Доклад по истории на тему мусульманский мир

Обновлено: 05.07.2024

В современном мире ислам становится одной из самых влиятельных религиозных систем, приобретает все большее влияние и все больше приверженцев. В настоящее время общая численность приверженцев ислама, третьей, самой поздней по времени возникновения, мировой религии, которая зародилась в Аравии в VII веке нашей эры, составляет около 1 миллиарда 500 миллионов человек (около 85-90% из них сунниты), проживающих преимущественно на территории стран в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Широкое распространение ислам получил и в республиках бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации.

Актуальность выбранной нами темы подтверждает следующий факт: по мнению политологов, религиоведов, социологов для современного этапа развития мирового сообщества характерно значительное усиление политической активности ислама как в отдельных странах, так и в международном масштабе. Сегодня многие государства именуют себя исламскими. В основополагающих документах, выступлениях государственно-политических деятелей разного уровня, средствах массовой информации постоянно звучат заявления об истинно исламском содержании политики этих государств. Говорится о необходимости исламизации всех сторон государственной, общественной и частной жизни. Исламизация пропагандируется как единственный путь решения всех социальных проблем, стоящих перед обществом и государством. Этот путь предлагается не только странам с мусульманским населением, но и Западу и всему миру.

В связи с этим, целью нашей работы является выяснение истоков зарождения ислама, его развития и распространения, а также его существования на современном этапе. Также необходимо определить основные положения ислама как мировой религии.

Глава 1. Возникновение и становление ислама как одной из мировых религий

Географическим местом рождения ислама считается Аравия. Исламское движение в Аравии в VII в. н.э. провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма семитского патриарха Авраама, который, по утверждению Корана, был праведником и пророком, установившим надлежащее богопочитание в святилище Кааба в Мекке.

До того как деятельность Мухаммада придала революционный импульс всей ее жизни, Аравия никогда не знала даже подобия политического единства. Самое большее, чего время от времени удавалось достигнуть, — это недолговечные союзы ради достижения определенных целей, таких, как взаимная защита. То здесь, то там появлялись сильные вожди, господствовавшие на ограниченной территории, однако полномасштабного политического единства все не было.

Начало же исламской эпохи связывают, прежде всего, с рождением пророка Муххамеда. Считается, что он родился во второй половине VI в. н.э., когда Хиджаз переживал период стремительного экономического прогресса и роста. Точный год рождения неизвестен, но вполне вероятно, что он родился около 570 г. н.э. Первые годы жизни не предвещали ему ничего хорошего: отец умер еще до его рождения, а мать — когда ему было шесть лет; он воспитывался у своего любящего деда, который умер, когда мальчику было восемь лет. С этого времени о Мухаммаде заботился его дядя, продолжавший обеспечивать ему незаменимую поддержку клана даже тогда, когда Мухаммаду было более сорока лет и он стал вызывающим острые споры религиозным реформатором.

О молодости Мухаммада известно немного[2] , за исключением того, что он добился славы заслуживающего доверия человека, необыкновенно хорошо чувствующего тонкости человеческих взаимоотношений. На третьем десятке жизни Мухаммад нанялся на работу к Хадидже, вдове, занимавшейся караванной торговлей. Благодаря тому что Мухаммад преуспел, помогая своей работодательнице извлекать прибыль, а также в силу его личной привлекательности, Хадиджа предложила ему вступить с ней в брак, и они поженились, когда Мухаммаду было около двадцати пяти, а Хадидже — на пятнадцать лет больше.

Главные черты исламских верований и практики были развиты в основном в мединский период. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, а также характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторые черты преемственности с прошлым рассматривались как часть предпринятого Мухаммадом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями в прошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку, известная под названием Хаджж.

Ближайшие и самые стойкие сподвижники Мухаммада вскоре после его смерти обеспечили ровную и устойчивую преемственность. Исламская цивилизация достигла высших успехов в столетия правления Аббасидов, с 750 г. до окончательной гибели династии под ударами монголов в 1258 г., когда был разрушен Багдад. Процветали искусство и архитектура, ремесла, торговля, военная тактика и стратегия. Крупных успехов добились ученые в математике, медицине, географии, астрономии, философии и систематическом изучении языков — особенно арабского, так как это язык коранического откровения. В IX—X вв. достигли зрелости такие религиозные дисциплины, как правоведение, богословие, толкование Корана и научная критика преданий о Пророке (Хадис).

Исламские правители и мыслители, торговцы и ремесленники добивались успехов и во многих других местах. В X в. Египет стал ареной развития примечательного шиитского халифата Фатимидов, бывшего совершенно независимым от Багдада. Фатимиды (звавшиеся так по имени дочери Пророка Фатимы, жены Али) основали в 969 г. Каир, а позднее учредили университет Азхар — крупнейший центр религиозной учености Уммы вплоть до настоящего времени. Исламские империи возникли в Иране, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и на Индийском субконтиненте. Турецкая Оттоманская империя достигла небывалого величия в XV в., утвердив свое господство не только над арабо-язычными странами Ближнего Востока и Северной Африки, но также над причерноморскими землями, Юго-Восточной Европой и придунайскими территориями до самых ворот Вены. Восточнее во главе персидской шиитской империи стояла династия Сафавидов, а на субконтиненте Бабур положил начало династии Моголов, правившей в Индии до самого начала XVIII в.

На всем Ближнем Востоке и в Северной Африке обращение в ислам было, как правило, добровольным, однако бывали времена, когда немусульмане переживали гонения, дискриминацию и другие унижения. Постепенно сила и размеры христианских общин тех стран, где они были весьма влиятельны до прихода ислама, заметно сократились. В Африку южнее Сахары ислам проник через Эфиопию и Судан на востоке и через берберские регионы Северной Африки на западе. Немалое значение в распространении ислама имела торговля, как, впрочем, и военная экспансия. На Индийском субконтиненте мусульманское вооруженное вторжение с самого раннего времени играло важную роль в распространении ислама и обращении индусов. Однако при этом не обязательно использовалась сила. Приток переселенцев с северо-запада укрепил мусульманскую прослойку, расширению которой способствовало также обращение в ислам индусов. Юго-Восточная Азия, территория современной Малайзии, южные Филиппины, Индонезия и Бруней начали свое обращение в ислам по меньшей мере с XII—XIII вв. В нашем столетии проповедническая активность исламских миссионеров и миграция мусульман со Среднего Востока и Южной Азии (в первую очередь) принесли ислам в Западную Европу и на Американский континент.

Политическое могущество ислама достигло своего апогея в XV—XVII вв., когда турецкие Оттоманы, иранские Сафавиды и индийские Моголы правили огромными империями, простиравшимися от Северной Африки до Бенгалии. Но эта же эпоха была свидетельницей стремительного роста политической и экономической мощи Европы, особенно в связи с развитием новых торговых маршрутов вокруг Африки и через Атлантический и Тихий океаны. Западные государства, особенно Британия, Франция и Нидерланды, колонизировали и начали эксплуатировать обширные мусульманские территории в Северной Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. В XIX в. Оттоманская империя теряла один за другим свои анклавы в Восточной Европе и фактически утратила реальную власть в некоторых из своих провинций на Среднем Востоке, таких, как Египет, Ливия, Тунис и Алжир. Анатолийский полуостров был последним аванпостом Оттоманской империи, но после первой мировой войны она была преобразована в современное национальное турецкое государство и не стала объектом колонизации. Турция по-прежнему остается страной, приверженной исламу.

В течение XX в. европейский колониализм почти исчез с лица земли, но его последствия по-прежнему ощутимы. Однако еще в конце XVIII в. в Египте, Аравии и Индии возникают реформационные мусульманские движения, положившие начало медленному процессу возвращения мусульманам уверенности в себе и способности к самоорганизации. К последствиям второй мировой войны относится обретение независимости многими мусульманскими странами на всем протяжении Евразии, Африки и Индонезийского архипелага. В странах, где преобладает мусульманское население, таких, как Пакистан, Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран и Алжир, политическая независимость издавна ассоциировалась с крепкой исламской верой и практикой. Присущее древнему исламу ощущение триумфа и успеха возродилось с прежней силой и, не вполне довольствуясь осуществлением желания мусульман жить независимо от иностранного контроля, во все большей степени находит свое выражение в энергичной миссионерской деятельности как дома, так и за рубежом, особенно в немусульманских регионах.

По нашему мнению, тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основа исламского государства и мусульманского права, их исламский характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей исламского государства и мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положений ислама происхождении. Так, основными источниками здесь выступают Коран и Сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали.

ислам религия восток

Глава 2. Ислам в современном мире

Полтора столетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломным моментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурах стран Востока, становление нового класса - национальной буржуазии, развитие национально-освободительного движения, распространение идей марксизма - все это в совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Ислама в обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественного бытия.

Потребности социально-экономического развития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостью нового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Расширение практики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влекло за собой не только пересмотр шари’атских положений (как в случае с риба’), но и оживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение в период мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципы торгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержанию явления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции: таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частях мусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовые предприятия исма’илитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся как продолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, но которые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистичекий характер.

Важнейшую роль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Это касается, прежде всего, процесса становления национального самосознания и возникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новое осмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман. Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственный характер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитию национально-освободительного движения, с другой - в конечном счете оказывались орудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализма ощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманской общественной мысли конца XIX начала XX века.

Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента)[7] .

Быстрый рост среди этнических европейцев-христиан числа людей, принимающих Ислам, отмечается всеми аналитическими центрами Европы. Пожалуй, самым знаменательным событием стал Европейский Собор Католической Церкви в Ватикане в 1999 году, который был посвящен обсуждению проблемы положения католической церкви в Европе в грядущем XXI веке. Практически все священнослужители, представлявшие многие страны Европы, говорили о том, что Ислам в Европе набирает все большее число сторонников[8] .

Отметим, что по нашему мнению Россия всегда была и остается полиэтнической и поликонфессиональной страной, значительная часть населения которой исповедует ислам. Важность исламского фактора определяется следующими существенными обстоятельствами:

- в Российской Федерации проживают около 26 млн. мусульман. Северный Кавказ, Поволжье, Урал, Западная Сибирь являются регионами компактного расселения российских мусульман. Однако проживают они практически во всех ее субъектах;

- ряд государств (республики бывшего СССР), население которых в значительной своей части исповедует ислам, вступили в Организацию Исламская конференция;

- в некоторых традиционно исламских государствах, граничащих с Россией или находящихся в непосредственной близости от нее, мусульмане составляют либо значительную часть населения (Китай, Индия), либо подавляющее большинство (Ирак, Сирия, другие арабские страны).

Современные геополитические обстоятельства заставляют Россию внимательнейшим образом относиться к исламскому фактору и учитывать его при принятии и реализации решений по внутри- и внешнеполитическим вопросам: вся Россия, в том числе ее мусульманское население, сегодня переживает глубокий кризис, явившийся следствием непродуманных реформ, породивших снижение уровня жизни населения, разочарование его значительной части во многих социальных ценностях. В этих условиях часть населения обращается к исламу, видя в апелляции к нему некую исламскую альтернативу. Кроме того, ситуация на Северном Кавказе, которая привела к проведению антитеррористической операции 1999 - 2000 гг., способствовала формированию в сознании части российского общества представлений об исламе как энергичной, склонной к экспансии религии. Между тем такое восприятие идеологии ислама как агрессивной социокультурной конфессиональной системы крайне негативно скажется на стабильности российской государственности и на будущности её.

Ислам – без сомнения является одной из самых распространенных религий в современном мире, охватывающая не только мусульманские, но и христианские страны. Илам проникает во все сферы жизни, не только в духовную, но и в общественно-политическую, экономическую, частную. В современном обществе имеют место случаи добровольного перехода, например, христиан в ислам, но почти нет случаев перехода исламских верующих в другую веру. Это говорит о прочности и незыблемости исламских догматов, заложенных в древности, насчитывающим несколько десятков столетий истории, полных кровавых войн и культурных достижений.

Исламская вера не всегда насаждалась огнем и мечом, она знала и времена культурных завоеваний, когда величайшие мудрецы и творцы искусства буквально покоряли Европу и Западный мир своим непревзойденным мастерством. И в то же время, истории известно немало кровавых пятен на обширной карте распространения ислама в мире. Но, отметим, что такое положение дел характерно не только для развития ислама, христианство также помнит немало страшных моментов своей многовековой истории.

1. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982.

2. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х - начало 80-х годов XX в.). М., 1986.

3. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Изд-во политической литературы, 1986.

4. Кротов Я. Ислам и христианство в начале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.

Общая характеристика.

В современном мире насчитывается более 1 млрд мусульман. Ислам считается самой быстро распространяющейся религией планеты. Ученые предрекают, что в XXI в. эта религия станет преобладающей на Земле.

Почти в 50 странах мира большинство населения относится к традиционно мусульманским этносам. В 28 афро-азиатских государствах ислам провозглашен государственной (или официальной) религией. Характерной чертой мусульманского мира является этническая неоднородность. В нем выделяются тюркоязычный, персидский и арабский регионы. Сердцевину исламского мира составляют страны арабского Востока.

Со второй половины ХХ в. в мусульманском мире усилилось влияние ислама на все сферы жизни общества. Одной из причин этого является специфика данной религиозной системы: ислам — не только религия, но и образ жизни.

Мусульманский мир во второй половине XX века

Национально-освободительные революции в арабском мире.

Новый подъем национально-освободительной борьбы начался после Второй мировой войны. Были ликвидированы подмандатные (колониальные) режимы в Ливане, Сирии, Палестине, Иордании.

1950—1960 гг. ознаменовались целым рядом революционных событий в арабских странах. В Египте была свергнута монархия (1952), завершилась британская оккупация страны. В 1954 г. в Алжире вспыхнула восьмилетняя антиколониальная революционная война против Франции. Добились независимости Ливия (1951), Марокко, Тунис, Судан (1956). Был уничтожен монархический режим и провозглашена республика в Ираке (1958). Все это привело к ослаблению позиций Запада на Ближнем Востоке.

Египет во второй половине XX века

История этого государства представляет особый вариант модернизации. Страна прошла сложный путь от антимонархической революции и социалистической ориентации до укрепления и развития рыночных отношений и союза с Западом.

После поражения Египта в войне 1967 г. с Израилем в египетском обществе усилились проамериканские настроения. Преемники Насера взяли курс на сближение с Западом. В социально-экономической сфере они столкнулись с трудноразрешимой задачей. С одной стороны, необходимо было ускорять экономические реформы, с другой — поддерживать бедноту, чтобы не допустить социального взрыва.

Иран во второй половине XX века

После Второй мировой войны Иран находился под влиянием Великобритании и США, которых привлекали большие запасы иранской нефти и возможности выгодно вкладывать капиталы. Прозападная политика Ирана проявилась в подписании в 1959 г. военного соглашения с США.

Однако резкий курс шаха на ускоренное развитие Ирана по западному образцу был враждебно встречен значительной частью иранского общества, включая мусульманское духовенство, торгово-промышленные круги и интеллигенцию.

Турция во второй половине XX века

В отличие от Египта или Ирана Турецкая Республика представляла иной вариант модернизации в послевоенный период.

Военное руководство вновь решило взять инициативу в свои руки и в 1980 г. осуществило государственный переворот. Правительство было свергнуто, парламент распущен, деятельность партий и профсоюзов приостановлена. Армия оставалась у власти более трех лет.

В это время в общественно-политической жизни страны усилилось влияние исламских организаций. На парламентских выборах 2002 и 2007 гг. убедительную победу одержала умеренная исламистская Партия справедливости и развития (ПСР). Премьером стал один из лидеров ПСР Реджеп Тайип Эрдоган. И хотя партию обвиняют в исламизме, она ориентируется на западные ценности, такие как рыночная экономика и вступление в Европейский Союз. В последнее время активизировалась внешнеполитическая деятельность в ближневосточном регионе, началось сближение с Ираном и Российской Федерацией. За время правления ПСР Турция пережила период экономического роста и победила многолетнюю гиперинфляцию. На Западе многие называют правление ПСР самым успешным за последние пятьдесят лет.


Исламский мир в Средние века включал в себя те страны, которые приняли ислам в качестве государственной религии. Именно в этот исторический период их количество значительно превышало количество государств христианских.

Распространение ислама

Первоначально эта религия была принята арабами, но затем она быстро распространилась по тем землям, которые были ими захвачены. Первоначально все было добровольно – на арабских территориях могли проживать христиане и буддисты, к которым относились весьма терпимо.

Но уже с 9 века все изменилось: теперь неверные должны были отдавать захватчикам десятую часть своего заработка, те же, кто принял ислам, от такого налога освобождались. Благодаря этому религия стала распространяться быстрее – далеко не все хотели расставаться с заработанным, так что становились мусульманами.

В 10 веке на карте мира появился Арабский халифат – теократическое государство, которое впитало в себя все единство и многообразие исламского мира, то есть страны, в которых люди исповедовали ислам. Процесс его расширения постоянно сопровождался борьбой за власть. И даже после того, как халифат пал, мусульманство осталось государственной религией в большинстве этих стран, поскольку успело прочно там закрепиться.

Территория, которую занимало это государство, была весьма значительной: оно простиралось от Марокко на западе и вплоть до Центральной Азии на востоке.

Карта Арабского халифата

Рис. 1. Карта Арабского халифата.

В Средние века ислам покидает пределы Аравийского полуострова и активно распространяется на Балканах, в Малой Азии, Индии и даже Центральной Африке. А к середине этого исторического периода восточные торговцы смогли не только привезти его в Европу, но и насадить, несмотря на то, что европейцы считались ревностными приверженцами католичества. Постепенно государства, которые принимали эту религию, приобретали теократические черты – их глава также выступал в качестве духовного лидера всей нации.

которые читают вместе с этой





В составе России были земли, население которых исповедовало ислам. Однако внимание к культуре этих народов начали проявлять только в 17 веке.

Мусульманские страны в эпоху Средневековья: быт

Средневековый исламский мир был полностью построен на принципах Корана, которые регулировали все, от общественной жизни до судопроизводства. В обязанности каждого мусульманина входили ежедневные молитвы и пост длиной в месяц, который нужно было соблюдать ежегодно.

Средневековый мусульманин во время молитвы

Рис. 2. Средневековый мусульманин во время молитвы.

Еда также регламентировалась – под строгим запретов находились свинина и алкоголь. Влияние религии на культуру также было достаточно сильным: например, живописцам запрещалось изображать людей и зверей. Зато очень развитым направление был орнаментализм. Потрясающими орнаментами украшали мечети, их рисовали также на ткани.

Просвещение в исламских странах было повсеместным – при каждой мечети существовала школа. Обычно в качестве учителя выступал мулла, который преподавал детям письмо, арифметику и, конечно, догматы мусульманской религии.

Школа при мечети

Рис. 3. Школа при мечети.

Права женщин у мусульман были сильно ограничены, но это не слишком отличалось и от европейской практики, несмотря на то, что большинство западных стран тогда исповедовало христианство.

Что мы узнали?

В общих чертах было рассмотрено, каким был мусульманский мир в Средние века: на какой территории была распространена эта религия, в чем заключались особенности была людей на территории мусульманских стран. Узнали, что все они были теократическими государствами. Также были рассмотрены основные принципы культуры мусульман и социальные особенности, которые отличали жизнь тогдашнего общества.

история ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон".

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

переселение в Медину (хиджра)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров - Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.



Первые проблемы послевоенного развития

Сразу после войны мусульманский мир столкнулся со следующими вызовами:

Образование Израиля и начало ближневосточной проблемы

В 1947 году ООН проголосовала за разделение Палестины между арабами и евреями. 14 мая 1948 года лидер сионистов Бен Гурион объявил о создании Израиля. Проблема заключалась в том, что арабская Палестина так и не была создана. Самым известным палестинским лидером второй половины ХХ века, главой Организации Освобождения Палестины (ООП) был Яссер Арафат.

В итоге начался арабо-израильский конфликт. Его сложность заключается в том, что он имеет в себе 3 составляющих:

  1. Территориальный конфликт. Спор за Палестину.
  2. Этнический конфликт – противостояние между евреями и арабами.
  3. Религиозный конфликт – между иудеями и мусульманами.

Такая сложность делает конфликт максимально сложным для его разрешения. В результате с 1948 года начинаются войны:

И сегодня в новостях можно услышать о выстрелах в Секторе Газа, обстреле Иерусалима, конфликте на берегу Иордана. Арабо-израильский конфликт остается острой темой внешней политики.

Исламская революция в Иране

В 1960-х годах шах Ирана заявил о начале реформ, направленных на модернизацию страны. В них входила национализация земли и фабрик, расширение прав женщин, просвещение населения с помощью широкого образования. Вместе с урбанизацией в иранский мир проникала западная культура. Многие считали это угрозой для исламских ценностей. Шиитский (шиизм – направление в исламе, популярное в Иране) лидер, он же Айятола, Мусави Хомейни возглавил оппозицию против шаха.

В 1978 году сторонники Хомейни начали восстания по всему Ирану, а уже в феврале 1979 года была захвачена столица – Багдад. В марте 1979 было объявлено о создание Исламской республики Иран. Так началась популяризация идей исламского фундаментализма во всем мусульманском мире. Главная идея: закрыться от европейских, глобальных ценностей, сохранив мусульманские традиции.

В 1980 году ситуацией в Иране решил воспользоваться правитель соседнего государства Ирак Саддам Хусейн. Война длилась до 1988 года и не принесла победы ни одной из сторон. В 1990 году Саддам Хусейн напал на Кувейт, что привело к Войне в Персидском заливе.

Война в Афганистане

Особенности развития Турции

Острой проблемой для Турции были отношения с курдами, требующими автономии. В 1980-е начинаются регулярные военные столкновения. Боевые действия курдов прекратились после ареста и приговора к смертной казни в 2000 г. лидера повстанцев Абдуллы Оджалана. В 2002 приговор заменили на пожизненное заключение.

Магриб и его развитие

Также после Второй мировой войны была попытка реализовать идею панарабизма – создание единого арабского государства. В 1958 году Египет и Сирия заявили об объединении, но другие государства не поддержали эту идею. Через три года союз распался.

Читайте также: