Доклад методы и технологии квалиметрического мониторинга

Обновлено: 02.07.2024

THEORETICAL AND METHODICAL FEATURES OF REALIZATION OF QUALIMETRIC MONITORING IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION SPECIALISTS OF "HELPING" PROFESSIONS

Russian state social University, Moscow

In the article the theoretical and methodological basis for the implementation of quality monitoring the quality of professional education colleges, universities, institutions, training, engaged in continuous professional training of specialists of the “helping” professions (social workers, psychologists, social workers, physicians).

Keywords: monitoring education quality, education quality management, qualitative analysis, “help” profile, College, University, vocational training, specialist training

Введение

Основная часть

организационно-деятельностную функцию, которая обеспечивает внедрение результатов анализа получаемой информации и научно-теоретического знания в сфере квалиметрии образования в целостный педагогический процесс, а также позволяет определить оптимальную позицию личности (педагога, обучающегося, руководителя образовательной организации) в процессе выполнения той или иной деятельности (преподавательской, учебно-познавательной, управленческой, научно-исследовательской и др.);

коррекционную функцию, которая связана с внесением уточнений и по необходимости поправок в процессе решения выполняемых задач той или иной деятельности (преподавательской, учебно-познавательной, управленческой, научно-исследовательской и др.), а также с внесением уточнений в позиций субъектов целостного педагогического процесса (педагога, обучающегося, руководителя образовательной организации);

оценочно-прогностическую функцию, которая предусматривает сравнение получаемой в процессе мониторинга информации с контрольными точками и конечным результатом исследования.

Г.А. Карпова [2] классифицирует педагогический мониторинг по объектам диагностики следующим образом:

дидактический мониторинг, отслеживающий результаты обучения;

медико-педагогический мониторинг, оценивающих психофизиологическое самочувствие учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса;

управленческий мониторинг, который отслеживает характер взаимодействия различных субъектов целостного педагогического процесса на различных управленческих уровнях.

Алгоритм составления программы педагогического мониторинга можно представить в таком виде:

– выявление цели и формулирование задач проведения мониторинга;

– определение объекта и предмета мониторинга;

– выбор средств и методов проведения мониторинга в соответствие с поставленными целями;

– сбор данных в соответствие с выбранными методами проведения мониторинга;

– дифференциация, структурирование и предварительный анализ собранных данных;

– оценка, анализ и интерпретация полученных данных;

– соотнесение (сопоставление) результатов проведенного мониторинга с поставленными в начале исследования целями;

– прогноз развития системы образования конкретного учреждения на основе результатов мониторинга;

– разработка рекомендаций для совершенствования качества учебного процесса, корректировки образовательных результатов;

– внесение корректировочных изменений в программу дальнейшего мониторинга при условии получения данных, не соответствующих в полном объеме заявленной цели, либо при добавлении новых целей.

– уровень общекультурной подготовленности (в том числе, и уровень культуры самообразовательной деятельности);

– уровень общеобразовательной, общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовленности обучающегося;

– уровень сформированности профессионально важных качеств личности;

– уровень сформированности инвариантных и вариативных компетенций специалиста социономического профиля;

– особенности индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности обучающегося;

Квалиметрический мониторинг индивидуального профессионально-личностного роста обучающегося обеспечивает своевременную корректировку необходимых и адекватных изменений его индивидуального образовательного маршрута с учетом специализированной работы по устранению имеющихся пробелов, развитию базовых учебных умений, навыков, компетенций.

В процессе проведения квалиметрического мониторинга используются: а) количественные критерии (коэффициент усвоения учебного материала равен отношению объема учебного материала, усвоенного взрослым обучающимся в течение определенной единицы времени, к материалу, сообщенному обучающемуся за то же время; коэффициент прочности усвоения учебного материала как отношение запомнившегося материала и материала сообщенного обучающимся в процессе обучения за определенный период); б) качественные критерии (отождествляются со следующими уровнями: уровень понимания, осознанности и воспроизводимости знания учебного материала; уровень овладения учебным материалом как умение фактически использовать усвоенное при решении практических задач; уровень овладения интеллектуальными навыками как автоматизированное умение трансформировать их в зависимости от ситуации) [4].

Для эффективной реализации внутреннего квалиметрического мониторинга в организациях профессионального образования (колледж, вуз, институты повышения квалификации) необходимо диагностировать и учитывать следующие факторы, влияющие на профессионально-личностный рост обучающегося в процессе профессиональной подготовки:

– особенности индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности обучающихся и преобладание (соразмерность) различных индивидуальных стилей учебно-познавательной деятельности обучающихся в составе учебной группы;

– специфику имеющегося у обучающегося профессионального опыта в сфере осваиваемой программы;

– особенности индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателей (вероятность конфликта/гармонизации стилей учебно-познавательной деятельности обучающихся в составе учебной группы и индивидуального стиля профессиональной деятельности преподавателей);

– особенности уже имеющейся (сформированной) у обучающегося системы профессионально важных качеств личности и индивидуальную специфику осуществления процессов формирования и развития новых профессионально важных качеств (в частности, важно знать индивидуальную специфику таких личностных характеристик обучающегося как гибкость, критичность, логичность, дивергентность мышления, уровень самоконтроля, уровень самообразовательной культуры).

Можно выделить следующие принципы реализации квалиметрического образовательного мониторинга:

принцип целенаправленности, который предусматривает соответствие процедуры проведения мониторинга общей цели и главному направлению деятельности конкретной образовательной организации; мониторинг не является самоцелью, а выступает средством глубокого изучения личности обучающегося и обучающего, особенностей образовательного процесса;

принцип научности, означающий, что содержательно-процессуальный базис мониторинга опирается на новейшие научные достижения;

принцип нормативности, который постулирует тот факт, что мониторинг (его процессуально-технологическая и содержательная составляющие) опирается на действующие законодательные, правовые и нормативные документы;

принцип экологичности, т.е. использовании методов, приемов мониторинга не могут быть применены технологии, наносящие в любой степени ущерб интересам, достоинству, правам личности участников целостного педагогического процесса;

принцип ситуативности, т.е. мониторинг должен быть организован с учетом особенностей конкретной ситуации; принципы целостности – все объекты мониторинга рассматриваются во взаимосвязи его компонентов;

принцип компетентности предполагает, что эксперты, участвующие в системе мониторинга, обязаны иметь все необходимые знания об объекте и средствах его коррекции;

принципы эффективности и действенности подразумевают использование только результативных и валидных процедур мониторинга;

принцип дуальности – изучение объекта в свете диверсификации или конвергенции в зависимости от состояния образовательной системы на текущий момент времени;

принцип непрерывности подразумевает, что процесс мониторинга идет постоянно, непрерывно, мониторинг представлен целостной системой, в которой возможны структурно-функциональные перестройки, носящие качественный характер. Мониторинг в системе образования предполагает возможность корректировать или поддерживать существующие тенденции образовательного процесса;

принцип воспитательной целесообразности, т.е. мониторинг должен являться средством гуманистического управления педагогическим процессом и не должен приносить какой-либо ущерб правам личности обучающихся и других участников образовательного процесса своими методами и приемами;

принцип прогностичности: смысл мониторинга не только в том, чтобы получить конкретную картину состояния образовательного процесса в определенный момент, на определенной стадии, сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития той или иной его стороны и предвидеть возможные управленческие решения, направленные на поддержку, развитие положительных позиций, и на торможение, блокировку, трансформацию нежелательных тенденций.

Заключение (выводы)

Список литературы

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Квалиметрия. Принципы и методы. Презентация на заданную тему содержит 30 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Квалиметрия как наука и ее роль в управлении качеством. Принципы и методы квалиметрии. Доц. каф. ПИ Платонова И.Ю.

Качество продукции Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением; единичный показатель качества продукции – показатель качества продукции, относящийся только к одному из ее свойств; комплексный показатель качества продукции – показатель качества продукции, относящийся к нескольким ее свойствам; интегральный показатель качества продукции – комплексный пока- затель качества продукции, отражающий отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Квалиметрия как наука Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции. Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии: 1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления.

Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии 2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.

Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии 3. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях: в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств.

Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии 4. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены. 5. Требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения. 6.Система качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции (СМК - система менеджмента качества).

Показатели качества Качество в квалиметрии рассматривается как некоторая иерархическая совокупность свойств, которые представляют интерес для потребления данного продукта труда. Для удобства можно принять, что качество как некоторое наиболее обобщенное, комплексное свойство продукции рассматривается на самом низком, нулевом уровне иерархической совокупности свойств, а составляющие его менее обобщенные свойства на более высоком уровне.

Иерархическое дерево свойств Каждое из свойств первого уровня может состоять из некоторого числа менее общих свойств второго уровня и т. д. Иерархическое дерево свойств, число уровней рассмотрения которого может неограниченно возрастать (по мере познания). Желательно подняться до такого высокого уровня m рассмотрения, на котором находятся неразлагаемые, простые свойства. С прогрессом науки простые свойства качества становятся разложенными на другие, т. е. переходят в разряд сложных. Таким образом, простые свойства качества играют роль большой системы.

Российский Рейтинг Вузов (РРВ) Поскольку ранжирование российских вузов, по определению, должно давать количественную информацию о качестве функционирования российских вузов, для решения этой задачи естественным стало использование для этой цели аппарата квалиметрии. Основным положениям Российского Рейтинга Вузов - далее сокращенно РРВ – использование методологии квалиметрии, структура которой определяется принятым в квалиметрии алгоритмом проведения квалиметрического анализа.

Основные положения методологии РРВ Рейтинг вуза – место, занимаемое вузом в упорядоченном по убыванию (глобальном, национальном, региональном, отраслевом или др.) ранжированном списке. Причём, его порядковый номер несёт количественную информацию о качестве (или о свойствах, составляющих качество) вуза в сравнении с другими вузами списка.

Основные положения методологии РРВ Тип рейтинга: национальный. Основная цель рейтинга – оценка качества высших учебных заведений по трем выделенным функциям вузов (направлениям деятельности: учебная, научно- исследовательская и международная). Задачи рейтинга – продемонстрировать транспарентную модель для создания других национальных типов рейтингов.

Основные положения методологии РРВ Основные потребители рейтинга: работодатели и их профессиональные ассоциации; абитуриенты, студенты и их родители, преподаватели вузов; государственные организации (включая вузы и экспертное сообщество).

Основные положения методологии РРВ Статус: рейтинг создаётся независимыми структурами. Периодичность: ежегодная. Объект рейтингования: все вузы РФ. Активность участия вузов в рейтинговании: в первый год – 20% вузов страны; в последующие – 40%, 60%, 70% с выходом на 80%. Предметные области рейтинга (например): инженерные вузы строительного профиля или политехнические вузы, имеющие строительные факультеты. Регионы охвата: все регионы РФ. Уровни образования, затрагиваемые рейтингом: бакалавриат/специалитет, магистратура, аспирантура, доктора нтура.

Основные положения методологии РРВ Статус: рейтинг создаётся независимыми структурами. Периодичность: ежегодная. Объект рейтингования: все вузы РФ. Активность участия вузов в рейтинговании: в первый год – 20% вузов страны; в последующие – 40%, 60%, 70% с выходом на 80%. Предметные области рейтинга (например): инженерные вузы строительного профиля или политехнические вузы, имеющие строительные факультеты. Регионы охвата: все регионы РФ. Уровни образования, затрагиваемые рейтингом: бакалавриат/специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура.

Основные положения методологии РРВ Методология построения рейтинга включает в себя следующие этапы: определение ситуации оценивания, построение дерева индикаторов (свойств), определение значений коэффициентов весомости индикаторов, определение эталонных и браковочных значений абсолютных показателей индикаторов, переход от значений абсолютных показателей индикаторов к значениям относительных показателей этих же индикаторов, свёртка значений индикаторов и формирование рейтингов. Результат рейтингования: список вузов, ранжированный по комплексному показателю "качество образования в вузе" или "интегральное качество образования в вузе".

Основные положения методологии РРВ При создании РРВ, заложенна методология, созданная на основе критического анализа 19 зарубежных или международных методологий рейтингования и учитывающая специфические условия РФ, которая должна обеспечить: надежную информацию о качестве деятельности вуза и его положении среди остальных национальных вузов; учёт многообразия российской системы высшего образования и их функций; функционирование РРВ как инструмента поддержки потребителей образовательных услуг, позволяя через представление легко интерпретируемой информации ориентироваться в широком разнообразии вузов и предлагаемых ими услуг;

Основные положения методологии РРВ внесение вклада в повышение качества деятельности и конкурентоспособности российских вузов; содействие интеграции вузов в глобальное образовательное и исследовательское пространство, поскольку положение в рейтинге является важным сигналом курентоспособности; существование источника надежных данных для глобальных, национальных и региональных рейтингов.

Построение дерева индикаторов Одна из важнейших проблем рейтингования – правильный выбор тех показателей (индикаторов) РРВ, которые дают информацию о различных сторонах функционирования вуза и, тем самым, позволяют судить о его качестве. Чаще всего в процессе рейтингования эти показатели бывают представлены в виде одного или нескольких неупорядоченных списков, отражающих деятельность вуза с разной степенью полноты (в зависимости от того, какая организация составляет рейтинг и для каких целей).

Построение дерева индикаторов Качество деятельности институтов высшего образования — понятие многомерное, многоаспектное и часто является отражением восприятия наблюдателя. Хорошее ранжирование должно сочетать различные точки зрения, учитывать данные, полученные из различных источников информации, для того, чтобы получить более полный взгляд на каждое учебное заведение, включенное в ранжирование. Ранжирование должно избегать представления однобокого взгляда на деятельность высших учебных заведений (например, только с точки зрения работодателей или только с точки зрения студентов).

Построение дерева индикаторов Принимая во внимание важность удовлетворения потребностей различных целевых групп, наиболее качественными являются те ранжирования, которые предоставляют надежную информацию о результатах вложений в образование: возможность трудоустройства, получение требуемых специфических навыков, наличие известных в академической среде преподавателей и научных сотрудников или дополнительные возможности дохода). Качественные ранжирования также должны предоставлять информацию об условиях потребления услуг (в т.ч. наличие спортплощадок и спортивных залов, студенческого общежития, служб питания и пр.).

Читайте также: