Определение сути понятия национальный проект доклад

Обновлено: 02.07.2024

Национальные проекты — инструмент социально-экономического развития государства, призванный вывести приоритетные отрасли на новый уровень.

Проще говоря, под национальными проектами понимаются комплексные программы, имеющие общенациональную значимость и требующие масштабных вливаний государственных средств.

С 2019 года российские нацпроекты разделены по стратегическим направлениям социально-экономического развития:

  • здоровье;
  • образование;
  • демография;
  • культура;
  • безопасные и качественные дороги;
  • малое и среднее предпринимательство, поддержка ИП;
  • жильё и городская среда;
  • наука;
  • производительность труда и поддержка занятости;
  • международная кооперация и экспорт;
  • цифровая экономика;
  • экология;
  • модернизация и расширение магистральной инфраструктуры.

В обозримом будущем к этой группе добавится ещё одно направление, посвящённое туризму.

(Президент России Владимир Путин — о том, что нацпроекты не будут пересматривать.)

Цифры

На старте реализации федеральной программы воплощение в жизнь всех нацпроектов до 2024 года оценивалось в 25,7 трлн рублей. После корректировки национального плана из-за пандемии коронавируса только на 2021–2023 годы заложили 39 трлн рублей. В то же время достижение ряда показателей решили отложить до 2030-го.

Нюансы

Нацпроекты призваны улучшить жизнь российских граждан в разных аспектах, предполагая чётко обозначенный конечный результат. В частности, в национальном плане заложено достижение следующих целей:

  • повышение продолжительности жизни до 80 лет;
  • снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом;
  • вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по объёму научных исследований и разработок;
  • объём жилищного строительства должен увеличиться не менее чем до 120 млн кв. м в год;
  • снижение в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ;
  • реальный рост инвестиций в основной капитал в РФ должен составить 70% к показателю 2020 года;
  • появление электронных паспортов и трудовых книжек.

Критика

Нацпроекты в России подвергались критике представителями самых разных эшелонов власти. Одними из самых распространённых проблем в их реализации указывались:


Таким образом, национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. Например, как это было в период индустриализации страны. В зависимости от этапа развития государства, состояния его бюджета и уровня развития предпринимательства к таким проектам могут привлекаться частные инвесторы, что выражается в развитии проектов по моделям государственно-частного партнерства.

Если говорить о сотрудничестве государства с частными инвесторами в процессе реализации масштабных национальных проектов, можно привести много успешных примеров такого партнерства из истории других государств. Например, уже в XVII в. во Франции прибегают к использованию концессии для строительства каналов (Canal du Midi). Примерно в это же время модели государственно-частного партнерства начинают применяться в Великобритании и на Северо-Американском континенте. В России данная форма реализации крупных инфраструктурных проектов начинает активно использоваться на рубеже XIX-XX вв., особенно в отношении строительства железных дорог (пример – Транссибирская магистраль).

В наши дни тема национальных проектов за рубежом не менее актуальна и затрагивает как отрасли экономики, ставшие традиционными (развитие космоса, энергетики, социальной сферы), так и новые направления (как, например, развитие искусственного интеллекта). При этом, во многих странах повышается роль привлечения частного капитала через механизмы ГЧП. В этом вопросе важно найти то оптимальное соотношение в распределении затрат между публичным и частным партнером, которое обеспечит финансирование проектов и которое может варьироваться от страны к стране, от отрасли к отрасли, с учетом соотношения рисков и доходности запускаемых проектов. В проектах, приближенных по своим условиям к рыночным, роль государства может быть ниже. В проектах, не позволяющих извлечь требуемую частным бизнесом доходность, роль государства повышается. Например, величина государственного финансирования национальных проектов в Индии находится на уровне 90%. На других, более продвинутых и менее рискованных рынках, она может быть существенно ниже.

Практика применения государственных программ и национальных проектов в современной России

В период развития Российской Федерации после распада Советского Союза тема национальных проектов принимала различные очертания и организационные формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов:

Анализ исполнения описанных выше национальных проектов и государственных программ свидетельствует о том, что независимо от формата, в котором они готовились, и от организационных структур, созданных для управления этими проектами / программами, целевые показатели, установленные в них, зачастую не достигались или достигались с большими задержками по срокам [1]:

Казначейское выполнение национальных проектов и государственных программ носило и носит неритмичный характер, что также сказывается на достигаемых результатах и качестве выполняемых работ. При этом, конечно, нельзя полностью отрицать позитивный вклад государственных программ в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности [1]: многократно выросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии; превышен целевой показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах; по итогам 2018 г. Россия заняла 31 место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в 2012 г. она была на 120 месте), что можно назвать успешным, несмотря на то, что целевой показатель был – 20 место; уровень оснащения образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, социальной поддержки населения в этих сферах также существенно улучшился.

Анализ исполнения национальных проектов и государственных программ является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал. В этой связи представляется интересным как с научной, так и с практической точки зрения изучение факторов, влияющих на уровень успешности тех или иных национальных проектов / государственных программ. Такой факторный анализ позволит выйти на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, что должно позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в условиях внутренних и внешних ограничений, привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от этих ограничений.

Анализ успешности государственных программ и их инвестиционной привлекательности: проблемы и решения

На наш взгляд, можно выделить три основные группы причин невыполнения государственных программ / национальных проектов в Российской Федерации:

1.Системные управленческие проблемы.

Как было отмечено выше, 15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ. Однако, требуется не просто добавление новых звеньев в систему управления, а ее кардинальная реконструкция, учитывающая как собственный предыдущий опыт осуществления масштабных проектов (полученный в период существования СССР), так и зарубежный опыт (например, опыт Китая). Отсутствие полноценной сквозной системы стратегического планирования, учитывающей межотраслевые и межрегиональные связи, в настоящее время демонстрирует очевидную институциональную слабость системы управления.

2.Низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и проектов.

Говоря о данной причине невыполнения государственных программ / национальных проектов, можно сказать, что она носит методологический характер и при наличии системного подхода легко исправима. Представляется целесообразным сделать отсылку к исследованию на эту тему, проведенному К.Я. Серковой [2], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению. Также данные вопросы рассмотрены в [3, 4, 5].

3. Мотивационные проблемы.

Успешность реализации проектов национального масштаба, как показывает опыт, напрямую определяется тем, как их воспринимают основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что, в отличие от развитых стран, где активно формируется нетократия, интеллектуальная элита представлена слабо, доминирует бизнес-элита, не ассоциирующая себя и свои интересы с развитием страны. Именно это и демонстрирует процесс утечки умов и капиталов за границу.

В связи с этим, высокую важность в успехе осуществления национальных проектов и государственных программ играет мотивация бизнеса, как неотъемлемого и одного из ключевых участников, которая, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности национальных проектов и государственных программ. Следует отметить, что низкая инвестиционная привлекательность как страны, так и государственных инвестиционных проектов, носит глубокий и стратегический характер. Это те вопросы, которые детально обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 г. и в предыдущие годы, во время других саммитов, а также в научной и периодической литературе.

С учетом всего массива имеющихся знаний и проведенного анализа представляется обоснованным обозначить следующие пять ключевых групп проблемных факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности государственных программ / национальных проектов, по которым государство должно активно работать: проблемы законодательства и судопроизводства; проблемы в области подготовки и запуска проектов; проблемы, связанные с государственным влиянием; проблемы, влияющие на развитие предпринимательства; проблема негативной геополитической обстановки. Рассмотрим их далее более детально.

Говоря о законодательстве, в контексте привлечения частных инвестиций к участию в проектах государственной важности, в первую очередь речь должна идти о регулировании государственно-частного партнерства. Качество законодательства в данной сфере требует существенного улучшения по таким направлениям, как права инвесторов, гибкость утвержденных моделей ГЧП и государственных органов власти, эффективность и скорость решения вопросов по запуску новых проектов, конкурсные процедуры, процедуры заключения, изменения и прекращения соглашений и др. Зачастую принимаемые нормативно-правовые акты противоречат уже принятым нормам, что создает правовые коллизии и является причиной возникновения хозяйственных споров, повышая в целом риски работы на российском рынке. Экспертное сообщество занимает достаточно активную позицию в данной сфере и не раз высказывало предложения законодателям по сути данного вопроса. Достаточно детально данные предложения изложены в исследовании одного из авторов данной статьи [7]. К сожалению, несмотря на то, что многие из предлагаемых изменений положительно оцениваются практиками и исполнительными органами власти, очень небольшая часть из них находит свое отражение в новых законодательных актах.

Следующая группа проблем – это проблемы, влияющие на развитие предпринимательства, которые включают в себя высокий уровень коррупции, низкий уровень предпринимательской активности, недостаточный уровень лидерства и командного подхода к реализации проектов. Для решения первой проблемы необходимо внедрение более жесткого законодательства по борьбе с коррупцией и его систематичное применение. А для развития предпринимательства нужно проводить системную работу, связанную с воспитанием нового поколения граждан, которые бы стремились стать предпринимателями и не боялись брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Проведенный авторами статьи анализ успешности государственных программ и национальных проектов в России показывает, что, несмотря на позитивный вклад в развитие экономики, существует огромный потенциал для повышения успешности осуществления стратегически важных для государства инициатив. Как показывает история России и зарубежных стран, немаловажную роль в этом должен играть бизнес. Для его привлечения должны быть созданы определенные условия, которые делают участие в таких проектах выгодным и безопасным. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность национальных проектов и программ, государству необходимо решать следующие задачи: повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, кардинально улучшить судебную систему, повысить качество подготовки проектов, снизить негативное влияние государства и оптимизировать государственную поддержку, развить предпринимательство и повысить уровень финансового суверенитета страны.

Национальные проекты – что это такое, в чем их назначение и какие результаты уже есть в 2020 году?

Чтобы изменить жизнь к лучшему необходимо предпринимать кардинальные решения и действовать. Так решил и В.В. Путин, в 2018 году подписав указ о Национальных проектах 2019-2024. Это масштабные мероприятия, вследствие которых планируется рост экономики и улучшение качества жизни в стране.

Что такое национальные проекты 2019-2024?

Это планы, стратегии и задачи сразу по 13 направлениям, которые разделили на три основные группы:

За реализацию нацпроектов отвечают кураторы из министерств и Правительства РФ. Чтобы выполнить все задуманное до 2024 года планируется выделить 25,7 триллиона руб. На каждый год запланированы определенные мероприятия по каждому из нацпроектов.

Ежемесячно ответственные по каждому из них делают отчет и рассказывают о планах на ближайшее будущее. Многие из них уже перевыполнили план и продвигаются быстрее, чем было задумано.

  • снизить уровень младенческой смертности на 19,6%;
  • уменьшить показатели смертности населения трудоспособного возраста в 4 раза;
  • снизить смертность от злокачественных образований на 7,8%;
  • снизить смертность заболеваний системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. человек – на 23,4%.

Планируется обеспечить городские, сельские больницы, амбулатории достаточным количеством медперсонала, оборудования и препаратов. Лечение станет более качественным и доступным, а общение пациента с врачом выйдет на новый уровень.

Теперь будет электронная очередь, в которую все записываются заблаговременно. Ждать по три часа под кабинетом врача – это уже прошлое. Идет работа над оптимизацией медицинской инфраструктуры.

Реализация проекта

До 2024 года построят два современных онкологических диспансера в Костромской, Томской областях и пять корпусов в Волгоградской и Липецкой областях, Хакасии, Мордовии, Башкортостане.

На 2020 год запланировано:

  • создание 18 референс-центров для исследований при онкозаболеваниях;
  • обучение 8 тысяч специалистов в области педиатрии, неонатологии и перинатологии.

Проводится переоснащение 500 сосудистых центров РФ. Минздрав контролирует создание 1300 выездных медкоплексов и 1500 фельдшерско-акушерских пунктов. Идет строительство 70 вертолетных площадок – развивается санитарная авиация.

Это одно из основных направлений модернизации по части нацпроектов. За 6 лет планируется довести систему образования до европейского уровня и по итогам этого войти в топ-10 стран-лидеров по качеству образования, и на это государство выделило 784,5 млрд руб. Часть денег пойдет на строительство новых школ в больших, маленьких городах, сельской местности.

Реализация проекта

С осени 2019 года в учебные заведения России проводят высокоскоростной интернет, их оборудуют мультимедийными системами, микроскопами и другим современным оборудованием для всестороннего развития детей.

Также, было важно предоставить возможность всем россиянам получать непрерывное качественное образование – на 2020 год в программах непрерывного обучения задействованы 2 млн. человек.

В январе 2020 года установили основные принципы системы профессионального роста педагогических работников. Их цель – формирование механизмов оценки профессиональных компетенций, стимулирование педагогов к непрерывному профессиональному росту, внедрение инновационных технологий в работу и обучение педагогов.

Это совокупность программ, целью которых стали увеличение продолжительности и качества жизни, а также рост рождаемости. Люди предпенсионного возраста смогут пойти на курсы переквалификации и быть востребованными на рынке труда. А еще нацпроект нацелен мотивировать граждан страны заниматься спортом и правильно питаться. На выполнение проекта будет выделено 3,1 трлн руб.

Реализация проекта

Согласно отчету главы Минздрава, в 2020 году реализация проекта идет по плану, а некоторые даже опережают его.

Процент младенческой смертности сократился, и достиг показателя, предполагаемого к 2023 году. Продолжительность жизни с 67 лет выросла до 73,7 лет – это на 0,8 года больше сравнительно с 2019 годом. И это только про мужчин, у женщин ситуация еще лучше – это 78,5 лет.

Перевыполняется план переобучения людей предпенсионного возраста, который реализуют через центры службы занятости. Обучение уже прошли больше 100 тыс. человек и столько же есть в планах на 2020 год. Повышение квалификации и переобучение во время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет уже прошло 40 тыс. женщин.

В мае 2020 года до 15 июня продлили конкурсный отбор частных медорганизаций для получения грантов на оказание медико-социальных услуг гражданам от 65 лет и старше. Пилотный проект предусматривает привлечение к нему частных клиник в 18 регионах, а россияне будут получать помощь бесплатно даже в них.

По итогам реализации нацпроекта планируется сократить смертность на автодорогах вдвое, создать надежную транспортную инфраструктуру и обеспечить комфорт во время передвижения. Для этого выделили и выделят почти 4,8 трлн руб.

Реализация проекта

На июль 2020 года нормативным требованиям соответствует 45% дорог. Количество мест концентрации ДТП на дорогах уменьшилось на 20%.

Больше всего работ проведено в Республике Башкортостан, Чеченской республике и Самарской области. Сообщить о проблемах в своем городе может каждый на официальном сайте проекта и в социальных сетях.

В конце апреля прошло совещание-видеоконференция по вопросам развития Омской области, там рассматривались вопросы относительно строительства нового аэропорта в Омске и развития города. Бюджет регионального проекта на 2020 год составляет 3,842 млрд рублей. Планируется провести ремонт 33 дорожных объектов протяжённостью 152 км.

Проект направлен на оказание помощи россиянам в улучшении жилищных условий. Основные цели: снизить ставки по ипотечным кредитам до 8% годовых и увеличить объем жилищного строительства минимум до 720 млн. квадратных метров.

Планируется рост индекса качества городской среды на 30 пунктов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Чтобы система работала эффективнее, правительство планирует привлекать граждан к участию в формировании комфортной городской среды.

Модернизации подлежит более 200 тыс. объектов. Проект затронет больше 7,5 тыс. городов и других населенных пунктах в регионах.

Реализация проекта

Для реализации выделяют более триллиона рублей, 507,2 млрд из них будут израсходованы на то, чтобы расселить аварийные дома, 287,8 млрд руб. потратят на создания комфортной городской среды, 271,2 млрд руб. потратят на строительство жилых домов.

Согласно дайджесту программы, на июль 2020 года активно ведутся работы в Пермском крае, Ингушетии, Сахалинской, Самарской, Свердловской, Брянской и Амурской областях. В Пермском крае и Ингушетии волонтеры, рабочие и местное население очищают водные объекты, русла, берега рек и озер. Всеобщими силами удалось убрать больше 10 тонн мусора.

Сахалинские предприятия компенсируют до 1 млн. рублей водителям при переводе машин на газ. В Амурские лесхозы поступила новая лесохозяйственная и лесопожарная техника, общей суммой до 12 млн. руб.

В Свердловской области начинают поэтапный переход на раздельный сбор коммунальных отходов. В Брянской области реконструируют или построят 14 объектов для обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Это проект, цели которого направлены на развитие, поддержку российских, зарубежных ученых в стране, модернизацию отрасли. Для реализации нацпроекта выделено 635,9 млрд руб. За 6 лет планируется войти в топ-5 стран по количеству научных статей в приоритетных областях, обновить 50% базы ведущих научных организаций, и запустить в работу минимум 5 агробиотехнопарков с выручкой от 1 млрд рублей в год за каждый.

В феврале 2020 года начали проводить заседания по вопросам анализа уровня публикаций российских ученых в разных областях. Минобрнауки опубликовало первый протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций на обновление их приборной базы. Был введен конкурс на приборные гранты, определены их объемы для каждой ведущей организации. В текущем году это мероприятие будет профинансировано на 10 млрд. рублей.

За 6 лет планируется внедрить новые технологии для повышения эффективности ведущих отраслей экономики, с учетом сквозной цифровизации подготовить кадры будущего. На развитие проекта выделили 1 837,7 млрд руб.

В создание фонда развития цифровой экономики рассчитано вложить 20 млрд рублей. Он будет предоставлять средства на развитие ведущих проектов: робототехника, искусственный интеллект, блокчейн.

Какие еще планируются проекты?

Нацпроекты 2019-2024 спроектированы для улучшения качества жизни каждого в стране. Это рабочая система, которая до 2020 года достигла некоторых результатов и не останавливается даже в условиях пандемии и вызванного ею кризиса.

Современный рынок не отменяет необходимости планирования. Управление постиндустриальным типом экономики невозможно без стратегического замысла, определения целей оперативного регулирования, координации из единого центра.

Планирование предполагает необходимость обоснованных целей развития, системы приоритетов.

Не вызывает сомнений, что и в переходных к современному рынку условиях у государства не может быть цели важнее, чем неуклонный рост уровня благосостояния населения.

Система планирования должны быть ориентирована на ускоренное достижение стратегической цели. Для этого, как свидетельствует мировой опыт, планирование должно осуществляться на всех иерархических уровнях. В ходе перестройки ставится задача перенести внимание в планировании с микро- на макроуровень экономики, особенно на определение общих тенденций развития и формирование стратегии роста, обеспечить более тесную увязку региональных и общегосударственных стратегий, макроэкономической политики и краткосрочных планов.

Важнейшим элементом планирования являются государственные целевые программы.

Программно-целевой метод может быть эффективным средством централизованного управления решением отдельных крупных проблем. Он включает выделение целей, приоритетных направлений, формирование целевых заданий, выражаемых в плановых показателях, определение потребности в ресурсах, разработку мер для реализации поставленных целей и т.д.

Исходя из вышесказанного, рождалась идея национальных проектов.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Эта бесспорная декларация, звучащая в устах власти, ныне весьма актуальна. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.

За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат.

Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.

С этими проблемами столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые, долгосрочные тенденции роста.

Путь, пройденный страной за пять последних лет, наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. На начальных этапах ставилась задача наведения порядка в органах власти и соединении ресурсов федеральной, региональных и местных властей, об остановке дезинтеграция государства. Эти проблемы были частично решены в течение 2000-2002 гг.

Далее были разработаны приоритеты развития, в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье и сформированы национальные проекты.

При Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике создан совет. Он выполняет следующие функции:

· готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической политики;

· рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации;

· проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики и подготовку предложений по ее совершенствованию.

Сегодняшние национальные проекты, перекрывают 90% областей нашей жизни. Потому что, это попытка решения основных проблем.

1.3 Виды национальных проектов

Выделяют четыре национальных проекта.

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

– укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

– повышение доступности и качества медицинской помощи;

– укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

– развитие профилактической направленности здравоохранения;

– удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

К основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения относятся:

· Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:

– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;

– укрепление материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи;

– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;

– дополнительная иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;

– введение новых программ обследования новорожденных детей;

– дополнительная диспансеризация работающего населения;

– оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

· Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью:

– увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

– строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Основные проблемы российского жилищного рынка:

· большинство людей нуждаются в жилье, но не может себе позволить его покупку;

· в России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования;

· нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения;

· качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким;

· социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами;

· граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья;

Приоритеты первого этапа проекта (2006 – 2007гг.):

– увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры;

– повышение доступности жилья;

– выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан;

– увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования.

– стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы.

– информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети;

– поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей;

– организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту;

– формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня;

– дополнительное вознаграждение за классное руководство.

– поощрение лучших учителей. Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей.

– поставка школьных автобусов в сельские территории.

– оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

– ускоренное развитие животноводства;

– стимулирование развития малых форм хозяйствования;

– обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

– повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

– совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 гг. и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

– удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;

– развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

Читайте также: