Доклад на тему нравственное воспитание старших школьников

Обновлено: 30.06.2024

Принципы толерантного воспитания и развития личности ребенка.

Основные технологии воспитательной работы.

Программа толерантного воспитания младших школьников.

Совместная деятельность класса и семьи.

Критерии экспертизы программы.

Критерии работы классного коллектива.

когда мы научились летать

по воздуху, как птицы,

плавать под водой, как рыбы,

нам не хватает только одного:

научиться жить на Земле,

Бернард Шоу

Веками люди решали непростую задачу: вырастить юную смену умной,

смелой, доброй, трудолюбивой, сохранить и передать следующим поколениям всё лучшее, на чем держится всё человечество, и то частное, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому, что это наши истоки. Ведь забывая корни, мы разрываем связь времен и поколений.

Именно сейчас в непростых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти, не только наших детей, но и будущее России от многих бед.

Поликультурная направленность образования получает все больше признания в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы различных стран.

Мы живем в поликультурном обществе, где идет интенсивная интеграция этносов, культур, традиций. В этих условиях сохранение культурного разнообразия предлагает сохранение этнокультурной специфики духовности народов. В век глобализации и информатизации, когда появляются реальные возможности межнационального культурного взаимодействия и обмена. Важной особенностью поликультурного образования становится стремление в мировое культурное и образовательное пространство с сохранением национального своеобразия. Возникает необходимость воспитания толерантной личности, которая ценит не только родную культуру, но и понимает другие культуры, готова к диалогу в поликультурном мире.

Проблема исследования: падение духовности и нравственных принципов подрастающего поколения.

Объект исследования: является процесс воспитания толерантности школьников.

Предмет исследования: механизмы повышения эффективности воспитания толерантной личности ребенка на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов.

Цель исследования: изучить и раскрыть педагогические условия повышения эффективности толерантного сознания и поведения школьников.

Гипотеза : процесс формирования толерантного сознания и поведения школьников будет более эффективным, если:

- будут созданы условия, способствующие развитию национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству;

- бережно относиться к историческому и культурному наследию, созданному российским народом, сохранять и приумножать его;

- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми и окружающими.

Исходя из цели, гипотезы и учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи :

Проанализировать методическую литературу по проблеме.

Определить формы и содержание работы по реализации данной цели.

Обобщить материалы исследования и разработать программу по формированию толерантного сознания и поведения школьников.

Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность толерантного воспитания и его значение в развитии личности, ведущие идеи зарубежных и отечественных специалистов по теории и практике духовно-нравственного воспитания.

Методы исследования. Изучение и теоретический анализ литературы; анкетирование родителей и обучающихся; изучение педагогического опыта; диагностические методы воспитания.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке программы по воспитанию толерантности. Нормой жизни каждого взрослого и ребёнка должна стать толерантность. Реализация программы поможет непохожим людям жить рядом.

Теоретические идеи толерантного воспитания.

Актуальность.

Сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать

деятельность всех социальных институтов и, в первую очередь, тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности ребенка.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Для многонационального государства Российской Федерации толерантность как ценность приобретает особую значимость и актуальность . Могущество, сила нашего народа в его единстве. Воспитание толерантной личности, основанной на нравственных ценностях и идеалах, – это залог процветания Великой России.

Особую роль в воспитании гражданина Отечества имеет школа, как социальный институт она обладает большими возможностями для воспитания у детей толерантности

Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

Воспитание толерантной личности – процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка, обществом, под влиянием взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того чтобы сделать его целенаправленным, необходима организованная педагогическая деятельность в школе.

За годы работы классным руководителем в начальной школе обучались дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, буряты, евреи, башкиры, азербайджанцы, молдаване, грузины. Я убедилась в необходимости толерантного воспитания, приобщении каждого ребенка к духовной, нравственной национальной культуре своего народа, культуре российского общества. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Она необходима как в отношениях между людьми, так и на уровне семьи, класса, общины, так как мы видим огрубелость чувств, безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость. Учитывая особенности нашего времени, кризисное состояние нравственности и духовности общества, негативное воздействие СМИ на личность ребенка.

1. 2. Основные идеи и взгляды.

Формирование демократического государства, гражданского общества в России невозможно без воспитания патриота, личности гражданина, основанной на нравственных ценностях и идеалах многонационального народа.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения заложены основные идеи, подходы в воспитании подрастающего поколения в современных условиях. Программа составлена на основе этих идей, подходов с учетом следующей системы фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними.

Толерантное воспитание младших школьников ориентировано на воспитание толерантной личности ребенка, основанной на традиционных ценностях и идеалах:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.Цель – выявить педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников.

Список использованной литературы…………………………………………………. 20

Нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.

По словам учёного В. И. Павлова, нравственное воспитание личности направлено на формирования её:

- нравственных чувств - совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;

- нравственного облика - терпения, милосердия, кротости, незлобивости;

- нравственной позиции - способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;

- нравственного поведения - готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли [1, с. 26].

2.Сущность и проблемы.

Многие общественные деятели, писатели и педагоги считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре воспитательной деятельности.

Общественная и личная нравственность переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу. И рост преступности, и социальная несправедливость, и крушение идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Совершенно очевидно, что нравственная культура не может быть сколько-нибудь высокой, если социальная система неэффективная, игнорирует требования справедливости и здравого смысла. Поэтому проблема нравственного воспитания старших школьников является очень актуальной. Объектом данного исследования является нравственная культура старших школьников. Предмет исследования – особенности формирования нравственной культуры старших школьников.

3. Цель и задачи.

Цель – выявить педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников. Задачи исследования:

1. Обозначить роль нравственного воспитания в развитии и формировании личности.

2.Рассмотреть структуру и функции нравственного воспитания.

3. Обосновать педагогические условия формирования нравственной культуры старших школьников.

4.Формы и методы Метод воспитания - это способ взаимного сотрудничества между воспитателями и воспитанниками для достижения наиболее эффективных результатов воспитания и развития. Методы воспитания и формы организации деятельности школьников можно принять, как единое воспитательное явление. Методы воспитания функционально зависимы от деятельности школьников.

При выборе методов нравственного обучения следует, прежде всего, опираться на возраст учащихся и их жизненный опыт. В старших классах становится вполне актуальным вопрос о самоопределении - особенность данного возраста. Ребенок впервые начинает задумываться о себе, как о личности, о том, какую профессию предположительно избрать, как увеличивать свой круг общения и при этом не потерять в этом круге себя. В наше время самоопределение чаще выражается внешне, чем внутренне. Так, чтобы выделиться среди толпы обычных людей, дети старшего школьного возраста пытаются привлечь внимание с помощью контрастной одежды, нестандартного макияжа. Они создают свои субкультуры по определенным обобщающим их интересам, находят, таким образом, своих единомышленников. Старший школьный возраст психологи описывают такими чертами поведения, как:

- сторона постоянного протеста;

Методы нравственного воспитания, их характер, обусловлены также развитием школьного коллектива. При отсутствии сформированности коллектива воспитатель в достаточно твердой форме предъявляет требования всем без исключения ученикам. Но при выделении актива в коллективе методика работы воспитателя меняется[10]. Но данное предположение более свойственно ученикам младшего возраста, когда класс только сплачивается. Как правило, в старших классах ребята уже формируют коллектив.

Ориентированность традиционных методов нравственного воспитания на формирование у школьников определенного отношения к нормам и правилам общественной жизни подчеркивалась всегда. Внутренний контроль - то, что является основным показателем того, что нравственные качества у личности сформированы. Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания, хотя очевидным остается тот факт, что они не все имеют одинаковую направленность на формирование мотивов нравственного поведения. По результатам методы воздействия могут быть подразделены на два класса:

1. Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

2. Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения.

И.С. Марьенко были названы такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Выбор методов также обусловлен содержанием воспитательной деятельности, ее направленностью. Так, убеждение в процессе нравственного просвещения ставится на первый план. В трудовом воспитании главенствующую роль будет играть упражнение. Также следует отметить, что при воспитании дисциплинированности и ответственности нельзя не упомянуть, что вдобавок к основным методам применяются поощрение и наказание. Мы будем пользоваться в данной работе традиционной классификацией методов нравственного воспитания, предложенная Щукиной Г.И. Это связано с тем, что данные методы универсальны и применимы в любой педагогической ситуации. Кроме того, вышеперечисленные методы весьма специфичны и требуют применения в определенной области. Безусловным также признаем тот факт, что использование каждого из этих методов требуют от педагога высокого уровня профессионализма.

По данной классификации автором выделены следующие группы методов:

1. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.

Хотелось бы назвать наиболее сложные, на наш взгляд, по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия - пример

5. Принципы педагогических требований.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить двумя положениями.

1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России.

2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, конфессиями, общественными организациями.

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный многогранный и длительный процесс, включающий: педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный.

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравст­венное воспитание он считал главной задачей детского воспита­тельного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания. могли сделать гоголевского городни­чего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой.

- системы общечеловеческих ценностей;

- основные качества личности;

- составные компоненты социального опыта накопленного человечеством.

Назначение и роль духовно-нравственного воспитания проявляются в его функциях:

1. Функция развития предполагает изменение направленности личности воспитанника, структуры ее потребностей, мотивов поведения, способностей и др.

2. Функция формирования предстает как специально организованный процесс предъявления педагогом ребенку социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения для его личностного, гражданского роста.

3. Функция социализации заключается в обеспечении усвоения социального опыта и выработки совместно со взрослыми собственных ценностных ориентации в процессе совместной деятельности и общения.

5. Функция психолого-педагогической поддержки проявляется как помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с психофизическим и моральным здоровьем, обучением, межличностными отношениями и общением. Предметом педагогической поддержки выступает процесс совместного с воспитанником определения его собственных актуальных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство в различных сложных ситуациях и самостоятельно достичь желаемых результатов.

6. Гуманитарная функция воспитания заключается в обеспечении прав ребенка, удовлетворении его потребностей в безопасности, эмоциональном комфорте и независимости, сохранении здоровья, определении смысла жизни, предоставлении личной свободы.

7. Культурообразующая функция воспитания проявляется в сохранении, воспроизводстве и развитии культуры, предполагает ориентацию на воспитание личности как субъекта культуры [4].

Эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий:

1.Выбор содержания нравственного воспитания;

2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств;

3.Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Охарактеризуем каждое из них.

1. Выбор содержания нравственного воспитания.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. На­пример, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное до­стояние и природу, быть преданным родине, поддерживать досто­инство и честь других людей, проявлять коллективизм, правди­вость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила опре­деляют те нравственные отношения, которые человек должен про­являть к труду, родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отно­шений, если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирова­ние следующих моральных отношений.

а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и пер­спектив мирового развития; правильная оценка событий внутри
страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свобо­де народов;

б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни;
доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное
благо; соблюдение дисциплины труда;

г) отношение к общественному достоянию и материальным- ценнос­тям: забота о сохранении и умножении общественного достояния,
бережливость, охрана природы;

д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; чест­ность и правдивость; простота и скромность в общественной и лич­ной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т.д.

Как видим, каждое из перечисленных, отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна при­держиваться личность и которые составляют основу ее жизни и по­ведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

2. Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств.

Рассматривая содержание нравственного воспита­ния, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране приро­ды, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятель­ностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой со­знательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положи­тельных моральных отношений в системе организуемой в школе разнооб­разной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств.

3. Активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника.

При столкновении старших школьников с проблемой нравственного самосо­вершенствования возникает сложная в психолого-педагогическом плане ситуация. Здесь им приходится встречаться со множе­ством противоречий и проблем. Одна из них — стремление де­тей этого возраста к романтизму, рыцарству и приключениям, навеянное соответствующей литературой и фильмами. В совре­менных социальных условиях такое стремление часто сталкива­ется с прагматической ориентацией, порождаемой экономиче­скими условиями жизни. Если романтический идеал требует от личности аскетизма и скромности в своих притязаниях, в част­ности материальных, то прагматический, напротив, порождает стремление к материальному благополучию и роскоши. Романти­ческая ориентация предполагает уединение, прагматическая — активное общение. Первой свойственна покорность судьбе, вто­рой — борьба. Перечень антиномий чисто нравственного харак­тера, возникающих при столкновении романтических идеалов с реальной современной действительностью, можно было бы про­должить. Главная трудность осуществления выбора между ними в самовоспитании состоит в том, что для юношей просто отказаться от одной из целей — романтической или прагмати­ческой — в пользу другой невозможно. Но можно ли их соединить, и если да, то как?

Первейшая задача педагога, работающего с детьми старшего школьного возраста, по мнению Р.С.Немова, заключается в том, чтобы показать им, что в действительности романтические и прагматические идеалы и ценности вполне совместимы друг с другом, что юноше или девушке вовсе не следует обязательно отказываться от одного и пользу другого, так как романтику и прагматику можно соединить на уровне высших духовных и материальных человеческих ценностей. Важно помочь молодым людям найти у прагматически ориентированных героев таких произведений привлекательные нравственные и романтические черты и, наоборот, искать и находить у романтиков полезные деловые свойства.

Для эффективного формирования нравственной культуры необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся фор­мируются чувства совести и ответственности, вырабатываются на­выки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической дея­тельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эф­фективно формировать нравственные отношения.

6. Опорный конспект.


В процес­се воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Люди, будучи членами социальной системы, должны быть определенным об­разом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определен­ным нормам, правилам и требованиям. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждо­го его члена. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. В данной работе я попыталась выявить условия, необходимые для эффективного формирования нравственности старших школьников. Именно на этот возраст приходится становление нравственного самосознания личности.

Эффективное формирование нравственности старших школьников зависит от следующих условий: выбор содержания нравственного воспитания; организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравствен­ных качеств и активное участие педагога в самовоспитании старшего школьника. Нравственное воспитание должно пронизывать весь процесс учебно-воспитательной работы.

8. Список использованной литературы.

1. Богданова О.С., Катаева Л.И., Шамшурина А.И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979. – 213с.

2. Гербарт И.Ф. Избр. пед. соч. М., 1940 3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. -512с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1955.

4.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2: Психология образования. – 608 с.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999.- 944с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад -М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528с.:ил.

7. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/ Ю.К. Бабанский и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. – 479с. 8. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 2-х т. М., 1979.

9. Харламов М.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2000. – 519с.

10. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М.: Просвещение, 1986.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём.

Цель: рассмотрение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности.

1. Проанализировать состояние проблемы духовно – нравственного воспитания младших школьников в научной литературе.

2. Раскрыть методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников.

3. Описать возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.

4. Сформулировать выводы по основным положениям.

1. Сущность и природа нравственности

Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества.

2. Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием.

Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль. Внутренний контроль формируется благодаря активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах.

Методов и особенно различных версий методов накоплено так много, что разобраться в них, выбрать адекватные целям и реальным обстоятельствам помогает лишь их упорядочение, классификация.

Так, например, по результатам методы воздействия можно разделить на два класса:

влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи;

влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения[17,109].

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

3. Возможности духовно - нравственного воспитания младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Одной из задач развития личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей этого возраста различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

Расширение связей учащихся 1-4 классов с окружающим миром ведёт к коррекции их действий, а вместе с этим и системы отношений в ученическом коллективе со стороны не только педагогов, но и других людей. [9, 23].

Еще одна немаловажная идея - сотворчество участников образовательного процесса. Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими для ученика становятся сотруднические отношения учителя и учащихся. Реализуя данную идею, педагог должен изыскивать возможности и для развития сотворчества детей и родителей. Сотворчество педагогов учащихся - это источник и условие их развития. Учитель личным примером показывает образец сотворчества с учениками и в тоже время развивает сотворчество между детьми, детьми и родителями, используя специальные коммуникативные технологии.

Основу сотворчества составляет подлинно совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие участников учебного процесса на основе личных предпочтений. Необходимые условия сотворчества:

. совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы;

. определение путей достижения общего и индивидуальных результатов;

. совместное распределение поручений, обязанностей, функций, средств, видов групповой деятельности в соответствии с возможностями каждого участника деятельности;

. совместные контроль и оценка результатов учебной деятельности, постановка новых целей и задач.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени и досуга учащихся.

Основные задачи внеурочной работы: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей детей младшего школьного возраста, наличие реальных дел, доступных для них и имеющих конкретный результат, внесение в них духа романтики фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости [9, 38].

В школе в основном предпочтении отдаётся общеобразовательному направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т.п. Также развиты художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность, занятие физкультурой, детский и юношеский спорт, туризм и т.д. Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей в неформальном общений в клубах и объединениях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т.п К специфической форме внеурочной работы относиться организация работы группы продлённого дня.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Очень важным условием действенности всех видов внеурочной воспитательной работы с учащимися является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Сформулированы следующие выводы по формированию духовно-нравственных качеств у младших школьников.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей.

Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

4) Средствами нравственного воспитания являются:

1.Моральное убеждение как основное нравственно-психологическое средство воздействия на личность.

2.Моральное принуждение как форма морального осуждения.

5) Моральное воспитание осуществляется в тесном органическом единстве, во-первых, с основной (профессиональной) деятельностью, во-вторых, с воспитанием мировоззренческим, к которому примыкают другие развитые формы общения и деятельности: художественно- эстетическая, политическая, правовая и т.д.

6) Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Список использованной литературы

Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание. [Текст] / Н.В. Архангельский - М.: Просвещение, 1979. – 534с.

Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании [Текст] / А.В. Бабаян // Педагогика – 2005 - №2 – С. 67-68

Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] /Л.И.Божович // Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975. - 254с.

Дробницкий, О.Г Проблемы нравственности [Текст] /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. [Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.

Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России[Текст] / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2010. – 23 с.

Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст]/ Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

Зазнобина, Л. С: Как же выжить в мире СМИ. [Текст] / Л.С.Зазнобина //Медиаобразование в школе - 1999 - №3 - С.23- 26.

Леднев, В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека [Текст] / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании – 2002 - №6 – С. 3-6.

Войти через uID

Войти через uID

Урок нравственности, морали; материал помогает подвести к пониманию ценности человеческой жизни, объясняет понятия "толерантность" и "человечность".


Усова Ирина Владимировна (История7157)


17.08.2019

Костюм дает представление о культурных и экономических контактах народа, его эстетических идеалах и обычаях. Костюм может служить ключом ко многим загадкам ушедших эпох.


Ежебокова Наталья Анатольевна (nezhebokova2017)


16.09.2018


Кузнецова Наталья Николаевна (ната0407)


29.08.2018


Крылова Елена Александровна (Гирей)


24.07.2018


Презентация создана по мотивам индейской притчи "Два волка " для проведения урока по обществознанию в 7 классе по теме "Добро и зло". Её можно использовать для бесед на нравственные темы на классных часах для любого возраста.

В притче раскрываются нравственные принципы человека, законы формирования лучших человеческих качеств, таких как добродетель.


Пасечник Елена Аркадьевна (Аркадьевна2051)


30.10.2016


Презентация "Три типа людей " приготовлена для проведения урока по обществознанию в 6 классе по теме "Человек". Её можно использовать для бесед на нравственные темы в среднем звене.


Пасечник Елена Аркадьевна (Аркадьевна2051)


30.10.2016

Что делает нас счастливыми? Ученые обнаружили, что если мы покупаем другим людям подарки или делаем что-то для них, то это действие способствует нашему ощущению счастья гораздо больше, чем если бы мы потратили эти же усилия и деньги на себя. Нам нужны теплые, доверительные отношения с другими людьми, их мысленная поддержка и чувственная помощь. Мы нуждаемся в хорошей оценке с их стороны, мы ждем от них благодарности за то, что мы делаем. Нам важно быть в обществе счастливых людей, но предварительно нам стоит позаботиться и о том, чтобы они были счастливы.


Федорова Татьяна Николаевна (Публикатор)


01.10.2016


Григорьева Ольга Владимировна (Публикатор)


10.09.2015


Честнокова Татьяна Павловна (сотрудничество)


13.01.2015

Целью данного классного часа является воспитание нравственной культуры общения. Учащиеся обсуждают и оценивают такие качества личности, как терпимость, тактичность, доброжелательность, вежливость и самостоятельно вырабатывают правила общения между людьми.


Туркова Любовь Валентиновна (Lyubov2404)


11.07.2014


Бондарь Людмила Ивановна (дежурный)


13.09.2013

Цель данного классного часа - формировать собственную позицию по отношению к жадности и ее проявлениям.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с жадностью.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цели данного классного часа:
- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения и самоуважения;
-формировать собственную позицию к уважению как нравственной категории.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия;
2) выявить различные способы формирования уважения и самоуважения среди учащихся.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цель данного классного часа - формировать собственную позицию по отношению к зависти.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с завистью.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


13.08.2013

Цель данной мастерской - формировать собственную позицию по отношению к высокомерию.
Задачи:
1) развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
2) содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с высокомерием.


Легоцкая Вера Сергеевна (веранда)


12.08.2013

Методические разработки к проведению классных часов по духовно-нравственному воспитанию с использованием художественной литературы для учащихся начальной школы


Кучевская Ольга Владиславовна (Ольга1б)


05.08.2013

Россия – Италия. Сочи – Римини. Презентация, аудио файл, текст.


Иванченко Наталья Ивановна (MichaMrack)


13.05.2013

Классный час подготовлен к 1 сентября, нацелен познакомить учащихся 5 класса с классным руководителем, с новыми предметами, на формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям.


Крупнова Ольга Владимировна (Kamille)


01.03.2013


Чепелев Леонид Анатольевич (Беларусь)


20.02.2013

  • Воспитывать потребность в совершении добрых поступков, по собственному желанию, не требуя похвалы;
  • Развивать способность видеть добрые поступки окружающих;
  • формировать положительные взаимоотношения внутри классного коллектива.


Ткаченко Елена Евгеньевна (Choiza)


07.02.2013

Разработка классного часа к 23 февраля


Комарова Евдокия Александровна (eva2306)


31.01.2013


Вздорова Александра Алексеевна (deumelinchen)


11.01.2013

На этом классном часе с детьми проводится беседа о таких понятиях, как нравственность, добросердечность и милосердие. Использованы: заповедь Библии "Возлюби ближнего своего, как самого себя", басня Л.Н.Толстого "Старый дед и внучек", сценка по произведению Л.Сорокиной "Помощник".


Расковалкина Валентина Борисовна (Raskovalkina)


13.05.2012

Цель мероприятия:расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках;формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.


Сафронова Марина Николаевна (Забиякка)


12.05.2012

При изучении истории родного города неизбежно происходит процесс формирования гражданских, нравственных, духовных и культурных основ личности ребенка.
Воспитательная работа по данному направлению состоит из двух органически связанных между собой и дополняющих друг друга этапов:
• сбор, изучение информации через классные часы, викторины, чтение литературы;
• экскурсионные поездки, посещение музеев и выставок.
Я предлагаю материал классного часа (теоретическое знакомство с историей Новгородского Кремля).


Голева марина Александровна (M@pин@)


05.05.2012

Формировать гражданственность и ответственность, желание быть полезным своей стране.
Помочь учащимся осознать себя частью своей страны.
Формировать гражданские ценности, позитивное отношение к своей стране и желание сделать ее лучше.
Дать понятие о значимости государственной символики.


Мансурова Раиса Кавиевна (Мансурова)


23.04.2012

Создание условий для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.


Бородина Галина Владимировна (ivyhka)


04.02.2012

Цель: Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимание значения такой нравственной категорий как любовь в жизни человека, его личности.

Воспитание бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.


Ковалёва Альбина Владимировна (Аллла)


01.01.2012

Цель:
Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества.
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины.


Бурякова Вера Николаевна (верник)


31.12.2011

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Читайте также: