Казачество в современном мире доклад

Обновлено: 18.05.2024

Вольный народ или общественные деятели, стражи порядка или даже участники политического процесса — роль казаков на сегодняшний день неясна. О том, насколько нужны казаки современному российскому обществу, diletant.media выяснял у экспертов. На вопросы отвечали Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, депутат от фракции ЛДПР, и Анна Каретникова, правозащитник.

Нужно ли в России казачество?

Ярослав Нилов: Это общественное явление, и его надо поддерживать. Другое дело, что очень часто я встречаюсь с такой ситуацией, когда непонятные люди, не имеющие никакого отношения к казачеству, становятся какими-нибудь генералами казачьих войск. Но поддерживать, реализовывать и использовать потенциал казачества однозначно нужно. Ведь это ядро идейных, свободолюбивых людей, которые понимают, что они хотят. Они являются неким цементом для тех ценностей, которые сейчас пытаются расшатать.

Анна Каретникова: Я не вижу в этом особого смысла, сейчас это мне представляется бутафорией.

Кубанские казаки.

Какую важную общественную роль казаки могли бы на себя взять?

Ярослав Нилов: Охрана порядка, безопасность граждан, отстаивание государственных интересов, защита прав граждан.

Анна Каретникова: В истории казаки выполняли функцию защиты границ в определённых для этого местах. Сейчас я не представляю себе в век современных технологий и вооружения, как казаки могут охранять границы. Все остальные опции, которые они на себя принимают, должны выполнять, как мне кажется, другие общественные или государственные службы и организации.

Сейчас казачество — политизированная структура или больше общественное объединение?

Ярослав Нилов: Я думаю, что казачество — общественная структура, которую пытаются всеми силами политизировать. Это проявляется и в отношении государственных структур к казачеству, и в финансовом воздействии, и в вопросах предоставления мест в Государственной Думе, трансляции на проправительственных каналах деятельности этих организаций.

Анна Каретникова: К сожалению, это общественно-политическая организация, потому что политическая составляющая, компонент традиционализма там, конечно, есть, а с другой стороны, поскольку они не являются государственными, это и общественное объединение. Это даже не структура, это какие-то отдельные островки. Это бутафорский элемент, который вживляется государством в наше общество под видом продолжения традиций.

Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или, например, народных дружин?

Ярослав Нилов: Чем принципиально отличаются функции казачества от полиции или народных дружин? Полиция — это государственный орган, который наделён определёнными полномочиями и который действует в соответствии с законом о полиции. Но казачество в этом случае больше общественная структура, я бы даже сказал, общественно-идеологическая структура. Вот их основное отличие.

Анна Каретникова: В какой-то степени казачество похоже на полицию и народные дружины, если им будут передаваться полномочия по поддержанию общественного порядка. Но это, на мой взгляд, скорее негативное проявление. Что такое дружины — я понимаю, что такое полиция — я понимаю, а почему именно казаки? Почему не русские богатыри с мечами должны охранять порядок, гоняться за пьяницами? Вот это я понять не могу.

0.jpg

В 17-м веке казачество сыграло большую роль в формировании антигосударственных движений. Есть ли такая опасность сейчас?

Ярослав Нилов: Казаки в принципе — это кто? Беглые крестьяне. Люди обозлённые, возмущённые, нашедшие в себе силы пойти против помещиков, власти. Радикалы-бунтари. Свободолюбивые люди. Я говорю только про кубанских казаков в революцию. Есть открытые исторические источники, в которых говорится о том, что казаки продавали Красной армии оружие, которым те убивали белых, а потом ещё и самих казаков. В современной ситуации ждать от казаков какой-то опасности не стоит, несмотря на их свободное волеизъявление и радикализм. Власть с ними работает осторожно, мягко, взвешенно.

Анна Каретникова: Нет, поверьте, если кто-то поднимется, то это точно будут не казаки. Они ни к какой оппозиции сейчас не имеют отношения. Для этого надо быть очень мощной структурой, и, во-вторых, — не созданной самой властью. А то в какую оппозицию тогда уходить?

Хорошая песня – друг казака.

Что происходит с казачьим движением в России? С чем связана возросшая в последнее время активность казаков в общественной жизни? И зачем Кремлю сегодня понадобилось консолидировать казачество?

Казачество разобщено

Виктор Трутнев,
атаман Алтайского отдельского казачьего общества Сибирского войскового казачьего общества:

На нас возложено очень много обязательств по несению государственной службы , но они решаются не совсем в том правовом поле , как бы нам хотелось.

Казак по своей сути — это воин , и здесь возникает недопонимание между действующей властью и нами. Казаки хотели бы реально служить государству и не только охраной общественного порядка , но на каких-то основополагающих соглашениях , предусматривающих какое-нибудь финансирование.

Наше движение сегодня разобщено. Я знаю , что многие казаки высказали скептическое отношение к созданию Всероссийской ассоциации казачьих сообществ. Если сегодня около семи-восьми миллионов человек в той или иной мере ассоциируют себя с казаками , то в госреестр входит около миллиона. Остальные представляют собой общественные организации , которых на территории страны несколько сотен. И каждая со своим уставом , своим пониманием истории казачества. Кто-то пытается , чтобы казаков признали отдельной нацией , кто-то добивается возвращения казачьих земель обратно в пользование казаков. Понятно , что эти вещи неприемлемы. Мое личное мнение: нельзя разделять казаков на реестровых и нереестровых. Казак есть казак , мы все должны решать наши общие казачьи проблемы.

Наш особый дух

Сергей Бондарев,
председатель Казачьей партии Российской Федерации:

Нужный власти инструмент

Ярослава Шашкова,
политолог , руководитель центра политического анализа и технологий АлтГУ:

Опрос. Вы бы доверили охрану общественного порядка казачьим дружинам?

Надежда Лалетина,
пенсионерка:

Для меня казак — это честный , сильный , умный , красивый мужчина. Он справедлив , тверд , рассудителен. Я бы , конечно , хотела видеть таких людей на улицах нашего города. Сейчас в темное время суток люди боятся выйти за порог. Так что , если они помогут порядок навести , будет только лучше.

Марина Швецова,
журналист:

Казаки сегодня вряд ли могут быть полезны в качестве охранников общественного порядка , так как отношение к ним в обществе несколько изменилось за прошедшие десятилетия. Их сейчас воспринимают скорее как людей , которые изо всех сил хватаются за те традиции , которые потеряли ценность в наше время.

Дарья Мельник,
студентка:

У меня казаки ассоциируются со свободой и независимостью. На мой взгляд , любая помощь в охране правопорядка будет полезной , главное , чтобы за действиями подобных казачьих отрядов следили и помощь не превратилась в бесконтрольный самосуд над нарушителями общественного спокойствия.

Антон Целевич,
председатель Лиги студентов АлтГУ:

Образ казака для меня — статный мужчина на коне , в форме , в каракулевой шапке и обязательно с усами. Да , я бы хотел , чтобы казаки охраняли порядок на улицах нашего города. Мне кажется , что их работа опиралась бы не на нормативные документы и регламенты , а на человеческие понятия чести , справедливости и доброты.

Часто в интернете вижу гневные возгласы людей по отношению к казакам, мол кто это вообще такие и какое право они имеют заниматься тем, чем занимаются.

Решил разобраться в вопросе сам, а заодно набросать эту заметку для всех интересующихся.

В уже далеком 2005 году в России был принят Федеральный закон № 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества"

Согласно указанного закона, казаки - это граждане, являющиеся членами казачьих обществ - некоммерческих организаций , декларируемыми целями создания и деятельности которых являются возрождение российского казачества, защита его прав, сохранение традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры.

При этом, члены казачьего общества принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

в Законе предусмотрена определенная иерархическая структура, так например более мелкие районные казачьи общества объединяясь образуют окружное казачье общество, окружные - войсковое казачье общество и т.п.

В конечном итоге все казачьи общества, объединяясь формируют состав всероссийского казачьего общества. Эдакая казачья матрешка.

Устав всероссийского казачьего общества утверждает непосредственно Президент Российской Федерации.

Направления деятельности казаков

1. Члены казачьих обществ могут проходить государственную гражданскую службу в установленном законом порядке;

2. Казачьи общества оказывают содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета казаков, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе;

3. Члены казачьих обществ участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также мероприятиях по их предупреждению, в гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях;

4. Казаки участвуют в охране общественного порядка, мероприятиях по обеспечению экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, и в борьбе с терроризмом;

5. Казачьи общества осуществляют иную деятельность на основании договоров с органами исполнительной власти различных уровней.

Государственную и гражданскую службу казаки проходят в общем порядке, на основании индивидуальных трудовых договоров (служебных контрактов), вся остальная деятельность осуществляется на основании договоров с органами исполнительной власти.

Форма таких договоров типовая и утверждена в 2015 году Приказом Федерального агентства по делам национальностей . Договоры, само собой, предполагают оплату услуг казаков.

Современные казаки тесно взаимодействуют с полицией и занимаются воспитанием молодежи.

В 1792 году императрица Екатерина II подписала Черноморскому казачьему войску Жалованную грамоту на вечное владение кубанской землёй. Казаки должны были охранять приграничные земли империи. С тех пор прошло много времени, но и современное Кубанское казачье войско несёт службу на границе, а ещё вместе с полицией следит за порядком, охраняет леса края, воспитывает молодёжь.

Президент России Владимир Путин утвердил стратегию госполитики в отношении казачества до 2030 года. Среди главных её целей - консолидация российского казачества, сохранение и использование его наследия и культуры. Власти, согласно документу, намерены привлекать казаков к несению государственной и иной службы, защищать людей во время чрезвычайных ситуаций. Кубанские казаки уже давно служат обществу, охраняя границы, леса и следя за порядком в городах и станицах региона.


Привлекать казаков к охране государственной границы начали ещё в девяностые годы прошлого века. Сначала эксперимент проходил на российско-монгольской границе, затем распространился и на другие направления. В Краснодарском крае сейчас на 13 пограничных заставах несут службу 135 казаков-дружинников. В 2020 году они выполнили 4406 выходов на дежурство и помогли задержать 105 человек (58 нарушителей пограничного режима и 47 - правил рыболовства). Изъяли пять лодок, два мотора, более восьми тонн выловленной рыбы и морепродуктов, более 21,5 км браконьерских сетей.

На постоянной (профессиональной) основе в защите государственной границы Российской Федерации принимают участие 30 казаков. Это казаки - дружинники Хостинского РКО. Они в рамках мероприятий по предотвращению нарушений госграницы сделали 1138 выходов. Выявили 29 нарушений пограничного режима, одно нарушение государственной границы и ее режима.

На каждой заставе своя специфика несения службы. На Шиловке - много приграничных населённых пунктов, требующих пристального внимания пограничников к процессам внутренней миграции их жителей. Ермоловка расположена в горной местности. Везде созданы все условия для полноценного несения службы: в солдатских кубриках можно передохнуть, принять пищу. Перед заступлением на службу казаки обязательно заходят в часовенку, чтобы поставить свечку и попросить у Господа благословения.

Костяк пограничной дружины составляют молодые сильные мужчины от 30 до 45 лет. Казаки-пограничники зарекомендовали себя как единый стойкий, слаженный коллектив. В будущем они планируют закрепиться на границе как надёжные порубежники и передавать свой опыт подрастающему поколению.

Спасти от вырубки и огня

Несут кубанские казаки и государственную службу по охране и защите леса. Для расположенного в лесостепной зоне Краснодарского края это насущный вопрос, ведь незаконные вырубки и пожары наносят серьёзный ущерб экологии и экономике региона. Кубанское казачье войско и министерство природных ресурсов Краснодарского края подписали договор о сотрудничестве и совместной деятельности. Казаки вместе с инспекторами выявляют правонарушения в сфере незаконной заготовки и оборота древесины, тушат лесные и ландшафтные пожары.

Главные правила общей жизни с родными, соседями, односельчанами дети усваивали не только дома, но и в храме.

Дружинники Туапсинского районного казачьего общества смогли предотвратить на территории трех лесничеств - Джубгском, Туапсинском и Пшишском - пять незаконных рубок деревьев на сумму более семи млн рублей (7 552 466 рублей) и участвовали в тушении 14 пожаров.

Казачья свадебная традиция с караваем сохраняется на Кубани и сегодня.

Вместе с полицией


Так, например, в Сочи казак Центрального РКО Александр Мироненко во время дежурства в районе автовокзала обратил внимание на мужчину. Тот рассказал, что приехал в город по договору с работодателем, но из-за карантина всё сорвалось. В итоге остался без денег, потерял телефон и три дня ночевал на улице. Казак помог ему связаться с женой, та перевела деньги на билет, и горе-работника посадили в поезд до дома. На следующий день Александр Мироненко связался с супругой мужчины и выяснил, что тот благополучно добрался до дома.

Казак Евгений Стаминский охранял порядок в районе железнодорожного вокзала Сочи. Ему сообщили, что поблизости, в парке, лежит пожилой человек. Евгений позвонил в ситуационный центр администрации города Сочи, через несколько минут приехала скорая помощь. Казаки Игорь Соколов и Кирилл Васильев помогли уложить больного на носилки и погрузить в машину. Другой казак этого же районного общества, выгуливая вечером собаку, увидел компанию молодых парней, которые шли по улице и громили всё, что попадалось на пути. Владимир не испугался и сделал всё, чтобы прекратить вандализм. Благодаря мужчине нарушители были задержаны за порчу имущества и хулиганство.

Перед тем, как просить у императрицы Екатерины земли на Тамани, казаки отправили сюда собственную экспедицию. И поняли, что эти территории - именно то, что им нужно.

Стратегия для будущего

Читайте также: