Доклад на тему преемственность между начальной и основной ступенями школы проблемы и пути решения

Обновлено: 02.07.2024

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. На первый план выходит развитие универсальных учебных действий. Но невозможно построить образование, формирующее умение учиться, без опоры на эмоциональное благополучие и душевное здоровье ребенка.

Преемственность ФГОС начального общего и образования и ФГОС основного общего образования предусматривает преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требований к структуре основных образовательных программ начального и основного общего образования, преемственность сопровождения педагога в переходе на федеральные государственные стандарты нового поколения.

Данный этап образования (4- 5-й класс, имеет переходный характер. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования.

Начало систематического обучения на новом уровне обучения связано с изменением социальной ситуации развития и необходимостью приспособления к новым требованиям и нормам.

Такое состояние часто сопровождается внутренней напряженностью, иногда затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Достаточно длительное психическое напряжение может закончиться школьной дезадаптацией.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

- появление не успешности в учебе;

- снижение мотивации к учению;

- нарушение поведения у детей и подростков;

Для предупреждения возможных негативных явлений и максимального развития на новом этапе обучения тех позитивных изменений, которые возникли на предыдущем возрастном этапе необходимо обеспечение оптимальных условий вхождения в школьную жизнь, т. е. в период адаптации.

Процесс адаптации требует профессионального сопровождения и согласованности задач и действий всех работающих звеньев.

Реализация преемственности между начальной и основной школой должна обеспечить создание системы непрерывного образования, поэтому реализация данной программы осуществляется в течение 4 и 5 года обучения.

В образовании преемственность – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса.

Преемственность между начальным и основным общим звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться. Именно поэтому сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников УУД, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

Приоритетная цель школьного образования :

• развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,

• проектировать пути их реализации,

• контролировать и оценивать свои достижения;

Таким образом, главная цель – научить школьника учиться.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна быть показана на уровне :

- содержания образования;

ФГОС предусматривает формирование основ учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Новые образовательные стандарты — это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов.

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития. Стандарт для каждой ступени общего образования содержит личностный ориентир — портрет выпускника соответствующего уровня. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.

При практической реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования вопросу преемственности стандартов необходимо уделить особое внимание:

– использованию и совершенствованию методик образовательного процесса и образовательных технологий;

1. Методологической основой требований стандарта является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе.

2. Использование в практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);

3. На уроках основное внимание уделяется развитию УУД, выполнению различных проектных, исследовательских работ.

4. В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание.

5. Усвоение детьми понятий на другом качественном уровне : я знаю не все, но я знаю, как это можно вычислить или где это можно узнать.

– разработке и утверждению образовательных программ и учебных планов;

- к уроку и его структуре.

Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование УУД- личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы образовательного процесса и определяет систему требований к уроку:

1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

2. Определить место темы в учебном курсе;

3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

4. И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, в перспективе.

5. Определить для себя и отдельно для учащихся - зачем он вообще нужен этот урок.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.

Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.

3. ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.

Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т. е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.

Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:

-она актуальна для учащегося, т. е. согласуется с потребностями и интересами ученика.

- затрагивает чувства конкретного ученика;

- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности

- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;

- транслируется другому человеку в процессе вербального общения, что актуально при работе в парах, группах;

4. ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, отработка метапредметных универсальных действий. Учитель должен четко представлять, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока, например:

1. Объявления темы урока Познавательные, коммуникативные

3. Планирование Регулятивные планирования

4. Практическая деятельность Познавательные, коммуникативные,

5. Осуществление контроля Регулятивные контроля (самоконтроля)

6. Осуществление коррекции Коммуникативные, регулятивые

7. Оценивание учащихся Регулятивные оценивания, (самооценивание)коммуникативные

8. Итог урока Регулятивные саморегуляции,

9. Домашнее задание Познавательные, регулятивные,

5. Построение каждого этапа урока производится по схеме:

Постановка учебного задания- деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия. 6. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя- создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий.

7. Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т. е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

8. Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами Интернета)

9. Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).

10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

11. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.

12. Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

13. Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:

-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

-задания, способствующие осмыслению материала учеником;

- задания, способствующие закреплению материала учеником;

14. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. А это значит, что необходима целенаправленная системная работа по обеспечению преемственности в преподавании при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, т. е. необходимо предусмотреть план работы по данному направлению. (План прилагается)

План работы по обеспечению преемственности

при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах начального и основного школьного образования, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

1. Собеседование адм. школы с педагогами и классными руководителями 5-х классов

Цель: Ознакомление классных руководителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5-х классов и планом работы по преемственности на период адаптации

Результат: Коррекция плана работы по преемственности на период адаптации 5-х классов

2. Родительское собрание в 5 классе при участии учителей-предметников

Цель: Ознакомление родителей с особенностями адаптационного периода учащихся 5 классов, с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5-х классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общим образованием

Результат: Организация работы с родителями по вопросам адаптации учащихся, предупреждение взаимных претензий

1. Стартовая диагностика

Цель: Определить степень сохранности (устойчивости) знаний учащихся за курс начальной школы

Результат: Разработка системы повторения учебного материала за курс начальной школы

2. Классно-обобщающий контроль в 5 классе

Цель: Выявление организационно-психологических проблем классных коллективов, изучение индивидуальных особенностей учащихся, оценка их уровня обученности, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения

Результат: Разработка системы мер по дальнейшему развитию классных коллективов

а) посещение уроков

Цель: Ознакомление с особенностями коллективов, организацией учебной деятельности учащихся. Контроль соответствия уровня требований учителей возрастным особенностям учащихся и единства требований, предъявляемых учителями к учащимся 5 классов

Результат: Анализ уроков, изучение педагогических подходов, разработка методических рекомендаций коррекционных мер, индивидуальная психологическая и методическая помощь

Цель: Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе

Результат: Определение форм индивидуальной работы с учащимися и классом в целом

в) анкетирование родителей

Цель: Определение круга претензий

Результат: Индивидуальная работа с родителями и учителями-предметниками

г) изучение организации домашней работы

Цель: Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием. Хронометраж домашних заданий (по рабочим тетрадям, журналам, дневникам, анкетам). Контроль наличия инструктажа домашнего задания учителям, наличия индивидуальных домашних заданий (при посещении уроков)

Определение степени помощи родителей при выполнении домашней работы учащимися (по анкетам, результатам собеседования)

Результат: Индивидуальная работа с учителями, с родителями

д) проверка школьной документации

Цель: Проверка ведения контроля за дисциплиной учащихся. Проверка регулярности выставления оценок в классный журнал, дневники учащихся, ознакомление с культурой ведения учащимися тетрадей и дневников

Результат: Собеседование с учителями и классными руководителями

е) посещение внеклассных мероприятий

Цель: Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период

Результат: Помощь классному руководителю в коррекции плана воспитательной работы, организации ученического актива, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и сплочению классного коллектива

5. Родительское собрание в 5 классов при участии учителей-предметников и психолога (по согласованию)

Цель: Ознакомление родителей с итогами проверочных контрольных работ, с психо-эмоциональным состоянием в классном коллективе на первом этапе адаптационного периода учащихся в среднем звене школы

Результат: Рекомендации родителям по ликвидации обнаруженных проблем. Индивидуальная работа с родителями

6. Круглый стол с участием администрации, учителей начальной школы, учителей -предметников, работающих в 5 классе, психолога

Цель: Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, итогов работы по преемственности в обучении между начальным и основным образованием в период адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене

Результат: Индивидуальная работа с учителями-предметниками с учетом замечаний. Индивидуальная работа с учащимися с учетом полученных результатов, коррекция дальнейшей совместной работы начальной и средней школы по вопросам преемственности с учетом выявленных проблем

7. Родительское собрание 5 класса с участием учителей-предметников

Цель: Подведение итогов успеваемости учащихся 5 класса в 1-й четверти. Ознакомление родителей с перспективами дальнейшего развития учащихся и классных коллективов

Результат: Совместная деятельность классных руководителей и родителей по дальнейшему формированию и развитию классных коллективов

8. Предварительная расстановка кадров для работы в 5 классе на следующий учебный год

Цель: Определение педагогического состава среднего звена школы для осуществления дельнейшего плана работы по преемственности

Результат: Собеседование с учителями-предметниками и классными руководителями будущего 5 класса о целях и задачах предстоящей работы по преемственности

Преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования Принятие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного и начального школьного образования – важный этап преемственности.

Система работы по осуществлению преемственности между дошкольным и школьным звеном общего образования Преемственность между дошкольным и начальным звеньями рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГБОУ ШКОЛА №810

«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе

объединенном заседании МО учителей начальных классов и МО учителей среднего звена

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения сам o ценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый клаcc – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Причины возникновения проблемы:

Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

существенное изменение родительского отношения к школе:

откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;

многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;

рост числа малообеспеченных семей;

увеличением количества социально-обездоленных детей.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе маленький педагогический коллектив, который сформировался много лет назад. Мы тесно сотрудничаем друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов

По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем

Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).

Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5 го класса.

На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента, проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного образовательного процесса между ступенями начальной и основной школы и другие. Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:

- нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,

- трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебику, построенному по принципу мини-макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде. Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и литературе;

- невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не позволяет работать школе в единой образовательной системе.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.

Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Проведение родительского собрания.

Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность-зто последовательная ,непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника.

МКОУ Пузевская СОШ

«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе

объединенном заседании МО учителей начальных классов и МО учителей среднего звена

Якушова Анна Петровна

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Причины возникновения проблемы:

Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

существенное изменение родительского отношения к школе:

откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;

многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;

рост числа малообеспеченных семей;

увеличением количества социально-обездоленных детей.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе маленький педагогический коллектив, который сформировался много лет назад. Мы тесно сотрудничаем друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов

По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем

Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).

Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5 го класса.

На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента, проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного образовательного процесса между ступенями начальной и основной школы и другие. Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:

- нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,

- трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебику, построенному по принципу мини-макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде. Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и литературе;

- невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не позволяет работать школе в единой образовательной системе.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.

Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Проведение родительского собрания.

Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Автор: Едренова Анна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Материал к педсовету по преемственности между начальной школой и основной
Тема: Проблема преемственности между первой и второй ступенями обучения
Раздел: начальное образование

«Школа не должна вносить

резкого перелома в жизни детей.

Пусть, став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то,

что делал вчера.

Пусть новое появляется

в его жизни постепенно

и не ошеломляет

В. А. Сухомлинский

Цель: Анализ проблем возникающих у обучающихся при переходе из начального

звена в среднее и пути их преодоления

- изучить проблемы и трудности возникающие при переходе из начальной школы

в среднее звено;

-выявить причины, вызывающие затруднения у обучающихся и учителей;

-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения и воспитания

последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной

Преемственность

последовательная,

непрерывная

различными ступенями в развитии качеств в личности школьника, опора на

его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление

их в последующие годы образования

педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе -

подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем

звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как

пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно

строить в соответствие с этим возрастным периодом.

говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься

чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий

серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более

чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения

х а р а к т е р и з у е т с я

о р г а н и з о в а н н о с т ь ю ,

снижением интереса к учёбе и её результатам, с

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех

снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной

начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой

ступенях его изучения. Т.е. в последовательности, систематичности расположения

материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в

перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-

Реализация преемственности

средним звеном

обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом

направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие

индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка,

взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный

этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит

перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой,

и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней

школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного

Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник

теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является

адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным

недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе значительно увеличивается количество предметов, но самое главное

– учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки

будут вестись в разных кабинетах.

Основные проблемы дезадаптации учащихся обусловлены

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому

необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на

дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе

неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию

о б е с п еч е н и я

преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна

выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над

созданием единой образовательной среды. Что учителя математики и словесники,

биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на

общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках

общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи,

это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.

Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся

Читайте также: