Доклад на тему ракета гагарина

Обновлено: 30.06.2024

Сбылась мечта основоположника современной космонавтики К.Э.Циолковского: представитель человечества вырвался в космическое пространство. И первым космонавтом Земли стал наш соотечественник! Это было великое достижение ученых, конструкторов и рабочих, ставшее по праву праздником для нашего народа, да и всего мира! С тех пор этот апрельский день вся планета отмечает как Международный день авиации и космонавтики.

В 1956 году в ОКБ-1, где создавалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 и которым руководил главный конструктор С.П. Королев — выдающийся ученый в области ракетно-космической техники и один из крупнейших пионеров космонавтики, приступили к разработкам аппаратов для космических полетов. Уже в следующем году был организован специальный отдел, возглавляемый известным конструктором в области ракетостроения М.К.Тихонравовым — одним из пионеров ракетной техники. Его сотрудники разрабатывали проекты пилотируемых и автоматических космических аппаратов, запускаемых при помощи ракет-носителей, создаваемых на базе Р-7.

Рис.2. Схема отделения блоков 1-й ступени

Рис.2. Схема отделения блоков 1-й ступени:

А — центральный блок (3-я ступень); Б,Г — боковые блоки (1-я ступень); а,б,в — три условных положения боковых блоков в процессе их отделения

Третьего марта 1958 года от имени руководителей ракетно-космического комплекса в правительство были направлены предложения по разработке такого носителя и космических аппаратов для исследования Луны. Через две недели (20 марта) соответствующее постановление было уже принято, а через три месяца (1 июля) ОКБ-1 представило эскизный проект, который предусматривал два варианта ракет. Для реализации проекта требовалось создать новую 3-ю ступень — ракетный блок Е, оснащенный двигателем с удельной тягой на 30—40 единиц больше, чем у существующих образцов, и приспособленный для запуска в космическом пространстве. А также систему управления, способную обеспечивать измерение скорости полета до 11 км/с с точностью 0,3—0,5 м/с.

Эти соображения привели к тому, что центральный блок имел продолжительность работы двигателя и соответственно емкость баков вдвое больше, чем боковые. Для устранения разбалансировки масс частей пакета при работе маршевых ЖРД ввели специальную систему синхронного опорожнения баков. Ее задачей было обеспечить одновременное расходование компонентов топлива как из баков отдельного ракетного блока, так и блоков. Это достигалось небольшим изменением соотношения подачи компонентов топлива в двигатели. Сложная форма ракетных блоков обеспечивала необходимые аэродинамические характеристики и устойчивость полета во всем диапазоне скоростей.

На всех ракетных блоках были установлены четырехкамерные ЖРД открытой схемы, работающие на топливе жидкий кислород плюс керосин. Эти двигатели РД-107 (на 1-й ступени) и РД-108 (на центральном блоке), созданные в ОКБ-456 под руководством В.П.Глушко, отличались только количеством рулевых двигателей (два на РД-107 и четыре на РД-108), работающих на основных компонентах топлива. Привод турбонасосного агрегата использовал парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода. Рулевые двигатели разрабатывались в ОКБ-1 под руководством В.А.Мельникова.

КОНСТРУКТИВНО-КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА бокового блока состояла из силового конуса со сферическим упором на вершине, несущих конических баков окислителя и горючего, соединенных межбаковым отсеком, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, а также хвостового отсека. Снаружи его располагался аэродинамический руль, а внутри — ЖРД. Со стороны, обращенной к центральному блоку, задняя часть хвостового отсека и его торец были покрыты теплозащитным экраном, изготовленным из листов полированной стали, под которыми положили слой асбеста. (Экран ввели после первого аварийного запуска ракеты 15.04.1957 г.) Длина бокового блока без выступающей части сопел ЖРД составила 19,2 м, максимальный диаметр 2,68 м и сухая масса — 3,75 т.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БЛОК состоял из приборного отсека, бака окислителя, образованного двумя конусами, соединенными большими основаниями через мощный силовой шпангоут, межбакового отсека, бака горючего, отсека тороидальных баков перекиси водорода и жидкого азота, хвостового отсека с ЖРД. На хвостовом отсеке, нижнюю часть которого также закрыли теплозащитным экраном, смонтировали обтекатели рулевых двигателей. Длина центрального блока составила 26,8 м, максимальный диаметр 2.95 м и сухая масса — 7 т.

1 — головной обтекатель; 2 — спускаемый аппарат; 3 — толкатель: 4 — ферма-переходник; 5 — рулевое сопло блока Е; 6,18 — антенны; 7 — приборный отсек блока А; 8 — бак окислителя блока А; 9 — кронштейн; 10—силовой конус; 11 — бак окислителя бокового блока; 12— бак горючего блока А; 13 — бак горючего бокового блока; 14— стяжные стержни; 15 — двигатель РД-108; 16 — двигатель РД-107 ; 17 — двигатель РО-7 ;

VI — заклепочный шов (заклепки с потайной головкой); VII— шов точечной сварки; VIII— заклепочный шов (заклепки с полусферической головкой); IX— сварной шов

Отделение блоков 1-й ступени происходило следующим образом. Их маршевые двигатели переводились на режим малой тяги, а управляющие двигатели выключались. Пневмозамки освобождали стяжки, и пакет раскрывался снизу под действием момента силы тяги двигателей (рис. 2а). Сферические упоры поворачивались и выходили из зацепления с кронштейнами на центральном блоке, который уходил вперед. В этот момент замыкались концевые выключатели.

По их команде смолкали двигатели боковых блоков и открывались сопла, расположенные на внутренней стороне силового конуса, через которые стравливалось давление наддува бака окислителя (рис. 26). Реактивная сила отводила верхние части боковых блоков от центрального на безопасное расстояние (рис. 2в).

Первый запуск новой ракеты-носителя в сторону Луны с АМС массой 361 кг 23 сентября 1958 года был неудачным. На 87-й секунде полета произошла авария из-за продольных колебаний конструкции, передававшихся через питающие трубопроводы в двигатели. Они вызвали колебания давления в камере сгорания, что в конечном итоге приводило к взрыву. При втором пуске 12 октября — авария по той же причине. Ракетчики впервые столкнулись с подобным явлением, которое потребовало введения специальных демпферов в систему питания ЖРД для устранения эффекта резонанса. После проведения доработок 4 декабря состоялся третий запуск. Он также был неудачным: на 245-й секунде произошла авария наноса перекиси водорода на двигателе центрального блока, однако телеметрия показала, что колебания в тракте питания погашались.

Запуски к Луне продолжались. Дважды — 15 и 19 апреля 1960 года — они оказались неудачными из-за аварии носителя. Это были попытки запуска АМС, которая должна была сфотографировать обратную стороны Луны с точной привязкой к ее видимой стороне.

Легендарный первый полёт человека в космос, осуществлённый 12 апреля 1961 года — великое событие не только для СССР и его правопреемницы России, но и для всего мира. В этом раунде космической гонки СССР безоговорочно выиграл у своего главного конкурента — США. Но как осуществлялась подготовка и сам полёт? и Что было после того, как Гагарин пролетел над нашей землёй и приземлился обратно? Всё это, безусловно, по-прежнему вызывает интерес у многих людей.

Как осуществлялась подготовка

Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем


Гагарин в Центре подготовки космонавтов: Королёву требовался кандидат с идеальным здоровьем

Биография Гагарина до дня полёта

Юрий Алексеевич Гагарин появился на свет 9 марта 1934 года в обычной семье рабочих. Большую часть детства он провёл в городке Гжатске (теперь этот город в Смоленской области называется Гагарин) и соседних деревнях, пережил, будучи маленьким мальчиком, фашистскую оккупацию. В октябре 1955 года Гагарина призвали в вооружённые силы и направили в Чкалов (этот город сегодня называется Оренбург) в местное авиационное училище. Учился Гагарин у лётчика Ядкара Акбулатова, который в то время считался одним из лучших специалистов в своей сфере.

Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище


Юрий Гагарин во времена своей учёбы в Оренбургском высшем авиационном училище

В учёбе Юрий по всем предметам имел весьма высокие оценки и его даже назначили помощником командира взвода. Но при этом он никак не мог в совершенстве овладеть посадкой — нос самолёта всё время немного клонился вниз. В один момент из-за этого было даже принято решение отчислить его. Но Гагарин умолял дать ему ещё шанс, заявлял, что не представляет свою жизнь без неба. В итоге ему удалось осуществить идеальную посадку. В октябре 1957 года документ об окончании училища всё-таки был выдан Юрию Гагарину.

Вероятность успеха запуска не была стопроцентной

Гагарин с женой и одной из дочек


Гагарин с женой и одной из дочек

Легендарный полёт: 108 минут, которые изменили историю

Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года


Взлёт ракеты-носителя утром 12 апреля 1961 года

Гагарин, будучи на орбите, рассказывал о собственных наблюдениях. Он в окно иллюминатора смотрел на Землю с её облаками, горами, океанами и реками, видел облака и атмосферу из черноты космоса, Солнце и далёкие звёзды. Ему понравился открывшийся ему вид нашей планеты. Он даже призвал людей хранить эту красоту, а не разрушать её. Больше всего Гагарина впечатлила линия горизонта — она отделяла земной шар от очень чёрного неба.

Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой


Гагарин первым увидел Землю из космоса и восхитился её красотой

Гагарин также провёл несколько экспериментов: поел, выпил воду, сделал пару записей простым карандашом. В какой-то момент он отпустил карандаш, и тот сразу же начал уплывать от него. Гагарин пришёл к выводу, что подобные вещи в невесомости следует фиксировать.

До полёта оставалось загадкой, как психика человека может отреагировать на условия космоса, поэтому внутри корабля была реализована особая защита от умопомешательства пилота. Чтобы управлять кораблём, Гагарин должен был перейти на ручное управление. А для этого ему необходимо было открыть конверт с одним листочком, на котором была записана математическая задача. Только решив её, можно было узнать код доступа к панели управления.

В целом полёт прошёл спокойно, серьёзных нештатных ситуаций не случилось. Длительность этого полёта составила 108 минут, за это время корабль-спутник сделал один-единственный оборот вокруг земного шара.

Но при возвращении на Землю, во время посадки, тормозная система немного подвела и произошло небольшое отклонение от курса.

После полёта

После приземления Гагарина случайно встретили жена лесничего и её внучка — они просто прогуливались в этих местах. Затем в районе приземления появились военные — они доставили пилота-космонавта в военную часть. Здесь он вышел на связь с командованием и сообщил, что поставленная перед ним задача выполнена.

Изначально не планировалось никаких празднеств, связанных с появлением Гагарина в Москве. Но внезапно планы переменились, в спешном темпе была организована торжественная встреча. На самолёте Ил-18 космонавт прибыл в столичный аэропорт Внуково, где его уже ожидала восторженная толпа, представители СМИ, первые лица советского государства. Далее Гагарина повозили по главным улицам Москвы в автомобиле ЗИЛ с открытым верхом. Гагарин ехал стоя и приветствовал тех, кто пришёл его встречать. Со всех сторон звучали поздравления, многие принесли с собой плакаты. Какой-то мужчина даже пробрался сквозь выставленное оцепление и передал Гагарину цветы.

Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом


Гагарин едет по Москве на машине с открытом верхом

Потом на Красной площади космонавт, пройдя по красной ковровой дорожке, доложил об успешном полёте Никите Хрущёву. Некоторые люди, смотревшие эту кинохронику, обратили внимание на развязанный шнурок на Гагаринском ботинке. Эта забавная деталька сделала космонавта ещё более любимым в народе.

Юрий Гагарин и Сергей Королёв (на переднем плане)


Юрий Гагарин и Сергей Королёв (на переднем плане)

Этот космический полёт привлёк внимание людей со всего земного шара, а Гагарин стал знаменитостью международного, общепланетарного масштаба. По приглашениям первых лиц других государств он посетил приблизительно три десятка стран. Много поездок космонавт осуществил и по территории Советского Союза. Интересно, что в шестидесятые годы прошлого века наиболее популярным мужским именем в СССР стало имя Юрий. Многие пары захотели назвать детей в честь человека, летавшего в космос.

 10. Гагарин выступает перед аудиторией: на него востороженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида


Гагарин выступает перед аудиторией: на него восторженно смотрит итальянская актриса Джина Лоллобриджида

В шестидесятые годы Гагарин вёл заметную общественную деятельность, трудился в Центре подготовки космонавтов, в планах у него был второй космический полёт.

Однако 27 марта 1968 года Гагарин неожиданно и преждевременно погиб в авиакатастрофе во Владимирской области. Он разбился, когда вместе с инструктором Владимиром Серёгиным осуществлял плановый полёт на самолёте МиГ-15УТИ. Обстоятельства катастрофы не выяснены до конца и по сей день. Просто с МиГом пропала связь, а затем его обломки нашлись в нескольких десятках километров от аэродрома.

В связи со смертью Гагарина в Советском Союзе объявили траур. В честь лётчика-космонавта были названы населённые пункты, отдельные проспекты, переулки и улицы. Вдобавок ко всему в разных уголках Земли было открыто огромное количество памятников и скульптур, посвящённых Гагарину.

Марка 1984 года с изображением Юрия Гагарина


Марка 1984 года с изображением Юрия Гагарина

Данный полёт, безусловно, открыл новую эпоху — эпоху освоения человечеством ранее неизведанных и поражающих своими масштабами космических просторов. Как далеко зайдёт это освоение, чего мы сможем достичь на этом пути, пока не очень ясно. К примеру, сейчас ведутся разговоры о колонизации Луны и Марса.

Но нет сомнений, что этот путь начался 12 апреля 1961 года. И вполне закономерно, что каждый год именно в этот весенний день отмечается такой праздник, как День Космонавтики.

Именно с полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком


С полёта Гагарина началась история освоения космоса человеком

Навсегда советский гражданин Юрий Гагарин будет в нашей памяти и памяти наших потомков первым человеком, оказавшимся в космосе. Этот статус и это звание у него никто никогда не отберёт.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №70

Кировского района г. Казани

Первый полёт человека в космос

Тимофеев Ярослав Дмитриевич

Светчикова Ирина Владимировна

2.1 Первый полет человека в космос ………………………………. 5 стр.

2.3 Теории гибели Ю. А. Гагарина …………………………………….10 стр.

2.4 Практическая часть ……………………………………………. 11 стр.

1. Введение.

Актуальность: История развития отечественной космонавтики вызывает чувство гордости за нашу страну. В благодарной памяти потомков навсегда останется немеркнущий подвиг ученых, инженеров, конструкторов, рабочих, проложивших дорогу в космос.

Космонавтика стала делом жизни нескольких поколений наших соотечественников. Российские исследователи были первооткрывателями, а на их долю, как известно, выпадают самые трудные испытания.

В 2021 году всё прогрессивное человечество будет отмечать уже 60-ю годовщину со дня полета Ю. А. Гагарина. И каждый год 12 апреля мы с благодарностью вспоминаем об этом скромном человеке, открывшем эру пилотируемых полетов в космос.

Полет 12 апреля 1961 года стал апофеозом идей, заложенных Цандером и Циолковским, развитых Королевым. 60 лет назад впервые в мире наш соотечественник Юрий Гагарин достиг орбиты Земли благодаря выдающимся умам, которыми наша страна всегда была богата, благодаря самоотверженной работе тысяч ученых и инженеров.

Нельзя забывать, что космический юбилей 2021 года – это праздник не только космонавтов. Гагарин стал символом мировой космонавтики, и все же 12 апреля мы будем чествовать и тех, кто остались за кадром исторического полета, но заложили его основу, тех, без кого величайшее национальное космическое достижение не стало бы реальностью.

От первых пилотируемых кораблей и орбитальных станций к многоцелевым пилотируемым орбитальным комплексам – таков сложнейший путь, пройденный нашей пилотируемой космонавтикой.

1. История полёта первого человека в космос.

3. Рассмотреть теории гибели великого космонавта.

Этапы работы над проектом.

1. Определение темы проекта.

2. Поиск и анализ проблемы.

3. Постановка цели и задач проекта.

4. Анализ имеющийся информации.

5. Подготовка презентационных материалов.

6. Подведение итогов проекта.

2. Основная часть

2.1 Полет первого человека в космос.

В четвертом часу утра, 12 апреля, прибыли С. П. Королев и сам лётчик-космонавт.

На стартовой площадке закипела работа. Жесткий предстартовый график закрутил всех. В бункере с центрального пульта управления В.Е. Стаднюк подает напряжение на борт космического аппарата и включает системы согласно утвержденному графику подготовки. Над головным обтекателем, под которым расположен космический аппарат, нависает утренняя дымка.

Объявляется трехчасовая готовность. На верхнюю площадку установщика поднимаются медики для закладки питания - последняя операция перед посадкой космонавта. Питание закладывают на десять суток. Это делается на тот случай, если откажет тормозная двигательная установка. Конструкция космического корабля и высота орбиты были выбраны так, что позволяли осуществить спуск с орбиты спускаемого аппарата с космонавтом за счет естественного торможения корабля в верхних слоях атмосферы, но тогда Гагарину пришлось бы пробыть на орбите не 108 минут, а около 10 суток. Это был запасной вариант спуска с орбиты.

Королев предусмотрел все мыслимые и немыслимые варианты нештатных ситуаций, которые могли бы произойти с космическим кораблем и космонавтом, сделав все возможное и невозможное для их предотвращения и обеспечения безопасного полета первого человека в космос и его благополучного возвращения на Землю.

Испытатели с ферм обслуживания вглядывались в даль, на дорогу, ведущую к старту, откуда должен появиться автобус с космонавтами.

Ю.А. Гагарин поднимается по двум ступенькам приставной лестницы, закидывает ноги и ложится в кресло. Космонавт занял место в кабине и начал проверку систем корабля. По докладам понятно, что все идет по графику.

Это В.Е. Стаднюк докладывает В.И. Ярополову из пультовой бункера, что на центральном пульте управления один из трех транспарантов, сигнализирующих о прижиме крышки люка спускаемого аппарата, не горит. Стартовая готовность космического корабля при этом уже не наберется!

С.П. Королев принимает решение: открыть люк спускаемого аппарата, найти, устранить неисправность и повторно установить крышку люка. А до пуска остается совсем мало времени.

Объявляется 50-минутнаяя готовность, С.П. Королев по связи успокоил Ю.А. Гагарина, что все идет согласно графику.

С этой минуты все управление запуском сосредоточено в руках ракетчиков. Космический аппарат полностью готов к выполнению своей исторической задачи! Слышно гудение наземной аппаратуры, на пультах гаснут и вспыхивают разноцветные транспаранты. Нервы у всех напряжены до предела. В тишине звучат одна за другой команды руководителя стартовой службы А.С. Кириллова.

Так, в памятный день 12 апреля 1961 года над планетой поднялось утро космической эры. Все как завороженные стояли, задрав головы вверх, вслед улетающему Ю.А. Гагарину.


Для первого запуска человека в космос использовался космический корабль "Восток-1", созданный для осуществления полетов по околоземной орбите. Разработка аппарата серии "Восток" началась в конце 1950-х годов под руководством Михаила Тихонравова и завершилась в 1961 году. К этому времени было произведено семь испытательных запусков, включая два с манекенами человека и подопытными животными. 12 апреля 1961 года космический корабль "Восток-1", запущенный в 9:07 утра с космодрома Байконур, вывел на орбиту летчика-космонавта Юрия Гагарина. Аппарат выполнил один виток вокруг Земли за 108 минут и совершил посадку в 10:55 в районе деревни Смеловка, Саратовской области.

Масса корабля, на котором человек впервые отправился в космос, составляла 4,73 тонны. "Восток-1" имел длину 4,4 метра и максимальный диаметр 2,43 метра. В состав "Востока-1" входил сферический спускаемый аппарат массой 2,46 тонны и диаметром 2,3 метра и конический приборный отсек массой 2,27 тонны и максимальным диаметром 2,43 метра. Масса теплозащиты составляла около 1,4 тонны. Все отсеки были соединены между собой при помощи металлических лент и пиротехнических замков.

В состав аппаратуры космического корабля входили системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления, связи, а также радиотелеметрическая аппаратура для контроля за состоянием космонавта, телевизионная система, система контроля параметров орбиты и пеленгации аппарата, а также система тормозной двигательной установки.

Вместе с третьей ступенью ракеты-носителя "Восток-1" весил 6,17 тонны, а их совместная длина составляла 7,35 метра.

Спускаемый аппарат был оснащен двумя иллюминаторами, один из которых размещался на входном люке, а второй - у ног космонавта. Сам космонавт размещался в катапультируемом кресле, в котором он должен был покидать аппарат на высоте семи километров. Была также предусмотрена возможность совместной посадки спускаемого аппарата и космонавта.

Интересно, что на "Востоке-1" имелся и прибор для определения точного местоположения корабля над поверхностью Земли. Он представлял собой небольшой глобус с часовым механизмом, который и показывал

местоположение корабля. При помощи такого прибора космонавт мог принять решение о начале маневра на возвращение.

Схема работы аппарата при выполнении приземления была такова: в конце полета тормозная двигательная установка замедляла движение "Востока-1", после чего происходило разделение отсеков и начиналось отделение спускаемого аппарата. На высоте семи километров космонавт катапультировался: его спуск и спуск капсулы осуществлялись на парашютах раздельно. Так должно было быть по инструкции, но при завершении первого полета человека в космос почти все прошло совершенно иначе. После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Это было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Спустя некоторое время раскрылся второй парашют. Дальше космонавт спускался на двух парашютах.


2.3 Гибель Ю. А. Гагарина

Первый космонавт Земли Юрий Гагарин трагически погиб во время тренировочного полета на самолете МиГ-15УТИ. Однозначную причину авиакатастрофы до сих пор не установили, однако есть несколько версий.

Версия Алексея Леонова:

Свою версию гибели Гагарина представил космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. По его мнению, к срыву самолета в штопор привел неосторожный маневр истребителя Су-15, не санкционированно оказавшегося в районе полета.

"На самом деле все было по-другому: 27 марта 1968 года во время пилотирования самолета (с экипажем Серегин — Гагарин) в этом же районе не санкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров — а я это знаю, так как беседовал со свидетелями, — на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе из штопора столкнулся с землей", — рассказал Леонов.

Версия Владимира Аксёнова:

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, Владимир Аксёнов, в день гибели Юрия Гагарина проходивший вместе с ним предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, также представил свою версию авиакатастрофы.

"Причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около четырех километров, а нижнего края — на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего Владимиром Серёгиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения и, как следствие, невозможность устойчивого

пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", — сказал Аксёнов.

По его словам, самый вероятный исход от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения (прежде всего авиагоризонта) — затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, а при интенсивных попытках уйти вверх — срыв в скоростной штопор.

Народные теории гибели:

Есть и неофициальная версия о том, что у Гагарина якобы возник конфликт с высшим руководством страны, а катастрофу подстроили специалисты КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа — фальсификация властей, а на самом деле спецслужбы тайно арестовали Гагарина, а затем ему сделали пластическую операцию на лице поместили в одну из провинциальных психиатрических больниц, где он и умер.

Некоторые "исследователи" утверждают, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, а погиб в уже пожилом возрасте в результате несчастного случая на охоте. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" гласит, что Гагарин погиб не во время тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями раньше, при запуске нового секретного космического корабля в рамках советской программы по освоению Луны.

2.4 Практическая часть.

В качестве практической части я провёл опросы среди учеников 9 - ых классов, в опросе принимало участие 95 человек.

Первый опрос был таковым: Какая из теорий гибели космонавта ученикам кажется более правдивой.

Второй опрос звучал следующим образом: Как учащиеся оценивают вклад полёт первого человека в космос в науку.

Третий опрос был на тему: Сколько длился полёт первого человека в космосе.

Четвёртый опрос выяснил: сколько учеников полетели бы вместо Ю. А. Гагарина.

Результаты опросов показаны диаграммами.





Опросы показали, что множество подростков заинтересованы в таком великом событии, как первый полёт первого человека в космос.

3. Заключение

Искусственный спутник Земли многие на Западе встретили с нескрываемым скептицизмом и недоверием. Мол, что из того, что на космическую орбиту заброшено несколько килограммов металла. Какая польза от этого эксперимента, и что принесет он миру и человечеству?
А менее чем через четыре года мир был удивлен и потрясен неслыханным событием: гражданин первой социалистической страны Юрий Алексеевич Гагарин совершил беспримерный облет Земли на космическом корабле "Восток". День этот и имя человека, который первым разорвал цепи земного притяжения, навсегда вошли в память человечества.

4. Список литературы.

1) В. В. Артёмов Юрий Гагарин. Человек-легенда. — Олма Медиа Групп, 2011. — 272

2) Гагарин Ю.А. Дорога в космос. — М.: Воениздат, 1978. — 370 с. — 100 000 экз.

3) Гагарина А. Т., Т. А. Копылова Юрий Гагарин. Глазами матери. — Культурная

4) Валентин Гагарин Мой брат Юрий. — М., 1984. — 350 с. — 100 000 экз. — ISBN 1-

5) Докучаев Юрий Гагарин. — М.: Детская литература, 1981. — 144 с.

6) Ребров М. Ф. Советские космонавты / 2-е изд. доп. и перераб.. — М.: Воениздат,

Первая ракета Восток

Предыстория

Ракета-носитель Восток Юрий Гагарин

Битва за космос

Космическая ракета Восток

История создания

Конструкция ракеты-носителя

Восток ракета-носитель

Была задействована трехступенчатая конструкционная схема с использованием на всех ступенях жидкого топлива (керосин + жидкий кислород). Первые две ступени состояли из 5 блоков: одного центрального (максимальный диаметр 2,95 м; длина 28,75 м) и четырех боковых (диаметр 2,68 м; длина 19,8 м). Третья соединялась стержнем с центральным блоком. Также по бокам каждой ступени стояли рулевые камеры для маневрирования. В головной части монтировался ПКК (в дальнейшем – искусственные спутники), прикрытый обтекателем. Боковые блоки оборудованы хвостовыми рулями.

Ракета имела максимальный диаметр 10,3 метра при длине 38,36 метра. Стартовая масса системы достигала 290 тонн. Расчетная масса полезного груза почти втрое превышала американский аналог и равнялась 4,73 тонны.

Тяговые усилия разгонных блоков в пустоте:

  • центральный – 941 кН;
  • боковые – по 1 МН;
  • 3-я ступень – 54,5 кН.

Конструкция ПКК

В приборно-агрегатном отсеке располагались системы управления и ориентации движения, энергопитания, УКВ-радиосвязи, телеметрии, программно-временное устройство. На поверхности ПКК размещались 16 баллонов с азотом для использования системой ориентации и кислородом для дыхания, холодные навесные радиаторы с жалюзи, датчики Солнца и двигатели ориентации. Для схода с орбиты предназначалась тормозная двигательная установка, созданная под руководством А. М. Исаева.

Ракета Восток Гагарин

Обитаемый модуль состоит из:

  • корпуса;
  • тормозного двигателя;
  • катапультируемого кресла;
  • 16 газовых баллонов системы жизнеобеспечения и ориентации;
  • теплозащиты;
  • приборного отсека;
  • входного, технологического и служебных люков;
  • контейнера с пищей;
  • комплекса антенн (ленточных, общей радиосвязи, системы командной радиосвязи);
  • кожуха электроразъемов;
  • стяжной ленты;
  • системы зажигания;
  • блока электронной аппаратуры;
  • иллюминатора;
  • телевизионной камеры.

Восток ракета

Характеристики обитаемых модулей

Вывод

Изучение космоса до сих пор остаётся одним из основных направлений в науке. Чтобы понять масштаб работы, которую проделали учёные и космонавты за последние 60 лет, нужно познакомиться с первыми шагами к освоению небесного пространства. Один из тех, кто совершал эти шаги — Юрий Гагарин. Он первым облетел вокруг нашей планеты на корабле Восток-1.

Первые искусственные спутники Земли

В 1957 году на основе работ Константина Циолковского под руководством Сергея Королёва учёные СССР создали ракету Р-7, которая стала носителем для Спутника-1. Вес ракеты превышал 3 тонны, в то время как сам спутник весил около 60 кг.

Старт произошёл 4 октября 1957 года — эту дату принято считать началом космической эры человечества.

Искусственный спутник.

Запуск искусственного спутника решил следующие задачи:

  1. Подтвердилась правильность расчётов и основных технических решений, которые были приняты для запуска.
  2. Исследовано прохождение через ионосферу излучаемых передатчиками спутника радиоволн.
  3. Экспериментально определено, насколько плотность верхних слоёв атмосферы могла тормозить полёт ракеты-носителя.
  4. Установленная на спутнике аппаратура была испытана в условиях космоса.

1 октября 1958 года Америка запустила собственный спутник — Эксплорер-1. Европейские страны догнали сверхдержавы только в начале 60-х.

Прошло чуть больше 50-ти лет и уже 40 стран имеют свои спутники в космосе. Даже частные компании запускают их для личных целей.

Космическая гонка

Это необычное название получило соперничество между СССР и США в покорении космоса. С 1957 по 1975 обе сверхдержавы занимались созданием новых технологий. Каждая страна стремилась первой сделать вклад в освоение небесного пространства и провести пилотируемый человеком полёт.

Так, 19 августа 1960 собаки Белка и Стрелка на борту Спутник-5 долетели до орбиты и вернулись назад живыми. В 1961 шимпанзе из Америки побывал в космосе.

Две собаки.

Легендарные собаки Белка и Стрелка, побывавшие в космосе.

12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил пилотируемый полёт в космос. Эта дата стала памятной в России и всемирным праздником — днём космонавтики.

Жизнь Юрия Гагарина до полёта в космос

Увлечением юного Гагарина были занятия в аэроклубе, а после призыва в армию в 1955, его направили в авиационное училище.

Пилот самолёта.

Будущий покоритель космоса на фоне своего первого самолёта после учёбы в Оренбургском авиационном училище.

Первый человек в космосе

Юрий Гагарин.

Юрий Алексеевич Гагарин — первый космонавт, Герой Советского Союза.

В космосе Юрий провёл 108 минут, но этого времени хватило для решения поставленного ряда задач:

  • тестирование систем корабля;
  • наблюдение за изменениями в физиологическом и психологическом состоянии, влиянием невесомости на человеческий организм.

Жизнь после полёта

14 апреля состоялся большой праздник в честь великого события и осуществившего его храброго героя.

Как только информация о первом человеке в космосе получила мировую огласку, Юрий стал узнаваемой персоной во многих странах. И первое время после полёта провел в разъездах с дипломатической миссией.

Любимец народа.

Первый космонавт Ю.А. Гагарин стал почётным гражданином многих городов, как российских, так и зарубежных.

С 3 сентября 1961 года Гагарин проходил обучение в Военно-воздушной инженерной академии.

В 1964 он стал начальником Центра подготовки космонавтов.

Гибель Юрия Алексеевича

Во время обучения в академии Гагарин временно прекратил лётную практику, но после защиты диплома стал активно восстанавливать навыки управления самолётом в качестве лётчика-испытателя.

В 1968 году один из тренировочных полётов окончился катастрофой — самолёт Миг-15 разбился. На его борту был Юрий Гагарин с инструктором Владимиром Серёгиным. Оба пилота погибли.

Значение полёта Гагарина в космос

Для СССР запуск человека в космос имел огромное значение, это был триумф советскойнауки и техники! Каждый гражданин каждой республики чувствовал себя причастным к этому великому событию.

Для мировой науки первый полёт в космос был огромным шагом к освоению космического пространства.

Читайте также: