Модель финансового планирования longer доклад

Обновлено: 17.05.2024

Организация эффективного финансового планирования – одна из наиболее важных задач любой компании. Цели, задачи, принципы и этапы финансового планирования на предприятии.

Нестеров А.К. Финансовое планирование // Энциклопедия Нестеровых

Содержание финансового планирования на предприятии

В структуре управления финансами финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий и решений на основе анализа финансового состояния и в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами, планами деятельности. Эффективное финансовое планирование на основе оценки финансового состояния позволяет влиять на такие категории, как прибыль, капитал, дебиторская и кредиторская задолженность, заработная плата, дивиденды, инвестиции, социальные расходы и др.

Организация эффективного финансового планирования – одна из наиболее важных задач любой компании. Наличие системы финансового планирования, ориентированного на комплексный контроль и планирование доходов и затрат, позволяет предприятию результативно использовать собственные и заемные средства, повысить в целом управляемость экономической деятельностью, а также улучшить финансовое состояние.

Основной проблемой является тот факт, что организация финансового планирования на многих предприятиях не отвечает требованиям экономических реалий. Нередко на предприятиях объемы производства и реализации увеличиваются, а управление всеми финансами также осуществляет бухгалтерская служба. Финансовое планирование должен осуществлять специально подготовленный специалист – финансовый менеджер. На предприятиях должна проводиться достаточная аналитическая работа в отношении финансового планирования не от случая к случаю, а постоянно.

Финансовое планирование – это процесс разработки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Финансовое планирование – это выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий.

Финансовое планирование

В рамках финансового планирования осуществляется согласование будущих финансовых потоков, которое выражается в составлении планов формирования доходов и расходов и контроле их выполнения. При согласовании финансовых потоков учитывается текущее финансовое состояние организации и выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Результатом финансового планирования выступает финансовый план предприятия, формализованный в качестве документа.

За реализацию финансового планирования в компании отвечает финансовый отдел (либо плановый отдел, если на него возложены функции финансового планирования, а финансовый отдел на предприятии отсутствует), который осуществляет подготовку, разработку, составление, исполнение и контроль исполнения долгосрочных и краткосрочных финансовых планов.

Классификация видов финансового планирования разными авторами дается по-разному:

  • долгосрочное и краткосрочное (Ковалев В.В.);
  • стратегическое, текущее (тактическое) и оперативное (Бланк И.А.);
  • стратегическое, перспективное, комплексное, текущее оперативное (Балабанов И.Т.) и т.п.

У ряда экономистов в финансовом планировании превалирует стратегическая составляющая, поэтому концептуально просматривается два уровня финансового планирования: стратегическое и тактическое.

Цели финансового планирования

Финансовое планирование является общей частью управленческого процесса на предприятии и должно быть направлено на достижение целей организации. В рамках управленческого процесса финансовое планирование представляет собой управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов на предприятии, реализующееся в детализированных финансовых планах.

В соответствии с этим финансовое планирование преследует следующие цели:

цели финансового планирования

Цели финансового планирования

Задачи финансового планирования

Для достижения целей финансового планирования, необходимо решить ряд задач, связанных с денежными потоками и финансовыми ресурсами предприятия.

задачи финансового планирования

Задачи финансового планирования

Поскольку финансовое планирование – это составная часть планирования на предприятии, то его задачи, направленные на оптимальное распределение финансовых ресурсов и доходов организации, сопряжены с повышением ликвидности и платежеспособности хозяйствующего субъекта.

Функции и назначение финансового планирования

На основании этого можно определить основные функции финансового планирования на предприятии, которыми являются следующие:

  • обеспечение сбалансированности притоков и оттоков финансовых ресурсов;
  • выявление резервов и мобилизация финансовых ресурсов в целях эффективного использования доходов предприятия;
  • соблюдение интересов акционеров и инвесторов;
  • выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитными, страховыми и вышестоящими организациями;
  • обеспечение финансовой устойчивости предприятия; .

Назначение и необходимость финансового планирования для хозяйствующего субъекта заключается в том, чтобы четко определить следующие аспекты своей деятельности:

  • где, когда и для кого производить и продавать продукцию;
  • когда и какие ресурсы понадобятся предприятию для достижения поставленных целей;
  • максимально возможную эффективность использования привлеченных финансовых ресурсов и материальных ресурсов, выраженных в денежной форме;
  • возможные неблагоприятные ситуации и риски для разработки конкретных мероприятий по их снижению.

Этапы финансового планирования

Главные этапы финансового планирования:

  • анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает компания;
  • прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями;
  • обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана);
  • оценка результатов, достигнутых компанией, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане.

На схеме представлен комплексный характер финансового планирования предприятия.

Финансовое планирование на предприятии

Комплексный характер финансового планирования на предприятии

Для успешного финансового планирования необходимо выполнение трех условий:

  1. Прогнозирование финансовых потребностей (краткосрочных и долгосрочных).
  2. Составление бюджетов, чтобы удовлетворить эти потребности.
  3. Обеспечение финансового контроля над исполнением финансовых планов.

Таким образом, схема финансового планирования имеет следующий вид:

схема финансового планирования

Схема финансового планирования

Краткосрочное прогнозирование – это прогноз доходов, издержек, затрат в течение периода, меньшего года.

Долгосрочное прогнозирование – это прогноз доходов, издержек, затрат в течение периода, который больше 1 года, иногда в пределах 5-10 лет в будущем.

Главный бюджет определяет ожидаемый доход и, основанный на этих ожиданиях, рассредоточивает использование ресурсов по всей фирме. Обычно на предприятии главный бюджет включает три элемента:

  1. Операционный бюджет – оперативная смета доходов и расходов.
  2. Бюджет денежных средств.
  3. Капитальный бюджет.

В рамках финансового контроля фактически имевшие место доходы, расходы и остатки финансовых ресурсов сравниваются с плановыми показателями.

При этом финансовое планирование опирается на результаты оценки финансового состояния. Оценка финансового состояния предприятия является одним из направлений финансового анализа, который отвечает за изучение основных параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия.

Цель оценки финансового состояния конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности – подготовить информацию для принятия управленческих решений.

Оценка финансового состояния предприятия проводится за определенный период, обычно период включает в себя 2-3 последних года. По результатам оценки финансового состояния делаются определенные выводы и предлагаются основные направления или конкретные мероприятия, которые позволят улучшить финансовое состояние предприятия в будущем. Результаты оценки финансового состояния необходимы для осуществления последующего финансового планирования.

Также следует отметить, что процесс финансового планирования тесно связан с остальными подсистемами предприятия: маркетинговой, производственной, сбытовой и т.д. Это обусловлено тем, что никакие финансовые планы не обретут практическую ценность до тех пор, пока не проработаны производственные и маркетинговые решения. В противном случае, цели финансового планирования будут нереальны, если недостижимы поставленные маркетинговые, производственные, сбытовые задачи. Также цели финансового планирования могут быть неприемлемы, если условия достижения целевых финансовых показателей невыгодны для предприятия в долгосрочном периоде.

Принципы финансового планирования

Основными технологическими принципами финансового планирования являются:

  1. принцип соответствия;
  2. принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах;
  3. принцип избытка денежных средств.

принципы финансового планирования

Принцип соответствия – финансирование различных потребностей предприятия следует осуществлять из тех ресурсов, которые для этого наиболее подходят. Для финансирования потребности в дополнительных оборотных средствах не следует использовать долгосрочные заимствования, а воспользоваться краткосрочными. Напротив, для финансирования капитальных вложений следует использовать долгосрочные источники финансирования.

Принцип постоянной потребности в собственных оборотных средствах – сумма оборотных средств предприятия должна превышать сумму его краткосрочных задолженностей. Баланс должен быть ликвидным.

Принцип избытка денежных средств – предприятию следует сохранять некоторый запас денежных средств на счетах для финансирования текущих операций в случае нарушения планируемого денежного потока (например, если контрагент просрочит платеж в адрес предприятия).

Система финансового планирования на предприятии

В соответствии с этими принципами осуществляется финансовое планирование в рамках конкретных проектов, направленных на улучшение финансового состояния предприятия. При этом финансовое планирование оно осуществляется совместно с производственными, коммерческими и управленческими отделами предприятия. Финансовый отдел предприятия вместе с другими службами определяет:

  1. потребность в капитальных вложениях в реализацию проекта;
  2. источники финансирования;
  3. порядок финансирования;
  4. потребность во вложениях на различных стадиях реализации проекта;
  5. план использования собственных и заемных средств;
  6. суммы регулярных платежей и отчислений;
  7. финансово-экономическую эффективность вложений в реализацию проекта.

Таким образом, этапы финансового планирования в рамках конкретных проектов на предприятии позволяют объективно оценить целесообразность реализации данных проектов для улучшения финансового состояния предприятия.

Таким образом, систему финансового планирования на предприятии можно разделить на три составляющие:

  1. Разработка финансовой стратегии предприятия;
  2. Текущее финансовое планирование;
  3. Оперативное финансовое планирование.

Финансовый отдел предприятия вместе с другими службами разрабатывают расчеты к финансовому плану: потребность в капитале и оборотном капитале предприятия; источники финансирования прироста капитала; оборотного капитала; план получения кредитов коммерческих банков (кредитный план); расчеты амортизационных отчислений; расчеты планируемых налогов; план финансирования капитальных вложений и др.

Для составления финансового плана используются следующие отчетные (нормативные) данные:

Этот материал - краткое введение в модель LONGER, построенную Майер- сом и Погом на базе линейного программирования специально для принятия решений в области финансового планирования .

Информацию о других видах моделей линейного программирования для данной области можно найти в источниках, приведенных в списке "Рекомендуемая литература" к данной главе.

LONGER отличается от типовых финансовых моделей, представленных в этой главе, двумя важными особенностями. Во-первых, она оптимизирует ре-шение: она рассчитывает наиболее удачный финансовый план в рамках заданных допущений и ограничений. Типичная же финансовая модель всего лишь прогнозирует последствия финансовой стратегии, которую избрал пользователь модели. Во-вторых, модель построена на теоретических концепциях корпоративных финансов, а не на бухгалтерском подходе. Она исходит из наличия отлаженного механизма функционирования рынка капиталов. Следовательно, ее цель - максимизация чистой приведенной стоимости компании. Она опирается на принцип слагаемости стоимостей и концепцию Модильяни - Миллера, в соответствии с которой основным преимуществом долга является налоговый щит, создаваемый процентными выплатами на заемный капитал.

Модель LONGER будет показана на простом числовом примере. Затем мы рассмотрим возможные варианты расширения границ применения модели.

Наконец, мы покажем, как анализировать теневые цены, которые являются составной частью решения, предлагаемого моделью. Эти теневые цены упрощают понимание показателя "скорректированная приведенная стоимость", которым измеряется стоимость инвестиционного проекта, требующего важных решений в выборе финансовых источников. Понятие "скорректированная приведенная стоимость" и его применение уже рассматривались в главе 19. В данном приложении этот метод будет показан более детально.

Допустим, в компании рассматривается вопрос о сумме инвестиций и сумме необходимых займов в наступающем году.

Тогда примем за х новые инвестиции в млн дол. (в целях простоты изложения предположим, что компания осуществляет только один проект), а за у — новые займы в млн дол. Сделаем также следующие допущения.

Имеющиеся инвестиционные возможности компании не превышают 1 млн дол. Инвестиции принесут постоянные потоки денежных средств (после уплаты налогов). Пусть ожидаемая величина этих потоков равна С. Тогда С = 0,09х и внутренняя норма доходности проекта равна 9%.

Рыночная норма капитализации доходов составляет г = 10%. Значит, если компания использует только собственные источники финансирования проекта, связанные с ним активы создадут чистую приведенную стоимость, равную -0,10 дол. на каждый вложенный доллар ( -х + +0,09х/0,10 = -0,1х).

Политика компании такова, что новые займы не должны превышать 40% новых инвестиций.

У компании имеется 800 000 дол. денежных средств.

Избыточные денежные средства выплачиваются в виде дивидендов.

Ожидается, что поступления заемных и собственных средств для финансирования проекта будут происходить постоянно.

В целях упрощения мы начнем с формулы оценки стоимости фирмы Модильяни-Миллера . Если компания ничего не предпринимает (х и у равны 0), тогда ее стоимость( V) равна:

где: V„- рыночная стоимость имеющихся активов компании, если все они

финансируются только за счет собственного капитала;

Те - предельная ставка налога на прибыль (0,5 в данном примере);

D - объем уже имеющейся у компании задолженности, исключая займы

для нового проекта.

Величина TrD представляет собой приведенную стоимость всех налоговых щитов, возникающих в связи с привлечением заемного капитала, при условии, что займы используются постоянно. В нашем примере:

V = V„+0,5D-0,lx + 0,5y.

Величины К„и D постоянны, а следовательно, не зависят от выбора значений х и у. Значит, мы можем найти максимальное решение выражения (- 0,1х + 0,5^), в котором предусмотрены ограничения на сумму инвестиций (х > При условии

уійАх х У, + 2 + ¦ ¦ ¦ + + + a,DIV, + a2DIV2 + . + asDIVs + + b,SI, + b^SI2 +. .. + bsSI5.

Кроме того, нам потребуется ввести 12 ограничений: два из них ограничивают объемы инвестиций в каждый проект, пять описывают объемы заемных средств по периодам в соответствии с финансовым планом, и еще пять ограничений направлены на то, чтобы планируемое использование капиталов не превышало планируемых источников для каждого из периодов.

Можно было бы ввести и другие ограничения. Например, финансовый менеджер хотел бы попытаться избежать снижения уровня дивидендов в плане. Но тогда понадобится еще пять ограничений:

DIV, > дивидендов в период 0

В некоторых компаниях устанавливаются требования к росту прибыли, показанной в отчетности. Допустим, желаемый темп роста равен g. Тогда придется ввести еще пять ограничений, например, Z, > (1 + g)Z,.„ где Z, представляет прогнозные прибыли в году и Переменная Zt будет определяться, исходя из других переменных, включенных в модель.

Однако сразу необходимо учесть следующее предостережение: любое ограничение приемлемой суммы бухгалтерской прибыли по сравнению с эконо-мической прибылью ставит ряд трудноразрешимых вопросов. Должна ли компания принести в жертву показатель чистой приведенной стоимости, добиваясь соответствующего темпа роста бухгалтерской прибыли? Если рынки капиталов эффективны, тогда инвесторы должны быть способны правильно оценивать подлинную стоимость компании несмотря на любые краткосрочные колебания прибыли. Но если это предположение верно, тогда любые ограничения на бухгалтерскую прибыль в лучшем случае излишни.

Ограничения на темп роста бухгалтерской прибыли, вероятно, полезны для того, чтобы наблюдать, как показатели приведенной стоимости влияют на бухгалтерскую прибыль. Но может случиться так, что финансовый план будет изменен только для того, чтобы получить благополучную динамику показателя бухгалтерской прибыли. Если существует противоречие между стоимостью компании и ее бухгалтерской прибылью, тогда сопоставление решений, полученных с учетом ограничений на бухгалтерскую прибыль и без них, заставит финансового менеджера по крайней мере задуматься о цене красивых показателей бухгалтерской прибыли .

Есть еще целый ряд инструментов, которые можно было бы учесть в модели LONGER, однако они выходят за рамки данной работы. Эти приемы подробно рассмотрены в работах Майерса и Пога, а также в других изданиях, перечисленных в конце главы.

Модель, построенная на линейном программировании и охватывающая полный набор параметров финансового планирования, превратилась бы в довольно замысловатую конструкцию, однако не более чем любая имитационная модель . Обе модели, примененные к одной и той же компании, имели бы одинаковое количество переменных, и число ограничений, введенных в LONGER, примерно соответствовало бы количеству уравнений в имитационной модели. Но требования к вводимым в модель LONGER параметрам были бы более высокими, так как в ней должна быть сформулирована целевая функция. Но вместе с тем LONGER позволяет отслеживать все возможные варианты финансовых стратегий, автоматически отвергая наименее удачные, и определять наилучшую стратегию, отвечающую принятым допущениям и ограничениям.

Однако не следует забывать, что модели линейного программирования не предлагают оптимальных решений, которых требует финансовый план. Ни одна из моделей не сможет предусмотреть всех тех деталей, с которыми приходится сталкиваться финансовому менеджеру. Ни одна из них также не сможет заменить собой метод проб и ошибок, который приходится применять в финансовом планировании. Модели позволяют лишь сделать процесс более эффективным. Оптимальный вариант, который предлагает модель LONGER, — не более чем отражение тех допущений и ограничений, которые разработал и задал сам пользователь, который перепробует множество комбинаций этих параметров, прежде чем принять решение'5.

г Решение любой задачи линейного программирования включает теневые цены, или

іеневьіе цены, Предельнь1е издержки, для каждого из введенных в модель ограничений. В приме- или предельные КОТОрЫй рассматривался в начале этого приложения, содержатся три ограниче- издержки ния, а значит, и три теневые цены:

Под теневыми ценами имеются в виду изменения в целевой функции на единицу изменений в ограничениях ". В нашем примере целевая функция состоит в увеличении чистой приведенной стоимости. Следовательно, теневая цена 0,1 предельной суммы инвестиций означает, что если бы компания могла вложить 1 000 001 дол. вместо 1 млн дол., чистая приведенная стоимость возросла бы на 10 центов. Теневая цена заемного капитала в 0,5 означает, что если бы компания могла получить кредит на сумму 400 001 дол. вместо 400 000 дол. при условии неизменности суммы инвестиций (1 млн дол.), чистая приведенная стоимость возросла бы на 50 центов.

Ограничения на денежные средства, имеющиеся в распоряжении компании, не связаны с оптимальным решением. Компания получает на 200 000 дол. больше заемного капитала, чем ей необходимо, и поэтому теневая цена этого ограничения равна нулю. Иначе говоря, избыточные денежные средства, полученные компанией, будут иметь чистую приведенную стоимость, равную нулю.

Приведем еще один, более сложный пример. Пусть денежные средства, которыми располагает компания, будут ограничены суммой 500 000 дол. Допускается эмиссия новых акций и выплата дивидендов, но операционные издержки выпуска ценных бумаг поглощают 10% полученных от этого средств. Тогда задача линейного программирования примет вид:

Научный руководитель – ст.препод. Онищук А.В.

По мере развития рыночной экономики управление финансами неизбежно будет ориентироваться на методы, принятые в западных странах. В зарубежной практике финансового планирования выделяют два уровня планирования: стратегическое и тактическое (оперативное). Целью стратегического планирования является обоснование максимального темпа роста с точки зрения возможности его финансирования с целью приращения стоимости бизнеса, оперативного – обеспечение ликвидности организации. Инструментом стратегического планирования выступает коэффициент роста, оперативного – план движения денежных потоков.

Зарубежные предприятия осуществляют финансовое планирование, как правило, в рамках различных управленческих систем; бюджетирование, контроллинг, система сбалансированных показателей. В рамках контроллинга планирование дополнено контролем за достижением поставленных целей, осуществляемых в оперативном режиме. Контроль осуществляется с учетом изначально установленных предельных отклонений, превышение которых позволяет сигнализировать об исключительных ситуациях, требующих срочного управленческого реагирования. На базе контрольной информации проводится анализ вида отклонений, причин и условии их появления. Эта информация раннего предупреждения позволяет при выявлении опасных отклонений своевременно реагировать на них, планировать и проводить упреждающие мероприятия или скорректировать цели. В сочетании со скользящим характером планирования систематический контроль способствует постоянной актуализации плановых показателей, в результате чего повышается их информационная значимость для принятия эффективных своевременных управленческих решений. Финансовое планирование в рамках контроллинга имеет ряд существенных преимуществ: финансовому планированию отводится центральное место, что обусловлено финансовым характером целей управления, лежащих в основе данной системы, и вся система планово-контрольных расчётов интегрирована на достижение этих показателей; планирование предполагает также интеграцию разделов плана как содержательную, так и во времени [1].

Основополагающими специфическими особенностями финансового планирования в рамках концепции контроллинга, на наш взгляд, являются: постоянная актуализация планов в результате своевременной их корректировки на основании анализа отклонений, выявленных в ходе контроля; интеграция форм финансового планирования посредствам четкой целевой ориентации системы взаимосвязанных финансовых показателей, лежащих в основе контроллинга; гибкость и оперативность процесса планирования, достигаемая в результате взаимосвязи планов через систему показателей и разработки единого перечня внутренних и внешних факторов, влияющих на результат и ликвидность.

Особое внимание в зарубежных методиках финансового планирования уделяется его стратегической форме. Система сбалансированных показателей (ССП) является распространенным инструментом стратегического управления в зарубежной практике. Отдавая должное значимости финансовых результатов, ССП выявила те факторы, которые создают предпосылки для достижения долгосрочных целей, направленных на создание стоимости и конкурентоспособности компании. Одним из основных преимуществ ССП является то, что она выявляет возможности улучшения финансовой деятельности за счет роста доходов, а не простого снижения затрат и более эффективной утилизации активов.

Отличительной особенностью зарубежных методик планирования является активное применение механизма моделирования. Среди наиболее точных и наиболее современных моделей финансового планирования, используемых в зарубежной практике, следует выделить: систему алгебраических уравнений или модель FINPLAN Уоррена-Шелтона; метод линейного программирования в модели Карлетона; модель планирования инвестиций Р. Спайса.

Модель Карлетона предназначена для долгосрочного планирования развития предприятия и прогнозирования результатов его деятельности. Результаты моделирования могут быть положены в основу принятия принципиальных финансовых решений о величине дивидендов, оборотного капитала, внешнего и внутреннего финансирования. В основе модели лежит модель потока дивидендов, учитывающая количество акций, сумму дивидендов и величину акционерного капитала Р.Спайс выделяет пять основных компонентов инвестиционных решений: дивиденды, чистые краткосрочные инвестиции, валовые долгосрочные инвестиции, привлечение средств за счет эмиссии новых акций и облигаций. Первые три компонента представляют собой использование средств, а два вторых являются их источниками. Дивиденды объединяют все денежные выплаты акционерам и не могут быть отрицательной величиной [2].

Все три модели исходят из предпосылки, что финансовые решения являются сегодня стратегическими для любой компании, поэтому финансовые планы не должны подчиняться операционным и производственным планам, а, как минимум, должны разрабатываться одновременно и согласованно.

Основными отличительными особенностями финансового планирования за рубежом являются: взаимосвязь финансового планирования с другими функциями управления и, прежде всего, с контролем; постоянная актуализация планов в результате своевременной их корректировки на основании анализа отклонений, выявленных в ходе контроля; ориентация финансового планирования на рост стоимости бизнеса с обоснованием данной цели через допустимые с точки зрения возможности финансирования темпы роста; направленность финансового планирования на нахождение оптимального соотношения между доходностью (ростом) и риском (потери ликвидности); интеграция стратегического и оперативного финансового планирования, направленная, в том числе на невозможность принятия решений в ущерб стратегии роста; учет в процессе планирования факторов, создающих предпосылки для достижения финансовых показателей деятельности (в рамках системы сбалансированных показателей); четкая целевая ориентация планирования и его фокусировка на ключевых показателях деятельности организаций; гибкость и оперативность финансового планирования, достигаемые по средствам учета влияния факторов внешней среды., применения механизма моделирования [3].

Отмеченные особенности организации финансового планирования за рубежом соответствуют современным условиям хозяйствования, которые характеризуются риском и неопределенностью.

1. Белолипецкий, В. Г. Финансовый менеджмент: учебное пособие / В. Г. Белолипецкий. – Москва: КноРус, 2008. – 446 с.

2. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Т. П. Варламова, М. А. Варламова. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 302 с.

3. Ковалев, В. В. Основы теории финансового менеджмента: учебно–практическое пособие / В. В. Ковалев. – Москва: Проспект, 2009. – 533 с.

На сегодняшний день известно множество источников фондов предприятия, включая доход от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении наилучшего источника для каждой потребности и, конечно, именно в то время, когда такая потребность возникает. Качественное планирование заключается в том, чтобы не только вовремя получать необходимые фонды, но и по самой возможной низкой цене. Для этого необходимо найти банк, который может их предоставить в настоящее время, соотнести источник фондов с целью, для которой они будут использоваться, после чего сбалансировать различные источники, потому как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на поступление доходов или выпуск акций. В частности, нужно правильно выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные ставки высоки и т.д.

Планы должны ориентироваться на достижение поставленных целей. В основе плана должны быть реальные возможности фирмы, а не ее достижения на настоящий момент. К примеру, оборот компании на настоящий момент составляет некую сумму, пусть это будет 1000000 рублей, однако предположим, что если устранить недостатки, имеющиеся в работе компании, то оборот можно легко увеличить в два раза. Если в такой ситуации мы положим имеющиеся показатели в основу плана, то мы не учтем потенциал компании, т. е. финансовый план будет неэффективен.

Краткосрочные финансовые планы должны ориентироваться и на решение долгосрочных планов. Финансовый план должен не только рассматривать разные варианты развития событий, но и, по крайней мере, содержать определенную стратегию действий при возникновении наиболее вероятных ситуаций. К примеру, компания во всех своих расчетах использует какие-либо условные единицы – пусть доллары США. Ее руководителям необходимо представлять себе стратегию действий в случае резкого изменения курса доллара и закрепить все свои возможные представления в финансовом плане, чтобы также хорошо эту стратегию представляли и их подчиненные.

Нельзя составлять финансовый план таким образом, чтобы в соответствии с ним компания не имела при себе запаса денежных средств. Ведь это может привести к тому, что любое форс-мажорное обстоятельство, любая задержка поступлений или незапланированный платеж может привести не только к провалу такого финансового плана, но и к краху самой компании.

Финансовый анализ является одной из стадий финансового планирования. В ходе него, помимо прочего, анализируется платежеспособность компании. Ошибкой, часто встречаемой, является то, что финансисты закладывают в план показатели, которые сами же критикуют в ходе анализа фактических показателей. Тогда возникает ситуация, когда создаются неплатежеспособные и слабо ликвидные финансовые планы. Избежать этого просто: это не забывать показатели оценки платежеспособности и ликвидности, а далее ориентироваться на них при составлении финансового плана.

1.2.1. Этапы планирования

Процесс финансового планирования охватывает как минимум пять этапов.

1. Первый этап – прогнозирование, Под ним понимается работа финансового менеджера, которую он выполняет, пытаясь заглянуть в будущее. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время; направление; величина.

2. Второй этап – выбор вариантов развития. В практике управления весьма редки ситуации, требующие одного единственного подхода. Поэтому финансовый менеджер должен произвести качественную оценку альтернатив, оценить их с точки зрения доходности компании.

4. Четвертый этап – разработка программы действий и составление графика работ, которые определяют содержание процесса планирования. Программа представляет собой намеченную и упорядоченную серию предстоящих действий, которые необходимы для реализации поставленной общей цели. Составление программы начинается с анализа тех или иных задач, причем следует избегать чрезмерных деталей; подробности отрабатываются позднее. Важное условие получения действенной программы это установление очередности выполнения указанных задач. Некоторые из них должны получить временной приоритет в финансировании.

5. Пятый этап – бюджетирование. Это этап чрезвычайной важности, он включает в себя стоимостную оценку программы и распределение ресурсов первую очередь финансовых. Бюджет может использоваться для контроля за выполнением плана и качества финансового менеджмента.

В планировании нельзя полагаться на случай. Для хорошего планирования нужна надежная информация. Порой качество плана непосредственно предопределено качеством аналитических предпосылок.

Планирование и сбор информации тесно связаны между собой. Сравнение фактических результатов с планами прошлых лет часто служит основой для разработки планов на следующий год; Без учета же таких результатов любые планы бесполезны. С этой точки зрения выполнение планов нужно постоянно контролировать и если требуется – пересматривать и корректировать. Наконец, в планировании весьма существенны психологические факторы. Когда планы намечены и появились первые стратегические установки, изменяющие привычную среду обитания, особую значимость приобретают контакты между менеджерами различного уровня. 1

1.2.2. Модели процесса финансового планирования

- Разработка финансовой части бизнес-плана;

- Составление прогнозных финансовых документов.

Читайте также: