Доклад на тему молодежь туркменистана

Обновлено: 03.07.2024

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна, Афонина Анжела Андреевна

Статья посвящена анализу культурных процессов, происходящих в среде русскоязычной молодежи в Туркменистане. На основе пилотажного исследования авторы делают предварительный анализ взглядов русскоязычной молодежи , социализирующейся в постсоветский период в национальном государстве, на возможности сохранения своей культурной идентичности . В ходе исследования выяснилось, что для русскоязычной молодежи характерны общая пассивность при защите собственных интересов и лоббировании интересов Российского государства в странах проживания. При этом русскоязычная молодежь может скрывать свое происхождение либо культурные, социальные, политические взгляды.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дергунова Нина Владимировна, Афонина Анжела Андреевна

Гражданско-государственная идентичность выпускников российских вузов за рубежом как фактор сохранения их культурной идентичности

Специфика социокультурной идентичности современных выпускников российских вузов, эмигрировавших за рубеж (по материалам Ульяновского региона)

OPPORTUNITIES AND CHALLENGES OF REPRODUCTION OF CULTURAL AND CIVIL-STATE IDENTITY OF THE RUSSIAN-SPEAKING YOUTH IN TURKMENISTAN

The article analyzes the cultural processes taking place in the environment of Russian-speaking youth in Turkmenistan. Basing on a pilot study, the authors make the preliminary analysis of the views of Russian-speaking youth , socialized in the post-Soviet period in the nation-state, about the possibility of maintaining their cultural identity . The study found out that the Russian-speaking youth is characterized by general passivity in defending their own interests and lobbying interests of the Russian state in the countries of their residence. At the same time, Russian-speaking young people can hide their origin or cultural, social and political views.

проблемы сохранения и формирования культурной и государственной идентичности русскоязычной молодежи в туркменистане

Аннотация. Статья посвящена анализу культурных процессов, происходящих в среде русскоязычной молодежи в Туркменистане. На основе пилотажного исследования авторы делают предварительный анализ взглядов русскоязычной молодежи, социализирующейся в постсоветский период в национальном государстве, на возможности сохранения своей культурной идентичности.

В ходе исследования выяснилось, что для русскоязычной молодежи характерны общая пассивность при защите собственных интересов и лоббировании интересов Российского государства в стране проживания. При этом русскоязычная молодежь может скрывать свое происхождение либо культурные, социальные, политические взгляды.

Ключевые слова: русскоязычная молодежь, идентичность, ассимиляция, культурная политика, аккультурация

Туркменистан считается одной из самых закрытых стран постсоветского пространства. По данным МИДа России, на территории Туркменистана проживают примерно 300 тыс. русских.

С 2005 г. на территории Туркменистана действует Программа по добровольному переселению соотечественников в Россию. Ежегодно число репатриантов из Туркменистана в Россию составляет 0,5% общего числа репатриантов, переезжающих в Россию из других стран.

С начала реализации этой государственной программы, по данным ФМС России, в Российскую Федерацию прибыли 108 тыс. чел. При этом значительная часть русскоязычного населения остается. Цель данного исследования -выяснить, насколько актуальным остается для русскоязычного населения, в частности молодежи, сохранение русской культурной идентичности, какова их гражданско-государственная идентичность.

В интервью, собранных авторами у представителей русскоязычной молодежи в г. Ашхабаде в рамках пилотажного исследования, принимала участие молодежь от 18 до 35 лет, чьей исторической родиной является Россия.

дарству, по мнению З. Баумана, необходимо задать вопрос об идентичности, т.к. очевидного ответа на него не существует.

В этом плане государственная идентичность не противостоит гражданской; их взаимосвязь и взаимозависимость определяется потребностью индивидов в упорядочении социальной реальности. Гражданство - это не извне предписанное качество, а образ жизни, вырастающий из внутреннего мира человека [Капустин 2011: 58], категория не только статуса прав, но и практики, связанной с этими правами ^арпег 1995: 336].

Актуальность развития процессов идентификации современного индивида с государством не подлежит сомнению. Хотя в обществе Постмодерна человек и стремится к автономности, анонимности [Ьисктапп 1979: 123-124] и индивидуализму, его потребность в идентификации с социальным целым все же остается.

Несмотря на наличие двойного российско-туркменского гражданства, большая часть опрошенных считает своей родиной Туркменистан. В процессе аккультурации индивид решает, является ли собственная культурная идентичность и традиции ценностью для него, необходимо ли их поддерживать либо для него более важно контактировать с другими этносами, и он принимает решение перенять новую культуру.

Классические модели диаспоры практически не имеют отношения к опыту выживания русскоязычных имперских меньшинств в новых независимых государствах. Главное в том, что здесь нарушены сущностные связи между диаспорой и родиной. До конца 80-х гг. поколения русскоязычных людей в бывших союзных республиках не ощущали никакого водораздела между физической родиной, в которой они жили (где родились их дети, похоронены родители и т.д.), и родиной как воображаемым сообществом [Лазарян 2008]. Советская родина служила для них воплощением и того и другого. Культурная среда, которая передавала и сохраняла русский мир, постепенно утрачивает эти возможности.

Вопрос о вероисповедании в ходе интервью стал одним из ключевых в вопросе о переезде в Россию, а объединение православных русскоязычных верующих вокруг Русской православной церкви в Туркменистане является единственной формой общения и объединения. Православная вера очень часто становилась центром притяжения русскоязычной диаспоры; в 20-30-е гг. ХХ в. русскую эмигрантскую общину, столь разную в политических взглядах, объединяла православная вера, в которой она была воспитана и воспитывала своих детей [Климович, Лукичева 2015].

Таким образом, культурная интеграция уходит своими корнями и в долгое проживание нескольких поколений семьи в Туркменистане, и в наличие смешанных браков, где трудно сохранить приверженность только одной культуре.

При этом гражданская идентичность в Туркменистане у населения в целом развита слабо вследствие недостаточного развития институтов гражданского общества. В ходе исследования выяснилось, что для русскоязычной молодежи характерны общая пассивность при защите собственных интересов и лоббировании интересов Российского государства в странах проживания, отсутствие стремления к переезду на территорию Российского государства, растворение в обществе страны пребывания, частичная консервация своих устоев до кардинального изменения политической обстановки и границ.

Таким образом, исследование русскоязычной молодежи в Туркменистане показало, что их культурная и государственная идентичность вне зависимости от того, какое воспитание они получают в русскоязычных семьях, становится зависимой от доминирующего сообщества. Длительное проживание русскоязычных мигрантов в Туркменистане приводит, как видно из интервью, к убеждению в том, что эффективным является активное принятие норм и традиций титульного населения в национальном государстве.

Русскоязычная молодежь относится к Российскому государству с недоверием в

силу ряда факторов, в т.ч. из-за негативной информационной политики, личного опыта и опыта тех, кто уезжал и вернулся.

Молодое поколение наших соотечественников в Туркменистане руководствуется следующими прагматичными взглядами, определяющими их жизненные стратегии: во-первых, не всегда предпочитают отъезд укорененному годами образу жизни в стране, где они не являются титульной нацией; во-вторых, они в большинстве случаев рассматривают переезд в Россию для трудоустройства или получения образования, но не с целью возвращения на историческую родину; в-третьих, значимым фактором является сильная религиозность; в-четвертых, переезд осуществляется для воссоединения либо с детьми, либо с родителями, уехавшими в Россию ранее.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ. Научный проект № 15-33-01044-а1.

Бауман З. 2005. Индивидуализированное общество. М.: Логос. 390 с.

Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум. 323 с.

Берри Дж.У. 2001. Аккультурация и психологическая адаптация: обзор проблемы. - Развитие личности. № 3-4. С. 183-194.

Капустин Б.Г. 2011. Гражданство и гражданское общество. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. 224 с.

Климович Л.В., Лукичева Л.Ю. 2015. Православная семья в представлениях молодого поколения русского зарубежья в 1920-1930-е гг. (на материалах Союза младороссов и Национального союза нового поколения). - Власть. № 8. С. 184189.

Лазарян С.С. 2008. Структура и критерии формирования этнической идентичности. - Человек и образование. № 2(15). С. 81-83.

Luckmann Т. 1979. The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies. - Japanese Journal of Religious Studies. Vol. 6. No. 1-2. С. 117-136.

Wapner P. 1995. Politics beyond the State: Environmental Activism and World Civic Politics. - World Politics. Vol. 47. No. 3. С. 311-340.

opportunities and challenges of reproduction of cultural and civil-state identity of the russian-speaking youth in Turkmenistan

Abstract. The article analyzes the cultural processes taking place in the environment of Russian-speaking youth in Turkmenistan. Basing on a pilot study, the authors make the preliminary analysis of the views of Russian-speaking youth, socialized in the post-Soviet period in the nation state, about the possibility of maintaining their cultural identity. The study found out that the Russian-speaking youth is characterized by general passivity in defending their own interests and lobbying interests of the Russian state in the country of their residence. At the same time, Russian-speaking young people can hide their origin or cultural, social and political views.

keywords: Russian-speaking youth, identity, assimilation, cultural policy, acculturation


Принятие решения о выборе профессии является во всем мире одним из первых личных стратегических решений, которое молодые люди совместно со своими родителями принимают при окончании общеобразовательной средней школы. Продолжить ли образование в дальнейшем, по какой специальности учиться, и где можно будет трудоустроится после окончания профессиональной учебы – все эти вопросы являются определяющими для всей дальнейшей жизни молодых людей.

И все это входит в понятие профессиональной ориентации молодежи. Профессиональная ориентация учащихся таким образом является одним из важнейших факторов правильного выбора будущей профессии. Целью всей профориентационной работы является выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учетом требований рынка труда.

Ежегодно десятки тысяч молодых людей в Туркменистане оканчивают средние школы. Вместе с тем, далеко не всегда хорошие выпускники в будущем становятся сильными специалистами и добивается успехов в карьерном росте.

В большинстве случаев причиной этому является неправильный выбор своей профессии. Фактически, этот выбор часто осуществляется по случайным критериям. В частности, одним из определяющих факторов при этом является профессия родителей или их мнение. Также иногда профессиональное учебное заведение для поступления может выбираться по принципу географической близости. Выбор будущей профессии на основе таких второстепенных факторов говорит о том, что выпускник школы еще не определился с направлением своего жизненного пути и не имеет четких собственных предпочтений. В результате может получиться так, что человек на протяжении последующей профессиональной деятельности будет вынужден заниматься нелюбимым делом, к которому у него нет природной склонности.

Таким образом, правильный выбор будущей профессии очень часто значит гораздо больше хороших оценок и имеющегося багажа полученных знаний. Правильность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. Профессиональная ориентация на этапе выбора профессии и организации профессионального образования позволяет выпускникам средних общеобразовательных школ в будущем стать успешными, состоявшимися людьми, мотивированными на успешную самореализацию в выбранной сфере деятельности.

На веб-презентациях молодые специалисты, успешные студенты высших и средних профессиональных учебных заведений, а также приглашенные эксперты расскажут о таких направлениях для выбора будущей профессии, как: бизнес администрирование, экономика, менеджмент, маркетинг, социология, юриспруденция, информационные технологии, веб-дизайн, архитектура, транспортная логистика, реклама и связи с общественностью, а также о специальностях, наиболее востребованных на рынке труда страны.

На сайте Союза экономистов Туркменистана можно ознакомиться с полным расписанием веб-презентаций на октябрь, ноябрь и декабрь месяцы. Нам представляется, что эту работу важно завершить до наступления нового года, так как уже в начале следующего года молодым людям – выпускникам нужно будет делать свой выбор профессиональной школы (высшей, средней или начальной) для обучения будущей специальности и определения путей дальнейшего трудоустройства.

Власти страны поддерживают молодых граждан в области науки, образования, спорта, бизнеса, отметил эксперт Шагиахмедов.


В Туркменистане особое значение придается духовно-нравственному, культурно-просветительскому, физическому развитию молодых туркменистанцев, созданию благоприятных условий для получения ими достойного образования и воспитания.

Сегодня одной из основных задач определено содействие молодым в освоении современных специальностей, совершенствовании теоретических знаний, повышении практических навыков, изучении цифровых технологий, новых научных идей, передовых исследований и технологического опыта. О всесторонней поддержке молодёжи со стороны государства рассказал постоянный эксперт редакции CentralAsia.news, обозреватель по Центральной Азии Вадим Шагиахмедов.

Государственная молодёжная политика

Важно отметить, что молодёжная политика рассматривается в нашей стране в контексте достижений Целей устойчивого развития, реализуется в рамках национального законодательства и на основе международных принципов. В условиях современных мировых политических, экономических и социальных процессов молодёжь становится стратегическим ресурсом, который определяет развитие не только государства, но и в целом международных отношений в долгосрочной перспективе.

Молодёжная организация Туркменистана имени Махтумкули

Государственная молодежная политика неразрывно связана с деятельностью Молодёжной организации Туркменистана имени Махтумкули, которая является самым крупным общественным объединением в стране, отстаивающим интересы молодых граждан.

Молодёжная организация плодотворно ведёт работу по воспитанию физически развитой и духовно-нравственной молодёжи, трудолюбивого, способного, преданного Родине поколения. Всё время с момента основания в 1991 году организация успешно выполняет задачи по консолидации своих членов, направляя их силы и способности, знания и мировоззрение на развитие независимой Отчизны.

Представители организации принимают участие в международных конференциях, саммитах и форумах, проводимых в разных странах мира. На регулярной основе осуществляются поездки в зарубежные вузы и образовательные учреждения, где обучаются туркменские студенты, которые, в свою очередь, вносят достойный вклад в популяризацию проводимой президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым внутренней и внешней политики, национальных духовных ценностей.

Молодёжь и бизнес

Молодое поколение активно участвует и в предпринимательской деятельности, развитию которой в нашей стране уделяется пристальное внимание, свидетельством чему — непосредственная поддержка государства в виде различных льгот.

В числе программных мер — поддержка предпринимательской инициативы, организация краткосрочных платных курсов для молодёжи, заинтересованной в предпринимательской деятельности, поощрение научного творчества и участия молодёжи в международных олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках и фестивалях, в совместных научных проектах, в том числе привлечение студентов к хозрасчётным научным работам.

Вдохновенный труд молодых граждан страны способствует успешной реализации национальных и государственных программ, развитию национальной экономики, а конструктивные инициативы — демократизации общественно-политической жизни страны.

Спортивные достижения

Молодёжь, связавшая свою судьбу со спортом, показывает прекрасные примеры высокого мастерства, завоевывая призовые места на международных соревнованиях, тем самым ещё выше поднимая авторитет независимой Отчизны.

Спорт — прекрасное средство для формирования характера человека, его целеустремленности, выдержки, мужества и стойкости. Регулярные занятия спортом воспитывают в человеке уверенность в себе, выносливость и силу, стремление к достижению цели, чувство коллективизма.

Всесторонняя господдержка

Значительное внимание уделяется и поддержке молодых семей, их стимулированию к повышению рождаемости детей, повышению уровня экологической культуры молодёжи, выявлению новых талантов через проведение различных творческих конкурсов, обеспечению учебных заведений профильными специалистами для молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Для подготовки специалистов высокой квалификации, стимулирования интереса молодёжи к актуальным научным исследованиям широкие возможности предоставляют институты Академии наук, Центр технологий, отраслевые НИИ и вузы страны, Центр молодых учёных при АНТ и Центральный совет Молодёжной организации имени Махтумкули.

И нет сомнения, что творческие поиски, конструктивные решения и новаторский подход станут основными принципами деятельности представителей нынешнего молодого поколения, направленной на дальнейшее процветание страны, повышение международного авторитета родной Отчизны.

Победы в международных олимпиадах

Напомним, что студенты Туркменского государственного университета имени Махтумкули стали победителями 14-й Открытой Международной математической интернет-олимпиады, организованной по предложению израильского Ариэльского университета. Всего было завоёвано 16 медалей из них 2 золотые, 7 серебряных и 7 бронзовых.

Кроме того, туркменские школьники завоевали 8 медалей (по информатике, математике, физике) на 17-й Международной Жаутыковской олимпиаде, организованной Министерством науки и образования Казахстана. Интеллектуальное состязание прошло 7–12 января.

Основная цель учреждения — развивать научные движения, активизировать рационализаторскую и изобретательскую деятельность перспективных молодых туркменских учёных.

02 фев 2021, 13:22


Гурбангулы Бердымухамедов, Вадим Шагиахмедов

Молодежная политика в приоритете

Молодежь занимает особое место в обществе, можно даже сказать наиболее важное место. Именно с молодыми людьми в первую очередь связаны вопросы образования, демографии, научного потенциала, в значительной степени предпринимательства, одним словом молодежь будущее любой страны. От того проблемы молодежи требуют особого, взвешенного внимания.

Какие проблемы наиболее актуальны для молодежи? В первую очередь это конечно получение образования, специализации, дальнейшего трудоустройства, достойная оплата труда, именно с которой многие молодые люди связывают планирование семьи и детей, а это уже вопрос первостепенной важности для любой страны – демография. Молодежь более активна в своем досуге, молодые люди восприимчивы для всего нового, а человек с широким кругозором – это общественный движок.

Государственная поддержка, сформулированная в Законе, направлена на поддержку талантливой молодежи, молодых семей, молодых ученых, молодых специалистов, молодежного предпринимательства, общественно значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи и молодежных объединений. В Законе сделан особый акцент на деятельность молодежный организаций, установлены принципы и условия господдержки молодежных объединений в их уставной деятельности.

В Туркменистане впервые вводится институт Уполномоченного по вопросам молодёжи при Президенте Туркменистана. Стоит отметить, что национальные законодатели отказались от идеи создать еще один уполномоченный орган государственного управления, то есть структуру административно-управленческого характера, выбрав путь, отвечающий нынешним тенденциям и особенностям возрастного развития.

Развитие молодежи в самом раннем возрасте, залог будущего прогресса. Вовлечение школьников младших классов в спортивные секции, различные кружки, объединения, современная молодежная культура – все это делает молодых людей разносторонними.

По окончанию школы встает вопрос получения дальнейшего образования, обретения специальности. И здесь многие встречаются с первыми жизненными проблемами. В отечественных ВУЗах достаточно серьезный конкурс, доходящий до 6-7 абитуриентов на место. За последние 10 лет далеко не один ректор национальных ВУЗов был уволен за коррупционную деятельность. Учеба за рубежом, также не всем по карману, ведь даже заочное образование в среднем обходится порядком 3 тысяч долларов в год (включая поездки для сдачи сессий).

Уже несколько лет действует государственная программа, по которой тысячи туркменских студентов обучаются за рубежом бесплатно. Сдав успешно экзамены, расходы на образование оплачивается из государственного бюджета.

Но, даже получив заветный диплом, встает вопрос с трудоустройством. Трудоустройство молодежи – актуальная тема в любом развивающемся государстве мира. Создание новых рабочих мест, программы направленные на трудоустройство молодых специалистов всегда на повестке дня.

Времена меняются, и современные демографические тенденции становятся все более очевидны, и в нашей стране, в первую очередь конечно в городах. Часть молодых людей стараются получить хорошее образование, трудоустроится, сделать карьеру, а уже после, создав так сказать почву планировать семью и заводить детей. Туркменские семьи, как и в целом, народы востока, отличаются многодетностью. Но в крупных городах у большинства молодых семей, нынче, как правило, не больше 3 детей.

Для поддержки молодых семей, за последние годы принято ряд мер. Среди них пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком, льготные кредиты для проведения свадебных торжеств, покупки недвижимости и многие другие. В тоже время вполне уместно рассмотреть вопрос повышения размера вышеуказанных пособий, расширения льгот при приобретении жилья, повышения охраны здоровья и профилактики опасных заболевания в раннем возрасте.

В наше время все больше встает вопрос формирования не только физически здоровой и образованной молодежи, но и духовно богатой. Границы принципов морали все больше расширяются. Запреты, строгий контроль – не актуальны и ещё более пагубны в данной категории. И здесь на передний план выходит мировой опыт создания и функционирования механизмов молодежной политики, в сочетании с богатым институтом национальных традиций.

Проблемы молодежи – имеют первостепенную важность, так как молодежь – ресурсный потенциал народа, государства. И принятый Закон, учитывающий мировой опыт молодежной политики, особо актуален.


Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственные традиции, народная педагогика, опыт духовно-нравственного совершенствования, духовно-нравственного воспитания.

В настоящее время проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения вышли на одно из ведущих мест в общественном сознании граждан Туркменистана наряду с вопросами экономического, политического и социального развития страны, обеспечения ее национальной безопасности. В этих условиях все большая часть людей осознает необходимость установления такой духовно-нравственной атмосферы в обществе, которая бы способствовала демократическому развитию государства и индивидуально-личностному становлению каждого человека при соблюдении интересов социума в целом, реализации жизненных планов и внутреннего потенциала каждого человека.

Культура каждого народа многообразна и неразрывно связана с его историей, отражая опыт духовно-нравственного совершенствования, процесс формирования ментальной идентичности. Уважение к старшим, являясь неотъемлемой частью культурного наследия, берут своё начало в самобытных традициях и обрядах, культовых предпочтениях людей.

Согласно этикету туркмен, в присутствии старшего молодой человек призван соблюдать неукоснительные правила. Всем своим видом он должен выражать внимание к нему, начинать беседу или садиться с его позволения, не говорить громче и больше старшего, не спорить с ним, не указывать на его ошибки, беспрекословно выполнять все его просьбы и т. д.

Народная педагогика-древнейшее явление человеческой культуры. Ей столько веков, сколько лет самому народу. Отбирая из опыта народа все лучшее, закрепляя искры умственной и нравственной мудрости народа и передавая их от поколения к поколению, она вела человечество по ступенькам роста. Иными словами, народная педагогика опирается на миросозерцание народа, на народную философию. Народная педагогика пронизывает все этапы жизни человека: начинается с рождения ребенка и сопровождает всю его взрослую жизнь, отбирая все лучшее, управляет его поведением в обществе. Народная педагогика охватывает все стороны воспитания: трудовое, физическое, патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, умственное, эстетическое и т. д.; элементы народной педагогики пронизывают все стороны жизни каждого человека общества, взаимно дополняют друг друга, тем самым способствуют формированию гармонически развитой личности [5].

В народных пословицах и поговорках, преданиях и сказаниях, сказках и легендах, песнях и былинах, созданных на родном языке каждого народа, а также в народных обычаях и обрядах, в играх и забавах заложены глубокие идеи нравственно-этического, патриотического, трудового, физического, умственного, эстетического воспитания, отражается этнопедагогическая культура и менталитет их создателей.

Практическая ценность изучения произведений прошлого заключается в применении идей в процессе воспитания современного подрастающего поколения. Многие идеи, мысли, высказывания еще в средневековье, актуальны и сегодня, они тесно переплетаются с проблемами нашего времени. Гуманизмом и добротой пронизана каждая строка бессмертных литературных произведений. В них подняты проблемы духовного совершенствования личности, эстетические, этические, нравственные идеи, выраженные в этих произведениях, призваны сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения [2].

Один из основным средством его реализации на практике является используемый в учебном процессе дидактический материал, отражающий национальную культуру туркменского народа: это формулы речевого этикета, туркменский фольклор (пословицы, поговорки, загадки, народные песни, народные сказки, сказания, былины); это тексты о туркменском национальном быте (жилище, хозяйственные строения, двор, домашняя утварь, предметы домашнего обихода); тексты о туркменских национальных играх и развлечениях, обрядах, обычаях, традициях, о туркменском народном декоративно-прикладном искусстве, о туркменской национальной одежде и украшениях; это материалы, рассказывающие о туркменской литературе, о туркменском искусстве, об истории Туркменского государства; и множество других. Воспитательное воздействие дидактического материала, знакомящего с жизнью и культурой туркменского народа, используемого при изучении любой дисциплины, значительно возрастает при сравнении их с культурными традициями своего народа. Это поможет лучше понять национальную самобытность своего народа, постигнуть сути общечеловеческих ценностей, способствует формированию у студентов традиционных духовно-нравственных чувств.

И еще одно из важным направлением совершенствования духовно-нравственного воспитания студентов на основе традиции является оптимизация его содержания, что включает: постановку правильно разработанных целей и задач духовно-нравственного воспитания его субъектами; совершенствование практической организации духовно-нравственного воспитания; оптимизация методики и умелое применение традиционных методов духовно-нравственного воспитания; создание необходимых условий для достижения его эффективности.

К таким условиям можно отнести: обеспечение необходимого взаимодействия государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно военной силы на основе исторического опыта и национальных традиций; определение в масштабах государства, общества четких идеологических установок, норм, духовно-нравственных ценностей, где детерминирующим началом, необходимым условием и движущей силой должна быть духовность общества; создание действенной системы духовно-нравственного воспитания в масштабах общества и, прежде всего, обеспечение единого духовно-нравственного поля. При этом нравственность, духовность должны быть приоритетом в духовной, политической, экономической и др. аспектах жизни общества.

Исходя из анализа исторического опыта духовно-нравственного воспитания студентов, можно предположить, что сущностью данного процесса, может быть не только воздействие, но и создание необходимых условий для достижения эффективности, данного воздействия. К таким условиям можно отнести, как внешние: обеспечение необходимого взаимодействия государственной власти, господствующей идеологии, общества и собственно военной силы на основе исторического опыта и национальных традиций; определение в масштабах государства, общества четких идеологических установок, норм, духовно-нравственных ценностей, где детерминирующим началом, необходимым условием и движущей силой должна быть духовность общества; создание действенной системы духовно-нравственного воспитания в масштабах общества и прежде всего, обеспечение единого духовно-нравственного поля; нравственность, духовность должны быть приоритетом в духовной, политической, экономической и др. аспектах жизни общества.

В результате организации такой работы студент приобретает опыт духовно-нравственного жизнеосуществления. Результативность воспитания проявляется в наличии ценностно-смысловых позиций, в решении возникающих проблем культурным способом. Результаты исследований свидетельствуют о том, что воспитательная среда высшего учебного заведения является личностно значимой для студентов. В качестве основной составляющей целей воспитательной деятельности является набор тех качеств личности и индивидуальности, улучшение которых принимается системой воспитания в качестве ее основных целей. Важное значение в высшой учебной заведении придается внедрению инновационных технологий воспитания студентов, отвечающих современным социально-экономическим, духовным и образовательным условиям в стране. Современный подход к воспитанию включает в образовательный процесс не только обучение и воспитание, но и психолого-педагогическую поддержку личности и индивидуальности студента, преподавателя, куратора группы.

Следуя из выше изложенных в воспитании студенческой молодежи на основе народных духовно-нравственные традиции необходимо выполнить следующие задачи: организация помощи слушателям в принятии традиционных ценностей духовно-нравственного воспитания, развитии профессионально значимых качеств; согласование ценностно-смысловых ориентиров, методических регулятивов в реализации инновационных подходов в духовно-нравственном воспитании молодежи; выявление проблем организации и развития в сфере духовно-нравственного воспитания студентов в вузе и педагогической поддержки студентов в новых социокультурных условиях; анализ и освоение практического опыта по организации духовно-нравственного воспитания студентов; знакомство с вариантами действующих программ и проектов в сфере духовно-нравственного воспитания и требованиями к разработке авторских педагогических проектов, формированию проектной культуры; апробация инновационного методического инструментария, технологий в решении задач духовно-нравственного воспитания; обеспечение овладения слушателями конкретными технологиями работы со студенческими инициативами; координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей других учреждений и организаций в обеспечении качеством воспитательной работы и социально-педагогической поддержки молодежи; выстраивание системы межрегионального взаимодействия вузов, обмена опытом и информацией по проблемам воспитания студентов.

Таким образом, в преемственности священных традиций и обычаев туркменского народа есть все основания утверждать, чего существует актуальная потребность в разработке теоретических оснований духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи на основе традиций как важного механизма ее включения в общество и в контекст национальной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): народная педагогика, духовно-нравственное воспитание, традиция, студенческая молодежь, туркменский народ, народ, воспитание, исторический опыт, нравственное воспитание, сторона жизни.

Читайте также: