Доклад на тему организация двигательной активности школьников с овз

Обновлено: 08.07.2024

В последнее время в силу ряда объективных причин увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Уже в дошкольном возрасте многие дети имеют нарушения речи, задержку в психическом развитии - это дети с ослабленным здоровьем, они быстро утомляются, устают, при выполнении заданий у них возникают непроизвольные лишние движения, наблюдается поверхностное и неритмичное дыхание; проявляются нарушения общей моторики особенно во время выполнения основных видов движения: лазания, прыжков, метания. У таких детей слабо развита эмоционально - волевая сфера, что проявляется в повышенной возбудимости, эмоциональной неустойчивости, негативизме, раздражительности или, наоборот, апатичности.

Нарушение речевого дефекта параллельно приводит и к ярко выраженным изменениям основных показателей психического развития ребенка. Патология в психической сфере, прежде всего, проявляется в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления. Таким детям свойственно неумение слушать, низкий уровень восприятия, слабая концентрация внимания

Главное направление работы нашего структурного подразделения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социуме. Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на здоровье детей, первое место по интенсивности воздействия занимает правильно организованная двигательная активность, при этом используются физические упражнения не просто для укрепления здоровья и развития двигательных навыков, но и ставятся цели восстановления умственной работоспособности, снятие нервно-эмоциональных нагрузок и благотворное воздействие на психическое развитие ребенка.

Работа по физическому воспитанию построена с учетом физической подготовленности каждого ребенка. Основой для выявления уровня физического развития дошкольников, является диагностика состояния здоровья и уровня развития физических качеств детей.

Физкультурные занятия эффективны только в том случае, если они не ущемляют индивидуальность ребенка, направлены на реализацию склонностей, потребностей и учитывают индивидуальные различия.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей. Стимулирование позитивных сдвигов в организме, формирование необходимых двигательных умений и навыков, физических качеств и способностей, направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

- развитие речи посредством движения;

- формирование у ребенка осознанного отношения к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

-развитие способностей к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-формирование компенсаторных навыков, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- развитие способностей к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

- формирование потребности быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности

- формирование осознания необходимости личного вклада в жизнь общества;

- формирование желания улучшать свои личностные качества.

Принципы, лежащие в основе нашей работе:

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками соответствующими современным требованиям ФГТ и СанПиН.

Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей :

Для успешной реализации поставленных задач администрацией центра было приобретено игровое оборудование, мягкие модули, ортопедические дорожки, мячи, детские тренажёры.

-Педагогом-психологом – подобран материал, для релаксации.

-Учителем-логопедом – подобрана дыхательная звуковая, логоритмическая гимнастика.

-Музыкальным руководителем - подобран музыкальный материал для насыщенной совместной деятельности.

-Инструктором по физической культуре- подобраны комплексы упражнений для совместной деятельности

В начале учебного года проводится диагностика ОВД с целью определения направления работы и основных потребностей занимающихся. Для детей с диагнозом РДА, составляются индивидуальные программы и разрабатываются оздоровительные маршруты из ОВД.

Учитывая результаты начальной диагностики, формулируются задачи по выполнению программных требований, развитию физических качеств и улучшению координации движений воспитанников. В работе с детьми с диагнозом РДА используются оздоровительные дорожки, с чередованием ОВД. Разнообразие спортивного оборудования (мягкие модули, дорожки для равновесия, ортопедические дорожки, малый спортивный комплекс) позволили обогатить содержание занятий и вызвали у детей высокий интерес. Дети, требующие сопровождения на начальных этапах обучения, успешно осваивают ОВД и постепенно переходят на самостоятельное уверенное передвижение. Работа проводится совместно с воспитателями, рекомендациификсируются в тетради взаимодействия со специалистами и используются на занятиях, прогулке, закаливающих мероприятиях и свободной деятельности детей.

Разработаны рекомендации для родителей: консультации по использованию совместных подвижных игр с ребёнком в домашних условиях и на прогулке, а также возможности оздоровительных процедур в домашних условиях и рекомендации на летний оздоровительный период по использованию естественных сил природы для закаливания детей.

Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.

1. Проведение утренней стимулирующей гимнастики: в комплекс общеразвивающих упражнений включаются, традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направленные на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация, утренняя стимулирующая гимнастика позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Инструктором по физической культуре разработан комплекс утренней стимулирующей гимнастики с учетом коррекции.

2. Организация коррекционных физкультурных занятий.

Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме: вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия.

Основные виды упражнений направлены на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепления мышечного тонуса, коррекции осанки, формирования нормального свода стопы, улучшения легочной вентиляции и укрепления основных дыхательных мышц, расслабления и снятия мышечного психоэмоционального напряжения. Разучивая с детьми какое-либо действие, мы соблюдаем определенную последовательность. Из-за быстрой утомляемости и слабого физического развития дети с задержкой психического развития с большим трудом усваивают упражнения на выработку правильной осанки, удержания положения тела в нужной позиции. Мы используем упражнения с грузом в руках (мешочки с песком, гантели, ходьба с удержанием груза на голове, упражнения у вертикальной стены, когда ребенок касается ее пятками, икроножными мышцами, ягодицами, лопатками и затылком (стоять так необходимо в те­чение нескольких секунд, а затем походить, удерживая принятую позу). Наличие детских тренажёров позволяет разнообразить деятельность детей и увеличивать нагрузку на отдельные группы мышц, а также позволяет делить детей на подгруппы и уделять больше внимания тем,кто требует сопровождения взрослого. Работа с детьми на ортопедических мячах позволяет развивать гибкость, чувство равновесия, силу, умение фиксировать положение тела.

Для укрепления сводов стопы, мышц нижних конечностей используем движения танцевального характера: приставные шаги, ходьба на пятках, имитационная ходьба, подскоки и др. ,широко используются комплексы ритмической гимнастики. Включение в комплексы ритмической гимнастики специальных упражнений для плечевого пояса и систематическое их выполнение помогают развивать подвижность плечевых суставов, а свободные движения под музыку позволяют детям преодолевать барьер неуверенности и чувство скованности. Кроме того, использование комплексов ритмической гимнастики на занятиях по физическому воспитанию позволяет повысить плотность занятий, т. к. следующие друг за другом упражнения значительно сокращают простои. Ритмичная музыка создает положительный эмоциональный фон, улучшает настроение, повышает работоспособность, доставляя детям радость движения.

При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.

Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение. Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.

Кроме того, на занятиях и в режим двигательной активности детей включает подвижные игры. Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки. Благодаря этому большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу, различные крупные и мелкие мышечные группы, игры, увеличивающие подвижность в суставах. Подвижные игры активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме.

Игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями, но не связанные с длительным односторонним силовым напряжением (особенно статическим, способствуют совершенствованию важнейших систем и функций организма.

Таким образом, подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста с ОВЗ - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечнососудистую систему, способствуют насыщению клеток организма кислородом, повышая активность головного мозга, учат ребенка концентрации и вниманию.

Режим двигательной активности детей включает :

- гимнастику для стимуляции развития речевых центров, которая представляет собой систему физических упражнений, разработанных совместно с логопедом; основу их со­ставляют элементы логоритмики — движения, сочетающиеся с речевым сопровождением (звуком, фразой, стихами) и способствующие развитию речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков;

- динамические паузы на занятиях и в перерыве между ними, необходимые для сокращения пребывания детей в статическом режиме и предупреждению психического утомления; содержанием их являются несложные упражнения коррекционной направленности, на развитие мелкой моторики.

- динамический час - проводится во время прогулки или (при плохих погодных условиях) в помещении. Включает в себя самостоятельные занятия детей на тренажерах, подвижные игры с разной интенсивностью, игры-эстафеты и аттракционы, сюжетные двигательные задания и т. д. важнейшими условиями эффективности физкультурного часа являются отсутствие строгой регламентации и учет интересов и желаний детей в выборе упражнений, пособий и игр;

- гимнастика после дневного сна в сочетании с воздушными процедурами - сюда входят корригирующие упражнения и самомассаж, гимнастика сюжетно-игрового характера, корригирующие упражнения для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы в сочетании с ходьбой по массажным и ребристым дорожкам, укрепления основных дыхательных мышц, развития мелкой моторики и зрительно-пространственной координации.

Наряду с перечисленными видами двигательной деятельности немаловажное значение приобретают активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия, в которых могут принимать участие родители. К таким занятиям относятся: дни здоровья, физкультурный досуг, физкультурный праздник, походы. Все перечисленные виды, дополняя и обогащая друг друга в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка во время пребывания в центре.

Особенности организации двигательной активности детей с ОВЗ, имеющих тяжелые тяжелые нарушения речи Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической ослабленностью и.

Организация двигательной активности Цель : Развивать координации движений,тренировка силы выносливости,необходимых при ходьбе мышц (спины,брюшного пресса,ног).Учить ребенка.

Организация двигательной активности детей на прогулке Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание “формирование здорового образа жизни” заняло.

Организация двигательной активности на прогулке (из опыта работы)

Организация двигательной активности на прогулке (из опыта работы) Известно, что каждый ребенок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития. Индивидуальные.

Организация двигательной активности воспитанников на прогулке посредством использования подвижных казачьих игр Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №7 г. Курганинска муниципального образования.

Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Консультация на тему: Организация самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства Воспитатель: Кукушкина.

Праздники и игры на воде для развития двигательной активности детей Праздники и игры на воде, которые помогут развить двигательную активность детей Как развивать двигательную активность детей в условиях детского.

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.

ВложениеРазмер
doklad_na_temu_adaptivnaya_fizicheskaya_kultura_kak_odin_iz_sposobov_razvitiya_dvigatelnoy_aktivnosti_uchashchihsya_s_ovz.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

учитель: Семёнов Д.А.

Москва, 2016-2017 уч. год

ТЕМА: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. В данном случае немалую роль играет в системе обучения такой предмет как адаптивная физическая культура.

АФК— это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества, в данном случае остановимся на детях имеющих заболевания связанные с интеллектом и ограниченные возможности здоровья.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения или тяжелые, множественные нарушениями психического и физического развития, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по средствам адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основными задачами адаптивной физической культуры в школе являются:

  1. формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;
  2. формирование дополнительных навыков, таких как: туристические, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
  3. укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Достижение всех вышеизложенных задач способствует развитию двигательной активности у учащихся с ОВЗ, а так же адаптации человека в окружающем социуме.

В процессе адаптивного физического обучения (воспитания) учащиеся получают навыки и закрепляют умения, такие как:

– готовиться к уроку физкультуры; (переодеваться, что может быть применимо и в других местах).

  • правильному построению на урок и знанию своего места в строю; (передвижению по школе вне урока АФК, правильному передвижению в классе).
  • правильному передвижению из класса на урок физкультуры; (передвижению вне урока фк, на перемене).
  • ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
  • простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);
  • навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
  • выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
  • ходить и бегать в строю, в колонне по одному;
  • прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
  • мягкому приземлению в прыжках;
  • прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
  • правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;
  • метаниям, броскам и ловле мяча;
  • ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;
  • выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;
  • сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
  • преодолению различных препятствий;
  • переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;
  • целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием правильной самооценки учащихся и оценки окружающих.

Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.

В связи с этим в основе обучения на уроках предусматриваются принципы:

  • индивидуализации и дифференциации процесса обучения,
  • коррекционная направленность обучения,
  • комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

По средствам многообразия физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи по развитию двигательной активности ученика в школе на уроках АФК. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств обучения необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Примерное содержание предмета (Раскроем шире понятия разделов)

Коррекционные подвижные игры .

Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.

Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходноеположение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег . Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.

Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают и развивают свои двигательные возможности и умения такие как:

готовиться к уроку физкультуры;

  • правильному построению на урок и знанию своего места в строю;
  • правильному передвижению из класса на урок физкультуры;
  • ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

– простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению и другим.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.

Разумное использование резервов игровой двигательной активности позволяет мне добиваться снижения перегрузки, увеличивать уровень ежедневной двигательной активности учащегося, повышать психоэмоциональную устойчивость организма, и, в конечном счёте, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Оценить 1260 0

Зейлингер Ольга Николаевна – воспитатель первой квалификационной категории ГБС(К)ОУ школы №8 г. Лабинска Краснодарского края

Доклад «Система организации двигательной активности школьников с

Умственная деятельность в начальной школе относится к числу трудных для детей, чьи клетки головного мозга обладают относительно низкими функциональными возможностями и поэтому большие нагрузки могут вызвать их истощение. Учебная работа требует сохранения вынужденной рабочей позы (значительная нагрузка на опорно-двигательный аппарат и мышечную систему). Соотношение между динамическими и статическими нагрузками не сбалансировано и преобладает статическое напряжение. У детей с ОВЗ наблюдаются нарушения координации движения. При несоблюдении рационального режима, учебного труда и отдыха может наблюдаться не только утомление, но и переутомлении.

Нормы двигательной активности предполагают выполнение определённых требований:

во-первых, обеспечения необходимого и достаточного количества произвольных движений, выполняемых ребёнком в течение дня;

во-вторых, соответствия физических нагрузок в течение дня функциональным возможностям организма младшего школьника, их ориентации на укрепление его здоровья и полноценное психофизическое развитие;

и, в-третьих, соблюдения качественного разнообразия движений, сбалансированного в количественном соотношении с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребёнка.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия: это движения, физические упражнения, физкультминутки, спортивные часы, которые проводятся во второй половине дня. Во время занятий я учитываю разную степень подвижности детей, дифференцированно подхожу к дозировке физических упражнений, учитываю индивидуальное развитие и состояние здоровья ребёнка. Проведение физкультурных минуток: расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом (пальчиковая гимнастика), органов зрения и слуха (зрительная гимнастика). Воспитанию серьёзного отношения учащихся к своему здоровью способствует систематическая работа с родителями, которая заключается в проведении бесед о режиме дня школьников, питании, формировании правильной осанки.

В нашем классе много комнатных растений, которые очищают воздух и способствуют сохранению здоровья воспитанников и привитию эстетического воспитания к окружающей действительности.

Час здоровья (проведение экскурсий, прогулок на свежем воздухе, Дней здоровья, спортивно – оздоровительных праздников совместно с родителями).

В нашем классе есть уголок отдыха (диван, коврик), где ребёнок может отдохнуть и снять напряжение.

Являясь неотъемлемым компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни. Необходим комплексный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья, что способствует развитию и коррекции двигательной активности младших школьников. Игра как педагогический феномен характеризуется тем, что она является отдыхом и развлечением. Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития учащихся, но и здоровьесбережения, социализации.

Я применяю в своей работе следующие игровые приёмы: подвижные игры, спортивные игры и упражнения, народные игры, физкультминутки, игры-забавы.

3. Спортивные игры и упражнения ( катание на велосипеде, футбол, бадминтон ) способствуют совершенствованию основных физиологических систем организма (нервной, сердечно- сосудистой, дыхательной), улучшению физического развития, воспитанию положительных морально-волевых качеств, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Двигательная активность – это основа биологической потребности человека. Она является неотъемлемым фундаментом детского развития, любого вида деятельности. Работая мышцами, ребёнок не только расходует, но и копит энергию. Чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Планируя режим двигательной активности, их индивидуальные особенности позволяет мне решить целый комплекс важных вопросов в работе с учащимися: развивать физические, умственные способности, нравственную активность и стабилизировать эмоции. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают и улучшают работу всех органов и систем.

Разумное использование резервов игровой двигательной активности позволяет мне добиваться снижения перегрузки, увеличивать уровень ежедневной двигательной активности учащегося, повышать психоэмоциональную устойчивость организма, и, в конечном счёте, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Регулярное включение оздоровительных мероприятий в воспитательном процессе позволяет мне на занятиях целесообразно развивать и совершенствовать двигательные функции обучающихся.

Реализуя принципы многообразия форм воздействия средствами игровой деятельности, прибегаю к нестандартным приемам работы с обучающимися.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

115516 Москва, ул. Бехтерева д.51 тел/факс 8495321-96-10 эл. почта sk 869@ edu . mos . ru

Доклад на тему:

учитель: Семёнов Д.А.

Москва, 2016-2017 уч. год

ТЕМА: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического развития. В данном случае немалую роль играет в системе обучения такой предмет как адаптивная физическая культура.

АФК— это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества, в данном случае остановимся на детях имеющих заболевания связанные с интеллектом и ограниченные возможности здоровья.

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования и определенного развития внутренних органов и самочувствия, качественно меняется и психическое состояние.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения или тяжелые, множественные нарушениями психического и физического развития, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по средствам адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура для детей с интеллектуальными нарушениями это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме.

Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.

Основными задачами адаптивной физической культуры в школе являются:

формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков;

формирование дополнительных навыков, таких как: туристические, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры;

укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Достижение всех вышеизложенных задач способствует развитию двигательной активности у учащихся с ОВЗ, а так же адаптации человека в окружающем социуме.

В процессе адаптивного физического обучения (воспитания) учащиеся получают навыки и закрепляют умения, такие как:

– готовиться к уроку физкультуры; (переодеваться, что может быть применимо и в других местах).

правильному построению на урок и знанию своего места в строю; (передвижению по школе вне урока АФК, правильному передвижению в классе).

правильному передвижению из класса на урок физкультуры; (передвижению вне урока фк, на перемене).

ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению в различных пространственных направлениях (вперёд, назад, в сторону, вверх, вниз);

навыкам правильного дыхания (по показу учителя);

выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;

ходить и бегать в строю, в колонне по одному;

прививать навыки координации движения толчка двумя ногами в различных видах прыжков;

мягкому приземлению в прыжках;

прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;

правильному захвату различных предметов, передаче и переноске их;

метаниям, броскам и ловле мяча;

ходить в заданном ритме под хлопки, счёт, музыку;

выполнять простейшие упражнения в определённом ритме;

сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;

преодолению различных препятствий;

переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжёлых вещей;

целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.

Процесс занятий адаптивной физкультурой связан не только с коррекционной, но и компенсаторной и профилактической работой, а также с формированием правильной самооценки учащихся и оценки окружающих.

Занятия по адаптивной физкультуре составлены так, что упражнения и игры, самостоятельная работа помогают учащимся корригировать сохранные возможности, компенсировать недостатки физического развития и развивать двигательные качества.

В связи с этим в основе обучения на уроках предусматриваются принципы:

индивидуализации и дифференциации процесса обучения,

коррекционная направленность обучения,

комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

По средствам многообразия физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи по развитию двигательной активности ученика в школе на уроках АФК. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств обучения необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:

1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;

2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;

3) максимально активизировать познавательную деятельность;

4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;

5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;

6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.

Примерное содержание предмета (Раскроем шире понятия разделов)

Коррекционные подвижные игры .

Лыжная подготовка.

Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.

Физическая подготовка.

Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходноеположение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег . Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе : взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Х одьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево), по канату. В ис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. П ередача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.

Приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают и развивают свои двигательные возможности и умения такие как:

готовиться к уроку физкультуры;

правильному построению на урок и знанию своего места в строю;

правильному передвижению из класса на урок физкультуры;

ориентироваться в зале по конкретным ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

– простейшим исходным положениям при выполнении обще развивающих упражнений и движению и другим.

Таким образом, средства и методы адаптивной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей.

Значение и особенности АФК

Адаптивная физкультура — это в первую очередь коррекция нарушений моторики, двигательной системы организма, объединяющей его биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Ее методы и приемы — физические упражнения, игры, элементы спорта, приемы дыхательной гимнастики и релаксации.

Двигательные нарушения, так же как интеллектуальные и речевые, связаны с органической патологией двигательно-кинестетического анализатора. Специальные упражнения АФК совершенствуют движения и одновременно развивают речь и интеллект. Так же оздоравливается связанная с моторикой вегетативная система.

В инклюзивной школе дети с ОВЗ (кроме нарушений ОДА) выполняют те же упражнения, что и здоровые школьники, но без нормативных требований, и приемы АФК. Основные принципы АФК:

1. Индивидуализация: опора на индивидуальные способности и возможности ребенка для создания оптимальных условий его развития.

3. Учет возрастных особенностей: осознание, что ребенок с ОВЗ проходит те же стадии развития, что и здоровый, только медленнее и с другим конечным результатом .

4. Адекватность: соответствие всего комплекса компенсаторных, лечебно-восстановительных средств и методов реальным функциональным возможностям, потребностям и интересам ребенка.

5. Оптимальность: разумная сбалансированность величины психофизической нагрузки и целесообразные адаптационные приемы.

многообразие упражнений и условий их выполнения

разные способы регулирования эмоционального состояния: релаксация, нетрадиционные псхотехники (гимнастика тайцзицюань для старшеклассников)

разные формы воздействия на сенсорные каналы: зрение, слух, кинестетику, обоняние

развитие речи (подвижные игры с речетативами)

развитие интеллекта (игры со счетом, выстраиванием слов)

7. Приоритетная роль микросоциума: одновременная коррекция ребенка и его родителей на внеклассных и внешколных спортивных мероприятиях.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

Рекомендации по преподаванию физкультуры

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ предполагает методы и технологии физического воспитания, коррекционные упражнения как общие, так и частные.

Рассмотрим два метода.

"Эволюционный метод двигательной реабилитации".(автор Н.Н Ефименко)

Частный метод при нарушениях ОДА. Возрастная категория: младшие школьники. Применяется в начале урока физкультуры в инклюзивном классе, где учатся дети с этим нарушением. Принцип: повторение эволюции движений человека от рождения до года, используя 8 двигательных режимов, или " 8 золотых формул«. Цель: восстановление двигательных функций, общее физическое развитие.

1. Начинать урок с упражнений в горизонтальном положении, переходя к вертикальному, а от него к ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам.

2. Начинать упражнения в любом исходном положении с низких поз, переходя к более высоким: низкие четвереньки с опорой на локти и колени → средние четвереньки с опорой на ладони и колени → высокие четвереньки с опорой на ладони и стопы.

в горизонтальном положении более активно двигать головой и руками

в вертикальном положении более активно двигать тазовым поясом и ногами

8. Для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) выполнять медленные, спокойные, плавные движения, а для отдаленных от туловища мышц быстрые, частые и хлесткие.

100 ошибок воспитания, которых легко избежать

Общий метод, направленный на развитие моторики и социализацию детей с ОВЗ. Возрастная категория: младшая и средняя школа. Принцип: совместное синхронное выполнение движений командной эстафеты в паре здоровым ребенком и ребенком с ОВЗ. Цель: совершенствовать двигательные навыки, умение ориентироваться в пространстве, развивать физические и морально-волевые качества.

Проводятся на уроке физкультуры в инклюзивной школе:

перед изучением нового материала для закрепления разученных движений

после изучения отдельных видов движений для проверки усвоенного материала в усложненных условиях.

проползти или пробежать с подлезанием под различные снаряды и с перелезанием через препятствия

бег с перепрыгиванием препятствий

ползанье — ходьба — бег с сохранением равновесия на различных снарядах

ходьба с переносом мячей, обручей и других предметов

бег с ведением мяча

передвижение на четвереньках с ползаньем и лазаньем на гимнастических снарядах

бег змейкой между предетами

ходьба с перешагиванием предметов

передвижение различными способами по полу и спортивным снарядам

акробатические кувырки вперед и назад

бег по гимнастической скамейке (возможна ходьба с подстраховкой)

лазанье по канату

бег до стены и ее касание ( опасность ударов о стенку)

В результате дети приобретают активность, ловкость и быстроту движений, точность и быстроту реакций на сигналы, улучшается равновесие и ориентировка в пространстве, развивается взаимопомощь и взаимовырука.

Противопоказания к АФК

Обострение хронических заболеваний и инфекционные заболевания

Нарушения спинального кровообращения

Близорукость высокой степени, глаукома, отслоение сетчатки

Осложненный сахарный диабет

Остеохондроз позвоночника с осложнениями

В целом физическая культура для детей с ОВЗ — это творческая работа по преобразованию тела. Улучшая упражнениями физическое состояние, дети с ограниченными возможностями здоровья открывают для себя новые пути оздоровления, совершенствания и самореализации.

5 методов воспитания детей

Читайте также: