Доклад на тему мотивация учебной деятельности на уроках английского языка

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Марина Геннадьевна Кулакова

Организация: МОУ Курмышская СШ

Населенный пункт: Нижегородская область Пильнинский район с. Курмыш

Пояснительная записка

Работая учителем английского языка и классным руководителем более 15лет, прихожу к выводу, что большую роль в процессе обучения играет мотивация. Мотивация - это тот двигатель, который тащит за собой паровоз активных действий учащихся на уроке и дома, ведущий к высоким результатам в обучении.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции, введением всеобщего обязательного среднего образования.

Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности. Проблема мотивации существует потому, что, необходимо внедрять в практику преподавания различные исследования в области психологии, понимать и учитывать закономерности поведения человека, которые связаны с побуждением личности к их реализации. Существуют различные виды мотивации. Одна из классификаций внутренней мотивации к изучению иностранного языка была разработана Г. В. Роговой, в которой она выделяет 3 вида мотивации:

  • коммуникативная мотивация;
  • лингво-познавательная мотивация;
  • инструментальная мотивация.

П. Б. Гурвич выделил еще пять типов мотивации (по источнику ее создания): целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая мотивация, эстетическая мотивация, инструментальная мотивация.

Такое разнообразие говорит о том, что при подготовке к уроку учителю необходимо учитывать различные виды мотивации, так как каждый из них по-разному влияет на процесс обучения и в зависимости от поставленной цели, необходимо делать упор на конкретные виды мотивации. Важно отметить особенности мотивации на разных этапах обучения в школе, а именно в младших классах, на среднем и старшем этапах обучения. На каждом этапе свои особенности: в младших классах у учащихся высокий уровень интереса к изучению окружающего мира; средний этап обучения в школе характеризуется возникновением интереса к определенному предмету, но наблюдается снижение уровня мотивации к обучению в целом. Все это связано с особенностями подросткового возраста. В старших классах важным фактором становится подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, стремление к знаниям, и понимание того, что необходимо изучение предметов для дальнейшего обучения после окончания школы. Существуют такие приемы для повышения мотивации как: использование игровых технологий, создание различных проектов по изучаемому языку. Также важен учет интереса учащихся при подготовке учителя к уроку по иностранному языку. Важно помнить, что необходима смена видов деятельности для эффективности проведения урока. А формирование мотивации можно осуществлять также с помощью различных способов оценки учащихся. В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало ясно, что путь к эффективному управлению подростком лежит через понимание его мотивации. Если учитель знает что движет учеником, что побуждает его к деятельности, то он может разработать эффективную систему форм и методов управления им.

В процессе наблюдения и диагностики были выявлены следующие причины спада учебной мотивации:

  • Отношение учителя к ученику.
  • Отношение ученика к учителю.
  • Личная значимость предмета.
  • Страх перед школой.
  • Непонимание цели учения.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1.Создание атмосферы оптимизма и веры в свои способности.

Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим, ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат.

2.Использование ИКТ и аудиовизуальных средств обучения.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным.

Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образовании. Общаясь с детьми на уроках, я сделала для себя вывод: иллюстрационные и диалоговые возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его структуру. Мне хотелось бы подробнее остановиться на технологиях и приёмах, которые я использую на своих уроках, они способствуют развитию мотивации. Важным компонентом в своей работе считаю выбор УМК.

Учащиеся нашей школы со 2 класса изучают английский язык по УМК В.П.Кузовлева. Данный УМК на мой взгляд не только отражает все принципы современной парадигмы, в его содержании заложены информационные потребности обучающихся определенного возраста, он ориентирован на реальные возможности учителя и учащихся общеобразовательных школ, обеспечивает высокий уровень мотивации учащихся. Упражнения познавательны, и не только чему-то обучают, но также развивают и воспитывают. Много интерактивных заданий, то есть по ходу их выполнения ученики взаимодействуют с учителем, одноклассниками, родственниками, зарубежными сверстниками. Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои). Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров. В УМК широко использованы самые разнообразные игры. Авторы УМК сделали акцент не на коммуникативную, а на познавательную функцию языка.УМК(В.П. Кузовлев) помогает формировать положительное отношение к предмету и развивает разные виды мотивации.УМК способствует формированию успеха учащихся. Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, оказывает огромную помощь в повышении мотивации у учащихся.

Также учим стихи на разные темы, рифмовки, считалочки. Таким образом, у детей формируется положительный настрой и готовность к общению на английском языке, мотивация к дальнейшему его изучению на последующих ступенях школьного образования.

На уроках использую различные методы и приемы обучения - ролевые игры, ситуативные упражнения, элементы драматизации, стихи.

Применение игровых методов обучения помогает избежать монотонности и однообразия в работе над различным материалом и сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Игровые технологии формируют положительное отношение обучаемых к предмету, активизируют умственную деятельность школьников, поскольку зачастую развивают способность учащихся анализировать, сравнивать и обобщать. Игра в значительной степени повышают мотивацию ребенка к изучению иностранного языка. Например, различные игры при изучении алфавита, цветов, одежды и т.д.(на доске рисунок-силуэт букета из ватмана, в нем много прорезей. Называю цвет по–английски, и у кого из ребят есть цветок такого цвета, выходит с ним к доске и вставляет в прорезь, в результате получается очень большой красивый букет. Также можно вставлять рисунки одежды в прорези чемодана и т.д.)

Ролевая игра эффективна, повышает мотивацию к изучению иностранного языка и имеет образовательное значение. Большую помощь в организации речевой ситуации на уроке оказывает использование реквизита (картинки, маски животных, сказочных героев, пальчиковые куклы), что помогает ученикам очень быстро и естественно войти в роль, делает более свободными и естественными их движения, помогает обрести уверенность в себе. У меня в кабинете есть игротека, где хранится этот реквизит. Дети пользуются им и на переменах.

Целью таких уроков является:

Ориентация на овладение учащимися аспектами языка - произношением, лексикой, грамматикой, интонационной окрашенностью речи;

Закрепление грамматического материала: построение вопросительного и восклицательного предложения и их интонация;

Обеспечение многократного повторения определенных структур, выражений и новых слов.

Развивающими задачами таких уроков являются:

Развитие лингвистических способностей (имитация, догадка, способность к выявлению языковых закономерностей и др.)

Развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (мышление, память, внимание, воображение и др.)

Развитие навыков самостоятельной работы и мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

Элементы пантомимы используются при изучении прилагательных-антонимов (высокий - низкий, большой маленький, молодой - старый).

В среднем и старшем звене я использую на уроках разнообразные презентации во время

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка

Анисимова Ирина Владимировна учитель английского языка МОУ СОШ № 3

Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность учащихся к общению с учителем, с одноклассниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности

Создание мотивации к изучению иностранного языка и к общению невозможно без создания в классе атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности. Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моделировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обеспечивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный результат. Нужно обращать внимание на настойчивость и затраченные детьми усилия на выполнение задания, а не на конечный результат само по себе. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

3. Снятие напряжения.

После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции

4Внедрение азартных технологий

В процессе игры происходит комбинирование.

Игра строится на собирании элементов в единое целое, поэтому при отборе выражений для игры, важно учитывать необходимость их взаимозаменяемости (карточки будут попадаться игрокам в произвольном порядке). В основу может лечь любая модель языка, состоящая из трех или четырех элементов. Содержание учебного комплекта зависит от задач конкретного урока. Подготовка такого комплекта занимает определенное время, но полученный набор карточек в дальнейшем экономит силы и время учителя, а главное, делает процесс обучения более интересным для всех его участников.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Игра с существительными.

1. Нарисуйте таблицу из четырех столбцов.

2. Попросите учащихся назвать несколько букв.

3. Впишите их в колонку первого столбца.

4. Сверните лист так, чтобы учащиеся не могли видеть буквы в первом столбце.

5. Попросите учащихся назвать такое же количество существительных.

6. Впишите их в колонку второго столбца.

7. Учащиеся должны придумать слова, начинающиеся с соответствующей буквы и подходящее по теме к существительному.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Психологи, изучая характер побудительных сил и их регуляции в учении, установили сложную структуру мотивационной сферы. Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения (интервью, дискуссия, защита проектов) очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. В основном, каждому учителю-предметнику приходится работать с ребятами разного возраста, и, предложив учащимся начальной школы игровое задание или нетрадиционную форму работы, мы используем то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 6-м или 7-м классе. К сожалению, очень часто нас ждёт разочарование: ребята не проявляют никакого интереса, участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.

Принцип доброжелательности. Очень часто от ребят можно услышать такую фразу: "Я люблю ходить на этот урок, потому что мне нравится учитель". Это утверждение не маловажно. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Жаль, что многие взрослые, окончившие школу много лет назад, с ужасом вспоминают о каком-либо предмете только потому, что их не смог понять учитель, не смог сделать каждый урок маленькой радостью. Даже если ты что-то не понял или просто не готов, то ты не боишься, ты знаешь, что тебя не будут ругать. Безусловно, этим не надо злоупотреблять! Если мы хотим научить наших слушателей общению на иностранном языке, то на уроке надо установить доверительные отношения. Формализм губит общение. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.

Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д.

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями.

Одним из самых сильных общих мотивов, на мой взгляд, является необходимость речевого реагирования в стандартных ситуациях. Поэтому на уроках можно создавать такие ситуации и учить учащихся выходу из них. При таком подходе, ученик порой даже не знает, как переводится та или иная фраза, но он точно знает, что именно она уместна в данной ситуации. Подобный способ изучения языка распространен во многих русскоязычных диаспорах в различных городах Соединённых Штатов Америки. Им, конечно на интуитивном уровне, пользуются новоиспечённые иммигранты. Погруженные в языковую среду, они достаточно быстро овладевают необходимым им уровнем. Создать в наших условиях среду невозможно, но ситуативный метод работает и здесь. Конечно же, ситуации, применяемые на уроках, должны быть вариативны, и учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы. Диапазон ситуаций огромен.

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся?

Игра "Hangman". Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя), на выполнение которого уходит 15-20 секунд. Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/напиши три формы глагола :; назови предлоги к глаголам :; переведи выражения :; найди ошибку в предложении : и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Химия или геометрия на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят, а учителю дают хорошую возможность "переключить" учащихся на свой предмет. К сожалению, наши ученики привыкли к тому, что все их уроки проходят за партами. Безусловно, это очень удобный способ расположения учащихся на уроке. С другой стороны, изменение привычной обстановки вызывает любопытство учащихся, раскрепощает их и создаёт непринуждённую атмосферу.

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

Учащиеся старшего звена испытывают трудности при изучении синонимического ряда. Цепочки слов, например feud - friction - argument - quarrel - row или grumble - mumble - moan - mutter удаётся запомнить не сразу. Можно предложить учащимся инсценировать глаголы. Ребята старшего звена делают данный вид заданий быстро и легко. Необходимые монологические и диалогические высказывания они составляют спонтанно на уроке или придумывают дома в качестве домашнего задания.

При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник или тетрадь? Пожалуйста. Когда ребёнок готов, он подходит к учителю и все упражнения проверяются при нём. Ошибки разбираются сразу же. Самое главное - это отсутствие плохих оценок.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием

Работая учителем иностранного языка девятый год, я пришла к выводу, что для более эффективной реализации целей обучения иностранному языку необходимо как можно активнее вовлекать учащихся в различные виды внеклассной работы. Современный уровень развития методики предлагает широчайший арсенал всевозможных форм и методов внеклассной работы. Внеклассная работа по иностранному языку помогает учащимся не только увидеть истинные возможности изучаемого языка, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, что чрезвычайно важно для формирования и укрепления положительной мотивации к изучению иностранного языка. На мой взгляд это очень актуально, так как в седьмом-восьмом классах наблюдается падение интереса к изучению иностранного языка. Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации на среднем этапе изучения иностранного языка. Кроме того, я привлекаю учащихся и к участию в общешкольных мероприятиях, где они также выступают с литературно-музыкальными композициями, сценками и стихотворениями на английском языке. Хотелось бы отметить, что такая постоянная вовлеченность в творческий процесс подготовки к очередному мероприятию детям отнюдь не в тягость. Ситуация успеха, осознание того, что они могут выступить на концерте с номером на иностранном языке формирует положительную самооценку, ребенок растет не только в собственных глазах, но и в глазах сверстников. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.

Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.

Можно выделить еще пять типов мотивации:
1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Оценить 652 0

учитель английского языка

Хазигалиева Фанзиля Раисовна

Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.

Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение обучающихся к предмету меняется, многие разочаровываются. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию.

Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского языка.

1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

На уроках необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, которые приведут к успешному результату. Необходимо внушить ребенку, что успех строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные, но и корпоративные достижения.

Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.

3. Снятие напряжения.

После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции

4. Внедрение азартных технологий

Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике. Примерами групповых игр могут быть

2) Игра "Crosses and Noughts",

5. Работа с газетными материалами

Одной из целей преподавания английского языка является приближение образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь частью культуры страны изучаемого языка. Во-первых, газетная лексика является актуальной и современной. Во-вторых, информация, содержащаяся в газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в обществе, повысить их культурологическую компетенцию.

В-третьих, газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного общения.

6. Переписка учеников с их американскими сверстниками

Переписка учеников с их американскими сверстниками — ненавязчивый, опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках. Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным американским школьником, представляет немалую сложность для наших школьников, а это мотивирует их на изучение каких-то конкретных тем. Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какое-то клише или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас лексики. Причем они получают наиболее актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно характеризуется высокой частотностью.

7. Встречи и дискуссии с носителями языка

Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются.

• Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.

• В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции

• Песни способствуют совершенствованию навыков произношения

• Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке.

9. Дистанционные олимпиады

Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.

Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;

• как элемент более обширной технологии;

• в качестве урока или его участия;

• как технология внеклассной работы.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

В первую очередь, следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

• познавательные, воспитательные, развивающие;

• репродуктивные, продуктивные, творческие;

• коммуникативные, диагностические, профориентационные.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажу лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.

Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. Школьники убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником.

12. Применение новых информационных технологий

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся.

Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии используются почти всеми учителями.

а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

б) широко популярным становится компьютерное тестирование.

с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению иностранного языка является использование на уроках электронных учебников.

13. Внеурочная деятельность

Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа помогает демонстрировать школьникам те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это положительно влияет на учебную деятельность.

Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля - творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

14. Метод проектов

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

В средней школе (5-6 класс) темы проектов усложняются и касаются разных аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в первом проекте пятого класса учащимся предлагается написать об одной из английских королев по их выбору.

Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском языке.

Читайте также: