Ревизия маркетинговой среды туристского предприятия доклад

Обновлено: 18.05.2024

Тема работы маркетинговые исследования внешней макросреды Турции с позиции выездного туризма Беларуси. В течение последних лет Турция укрепила свои позиции на туристском рынке нашей страны. Очевидно, что белорусским турфирмам необходимо следить за изменениями, происходящими не только в туристическом секторе турецкой экономики, но и за всеми процессами, происходящими в этой стране.

Цель моей работа - проанализировать внешнюю макросреду Турции, и определить какие факторы оказывают влияние на турецкое направление выездного туризма Беларуси.

В ведении дается характеристика работы.

В первом разделе рассматриваются теоретические вопросы маркетинговых исследований внешней макросреды туристской фирмы, а также дается определение терминов маркетинговое исследование, маркетинговая среда, микро и макросреды.

Во втором разделе приводятся основные показатели факторов внешней макросреды Турции.

В третьем разделе характеризуется Турция как направление выездного туризма Беларуси. Рассматривается динамика данного направления. Дается анализ перспектив развития турецкого направления на выездном рынке РБ.

В четвертом разделе приведены результаты опроса, проведенного среди населения.

В заключении сформулированы выводы по теме исследования.

В своей работе я использовала различные источники литературы: учебные пособия, статьи периодических изданий, Интернет.

Глава 2. Характеристика основных показателей внешней макросреды Турции.

Экономика Турции

В 2001 г. Страна перенесла тяжелейший финансовый кризис. Уже в 2002-2003 гг. наметились определенные признаки стабилизации в экономике, главным образом, за счет проведения политики экономической стабилизации, разработанной при участии международных финансовых институтов. При этом Турция получила от МВФ и Мирового банка беспрецедентную финансовую помощь в размере 13,6 млрд. долл.

На данный момент Турция имеет статус страны-кандидата на вступление в ЕС. Однако, по многим социально-экономическим показателям Турция значительно отстает от стран, принятых в ЕС (по показателю бюджетного дефицита, например, в два с лишним раза, по уровню инфляции – более чем в двадцать раз, по покупательной способности населения – в три раза).

Турция никак не дотягивает до тех показателей, которые имелись у десятков стран Восточной Европы, когда в 2002 году в отношении них принималось решение о скором включении в Евросоюз. ВВП, рассчитанный по покупательной способности на душу населения в Турции составил 5200 евро, тогда как в среднем по 5 странам – "старым" членам ЕС он составляет гораздо большую величину – 23.500 евро. Для сравнения в других государствах – кандидатах в ЕС этот показатель составлял: на Кипре – 18.500 евро, на Мальте – 12.600 евро, в Словении – 16.000 евро, Венгрии – 11.900 евро, Словакии – 11.100 евро, Чехии – 13.300 евро, Польше – 9.200 евро, Литве – 8.700 евро, Латвии – 7.700 евро, Эстонии – 9.800 евро, Болгарии – 6.500 евро, Румынии – 5.900 евро. То есть показатель Турции наименьший. [18]

Годовая инфляция последние годы в Турции составляет 60-80 %, а в 15 "старых" странах ЕС – только чуть более 2 %. Дефицит государственного бюджета, рассчитанный в % к ВВП в Турции почти в 30 раз выше, чем в "старых" странах ЕС. Кстати, этот экономический показатель весьма и весьма важен.

Экспорт Турции в страны ЕС составляет более половины всего экспорта страны, приблизительно по 10% – на долю США и арабских стран. Основные внешнеторговые партнеры Турции: Германия, Иран, Ирак, США, Италия, Франция, Россия и др.

Туризм является одним из важней отраслей народного хозяйства. Доля туризма в ВНП этой страны составляет более 7%. В 2005 году страну посетили 21 миллион человек, при этом доходы в этой отрасли составили 18 миллиардов долларов. Однако развитие туризма сдерживается из-за периодически осуществляемых курдскими боевиками террористических актов. Другими факторами, повлиявшими на привлечение туристов в страну в 2006 году, стали опасение распространения "птичьего гриппа", протесты в стране по поводу публикации карикатур на пророка Мухаммеда. Так, например, несмотря на рост доходов в первом квартале 2006 года на 0,4% (2,01 млрд. долл.) по сравнению с аналогичным периодом 2005 года, доходы во втором и третьем кварталах сократились соответственно на 1,8% (3,693 млрд. долл.) и 8,9%(8,04 млрд. долл.). [21]

В настоящее время турецкое правительство планирует сократить налог на добавленную или приращенную стоимость в некоторых секторах, включая туристический. Данный налог за туруслуги возможно будет уменьшен с 8 до 18% для поддержания туристической индустрии.

На сегодня туристы и "челноки" из стран СНГ во многом обеспечивают приток средств в турецкую экономику. Непосредственное вхождение Турции в ЕС может значительно осложнить торговые отношения с этими странами, значительно снизят турецкий экспорт и доходы от туризма, что в итоге приведет к банкротству многих мелких предприятий. [13]

Привлечение иностранных инвестиций и всемерное поощрение деятельности иностранных инвесторов практически во всех отраслях и регионах Турции является одним из важнейших принципов экономической политики турецкого руководства, начиная с середины 80-х годов.

Однако экономический кризис 2001 г. Спровоцировал массовое бегство иностранного капитала из страны. В настоящее время турецкое правительство предпринимает разнообразные меры для привлечения иностранного капитала, однако показатели иностранных инвестиций в экономику Турции весьма невелики. В расчете на душу населения они составляют менее 20 долл., тогда как в Польше, например, – более 300 долл., а в Ирландии – более 4000 долларов.

Согласно действующему законодательству, иностранным инвесторам предоставлены в полном объеме те же права, что и национальному капиталу. Долевое участие иностранных инвесторов не ограничивается ни в какой форме.

Инвестиции в туристический бизнес являются выгодным вложением денежных средств, благодаря тому, что тенденции к дальнейшему развитию туризма в Турции остаются стабильными. В Турции, на сегодняшний день, экономически, созданы все условия для активных инвестиций в строительство, объекты туристического бизнеса и других направлений бизнеса.

Транспорт и связь занимают первое место по инвестициям среди государственных секторов экономики. На него приходится 27,2% от общих вложений. На территории курортов Турции, особенно привлекательным видом инвестиций в Турцию на сегодняшний день является строительство. Уровень доходности от реализации проектов на сегодняшний день превышает 40% в год, а некоторые проекты позволяют получить доходность свыше 50%. Привлекателен также строительный сектор высокими темпами строительства.

Сегодня в анатолийском регионе успешно производят инвестирование в строительство частной недвижимости ряд европейских стран и, прежде всего, Норвегия, Голландия и Германия.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. Несмотря на экономический кризис 2001 года на сегодняшний день Турции имеет быстро развивающуюся экономику. Причем развитие экономики в основном обеспечивают экспорт и сфера услуг. Туризм занимает большую долю в экономике страны и его доля в ВНП, несмотря на все, продолжает стремительно расти. Высок уровень как иностранных, так и внутренних инвестиций в туристический сектор. Это даст базу для процветания туризма в дальнейшем.

Заключение.

Маркетинговые исследования необходимы фирме для выработки оптимальной маркетинговой стратегии и проведения полноценной маркетинговой деятельности.

Одним из элементов функционирования фирмы является маркетинговая среда. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределенности, маркетинговая среда глубоко затрагивает жизнь фирмы.
Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Внешняя макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

К числу достоинств Турции как направления выездного туризма Беларуси можно отнести следующие факторы:

1. Турция находится на сравнительно небольшом расстоянии от Беларуси. 2,5 часа перелета из Минска до основных турецких курортов.

2. Турция имеет приемлемый для большинства наших граждан средиземноморский климат, с терпимой жарой, влажностью и достаточным количеством солнечных дней в году.

3. Разнообразие природного ландшафта.

4. Богатый исторический и культурный потенциал для развития познавательного туризма.

5. Отсутствие предварительного визирования туристов.

6. Оптимальное сочетание цены и качества туристских услуг.

7. Активная политика государства направлена на развитие новых форм туризма (горнолыжного спорта, оздоровительного, сельского туризма и т.д.).

8. Высокий уровень инвестиций, вкладываемых в развитие гостиничной и транспортной инфраструктур.

К числу недостатков Турции как туристической дестинации можно отнести:

1. Ухудшение политической ситуации в стране.

2. Ежегодный рост цен на туристские услуги.

3. Сближение Турции с ЕС.

4. Довольно низкий уровень жизни местного населения.

Перспективы развития турецкой дестинации выездного туризма Беларуси очень высоки. В этом заинтересованы не только белорусские, но и турецкие турфирмы. За последний год Турция потеряла значительное количество туристов из европейских стран, и теперь она заинтересована в увеличении потока туристов из СНГ. Наши туристы менее прихотливы в выборе места отдыха, и если европейцы отдают приоритет личной безопасности, то наши соотечественники в большинстве руководствуются ценой. К сожалению, политическая ситуация и обеспечение безопасности в Турции оставляют желать лучшего.

Литература.

1. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие/А.П.Дурович. – 5-е изд., стереотип. – Мн.: Новое знание, 2005. – 496 с.;

2. Кириллов А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. – 184 с.;

3. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 787 с.;

4. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2002. – 464 с.;

5. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе: Уч.-практич. Пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 224 с.;

6. Ушаков Д.С. Технологии выездного туризма: Учебное пособие.- Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов – н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. – 384 с.;

7. Янкевич В.С., Безругова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский имеждународный опыт/Под ред. В.С. Янкевича. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 416 с.;

8. География международного туризма. Зарубежные страны: Учеб. пособие/Авт.-сост. Л.М. Гайдукевич, С.А. Хомич, В.А. Клицунова и др. – Мн: Аверсэв, 2003. – 304 с.;

9. Лилия Кобзик. Битва за урожай 2005.//Туризм и отдых. 2005. №5;

10. Людмила Дрик. Турецкий "пирог"-2006. //Туризм и отдых. 2006. №4;

Читайте также: