Доклад на тему насилие

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Баймуратова А.К.

г.Ерейментау 2016г

Что такое насилие?

В узком смысле слова насилие - это применение грубой силы, по преимуществу физической (телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги).

В широком смысле слова насилие - любое подавление человека (не только физическое, но также психологическое, моральное, экономическое, идеологическое и т.д.).

Может ли насилие быть благом?

Любое насилие хочет оправдания и для этого использует моральную демагогию, а также деление людей на хороших (наших) и плохих (чужих).

Насилие - власть силы, поэтому оно находится вне морали. Мораль и насилие исключают друг друга. Однако всякое насилие нуждается в санкции морали, взывает к борьбе со злом.

Каковы причины побега детей из дома?

Жестокость и равнодушие родителей - главная причина детской заброшенности. Кроме того, дети мешают карьере, в больших городах они становятся обузой. Часто дети убегают из дома, будучи жертвами избиения или сексуального насилия родителей. Жестокое обращение с детьми и подростками в семье связано со следующими факторами: применение физических наказаний в качестве способа воспитания, финансовые проблемы семьи, присутствие в доме отчима или сожителя, пьянство родителей, боязнь разоблачения, когда жертва надеется, что жестокое обращение с нею никому не станет известным.

Каковы последствия семейной жестокости?

Агрессивность, преступность, обеспокоенность и депрессия, низкая самооценка, криминальное сексуальное поведение.

Попав в среду улицы, дети становятся неспособными к социализации, подвергаются смертельному риску, кроме того, могут стать объектом сексуальной эксплуатации или жертвами маньяков и педофилов.

Преждевременное отделение подростков от родного дома замедляет процесс их социализации и лишает возможности успешно интегрироваться в обществе. Затормаживается личностное развитие.

Существует прямая связь между насилием в семье и последующей преступной деятельностью подростков. Преступность выступает стратегией выживания в условиях улицы, определяемой предшествующим опытом жертвы.

Сегодня во всем мире под угрозой находятся нормальное развитие, благополучие и выживание детей. Страдания детей вызываются не только болезнями, бедностью, лишениями и войнами, но и той практикой воспитания и теми ритуалами, которые приняты в данной культуре. Особенно удивительно, что они страдают от действий тех, кто обязан о них заботиться.

Можно ли утверждать, что многие родители, жестоко обращающиеся с детьми, сами в детстве были жертвами жестокого обращения?

Да. Перенесенное ребенком насилие никогда не проходит даром и имеет серьезные долгосрочные последствия для окружающих и для его детей.

Ребенок на первых этапах своего развития нуждается в хорошем, ласковом обращении, он проявляет привязанность к тем, кто о нем заботится. Он должен знать, что о нем заботятся даже тогда, когда он один. Поскольку люди, заботящиеся о ребенке, предсказуемы, и они всегда обеспечивают ему безопасность, у ребенка постепенно развиваются чувства безопасности, уверенности в себе и доверия к другим. У детей, с которыми жестоко обращаются, чувство привязанности всегда связано с тревогой, они сами более агрессивны к враждебному им миру и к окружающим людям, видя в них потенциальную угрозу собственной безопасности.

Какую роль играла жестокость в истории человечества?

Жестокость и причинение страдания - во многом прерогатива человека. Как показал Э. Фромм, садизм - проявление собственно человеческого деструктивного характера, в природе нет такой деструктивности и агрессии, как в человеческом обществе.

Человеческая жестокость включает способность причинять не только физическое, но также душевное или виртуальное страдание.

Человеческая история - вместилище наказаний разных видов, что свидетельствует о скрытой генетической склонности к причинению страданий, присущей всему человеческому роду.

Огромные массы людей во всем мире страдают по вине других.

Можно ли дать оценку личному решению, промышленному предприятию, религиозному учению или правительственной программе без анализа прямых и косвенных сопутствующих этим явлениям страданий?

Насилие – одна из глобальных проблем всего человечества. Формы и виды насилия разнообразны, с ними можно столкнуться дома, на работе, на улице – где угодно. Жертвами становятся как взрослые, так и дети. Давайте попробуем разобраться в нюансах этой непростой, но важной проблемы.

Понятие насилия

В широком смысле насилие можно определить как принудительное воздействие на кого-либо: оскорбление, унижение, использование в своих целях и т. д. Цель любого насилия – подавить волю и личность жертвы.

К насилию прибегают дети в школах и детских садах, политики и руководители компаний, мужья и жены, родители, случайные прохожие. Не будем рассматривать случаи из психиатрии, говорить о маньяках. Мы рассмотрим склонность к насилию с психологической точки зрения. Хотя сама по себе такая модель поведения аномальна, стоит отметить, что встречается она и у здоровых клинически людей. Давайте разберем популярные в быту формы и виды насилия, их причины и последствия.

Виды и формы

В психологии нет единой классификации видов насилия. Предлагаю рассмотреть типологии на основе характера насильственных действий и места.

По характеру действий насилие бывает психологическим, физическим и сексуальным. Рассмотрим каждый вид подробнее:

  1. Психологическое насилие – действия, направленные на унижение, оскорбление, высмеивание, издевательство над ребенком или взрослым. Иногда этот вид называют эмоциональным насилием.
  2. Физическое насилие – умышленное причинение физического вреда. Авторитарный стиль воспитания с телесными наказаниями тоже можно отнести к физическому насилию.
  3. Сексуальное насилие – сексуальное удовлетворение при помощи другого человека, но против его желания. Жертва физически или психологически не способна дать отпор либо не понимает в силу особенностей своего развития характер действий агрессора. Принуждение, склонение к сексуальной близости под угрозами тоже является сексуальным насилием.

По месту развития событий насилие бывает семейным, школьным, социально-бытовым, рабочим:

    – психологическое, физическое или сексуальное насилие над ребенком или взрослым в семье. В этом случае часто сочетается физическое и психологическое насилие. Цель семейного насилия – запугать, внушить чувство страха, обрести контроль над жертвой. Некоторые родители так пытаются добиться уважения их авторитета, а некоторые супруги – верности и преданности партнера.
  1. Школьное насилие (буллинг) – физическое или психологическое насилие между детьми или между педагогом и учениками. Направленность отношений разная: насилие детей над учителем, насилие учителя над учениками, унижение одного ребенка одноклассниками, насилие одного ученика над другим (другими).
  2. Насилие на работе (моббинг) – чаще психологическое насилие в форме оскорблений, утаивания информации, дезинформации, сплетен, давления. Возникает между работниками или работниками и руководством.
  3. Социально-бытовое насилие – психологическое, физическое или сексуальное насилие от незнакомых или малознакомых людей на улице, в транспорте и других общественных местах.

Как мы видим, насилие по характеру действий не зависит от места и может относиться к любой категории. Что касается форм насилия, то они стремятся к бесконечности (на что хватит фантазии агрессора). Среди популярных форм можно назвать крики, оскорбления, избиение, пинки, толчки, клевету, порчу имущества.

Причины насилия

безопасность

Насильник жаждет власти. Он хочет самоутвердиться, возвыситься за счет унижения личного достоинства жертвы. Как считал Фрейд, миром правят чувство голода, секс и жажда власти. Это базовые потребности, которые обуславливают активность личности. Но у некоторых людей жажда власти переходит в патологическое стремление доминировать.

  1. Теория о неудовлетворенных базовых потребностях как причине насилия принадлежит Фрейду. Психоаналитик полагал, что неудовлетворенная потребность в еде, воде, безопасности, сексе, общении, самоуважении, уважении, принадлежности способствует накоплению энергии и повышению напряжения. Тело и психика требует разрядки. Агрессия и насилие – примитивный способ снять напряжение. Хочу отметить, что в данном случае базовые потребности рассматриваются не как первичные, а как свойственные каждому человеку. Конечно, согласно пирамиде Маслоу, потребность в самоуважении или сопричастности находится на более высоком уровне, чем еда.
  2. Теория социального научения насилию принадлежит А. Бандуре. Психолог экспериментально и методом наблюдения определил, что насилие как паттерн поведения усваивается их семьи, СМИ, культуры и субкультур общества. Притом формируется это поведение не за счет наказаний и подкреплений, а на основе имитации и идентификации, подражания значимому человеку.

В ряде случаев первый и второй механизм действуют сообща. Например, когда ребенок становится свидетелем бытового насилия между родителями. Он и страдает от фрустрации, и усваивает модель отношений. Позже такие дети проявляют агрессию в отношении более слабых детей, людей или животных.

Последствия

Последствия насилия бывают ближайшими и отдаленными. К ближайшим последствиям относятся:

Постепенно усиливается чувство тревоги, страх, гнев. Нередко у жертвы возникают депрессивные наклонности, чувство собственной неполноценности. А также к отдаленным последствиям относятся соматические заболевания, личностные расстройства, задержка в развитии, социальные трудности (например, неспособность построить длительные отношения).

Реабилитация

мышление жертвы

Для реабилитации недостаточно устранить сами инциденты насилия, само воздействие. Нужно устранить травматические воспоминания, переживания, связанные со случившимся. Важно дать выход чувствам жертвы. Реакции индивидуальны, но часто встречаются:

    ;
  • отрицание;
  • потрясение от ощущения безвыходности ситуации или непринятия альтернативных вариантов решения; и беспомощности;
  • гнев;
  • недоверие;
  • противоречивость;
  • депрессивные и суицидальные наклонности.

Реабилитация проходит поэтапно: работа с мыслями, эмоциями, поведением. Для коррекции состояния используется индивидуальная или групповая терапия (не все жертвы могут и хотят работать в группе).

В ходе психотерапии предстоит решить следующие задачи:

  1. Определить проблемы, связанные с насилием.
  2. Помочь клиенту получить доступ к собственным ресурсам.
  3. Восстановить чувство безопасности и контроля.
  4. Выявить и укрепить сильные стороны клиента.
  5. Добиться полного или максимального самопринятия.
  6. Скорректировать самооценку.
  7. Определить долю ответственности жертвы. Определить, как избежать подобного в будущем.
  8. Восстановить целостность личности.
  9. Помочь интегрироваться в общество, восстановить социальные связи.

Групповая психотерапия полезна тем, что служит источником эмоциональной поддержки, понимания и принятия, активного слушания. Групповая психотерапия избавляет клиентов от страха и изоляции. Чем еще полезна групповая терапия:

  • умножение личностных ресурсов;
  • чувство безопасности;
  • снижение тревоги и восприятия своего случая как уникального в результате обмена опытом;
  • атмосфера доверия и открытости, которая дарит позитивный опыт общения, взаимодействия.

В условиях групповых занятий используются те же методы психотерапии, что на индивидуальных консультациях: арт-терапия, гештальт, психодрама, когнитивно-поведенческая терапия.

Профилактика

В целях профилактики нужно сформировать устойчивую установку о недопустимости насилия в любом его виде и форме. Нельзя придерживаться мышления жертвы, нужно знать о зависимых отношениях, уметь определять их. Вместе с этим необходимо поддерживать на адекватном уровне самооценку и чувство собственного достоинства, знать методы психологической и физической самозащиты.

Жертвами становятся люди с особым виктимным типом мышления. Но в то же время важно понимать, что не все зависит от самого человека. Стать жертвой насилия может каждый, но в ваших силах минимизировать эту вероятность.

Физическое насилие — жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию.

Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрации им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

Эмоциональное (психическое) насилие — ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

Пренебрежительное отношение — не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.
Физическое насилие

Физическое насилие — это преднамеренное нанесение травм и/или повреждений ребенку, которые вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья, отставание в развитии.

К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ. Физическое насилие над ребенком могут совершать родители, лица, их заменяющие, или другие взрослые.

Чаще всего это происходит в семьях, где:

— убеждены, что физическое наказание является методом воспитания детей;

— родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

— родители (или один из них) имеют психические заболевания;

— нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);

— родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;

— родители предъявляют чрезмерные требования к детям, не соответствующие их возрасту и уровню развития;

— дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Распознание факта физического насилия над ребенком

Характер повреждений:

— синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;

— ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;

— повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;

— выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;

— участки облысения, кровоподтеки на голове;

— повреждения внутренних органов;

— множественность повреждений, различная степень давности (свежие и заживающие), специфический характер (отпечатки пальцев, предметов);

— несоответствие характера повреждений и объяснений, которые дают взрослые;

— наличие других признаков жестокого обращения (отставание в развитии, санитарно-гигиеническая запущенность);

— появление травм после выходных и праздничных дней.

Особенности поведения детей:

Возраст до 3 лет: боязнь родителей или взрослых: редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении — от агрессивности до полной безучастности.

Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.

Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.

Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
Особенности поведения взрослых, совершающих насилие:

— противоречивые, путаные объяснения причин травм у детей;

— обвинение в травмах самого ребенка;

— позднее обращение или отсутствие обращения за медицинской помощью;

— отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;

— неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу;

— большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у ребенка повреждениям.
Сексуальное насилие

Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды.
К данному виду насилия относятся:

— половой акт с ребенком, совершенный вагинальным, анальным, оральным способом;

— мануальный, оральный, генитальный или любой другой телесный контакт с половыми органами ребенка, а также ласки эрогенных зон;

— введение предметов во влагалище или анус;

— сексуальная эксплуатация ребенка для порнографических целей или вовлечение в проституцию; — мастурбация обоюдная, со стороны ребенка или взрослого;

— демонстрация эротических или порнографических материалов с целью сексуальной стимуляции ребенка; — совершение полового акта в присутствии ребенка;

— демонстрация обнаженных гениталий, груди или ягодиц ребенку (эксгибиционизм);

— подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур (вуайеризм), а также принуждение ребенка к раздеванию.
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок:

— не обладает свободой воли, находясь в зависимости от взрослого;

— может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;

— не в состоянии в полной мере предвидеть все негативные для него последствия этих действий.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:

— плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;

— конфликтные отношения между родителями;

— мать ребенка чрезмерно занята на работе;

— ребенок долгое время жил без родного отца;

— вместо родного отца — отчим или сожитель матери;

— мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;

— родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;

— родители (или один из них) имеют психические заболевания;

— мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Распознание сексуального насилия над ребенком

Характер травм и заболеваний:

— повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;

— следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;

— наличие заболевания, передающегося половым путем;

— психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка

Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.

Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.

Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.

Как показывает практика, в 80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым.

Данная форма насилия из всех его видов, как показывает анализ, известна в гораздо меньшей степени, заслуживая в дополнение к вышесказанному более глубокого рассмотрения для принятия в повседневной практике мер профилактики, выработки настороженности и тактики соответствующего поведения у родителей, самих детей, расширения знаний в данной области соответствующих специалистов, в первую очередь, медицинских и педагогических работников.
Эмоциональное (психологическое) насилие

Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Все формы насилия в той или иной степени сопряжены с эмоциональным насилием.
К этой форме жестокого обращения с детьми относятся:

— угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;

— лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

— однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;

— преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;

— вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.).
Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психологическому) насилию:

— задержка психического развития;

— невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;

— эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;

— избыточная потребность во внимании;

— депрессия, попытки суицида;

— неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);

— нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.
Возрастная специфика

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников — проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в препубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное и/или делинквентное (криминальное) поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде — депрессия, растет агрессивность, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.
Группы риска детей по эмоциональному насилию:

— дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа;

— дети раннего возраста;

— дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями;

— дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений;

— дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни;

— дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией;

— дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем.
Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:

— не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;

— публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка;

— сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) — это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нем, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Причинами неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:

— отсутствие соответствующего возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие заботы и присмотра за ребенком;

— отсутствие внимания и любви к ребенку и др.
Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально изолированные.

Последствия моральной жестокости у детей

Внешние проявления:

— утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки;

— у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи;

— одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка;

— нечистоплотность, несвежий запах.

Физические признаки:

— отставание в весе и росте от сверстников;

— отсутствие надлежащих прививок;

— задержка речевого и психического развития. Особенности поведения:

— постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.;

— неумение играть; — постоянный поиск внимания/участия;

— частые пропуски школьных занятий;

Беседуя с ребенком, важно учитывать следующее:

1. Прежде всего, важно оценить собственное отношение к данной проблеме, насилию и сексуальному насилию, в частности. Взрослый, у которого есть собственные проблемы, связанные с сексуальной жизнью, может столкнуться со значительными трудностями в беседе с ребенком, он с трудом вызовет его доверие и в итоге вряд ли сможет ему помочь.

2. Необходимо обратить внимание на речь ребенка. Часто язык, которым жертва насилия описывает произошедшее, шокирует взрослых, выходит за рамки приличий. Если специалист хочет достигнуть поставленной цели, он должен принять язык ребенка и в разговоре с ним использовать те же слова и названия, которые использует сам ребенок. При беседе с ребенком нельзя давать две противоречивые инструкции одновременно:

— говори обо всем, что случилось;

— не говори неприличных слов.

4. Утверждения, вопросы, вербальные и невербальные реакции взрослого должны быть лишены всякого оценочного отношения.

5. Специалист, который намеревается проводить беседу с жертвой насилия, должен быть готов затратить на это столько времени, сколько потребуется, иногда это может происходить в течение нескольких часов.

6. Ребенок, как правило, ничего не сообщит о насилии, если беседа с ним будет проходить там, где насилие было совершено. Место, где проводится беседа, должно быть удобным для длительной работы, приятным и комфортным для ребенка.

7. Речь взрослого, тон его голоса должен быть спокойным, доброжелательным и деловым. Также не следует навязывать ребенку усиленный и непрерывный контакт глазами — это может его напугать. Кроме того, важно чутко откликаться на приемлемую для ребенка дистанцию между взрослым и ребенком.

8. Необходимо быть очень осторожным с прикосновениями и такими формами телесного контакта, как поглаживание руки, трепание по волосам, прижимание к себе, которые дают хороший эффект при установлении контакта в обследованиях и беседах по другим поводам. В случае совершения сексуального насилия это может напугать ребенка.

9. Во время рассказа ребенка нельзя перебивать, корректировать его высказывания, задавать вопросы, которые предполагают вполне определенные ответы.

11. В отдельных случаях необходимо заранее определить, кто будет беседовать с ребенком: мужчина или женщина, это зависит от того, кто был насильником. Если специалист чем-то напоминает насильника, это может значительно осложнить беседу.
Эмоциональные реакции детей на насилие и жестокость (психологическое содержание)

Чувство вины за постоянное насилие или жестокость: при частом или непрекращающемся насилии.

Постоянное возбуждение: даже в спокойной обстановке от ребенка можно ожидать очередной вспышки агрессивности.

Переживание потери: дети, отделенные от родителя, применяющего насилие, постоянно переживают потерю. Они могут сожалеть также и об утрате привычного жизненного уклада и о потере положительного образа родителей, применявших насилие.

Страх быть покинутым: дети, отделенные от одного из родителей в результате акта насилия, могут испытывать глубокий страх, что второй родитель также может их покинуть или умереть, поэтому часто ребенок отказывается расставаться со вторым родителем.

Боязнь телесных повреждений: значительный процент детей, являющихся свидетелями насилия или испытывающих его на себе, беспокоятся о том, что родитель, применяющий насилие, откажется от ребенка, либо причинит ему вред, либо будет вымещать зло на нем в различных ситуациях.

Стыд: в особенности для более старших детей, чувствительность к позору насилия может выражаться в форме стыда.

Чтобы ребенок более подробно описал ситуацию насилия, можно использовать кукольный домик. Ребенок может показывать, где кто находился. Если интервью проводится с целью получить информацию для ее дальнейшего направления в суд, то целесообразно интервью записать на видео. Но ребенок обязательно должен знать, что его снимают, хотя сама камера может быть скрыта, чтобы не отвлекать ребенка.

Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности
Для реализации цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие насилия;
2) Охарактеризовать сущность насилия;
3) Выявить причины насилия;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ………………………………………………………………………………………..5
1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5
1.2. Классификация насилия………………………………………………………………10
Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ…. 13
2.1 Сексуальное насилие………………………………………………………………. 13
2.2 Физическое насилие…………………………………………………………………. 17
2.3 Психологическое насилие…………………………………………………………. 20
Заключение……………………………………………………………………………. 24
Список литературы………………………………………………………………………25

Работа состоит из 1 файл

ккр.docx

Глава 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ…………………………………………………………………… …………………..5

1.1. Социальные и культурные факторы риска применения насилия…………………..5

Глава 2. ТРАДИЦИОННАЯ ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ НАСИЛИЯ…. . . . . 13

2.3 Психологическое насилие…………………………………………………………. . 20

Актуальность темы обусловлена тем, что насилие распространено и в наши дни до сих пор, и многие изучают эту тему и пытаются бороться с причинами насилия, разрабатывать методики по реабилитации насилия, будь то бы это сексуальным, физическим или психологическим насилием.

Пожалуй, не найдется ни одного человека, который не осознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Во всех частях света идут войны, растет количество таких преступлений, как убийства, изнасилования и вооруженные нападения. Статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой люди убивают друг друга.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям.

Помимо непосредственного влияния пережитое насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую влияющим на всю дальнейшую жизнь.

Степень разработанности проблемы: Проблематика психологии насилия – обширная область разрабатывающаяся в мировой психологии последние тридцать лет (Соонетс Р, Д.Левинсон, Д.Финкелхор, К.Брон, 1 и др.). В отечественной науке данная проблематика сравнительно молода (Зиновьева Н.О, Михайлова Н.Ф, Орлов А.Б, Золотов Е.А 2 . и др.).

Несмотря на всю важность и актуальность проблематики насилия, до сих пор не существует единого видения данной области в психологии, нет единой теоретической и исследовательской парадигмы, не сложился полноценный терминологический и концептуальный аппарат.

Объект – психология насилия

Предмет – виды насилия

Цель - изучить понятие психология насилия и его основные разновидности

Для реализации цели необходимо решить ряд задач:

  1. Рассмотреть понятие насилия;
  2. Охарактеризовать сущность насилия;
  3. Выявить причины насилия;
  4. Выявить факторы, являющиеся первопричиной насилия;
  5. Описать классификацию насилия;
  6. Выявить традиционные эмпирические типологии насилия;
  7. Описать сексуальное насилие, физическое, психологическое;
  8. Выявить основные причины, последствия такого рода насилия.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАСИЛИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ И ВИДЫ.

1.1 Социальные и культурные факторы риска применения насилия.

Актуальность изучения проблемы психологии насилия в семье определяется прежде всего тем обстоятельством, что, согласно современным научным представлениям о природе насилия, оно составляет универсальный жизненный контекст процессов обучения и воспитания: все дети в той или иной степени подвергаются насилию.

Сначала причиной насилия над ребенком считалась психопатология родителей, затем внимание перенеслось на социальный контекст, из чего возник вывод — факторы риска кроются в социальной изолированности и системе ценностей родителя, которая и обусловливает насильственное отношение к ребенку. Затем насилие интерпретировали через интерактивную социальную модель нарушенных отношений между родителем и ребенком.

Поздние исследователи определили факторы риска на уровне индивида, семьи и общества и доказали, что не один фактор, а их взаимовлияние приводит к насилию над детьми. Они также отмечают, что наличие того или иного фактора риска еще не означает проявления насилия, а скорее указывает на вероятность или возможность его возникновения.

Пренебрежению и насилию над детьми способствуют определенные социальные и культурные условия.

Также существуют в психологической науке модели причин (факторов) насилия в семье, которые традиционно подразделяются на:

а) психопатические, центрированные на предрасположенностях к насилию родителей (алкоголь, наркотики, низкая самооценка, аэмпатичность, коммуникативная некомпетентность, социальная изолированность, социальные, психологические и психиатрические проблемы, депрессивность, отсутствие самоконтроля, суицидальные наклонности, агрессивность, ранняя беременность матери, потеря ребенка и т.п.) и детей (недоношенность, болезненность, нежеланность, физические и психические недостатки и т.п.);

б) социальные, объясняющие насилие внешние (социальные) факторы и условия (бедность, низкий уровень дохода, безработица, социальная изоляция и закрытость семьи, перенаселенность, низкий образовательный и культурный уровень и т.п.);

в) психосоциальные, стремящиеся интегрировать психологические и социальные факторы насилия; в данных моделях факторы насилия подразделяются на структурные, ситуативные и коммуникативные, причем именно последние являются ключевыми и определяющими проявления насилия в семье: особенности межличностных взаимодействий являются либо “ингибитором”, либо “катализатором” действия структурных и ситуативных факторов насилия, в последнем случае происходит эскалация насилия или “принудительная спираль насилия”. 5

Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов, не заслуживает доверия как явно заниженные, однако даже имеющиеся опросы свидетельствуют, в частности, о том, что примерно 25% детей, живущих в крупных российских городах, стали жертвами сексуального насилия. Очевидно, что распространенность других видов и форм насилия в семье такова, что охватывает всю детскую популяцию. Представления о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом конвенционального общественного сознания.

Читайте также: