Роль памяти в успешной профессиональной деятельности доклад

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что временные нейронные связи, которые образуются в коре головного мозга, могут сохраняться многими годами и десятилетиями. В случае их подкрепления время от времени или возобновления, данные связи сохраняются навсегда.

Человек находится под влиянием различных вредных факторов, оказывающих негативное воздействие. Это приводит к снижению мыслительной и творческой активности, особенно в профессиональных видах деятельности. Сначала снижаются функции памяти. Труднее становится вспоминать значимую информацию, запоминать большие объемы нового материала, повторно воспроизводить, то, что уже знаешь, и оперировать доступными нам знаниями. Все заканчивается отсутствием гибкости мышления и креативности.

Немного о строении памяти

Простейший тест на память: закрыть глаза и рассказать, что где стоит в комнате. Или рассказать стихотворение.

Все это разные случаи воспроизведения той или иной информации, восстановления, обнаружения ранее образованных временных нейронных связей.

В осуществлении работы памяти задействованы множественные структуры головного мозга, которые имеют строгую организацию и закономерности. В процессах кратковременного запоминания или памяти на текущие события, активности сознания и внимания участвуют подкорковые структуры (базальные отделы, продолговатый мозг и ствол). А в процессах зрительной, слухоречевой, музыкальной, тактильной, двигательной памяти принимают участия корковые отделы обоих полушарий мозга. Это обширная затылочная и нижнетеменная область, височная и часть лобных отделов.

Не менее важными являются медиобазальные и префронтальные отделы лба, которые отвечают за регуляцию психической деятельности и контроль над ее протеканием. Именно они ответственны за сознательную организацию памяти, ее смыслообразующую составляющую, словесно-логическую форму и произвольность. Пересечение височных, нижне-теменных и затылочных областей (зона ТРО) ответственны за пространственную организацию мнестических следов, созданию связующих зрительных образов и представлений, созданию семантических понятий (долговременная память).

Во время преднамеренного запоминания, начало работы происходит в лобных отделах, после организации мнестических следов в зоне ТРО (здесь происходит формирование множественных нейронных связей) и далее в процессах воспроизведения снова участвуют лобные отделы. Так происходит горизонтальная организация на физиологическом уровне. Нужно учитывать и вертикальную организацию: участие подкорковых структур в связях с корой больших полушарий.

Борьба с забыванием

Далеко не все из того, что мы однажды запомнили (намеренно или нет), навсегда сохраняется в нашей памяти. Мы многое забываем, из-за чего зачастую становимся не успешны, особенно в своей профессии.

Забывание — это длительный процесс, который развивается постепенно.

И для успешной борьбы с ним необходимо принять во внимание следующие положения:

  • Основное средство борьбы — это повторение изучаемого материала. Всякое знание, которое не подкрепляется повторениями, постепенно забывается.
  • Повторять выученное нужно не тогда, когда оно уже забыто, а в момент, пока забывание еще не началось.
  • При переходе от заучивания материала к заучиванию другого, нужно всегда делать небольшой перерыв (5–10 минут), давая себе в это время полных отдых от всякой умственной работы.
  • Необходима системность, нужно организовывать свои занятия так, чтобы запоминаемые материалы были по менее сходным предметам. Необходимо разграничение, чтобы не происходило наложение одинаковых тем друг на друга, чтобы не возникли трудности в припоминании конкретных образов.
  • Особенно важный для вас, ответственный и трудный материал полезно возобновлять в памяти непосредственно перед сном: именно сон дает самые благоприятные условия для закрепления результатов запоминания.

Воспитание памяти для специалистов своего дела

Каждый человек хотел бы иметь лучшую память. Это вполне естественное желание, но для его осуществления необходимо отдавать себе ясный отчет в том, что такое хорошая память. Наличие исключительно сильной способности к механическому заучиванию еще не является само по себе очень ценным свойством. Психологический анализ показывает, что в биографиях многих выдающихся людей отмечается их замечательная память, и все дело не в способностях механического запоминания, а в исключительном развитии смыслового запоминания. Чем же определяется его развитие?

Развитие памяти напрямую зависит от умственного развития человека. Тот, кто имеет большие и разносторонние знания, легко найдет много смысловых связей для нового материала, который ему необходимо запомнить. Чем больше у человека знаний, тем лучше становится его память в соответствующих областях.

Системность, организованность в запоминании является важнейшим условием в развитии памяти. Необходимо стремиться к системе знаний, а не к простому накоплению фактов.

Существует ряд способов, которые могут являться методами ежедневных тренировок, позволяющих укрепить и развить работу памяти. Большинство из них применимы в повседневной жизни и отвечают проблематике запросов различных специалистов.

Для дизайнеров и разработчиков полезным будет развитие наглядных образов и представлений, которые организуют функцию памяти. Для этого можно выполнить легкое упражнение. Исключите из пользования на время одно или несколько познавательных чувств. Попробуйте есть с завязанными глазами, примите душ с закрытыми глазами или заткните уши во время выполнения обычных дел.

Подобное исключение будет способствовать не только развитию остальных познавательных функций и закреплению уже созданных рабочих нейронных связей, но и формированию образности происходящего. Построению логики между данными образами — это благоприятно скажется на развитии наглядно-образного мышления.

Отличным методом будет равное развитие функций обеих рук.

То есть, используйте свою не ведущую руку в различных видах деятельности. Например: почистить зубы с утра, причесаться или использовать компьютерную мышку. Попробуйте написать небольшой текст обеими руками одновременно или поменяйте местами нож и вилку во время приема пищи. Данный метод способствует развитию нейронных связей в новых областях и активации головного мозга.

Для аналитиков и маркетологов, будет полезна способность системного мышления и системной организации своей памяти. Для этого необходимо тренировать наблюдательность. К примеру, в течение всего дня обращайте внимание только на зеленый цвет или на автомобиль определенной модели из общего потока, придумайте какую-либо тему и сосредоточьтесь на ней. Тем самым вы разовьете определенные свойства функции внимания и памяти: концентрация, избирательность, распределение, переключение, кратковременное запоминание.

Как можно больше читайте и записывайте.

После того как прочли или выучили что-то, попробуйте это записать хотя бы раз. Один раз записать — это как дважды прочесть и все организовать в своей голове.

Делайте предполагаемый для заучивания материал в доступном и удобном именно для вас формате. Если вам легче запоминать с помощью зрительной памяти, то организуйте нужный материал в графической форме.

Важна системная организация всей той информации, которую вы стараетесь запомнить. Записывайте необходимые факты и устанавливайте между ними смысловые связи, запомнив которые вы будете видеть всю картину целиком.

Помимо представленных методов по развитию и укреплению функции памяти существуют программы развития на когнитивных играх-тренажерах. Они представляют собой научно обоснованное сочетание определенных развивающих задач, представленных в игровой форме, выстроенных в логической последовательности с учетом нейропсихологических закономерностей, повышения уровня сложности и индивидуальных особенностей пользователей.

Память и способы ее развития у специалистов

Вывод

В нашей жизни постоянно что-то происходит, мы часто спешим и должны все успеть, при этом ничего не забыть. В подобных условиях у нас возникают трудности в сосредоточении своего внимания и процессах запоминания, но еще большие трудности возникают в процессах обучения эффективным способам запоминания. Поэтому рекомендуем вам воспользоваться предложенными способами и советами, как развить память.


Память – это способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков, умений и их использования в дальнейшей жизни.

Существует много видов памяти.

По характеру психической памяти, память делят на:

Моторную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся различные движения.

Образную память. Характеризуется тем, что запоминаются, сохраняются и воспроизводятся образы, звуки и запахи.

При эмоциональной памяти запоминаются, сохраняются и воспроизводятся эмоции и чувства. Как правило, эмоции не запоминаются сами по себе, а только вместе с явлениями и предметами, которые они вызывают.

Словесно-логическую память. Запоминаются, сохраняются и воспроизводятся мысли.

По характеру цели деятельности память разделяется на:

Произвольная – есть цель запомнить, есть волевое усилие. Этот вид памяти вам конечно же знаком. Вы задействуете её, когда учите стихотворения или готовитесь к пересказу.

Непроизвольная. То есть автоматическое запоминание, нет цели запомнить. Примером непроизвольной памяти можно назвать запоминание лиц ваших знакомых и родных. Вы же не специально их запоминаете, но всегда узнаёте.

По продолжительности различают:

Краткосрочную память. Это быстрое запоминание, сохранение информации на короткий срок.

Оперативную память. Это хранение информации на определённый срок.

Долговременную память. Эта информация запоминается надолго.



Тему память мы изучаем не только по технологии, но и по биологии

Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности

Вид памяти Необходима в профессиях
Произвольная Во всех
Непроизвольная Во всех
Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер
Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта
Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, Дипломат
Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат
Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист
Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф
Эмоциональная Артист, писатель, композитор
Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель
Словесная Преподаватель, языковед, инженер, переводчик
Образная Художник, писатель, актер, архитектор

Интересные факты

Александр Македонский. Он помнил имена всех своих воинов, около тридцати тысяч солдат.

Моцарту достаточно было услышать музыкальное произведение один раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге.

Соломон Шерешевский работал газетным репортером. На утренней летучке редактор обратил внимание, что Шерешевский не записывает его поручения: ни адреса, ни фамилии, ни телефоны. Решив сделать Шерешевскому выговор, редактор вызвал его к себе в кабинет. Репортер слово в слово повторил длинный список поручений. После этого редактор отправил Шерешевского на обследование. Сам репортер не видел ничего необычного в том, что помнил все: он думал, что так происходит с каждым.

Академик Иоффе, помнил всю таблицу логарифмов

Американский гражданин, Боб Пестрела,в отличие от Гарибяна, помнит абсолютно все, что произошло с ним за 58 лет жизни. Номера телефонов, дату посещения различных мест 30 летней давности и даже может рассказать поминутно, что происходило на дне рождения, когда ему было всего 5 лет. Его способности документально подтверждены, но так и не объяснены, исследованиями ученых.

На следующем уроке, мы поговорим об ошибках памяти и упражнениях для тренировки памяти

В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.

Файлы: 1 файл

Реферат_РОЛЬ ПАМЯТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю. ВИТТЕ

Реферат на тему: Роль памяти в трудовой деятельности.

В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.

Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких.

В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Рассмотрим основные виды трудовой деятельности.

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы, так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

Память — это последовательность сложных нервных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение, забывание и воспроизведение информации. След, оставленный в памяти каким-либо явлением (событием), называется энграммой.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В основе запоминания лежат процессы отражения субъектом объективной действительности и фиксации следов отражения. Сохранение следов этого отражения связано с вызванными этим воздействием изменениями в нервных образованиях (ансамблях нервных клеток — нейроцитов). Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.

Изучение психологических аспектов проблемы памяти было начато Г. Эббингаузом (1850— 1909) в 1885 г. на материале запоминания и забывания слов. Многочисленные эксперименты позволили обнаружить монотонную экспоненциальную закономерность убывания числа слов, удерживаемых в памяти.

Рассмотрев виды трудовой деятельности человека, рассмотрим легальное определение трудовой деятельности.

Следует учитывать, что профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

Рассмотрим, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии. В настоящее время выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словестно-логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет то есть то, что мы видим. Словестно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словестно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства. Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.

В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. В конце XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз провел ряд экспериментов, в результате чего наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов.

При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не надолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.

Ключом к тайне развития памяти является важнейшее положение современной психологии – память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

Любая деятельность связана с определенными способностями и приемами выполнения рабочих функций. Чем совершенней применяемые способы и приемы, тем выше эффективность деятельности. Тогда, если память – деятельность, то, следовательно, рациональным приемам и способам запечатления информации нужно специально обучаться. Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Но учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Это выявилось в процессе эксперимента. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.

К основным процессам памяти относятся:

  1. степени сосредоточения внимания в процессе запоминания;
  2. силы желания запомнить;
  3. ясности представления или воображения запоминаемого;
  4. силы воздействия и остроты восприятия в процессе запоминания;
  5. количества повторений воздействия (попыток запоминания).

Бывают случаи, когда внимание играет отрицательную роль в памяти. Так, например, продолжительное, с большой интенсивностью сосредоточение внимания на каком-либо объекте, но не на том, который нужно в данный момент вспомнить, может послужить причиной забывания.

Отвлечение внимания в нужный для вспоминания момент является причиной, ведущей к забыванию. Большую роль в надёжности запоминания, воспроизведения запомненного через определенный срок и узнавания играет ассоциация. В подавляющем большинстве случаев, когда нужно воспользоваться памятью, на помощь может прийти ассоциация. Связь запоминаемого с окружающей обстановкой существует почти в каждом случае и всегда может сыграть положительную роль.

В науке принято несколько классификаций памяти, основанных на различных критериях.

1. Кратковременная, долговременная и оперативная память. Эти разновидности памяти выделяют по времени удержания информации. Кратковременная память фиксирует следы недавнего воздействия. Долговременная — позволяет хранить запомненный материал дни, годы и даже десятилетия. Оперативной памятью называют информацию, которая до поры хранится в памяти долговременной и которую использует (актуализирует) человек при необходимости (например, оператор вспоминает инструкцию по действиям в особых случаях при возникновении нештатной ситуации, которая до этого ему была не нужна).

Объяснение механизмов функционирования кратковременной и долговременной форм памяти базируется на предположении о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы (следа памяти) на разных стадиях ее жизни. Предполагалось, что след памяти в своем становлении проходит два этапа — этап кратковременной памяти и затем этап долговременной памяти.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗНАЧЕНИЕ ПАМЯТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Память – это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент узнавать или воспроизводить.

Запоминание, сохранение, узнавание, и воспроизведение- вот те главные процессы памяти, которые обеспечивают её работу.

ПРОДУКТИВНОСТЬ ПАМЯТИ характеризуется объёмом и быстротой запоминания информации, длительностью её сохранения, точностью воспроизведения.

1.В зависимости от длительности сохранения информации: кратковременная долговременная оперативная

2.В зависимости от объекта запоминания: образная двигательная словесно-логическая эмоциональная

3.В зависимости от цели и способов запоминания: произвольная непроизвольная

Запоминание МЕХАНИЧЕСКОЕ СМЫСЛОВОЕ

УКРАИНЕЦ МАСЛО ЭКОНОМИКА БУМАГА КАША СЛАДОСТИ ТАТУИРОВКА ЛОГИКА НЕЙРОН ДЕРЕВО ЛЮБОВЬ ГЛАГОЛ НОЖНИЦЫ ПРОРЫВ СОВЕСТЬ ДЕЗЕРТИР ГЛИНА СВЕЧА СЛОВАРЬ ВИШНЯ

100%-91% отличная память 90%-71% очень хорошая память 70% - 51% хорошая память 50% - 31% удовлетворительная Меньше 31% - есть над чем работать

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ И НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ НЕОБХОДИМА ВО ВСЕХ ПРОФЕССИЯХ

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ Кассир Машинистка Стенографист Оператор Диспетчер

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ Воспитатель Журналист Поэт Дипломат Учитель Врач

ТАКТИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Часовой мастер Хирург Электрик Скульптор Акробат

Слуховая память Музыкант Чтец Слесарь Тракторист

ЗРИТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ Лётчик Водитель Модельер Режиссёр Фотограф

Вербальная (словесная) память Преподаватель Языковед Инженер Переводчик

Эмоциональная память Артист Писатель Композитор

Моторная (двигательная) память Спортсмен Токарь Лётчик

Образная память Художник Писатель Актёр Архитектор

43 37 57 38 12 86 33 56 81 47 72 6 15 78 44 61 96 83 7 73

100%-91% отличная память 90%-71% очень хорошая память 70% - 51% хорошая память 50% - 31% удовлетворительная Меньше 31% - есть над чем работать

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1357 человек из 84 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 64 человека из 35 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 918 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.10.2015 2072
  • PPTX 423.6 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Миронец Оксана Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Память и ее составляющие процессы

Любая трудовая деятельность предполагает использование знаний, результатов предыдущей деятельности, индивидуального опыта работников Элементы опыта закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в зависимости от требований деятельности человека, образуя содержание памяти. Память является основой психической жизни человека и обеспечивает ее ориентацию в окружающей среде Важно подчеркнуть, что память - это отражения предметов и явлений действительности в психике человека в то время, когда они уже непосредственно не действуют на органы чувств. Хранение в памяти понятий и представлений является необходимым условием мышления, которое ими оперирует.

Память - это система сложных психических процессов, с помощью которых человек накапливает и сохраняет в сознании информацию и воспроизводит ее в зависимости от потребности

Такими процессами памяти являются запоминание, хранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы тесно связаны между собой, формируются и проявляются в деятельности и зависят от нее

Запоминание - это процесс закрепления нового путем связывания его с ранее приобретенным, в результате чего человек обогащается новыми знаниями и формами поведения

Хранение - более или менее длительное удержание в памяти информации, знаний, опыта

Воспроизведение - это процесс актуализации закрепленного ранее материала и использования его в деятельности

Забывание - это ослабление связей того или иного материала с прошлым опытом, обусловлено неиспользованием этого материала в деятельности Забывание, как и запоминание и воспроизведение, носит избирательный характер Значимый материал, связанный с потребностями и интересами человека, с целью его деятельности, забывается медленнее Итак, хранение материала в памяти определяется степенью его участия в деятельности человека.

Виды памяти

Поскольку память необходима во всех видах трудовой деятельности, то формы ее проявления чрезвычайно разнообразны Зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, является общей основой для выделения различных видов памяти.

Отдельные виды памяти классифицируются согласно следующим основным критериям:

  • по характеру психической активности, которая является ведущей в деятельности;
  • по характеру целей деятельности;
  • по продолжительности закрепления и хранения материала в зависимости от его роли и места в деятельности

Так, по характеру психической активности в деятельности различают: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем Она является основой для формирования трудовых навыков и обеспечивает физическую ловкость человека в процессе труда

Эмоциональная память - это память на чувства, которые выступают сигналами к определенным действиям или воздержания от последних

Образная память - это память на представления, на зрительные, слуховые и другие впечатления, вызванные действием раздражителей на органы чувств

Словесно-логическая память характеризуется запоминанием, хранением и воспроизведением мыслей, понятий, суждений, умозаключений Решающую роль в ее функционировании играет вторая сигнальная система

В зависимости от преимущественного развития того или иного канала, с помощью которого в нервной системе происходит восприятие, хранение и воспроизведение информации, отдельные люди могут быть наделены различным мы типами памяти: зрительной, слуховой, моторной Учет типа памяти при выборе человеком профессии, содержательными характеристиками которой она обеспечивает высокую эффективность работы и профессионализм в будущем. Однако чаще всего у людей достаточно хорошо развиты все каналы поступления информации, что позволяет говорить о смешанном тип памяти.

Итак, в практической деятельности важно активизировать все виды памяти, что способствует более глубокому запоминанию материала.

В зависимости от цели деятельности выделяют непроизвольную и произвольную память

Непроизвольная память характеризуется тем, что человек запоминает и воспроизводит материал, не ставя перед собой цель что-то запомнить или припомнить

Если человек сознательно ставит перед собой задачу запомнить и сохранить материал, то такое запоминание называется произвольным. В трудовой деятельности человек пользуется как непроизвольной, так и произвольной памятью.

В зависимости от продолжительности времени, которое проходит между запоминанием и воспроизведением, выделяют кратковременную и долговременную память

Кратковременная память характеризуется коротким (секунды, минуты) хранением и немедленным воспроизведением материала после однократного его восприятия.

Долговременная память характеризуется длительным хранением материала после многократного его повторения и воспроизведения Она представлена всем объемом знаний, информации, переживаний, которыми обладает человек

Кратковременная и долговременная память рассматриваются как две стадии единого процесса. Благодаря кратковременной памяти особенно важная для достижения будущих целей информация проникает в долговременную память В долговременной памяти содержится информация, которая имеет не тактическое, а стратегическое значение для особо важных целей деятельности человека Длительное запоминание как продукт предварительной деятельности выступает условием эффективности будущей деятельности.

Выполнение работником конкретных действий и операций обслуживается мнемическими процессами, которые характеризуются как оперативная память

Запоминание, хранения и воспроизведение информации, которая поступает и перерабатывается в процессе выполнения определенных трудовых действий и которая необходима для достижения цели данного конкретного действия, называется оперативной памятью. В оперативной памяти используются материалы, которые поступают как с кратковременной, так и долговременной памяти При этом в памяти содержатся промежуточные результаты умственной деятельности до тех пор, пока человек ими оперирует По мере приближения к конечному результату промежуточный материал может забываться.

Показателями оценки памяти является объем, скорость и прочность запоминания, точность и готовность к воспроизведению информации

Объем памяти совершенно нового, не связанного с содержанием материала, составляет 7 ± 2 единиц. Скорость запоминания характеризуется количеством повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала. Прочность запоминания выражается продолжительностью хранения материала и скоростью его забывания. Точность памяти заключается в способности без искажений воспроизвести информацию. Готовность памяти - это умение вспомнить в нужный момент необходимую информацию Понятно, что люди различаются по этим показателям памяти. Различия эти в определенной степени обусловлены типом высшей нервной деятельности, а также зависят от условий индивидуального развития.

Уровень развития памяти является важным показателем интеллектуального развития человека. Важным фактором и условием совершенствования памяти является труд, поскольку память вместе с мышлением составляет содержание всех видов деятельности и характеризует уровень их интеллектуализации.

Законы и техники запоминания

Техники запоминания

Прием 3: Метод связки
Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

Прием 4: Метод зацепок
Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.

Прием 5: Метод Цицерона
Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.
Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов.

Законы запоминания

12.Закон незавершенности - Сущность этого закона была доказана экспериментально. В ходе исследований выяснилось, что испытуемые лучше припоминали задания, которые им по условиям эксперимента не давали довести до конца. Те же задания, которые были выполнены полностью, теряли свою актуальность и стирались из памяти. То есть человек лучше помнит и воспроизводит информацию, которая для него остается актуальной.

Читайте также: