Доклад ученика 6 класса на тему влияние цвета на настроение школьников кратко

Обновлено: 19.05.2024

Здоровье ребенка определяется условиями его жизни. Немаловажную роль играет в этом школьная жизнь. Рабочий день современного ученика, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых. Именно на годы обучения в школе приходится период интенсивного развития организма.

Цель нашего с учащимися исследования: выявление оптимального цветового оформления школьных помещений для благоприятного воздействия на психику и работоспособность обучающихся в соответствии с функциональной нагрузкой помещения.
Исследование проходило на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 г. Прокопьевска.

В опросах участвовали учащиеся 2-10 классов в количестве 150 человек.

1. Влияние цветовой гаммы на настроение и поведение

Метод исследования: анкетирование обучающихся с последующей статистической обработкой и анализом полученным данных.
Количество опрошенных: 150 человек.
Состав опрошенных: учащиеся 2-10 классов.
Вопросы:
– Оказывает ли влияние цвет на Ваше поведение?
– Оказывает ли влияние цвет на Ваше настроение?
Результаты опроса: никакого – 14,9%, положительное – 64,3%, затрудняюсь ответить – 20,8%
Вывод: на основании анкетирования можно отметить, что цвет несет свою эмоциональную нагрузку, влияет на поведение и настроение, что отметили 64,3% детей.

2. Цвет и возраст

Цель: выявление предпочтения определённому цвету каждой возрастной группой.
Метод исследования: анкетирование с последующей статистической обработкой и анализом полученных данных.
Количество опрошенных: 150 человек.
Состав опрошенных: обучающиеся школы 2, 4, 7, 8, 9,10 классов.
Результаты исследования: по итогам проведенного нами опроса была составлена сводная таблица

Возраст

Предпочитаемые цвета

Цвет, вызывающий
отрицательное восприятие

девочки

мальчики

девочки

мальчики

голубой – 33,3%
жёлтый– 16,6%

красный – 40%
зелёный – 30%

фиолетовый – 41,6%
зелёный – 33,3%

розовый – 33,3%
коричневый – 24,5%

зеленый – 32,85%
красный – 26,6%

коричневый – 37,7%
розовый– 32,7%

розовый– 33,3%
зелёный – 25%

голубой–33,3%
розовый– 33,3%

жёлтый – 16,6%
чёрный – 16,6%

розовый – 27,7%
зелёный – 22,2%

На основе изучения литературы и проведённого исследования по проблеме мы можем сделать следующий вывод: у девочек от восьми до семнадцати лет прослеживается изменение предпочтения цвета от мягких спокойных тонов, до ярких контрастных; а у мальчиков вкусы с возрастом меняются от зеленого до синего и черного.

3. Влияние цвета на работоспособность и внимание школьников

Цель: изучение влияния цвета на работоспособность и внимание обучающихся.
Метод исследования: эксперимент.
Количество испытуемых: 20 человека.
Состав испытуемых: обучающиеся 10А класса.
На примере обучающихся 10А класса мы выяснили, как действует цвет на внимание и работоспособность школьников.
При проведении самостоятельной работы по математике класс был поделен на три группы, равноценные по уровню обученности. Первой группе обучающихся было предложено выполнить задание на листочках белого цвета; второй – на листочках желтого цвета; третьей – на листочках зеленого цвета.
Результаты исследования: при проверке выяснилось, что среди 20 испытуемых 10А класса, процент качества выполненных работ выше у тех ребят, которые выполняли задания на листочках желтого цвета. Они допустили наименьшее количество ошибок. Процент качества работ, выполненных на белых и зеленых листочках, примерно одинаков.
Вывод: цвет влияет на работоспособность, внимание людей и качество выполняемой ими работы. Жёлтый цвет активизирует умственную деятельность, помогает сосредоточиться.

4. Рекомендации

1. Планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, необходимо учитывать:

  • возрастные особенности обучающихся;
  • влияние цвета на физическое, психическое и эмоциональное состояние школьников
  • воздействие цвета на психику человека
  • функциональное назначение, размеры помещения

Красивый, приятный, ненавязчивый и уютный интерьер школы – немаловажный стимул к успешной учебе и ключ к сохранению здоровья. Это именно то, что способно добавить энтузиазма ученикам и сделать годы обучения не удручающей обязанностью, а увлекательным и доставляющим эстетическое удовольствие процессом, ведь мы проводим в школе большую часть своего времени.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Глава 1. Влияние цвета на человека

Как используют цвет в интерьере………………………………………7

Глава 2. Исследование влияния цвета на здоровье школьников

2.2. Исследование влияния цвета на настроение школьников……………..10

2.3. Исследование влияния цвета на внимание школьников………………..12

2.4. Исследование нервно-психических состояний………………………….14

Белый, красный, золотой,

Синий, серый, голубой,

Что назвала я вам, друзья?

Это разные ……….(цвета ).

Я очень люблю рисовать и раскрашивать разные картинки. При этом я использую разные цвета: красный, синий, желтый, зеленый и многие другие. Однажды, я раскрасила две одинаковые картинки по-разному и заметила, что одна из них вызвала радость, удовлетворение, А другая: навеяла скуку, печаль и вызвала даже головную боль. Может дело в цвете? Я решила провести исследование.

Тема исследования: Влияние цвета на здоровье школьников.

Гипотеза: цвет оказывает влияние на настроение и здоровье школьников.

Цель исследования: изучить роль и влияние цвета на настроение и здоровье в целом.

Объект исследования: цветовая гамма

Задачи исследования:

- изучить теоретическую основу вопроса

- провести тестирование среди своих одноклассников ( Тест Люшера)

- провести опрос среди своих одноклассников

Методы исследования:

- теоретические ( анализ литературы, Интернет ресурсов)

- практические (наблюдение, тест, опрос)

Актуальность исследования:

Глава 1. Влияние цвета на человека

Так уж вышло, что человек видит мир в цветах. Цвет присутствует почти во всем, поэтому справедливо, что он влияет на человека так же, как и все остальное.

Еще в древности зародились методы лечения некоторых заболеваний цветом. Так возникла наука – цветотерапия.

Наука цветотерапия зародилась еще в древней Греции. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. Археологи нашего времени обнаружили в египетских храмах комнаты, конструкция которых преломляла солнечные лучи в разнообразные цвета спектра.(Приложение №1)

В древнем Риме использовался такой способ цветотерапии, как насыщение воды цветом. В сосуд с водой клали драгоценные и полудрагоценные камни определенного цвета. А потом прописывали эту воду пить. Для разных недугов использовали разные драгоценные камни. Например, от простуды лечили бирюзой.

Древние ученые полагали, что синий, желтый и красный активизируют силы физического, умственного и духовного существования человека. Русский ученый – невропатолог В.М.Бехтерев выяснил, что теплые цвета производят оживляющие действия, зеленый цвет замедляет реакции, фиолетовый угнетает психические процессы и настроение, голубой цвет тормозит психическое возбуждение, а розовый активизирует заторможенное состояние. Опытами ученых сегодня доказано, что у многих людей существует мнение, что самым тяжелым цветом является красный, за ним следует оранжевый, потом синий и зеленый, потом желтый и белый.

Цветотерапия - это метод который стал сегодня очень популярным. В Настоящее время медики давно используют цвет как лекарство и средство управления психикой. Так, например современные компьютерные программы делаются с учетом цветовых характеристик фон для окон меню немного желтоватый, а в некоторых программах, вначале появляется окно синего цвета, т.к. синий цвет очень успокаивает и расслабляет психику человека. А цвет мебели в большинстве общественных помещений приближен к желтому, потому что желтый цвет вызывает чувство удовлетворения.

Современные ученые считают, что цветотерапия является одним из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Эра химиопрепаратов отойдет в прошлое. Ряд ученых утверждает, что современная химиотерапия - это дорога в никуда. Наш мозг, полагают ученые, воспринимает цвет точно так же, как желудок еду. И так же, как нам иногда хочется какой-нибудь конкретной пищи, так и наше тело временами нуждается в конкретном цвете. При этом понятно, что "пилюли цвета" для человека совершенно безопасны, тогда как прием обычных таблеток - синтетических лекарств - может сопровождаться многими побочными и нежелательными явлениями.

1.2 Характеристика цветов.

Восприятие цветов и оттенков можно сравнить с музыкантом, настраивающим свой инструмент. Все оттенки способны вызывать в душе человека неуловимые отклики и настроения, поэтому он и ищет резонанс колебаний цветовых волн с внутренними отголосками своей души.

Существует 2 основные группы, на которые делятся цвета. Это цвета Теплой гаммы, и цвета Холодной гаммы. Давайте рассмотрим по подробнее их воздействие на нас.

Теплую гамму составляют: Красный, желтый, оранжевый, коричневый и все их оттенки, как известно. Они создают у тех, кто на них смотрит или их носит, ощущение уюта, комфорта, расслабленности, покоя, вызывают ощущение близости, эмоционального притяжения.

Холодные тона, к которым относятся все оттенки синего, голубого, зеленого, фиолетового, серого, заставляют нас быть собраннее и активнее. Но при этом могут вызвать у окружающих вас людей чувство дистанции, закрытости, отстраненности.

Красный цвет символизирует полноту жизни и жизненную энергию, наделяет силой и уверенностью. В большом количестве вызывает перевозбуждение и агрессию.

Желтый – вызывает чувства вершины счастья, максимум удовлетворенности, окружение друзьями. Жёлтый цвет и оранжевые оттенки – в первую очередь, это, конечно же, солнце. От этих оттенков веет теплотой, яркостью, сразу вспоминаешь об отпуске, пляже и веселье. Если он не слишком насыщенный, то может поднять настроение. Но и тут нужно не переборщить, так как большое количество этих цветов режет взгляд, при этом может вызвать головную боль. Желтый цвет создает иллюзию солнечного освещения. Является активным, бодрящим, создающим прекрасное настроение. Желтый цвет помогает сосредоточиться, повышает творческую активность.

Зелёный – цвет лугов и лесов, олицетворяет мягкость и умиротворённость, уравновешенность и естественность. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Этот цвет расслабляет и успокаивает.

Голубой – это цвет неба, благодаря этому он успокаивает все чувства, уменьшает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению прохлады. Голубой цвет выражает легкость, свежесть и невесомость. На психику ребёнка он способен оказать расслабляющее и успокаивающее действие. Способен снизить давление. . Этот цвет связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов.

Синий – вызывает депрессии, резкое уменьшение активности. Используется в антирекламе. Синий цвет – в первую очередь, это море и

небо. Это скорей всего цвет мечтателей: путешествия, дальние плавания, приключения и т.д. Но этот цвет так же создаёт прохладу, поэтому в жаркий день в комнате с синими стенами вы будите чувствовать себя комфортно.

Фиолетовый – величественный, но очень противоречивый цвет. Он всегда присутствовавший в одежде королей и духовенства. В нём сталкиваются элементы спокойствия и активности, земного и божественного. Цвет вдохновения, творчества, мудрости и мистицизма.
Коричневый цвет – вызывает спокойствие, надёжности. Коричневый цвет тёмных оттенков может привести к мрачности, а вот светлых оттенков придаст ощущения защищённости.

Серый цвет - создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку

Чёрный цвет – это в первую очередь таинственность, опасность, страх. Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

Белый цвет – чаще всего встречается в больницах, а значит соответственное настроение: печаль, страх, уныние или неуверенность. А также, может вызвать чувство холода, так как ассоциируется с зимой.

При этом белый цвет – это, конечно же, невинность и наивность (невеста). Поэтому люди выбирающие одежду белого цвета в сущности добрые внутри, но холодные с наружи.

1.3. Как используют цвет в интерьере?

Белый цвет - в интерьере создает ощущение простора. Однако, если его слишком много может возникнуть чувство одиночества. Поэтому белый цвет должен обязательно разбавляться какими-то яркими деталями. Не желательно делать кухню белого цвета, так как исчезнет ощущение уюта. Белая ванная может казаться прохладной. А вот белый офис считается хорошим решением, так как символизирует честность и аккуратность.

Красный цвет — очень мощный источник энергии. Но не следует злоупотреблять. Не стоит использовать этот цвет в спальне, так как энергия красного повышает активность, и отдохнуть в такой комнате вам вряд ли удастся. Если же вы все-таки хотите украсить вашу спальню именно этим цветом, то остановите свой выбор на более мягких оттенках, ближе к

розовому, чем к алому. А вот для кухни яркие оттенки этого цвета очень хороши, так как повышают аппетит.

Желтый цвет - считается выгодным для интерьера, особенно для

учебных и рабочих помещений, так как помогает создавать атмосферу для интеллектуальной работы и стимулирует нервную систему. Только помните, что использование ярких оттенков желтых допустимо исключительно в хорошо освещаемых помещениях.

Зеленый — универсальный цвет, который считается наиболее удачным для всех видов помещений. Однако разные оттенки этого цвета оказывают различное воздействие. Холодные оттенки действуют освежающе. Оттенок зеленого яблока и лайма оказывают стимулирующее воздействие. Светлые оттенки (с большим количеством примесей белого цвета) действуют успокаивающе. Темно-зеленые цвета создают ощущение равновесия и уверенности.

Голубой - способствует креативности. В связи с этим, рекомендуется применять его для рабочих помещений, для студенческих аудиторий. Идеально сочетание с жёлтым цветом, который стимулирует разум и увеличивает концентрацию и организацию. Бирюзовый цвет способствует общению с аудиторией - он хорош для лекторов. Темно-синий способствует расслаблению и глубокому спокойному сну. Не следует применять темно-синий цвет в помещениях для активной жизни, потому что есть риск уснуть с этим цветом. В общем и целом, практически все оттенки сине-голубого цвета позволяют создавать располагающие к отдыху и вдохновляющие на творчество пространства.

Фиолетовый цвет - применим для создания театральных интерьеров, он часто отражает креативное настроение обитателей "фиолетового" жилища. Люди искусства, художники часто используют оттенки фиолетового в оформлении своих мастерских. Этот цвет подходит также для медитаций и молитв. Фиолетовый цвет в интерьере (особенно глубокий) очень красив, психологи считают его цветом творчества. Его выбирают люди с нестандартным мышлением. Обыкновенным же людям не следует выбирать для оформления помещения фиолетовый цвет: его воздействие на психику проявляется в очень большом понижении физической активности и работоспособности, возникновении угнетенного состояния.

Чёрный цвет - употребляя в качестве дополнения к основным цветам. Не следует злоупотреблять черным при создании ин терьеров жилища. В

помещениях, где черным окрашены потолок или все стены, создается ощущение замкнутости пространства и отсутствие воздуха. Само же помещение кажется более тесным и неуютным.

Глава 2. Исследование влияния цвета на здоровье школьников.

2.1. Цель проекта

Существует зависимость между физиологическими показателями человека и теми цветами, на которые он смотрит и в которые одет. Мрачные тона посылают меньше импульсов эндокринной системе. А та, в свою очередь, вырабатывает меньше гормонов, стимулирующих жизненные процессы. В результате снижается сопротивляемость, обостряются хронические заболевания.

Изучить влияние цвета как фактора, воздействующего на настроение, концентрацию внимания школьников, физиологическое состояние .

Необходимым условием осуществления этих целей являются сохранение и укрепление физического, психического, нравственного здоровья и формирования экологического поведения детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Практическая часть. Методология и результаты исследования влияния цвета на школьников.

2.1. Методы исследования влияния цвета…………………………………………. 8

Человек живет в мире цветов и воспринимает его посредством цветов. В результате многолетних исследований ученых было выяснено, что цвет – один из основных факторов, воздействующих на настроение и самочувствие человека.

Теплые цвета, как правило, вызывают бодрое настроение – их очень часто называют активными; холодные цвета, наоборот, успокаивают, их называют пассивными. Вот и мы решили изучить эту тему более подробно.

Данная тема представляет особую актуальность, так как настроение учащихся играет большую роль в образовательном процессе, потому что это отображается на их работоспособности.

Целью написания научно-исследовательского проекта является изучение влияния цветовой гаммы в оформлении кабинетов на эмоциональное состояние учащихся и выработка рекомендаций для администрации школы по оформлению учебных помещений.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научные литературные источники для изучения цвета и его характеристик.

2. Получить представление о влиянии основных цветов на эмоциональное состояние школьников.

3. Изучить и провести тест САН (Самочувствие. Активность. Настроение), а так же устный опрос.

4. Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в учебных кабинетах и прилегающих помещениях.

5. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся.

Гипотеза: мы предполагаем, что цветовой дизайн кабинетов может оказать влияние на эмоциональное состояние школьников, их поведение, способность к восприятию учебного материала и их работоспособность.

В проекте использовались такие методы исследования: теоретический анализ литературы и нормативно-правовой документации, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, наблюдение, обобщение, устный опрос.

Структура проекта обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и литературы.

Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

В первом разделе рассматриваются теоретические основы о влиянии цвета на эмоциональное состояние школьников.

Второй раздел посвящен непосредственно исследованию влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

1.Теоретическая часть.

Теоретические основы влияния цвета на эмоциональное состояние школьников.

1.1. Психофизиология цвета в трудах отечественных и зарубежных исследователей

Для того чтобы изучить влияние цвета на человека, необходимо разобраться каким образом он возникает. Свет, излучаемый Солнцем, называется белым цветом. Но в действительности белый цвет – это смесь разных цветов.

Это можно обнаружить, если посмотреть через стеклянную призму. Свет, проходя через нее, распадается на различные цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко - призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Французский врач Ферре исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном цвете, а при синем цвете производительность труда снижается.

При длительной работе повышению работоспособности и эффективности деятельности способствует зеленый цвет, а индиго и фиолетовый снижает ее.

Эти же данные, по мнению ученого, следует учитывать и при организации умственного труда. Что касается интеллектуальной деятельности, то и по данным немецкого ученого И. Ридель и согласно точке зрения отечественного специалиста Я. Обухова легче и продуктивнее работать с синей лампой или шторами [2].

Экспериментальные исследования Е.Б. Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющих на человека. Это зеленые, желто-зеленные и зелено-голубые цвета.

Ряд ученых указывают на то, что, на психофизическое состояние организма серьезно действует и желтый цвет. Он стимулирует деятельность мозга. Известный теоретик цвета Фабер Биррен отмечал, что желтый цвет способствует быстрому и четкому мышлению [3].

1.2. Влияние основных цветов на работоспособность школьников

Красный цвет - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение [4].

Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.

Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.

Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.

Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.

Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.

Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему [8].

В школах согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, стены классов могут быть окрашены в светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого или голубого цветов[1].

При их правильном цветовом оформлении эмоциональное состояние улучшается, таким образом, производительность труда учащихся повышается на 12-17%.

Двери окрашиваются в тот же цвет, что и стены, но более насыщенного тона или в белый цвет.

Оконные рамы белого или светло - серого цвета. Занавески в классе с солнечной стороны сиреневые, с теневой стороны – розовые.

2. Практическая часть. Методология и результаты исследования влияния цвета на школьников.

2.1 Методы исследования влияния цвета

В первом эксперименте мы провели устный опрос, для которого понадобилась группа из 14-ти человек.

Целью исследования было определение влияния цветового оформления школьных помещений на усвоение эмоциональное состояние, знаний, адаптацию и психологическое состояние обучающихся [7].

оценку психического состояния испытуемого;

выявление психоэмоциональной реакции на умственную нагрузку;

определение биологических ритмов, свойственных физиологическим и психическим функциям.

Таким образом, методика САН может использоваться для диагностики детей любого возраста.

Процедура тестирования САН. Возможен как групповой способ проведения диагностики, так и индивидуальный. Использование один на один с испытуемым рекомендуется в том случае, если ребёнок неуверенно читает и испытывает трудности с пониманием значения всех слов-состояний, на анализе которых и построен тест. Временных ограничений для детей нет, но стоит указать на то, что ответ должен быть дан быстро — первое пришедшее в голову. Только так можно рассчитывать на объективность результатов теста.

Инструкция по организации диагностики:

Взрослый выдаёт испытуемому опросник.

Затем доступно объясняет ребёнку, что перед ним расположен список из 30 пар состояний-настроений, а задача тестируемого — оценить степень проявления того или иного качества у себя, выставив один из баллов (от 1 до 3). При этом цифра 1 означает, что настроение проявляется лишь изредка, 2 — довольно часто, а 3 — постоянно.

Экспериментатор также оговаривает: если в паре ни одно из качеств не проявляется или они одинаково выражены, то нужно поставить 0.

Обработка и интерпретация опроса. Индекс 3, обозначающий неудовлетворительное состояние, оценивается в 1 балл, индекс 2 — 2 очка, 3 — 3 балла. За отметку 0 засчитываем ребёнку 4 очка. Индекс 1, обозначающий слабую выраженность положительного состояния, оценивается в 5 баллов, 2 — в 6, 3 — в 7. Таким образом, за негативное испытуемый получает низкие баллы, а за позитивное — высокие. После обсчёта нужно вывести общую сумму оценок, ориентируясь на таблицу (ключ):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по психологии. Цель исследования - изучение влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся и разработка рекомендации по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 52 г. Читы

Исследовательская работа

по психологии на тему:

или влияние цвета на эмоциональное состояние учащихся

Бутырская Лиза

Руководитель:

Ширибазарова

Наталья Юрьевна

Чита 2016 г.

Вообразите, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только бело-серым. Какая унылая, однообразная и непривычная картина получается! Наступил бы цветовой или сенсорный голод – массовое тяжелое заболевание, вызванное единообразием среды. Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет! Человек живет в мире цвета и воспринимает его посредством цвета.

У цвета есть эмоциональная сила, вызывающая настроение, которое влияет на человека, радует, пугает, успокаивает, подбадривает, может вызвать или подавить желание работать. Цвет помогает людям общаться друг с другом. Цвет обладает живительной и целительной силой, но может оказывать и определенный дисбаланс в нашем организме.

Мы попытались рассмотреть вопросы, касающиеся необычных свойств цвета, его влияния на самочувствие и настроение человека.

В связи с этим целью нашего исследования является изучение влияния цвета на эмоциональное состояние учащихся и разработка рекомендации по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.

Исходя из выше изложенного, была выдвинута гипотеза – цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы решались следующие задачи:

Что означает каждый цвет спектра и как он влияет на самочувствие человека;

Проведение анкетирования и эксперимента среди учащихся для определения особенностей восприятия ими цвета и осуществление анализа данных полученных в ходе исследования;

Разработка рекомендаций по подбору цветового дизайна помещения и цвета школьной формы.

Организация и методы исследования состояли из двух этапов диагностического и аналитического. Для определения эмоционального состояния использовались анкетирование и эксперимент.

Практическая ценность работы – разработаны рекомендации по созданию условий обучения детей путем подбора цветового дизайна помещения и школьной формы.

1. История цвета, понятие о цвете

Цвет — это ощущение , которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей. Одни и те же световые воздействия могут вызвать разные ощущения у разных людей. И для каждого из них цвет будет разным .

Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на физиологические системы всего организма, цвет создает настроение. Цвет может влиять и на наше настроение, рассказать многое о нашем характере.

Первой научной систематизацией цветов и их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, желтый, зеленый, синий, красный, черный. Сам спектр был открыт Исааком Ньютоном (1643-1727 гг.), при помощи преломления солнечного луча треугольной призмой и стеклом.

Мы воспринимаем цвет не только глазами, но и телом – цвет воздействует не только на наше настроение, но и на наше самочувствие, здоровье и организм в целом. Цветолечение применялось с давних времен.

Основы цветотерапии были заложены на Востоке (Индия, Китай) в IV-III тысячелетии до нашей эры. Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся ученые прошлого, как Гиппократ, Парацельс. Авиценна назначал своим пациентам лечение определенными цветами в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. Применялись ванны с окрашенной водой, окна завешивали цветными шторами, считалось эффективным также облачение пациентов в одежду определённого цвета.

Более всего привлекал внимание врачевателей красный цвет. Его использовали для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний.

2.Влияние цвета на здоровье людей

Ученые выделили физиологические и психологические составляющие воздействия цвета на человека.

Красный цвет:

стимулирует нервную систему, высвобождает адреналин, помогает при апатии, депрессии. Он побеждает страх, неуверенности в себе, устраняет упадок сил, наделяет чувством безопасности, уверенностью в завтрашнем дне;

обладает согревающим эффектом, помогает при простуде и насморке;

стимулирует мозговую деятельность и снимает сонливость;

убивает вирусы, нейтрализует некоторые воспалительные процессы;

в больших количествах усиливает беспокойство, волнение, нервное напряжение;

расширяет сосуды, активизирует кровообращения, повышает давление, учащает пульс и дыхание;

стимулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, нормализует обмен веществ и повышает аппетит.

Желтый цвет:

Поможет быстрее осмелится на жизненные перемены и серьезные шаги;

освобождает от негатива, помогает при депрессии, повышает самооценку избавляет от пассивности;

способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли, помогает быстро усваивать информацию, улучшает память;

очищает организм от токсинов, контролирует вес, помогает при диабете;

положительно влияет на весь пищеварительный тракт, помогает при заболеваниях печени, запорах;

лечит некоторые кожные заболевания.

Синий и голубой цвет:

снимает усталость и стресс, умиротворяет и снижает возбуждение, лечит бессонницу;

способствует медитации и творческим идеям, обостряет интуиции;

в больших количествах вызывает сонливость и грусть;

помогает при застенчивости и страхе говорить, смягчает боязнь публичности;

сужает сосуды, снижает температуру тела и артериальное давление, замедляет сердцебиение, обладает болеутоляющими и антисептическими свойствами;

усиливает эффект лечения при различных заболеваниях кожи, порезах, укусах насекомых и ожогах;

уменьшает аппетит, однако при этом психологически успокаивает полных людей и поощряет оставаться такими, какие они есть.

Зеленый цвет:

порождает чувство любви , помогает быть ближе друг к другу, создает ощущение гармонии как внутри человека, так и в его отношениях с окружающими;

поддерживает равновесие физического и психологического состояния человека;

мобилизует мышцы и повышает работоспособность, помогает при неуравновешенности, злобе, грубости, эмоциональном возбуждении;

оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие;

помогает при заболеваниях сердца, болезнях легких и гриппе.

3. Анализ и результаты исследовательской работы

Для проведения исследования была составлена анкета, которая выявляет какому цвету отдают предпочтение учащиеся.

Анкета состояла из следующих вопросов:

1 .Твой любимый цвет?

2.Твой любимый овощ или фрукт?

3.В какой цвет ты бы покрасил школьный кабинет? Почему?

4.Какой цвет должен быть в одежде ученика, для того чтобы он хорошо учился?

5.Веришь ли ты в то, что цвет может вылечить человека от заболеваний?

Анкета выявила следующие результаты:

Предпочтение в большинстве случаев ребята отдают зеленому, красному и синему цвету. Предпочитающие синий цвет 6 человек - склонны к спокойствию, меланхолии, самопожертвованию, преданны своим друзьям, любят порядок и чистоту.

Красный цвет (4 ребенка) выражает у учащихся активность, энергию, жизненные силы, силу воли. Зеленый (6 детей) - стремятся к самоутверждению, уважению, превосходству, испытывают уверенность и независимость.



Диаграмма 2. Результаты выбора на вопрос


Диаграмма 3. Результаты выбора на вопрос

В школьной одежде дети отдают предпочтение традиционным белому (12 человек), черному (13 детей) и синему (8 ребят) цветам.

16 человек не верят, что цвет может излечивать человека.

Я решила проверить свою гипотезу, оказывает ли цвет влияние на настроение и поведение детей?

С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым, красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.

С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к появлению раздражения у детей и даже агрессии. Ученики с повышенной активностью крутились, бегали, прыгали, кричали с места, были очень возбужденные и те дети, которые всегда были спокойные. В связи с этим возможно использование красного цвета в интерьере класса, но не в больших количествах.

Отмечалась спокойная обстановка, дети не шумели, но активность на уроке была не такая как обычно. Зеленый цвет способствовал желанию больше отдохнуть, чем работать. Общее настроение в классе хорошее. Преобладают положительные эмоции. Возможно использование зеленого цвета в окраске класса, но в сочетании с другими цветами.

Было выявлено, что желтый цвет способствовал не только организации благоприятной, спокойной атмосферы в классе, но и повысил активность и эффективность мыслительной деятельности. У ребят появилось желание работать. Присутствовали положительные эмоции. Это говорит о том, что все-таки в интерьере школы необходимо присутствие желтого цвета или его оттенков.

Вывод: наша гипотеза, что цвет оказывает значительное влияние на настроение учащихся и их поведение подтверждается.

В результате исследования мы выяснили, что предпочтение дети отдают зеленому, красному и синему цветам. Также у ребят в классе отмечается недостаток желтого цвета. Это цвет, который оказывает благоприятное влияние не только на самочувствие, но и на активность умственной деятельности, поведение.

В цветовой гамме интерьера школы ответы детей расходятся. Это связано с индивидуальными предпочтениями ребят и особенностями характера детей.

Читайте также: