Доклад на тему орфографические ошибки

Обновлено: 18.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

преподаватель русского языка и

I Введение

От того, насколько полно будут сформированы навыки работы над орфографическими ошибками, зависит орфографическая и речевая грамотность человека, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

Проблема работы над орфографическими ошибками остается актуальной всегда. Трудности орфографии, разрозненность изучаемых правил, отсутствие мотивации к орфографической деятельности, невнимание к слову, к родной речи, ограниченный словарный запас, падение интереса к чтению, низкий уровень лингвометодической компетенции преподавателя, создает определённые трудности при работе над орфографическими ошибками.

Изучение приемов работы, систематизация известных способов, описание различных методов работы над орфографическими ошибками – задачи данной статьи.

Методика работы над орфографическими ошибками требует организации целенаправленного процесса включения обучающихся в решение орфографических проблем на основе имеющихся базовых знаний и умений, подведения к пониманию недостаточности имеющихся знаний для решения некоторых проблем и побуждения к поиску новых способов решения.

Среди причин, порождающих ошибки, можно назвать следующие:

невнимание, рассеянность, поспешность;

человек не видит орфограммы (нет орфографической зоркости);

орфограмму видит, но ошибочно её определяет;

допускает ошибку на одной из ступеней алгоритма проверки;

не понимает значения слова, словосочетания, предложения, смысла текста;

работает медленно, не успевает применить свои знания.

В связи с этим возрастает роль работы над ошибками.

Работая над ошибками, обучающийся должен совершить следующие действия:

увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;

определить её вид: проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится;

вспомнить, восстановить в памяти алгоритм проверки;

выполнить последовательные действия по алгоритму, получить результат – вывод о правильном написании.

Такова в общих чертах структура действий обучающегося, проверяющего орфограмму. Как правило, несоблюдение указанного порядка приводит к ошибкам. Изучение методики работы над орфографическими ошибками поможет понять, какие из методов более приемлемы и способствуют сокращению количества ошибок, допускаемых при письме.

II Орфографические ошибки, степень трудности работы над ними

Часто встречаются ошибки на правила, противоречащие номам произношения. Обучающиеся пишут по логике произношения и допускают ошибки. Основа предупреждения таких ошибок – орфографическая зоркость, внимание; студенту необходимо постоянно держать в памяти подобные сочетания и следить за тем, чтобы не пропустить их при письме без проверки.

Алгоритм решения орфографической задачи должен начинаться с осознания студентами смысла слова, предложения и даже текста.

Необходимо учитывать трудности в пределах каждой орфограммы, то есть производить отбор трудных случаев при изучении орфографических тем.

В дальнейшем, по мере безошибочного овладения алгоритмом и автоматизации умения, необходимость в постоянном воспроизведении общего способа решения грамматико-орфографической задачи отпадает; однако умение должно сохраниться для самоконтроля, на случай необходимости. Иными словами, следует время от времени практиковать решение орфографической задачи в общем виде, подробно.

Определение порядка решения задачи в общем виде (моделирование) подлежит наибольшему сокращению: оно может полностью совместиться с конкретной проверкой.

Далее – сама операция проверки по правилу (алгоритму). Свёртывание этой операции происходит по этапам, постепенно.

III Работа над орфографическими ошибками.

Орфографическая зоркость предполагает умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущими (собственные ошибки или чужие). Отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: обучающийся не видит орфограмм в процессе письма.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий: языкового анализа и синтеза – выделения звуков и букв, морфем, при чтении, при письме диктантов. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих обучающихся на её выработку.

При систематической тренировке зоркости автоматизируется орфографический навык, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживание и распознавание орфограммы.

Орфографическая зоркость создаёт основу успешной самопроверки письменных работ.

Работу над развитием орфографической зоркости мы осуществляем в четыре этапа.

Первый этап – выяснительно-организационный.

Цели: выяснить причины слабой успеваемости, проанализировать ошибки в работах, установить количественный состав слабоуспевающих и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.

Типы ошибок обучающиеся определяют сами. Затем ошибки классифицируются по принципу отношения к объекту запоминания в процессе обучения

число и месяц проведения проверочной работы

На этом этапе у обучающихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас.

Второй этап – методико-отборочный.

На этом этапе проводится рецензирование работы в паре. Обращается внимание на осмысление значения слова.

Третий этап – тренировочно-технологический.

На этом этапе используется многократное кратковременное повторение слов с четкой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения подбираются достаточно разнообразные, чтобы они не надоедали и интерес и внимание к ним постоянно возрастали.

Четвертый этап – итогово-диагностический.

Цель: проверить умение обучающихся правильно писать слова с отработанными орфограммами в какой-либо письменной работе. При анализе допущенных ошибок в словах определяется усвоение навыка письма, и слова включаются в разнообразные упражнения и задания.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений:

1. Очень активизирует работу карточки.

2. Использование принципа какографии, т. е. письма с намеренно допущенными ошибками.

3. Письмо по памяти.

4. Использование этимологического анализа слов.

Может показаться, что работа с орфограммами очень сложна, требует точных знаний и умений в области грамматики, орфографические задачи действительно сложны, трудны, но путь обучения правописанию через орфограмму, через применение правил правописания, через систематическую индивидуальную работу над ошибками – единственно надежный путь.

Работа над ошибками традиционно понимается как заключительный этап изучения материала. Обучающийся должен проанализировать свои ошибки, продемонстрировать правильные варианты написания и прокомментировать их.

Коллективная работа над ошибками в парах – это продуктивный метод. В этом случае оцениваю работу обоих обучающихся; важно, чтобы во время работы над ошибками они усвоили упущенное.

Во время индивидуальной работы над ошибками происходит повторение изученного материала, а в конце работы обучающиеся демонстрируют умение применять то или иное правило или определить ту или иную грамматическую категорию.

IV Заключение

Основной причиной допускаемых ошибок является низкий уровень внимания в процессе письма, неумение, с одной стороны, сосредоточивать его на орфограмме, с другой – распределять между действиями, процессом письма, т. е. написания букв, процессом языкового анализа и проверкой орфограмм. Темп обнаружения и проверки орфограмм существенно отстаёт от темпа самого письма, поэтому для проверки необходимы паузы (1 – 2 секунды).

На каждом занятии предусматривается несколько минут для работы над ошибками, общими для многих обучающихся. Работа над индивидуальными ошибками проводится во внеаудиторное время.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Распространённые ошибки в орфографии


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Задачи проекта.

Тема изучения появления орфографических ошибок важна, так как многие (даже мои сверстники, учащиеся в 10 классе) не всегда пишут слова правильно. И эта тема важна не только для меня, но и для миллионов других людей, которые хотят изучить эту тему.

В мире более 300 миллионов люде разговаривают на русском языке. Он находится на 5-ом месте в мире по распространенности. В России этот язык официальный, что делает его главенствующим в жизни каждого проживающего в этой стране. Но много ли людей грамотных, умеющих использовать правила русского языка? К сожалению, нет!

Степень овладения культуры русского языка низка. В течении развития страны произошли и языковые изменения. Это выражается в пунктуационных, грамматических, речевых и, конечно же, в орфографических ошибках. Мы делаем ошибки в написании текстов, сочинений, изложений. Часто можно увидеть ошибки в написании рекламы, неправильно сказанные слова в СМИ. Ошибки в речи и в написании могут возникать из-за диалектов, просторечий. Проблемой возникновения ошибок заключается и в том, что люди не понимают, как образовываются слова.

Орфография изучается в школе, где многих и учат писать правильно слова. Именно раздел орфографии является важным разделом в изучении русского языка, но он изучается и вместе с другими не менее важными разделами такими как: фонетика, грамматика, словообразование.

В разделе орфография изучаются такие важные темы как:

Слитное и раздельное написание слов;

правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях;

правописание непроизносимых, удвоенных букв;

При изучении этих тем ученики чаще всего допускают ошибки.

И я считаю, что важно разобрать и классифицировать ошибки учеников, чтобы понять, как облегчить выбор написания букв.

Задачи исследовательского проекта:

усовершенствовать навыки обобщения, вынося выводы из исследовательской работы;

совершенствование навыков в использовании источников данных;

разрешить проблему употребления ошибок в русском языке, а именно орфографических;

Цели проекта:

Составлять список часто встречаемых орфографических ошибок;

Закрепить знания о написании слов;

Уметь правильно использовать научные статьи в исследовательской работе;

Для исследования выбранной мной работы я использовала интернет ресурсы, где смогла найти информацию о словообразовании. Также я обращалась к словарям русского языка.

Прочитав достаточное количество различного материла, я смогла вынести выводы, составить пути решения поставленной проблемы. Мои материалы и выводы смогут, возможно, помочь людям понять важность поставленной проблемы, использовать пути разрешения в личных и учебных целях.

Исследование.

Причины появления орфографических ошибок.

Написание лексики, которой ученик чаще всего пользуется в устной речи и не знает правильного написания слов;

Незнание орфографических норм и правил;

Анализ орфографических ошибок.

Я анализировала ошибки в 10 классе среди своих одноклассников. В исследовании участвовали 20 человек, опросив которых, я смогла вывести статистику самых распространённых ошибок, а точнее слов, которые ученики делают чаще всего ошибки.

В первом столбце написана фраза или слово, которое я продиктовала. Во втором я написала, как правильно пишется слово, а также % людей, написавших правильно. В третьем столбце я написала слово, которое одноклассники писали, если не знали правило или как пишется слово, а также % людей, написавших неправильно. И, наконец, в четвёртом столбике я написала правило более понятное для всех.

Слова я выбрала, основываясь на своих работах, в которых допускала ошибки. Также я просмотрела большое количество сайтов, в которых приведена статистика слов, в которых делают ошибки не только школьники, но и достаточно образованные люди, имеющие высшее образование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад- выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Овладение учащихся грамотным письмом - одна из важнейших задач начального обучения. Грамотное письмо-это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Как и любая деятельность, грамотное письмо в своей структуре имеет ряд действий большей или меньшей сложности. Следовательно, формирование грамотного письма представляет собой процесс овладения совокупностью действий, или, иначе говоря, совокупностью умений.

В работе над ошибками очень важно, что бы вся деятельность учащихся, их контроль и самоконтроль были направлены на соблюдение последовательности действий.

Овладение учащихся грамотным письмом - одна из важнейших задач начального обучения. Грамотное письмо-это компонент речевой деятельности, протекающей в письменной форме.

Как и любая деятельность, грамотное письмо в своей структуре имеет ряд действий большей или меньшей сложности. Следовательно, формирование грамотного письма представляет собой процесс овладения совокупностью действий, или, иначе говоря, совокупностью умений.

Поиски путей повышения качества грамотного письма ведутся постоянно. Интересные методические находки имеются в опыте многих учителей. Кажется, делается всё возможное, чтобы школьники писали грамотно. Тем не менее, уровень грамотного письма учащихся по-прежнему не является высоким.

В связи с этим остро встаёт вопрос о работе над ошибками, от проведения которой зависит грамотность учащихся, умение орфографически правильно писать слова, точно употреблять их в речи для выражения своих мыслей, строить предложения, связный рассказ.

Таким образом, к организации работы над ошибками нельзя подходить формально. Работа над орфографическими ошибками является важной. Для преодоления ошибок необходимо в первую очередь знать причины их появления. Такими причинами могут быть:

-недопонимания учащимися правила,

-неумение применять его на практике,

-незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило,

-недостаточное развитие орфографической зоркости, неумение распознать орфограмму,

-неумение контролировать себя в процессе письма,

-наличие дефектов произношения.

Учитель не может не учитывать всего этого. И в связи с этим необходим систематический анализ ошибок в знаниях учащихся. Такой анализ учитель может вести в разных формах. Наиболее распространённым является анализ, где учитель фиксирует не только типичные ошибки класса, но и типичные индивидуальные ошибки, допущенные каждым учеником.

Дата проведения работы, вид работы.

Типичные ошибки учащихся

Типичные индивидуальные ошибки.

Правописание безударных гласных в корне (выбежал, большой, веселье)

1.Петров А. (словарные слова, разбор предложения)

2. Иванов И. (состав слова, не усвоил склонение)

Эта форма учёта или другая, удобная для учителя, помогает вовремя прийти на помощь ученикам, методически правильно спланировать индивидуальную работу с ними и дифференцированно подойти к опросу учащихся на уроке.

Условно работу над ошибками можно разделить на 2 вида:

1.Работа над типичными ошибками учащихся класса, выполняемая в контрольных тетрадях после проведения диктанта или творческой работы;

2.Работа над индивидуальными ошибками, выполняемая как в классе, так и дома.

Как правило, работа над ошибками типичными для всего класса, проводится фронтально и необходима для осмысления отдельных, недостаточно усвоенных правил и их закрепления.

Но для выработки прочных навыков грамотного письма большое значение имеют самостоятельные упражнения, когда каждый ученик получает возможность работать над своими ошибками.

При организации такой работы над ошибками учитель встречается с рядом трудностей. Первая трудность-это разнородность ошибок.

Разнородные ошибки, допущенные школьниками, говорят о том, что для усвоения определённых грамматических правил и для выработки навыков грамотного письма отдельным ученикам одного и того же класса требуется различное время, так как темп работы, общее развитие, способности детей неодинаковы. Разнородность ошибок требует и разнообразных способов их исправления и предупреждения. Могут ли все ученики самостоятельно найти правильный путь работы над ошибками? Ведь разнородность ошибок говорит о разном уровне общего развития, способностей и знаний.

Вторая трудность-это различный темп работы учащихся.

Учитывая эти трудности, надо сказать, что индивидуальная самостоятельная работа над ошибками принесёт положительные результаты в том случае, если будет:

-система в организации работы;

-система в подборе дополнительного материала.

Точка в конце предложения

Большая буква в именах

Гласные после шипящих

Какую работу надо выполнить

При знакомстве с результатами классификации и указаниями, как избежать этих ошибок, школьники получают ясное представление о своих недочётах и о путях их исправления, что очень важно, так как иногда даже вполне успевающие ученики затрудняются определить, на какую орфограмму они допустили ошибку при написании того или иного слова.

При такой организации работы ученик действительно приучается работать самостоятельно. Имея на руках задания, которые он должен выполнит сам, не заглядывая в тетрадь соседа, не списывая механически с доски готовое решение, ученик начинает по- настоящему учиться, мыслить, задумываться над написанием слов.

При организации самостоятельной работы время каждого ученика используется целесообразно.

Работа над ошибками - это систематическое повторение изученного ранее орфографического материала. Она должна проводиться ежедневно, начиная с 1 класса, чтобы дети научились не только находить ошибки, но и самостоятельно исправлять и.В 1-2 классах эта работа проводится под руководством учителя, в 3-4 классах эта работа должна носить более самостоятельный характер.

Получив тетрадь, ученик должен рассмотреть пометки учителя на полях тетради и выполнить столько заданий, сколько пометок сделано учителем.

Приступая к заданию, ученик должен вспомнить, на какое правило допущена ошибка, найти это правило в "памятке" и затем уже работать по ней.

Если ученик допустил ошибку на ещё не изученное правило, то учитель только исправляет ошибку, не делая никаких пометок на полях; ученик же лишь зрительно воспринимает исправление.

В работе над ошибками очень важно, что бы вся деятельность учащихся, их контроль и самоконтроль были направлены на соблюдение последовательности действий. Учащиеся должны научиться следить за правильностью выполнения каждой операции. Только после этого они смогут контролировать себя при письме.

Самоконтроль- это одно из важнейших умений учащихся, без которого невозможно научить их грамотно писать.

Для обеспечения орфографической грамотности на уроках большое значение имеет работа по предупреждению ошибок.

Приёмы работы по предупреждению ошибок:

-проговаривание трудных по написанию слов (хоровое, индивидуальное);

-проведение выборочного комментирования (учащиеся объясняют прежде всего правописание тех слов, которые трудны по написанию);

-использование орфографического словаря;

-использование на уроках таблиц, содержащих трудные для правописания слова, различного вида "сигналов" обратной связи, которые помогут учащимся качественнее выполнить самостоятельную или творческую работу;

-выписывание на доске слов на неизученные орфограммы;

-проведение предупредительного и выборочного диктантов с использованием сигнальных карточек.

Систематическая работа по предупреждению ошибок и целенаправленная сознательная работа учащихся по их исправлению, повседневное повторение изученного ранее материала поможет развитию у учащихся навыков самостоятельного анализа орфографических ошибок, будет способствовать лучшему усвоению орфографических правил, выработке орфографической зоркости, умение быстро распознавать нужную орфограмму и в конечном счёте не допускать ошибок при письме.

Успех обучения грамотному письму в большей степени определяется общим развитием учащихся, уровнем развития их речи, степенью владения словарём. На уроках необходимо использовать упражнения, развивающую у детей орфографическую зоркость, прививающие им навыки самопроверки самоконтроля, формирующие у них умения объяснять, обосновывать свои ответы. Необходима также работа над осознанным усвоением учащимися орфографических и грамматических правил, так как овладение правилом предполагает не только знание самого правила, но и умение применить его в письменной речи. После определения учащимися существенных признаков грамматического понятия, формулировки правила полезно записать его в виде алгоритма. Любое правило, записанное в виде алгоритма, схемы, усваивается учащимися гораздо легче.

В.Ф. Одегова. Развитие орфографической зоркости. – Начальная школа, 1989 г.

П.С. Тоцкий. Орфографическое чтение как основа правописания. – Начальная школа, 1998 г.

Л.Г. Парамонова. Русский язык. Правописание и грамматика. – Санкт-Петербург, “Дельта”, 2001 г.

М.М. Разумовская. Методика обучения орфографии в начальной школе. – М. Просвещение, 1992 г.

Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:

Классификация ошибок по ФИПИ

  1. Грамматические ошибки.
  2. Речевые ошибки.
  3. Логические ошибки
  4. Фактические ошибки.
  5. Орфографические ошибки.
  6. Пунктуационные ошибки.
  7. Графические ошибки.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.

  • подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство – здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использована не та приставка или не тот суффикс;
  • без комментарий, едь вместо поезжай, более легче – неправильно образована форма слова, т. е. нарушена морфологическая норма;
  • оплатить за проезд, удостоен наградой – нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления);
  • Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю – неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т. е. нарушены синтаксические нормы.

В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:

Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.

Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.

Виды грамматических ошибок:

  1. Ошибочное словообразование — Трудолюбимый, надсмехаться.
  2. Ошибочное образование формы существительного — Многие чуда техники, не хватает время.
  3. Ошибочное образование формы прилагательного — Более интереснее, красивше.
  4. Ошибочное образование формы числительного — С пятистами рублями.
  5. Ошибочное образование формы местоимения — Ихнего пафоса, ихи дети.
  6. Ошибочное образование формы глагола — Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы.
  7. Нарушение согласования — Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
  8. Нарушение управления — Нужно сделать свою природу более красивую.
    Повествует читателей.
  9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым — Большинство возражали против такой оценки его творчества.
  10. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях — Он написал книгу, которая эпопея.
    Все были рады, счастливы и веселые.
  11. Ошибки в построении предложения с однородными членами — Страна любила и гордилась поэтом.
    В сочинении я хотел сказать о значении
    спорта и почему я его люблю.
  12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом — Читая текст, возникает такое чувство…
  13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом — Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  14. Ошибки в построении сложного предложения — Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.Человеку показалось то, что это сон.
  15. Смешение прямой и косвенной речи — Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.
  16. Нарушение границ предложения — Когда герой опомнился. Было уже поздно.
  17. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм — Замираетна мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Речевые ошибки

Виды речевых ошибок:

Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:

  1. Ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (следует: движет);
  2. Неправильное употребление видовременных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует: . даст. научит. или . дает. учит. );
  3. Ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует: стекавшие);
  4. Ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма: выйдя);
  5. Неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма: тут);

Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влия­нием просторечия и диалектов.

К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:

Типичные речевые ошибки (К10)

Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штам­пы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использо­вание экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смеше­ние) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.

К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:

Логические ошибки

Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.

  1. сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении;
  2. в результате нарушения логического закона тождества, подмена одного суждения другим.

Композиционно-текстовые ошибки

  1. Неудачный зачин. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, наличием указательных словоформ в первом предложении, например: В этом тексте автор…
  2. Ошибки в основной части.
    • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении.
    • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.
    • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.
  3. Неудачная концовка. Дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

Фактические ошибки

Фактические ошибки - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что пишущий приводит факты, противоречащие действительности, дает неправильную информацию о фактических обстоятельствах, как связанных, так и не связанных с анализируемым текстом (фоновые знания)

  1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное толкование, неудачный выбор примеров.
  2. Неточность в цитате. Отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты.
  3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе временное смещение.
  4. Неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров, ошибка в указании автора.

Орфографические, пунктуационные, графические ошибки

При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки

  1. На изученные правила;
  2. Негрубые(две негрубые считаются за одну):
    • в исключениях из правил;
    • ­в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
    • ­в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями,
    • выступающими в роли сказуемого;
    • ­в написании и и ы после приставок;
    • ­в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.);
    • ­в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
    • ­в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

  1. Однотипные (первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная): ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова. Важно.
    • Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.
    • Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения
  2. Повторяющиеся (считается за одну ошибку повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов)
  1. В переносе слов;
  2. ­ Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  3. ­ Прописная или строчная буквы
    • в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог.
    • при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы).
    • в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми
    • частями дон, ван, сент. (дон Педро и Дон Кихот).
  4. Слитное / дефисное / раздельное написание
    • в названиях, с в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    • на правила, которые не включены в школьную программу. Например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную);
  • Тире в неполном предложении;
  • Обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным;
  • Запятые при ограничительно-выделительных оборотах;
  • Различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми;
  • В передаче авторской пунктуации;

Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.

На оценку за грамотность непосредственно влияют ошибки грамматические, орфографические, пунктуационные. На оценку за содержание ошибки фактические, логические, речевые. Причём основная сложность состоит в опознавании и различении грамматических и речевых ошибок.

ВложениеРазмер
klassifikatsiya_oshibok_v_pismennyh_rabotah_uchashchihsya.docx 30.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Классификация ошибок в письменных

Учитель русского языка и литературы

Капушева Джаннет Сафаровна

Классификация ошибок в письменных работах учащихся.

На оценку за грамотность непосредственно влияют ошибки грамматические, орфографические, пунктуационные. На оценку за содержание ошибки фактические, логические, речевые. Причём основная сложность состоит в опознавании и различении грамматических и речевых ошибок.

Ошибка в написании буквы, обозначающей звук в слабой позиции (безударная гласная, непроиз носимая согласная и пр.)

(неправильная мотивировка поступков

персонажей или неверная

трактовка образов, авторской идеи).

3)Приписывание слов одного персонажа другому.

  1. Нарушение логической связи между частями текста.
  1. Отсутствие логики в изложении мысли (высказаны противоречивые суждения, вывод противоречит вступлению или аргументации)
  2. Отсутствие логики в высказывании.

Грамматические ошибки - ошибки вызванные неправильным использованием законов построения речевой единицы. Это ошибки в построении слова, словосочетания, простого и сложного предложений. Существует довольно простой тест для распознавания орфографических и грамматических ошибок: орфографическая ошибка свойственна только письменной речи, а грамматическая и письменной, и устной. При произнесении орфографическая ошибка не будет слышна, в то время как слово с грамматической ошибкой будет звучать неправильно.

Морфологические ошибки - ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи.

  1. Ошибки, связанные с употреблением существительных : а) Употребление неодушевлённых в каестве одушевлённых и наоборот ( Я попросила ветерка , чтобы он дул посильнее. Белка достала боровика из дупла. Ему в провожатые дали два чекиста. ). б) Изменение рода существительных (пирожки с повидлой, у моей собачки хохолок, как у свиристеля) , не соответствующее норме употребление существительных общего рода (Гаврик рос круглой сиротой. ), ошибки в употреблении существительных мужского рода применительно к лицам женского пола (Она замечательная директор.) Прим.: не соответствует норме употребление существительных муж. Рода по отношению к лицам женского пола, когда в нормативном языке имеется соотносительное существительное со значением женского пола (Моя бабушка во время войны была лётчиком .). в) Ошибки, связанные с употреблением числа существительных: образование несуществующих форм ед. или множественного числа (Он пришёл весь в тряпьях . В профессии милиционера много разных рисков . Обрежь мне ножницей нитку.), использование формы числа, неуместной в данном контексте (Вода используется также в хозяйственной цели . Мы с Тамарой приехали с дач в один и тот же день.) г) Ошибки, связанные со склонением существительных: изменение типа склонения (Меня посадили рядом с лысым дядьком .), неправильный выбор падежного окончания (Положите мне сахарка . Сейчас хлебу у нас вдоволь. Листья шелестят на ветре . Мы увидели в траве семь ежов.), склонение несклоняемых существительных (Ю-ю спала, где хотела: на пианине , на нотах.), унификация основ един. и множ. числа (Один татар жил на горе. Мы видели в зоопарке маленьких медвежонков .)
  2. Ошибки, связанные с употреблением прилагательных : а) Полная и краткая форма прилагательных (Наш город красивый в любое время года. Он сказал приёмной комиссии, что он способен и они должны его принять. Встреча старых фронтовиков была очень тепла (при употреблении прилагательных в переносном значении краткая форма обычно не используется)). б) Степени сравнения прилагательных - образование несуществующей в языке формы сравнительной степени и образование формы сравнительной степени ненормативным образом (Старушка стала ещё слепее , чем была. Жёлтые сапоги ещё рванее , чем эти. Я никогда не видел книгу толстее этой. От этого Мцыри становится более таинственнее .)
  3. Ошибки, связанные с употреблением местоимений : а) Употребление местоимений себя и свой (Я застал сестру у себя в комнате. Замок был построен в честь своих дочерей. Кирила Петрович устраивал разные забавы, которые были интересны только себе .) б) Употребление местоимения он и указательных местоимений. (В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму. Я приехал туда впервые. Птица села на ветку, и с неё посыпался стеклянный дождь. Добрыня сидит на своём коне. Грива его развевается по ветру. Он готовится к бою.), в том числе дублирование, в этом случае либо дублируемый член предложения, либо дублирующее его местоимение можно опустить (Кусты, они покрывали берег реки.)
  4. Ошибки, связанные с употреблением глагола и его форм: а) Неверное образование глагольной основы (шептает, дремай, жаждает, скакающий). б)несоблюдение чередований в основе настоящего времени (берегёшь, жгём, не зависю, пронзю). в) Ненормативное образование форм повелительного наклонения (почисть, ехай, закончь). г) Неправильное образование видовых пар глагола (Надо усилять звук. Выкопали ямы, чтобы потом можно было проложивать трубы. Вода набегает и тут же отхлынывает .), использование глаголов одного вида вместо другого (Когда мама пришла с работы, мы садились обедать. д) Не соответствующее норме чередование форм наст. и прошед. времени (На другой день приходит сосед и рассказал моему отцу всё.) е) Не соответствующее норме образование и употребление причастий (Васька, больно ушибивший ногу горько плачет. У меня уже давно всё убрато . Ветер срывал оставшие на деревьях листья. Одобряющийся всеми проект. У меня был один выигранный билет.) ж) Не соответствующее норме образование и употребление деепричастий ( Троекуров, ходив по зале большими шагами, выглянул в окно. Вышев на середину комнаты, щёки у него покраснели. Спя , он всё вздрагивал и вздрагивал.)

Синтаксические ошибки - ошибки в построении словосочетаний, простых и сложных предложений.

Если, обнаруживая грамматические ошибки, мы оцениваем соответствие речи законам русского языка, её правильность, то, говоря о речевых ошибках , мы оцениваем богатство, выразительность и точность речи.

Фразеологические ошибки - ошибки в употреблении фразеологизмов: а) Ошибки в усвоении значения фразеологизма (Хлестаков мечет бисер перед свиньями. Я в этой алгебре ни гу-гу.) б) Ошибки в усвоении формы фразеологизма (Не люблю сидеть сложив руки. Пора тебе взяться за свой ум. Ему было впору биться об стену (пропуск слова). Городничий сказал, что он знает, кто в него бросает камешки (замена слова)). в) Образование ненормативных фразеологизмов (Я чуть не лопнул со страху. Играть значение и иметь важную роль.) г) Изменение лексической сочетаемости фразеологизма (Мы с Валей понимаем друг друга до дна. Мы говорили ей, что нельзя бросать на ветер такие хороший краски.)

Стилистические ошибки : а) Употребление слова, выражения иной стилистической окраски (просторечие, канцеляризм, высокий стиль) б) Неудачное употребление экспрессивного, эмоционально-окрашенного слова (У Олега Кошевого были дружки - Иван Земнухов и Сергей Тюленин.) в) Неоправданное употребление профессиональных или диалектных слов и выражений. г) Смешение лексики разных исторических эпох (На богатырях кольчуга, брюки и варежки.)

  1. Нарушение логической связи между частями текста проявляется в несоответствии вывода или вступления основной части или друг другу.
  2. Отсутствие логики в изложении проявляется а) в пропуске существенных фактов или деталей, нарушающем связность текста; б) в необоснованности вывода; в) бездоказательности утверждений; г) в противоречии промежуточных выводов ранее сказанному; д) в выражении в тексте двух взаимоисключающих точек зрения по одному вопросу.
  3. Нарушение логики высказывания проявляется в а) употреблении одного и того же термина в разных значениях; б) нелепых суждениях на основе связывания несопоставимых понятий (кроме оксюморона). Например: Мы пришли в лес, и началась осень.

Читайте также: