Доклад министра мчс президенту

Обновлено: 07.07.2024

Больше пяти месяцев крупнейшее министерство остаётся без своего официального главы. Алексей Чуприян, засидевшийся в ранге врио, изначально явно не соответствовал сложной комбинации критериев, которым должен отвечать новый министр. Чуприян — кадровый пожарный, влившийся в состав МЧС вместе со своей службой, когда-то входившей в состав МВД. Он явно не является фигурой политической, принадлежащей к одному из влиятельных кланов, между которыми поддерживается известное аппаратное равновесие.

МЧС хоть и не чисто силовое ведомство, но, без сомнения, обладает немалыми ресурсами, которые в некоторых глобальных ситуациях могут оказаться критически важными. Поэтому изначально было ясно, что новый министр, призванный заменить трагически погибшего Евгения Зиничева, должен быть не просто компетентным, многократно доказавшим свою абсолютную лояльность и психологическую устойчивость. Не просто обладать организационным опытом, позволяющим держать в своих руках все нити управления огромной технической службой и многотысячным коллективом.

Как это ни парадоксально звучит, но назначение главы МЧС не должно быть ложно истолковано, порождать дополнительные подтверждения укрепления веса и значения отдельных фигур в ущерб другим факторам нашей большой политики. Поэтому среди неофициально обсуждаемых фигур, как представлялось, изначально минимальные шансы были у двух заместителей Сергея Шойгу — Руслана Цаликова и Тимура Иванова. И вполне понятно почему.

Сергей Кужугетович — деятель авторитетный и популярный в обществе. Ему неоднократно приписывали намерение якобы объединить МЧС с Минобороны. Для того, мол, чтобы объединить под своим прямым руководством огромные технические и человеческие ресурсы. Такое организационное новшество вряд ли было осуществимо, но распускавшиеся слухи были весьма показательны в плане демонстрации направления аппаратного соперничества. Поэтому и назначение на высшую должность в МЧС Иванова или Цаликова как раз и было бы воспринято как серьёзное укрепление веса Шойгу и закрепление его влияния на его прежнее ведомство. А там уже было недалеко до фантазий о его претензиях на высший пост в стране. А это противоречило бы признаваемым правилам политической игры.

Так что изначально позиции трёх губернаторов — Игоря Бабушкина, Алексея Дюмина, Игоря Кобзева — были предпочтительными. Вопрос был только в том, кем их заменить на прежних позициях. К тому же для Алексея Дюмина, наиболее удачливого из выдвинутых в большую политику бывших адъютантов Владимира Путина, пост в МЧС мог бы рассматриваться как не самое удачное повышение. Поскольку ему прочили более крутое назначение, например, на пост директора ФСБ. У Игоря Бабушкина, как утверждают, оставались нерешённые проблемы в непростой приграничной Астраханской области. И для дальнейшего карьерного продвижения было бы логично их решить.

Игорь Кобзев не без труда возглавил Иркутскую область, ещё недавно анклав компартии. И его направление в МЧС могло бы сорвать начавшуюся областную политическую перестройку.

Словом, уже такой прикидочный анализ кулуарно обсуждавшихся кандидатур показал, насколько непросто найти нового главного спасателя. Впрочем, все знают, насколько непредсказуемы бывают кадровые решения президента. Как он сам говорил в таких случаях, подождите немного, вам понравится.

Глава МЧС Владимир Пучков по телефону доложил Президенту Российской Федерации Владимиру Путину о ходе ликвидации пожаров и их последствий в Волгоградской области и в Ростове-на-Дону. Министр не исключил вероятности поджогов.


Владимир Путин поручил Правительству РФ продолжать оказание всей необходимой помощи пострадавшим от пожаров, а правоохранительным органам – досконально разобраться в причинах произошедшего.

Масштабный пожар в историческом центре Ростова-на-Дону, разбушевавшийся 21 августа, уничтожил около 120 строений, из которых порядка 100 – жилые постройки.


По решению городской администрации Ростова-на-Дону уже с 22 августа начались выплаты единовременной материальной помощи в размере 20 тысяч рублей на человека.

Во время рабочей поездки в Ростов-на-Дону глава МЧС России Владимир Пучков сообщил, что из резервного фонда Правительства России будут выделены средства на выплату материальной помощи пострадавшим, компенсации за утрату имущества первой необходимости, а также за причиненный ущерб здоровью.

Всего за материальной помощью за счёт средств городского бюджета обратились 692 человека. 551 человек уже получил выплаты в размере 20 тысяч рублей из фонда города, а 402 человека – выплаты в размере 30 тысяч из резервного фонда Правительства Ростовской области. Родственникам погибшего выплачен 1 млн. рублей, из городского бюджета - 500 тыс. рублей.

В Волгоградской области в связи с природными пожарами 23 августа действует режим чрезвычайной ситуации. К борьбе с огнем привлекались более 6,5 тысячи человек, свыше 2 тысяч единиц техники, авиация МЧС России.


Владимир Пучков отметил своевременно начатую работу комиссий, по оценке ущерба.

Президент дал поручение Минобороны по итогам доклада главы МЧС

Президент России Владимир Путин по итогам доклада руководителя МЧС Владимира Пучкова о ситуации с лесными пожарами в Сибири дал указание Министерству обороны принять участие в борьбе с огнем. Кроме того, группировка вооруженных сил, направленная туда для ликвидации последствий стихийного бедствия, должна оставаться в регионе до особого распоряжения главы государства.

Военное ведомство уже отреагировало на поручение главы государства. Стало известно, что Минобороны РФ направит в Красноярский край авиационную группировку для тушения пожаров. Как уточнили в министерстве, 31 июля в Красноярск вылетят 10 самолетов Ил-76 и 10 вертолетов военно-транспортной авиации ВКС России, оборудованные специальными водосливными устройствами.

Руководитель противопожарного отдела представительства Гринпис в России Григорий Куксин в беседе с Daily Storm высказывал мнение, что армия в тушении пожаров в Сибири может помочь тяжелой инженерной техникой, вертолетами, подвозом топлива. В то же время привлечение к борьбе с огнем военнослужащих срочной службы эксперт считает малоэффективным.

31 июля стало известно, что глава Минприроды Дмитрий Кобылкин вылетел в Красноярский край для контроля за ситуацией с лесными пожарами. Такое поручение Кобылкину дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Кроме того, СМИ сообщили, что региональную группировку МЧС усилили двумя самолетами-амфибиями Бе-200 и вертолетом Ми-8, а также спасателями из Хакасии и Кемеровской области.

В настоящее время на всей территории Красноярского края и Иркутской области, а также частично в Бурятии и Якутии действует режим чрезвычайной ситуации (ЧС). По данным МЧС, три миллиона гектаров тайги охвачены огнем, спасатели зафиксировали порядка 500 очагов, причем их площадь увеличивается.

Опрошенные Daily Storm эксперты считают, что стоимость леса, растущего на одном гектаре земли, может достигать 675 тысяч рублей. Таким образом, в год Россия теряет от природных пожаров порядка семи миллиардов рублей.

В Рослесхозе ранее заявляли, что тушить леса в труднодоступных, отдаленных от населенных пунктов районов экономически нецелесообразно. Так, 24 июля советник руководителя ведомства Александр Агафонов говорил, что Рослесхоз пока не планирует использовать авиацию для тушения лесных пожаров в Иркутской области.

Изначально предполагалось, что зонами контроля будут считать труднодоступные, отдаленные районы, в которые сложно, а то и невозможно добраться людям и технике. Но в итоге в ЗК попала большая часть лесных площадей. По данным Гринписа, в 2018 году 90% природных пожаров в России действовало именно в зонах контроля.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и мерах по повышению готовности к реагированию на крупномасштабные ЧС.

Доклад Министра по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова


Доклад на заседании Правительства Российской Федерации.

Докладываю, что в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций выполняется весь комплекс мероприятий, направленных на развитие системы безопасности жизнедеятельности россиян. МЧС России непрерывно и целенаправленно совершенствует свою деятельность по предупреждению, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также повышает готовность своих подразделений к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары.

Приоритетом нашей работы были и есть оказание адресной, конкретной помощи гражданам, пострадавшим от катаклизмов, материальная помощь и поддержка, компенсации за утраченное имущество, восстановление социальной инфраструктуры, строительство жилья и другие задачи. Каждый россиянин, попавший в беду, получает помощь и поддержку государства – это важнейший аспект нашей работы.

Прошедший год был напряжённым, произошёл ряд крупномасштабных и уникальных по своему характеру чрезвычайных ситуаций и пожаров. Основные из них вы можете увидеть на слайде №2. Для их ликвидации проведены сложные, беспрецедентные по своим масштабам спасательные операции, восстановительные работы. Конечно, были и проблемы, но они быстро и оперативно решались на местах и здесь, в федеральном центре. Было обеспечено своевременное и достаточно успешное реагирование на все указанные катаклизмы.

Главный итог нашей работы – 289 тыс. спасённых жизней.

Главный итог нашей работы – 289 тыс. спасённых жизней. Основные результаты деятельности РСЧС приведены на слайде №3. Это стало возможно благодаря совместной, скоординированной работе федеральных структур и регионов страны в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Эффективно поработали в рамках РСЧС в прошлом году Министерство внутренних дел, Минздрав, Минсельхоз, Минтранс, Минприроды, Рослесхоз, Минэнерго, Минкультуры, Росгидромет, Росводресурсы и другие федеральные структуры. Отменно потрудились практически все субъекты Российской Федерации. На качественно новом уровне отработали муниципальные образования, учтены уроки крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и пожаров.

Главный резерв развития РСЧС сегодня – это, конечно, повышение эффективности работы муниципалитетов. При ликвидации наводнения на Дальнем Востоке не погиб ни один человек из числа гражданского населения – это тоже главный показатель нашей совместной работы. Значительно минимизирован ущерб от бедствия, в том числе материальные потери, и работы по оказанию помощи и поддержки дальневосточникам продолжаются в настоящее время.

Вместе с тем требуется принять дополнительные меры по развитию РСЧС, совершенствованию деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров с учётом тенденции развития опасностей и угроз.

Во-первых, необходимо дальнейшее развитие системы прогнозирования опасностей и угроз, а также своевременное принятие мер по недопущению их возникновения.

Во-вторых, важно провести усиление функциональных подсистем РСЧС, а у нас их сегодня 45 во всех министерствах, при этом целесообразно осуществлять их организационное совершенствование и техническое дооснащение. Прошу своих коллег поработать дополнительно над этим вопросом.

При этом особого внимания требует мониторинг состояния и выполнения мероприятий по безопасности критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры, объектов транспортировки опасных грузов, других потенциально опасных объектов и систем. Кстати, сегодня наши подразделения, РСЧС завершают проведение спасательной операции на территории Ставропольского края: трое пострадавших спецавиацией МЧС России доставлены и находятся в медучреждениях, и Минздрав делает всё, чтобы сохранить им жизнь и здоровье.

В этой связи я предлагаю федеральным структурам определить приоритеты и организовать дополнительную работу по безопасности функционирования всех потенциально опасных объектов, транспортных коммуникаций, объектов энергетики и жизнеобеспечения, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации – приступить к созданию комплексных систем безопасности жизнедеятельности с учётом опыта нашей работы в Вологодской области и в ряде других регионов нашей страны.

Кроме того, считаем крайне необходимым провести мероприятия по дальнейшему развитию космического мониторинга под эгидой Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС России, а также необходимо обеспечить доступ к данным дистанционного зондирования Земли с применением отечественных космических аппаратов нового поколения, в том числе через приёмные станции МЧС России. Это в разы сокращает время получения оперативной информации для принятия управленческих решений и повышает эффективность деятельности органов управления и сил на всех уровнях реагирования.

Одновременно МЧС России совместно с отечественными и зарубежными коллегами проводит работу по формированию научной школы по изучению проблем защиты населения и объектов социальной инфраструктуры от метеоритов и других небесных тел. Это большая и сложная работа на десятилетия, которая требует координации ведущих научных подразделений и взаимодействия служб спасения всех развитых стран мира.

Требованием времени является необходимость включения экономических механизмов управления рисками и реализации задач предупреждения чрезвычайных ситуаций. Мероприятия профилактики и предупреждения – это важная составляющая для роста экономики и привлечения инвестиций и в отрасли, и в регионы нашей страны.

За последнее десятилетие благодаря целенаправленной работе РСЧС сокращено практически в 2 раза число погибших на пожарах,

В-третьих, важным аспектом нашей работы по развитию РСЧС является реализация комплекса профилактических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Дмитрий Анатольевич уже во вступительном слове отметил актуальность и важность этой проблемы. За последнее десятилетие благодаря целенаправленной работе РСЧС сокращено практически в 2 раза число погибших на пожарах, значительно уменьшено количество пожаров и материальные потери от них, но проблема остаётся достаточно серьёзная, особенно в отдельных регионах нашей страны.

В настоящее время будет продолжена работа по внедрению новых форм подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, внедряется декларирование и аудит пожарной безопасности. Также мы считаем, что необходимо развивать и оказывать всестороннюю поддержку добровольческому движению, полагаем повсеместно с органами исполнительной власти субъектов РФ активно продолжить работу по формированию общественных объединений добровольной пожарной охраны, развитию подразделений российского союза спасателей и оказанию помощи и поддержки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Это позволит сохранить жизни людей и своевременно применять для этого мощный потенциал МВД, МЧС, Минздрава, функциональных и территориальных подсистем РСЧС и включить во все процессы силы и органы управления регионов. Это тот случай, когда система работает для решения жизненно важных задач.

В-пятых. Предлагаем осуществить дополнительные меры по повышению готовности органов управления и сил РСЧС к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации. Национальный центр управления в кризисных ситуациях планомерно выходит на качественно новый уровень работы с регионами, прогнозирования и управления рисками. В 2014 году планируется завершить создание единой вертикали устойчивого управления РСЧС от Национального центра на федеральном уровне непосредственно до муниципальных образований. Также Национальный ЦУКС должен обеспечить постоянное взаимодействие и помощь в работе с соответствующими национальными, координационными и ситуационными центрами Евросоюза, Международной организацией гражданской обороны и другими международными организациями.

Ещё один важный аспект – усиление роли комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. В регионах страны они решают важнейшие задачи жизни и здоровья людей, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности социальной сферы. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть вопрос, чтобы руководители субъектов Российской Федерации лично возглавили работу этих комиссий. Считаем, что это придаст импульс в решении вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности населения регионов.

Отдельный вопрос, который я хотел бы обсудить, – это необходимость сосредоточения усилий на повышении оперативности реагирования подразделений МЧС России. Мы планомерно осуществляем целый комплекс мероприятий, в том числе реализуется программа переоснащения подразделений современной техникой и оборудованием, которая утверждена Правительством Российской Федерации. По нашему мнению, также необходимо продолжить работу в субъектах Российской Федерации по реализации современных моделей безопасности территории с учётом региональных особенностей, формированию современных систем управления и группировок сил в регионах страны.

Вчера на заседании Совета Федерации во время правительственного часа МЧС России были доложены основные итоги деятельности и пути развития РСЧС на региональном уровне. В целом все предложения были поддержаны, и мы совместно с Советом Федерации планируем дальнейшую конструктивную работу и по совершенствованию законодательства, и по улучшению взаимодействия с регионами.

МЧС России выполнило все мероприятия по обеспечению безопасности, защиты от природных, техногенных и иных рисков всех участников и гостей зимних Олимпийских игр в городе Сочи.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, докладываю. МЧС России выполнило все мероприятия по обеспечению безопасности, защиты от природных, техногенных и иных рисков всех участников и гостей зимних Олимпийских игр в городе Сочи. Мероприятия выполнены на высоком уровне и заслужили положительную оценку Международного олимпийского комитета. Это заслуга всех наших коллег, которые решали сложнейшие задачи по защите жизни и здоровья людей, обеспечению безопасности этого мероприятия.

Оперативно решались все вопросы: тушение пожаров, реагирование на ЧС, на ДТП, оказание помощи пострадавшим. От команды МЧС России я хочу поздравить наших олимпийцев с блестящей убедительной победой.

Опыт нашей работы по обеспечению безопасности на Олимпиаде уже используется для совершенствования деятельности по предупреждению и ликвидации ЧС и повышению готовности системы реагирования.

В РСЧС заложен мощный потенциал и большие перспективы, поэтому МЧС совместно с федеральными структурами и регионами страны выполнит все поставленные задачи по совершенствованию деятельности в области предупреждения и ликвидации ЧС с учётом современного этапа развития России. Также планируем целенаправленно осуществлять мероприятия по дальнейшему повышению готовности к реагированию органов управления и подразделений на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары.

МЧС России неукоснительно в установленные сроки и на высоком уровне реализует все указы Президента Российской Федерации, а также все решения Правительства Российской Федерации. Контроль за этим я осуществляю лично.


Проект решения по рассматриваемому вопросу подготовлен, он согласован в установленном порядке. Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прошу поддержать. Доклад окончен, благодарю за внимание.

Д.Медведев: Спасибо. Есть комментарии какие-то? Пожалуйста.



С.Шойгу: Дмитрий Анатольевич, я понимаю, вклад армии в ликвидацию последствий наводнения и самого наводнения на Дальнем Востоке скромен, он не нашёл отражения в докладе министра, тем не менее… Я к тому, что всё-таки из общего количества инженерной техники 80% – это техника армии, по авиации – это на 90% авиация Военно-воздушных сил, по личному составу – это, наверное, 60% от общего количества группировки.

Конечно, мы потратили существенный ресурс, и нам бы этот ресурс надо восстановить – восстановить по топливу, по технике, ресурсы по вертолётам, по самолётам. Здесь мы обратились в Министерство финансов и, к сожалению, пока поддержки не нашли. У меня просьба в этом вопросе – поручение Министерству финансов, наверное, и Министерству экономического развития такой ресурс восстановить. Я думаю, что аналогичный вопрос есть и у МВД, и у Минздрава. Спасибо.


Д.Медведев: Спасибо. Давайте сформулируем такое поручение по восстановлению ресурсов, израсходованных на сложные ситуации, включая дальневосточную проблему, потраченных из активов и средств Министерства обороны и МВД. Давайте включим в протокол, я не возражаю. Есть ещё какие-то соображения?

Тогда давайте решение примем, продолжим работу в этом направлении, работу содержательную. Именно на ней Министерство по чрезвычайным ситуациям и должно сконцентрироваться, в меньшей степени уделяя внимание вопросам информационного сопровождения этой деятельности. Договорились? Принято.

Читайте также: