом.

В мире духовном, как и в мире физическом, есть свои законы, несоблюдение которых приводит к губительным последствиям. Грех — это нарушение законов духовного мира, главным из которых является закон любви к Богу и людям.

Покаяние — это осознание человеком своих грехов перед Богом и решимость изменить свою жизнь, чтобы не повторять их в дальнейшем. Тема греха и покаяния является одной из ключевых в русской культуре, её доминантой. К этой теме обращались и обращаются поэты, писатели, художники, скульпторы, музыканты.

Назовите известные вам художественные произведения, в которых находит отражение данная проблема.

Эта тема находит свое отражение и в пословицах и поговорках русского народа. Грех сладок, а человек падок. Грешить легко — трудно каяться. Всякая неправда — грех. Огня без дыму, человека без греха не бывает. Лишь тот свят, кто с креста снят. Неси в храм покаяние и подаяние. И рад бы в рай, да грехи не пускают. Повинную голову меч не сечет. Ошибайся, да сознавайся. И конь спотыкается, да поправляется.

Признание — половина исправления. Умел грешить — умей каяться. Сумел завязать, сумей и развязать. Кайся, да опять за то не принимайся.

Какие пословицы и поговорки о грехе и покаянии вы можете добавить к перечисленным?

Подготовьте аргументирующую речь, положив в ее основу наиболее понравившуюся вам пословицу.

Вскоре Авраамий стал широко известен. Это вызвало зависть братии, а затем и игумена, и преподобный вынужден был перейти в Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Здесь преподобный Авраамий продолжил дело духовного просвещения смолян. Жители города очень почитали его и толпами стекались послушать его проповеди. Но некоторым горожанам и представителям духовенства не давала покоя слава преподобного. Они обвинили его в распространении ересей и настояли на суде. Авраамию запретили священнодействовать и перевели в прежний монастырь.

В это время случилась страшная засуха, которую смоляне восприняли как Божие наказание за неправедное осуждение Авраамия. Лишь когда святитель Игнатий попросил прощения у преподобного и разрешил ему служить и проповедовать, дождь напоил Смоленскую землю.

Спустя некоторое время смоленский епископ Игнатий построил новый монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы и поручил настоятельство в нём преподобному Авраамию. Много было желавших поступить под руководство преподобного Авраамия, но он принимал новых монахов очень разборчиво, поэтому в его монастыре было только 17 братий.

Скончался преподобный Авраамий до 1224 г., прожив в иночестве 50 лет. День памяти преподобного Авраамия Смоленского празднуется 3 сентября.


Памятник преподобному Авраамию Смоленскому. Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь г. Смоленска. Скульптор В. С. Гращенков. 2014 г.

1. Расскажите о преподобном Авраамии Смоленском по следующему плану:

  1. Детство и юность.
  2. Монашеская жизнь.
  3. Проповедник покаяния.
  4. Гонения на преподобного и его оправдание.
  5. Архимандрит Авраамий — настоятель монастыря.

2. Как смоляне чтят память преподобного Авраамия Смоленского?


С XI по XX век более 80 человек прославили смоленскую землю подвигами святости. Среди них встречаются разные по характеру и образу жизни люди. О некоторых из них история сохранила много сведений, о других – мало. Но все они представляют собой самых настоящих героев христианской веры. Мы познакомимся с несколькими наиболее на наш взгляд яркими биографиями. В этом нам поможет исследователь истории смоленской святости Эдуард Стороженко, рассказ которого несколько отличается от от широкоизвестных вариантов этих легенд.

Авраамий Смоленский

Этот удивительнейший для своей эпохи человек жил на рубеже XII и XIII веков. Житие говорит, что он с раннего детства вел довольно созерцательный образ жизни: старался часто ходить в церковь, много читал и молился. Когда родители стали убеждать его вступить в брак для того чтобы продолжить род, он отказался. Когда они умерли, Авраамий пустил все наследство на благотворительность, а сам, как один из городских бедняков стал жить в крайней нищете. Так продолжалось до тех пор, пока он не решил стать монахом.

Преподобный поступил в одну из городских обителей, где вскоре после рукоположения во священники приобрел огромную популярность. Его призванием было то, что позже называли старчеством. Он тщательно совершал все богослужения, проповедовал и в храме, и вне его, исповедовал, давал духовные советы. Его наставления оказывали огромное воздействие на людей, ведь преподобный обладал не только незаурядными ораторскими способностями, но и жил в полном соответствии с тем чему учил других. Именно он вместе с близкими ему людьми организовали то, что сейчас назвали бы богословским научно-практическим центром. Они читали и копировали книги, писали иконы, заботились о церковном благолепии, под которым понимается и интерьерный дизайн храмового пространства, и церковная музыка, и проповедь, и иконопись.

Конечно же, успехи Авраамия не прошли незамеченными, у подвижника появилось много тайных завистников и явных врагов среди священников и монахов. Своими клеветами они несколько раз воздвигали гонения на него, одно из которых было столь опасно, что могло стоить святому жизни. Поверив клевете, епископ запретил преподобному служить обедни и сослал его в небольшой загородный монастырь. Святой повиновался. Но город был за это наказан. Наступила большая засуха. Священники и народ молились о дожде, но Бог не слушал их. Тогда догадались, что это возмездие Божье за гонение на святого человека. Епископ был вынужден помириться с преподобным Авраамием и просить его молитв. Как только святой произнес молитву, небо покрылось тучами, и пошел долгожданный дождь. Этот случай положил конец преследованиям святого. В конце-концов он стал первым настоятелем Смоленского монастыря, который теперь носит его имя.

Меркурий Смоленский

Как и все дипломаты, Меркурий был на особом счету у городской власти. В его обязанности входило помогать своим единоверцам, и стоять на страже интересов своего ордена.

Уникальное положение Смоленска заинтересовало татар, которые возвращались из своего победоносного европейского похода. Они захотели разорить и разграбить город.

В точности выполняя данное ему от иконы повеление, Меркурий победил противника. Но после сражения сам был вероломно убит одним из татар. Это произошло так: утомившись после боя, он стал на колени, опустил голову к земле и стал молиться. Вот здесь то и подкрался к нему татарин и отсек ему голову. Но после этого произошло чудо: Меркурий взял свою отрубленную голову и пошел к городу. Сделав несколько шагов, он упал. Видя это, враги пришли в ужас и бежали от Смоленска, а смоляне очень обрадовались. На том месте, где упал святой, была выстроена ротонда. Ее остатки находятся около церкви Иоанна Богослова.

Поступок Меркурия так поразил смолян, что они сразу стали почитать его как святого мученика, то есть человека, который пожертвовал своей жизнью за истинную веру.

Андрей Смоленский

Святой князь Андрей Смоленский один из загадочных святых. О нем известно не много. А то, что известно не позволяет точно сказать в какое именно время он жил. Поэтому одни исследователи относят время его жизни к концу XIII, а другие – к концу XIV века. Будучи смоленским князем, в период смуты и вследствие заговора против него, он оставил княжение и никем не узнанный пришел в Переславль Залесский. Здесь он влачил нищенское существование и прислуживал при церкви святого Николая. Около тридцати лет он терпел оскорбления и нужду. Никто не знал, кто он и откуда пришел. Но когда он умер, у него обнаружили документ, в котором говорилось, что он является одним из смоленских князей. Подлинность документа свидетельствовали найденные здесь же княжеский золотой перстень и княжеская золотая цепь.

Первое упоминание об Андрее Смоленском находится в житии преподобного Даниила, учителя Герасима Болдинского. Именно преподобный Даниил на склоне своих лет обрел мощи святого Андрея при реконструкции Никольского храма в Переславле Залеском. Во время этого обретения собравшиеся люди стали свидетелями разных чудес. Хранившиеся при храме цепь и перстень святого Андрея в последствии были отданы на благословение московским государям, а найденный после смерти князя документ бесследно исчез в одном из пожаров.

Иулиания Вяземская

История святой Иулиании Вяземской относится к концу XIV – началу XV века. Она была супругой вяземского князя Семена Мстиславича. В ходе борьбы за западнорусские земли и смоленское, и вяземское княжества попали во власть Литвы. Лишившиеся своих уделов князья – смоленский Юрий и вяземский Симеон обратились за помощью к великому московскому князю Василию Дмитриевичу. Тот даровал им в управление город Торжок и его окрестности. Оба князя дружили, и потому это совместное управление для них не было в тягость. Иулиания была очень красива, и Юрий не раз склонял ее к измене мужу. На что она всегда отвечала отказом, мотивируя это тем, что она должна быть верна своему супругу до конца. Беззаконник не унимался. Однажды он устроил пир и пригласил на него своего друга вяземского князя Симеона с супругой. В разгар веселья он своими собственными руками убил Симеона и устремился к Иулиании с тем, чтобы овладеть ею. Обороняясь, святая Иулиания ранила Юрия и стала убегать.

По приказу несостоявшегося любовника ее схватили, расчленили и выбросили в реку Тверцу. В тихой заводи этой реки ее останки были вскоре найдены крестьянином, который получил от них исцеление от паралича. Он рассказал об этом городским священникам, которые извлекли мощи из воды и похоронили в Преображенском храме Торжка.

Конечно, князь Юрий после этого злодеяния не мог оставаться в Торжке. Мучимый совестью он скитался и в Орде, и на Руси. Есть сведения, что он принял монашество и раскаялся в своем поступке.

Место погребения князя Симеона вяземского до сих пор остается неизвестным, а могила святой Иулиании очень быстро стала пользоваться популярностью. При ней совершалось много чудесных исцелений.

Герасим Болдинский

Время жизни Герасима Болдинского – это конец XV – середина XVI века. Он родился в Переславле Залесском в небогатой благочестивой семье. Его мирское имя – Григорий. Родители обучили его сапожному ремеслу. Но светская жизнь его тяготила. Очень рано он стал учеником преподобного Даниила Переславского – того самого, который на склоне лет совершил обретение мощей святого Андрея Смоленского. Даниил постриг Григория с именем Герасим в монахи, когда ему исполнилось немногим более 13 лет. Очень скоро Герасим стал его келейником и личным секретарем. Под его началом он прожил 26 лет. Из них 20 лет – в одной келье, и 6 лет – самостоятельно. Когда Герасиму исполнилось 39 лет, он просил преподобного Даниила отпустить его из обители, чтобы подвизаться в более уединенном месте. Святой Даниил позволил ему это. После скитаний по разным пустынным землям Герасим облюбовал себе место в дремучем лесу недалеко от Дорогобужа на старой смоленской дороге. Но через какое-то время, благодаря чудесному видению, он переселился в Болдино. Там он основал монастырь.

Будучи человеком деятельным и большим ревнителем благочестия, он впоследствии основал еще три монастыря – в Вязьме, в Сверколучье и на Жиздре. Причем в Вязьме ему пришлось столкнуться с самой настоящей мафией, которой поначалу не понравилось соседство с благочестивым монахом. Однако непреклонная воля святого и его удивительные личные качества так пленили бандитов, что они стали благочестивыми монахами.

Все монастыри, основанные Герасимом, были монашеской республикой. Они управлялись игуменом, который обязан был слушаться монастырского совета, в который входили 12 старейших монахов из пострижников обители. Из этих же старцев игумен и выбирался. Должность игумена была пожизненной. Игумена нельзя было выбирать из чужого монастыря. Он мог принимать самостоятельные решения только в вопросах церковной службы. Трапеза у всех была общая, а пища на ней – одинаковая и для игумена и для братии. Держать какое бы то ни было спиртное запрещалось. Изгонять провинившихся позволялось только в случае крайней нужды, и то без скандалов. Женщины могли свободно входить в обитель только три раза в год по особым праздникам, а в прочее время – только для исполнения кратких молебствий.

Николай Японский

Святого Николая (Касаткина) называют равноапостольным. Такое наименование получают те, кто обратил в православие целые страны и народы. Он обратил в православие Японию. В свое время то место, где он родился и вырос, было территорией Смоленской губернией. Теперь это Тверская область. Он происходил из семьи бедного священнослужителя, окончил уездное духовное училище, потом учился в Смоленской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Именно там, на доске объявлений, он увидел, что требуется священник для русского посольства в Японии. Он очень захотел принять это служение. Его манила перспектива стать миссионером.

Серафим (Остроумов)

Жизнь этого святого пришлась на переломное для России время. Еще будучи священником, он проявил себя как талантливый руководитель на должностях настоятеля монастыря и ректора семинарии в одной из украинских епархий. Свое епископское служение он начал незадолго до революции – в 1916 году. Около года он был епископом Бельским (Украина), затем около 10 лет епископом Орловским и Севским. В 1922 году подвергся аресту и был приговорен к 7 годам заключения.

Однако через 10 месяцев его освободили по амнистии. С 1 ноября 1927 года стал правящим архиереем Смоленско-Дорогобужской епархии. В ходе борьбы с Церковью атеистического по своей сути режима в конце 1936 года он был вновь арестован и через некоторое время приговорен к расстрелу по обвинению в организации антисоветской деятельности. Приговор был приведен в исполнение 8 декабря 1937 года. Не смотря ни на что, этот человек явил пример бескомпромиссного и самоотверженного служения Христу и его Церкви.

Первым городом княжества, принявшим крещение стал Смоленск. После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) Смоленск становится столицей самостоятельного княжества, доставшись в удел сначала сыну Ярослава — Вячеславу, а потом внуку, Владимиру Мономаху.

Мономах построил в Смоленске собор в честь Успения Божией Матери, в 1103 году после победы над половцами освятил его и поставил в нем чудотворную икону Божией Матери Одигитрии, которая хранилась в Смоленске с некоторыми перерывами до начала 40-х годов нашего века.

Самостоятельное значение Смоленская земля получила со вступления на престол внука Владимира Мономаха, святого князя Ростислава Мстиславича (княжил с 1128 по 1158). Замечательно, что Ростислав Мстиславич, усердный ходатай о даровании Смоленску самостоятельного епископа, получил название Набожного. Самостоятельная епископия была учреждена в Смоленске в 1137 году. Первым епископом Смоленским был Игнатий.

В 1145 году Ростислав Мстиславич заложил церковь каменную, а затем устроил монастырь на Смядыни, на месте, где было обретено тело святого Глеба. Несколько позже он устроил четыре церкви каменные во имя свв. Бориса и Глеба, во имя святых апостолов Петра и Павла (сохранилась до наших дней), во имя пророка Илии, во имя свв. бессребреников Косьмы и Дамиана.

По примеру св. Владимира князь Ростислав давал десятину от своих доходов на содержание церкви и священников. Волею князя Ростислава было предоставлено в ведение пастырей церкви наблюдение за верностью торговых мер и весов.

Благоверный святой Смоленский князь Ростислав Мстиславич причислин к лику святых. Празднование памяти 14 (27) марта.

С первых веков христианства Смоленская земля просияла праведниками, вошедшими в сонм святых земли Русской.

Выдающейся личностью своего времени был Авраамий Смоленский (XII—XIII века). С его именем связан расцвет духовной жизни Смоленска. По смерти родителей Авраамий роздал свое имущество сиротам и вдовам и удалился в Богородицкий монастырь. Там он переписывает книги, священное Писание, творения святых отцов и жития подвижников, составляет новые сборники для чтения. Авраамий создает иконописную мастерскую. Труды и подвиги его были скоро замечены игуменом монастыря. Испытав Авраамия, игумен счел его достойным священства. Получив сан, Авраамий не проводил ни одного дня без совершения Литургии и проповеди слова Божия. За свою праведность и доброту угодник Божий страдает от клеветников. В наказание за людскую злобу гнев Божий падает на Смоленск — город и его окрестности поражает страшная продолжительная засуха. Только молитва святого Авраамия смогла спасти смолян.

Епископ Смоленский Игнатий, основав монастырь во имя Пресвятой Богородицы, призвал Авраамия и поручил ему настоятельство в сане архимандрита. После 50-летних трудов и иноческих подвигов, 21 августа 1221 года Авраамий с миром отошел ко Господу. День памяти Преподобного Авраамия Смоленского 21 августа (3 сентября).

24 ноября (7 декабря) день памяти мученика Меркурия, воина Смоленского. Ратный подвиг святого Меркурия относится к 1239 году. Хан Батый подошел к Смоленску на 30 верст. Смоляне обратились с мольбой к Божией Матери перед Ее чудотворной иконой. Для спасения города Божия Матерь избрала благочестивого воина Меркурия, служившего в дружине Смоленского князя. Свято исполняя волю Пресвятой Богородицы, Меркурий без страха пошел на врагов. Ночью он проник в неприятельский стан и убил татарского богатыря, на которого татары надеялись больше, чем на весь остальной отряд. Окруженный врагами, Меркурий мужественно отражал все их нападения. Татары, видя около него величественную светозарную Жену и молниеносных мужей, в ужасе обратились в бегство. Но в последний момент, Меркурий, как и предрекала ему Божия Матерь, был поражен в голову и пал мертвым. Татары бежали, а тело святого мученика с честью было погребено в соборной церкви.

В Свято-Успенском Смоленском соборе хранятся сандалии св. мученика.

Большое испытание выпало Смоленску в XV веке. В 1404 году литовский князь Витовт, в отсутствие последнего Смоленского князя Юрия, захватил город и присоединил его к своему государству. До 1515 года продолжалось господство Литвы над Смоленском. Все это время смоляне оставались верными Православной Церкви.

В начале XVII века, в смутное для страны время, Смоленску досталась трудная участь. Польский король Сигизмунд III, овладев Смоленском в 1611 году, дал большие привилегии желавшим поселиться в разрушенном городе. Но за это смоляне должны были отказаться от своей веры. Король потребовал, чтобы все православные перешли в католичество. Он пригласил из Польши епископов, отдал им православные монастыри и объявил господствующим вероисповеданием католицизм. Но все усилия были напрасны. Смоляне просили для себя хотя бы одну православную церковь, и когда им было в этом отказано, стали переселяться за Московскую границу. Чтобы удержать смолян в городе, король после Дудинского перемирия объявил свободу исповедания и позволил православным иметь своего епископа. В 1654 году царь Алексей Михайлович, окончательно воссоединив Смоленск с Российской державой, закрепил права Православия.

В 1675 году Смоленским епископом стал Симеон IV (Милюков), сын купца Милюкова из Тамбовской губернии. До прибытия в Смоленск он был архимандритом Московского Спасо-Андроникова монастыря. По его предложению, одобренному царем Алексеем Михайловичем, в 1677 году на месте разрушенной мономаховой церкви началось строительство нового Успенского собора. За успешную работу по закладке собора новый царь Федор Алексеевич в 1679 году возвел Симеона в сан митрополита. В 1681 году по благословению Патриарха и Собора этот сан был закреплен за ним и его преемниками. Умер Симеон IV в 1699 году.

Преемником Симеона IV стал митрополит Сильвестр II (Черницкий), уроженец Полоцка, бывший до этого архимандритом Звенигородского Саввина монастыря. Его стараниями на Соборном холме были возведены Иоанно-предтеченская церковь и при ней митрополичий дом. Сильвестр II неоднократно встречал Петра 1 в Смоленске. Умер в конце 1706 года. После его смерти до 1710 года епархия была вдовствующей.

В 1710 году митрополитом в Смоленск был определен Сильвестр III (Крайский), один из просвещеннейших людей своего времени — великолепный математик, астроном, знаток естественных наук, бывший до этого ректором Московской духовной академии, а затем епископом Холмогорским и Важским. При нем был построен деревянный Богоявленский собор на соборном холме. Умер в 1712 году.

Его сменил Дорофей (Короткевич), киевлянин, переведенный в Смоленскую епархию митрополитом с должности архимандрита Московского Симеонова монастыря. Дорофей предпринял попытку продолжить троительство Успенского собора, приостановленное из-за недостатка средств. Умер в 1718 году.

Первые четыре Смоленские митрополита были похоронены на территории Смоленского Троицкого монастыря в специально построенной часовне. В 1847 году на средства жены Смоленского уездного предводителя дворянства О. И. Бибиковой часовня была перестроена в придельный храм во имя Божией Матери Всех скорбящих Радость. На его фасаде были написаны имена погребенных в нем митрополитов.

В начале 30-х годов нашего века останки митрополитов были перенесены на городское кладбище.

В начале 1995 года Епархиальным советом Смоленской епархии было принято решение о перезахоронении Смоленских святителей в усыпальнице Успенского собора. Было испрошено благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В августе 1995 года останки смоленских святителей с кладбища были перенесены в крестовую церковь во имя Двенадцати Апостолов в Архиерейских палатах. Торжественное перезахоронение произошло в Крестопоклонное воскресенье, 17 марта 1996 года. После Божественной литургии, которую возглавил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, в Свято-Успенском соборе была отслужена панихида. Затем крестный ход направился к Архиерейским палатам. Духовенство и хор поднялись в Крестовый храм. После Литии гробы святителей торжественно крестным ходом были перенесены из Архиерейских палат в усыпальницу Успенского собора.

С 1721 года смоленскую кафедру вновь стали возглавлять архиепископы. Одним из самых образованнейших и замечательнейших архипастырей этого времени был Гедеон (Вишневский) , управлявший епархией с 1722 по 1728 год. Преосвященным Гедеоном в Смоленске в 1728 году была основана Духовная семинария, завершено строительство Успенского собора, собор был увенчан семью главами, стены и столпы его украшены живописью, иконостас расписан.

Преемником Гедеона (Вишневского) стал Парфений (Сапковский) (1761-1795). При нем Успенский собор был окончательно достроен и освящен 13 сентября 1772 года. Семиглавие было заменено на пятиглавие и устроен шестиярусный резной иконостас. Сюда была перенесена величайшая святыня всей России — чудотворная икона Смоленской Божией Матери Одигитрии.

За все время существования Смоленской епархии ею управляли 73 архипастыря.

На своем пути французы не оставляли невредимым ни одного храма. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, стены, а нередко и поджигали храмы.

6 августа французские войска вошли в Смоленск. Накануне почти все население города вслед за иконой Божией Матери Одигитрии покинуло город. В занятом французами Смоленске, один из немногих, остался первый историк Смоленска священник Н. А. Мурзакевич. Он не только отправлял службы в Успенском соборе, но и был его хранителем. По его просьбе неаполитанский король Мюрат распорядился поставить караул в дверях собора.

5 ноября Смоленск был освобожден от французов. В благодарность Пречистой за избавление от нашествия, были установлены крестные ходы в Смоленске 5 ноября и в Вязьме 22 октября.

Уроженцем земли Смоленской был замечательный подвижник святитель Николай, архиепископ Японский, просветивший Японию светом православной веры. Родился он 1 августа 1836 года в Березовском погосте, Бельского уезда. Окончил духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию. В 1857 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. После иноческого пострига и получения священного сана он был по своему желанию назначен в Японию настоятелем косульского храма г. Хакомата. Сама проповедь Евангелия в Японии казалась немыслимой. 8 лет ушло на то, чтобы изучить страну, народ, язык, нравы, обычаи тех, среди кого предстояло проповедовать. В 1868 году паства отца Николая насчитывала около 20 японцев. Была образована особая духовная миссия с центром в Токио. В 1911 году исполнилось полвека с тех пор, как молодой священник вступил на Японскую землю. К этому времени в 266 общинах Японской Православной Церкви, где служба ведется по-японски, было 33 тысячи христиан, 2 епископа, 35 священников, 6 диаконов. В 1880 году архимандрит Николай был посвящен во епископы. Он построил собор Воскресения Христова в Токио, перевел богослужебные книги, составил православный Богословский словарь на японском языке. 3 февраля 1912 года на 76 году жизни просветитель Японии, святой земли Смоленской, архиепископ Николай отошел ко Господу. В 1970 году Священный Синод Русской Православной Церкви причислил святителя Николая к лику святых равноапостолов. День памяти отмечается 3 февраля (16 февраля по н.с.).

На рубеже XIX—XX веков православные верующие составляли 96,6 процентов населения Смоленской губернии. Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых было 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губернии духовное обучение велось в 10 церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах, Духовной семинарии и Епархиальном женском училище. Кроме Смоленска, духовные училища действовали в уездных городах Вязьме, Белом, Сычевке и др.

5 ноября 1896 года по инициативе епископа Смоленского и Дорогобужского Никанора в Смоленске начал действовать Церковно-Археологический комитет, в состав которого вошло духовенство и преподаватели духовных учебных заведений. Целью комитета являлось изучение, охрана и описание вещественных и письменных памятников церковной старины Смоленской епархии, а также описание церквей, приходов, монастырей.

12 декабря 1917 года прошел Епархиальный съезд, который принял решение о принятии викариатства в г. Дорогобуже и Вязьме.

В советский период духовная православная жизнь в Смоленской области постепенно затухает. С 1922 года начинают закрываться монастыри и церкви. В 1929 году был закрыт Свято-Успенский собор, а через год в нем устроили антирелигиозный музей.

Процесс проходил в зале Губисполкома (ныне филармония) с 1 по 24 августа 1922 года. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. По делу было привлечено 45 человек, 25 из них были приговорены к различным срокам заключения, пятеро — к расстрелу.

С этого времени начались массовые репрессии служителей церкви по всей стране и, в частности, в Смоленской епархии. Сосчитать пострадавших за годы репрессий священнослужителей пока не удалось. Сегодня известно 242 имени священнослужителей Смоленской епархии, невинно пострадавших во время гонений. Местом массовых расстрелов был Катынский лес в нескольких километрах от Смоленска. Сегодня здесь установлен крест и совершаются поминальные службы.

Антицерковная политика 60-x — 70-х годов вновь привела Церковь на грань катастрофы. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовавшими были только 35 храмов, причем, в большинстве своем они находились в аварийном состоянии, духовенство епархии составляли 40 священнослужителей.

Возрождение духовной жизни на Смоленщине началось с приходом на Смоленскую кафедру 26 декабря 1984 года Высокопреосвященннейшего Кирилла, архиепископа Смоленского и Вяземского. 24 марта 1991 года владыка Кирилл был возведен в сан митрополита. Он восьмой митрополит в истории Смоленской епархии. Митрополит Кирилл — постоянный член Священного Синода, председатель Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии.

23 июня 1996 года произошло не менее важное событие. Президент России Б. Н. Ельцин и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заложили капсулу в основание будущего кафедрального собора Христа Спасителя на площади Победы в Калининграде. Церковь основана в честь и память святого Рождества Иисуса Христа и прославит Его имя в самой западной точке России.

Незадолго до этого, 15 мая, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию из Калининграда, которая представила ему макет строящегося в городе кафедрального собора. Святейший Патриарх призвал благословение Божие на строителей собора.

На 1 января 1998 года в Смоленско-Калининградской епархии 126 приходов, 150 храмов, в числе которых 26 заново построенных и 34 полностью восстановленных, 145 священнослужителей, три возобновленных монастыря.

Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырьСвято-Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь был основан в 1528 году преподобным Герасимом Болдинским недалеко от г. Дорогобужа. Его трудами здесь были поставлены деревянный храм во имя Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Сергия Радонежского и трапезный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В 1922 году монастырь был закрыт, здесь был организован музей. Во время войны все монастырские постройки были взорваны фашистскими оккупантами.

Монастырь возрожден к жизни в 1991 году. Сейчас в монастыре 21 насельник. Их трудами вновь возведены колокольня, монастырская часовня, трапезный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Настоятель архимандрит Антоний (Мезенцев).

Иоанно-Предтеченский монастырь устроен в 1542 году Преподобным Герасимом Болдинским в западной части г.Вязьмы.

В конце 20-х годов XX века закрыт. 26 мая 1989 года верующим были возвращены храмы монастыря, а в июне 1990 года последовало решение Священного Синода об открытии мужского Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1995 году монастырь решением Синода преобразован в женский.

В 1996 году возобновлен мужской Свято-Преображенский монастырь в г. Рославле. Год основания монастыря точно не известен, но во второй половине XVI века обитель уже существовала.

В декабре 1996 года создан миссионерский отдел. Миссионерская работа ведется в ВУЗах, колледжах, больницах, тюрьмах, в воинских частях.

Епархией ведется широкая благотворительная деятельность. Материальная и финансовая помощь оказывается малоимущим гражданам, детским домам и приютам, домам-интернатам для престарелых, тюрьмам; организованы столовые для нищих.

14—15 марта 1994 года в первые дни Великого поста в Смоленском кафедральном соборе произошло чудесное мироточение от иконы преподобного Серафима Саровского. Свидетелями чуда были сотни смолян, приходивших в эти дни на богослужения.

Читайте также: