Политический строй россии в начале 20 века доклад

Обновлено: 04.05.2024

В 1906 году образована Государственная Дума, просуществовавшая около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев – поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Именно они принесли в Думу навыки общественных дискуссий. Работа Государственной Думы в России начала XX века являлась важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.
Цель – работы рассмотреть эволюцию государственного строя России в начале XX века и современную политическая систему России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3
1.Эволюция политического строя……………..……………….3
2.Сравнение политических партий……………………………15
3.Исторические параллели начала XX века и по
сегодняшний день………………………………………………17
Заключение……………………………………………………. 21
Список литературы………………………………………….….22

Содержимое работы - 1 файл

эволюция.DOC

Эволюция государственного строя России в начале XX века и современная политическая система России.

1.Эволюция политического строя……………..……………….3

2.Сравнение политических партий……………………………15

3.Исторические параллели начала XX века и по

Переход от традиционного к индустриальному обществу в России в начале двадцатого века совпал с проблемой выбора модели национального развития. Политическая партийная жизнь страны представляла пеструю картину, партиями или организациями были представлены все слои общества, все известные идеологии. Наиболее крупными партиями являлись эсеровская (социалисты-революционеры), кадетская (конституционно- демократическая), Российская социал-демократическая партия (РСДРП), октябристы (Союз 17 октября), Союз русского народа. В 1906 году образована Государственная Дума, просуществовавшая около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва. Во всех четырех созывах Государственной Думы преобладающее положение среди депутатов занимали представители трех социальных слоев – поместного дворянства, городской интеллигенции и крестьянства. Именно они принесли в Думу навыки общественных дискуссий. Работа Государственной Думы в России начала XX века являлась важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Цель – работы рассмотреть эволюцию государственного строя России в начале XX века и современную политическая систему России.

1.Эволюция политического строя.

Российское государство на рубеже XIX-XX веков характеризовалось разнородностью и неустойчивостью социальной структуры, специфическим порядком формирования новых социальных групп, слабостью средних слоев. Данные особенности социальной структуры оказали существенное влияние на формирование и облик российских политических партий. Если в западноевропейских странах государство постепенно вырастало из общества, то в России главным организатором общества выступало государство. Оно создавало общественные слои; исторический вектор имел, таким образом, другое направление - сверху вниз. “Русское государство всемогущее и всеведущее, всюду имеет глаза, везде имеет руки; оно берет на себя наблюдение за каждым шагом жизни подданного, оно опекает его как несовершеннолетнего, от всяких посягательств на его мысль, на его совесть, даже на его карман и его излишнюю доверчивость” 1 , - так писал в середине 90-х годов прошлого века будущий лидер либералов Н.П.Милюков.

Официально народное представительство в России было учреждено Манифестом от 6 августа 1905 г. под давлением либерального крыла правительства Сергея Витте, который решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти.

19 октября 1905 года был утвержден указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления” 2 Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без продварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, “никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров” 3

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов. 6

Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее их общая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых от городов. Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определенной долей условности.

20 февраля 1906 г. было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), но законопроекты, принятые Думой подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Выборы в I Государственную Думу проходили в марте-апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте. Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-демократические партии, эсеры, Всероссийский крестьянский союз.

Черносотенные партии мест в Думе не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы – к началу думской сессии у них было всего 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую в начале работы Думы входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался. Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня. Она вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд, реальных и мнимых шансов выдержать экзамен на государственную зрелость, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма. Пpавительство справедливо полагало, что причина конфликта с Государственной Думой – в ее составе. Изменить состав Думы можно было только одним путем – пересмотрев избирательный закон. Этот вопрос дважды по инициативе П.А. Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сентября 1906 г.), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.

Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эссеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов.

Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эссеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%) 10

Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утвержденного высочайшим указом 20 февраля 1906 г. депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел. 11

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д.

В конце 19 – начале 20 века общественный строй России определялся переходом на новую стадию капитализма и в то же время сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

Революция 1905г. привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию. Однако пережитки неограниченного самодержавия сохранились во многих областях жизни. При обсуждении в апреле 1906г. проекта Основных законов Российской империи, в которых был определен характер царской власти, Николай ΙΙ согласился на исключение термина “неограниченная”.Политико-правовые факторы, которые привели к трансформации государственного и политического стоя России, стали проявляться задолго до революционных событий 1905 г. В начале 1898 г. быстро нарастает студенческое движение, которое постепенно приобретает политический характер.Правительство создает в конце 1901г. “Временные правила о студенческих учреждениях”, пытаясь частично удовлетворить требования студентов. Однако восстановление автономии университетов было осуществлено летом 1905 г., когда волна революции нарастала.С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 г. проводиться всеобщая забастовка. Весной 1902 г. учащаются крестьянские бунты. В связи с этим правительство создает “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”, которое ставит перед собой задачи облегчения выхода крестьян из общины, поощрения хуторских выделов и т. д. В феврале 1903г. издается Манифест, в котором обещается отменить круговую поруку в деревне. Вместе с тем в нем заявлялось о сохранении общины и неотчуждаемости надельных земель.В мае 1902г. проводиться первый съезд для разработки вопросов земского самоуправления, в ноябре 1904г. в Петербурге состоялось совещание земских деятелей, которые подвергали резкой критике бюрократическую систему самодержавной монархии и потребовали широких политических прав и свобод. В ответ на это давление правительство издает в декабре 1904г. Манифест, в котором обещает ряд уступок: уравнивание крестьян в правах с другими сословиями, самостоятельность суда и т. д.Летом 1904г. был убит министр внутренних дел В. К. Плеве, с осени 1904г. начинается “эпоха доверия”. Печать начала обсуждение коренных политических реформ. Расстрел демонстрации 9 января 1905г. и поражение в войне с Японией углубил революционный кризис.Летом 1905г. большое число профессиональных союзов объединяется в “Союз Союзов”, выставивший политические требования: демократические преобразования и созыв Учредительного собрания. В Москве образуется Всероссийский крестьянский союз, в стране прокатывается волна крестьянских беспорядков. В Петербурге создается Совет рабочих депутатов для руководства стачечным движением, переросшим во всеобщую забастовку осенью 1905г.На пути конституционного строительства в России важнейшими вехами стали Манифест 17 октября 1905г., провозгласивший введение гражданских свобод и организацию законодательного органа (Государственной думы), ограничивающего монархическую власть, и Основные законы 23 апреля 1906г., определившие двухпалатную парламентарную систему, но сохранившие весьма широкие пределы для императорской власти. В Основных законах отмечалось, что вместе с Думой и Государственным советом император осуществляет законодательную власть, но без императорского утверждения ни один закон не приобретает силы.Государственный совет был преобразован в феврале 1906г., а в апреле ему был придан государственно-правовой статус второй парламентской палаты. Новая структура Совета состояла из общего собрания, двух департаментов, двух присутствий и канцелярии. В октябре 1905г. Совет министров становится постоянно действующим органом. Функции упраздненного в апреле 1906г. Комитета министров передавались частично Совету министров, частично Государственному совету. Министры были ответственны только перед царем, и им же назначались, правительство еще не приобрело характера “буржуазного кабинета”. Происходила достаточно частая смена председателей Совета министров.В период революций оживилась деятельность первого и второго департаментов Сената, а в связи со столыпинской аграрной реформой – деятельность аграрного департамента. Вместе с тем Сенат все более и более подчинялся Министерству юстиции.Происходили перемены в положении отдельных ведомств. Объединение ведомств с другими министерствами привело к появлению Совета государственной обороны. Департамент полиции и отделения жандармерии фактически не подчинялись Министерству внутренних дел. Роль полиции заметно возросла: такая структура, как четвертое делопроизводство, осуществляла надзор за рабочим движением. В 1906 г. в составе корпуса жандармов было создано Управление полицейской стражи.Система местного управления также подверглась определенным изменениям. При охранных отделениях Министерства внутренних дел открывались регистрационные конторы, происходила децентрализация органов политического сыска, создавались окраинные отделения. Цензурные органы преобразовывались в местные комитеты по печати, для регистрации образовавшихся обществ создавались специальные присутствия. В 1906г. каждое губернское земское собрание получило право выбирать по одному члену Государственного совета. С 1912 г. уездные земские собрания вновь стали выбирать мировых судей – институт, фактически упраздненный в 1889г. Мировые судьи восстанавливались в апреле 1912 г., тогда же ликвидировался институт земских начальников.Представительные органы на местах все чаще заменяют чиновничьи комитеты: появляются биржевые комитеты, различного рода советы, стали проводиться профессиональные съезды, избиравшие свои бюро. Широкое распространение с 1911г. получили землеустроительные комиссии – административно-судебные учреждения по делам о землеустройстве. Ширилось кооперативное движение: в 1908г. в Москве состоялся первый кооперативный съезд .

Таким образом, государство и право России развивается под знаком революции. Одним из ее последствий явился новый шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Закладываются организационные и правовые основы новой общественной и государственной системы.

Поли­тическое развитие в начале XX в. характеризова­лось усложнением системы государственного управления. Высшим государственным органом, на­значаемым императором, был Государственный со­вет (законосовещательные функции). Комитет ми­нистров и Совет министров занимались согласова­нием дел между ведомствами. Синод оставался ор­ганом руководства православной церковью. Сенат, потеряв значение высшего государственного орга­на, превратился в орган надзора за законностью в правительстве и высшую кассационную инстанцию по судебным делам.

На ведущие позиции выходит Министерство внут­ренних дел (охрана внутренней безопасности) и Де­партамент полиции. В начале XX в. министр внут­ренних дел стал своеобразным первым министром правительства. Важную роль играло Министерство финансов (контроль и распределение бюджетных средств, управление торговлей и промышленно­стью). Администрация на местах состояла из генерал-губернаторов, губернаторов, градоначаль­ников, земских начальников.

Талантливый финансист и государственный деятель, С. Витте, возглавив в 1892 г. Министерство финансов, начал проведение экономических реформ. Он использовал методы го­сударственного вмешательства в экономику (про­текционизм). В 1894 г. была введена винная моно­полия. В 1897 г. была проведена денежная рефор­ма. Мероприятия по повышению налогов, рост до­бычи золота, заключение внешних займов позволи­ли ввести в обращение золотые монеты вместо бу­мажных купюр, что помогло укрепить денежную сис­тему страны. Реформой торгово-промышленного налогообложения, проведенной в 1898 г., был вве­ден промысловый налог.

Активизация внешней политики Рос­сии на Дальнем Востоке и в Тихоокеанском регионе столкнула ее с интересами Японии в Китае и Корее. 27 января (9 февраля) 1904 г. японские войска напа­ли на российскую Тихоокеанскую эскадру, базиро­вавшуюся в Порт-Артуре. Началась русско-японская война. После сражений за порт 20 декабря 1904 г., Мукденского и Цусимского сра­жений, в ходе которых был уничтожен русский флот на Дальнем Востоке, в августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир, по которому Япония получала половину о. Сахалина, Порт-Артур и порт Дальний и право свободного рыболовства в русских террито­риальных водах.

В начале XX в. в России сло­жились предпосылки революции: отсутствие консти­туции и гарантий прав человека, противоречия меж­ду быстрым ростом капитализма и пережитками крепостничества, тяжелое положение нерусских на­родов, неурожаи начала XX в., экономический кри­зис 1900-1903 гг., поражение России в Русско-япон­ской войне.

Вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем пер­вая. Всего во II Думу было избрано 518 депутатов, из которых более 400 принадлежали блоку трудови­ков, эсеров и большевиков, и лишь 33 места были за монархистами. 20 февраля 1907 г. состоялось от­крытие II Государственной думы. Желая предотвра­тить разгон Думы, кадеты стремились не давать правительству повода для ее роспуска. Аграрные проекты, внесенные правительством, не были одобрены, поэтому 3 июня 1907 г. был опубликован цар­ский Манифест о роспуске II Государственной думы. Ill и IV Государственные думы поддерживали все законопроекты правительства.

9 ноября 1906 г. П. Сто­лыпин добился подписания указа об отмене закона о неприкосновенности общины. Теперь крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Поощрялось создание хуторов и отрубов. Правительство проводило также массовое пере­селение безземельных и бунтующих крестьян на восточные окраины страны. Реформы П. Столыпи­на были направлены на укрепление крестьянства без разрушения помещичьего землевладения. Вторым шагом в решении крестьянского вопроса стал указ от 5 октября 1906 г., отменивший право­вые ограничения крестьян. Были предоставлены равные права при поступлении на государственную службу, предоставлялось право свободы выбора места жительства без разрешений общины. Отме­нялись телесные наказания по приговору волост­ных крестьянских судов.

Поводом к Первой мировой войне между Тройст­венным союзом (Германия, Италия, Австро-Венг­рия, позже Болгария и Турция) и Антантой (Россия, Англия, Франция, позже Италия, Румыния и США) стало убийство в Сараево (Сербия) 28 июня 1914 г. австрийского наследника Франца Фердинанда. 10 июля 1914 г. Сербии был предъявлен ультима­тум. 30 июля в России была объявлена мобилиза­ция. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России, а 6 августа - Австро-Венгрия. Военные дей­ствия проходили на Западном и Восточном (Рус­ском) фронтах.

Русским войскам для спасения армий союзников пришлось начать наступление, не дожидаясь завер­шения мобилизации. Несмотря на поражение в Вос­точной Пруссии (4 августа - 2 сентября 1914 г.), рус­ским войскам удалось захватить Галицию (сентябрь 1914 г.). В сентябре-ноябре на территории Польши проходили два крупных сражения - Варшавско-Ивангородское и Лодзинское. Однако из-за недос­татка вооружения и больших потерь было решено о приостановке наступления. Военные действия русских войск в начале 1915 г. вынудили немецкое командование провести пере­группировку сил и перебросить с Западного на Вос­точный (Русский) фронт основные силы. В результате наступления немцев Россия потеряла террито­рии Польши, Прибалтики, Украины и Западной Бе­лоруссии. В феврале 1916 г. началось наступление австро-немецких войск на Западном фронте (Верденская операция).

Призывы союзников о помощи вынудили русское командование начать новое наступление. 22 мая 1916 г. началось наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. Брусилова. В результате удачного наступления на позиции австро-венгерских войск по всему фронту была про­рвана оборона. Русским войскам удалось продви­нуться на глубину 60-150 км (Брусиловский про­рыв).

Внутриполитический кризис, вылившийся в Фев­ральскую революцию, привел к ослаблению пози­ций России. Провал наступательной операции рус­ской армии, организованной Временным правитель­ством, в июне - июле 1917 г. в Румынии и на Украи­не привел к тому, что Россия была вынуждена вый­ти из войны. Большевистское правительство вынуж­дено заключить с Германией Брестский мирный до­говор (3 марта 1918 г.). Антанта новое правительст­во не признала и начала подготовку к интервенции. Таким образом, участие России в войне привело к гибели двух млн. человек, а также способствовало крушению империи и установлению власти больше­виков.

Чтобы лучше понять, что представляла собой Россия в конце 19 - начале 20 века, я хочу привести слова Льва Толстого из его письма Николаю 2 от 16 января 1906 года. Лучше ситуацию в России той эпохи не описал ни один из историков.

Россия находится в положении усиления охраны, то есть вне закона. Армия и полицейские (явные и тайные) увеличиваются. Тюрьмы переполнены. К политическим заключенным теперь приравнивают даже рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, которых не достигала никогда. Религиозные гонения никогда не были столь сильны. В результате те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, нищает. Нищает так, что голод стал теперь нормальным явлением. Еще 50 лет назад, при Николае 1, престиж царской власти стоял очень высоко. Теперь же он упал так, что даже представители низших сословий критикуют не только правительство, но уже и царя.

Лев Толстой

Население

Первая официальная перепись населения (без экономического подтекста) в российской Империи прошла в 1897 году и насчитала в стране 125 млн человек. Вторая перепись 1914 года зафиксировала 178,1 млн человек (за 17 лет прирост 53,1 млн). Темпы прироста населения были высокими и было подсчитано, что если России удастся без внешних и внутренних потрясений пройти до середины 20 века, то численность населения в стране составит порядка 350 млн жителей.

Россия в начале 20 века была многонациональной страной. Та же перепись 1914 года зафиксировала следующий состав населения:

  • Русские - 44,6%
  • Украинцы - 18,1%
  • Поляки - 6,5%
  • Евреи - 4,2%
  • Белорусы - 4,0%
  • Казахи - 2,7%
  • Остальные народы - каждый не более 2%

Официальный язык Российской Империи начала 20 века - русский. При этом притеснений по языковому признаку не было и другие народы могли использовать свой язык для общения.

Сословия

Важная характеристика российского населения начала 20 века - сохранение сословий. Основная масса населения - крестьяне, сословие которых составляло чуть более 80% населения страны. Дворян в России было примерно 1,5%, но это было ведущее сословие, которое скрепляло власть. Дворянство не было единым, подразделялись на потомственное и личное.

Дворянство в России начала 20 века
Потомственное дворянство Личное дворянство
Это был наследуемый титул, передаваемый к жене и детям. Как правило, потомственными дворянами были представители древних и знатных фамилий. Предоставлялось за государственную службу по тебеле о ранге. Наследственная передача дворянства детям запрещалась. Разрешалось передавать только жене.

Проблема дворянства стояла остро в России, поскольку по реформе 1861 года дворяне формально лишались всех прав исключительного землепользования. Это стало отправной точкой, после которой позиции дворянства стали ухудшаться, а вместе с ними власть Императора становилось все менее крепкой. В результате случились события 1917 года.

Отдельное важное сословия в России - духовенство. В начале 20 века оно делилось на разряды:

  • Черное (монашествующее). Монахи, которые приняли обет безбрачия.
  • Белое (приходское). Священники, которым позволено иметь семью.

Несмотря на важный статус духовенства, церковь продолжала находиться под контролем государства.

Сословия в России начала 20 века

Автономии

Автономии - это характерная черта развития российского государства. Империя, присоединяя новые земли в свой состав, в большинстве случаев предоставляла этим землям автономию, сохраняя их национальные традиции, религию и так далее. Наиболее полной автономия была у Финляндии, которая обладала собственным парламентом, законодательством и деньгами. Я специально подчеркнул эту систему сохранения автономий, которая была актуальна еще в начале 20 века, чтобы вы сравнили - как присоединяла регионы Россия, и как это делали страны Запада. Достаточно вспомнить, что в результате колонизации Северной Америки европейцами, индейцы (коренное население практически полностью было истреблено, а та часть, что осталась жива, была помещена в специальные резервации - загоны для скота, выбраться откуда невозможно.

Автономия также предоставлялась народам Прибалтики и Польши на западе. Автономия этих регионов была урезана в плане политических свобод, поскольку, например, польское население всегда выступало за восстановление польского государства, а значит активно подпольно боролось против России.

Наилучшим показателем сохранение культурной целостности автономий была религия. Несмотря на господство православной церкви (76% населения), сохранялись и другие религии: мусульманство (11,9%), иудаизм (3,1%), протестантизм (2,0%), католицизм (1,2%).

Территория

В начале прошлого столетия территориально был пик масштабов России, и естественно это была самая большая страна в мире. Западные границы государства проходили с Норвегией, Германией, Австро-Венгрией и Османской империей.

В состав российского государства входили: современная Молдова, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, частично Польша. Хочу отметить, что нынешняя столица Польши, Варшава, в начале 20 века входила в состав России.

Территория Российской Империи в начале 20 века

Мы рассмотрели территорию России в Европе, поскольку это был тот театр, где происходили основные действия той эпохи. Если говорить об Азии - там в составе России также были включены полностью все государства, которые в дальнейшем присоединились к СССР.

Управление и законы

Россия в начале 20 века продолжала оставаться монархией, когда в 1-ой статье свода законов страны было записано, что “император есть самодержец с неограниченной властью”. Власть в стране передавалась по наследству, старшему в роду. При этом предпочтение отдавалась лицам мужского пола.

Система управления Россией в конце 19 века - анчале 20 века

Система управления

Главной фигурой в стране был Император. Ему принадлежали основные функции в управлении страной. Сама династия Романовых и все лица, которые к ней относились, имели влияние на императора и оказывали влияние на политику России. По законам того времени членом правящей династии могли быть только православные, поэтому когда в династию вливались представители других стран их тут же крестили в православную веру.

С 1810 года в России функционировал Государственный Совет - совещательный орган, который предоставлял законодательные идеи Императору, но принятие закона это была функция исключительно Императора.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках Министерств. Над министерствами не было правительства и премьер-министров. Каждый министр отчитывался напрямую перед правителем (в этом особенность имперского режима). Важнейшие Министерства Российской империи конца 19 - начала 20 века: внутренних дел, военное, иностранных дел, финансов и народного просвещения. Министерства создавали огромное количество чиновников. По официальной статистике в России в начале 20 века на 3 тыс человек населения приходился 1 чиновник. Это был самый большой бюрократический аппарат в мире. Типичной проблемой царских чиновников была коррупция и взяточничество. Во многом этому способствовали низкие зарплаты. Явной проблемой большого аппарата чиновников было неспособность принимать важные решения быстро.

Судебные функции

Высшая судебная власть в стране, еще со времен Петра 1, принадлежала Сенату. Он выполнял функции судебной власти, надзорных органов и интерпретации законов. Сама судебная власть опиралась на судебную реформу 60-х годов 19 века. В России практиковалось равенство, суды присяжных и гласность. На практике же все-равно сохранялось неравенство, поскольку многочисленные законы Российской Империи оставляли множество лазеек для адвокатов. Кто мог их нанять - тот и побеждал в судах.

Суд в Российской Империи - Андрей Волков

Местное самоуправление

система местного самоуправления функционировала на основе законов 60-х годов 19 века. На местах создавались земства, которые решали исключительно местные вопросы (строительство дорог, школ и так далее. К началу 20 века функции земства несколько изменились. Теперь над ними был выстроен бюрократический аппарат, полностью контролирующий все функции местных органов власти.

Органы самоуправления подразделялись на:

  • Городские. Формировались Городские Думы, в которые могли избираться только владельцы домов в городе.
  • Сельские. Формировались сельские сходки или “миры”.

С каждым годом роль местных органов становилась все ниже, и над ними появлялись все новые контрольные организации.

Армия и охрана

Вопросами внутренней безопасности занимался Департамент полиции (аналог нынешнего МВД). Полицейская сеть была разветвлена и в целом со своими функциями справлялась недостаточно хорошо. Достаточно вспомнить только многочисленные покушения на членов императорского дома, чтобы в этом убедиться.

Численность армии в начале 20 века превысила 900 тыс человек. Армия продолжала оставаться регулярной, формирующейся по принципу воинской повинности. Повинность была всеобщая, но предоставлялись льготы. От службы в армии освобождались единственные сыновья в семье, кормильцы, учителя и врачи. Сегодня много говорят о том, что армия Российской Империи была лучшей в мире. С этим точно можно поспорить. Достаточно вспомнить русско-японскую войну, чтобы понять, что проблемы в армии и в ее управлении были существенными. Ограниченность командования также подчеркивает и Первая мировая война, в которую Россия вошла практически без артиллерии (командование было убеждено, что это бесперспективный вид вооружения). В реальности же 75% всех потерь той войны были от артиллерии.

Армия России в начале 20 века

Экономика

Проблемы, которые были характерны России конца 19 века, нашли свое отражение в экономическом развитии страны в начале 20 веке. Ведь не случайно на этот этап приходится 2 революции и значительное недовольство населения. На экономику той эпохи есть 3 точки зрения:

  1. Царская. Имперские чиновники и историки формулировали мнение, что экономика развивается ударными темпами, и “экономическое чудо” конца 19 века еще долго будет положительно сказываться на стране. Это мнение было очень далеко от реальности.
  2. Советская. Во времена СССР было принято говорить, что экономическое развитие Российской империи было противоречивым, и направленным на паразитирование за счет бесплатного и очень дешевого труда. Отчасти это было так.
  3. Западная. В западной литературе экономика конца существования Российской империи характеризуется как этапа поздней индустриализации с отсутствием среднего слоя населения и квалифицированной рабочей силы.

Если выделять основные черты российской экономики того периода, то можно выделить: формирование монополий, сохранение во многом крепостной системы хозяйствования, полная зависимость экономики от государства, неравномерность экономического развития регионов.

Экономика России в начале 20 века - таблица

Государство предпринимало попытки решить проблему, которые накопились в экономике. Для этого были предприняты реформы Витте и аграрная реформа Столыпина. Кардинально эти реформы ситуации не изменили и в начале 20 века в России наблюдалось падение производства и уровня жизни большинства населения. Именно тут кроется тот социальный динамит, который взорвался в 1917 году.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 - начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому. Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом. Получаются следующие даты:

    1905 (1893 + 12) - первая революция

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли - понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова - крестьяне за землю были готовы убивать.

Бунт крестьян из-за передела земли

Международные отношения

После царствования Александра 3, Россия очень часто характеризовалась страной мощной, но слишком отдаленной от европейских политических процессов. Это полностью соответствовало интересам Империи, и Николай 2 обещал продолжить эту политику. Этого сделать не удалось. в результате чего Россия оказалась втянутой в мировую войну.

В начале 20 века наблюдался подъем Германской Империи, которая становилась сильнее с каждым годом и демонстрировала признаки подчинить Европу себе. Если рассматривать этот процесс объективно - России Германия никак не угрожала, но Николай 2, гарантирующий на словах путь Империи на изоляцию от европейских интриг, на деле испугался германию и начал искать союзников. Так началось сближение с Францией, а после подписания франко-английского договора образовалась Антанта. Я не буду сейчас детально описывать идиотизм поведения Николая 2 (эта тема хорошо разобрана в материале про первую мировую), но именно его страх Германии, позволил втянуть Россию в войну, где ее союзники по Антанте (Франция и Англия)вообще никак не помогали и больше мешали.

Традиционный соперник России - Османская империя - переживала явный упадок и все чаще в российском обществе поднимались вопросы, что надо бы у Турции отобрать Константинополь. Примечательно, что это должно было произойти (все документы были подписаны) после Первой мировой. Именно здесь кроется одна из причин, почему Западные страны так быстро признали российскую революцию легитимной

Читайте также: