Соотношение прав человека и прав нации народа доклад

Обновлено: 06.07.2024

Наиболее крупной социальной общностью является народ. История борьбы за права и свободу народов неразрывно связано с борьбой за права человека. Мировое сообщество на первых этапах своего существования рассматривало права народов как часть проблемы прав человека, не проводя различий между ними.

Основные права человека и народов во многом тождественны с точки зрения определенных сфер жизнедеятельности и их роли в жизни людей. Однако они различаются уровнем и средствами реализации этих прав. Современные международно-правовые нормы выражают неделимость и взаимосвязь коллективных прав народов и прав отдельных личностей. Эта идея отражена в международных пактах о гражданских, политических и экономических, социальных, культурных правах, в декларациях ООН о праве на мир, развитие, самоопределение и других. Большой вклад в разработку концепции прав народов внесли Алжирская всеобщая декларация народов (1976 г.), Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.), Азиатско-Тихоокеанская декларация человеческих прав индивидов и народов (1988 г.).

Вопрос о сущности народа как социально-исторического явления и его неотъемлемых прав специально

рассматривался в ЮНЕСКО. В итоговом документе, подготовленном в конце 1989 г. группой экспертов, говорится, что народ — это группа индивидов, которая соответствует ряду или всем следующим признаками:

• общая историческая традиция;

• расовая и этническая общность;

• общие религиозные и идеологические признаки;

• общая экономическая жизнь.

В этом документе выделяются основные права народовна:

• мир и безопасность;

• равноправие и равенство по отношению к другим народам;

• использование в своих интересах национальных богатств и ресурсов;

• развитие и сохранение своей самобытной культуры;

• экологически чистую среду обитания;

• международное сотрудничество во всех сферах общественной жизни;

• сохранение территориальной целостности.
ЮНЕСКО признало, что права народов не являются в

буквальном смысле слова правами государств, которые в отдельных случаях могут проводить антинародную политику. В то же время оно подчеркнуло, что права народов существуют объективно, как самостоятельный элемент общественной жизни. Они являются необходимым условием осуществления прав отдельного человека.

В настоящее время все более очевидным становится несостоятельность позиции ряда западных стран по данному вопросу, которая заключается в отрицании самостоятельного существования прав народов. Права народов закреплены

в международном праве, и речь может идти лишь об их содержании, которое обогащается и конкретизируется па мере развития мирового сообщества и демократизации и гуманизации общественных и международных отношений.

Это касается всех прав и, в первую очередь, права народов на самоопределение, поскольку оно многими политиками и идеологами трактуется по-разному. В силу этого права народы имеют возможность свободно устанавливать свой политический статус и обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. Ни один народ не должен быть лишен принадлежащих ему средств существования. Это право гарантировано Уставом ООН и международными пактами о правах человека. В то же время в этих и других международных документах не содержится признания права народов на отделение и нарушение территориальной целостности страны, хотя оно и может быть частью конституционной процедуры отдельного государства.

Устав ООН был принят от имени народов. Следует иметь в виду, что название этой международной организации в русском языке содержит слово "наций". Однако в оригинале слово "nations" по-английски означает не только "нации", но и "народы", "страны", государства". Именно о них и идет речь в Уставе ООН, который закрепил в качестве основных принципов международного права — права народов на самоопределение, равенство и развитие. Это послужило мощным стимулом для сокрушения колониальной системы, которая даже в первые послевоенные годы держала в порабощении миллиарды людей в странах Африки, Азии, Тихого океана. Процесс деколонизации привел к возникновению многих десятков независимых суверенных государств, возрождению национального, этнического самосознания, своей самобытной культуры и в конечном счете содействовал укреплению мира и безопасности народов, развитию их сотрудничества во всех областях общественной и международной жизни.

Однако в последнее десятилетие наметилась тенденция к дроблению крупных многонациональных стран и созданию новых суверенных государств. Действительность

свидетельствует о том, что этот процесс часто не только не способствует разрешению межнациональных конфликтов, но, напротив, их обостряет, делает межгосударственными. Главное же состоит в том, что в итоге в еще больших масштабах нарушаются права человека. По международным нормам субъектом самоопределения является не нация, а народ. Смешение этих понятий является одной из причин обострения конфликтов на национальной, этнической и религиозной почвах.

Современные международно-правовые нормы выражают и закрепляют единство коллективных прав народов (включая право на самоопределение) и прав отдельного человека, их равнозначность. Права народов неотделимы от реализации всех фундаментальных прав личности. Это ? основная предпосылка для свободного развития народа и человека. Без реализации прав человека невозможно осуществление и самих прав народов. Народ не может быть свободен, если люди лишены неотъемлемых прав и свобод. В этом смысле права народа являются правами человека.

Одним из важнейших прав народов является их право на мир. О значении этого права для развития мирового сообщества говорилось в общей форме еще в Уставе ООН (ст. 1, пункт 1). Более полно оно сформулировано в "Декларации о праве народов на мир", принятой в ноябре 1984 г. В ней подчеркивается, что сохранение права на мир и содействие его осуществлению является одной из основных обязанностей каждого государства. Его обеспечение требует, чтобы политика государств была сориентирована на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключение применения силы в межгосударственных отношениях и разрешение международных споров мирными средствами на основе Устава ООН. Жизнь без войны служит основной международной предпосылкой для материального благополучия, развития и прогресса стран, полного осуществления прав и основных свобод человека.

Вопрос о правах народа чи человека неразрывно связан с решением глобальных проблем современности: укреплением мира и безопасности, сохранением и оздоровлением

среды обитания людей, сокращением разрыва в вопросах благосостояния и условий жизни людей в индустриально развитых и развивающихся странах мира. Процесс глобализации, о котором говорили все главы государств и- правительств в сентябре 2000 г. на Саммите тысячелетия, приносит огромные экономические, социальные и политические выгоды одним государствам — членам ООН и ведет ко все большему отставанию большинства развивающихся стран. Их уделом по-прежнему является нищета, болезни, неграмотность, политическая и социальная нестабильность. Все это создает реальную угрозу миру и безопасности в отдельных регионах и в мире в целом.

Фундаментальным правом человека и народа является право на развитие. Оно было закреплено мировым сообществом в "Декларации о праве на развитие", принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1986 г. В этой Декларации подчеркивается, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ. "Право на развитие, — говорится в Декларации, — является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами". В то же время в Декларации указывается, что все люди несут ответственность за развитие с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом и человечеством в целом.

Если проанализировать период развития Беларуси и других республик бывшего Советского Союза за последнее десятилетие, то станет очевидным, что его характер и последствия во многом противоречат основным идеям и принципам Декларации ООН о праве на развитие. Во-первых,

экономика страны и благосостояние народа резко ухудшились, они сейчас находятся на более низком уровне, чем в 1991 г., в то время как все развитые страны мира пошли вперед. Во-вторых, тяжелый урон понесли наука и культура, социальная инфраструктура, углубилась социальная дифференциация, ухудшилось физическое и психическое состояние населения. Все это препятствует гармоническому развитию общества и его членов, создает угрозу генофонду белорусского народа и его будущему.

В начале 90-х гг. у абсолютного большинства граждан этих стран не возникало сомнений в необходимости перемен к лучшему в общественной и личной жизни, но эти преобразования ни в коей мере не должны были осуществляться за счет неотъемлемых прав человека. Теперь очевидно, что то, что произошло, свидетельствует о безответственности и близорукости политиков, руководствовавшихся в своих действиях личными амбициями, а не коренными интересами народов. Весь опыт мировой истории предостерегает против подобных грубых и массовых нарушений прав человека, которые совершались якобы во имя свободы, демократии и социального развития. Никакие страдания народа не оправдывают ни одной, даже самой высокой, идеи. Люди не могут жить впрок, они должны иметь возможность жить по-человечески сейчас, а не выступать в качестве заложников социального прогресса в будущем за счет нынешних поколений.

Об опасности такой идеологии и политики не раз предостерегали выдающиеся мыслители, философы, ученые. Так, например, российский историк П.Е. Астафьев еще в конце XIX в. писал, что "для теории развития смысл и оправдание истории лежит не в ее конце, но в ней самой, в самом историческом процессе и его внутренних мотивах. Ни один народ, ни одно поколение не служат простым средством для осуществления наибольшего счастья грядущих народов и поколений, — всякий сам по себе так же ценен, как и все человечество, взятое во все времена. Не может быть

на Земле какой-то единой идеальной формы счастья и поли-

„54. тическои жизни

Эту же подлинно демократическую, гуманистическую идею обосновывал и Н. Бердяев, утверждая, что "в действительности каждое поколение имеет цель в самом себе, несет оправдание и смысл в своей собственной жизни, в творимых им ценностях, . а не в том, что оно является средством и

. „55 орудием для поколении последующих

Данное представление о самоценности человека, неповторимости любой культуры, исторической эпохи, неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, всех стран и народов, составляющих единое человечество и его историю, наиболее полно выражено в современной концепции "устойчивого развития". Она способствует преодолению одностороннего характера развития и направлению его на служение человеку, реализации его неотъемлемых прав и основных свобод.

Под устойчивым понимается развитие, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей. Только такого рода развитие отвечает коренным интересам человека, общества и мирового сообщества в целом, содействует выживанию человечества в условиях обострения глобальных проблем современности.

Новая стратегия развития была разработана и сформулирована на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. Она основывается на выводе о том, что, поскольку значительная часть природных ресурсов планеты исчерпана, а экономическая ситуация становится все более неблагоприятной и пагубно сказывается на качестве жизни людей,

Астафьев П.Е. Смыл истории и идеалы прогресса. М, 1885. С. 19-20. Бердяев Н. Смысл истории. М„ 1990. С. 151.

дальнейшее следование человечества прежним путем становится невозможным, ибо ведет к всеобщей катастрофе.

Одним из препятствий на пути перехода к новой стратегии развития является то, что абсолютное большинство (по некоторым данным — до 95 %) населения мира не понимает трагических последствий тотальной экокатастрофы для себя и своих потомков. Это же касается вопроса о роли демократии и гражданского общества в осуществлении политики устойчивого развития. Переход к устойчивому развитию требует скоординированных действий во всех сферах жизни стран мира и их ориентацию на обеспечение основных прав и свобод человека. Именно демократизация общественной жизни позволяет повысить роль граждан и неправительственных организаций в принятии решений, касающихся охраны окружающей среды и поступательного развития социальной и экономической сфер жизнедеятельности человека. Этот процесс также тесно связан с совершенствованием и доступностью экономической информации и экономического образования, созданием национальных правовых механизмов, обеспечивающих участие общественности в принятии решений и их выполнении в области охраны окружающей среды и повышения качества жизни всех слоев населения.

Осуществление политики устойчивого развития имеет особенно важное значение для стран с переходной экономикой. Именно на стадии реформирования хозяйства и создания условий для рыночных отношений важно интегрировать экологию и экономику, заложить основы экологически устойчивых моделей производства и потребления, экологически обоснованной макроэкономической политики и микроэкономического управления с использованием индикаторов устойчивого развития, прогрессивного природоохранного законодательства, отвечающего нормам международного права и других механизмов и инструментов перехода к устойчивому развитию.

Таким образом, устойчивое развитие является закономерным этапом в процессе гуманизации и демократизации общественных отношений. Новая стратегия развития, по

словам академика Моисеева Н Н., "обеспечивает возможность перехода биосферы и общества к состоянию равновесия. Это — управляемое, программное развитие, основанное на высших достижениях науки, техноло1 ии и культуры, протекающее в условиях внутренне гармоничного социально-экономического общества типа экологического социализма,

нацеленного на совершенствование человека, его творче-

„56 ских и духовных начал

Согласно мнению политиков и ученых, важнейшим критерием социального прогресса является "Индекс развития человеческого потенциала" (ИРЧП). Он отражает уровень достижений в трех основных сферах жизнедеятельности человека и выражается, во-первых, в возможности жить долго, во-вторых, возможности получать современные знания и, в-третьих, возможности иметь адекватный уровень

жизни Для его определения используются три переменные — средняя продолжительность предстоящей жизни, уровень образования и доход на душу населения.

Социологические исследования, проведенные экспертами Программы развития ООН, показывают, что из 174 стран мира, из которых в 1998 г. поступили сведения, наиболее высокий показатель ИРЧП — в Канаде, Норвегии, США и Японии, а наиболее низкий — в Буркина-Фасо, Эфиопии, Сьерра-Леоне. Беларусь в этом рейтинге занимает

58 е . Очевидно, что для современного общества наибольшей

ценностью становится интеллектуальное, духовное и физическое развитие человека.

56 Циг по Федотов А Устойчивое развитие и его место в общей истории развития человечества // Диалог, 1996, № 9 С 80

57 Доклад о развшии человека за 1999 год ПРООН. Нью-Йорк, 199 е ' С 127-128

58 Доклад о развитии человека за 2000 год ПРООН, Нью-Йорк, 2000 С 157-159

§3,

Права человека и права народов призваны взаимно дополнять друг друга. Причем права человека являются в этом взаимоотношении основополагающими, имеют более высокий ценностный статус. Без их соблюдения права народа остаются для самих составляющих его граждан иллюзией, используемой власть имущими в своих корыстных целях. Уважение прав личности способствует укреплению доверия между народами, создает благоприятную атмосферу для разносторонних человеческих контактов и сотрудничества, вносит в международные отношения нравственное начало. Без общей гуманистической ценностной и правовой базы, создаваемой уважением прав человека, невозможно сближение народов, их интеграция.

Обеспечение прав каждому человеку, независимо от государственных, национальных, расовых и других различий, -- путь к космической разумности и нравственности человечества. На протяжении всей человеческой истории разум и нравственность характеризовали в большей степени отдельных людей, чем человечество в целом. Об этом убедительно свидетельствуют, например, многочисленные разрушительные войны, бездумное, варварское обращение с природой и т.д. Уважение прав каждого представителя человеческого рода может послужить исходным принципом построения земной цивилизации на началах разума и гуманизма. Оно позволяет личности быть сознательным и свободным творцом своей собственной частной и общественной жизни, безболезненно и конструктивно разрешать конфликты, вытекающие из неизбежного несовпадения интересов, мнений и ценностных ориентаций людей, предотвращать злоупотребления властью и ставить ее на службу человеку и человечеству.

В период глобализации на первый план выходят следующие новые, общие для применения и к человеку и к народу в целом понятия.

1. Гуманизм. Он основан на таких общих для человека и народов ценностях, как добро, справедливость, человечность.

Государство должно применять власть лишь на благо членов общества. Государство, которое признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное.

2. Свобода. Главной ценностью для человека, нации (народа) является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида или народа (нации) действовать в соответствии со своими целями и интересами.

В случае предоставления субъектам (будь то отдельно взятый человек или народ) свободы, государство берет на себя функцию контроля за тем, чтобы эту свободу индивид или народ, не мог использовать во вред другим лицам, другому народа, другой нации или самому государству.

Демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека, оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной.

3. Равенство и равноправие. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства.

Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни.

Равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, который является средством попрания идеи равноправия.

Можно утверждать: там, где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и, несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права - в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах).

Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах.

4. Достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов (конституций) государств: "Человеческое достоинство ненарушимо". Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу в целом. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям. Результатом этого может стать нетерпимость человека к достоинству других лиц. А это - источник конфликтов в обществе.

Достоинство человека - социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всего человечества.

Конституция РФ в соответствии с международными стандартами фиксирует следующим образом эту идею: "Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления" (статья 21). Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства Российской Федерации.

5. Толерантность - это особый принцип прав человека, прав нации, народа. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения.

6. Принцип справедливости - понятие о должном, гуманистическом представлении о человеке, неотъемлемости его прав. Справедливость - это некая середина между излишком и недостатком (Аристотель).

Справедливость присутствует как оценочный критерий в процессе осуществления прав и свобод человека и прав народа в целом.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Право и юриспруденция

Содержание

1. Права человека – характеристика и реализации 5

1.1. Характеристика прав человека 5

1.2. Базовая правовая гарантия соблюдения прав человека в государстве 8

2. Права человека, народ и нация – взаимодействие 13

1.2. Соотношение прав человека и прав народов 13

2.2. Соотношение понятий "народ" и "нация" 19

Список использованных источников и литературы 30

Выдержка из текста

Актуальность темы работы. Традиционно права и свободы человека считаются институтом конституционного права, хотя их значение и содержание гораздо шире рамок какой-либо одной отрасли, и права человека становятся достоянием, "собственностью" всех других отраслей права, и даже более того — их приоритетным принципом и главной целью. Эволюция политических систем в XX веке происходила под перекрестным влиянием двух параллельных тенденций: под неуклонно растущим воздействием норм международного права, с одной стороны, и появлявшихся международных политических организаций — с другой. Лига Наций (1919 г.), а затем и Организация Объединенных Наций (ООН) (1945 г.) стали важнейшими международными институтами, основной функцией которых является обеспечение гарантий и соблюдение прав и свобод человека.

С конца XX в. Свои позиции укрепляет положение о том, что недопустимо смешения прав человека и коллективных прав (прав народов).

Коллективные права являются производными от интересов тех или иных социальных общностей и могут вступать в противоречие с индивидуальными правами людей, составляющих соответствующую общность, тем самым отрицая самую сущность прав человека, а следовательно, демонстрируя свои антигуманность и противоправность. Поэтому правами и свободами человека могут быть признаны только те права и свободы, субъектом которых является индивид.

Рассмотрим подробнее проблемы данного вопроса соотношений прав.

Целью настоящей работы является соотношение прав человека, прав народов, наций.

Задачи работы проанализировать:

1. характеристику прав человека;

2. базовую правовую гарантию соблюдения прав человека в государстве;

3. соотношение прав человека и прав народов;

4. соотношение понятий "народ" и "нация".

Объектом изучения являются общественные отношения, которые связаны с соблюдением прав человека, прав народов, наций.

Предметом изучения являются закономерности и принципы взаимосвязи прав человека и прав народов, наций в современном мире.

Степень научной разработанности

Список использованной литературы

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. N 31. ст. 4398.

Специальная литература

2. Алфимцев В.Н. Единая государственная идея как ключевая форма противодействия межэтническому и межнациональному антагонизму // Актуальные проблемы российского права. 2009. N 1. С. 370.

3. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2011. N 12. С. 67.

4. Гибадуллин Р.М. Постсоветский дискурс нации как проблема межэтнического единства России // Власть. 2010. N 1. С. 74 — 78.

5. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. N 3. С. 14.

6. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Волгоград, 2009. С. 20.

7. Кагинян С.Г. Нация: этносоциальная общность и согражданство? // Философские науки. 2002. N 5. С. 38.

8. Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004. С. 306.

9. Конева Н.С. Обеспечение независимого народовластия как социальный и правовой приоритет современной России: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 10.

10. Курданов В.О. Реализация защиты прав и свобод человека и гражданина в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 2. С. 38 — 40.

11. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для бакалавров / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, М.А. Липчанская. М., 2013. С. 122.

12. Права человека. Итоги века, тенденции, перспективы / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 36.

13. Ким Ю.В. Федеративная государственность: сущность, генезис, проблемы развития (теоретико-методологические основы): Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 39.

14. Лысова Е.В. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: понятие, система, основные тенденции развития (конституционно-правовой анализ): Дис. … канд. юрид. наук. Владивосток, 2004.

15. Назаров Д.Г. Пределы и ограничения прав и свобод человека и гражданина в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 1. С. 87 — 92.

16. Монахов В.Н. Свобода массовой информации в Российской Федерации: опыт регулирования и реализации // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2004. N 2 (47).

17. Назаров Д.Г. Пределы и ограничения прав и свобод человека и гражданина в России // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. N 1. С. 87 — 92.

18. Онохова В.В. Проблемы развития межнациональных отношений в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 1999. N 2. С. 10.

19. Пастухова Н.Б. Суверенитет и федеративная организация Российского государства в условиях глобализации: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2010. С. 10.

20. Сидорина Т.Ю. Теория и политическая история. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2006. С. 28.

21. Симуш П.И. Путь российской нации: как выбирается настоящий? // Власть. 2010. N 7. С. 55.

22. Семенов Ю.И. Этнос, нация, диаспора // Этнографическое обозрение. 2000. N 2. С. 71.

23. Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка // Совет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике,

3. января 1995 г. М., 1995. С. 11.

24. Цветков О.М. Российская гражданская нация: проблемы укрепления и интеграции // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. N 3. С. 191

25. Янжинов С.А. Этнокультурные права и свободы: социальная сущность и особенности юридической природы // Юристъ — Правоведъ. 2009. N 4. С. 29.

Материалы юридической практики

26. Постановление Конституционного Суда РФ от

Самоопределение Каталонии

Самоопределение народов как один из основных принципов международного права означает право каждого народа самостоятельно определять свой политический статус, форму государственного существования, пути экономического, социального и культурного развития.

Принцип самоопределения народов связан не только с процессом перестройки внутренних политико-правовых устоев большинства государственных образований, имеющих многовековую историю, но и во многом определил становление более ста новых государств, что явилось частью единого процесса, охватившего все мировое пространство и не обошедшего стороной фактически ни одно государство.

Принцип самоопределения является правом, но не обязанностью, и осуществление этого права может быть многовариантным. Самоопределение не должно осуществляться с сепаратистских позиций в ущерб территориальной целостности и политическому единству суверенных государств. Если же народ создает орган, который его официально представляет и выполняет публично-правовые функции, то всякие насильственные действия, препятствующие извне процессу самоопределения, могут рассматриваться как нарушение принципа суверенного равенства государств и принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Становление принципа самоопределения народов

Лига Наций, учрежденная в 1919 г. с целью развития сотрудничества между народами и обеспечения коллективной безопасности, ограничилась лишь введением системы мандатов для колоний государств, проигравших Первую мировую войну, с целью не допустить их чрезмерной эксплуатации. В целом большинство идей Вильсона Лига Наций не приняла.

Самоопределение Шотландии

Многотысячный марш за независимость Шотландии в Глазго. 5 октября 2019 г.

Принцип самоопределения народов как международно-правовая норма впервые оформлен и закреплен в 1945 г. Уставом ООН. В соответствии со ст.1 Устава, для поддержания дружественных отношений между государствами и для укрепления всеобщего мира все члены организации обязаны действовать на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов.

Решающим шагом в укреплении прав человека было принятие Международных пактов 1966 г. В Международном пакте о гражданских и политических правах в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах было подтверждено, что все народы имеют право на самоопределение, в силу которого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

Особую роль в процессе становления принципа равноправия и самоопределения народов сыграла принятая в 1970 г. Декларация о принципах международного права. Декларация конкретизировала содержание права на самоопределение, раскрывая возможные формы его осуществления:

  • создание суверенного и независимого государства;
  • свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним;
  • установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом.

Содержание права народов на самоопределение

Содержание права народов на самоопределение в ходе своего развития претерпело значительные изменения. Так, на протяжении XX века к праву на самоопределение различные движения и группы обращались в контексте деколонизации, революций и переворотов, ирредентизма, сепаратизма и автономизма.

Исходя из анализа документов и доктрины действующего международного права, можно выделить следующие основные элементы содержания принципа самоопределения:

  • запрещены подчинение народов иностранному господству и их эксплуатация;
  • все народы могут свободно выбирать свой политический статус (суверенное государство, ассоциированное государство, союз или объединение с другим государством и т. д.);
  • все народы имеют возможность беспрепятственно выбирать форму своего государства (т.е. форму правления, государственного устройства, политического режима);
  • все народы имеют возможность свободно определять характер социально-экономического строя и пути своего развития;
  • все народы имеют право самостоятельно формировать свои нравственные ориентиры и культурные ценности;
  • все народы могут свободно распоряжаться своими природными богатствами и ресурсами;
  • все государства обязаны содействовать осуществлению народами их права на самоопределение и воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы этого права.

Совершенно очевидно, что эти элементы взаимосвязаны: один выбор предопределяет другой. Например, вхождение народа (или нации) в состав какого-либо государства означает и выбор существующего там социально-экономического строя.

Формы реализации права народов на самоопределение

В настоящее время в теории международного права выделяют две формы реализации права народов на самоопределение: внутреннюю и внешнюю:

Внутренняя форма реализации права народов на самоопределение

Внутреннее самоопределение — это выбор определенной формы самоопределения народа внутри государства, без стремления к отделению. Одной из наиболее очевидных форм самоопределения в данном случае становиться предоставление этносу (народу) автономии. Под автономией понимается предоставление обособленной этнической (национальной) группе определенной степени самостоятельности в вопросах этнокультурного и хозяйственного характера.

В современной науке принято различать национально-территориальную и национально-культурную автономию:

  • Национально-территориальная автономия — относительно самостоятельный регион государства с особым национальным составом населения, своеобразной культурой, традициями и языком. Основы правового положения территориальной автономии обычно регулируются конституциями или спец. законами, определяющими ее статус, систему автономных органов, их компетенцию, взаимоотношения с центр. органами власти, порядок рассмотрения споров между автономными образованиями и центром.
  • Национально-культурная автономия — общественное объединение, в рамках которого этническим группам гарантируется право пользоваться наследием своей культуры, исповедовать свою религию, использовать родной язык в частной и публичной жизни, в процессе обучения, изучать свою историю, традиции и культуру; предоставляются возможности издавать собственные средства массовой информации, возрождать свои промыслы и ремесла; создаются условия для сохранения самобытности этнических групп, их участия в разработке и осуществлении государственной национальной политики.

Кроме того, одним из наиболее эффективных способов снижения конфликтности в многонациональных государствах является федерализм. В федеративном государстве часть полномочий государства делегируется: регионам предоставляется право самостоятельно разрабатывать программы своего социально-экономического и культурного развития, определять порядок их финансирования, осуществлять контроль за их исполнением.

Внешняя форма реализации права народов на самоопределение

Внешнее самоопределение подразумевает реализацию права народа на самоопределение через создание независимого государства или присоединение к другому государству. Этот тип самоопределения является предметом многочисленных дискуссий. В первую очередь такая форма самоопределения использовалась во времена деколонизации. После завершения данного процесса встал вопрос о применимости внешнего самоопределения в условиях современной системы международного права.

По мнению известного юриста-международника, С.В. Черниченко, право на самоопределение предполагает право на отделение в четырех случаях:

  1. народ находится в колониальной зависимости;
  2. территория, на которой проживал какой-то народ, подверглась аннексии после 1945 г.;
  3. конституция государства предусматривает возможность выхода из состава государства территории, населенной определенным народом;
  4. государство не соблюдает в отношении живущих на его территории народов принцип равноправия и самоопределения народов и не обеспечивает представительство всех слоев населения в органах власти.

Таким образом, международное право не исключает право на самоопределение через отделение от материнского государства, но допускает только в исключительных случаях: в случае незаконного захвата власти, государственном перевороте или иных действий центральной власти, направленные на дискриминацию населения, порождение этнической предвзятости и нетерпимости.

Субъекты права на самоопределение

Одним из самых дискуссионных и противоречивых вопросов в содержании принципа самоопределения является его субъект, то есть тот, кому принадлежит право на самоопределение.

Народы, находящихся под колониальной зависимостью

Колониализм с точки зрения международного права есть явление, препятствующее реализации основных прав человека, мешающее развитию зависимых народов и в связи с этим подлежащее скорейшей элиминации. Многочисленные декларации и резолюции главных органов ООН однозначно признают право находящихся под колониальной зависимостью народов на самоопределение.

Самоопределение Конго

Демонстрация за независимость от Бельгии в Леопольдвиль, Конго. 1960 г.

14 декабря 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, в которой существенно конкретизируется содержание принципа равноправия и самоопределения относительно данных народов. Так, в декларации утверждается, что колониально-зависимые народы имеют неотъемлемое право на полную свободу, осуществление своего суверенитета и целостность национальной территории. Процессу достижения данными народами независимости не могут помешать ни этнические и религиозные особенности, ни численность народа, ни недостаточный уровень их социального, экономического или политического развития.

Коренные и малочисленные народы

Коренные народы отличаются тем, что сохраняют традиционную хозяйственную деятельность и свою культуру, тесно связанную с определенной территорией. Принятая 13 сентября 2007 г. Декларация о правах коренных народов гарантирует коренным народам право на сохранение и развитие своих политических, экономических и социальных систем или институтов. Также этим народам гарантируются право участвовать в управлении суверенным государством, на территории которого они проживают.

Формой осуществления права на самоопределение коренных народов может являться создание широкой автономии, поскольку таким образом обеспечивается сохранение их традиционного образа жизни и социально-политического устройства. Соблюдение права на самоопределение должно способствовать развитию гармоничных и базирующихся на сотрудничестве отношений между государством и коренными народами, основанных на принципах справедливости, демократии, уважения прав человека, недискриминации и добросовестности.

Национальные меньшинства

Обладают ли национальные меньшинства правом на самоопределение — еще одни спорный вопрос в теории международного права. Под меньшинством понимается этническая группа, члены которой, являясь гражданами государства проживания, по своему происхождению, языку, культуре, религии или традициям отличаются от основного населения страны.

По общему правилу, национальные меньшинства не обладают правом на самоопределение. Хотя на международном уровне приняты специальные акты, защищающие права нацменьшинств, такие как Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (1992 г.), Конвенция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.), однако право на самоопределение как таковое в них не упоминается.

Соотношение принципов равноправия и самоопределения народов и территориальной целостности государств

Одним из наиболее сложных и спорных в международном праве и мировой политике является вопрос о том, как принцип самоопределения народов соотносится с международным принципом территориальной целостности государств.

Как полагают одни авторы, право на самоопределение не означает право на сецессию и на практике принцип самоопределения должен быть подчинен принципу территориальной целостности. Не отрицая права народа на самоопределение, осуществляемого посредством законного волеизъявления, они исходят из того, что международное право ограничивает его соблюдением принципа территориальной целостности и принципа соблюдения прав человека.

Другие считают, что право на самоопределение является одним из фундаментальных коллективных прав человека, принадлежащих народу как единому целому. Исходя из принципа наивысшей ценности прав человека, они рассматривают государство как механизм, с помощью которого общество обеспечивает интересы своих членов. Поэтому, если какая-то территориальная группа не желает входить в состав данного государства, то не существует каких-либо оснований, которые могли бы обосновать насилие над ней.

Вопрос о реализации права на самоопределение в форме отделения от существующего государства может ставиться только тогда, когда государство допускает массовые и систематические нарушения прав человека, не соблюдает принцип равноправия и самоопределения народов, не обеспечивает без дискриминации представительство всех слоев населения в органах власти и не имеет воли или желания изменить сложившееся положение.

Библиографический список

  • Алексанян А. А. Реализация права народов на самоопределение в контексте принципа территориальной целостности государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. №4 (22).
  • Алексанян С. Р. Принцип равноправия и самоопределения народов в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва, 2017.
  • Буханова А.С. Коллизия принципов самоопределения народов, территориальной целостности государств и возможные пути ее решения // Право и управление: XXI век. 2011.
  • Герасимова О.Е. Право наций на самоопределение как фактор гармонизации этносоциальных отношений в современном мире // Вестник Тамбовского университета. 2009. № 4.
  • Гетьман-Павлова И. В. Международное право: учебник для академического бакалавриата / И. В. Гетьман-Павлова, Е. В. Постникова. — М.: Издательство Юрайт, 2018.
  • Грушкин, Д. В. Право народов на самоопределение: Идеология и практика: Материалы к семинару – М.: Звенья, 1997.
  • Зохрабян Р.П. Формы реализации права народов на самоопределение в международном праве и доктрине // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010. №2.
  • Карташкин В.А. Право на самоопределение и территориальная целостность государств // Обозреватель – Observer, 2014. № 10.
  • Кедяев В. В. Правовые аспекты реализации принципа равноправия и самоопределения народов // Контентус. 2019. №8 (85).
  • Кукушкина С.М. Государственный суверенитет, национальный суверенитет и право Наций на самоопределение в начале третьего тысячелетия // Марийский юридический вестник. 2011. №8.
  • Малов Д. В. Принцип равноправия и самоопределения народов в системе современного международного права: особенности толкования и проблемы субъектности // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2013. №2.
  • Хасанов А. А. Соотношение и взаимодействие принципов самоопределения народов и территориальной целостности государств // Журнал российского права. 2017. №10.
  • Шафиев К. Принципы самоопределения народов в условиях глобализации // Кавказ и глобализация. 2007. №3.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Читайте также: