Доклад на тему образование государства в древней индии

Обновлено: 05.07.2024

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была заселена еще в глубокой древности.
Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Мохенджо-Даро и Хараппа - два самых больших города древней цивилизации, бывшие столицами политических объединений. Источники не дают достоверных сведений о классовой структуре и политической организации общества хараппской цивилизации. Однако имеющиеся свидетельства позволяют судить о социальном расслоении общества и разложении первобытно-общинного строя. В XVIII—XVII вв. до н. э. хараппская цивилизация переживает период заката. Центры ее приходят в упадок. Это было вызвано внутренними явлениями. Приход индоарийских племен в середине 2-го тыс. до н. э. завершил, упадок главных хараппских центров.
Период с середины 2-го тыс. до н. э. до первой половины 1-го тыс. до н. э., получивший в истории название ведийского, отмечен образованием классового общества и государства. Крупные достижения в области производства повлекли за собой расслоение общества.
С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа), который ранее выбирался собранием и мог быть смещен им, все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. За должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становится наследственной.
Сначала большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении раджи. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных раджи. Уменьшение роли народных собраний связано с усилением власти раджи.
Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец (пурохита), который являлся также астрологом, советником раджи.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником (сенани, сенапати).
Народ облагался налогами. Например, то что раньше являлось добровольным подношением вождю племени или даром богу, превратилось в обязательный и строго фиксированный налог, уплачиваемый царю через специальных чиновников.
Так на базе родо-племенных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.
Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию и культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период.

Древняя Индия

Между тем империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

Гост

ГОСТ

Периоды развития государственности в Древней Индии

Проводимые в Северо-Западной Индии раскопки свидетельствуют о присутствующих уже в IV в. до н. э. на данных территориях общественно-политических процессах. Вокруг крупнейших центров Махенджо-Даро и Харапп сосредотачивались орошаемое земледелие, ремесленное производство и торговля. Это были в определенном смысле города-протогосударства, ведшие между собой постоянную борьбу за первенство.

В истории Древней Индии выделяют несколько периодов развития государственности:

  • Первый период - древний, или ведический (IV- пер. пол. II в. до н. э.). Основные сведения о данном периоде изложены в ведах – источниках литературно-религиозного характера.
  • Второй период (втор. пол. II - пер. пол. I в. до н. э.). Завоевание индийских земель арийскими племенами. Арии ввели свое общественное деление всего населения на особые сословия - варны. Наивысшее положение занимали жрецы или брахманы. К сословию кшатрии относились знатные воины, а к вайшьи – торговцы и крестьяне. Шудры занимали относительно низкое положение.
  • Третий период - магадхо-маурийский (втор. пол. I в. до н.э. - II в. до н.э.). В Северной Индии сформировано сильнейшее государство с центром в городе Магатха, правила в котором династия Маурья. После ухода войск Александра Македонского Чандрагупта возглавил в Северной Индии освободительное движение и в 318 году до н.э. создал новое сильное государство, просуществовавшее вплоть до II в. до н.э.

Процесс возникновения государства на территории Древней Индии происходил на протяжении длительного времени вследствие разложения родоплеменной организации у дравидов (коренного населения), а позже у ариев (завоевателей).

Причины возникновения государства в Древней Индии

Одной из основных причин возникновения государственности в Древней Индии является внешняя причина – завоевание территорий Индии арийскими племенами. Дравиды, коренное темнокожее население ее территорий, было завоевано пришедшими с севера светлокожими ариями. Это обусловило все дальнейшее развитие государственности, общества и права в Древней Индии.

Готовые работы на аналогичную тему

На территории Индии в I в. до н. э. появляются правители – раджи или цари. Это период начала создания первых сильных государств, что оказало положительное влияние на дальнейшее развитие торговых связей, экономики, развитию культуры и государственности. К концу IV в. до н. э. в Индии сформировалась уже достаточно сильная империя и культура, дошедшая до наших дней с небольшими изменениями

Общественно-политическое устройство индийского государства

Разложение первобытнообщинного строя, дальнейшее развитие имущественного и общественного неравенства способствовало появлению разных сословий, именуемых варны.

Свободное население стали делить на группы, которые были неравны по правам, обязанностям, общественному положению. Законы Ману определяли существование следующих варн: брахманы - члены жреческих родов; вайшьи – полноправные свободные общинники; кшатрии – военная аристократия; шудры - неравноправные члены общества, низшая варна.

Образ жизни каждого сословия описывался в дхармах – специальных законах. Со временем сословия становились все более и более замкнутыми, запрещался переход из одной варны в другую. В Древней Индии рабство было неразвито, так как параллельно рабовладельческим отношениям сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Труд рабов в экономике страны играл незначительную роль.

Государство возглавлял раджа, он стоял во главе государственного аппарата, обладал полнотой законодательной власти, являясь верховным судьей, главой фискальной администрации. Царь назначал приближенных государственных чиновников и издавал эдикты. В Индии строго соблюдался принцип наследования. Наследником престола становился одни из сыновей царя, которого часто назначали еще при жизни последнего.

Значительную роль при дворе играл царский жрец, чья принадлежность к брахманскому роду была обязательной. При царе работали советы:

  • царский совет;
  • совет царских сановников;
  • тайный совет.

Основным источником процветания государства выступали грабеж и войны соседних территорий. Царь был главнокомандующим армией, к нему переходила большая часть награбленного, оставшееся солдаты делили между собой.

В административно-территориальном делении выделяли четыре основные провинции, обладающие особым статусом (в частности, большей автономией) и которыми управляли царевичи. Также выделяли обычные провинции, округа, области и деревни.

В Древней Индии функционировали две системы судов – царские и внутриобщинные, или кастовые. Высшая судебная инстанция – царский суд, в котором принимали непосредственное участие царь, брахманы и советники. Царь, в качестве высшего судьи ежегодно мог объявлять амнистии. Большую часть дел рассматривали общинные кастовые суды.

Структура и основные этапы формирования государственного права. Особенности становления государственной власти, полномочия царского жреца и правителей. Государственная история Древней Индии, принципы правления династий, роль Хампи как первой столицы.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 20.12.2015
Размер файла 15,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОПОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Образование Древней Индии

Выполнил студентка 1 курса

1. Структура государственного права

государственный право власть правитель

В III -- начале II тыс. до н. э. в долине реки Инд неизвестные на то время народы образовали первые на территории Индии очаги цивилизации. Эти цивилизации были городскими (Мохенджо-Даро, Хараппа) и, очевидно, переживали время социального расслоения и формирования надобщинных властных структур. Процесс их дальнейшего развития прервался в средине II тыс. до н. э., и последующее государственное развитие Древней Индии будет проходить на другой культурной и даже этнической основе.

Ведийское общество подошло и к стадии подчинения общему правителю нескольких племен. Его звали раджа. Главной функцией раджи была защита подданных, в т. ч. военная. Для этого, по ведийским легендам, и избирали первых царей. Усиление власти царя постепенно приводило к сокращению влияния собраний, они превращаются в сходки знати и в судебные органы. Дружина племени становится постоянным войском во главе с сенапати (армия, особенно колесницы, играла особую роль в завоевании ариев). При царе большое значение обретает царский жрец пурохита, который был первым советником и одновременно главным астрологом и предсказателем. Власть царей к расцвету ведийской культуры становится уже не избираемой, а наследственной. В зависимости от соотношения влияния раджи и племенных собраний первые государства становились то монархиями, то республиками.

С конца IV в. до н. э. в Магадхе воцаряется новая династия Маурьев, которые распространяют свою власть на значительную часть Индостана и при которых -- особенно при наиболее выдающемся правителе Ашоке (III в. до н. э.) -- государство превращается в централизованную монархию, известную своим могуществом далеко за пределами Индии. Но уже наследники Ашоки не смогли сохранить единство ранней державы, потеряли власть. Во II в. до н. э. Северная Индия пережила новое вторжение греко-бактрийцев -- завоевание способствовало быстрой децентрализации. В конце I в. до н. э. прежняя держава Маурьев распалась -- и надолго -- на десятки небольших княжеств.

2. Хампи - столица древней Индии

Называть Хампи городом было бы неправильно, поскольку от былого величия осталась лишь небольшая деревня из нескольких сот жителей. Причем некоторая и весьма немалая часть жителей живет под открытом небом, а ночь проводит под крышей старых храмов.

Во время господства мусульман многие индуистские храмы были разрушены или разграблены. Тем не менее оставшихся храмов, древних строений и прочих достопримечательностей хватит по одному на каждого оставшегося жителя и туриста. Большинство из них заброшено и находится в запустении, до некоторых достаточно далеко добираться, но всё вместе вполне заслуженно имеет право быть в списке ЮНЕСКО как объект всемирного культурного наследия.

Несмотря на небольшие размеры и малое количество жителей, Хампи в сознании индусов остается именно городом, важным религиозным центром. Настолько важным, что Хампи можно найти даже на картах Индии, где отмечены в основном только города с количеством жителей ближе к миллиону.

3. Правители древней индии

2. Самудрагупта Гупта Древнеиндийский царь из династии Гупт (правил 330--380 гг.).

3. Чандрагупта I Гупта Основатель империи Гуптов в Индии. Правил в 320 -- около 330 гг.

4. Чандрагупта II Гупта Древнеиндийский царь из династии Гупт, правил в 380--415

5. Чандрагупта Маурья Царь древнеиндийского государства Магадха, основатель династии Маурьев. Правил в 317--293 до н. э.

Подобные документы

Государство и общество Древнй Индии. Правовое положение отдельных групп населения. Государственный строй Древней Индии. Правовая система Древней Индии. Устройство судебной системы Древней Индии. Суды и судебная система.

курсовая работа [48,5 K], добавлен 09.12.2004

Законы Ману как ценный источник для изучения социально-экономической и правовой истории и культуры Древней Индии, рассмотрение основных особенностей. Анализ видов преступлений. Общая характеристика общественного и государственного строя Древней Индии.

реферат [66,1 K], добавлен 18.04.2013

Роль и место Законов Ману среди источников права Индии. Общая характеристика варнового строя. Религиозно-правовые предписания, свидетельствующие о классовом характере права Древней Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы варн.

реферат [31,2 K], добавлен 15.01.2011

Понятие, значение и основные принципы федеральной системы правления, ее место в современном мире. Этапы становления и особенности федераций России и Индии. Выявление общих признаков и отличительных характеристик в государственном устройстве данных стран.

курсовая работа [51,5 K], добавлен 13.10.2016

Сравнительный анализ Конституций России и Индии. Система органов государственной власти в субъектах РФ. Система органов государственной власти штатов Индии. Законодательная власть. Исполнительная власть. Взаимодействие ветвей власти.

Индия — одна из колыбелей человеческой цивилизации.Она была заселена еще в глубокой древности.

Первыми жителями древней Индии были дравиды.По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена,отличавшиеся друг от друга укладом жизни,языком,верованиями,культурой.

Период с середины II тыс.до н.э. до первой половины I тыс.до н.э.,получивший в истории название ведийского,отмечен образованием классового общества и гос-ва.Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества.

С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа),который ранее выбирался сообранием и не мог быть смещен им ,все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления.а должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущенственных родов в племени.Со временем эта должность становиться наследственной.

Самым крупным и сильным гос-вом того времени была Магадха.Наивысшего могущества это гос-во достигло в IV — III вв. до н.э. при династии Маурьев,объеденившей под своей властью почти всю территорию Индостана.Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности.Это был пнриод крупных политических событий.Создание объединенного индийского гос-ва способствовало общению различных народов,взаимодействию их культур,стиранию узких племенных рамок.В ээпоху Маурьев были заложены основы многих гос-нных институтов,получивших развитие в последующий период.Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и

народов,стоявших на разных ступенях развития.Несмотря на сильную армию,крепкий аппарат управления,Маурьям не уддалось сохранить единство гос-ва.Во II в. до н.э.Индия распалась на множество гос-нных образований.

Одним из важнейших компонентов социального,общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община.В общины объединялась значительная часть населения — свободные землевладельцы.

Самой распространенной формой общины была сельская,хотя в остальных

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

районах империи еще существовали примитивные родовые общины.В течении долгого времени общины были изолированны друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Древнеиндийское гос-во возникло как рабовладельческое,тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов.

Рабский труд не играл значиительной роли в решающих отраслях экономики древней индии.Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие гос-ного законодательства ,направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам.Например, запрещалось продавать детей без родителей;хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.Индийские рабы могли иметь семьи,собственность ,право на наследование,право собственности на получаемые дары.Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных,родовых и кастовых связей.Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость:наряду с рабовладельчискими отношениями продолжали сохранять значительные пережидки первобытно — общинного строя.

Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти.Основой гос-ва считался царь.Принцип наследования соблюдался очень строго. Еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником пристола.Территория гос-ва в эпоху Маурьев делилась на провинции.Во главе четырех главных провинций находились царевичи.Эти провинции обладали особым статусом,в частности немалой автономией.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады),области (прадеши),округа (ахале).Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.Воглаве джанапад стояли крупные гос-нные чиновники — раджуки.В главных городах округа имелись канцелярии,откуда по всему округу посылались распоряжения.

В древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм,регулирующих общественные отношения,было неизвестно.Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам,утверждаемым в нормах,по своему характеру являющихся скорее этическими,чем правовыми.Данные нормы носили ярковыраженный религиозный характер.Наиболее известными являются Законы Ману (Ману-мифический бог).Точное время состаавления этих законов неизвестно.Предпологается,что они появились в период между II в.до н.е. и II в.н.э.они состоят из 2685 статей,написанных в форме двустиший (шлок).Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи,содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав).

В период создания Законов ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением при этом.Законы указывают 7 возможных способов возникновения права собственности:наследование,получение ввиде дара или находка,покупка, завоевание,ростовщичество,исполнение работы,а так же получение милостыни.Среди основных видов собственности Законы называют землю.Земельный фонд страны составляли земли царские,общинные, частных лиц.Не следует рассматривать царя как собственника всей земли в

Обязательственные отношения получили в законах ману довольно тщательную разработку.В основном в Законах говориться об обязательствах

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

из договоров.Наиболее подробно описывается один из древнейших договоров — договор займа.Существовали так же договор аренды земли,договор купли-продажи,договор дарения и т.д.

Для древней Индии характерна большая патриархальная семья.Глава семьи — муж.Женщина полностью зависила от своего супруга и сыновей.Брак пред-

Муж мог иметь несколько жен,развестись с женой.Жена не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил.За измену жена подвергалась страшным карам,вплоть до смертной казни.

Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом месте стоят государственные.В качестве примера можно назвать службу врагам царя,поломку городской стены,городских ворот.Полного перечня этого вида преступлений Законы не дают, что характерно для всех древних кодификаций.Среди имущества преступлений Законы большое внимание уделяют краже.Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы предписывали казнить не колебаясь.Воров совершающих кражу ночью, следовало,отрубить обе руки посадить на кол.При первой краже вору отрезали два пальца, при второй — руку и ноги, третья кража влекла за собой смертеую казнь.Законы Ману осуждали всякое насилие, совершенное над личностью,и считали насильника худшим зладеем,чем ругателя,вора и ударившего палкой. К насилию относились и убийство, и телесные повреждения.Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь.Убийство при защите себя, охране жертвенных даров,защите женщин не наказывалось.

Среди видов наказания следует назвать смертную казнь в различных вариантах : посажение на кол,сожжение на кровати или костре,утопление ,

затравливание собаками и др.;членовредительские наказания (отрезание пальцев,рук,ног);штрафы,изгнание,тюремное заключение — это далеко не полный перечень наказаний.

Читайте также: