Доклад на тему экологическое сознание и мораль

Обновлено: 30.06.2024

Осмысление остроты экологического кризиса и необходимости смены мировоззренческих и ценностных ориентиров напрямую связано с проблемой изменения сознания, как широких масс населения, так и лиц, принимающих ответственные решения — политиков, менеджеров крупных корпораций, ученых, руководителей общественных организаций, идеологов и представителей СМИ. Это предполагает особое внимание к проблеме формирования экологического сознания в широком смыслеслова.

Сознание — высшая, свойственная лишь человеку, форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, опосредствованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия.

Сознание возникает в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей и неразрывно связано с языком, который так же древен, как и сознание. Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию.

Способ его отношения к действительности определен приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других. Поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой.

Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, с осознанием, способ его отношения к миру и называется сознанием.

Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь — нет и сознания.

Любой чувственный образ предмета, любое ощущение или представление, поскольку они являются частью сознания, постольку обладают определенным значением и смыслом.

Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом (общественное сознание).

Нельзя отождествлять сознание только со знанием и языковым мышлением. Вне живой, чувственно-волевой, активной деятельности всей сферы психического, мышления вообще не существует.

Мышление — не переработка информации, а деятельное, чувственно-предметное, целенаправленное изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.

Сознание, вобрав исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение ее с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоев, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Становление экологического сознания идет по четырем направлениям: научному (проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности); экономическому (через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу); культурному (выражается в желании сохранить природу как элемент культурной среды); политическому (проявляется в стремлении людей создать условия, соответствующие достоинству человека). То есть цель экологического сознания — переориентация человеческого мировоззрения.

Объектами отражения экологического сознания являются экологическая ситуация, социально-экологические отношения, социально-экологическая деятельность.

Предмет экологического сознания составляют отношения людей к природе и друг к другу по поводу природы.

Основной компонент содержания экосознания — осознание ценности жизни и опасности ее деградации, потребность ее сохранения, а также осознание ограниченности ресурсов природы, интегральной частью, которой является человек; необходимости отказа от доминирования человека над природой и установления динамического равновесия между природными системами и человеческой системой; экологического кризиса, как общественного кризиса; глобального характера экологического кризиса; необходимости решения экологического кризиса; к необходимости разработки глобальной стратегии развития, как предпосылки существования жизни, и т. д.

В структуре экологического сознания различаются три относительно самостоятельных компонента: рациональный, чувственно-эмоциональный, поведенческо-волевой, которым соответствуют экологические знания, оценка экологической ситуации и экологическое поведение.

Экологическое сознание как основа экологической политики может быть консервативным и прогрессивным.

Рассмотрение экологического сознания как самостоятельного феномена массового сознания позволяет предложить классификацию по следующим основаниям: гносеологическое (чувственное, рациональное и иррациональное); аксиологическое (высокая, низкая, средняя степени озабоченности экологической ситуацией); практическое (активное и пассивное).

Регулятивная функция экологического сознания включает в свой арсенал механизмы регулирования человеческой деятельности от нормативно-стимулирующих (нормы, запреты, традиции, обряды, обычаи) до ценностно-ориентационных (цели, ценности, идеалы).

Таким образом, регуляция соответствующего поведения является главной функцией экологического сознания.

В массовом сознании стихийно сложились ряд типов объяснения экологической ситуации, в рамках которых осуществляется: индивидуально-этический, правовой, организационно-производственный, технологический, эстетический подходы.

1. Деларю В.В., Социальная экология и массовое сознание, Волгоград: ВолГАСА, 2000.

4. Соломкина М.А. Экологическое сознание: Понятие, типология, интерпретация // Экология человека, 2000.


Нарастающий темп жизни не позволяет остановиться и задуматься над самыми важными вопросами бытия. Сейчас как никогда раньше возникла острая необходимость создавать новую технологию улучшения окружающей среды. Речь идёт о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Но возможно ли это? В этом видеоуроке мы как раз-таки и попробуем ответить на поставленный вопрос.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире"

Когда-то целью человеческого осознания было приспособление к природным условиям. Люди хотели оградить себя от стихий и безопасно обустроить собственную жизнедеятельность. Именно в этом направлении развивался тогда человеческий разум – подчиняться природе и жить с ней в гармонии. И природа за это щедро платила: земледелие, промысел, скотоводство, плодородие почв.


Но с развитием человечество пришло к другой позиции – подчинить себе природу. И, кстати, немало люди в этом преуспели. Особенно в двадцатом веке.






Сейчас всё больше обостряется конфликт между естественным и искусственным, и разрешить его, урегулировать противоречия человека и дома, в котором он живёт, человечества и планеты – главное предназначение человеческого разума.


В наши дни вопрос о проблемах экологии вошёл во все сферы жизнедеятельности человека. Человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности. Рост населения требует всё больше новых предприятий и заводов. Вместе с этим, вырубаются огромные лесные массивы, загрязняется окружающая среда (вода и воздух), разрушается в значительной мере почвенный покров, исчезают целые ряды животных и растений, нерационально используются природные ресурсы.


Природа не справляется с такой нагрузкой. В результате чего происходят катаклизмы: наводнения, цунами, ураганы. Ухудшается среда обитания и нарушается экологический баланс – равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов. Мы видим, что происходит усиление парникового эффекта и разрушение озонового слоя, идут кислотные дожди.




Также природная среда оказывает и отрицательное воздействие на развитие каждого конкретного человека и общества в целом. Так, например, возникли многочисленные заболевания людей, которые вызваны нарушениями в сфере экологии.


Конечно, и средства защиты с каждым годом модернизируются: очистные сооружения, технологии утилизации мусора, рост служб контроля производства. Это бесспорно необходимые действия для борьбы с последствиями сложившейся ситуации. Но эта борьба со следствием нашей общей болезни, причём очень затратная и малоэффективная. Корни экологической проблемы уходят намного глубже. Они в каждом из нас, в нашей душе и сознании, в нашем отношении к себе и к миру, в нашем нежелании видеть дальше своего носа.


В суете нашего времени человека со всех сторон нагружают огромным количеством информации. Сфера материального потребления всё больше затягивает людей в свою воронку. В своей жизни мы очень часто захламляем окружающее нас пространство ненужными вещами, вместо того, чтобы подумать – так ли мне нужна та вещь, к которой так привычно потянулась рука в магазине? Зачем это использовать? Как это влияет на моё здоровье и мир вокруг? Можно ли без этого обойтись?


Нарастающий темп жизни не позволяет остановиться и задуматься над самыми важными вопросами бытия. Сейчас как никогда раньше возникла острая необходимость создавать новую технологию улучшения окружающей среды. Речь идёт о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Но возможно ли это?


Есть такая новая наука – экология сознания, которая как раз помогает человеку осознать происходящее, научиться по-новому видеть мир и себя, по иному мыслить, чтобы сохранить жизнь на Земле, и сделать её гораздо интересней.


Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Становление экологического сознания характеризуется такими признаками, как глобальность, переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, опора на науку, соединение её с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоёв, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете.



Становление экологического сознания идёт по четырём направлениям: научному, экономическому, культурному и политическому.






Научное направление проявляется в стремлении реализовать на практике знания о существующих в природе связях о том, как можно избежать их нарушения в ходе производственной деятельности. Экономическое – проявляется через осознание экономической невыгодности производственной деятельности, разрушающей природу.







Можно ли жить в гармонии с природой? Конечно, да! Правила, как жить в гармонии с природой записаны в документе, который приняли во многих странах. Он называется ХАРТИЯ Земли.


К сожалению, пока не все эти правила соблюдают. Но всё же что-то мы можем сделать и сейчас. Например, всегда выключать свет, выходя из комнаты; выключать воду во время чистки зубов, не забывать вовремя выдёргивать из розетки зарядку от телефона, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно, сдавать для переработки бумагу, стекло, металл. Надо помнить, что от нас многое зависит. Что касается более глобальных решений, то люди должны стараться сократить площади земель нарушенных хозяйственной деятельностью. Параллельно с этим, следует прилагать усилия по сокращению энергетической мощности хозяйственной деятельности за счёт энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.


Каждый человек, прежде всего, должен осознавать, что крайне важно экономить энергию и воду. Экономия энергии позволит: уменьшить выделение углекислого газа в атмосферу, экономить топливо, сократить число электростанций, сохранить дикую природу благодаря меньшей добыче полезных ископаемых.


Природа – источник красоты и основа жизни людей. Беречь землю, воду, воздух – священная обязанность каждого из нас.


Природа едина, в ней всё взаимосвязано. Уничтожение лесов в одной стране приводит к сокращению природных богатств всей планеты, выбросы химических веществ на одном континенте могут вызвать рак кожи у людей, живущих в других частях света, поступление в атмосферу углекислого газа в одном месте ускоряет изменение климата Земли в целом. Но люди могут изменить ситуацию. Ведь, как мы поняли, чтобы был порядок на нашей планете, прежде всего, его нужно навести в наших головах и нашем отношении к миру. Человечество может спасли Землю от экологической катастрофы и сохранить её для следующих поколений. Помните, беречь природу задача каждого из нас!


Закончить урок хочется строками стихотворения известного русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

Описание презентации по отдельным слайдам:

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире


Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвя.

Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Характеристика экологического сознания: 1) Психологическая "противопоставленн.

Характеристика экологического сознания: 1) Психологическая "противопоставленность включенность". 2) "Объектное субъектное" восприятие природы. 3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия.

Понятие морали Мораль – это неписанные законы поведения, это долг, ответствен.

Понятие морали Мораль – это неписанные законы поведения, это долг, ответственность и наконец, совесть. Нормы морали в виде представлений показывают человеку, как он должен жить и поступать. Поэтому, чтобы сохранить жизнь на планете, так важно выработать новые нормы морали – экологические.

Основные положения биосферной этики и морали Человечество не должно производи.

Основные положения биосферной этики и морали Человечество не должно производить и выбрасывать в среду весь арсенал отравляющие вещества искусственного химического мира, который ни когда не существовал в природе. Потому, что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.

Основные положения биосферной этики и морали Следует создавать естественные в.

Основные положения биосферной этики и морали Следует создавать естественные вещества и материалы, которые обычны биосфере и разлагаются микроорганизмами.

Основные положения биосферной этики и морали Не должен повышаться радиационны.

Основные положения биосферной этики и морали Не должен повышаться радиационный уровень биосферы, выбрасываться в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.

Основные положения биосферной этики и морали Человечество не должно добавлять.

Основные положения биосферной этики и морали Человечество не должно добавлять в собственную среду обитания электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.

Основные положения биосферной этики и морали Не следует растрачивать основной.

Основные положения биосферной этики и морали Нельзя уничтожать и разрушать ми.

Основные положения биосферной этики и морали Нельзя уничтожать и разрушать минералы, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического равновесия, но и носители этого равновесия. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетарно-космического процесса.

Основные положения биосферной этики и морали Не следует тем более уничтожать.

Основные положения биосферной этики и морали Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы – луга, леса, болота, озера и т.д., где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы.

Принципы экологической морали - уважай все живое, и человека тоже; - уважай п.

Принципы экологической морали - уважай все живое, и человека тоже; - уважай природу в любом ее проявлении; уважай космос и его устройство. Эти уникальные положения принадлежать российскому ученому Ф.Я. Шипунову. Ф.Я. Шипунов


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 351 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.05.2017 6205
  • PPTX 1.3 мбайт
  • 117 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Буравенская Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человечество не должно производить и выбрасывать в среду весь арсенал отравляющие вещества искусственного химического мира, который ни когда не существовал в природе.

Потому, что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.


Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе

Экологическое сознание - совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Характеристика экологического сознания: 1) Психологическая

Характеристика экологического сознания:

1) Психологическая "противопоставленность включенность".

2) "Объектное субъектное" восприятие природы.

3) "Прагматический непрагматический" характер взаимодействия.

Понятие морали Мораль – это неписанные законы поведения, это долг, ответственность и наконец, совесть. Нормы морали в виде представлений показывают человеку, как он должен жить и поступать. Поэтому, чтобы сохранить жизнь на планете, так важно выработать новые нормы морали – экологические.

Понятие морали

Мораль – это неписанные законы поведения, это долг, ответственность и наконец, совесть.

Нормы морали в виде представлений показывают человеку, как он должен жить и поступать.

Поэтому, чтобы сохранить жизнь на планете, так важно выработать новые нормы морали – экологические.

Основные положения биосферной этики и морали Человечество не должно производить и выбрасывать в среду весь арсенал отравляющие вещества искусственного химического мира, который ни когда не существовал в природе. Потому, что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.

Основные положения биосферной этики и морали

Человечество не должно производить и выбрасывать в среду весь арсенал отравляющие вещества искусственного химического мира, который ни когда не существовал в природе.

Потому, что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.

Следует создавать естественные вещества и материалы, которые обычны биосфере и разлагаются микроорганизмами.

Следует создавать естественные вещества и материалы, которые обычны биосфере и разлагаются микроорганизмами.

Не должен повышаться радиационный уровень биосферы, выбрасываться в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.

Не должен повышаться радиационный уровень биосферы, выбрасываться в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.

Человечество не должно добавлять в собственную среду обитания электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.

Человечество не должно добавлять в собственную среду обитания электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.

Нельзя уничтожать и разрушать минералы, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического равновесия, но и носители этого равновесия. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетарно-космического процесса.

Нельзя уничтожать и разрушать минералы,

виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического равновесия, но и носители этого равновесия.

Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетарно-космического процесса.

Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы – луга, леса, болота, озера и т.д., где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы.

Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы – луга, леса, болота, озера и т.д., где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы.

Читайте также: