Доклад на тему минское метро

Обновлено: 29.04.2024

29 июня 1984 года состоялось знаменательное в истории нашего города событие — в эксплуатацию был торжественно сдан Минский метрополитен. После положенного по этому случаю митинга в свой дебютный рейс отправился первый состав с пассажирами, а на следующий день в подземке открылось регулярное движение поездов. Великая городская стройка продолжалась ровно семь лет. К 30-летию пуска в белорусской столице метро Onliner.by вспоминает, как в городе появился новый — подземный — вид общественного транспорта.

В конце 1960-х годов Минск столкнулся с типичной проблемой многих крупных городов. Существовавшая дорожная транспортная сеть перестала справляться с многократно возросшими нагрузками на нее. За 1960-е годы население города стремительно увеличилось почти вдвое: с полумиллиона до девятисот с лишним тысяч жителей. Крупные промышленные производства, как на дрожжах росшие в столице БССР, требовали соответственного притока рабочей силы. Как это водилось в Советском Союзе, ее брали в, казалось бы, бездонном источнике — деревне. В Минск из провинции массово стекались новые горожане.


Начинающаяся автомобилизация населения, когда личная легковушка действительно из роскоши постепенно превращалась в средство передвижения, многократно увеличившийся парк автобусов и троллейбусов, возивших рабочих и служащих из спальных районов к местам приложения труда, перегрузили городские улицы. Особенно пострадала при этом главная минская магистраль — Ленинский проспект.














Отказались и от глубокого заложения станций в центре города. Инженерно-геологические условия и градостроительная обстановка обусловили выбор в пользу заложения мелкого. Сложившаяся на участке первой очереди городская застройка и желание оставить на долгие годы хотя бы отдельные участки Ленинского проспекта действующими заставили вести строительство с минимальным вскрытием поверхности земли. В открытых котлованах сооружались лишь сами станционные комплексы, тупики за ними и участок пересечения Свислочи. Перегонные же тоннели, как правило, проходились закрытым, щитовым способом.



Уже в 1976 году, даже до выхода официального постановления партии и правительства о начале очередной великой стройки социализма, в поселке Шабаны под Минском началось возведение производственной базы метрополитена. Она должна была снабжать метростроителей бетоном и железобетоном, раствором, арматурой, выполнять ремонт машин, оборудования и горной техники, изготавливать металлоконструкции.


11 марта 1977 года стройке наконец было положено документальное начало. Совместное постановление ЦК КПБ и Совмина республики определило сооружение метро в Минске как важнейшую стройку страны. Уже в мае началась передислокация в БССР из Ташкента тоннельного отряда №1 Министерства транспортного строительства СССР — самого опытного подразделения метростроителей в Союзе. Процесс стремительно пошел под личным контролем первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова.

История минского метро начинается с необычного факта: существует две даты открытия — 29 и 30 июня 1984 года. Что примечательно, в этом нет ничего удивительного и странного. 29 числа был пущен первый поезд для самых высокопоставленных чиновников СССР и конкретно Минска. Так же на нём имели честь проехать метростроевцы и почетные гости.

А 30 июня метро открылось уже для всех желающих оценить новый вид транспорта нашей столицы.

старое фото метро институт культуры

А вот ещё несколько названий, которые были в проектах:


станция метро площадь ленина

В отличии от других метрополитенов, построенных при советской власти, метро в Минске имеет одну особенность — небольшая глубина, на которой находятся станции. Можно выделить две причины, из-за которых это было сделано. Первая — экономия средств, а вторая — это высокий уровень подъема грунтовых вод. Именно из-за этого некоторые станции размещаются всего на глубине 10-17 метров. Примечательно и то, что на протяжении второй ветки есть небольшой участок, где метро (перегон) проходит по поверхности. Строителями было принято решение, из-за природных условий, не прокапывать тоннель, а сделать искусственную насыпь. Это место находится вблизи улицы Судмалиса.

старое фото метро

старое фото метро академия наук

Первые три строчки занимают Москва, Санкт-Петербург и Киев.

статуя ленина в метро

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Содержание

История

История минского метрополитена начинается в конце 1960-х годов. У минских властей появилась идея о строительстве нового вида общественного транспорта в городе. Но в то время в СССР существовал негласный закон о том, что только город-миллионер может претендовать на строительство метрополитена. Существует мнение, что для того, чтобы добиться строительства метро в Минске, правительство предприняло ряд мер для увеличения населения столицы. В частности, были созданы льготные условия по переселению сельского населения в столицу, и в 1972 году в Минске родился миллионный горожанин.

Разработка плана для строительства метрополитена в Минске началась в 1976 году. План строительства восьмистанционной линии, которая проходила бы под главным проспектом города — Ленинским, был одобрен Советом Министров СССР в конце того же года.

Дальнейшую информацию см. в разделе про линии.

Краткое описание

На сегодняшний день Минское метро состоит из двух линий общей протяжённостью 30,3 км, 25 станций и двух депо. По данным за 2006 год метрополитен перевозит около 800 тыс. пассажиров в сутки, а всего на долю метро приходится 36 % пассажиров, перевозимых общественным транспортом Минска [1] .

Все линии и станции Минского метро подземные, мелкого заложения.

Все станции имеют подземные вестибюли, вход в которые в большинстве случаев совмещён с подуличными пешеходными переходами.

Из-за небольшой глубины залегания спуск на большинство станций осуществляется при помощи лестничных маршей.

Полезные сведения

График работы

Минский метрополитен открыт для пассажиров с 5:30 утра до 1:00 ночи — первый поезд с конечных станций отправляется в 5:32, последний — в 1:02. Интервал движения в час пик составляет 2 минуты на первой линии и 2,5 минуты на второй, пассажиров обслуживают 30 и 24 пары поездов в час соответственно. В другое время интервал увеличивается до 3-4 минут, максимум составляет 10 минут после 23:00. Точное расписание движения поездов после 23:00 доступно пассажирам — в вестибюле каждой станции размещена соответствующая информация, причём время прибытия рассчитано именно для этой станции с учётом длины перегонов.

Оплата проезда

Решением Мингорисполкома с 17 декабря 2007 года действуют следующие тарифы на проезд [2] :

  • Проездной билет на месяц — 23670 бел. руб.
  • Проездной билет на декаду — 8300 бел. руб.
  • Жетон на одну поездку — 600 бел. руб.

В качестве средств оплаты проезда используются жетоны, пластиковые магнитные карточки и радиокарты. Количество поездок, возможных с помощью проездного, ограничено — для месячного проездного 120 раз в течение срока действия, для декадного — 42 раза. Магнитные карточки имеют залоговую цену в 500 бел. руб., а радиокарты — 2000 бел. руб. После окончания срока действия они могут быть обменены в кассах. При переходе на другую линию проезд дополнительно не оплачивается.

Линии

Московская линия (1-я)


Первая линия Минского метрополитена была открыта 30 июня 1984 года в составе восьми станций. После этого линия ещё дважды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 12,2 км и включает в себя одиннадцать станций (Институт Культуры, Площадь Ленина, Октябрьская, Площадь Победы, Площадь Якуба Коласа, Академия Наук, Парк Челюскинцев, Московская, Восток, Борисовский тракт, Уручье). Московская линия почти целиком проходит под главной магистралью города, проспектом Независимости, и пересекает Минск с северо-востока на юго-запад.

Автозаводская линия (2-я)

Вторая линия Минского метрополитена была открыта 31 декабря 1990 года в составе пяти станций. После этого линия ещё четырежды продлевалась, на сегодняшний день она протянулась на 18,1 км и включает в себя четырнадцать станций (Могилёвская, Автозаводская, Партизанская, Тракторный завод, Пролетарская, Первомайская, Купаловская, Немига, Фрунзенская, Молодёжная, Пушкинская, Спортивная, Кунцевщина, Каменная Горка). Автозаводская линия пересекает Минск с юго-востока на запад.

Перспективы

Продление 1-й линии

Дальнейшие планы

Существуют планы строительства ещё двух линий, их открытие запланировано на 2015—2030-е годы.

3-я линия

3-я линия протяжённостью 17,2 км с 14 станциями свяжет Зелёный Луг через центр с микрорайоном Курасовщина.

4-я линия

Подвижной состав

Минское метро использует ту же ширину колеи, что и обычные железные дороги в Белоруссии — 1520 мм. Для подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций — 825 В).

По данным за 2005 год средняя техническая скорость поездов составила 50,5 км/ч (самая большая среди метрополитенов стран СНГ), средняя эксплуатационная — 40,8 км/ч (2 место в СНГ) [8] . В 2009 году планируется сократить интервал на второй линии до 2 минут, для чего будут закуплены шесть пятивагонных составов на общую сумму 109 миллиардов белорусских рублей [9] .

Интересные факты

Статистика

По состоянию на 2008 год Минское метро занимает 2-е место среди 14 метрополитенов стран СНГ по количеству пассажиров, перевозимых на один километр линий, уступая лишь Киевскому метро, а по общему объёму перевозок — 5-е место, уступая Московскому, Петербургскому, Киевскому и Харьковскому метрополитенам [10] .

Реклама

Сотовая связь

Названия

Тёзки

Из 25 станций минского метро 13 имеют станции-тёзки в других городах СНГ,

Метрополитен появился в белорусской столице в 1984 году, став девятым по счету на территории бывшего СССР. Постановление о строительстве было принято в феврале 1977 года. 16 июня была забита первая свая, а в ноябре начались работы по проходке тоннелей. Спустя почти 7 семь лет в эксплуатацию был введен участок из 8 станций и началось регулярное движение поездов.

Метро Минска

По состоянию на 2022 год Минский метрополитен включает три линии и 33 станции. Из них на 1-й (Московской) линии расположены 15 станций, на 2-й (Автозаводской) линии — 14, на 3-й (Зеленолужской) линии — 4. К завершению строительства 3-я ветка будет включать 14 станций.

Ежедневно метрополитен обслуживает в среднем 800 тысяч человек, годовой пассажиропоток приближается к 300 млн пассажиров. На метрополитен приходится почти 40% всех пассажирских перевозок городскими видами транспорта (примерно тот же показатель у автобусов).

Средняя скорость поездов Минского метро — 40,7 км/ч. В пиковые часы интервал между поездами составляет всего 2 минуты.

Название станций метро на белорусском языке озвучены диктором Владимиром Баклейчевым. Все объявления автоинформатора дублируются на английском языке.

Расписание метро Минска

Столичный метрополитен работает ежедневно с 05:30 до 00:40.

Время в пути от начальной станции до конечной — 28 минут.

Время в пути от начальной станции до конечной — 27 минут.

Отправление первых поездов с конечных станций:

Отправление последних поездов с конечных станций:

Расписание поездов по конкретной станции доступно на сайте Минского метрополитена.

График движения поездов до 06:00 и после 23:00 размещено на информационных стендах в кассовых залах и в торцах платформ.

Время работы метрополитена может быть продлено по особым случаям. Так, в новогоднюю ночь подземка работает, как правило, до 4 утра, о чем сообщается заблаговременно в местных СМИ. В праздничную ночь поезда ходят с интервалом в 6 минут.

Проезд в метро Минска

Оплатить проезд в подземке можно наличными, купив жетон, с помощью бесконтактной банковской карты, устройства, которое поддерживает технологию NFC, и бесконтактной смарт-карты.

Стоимость разовой поездки — 80 копеек.

Жетоны

С момента открытия для оплаты проезда в метро использовались пятикопеечные монеты, как и в подавляющем большинстве подземок на постсоветском пространстве. Переход с копеек на жетоны состоялся в 1992 году. Жетоны — пластиковые, с металлической вставкой по центру. Изначально жетоные были разнообразные — синие, желтые, красные, голубые, белые. Окончательно был утвержден лиловый цвет. Все виды тестовых жетонов представлены в музее Минского метрополитена.

В 2014 году в честь 30-летия подземки были выпущены юбилейные жетоны — всего восемь разновидностей с изображением станций первого пускового участка.

терминалы, которые принимают монеты и некрупные банкноты.

Бесконтактные банковские карты

Чтобы расплатиться таким способом, нужно приложить карту или устройство к валидатору на верхней панели турникета. Успешное проведение операции сопровождается разрешающим сигналом. Стоит учесть, что списание денежных средств осуществляется в течение двух суток. Несколько поездок в течение дня суммируются в одну транзакцию.

Бесконтактные смарт-карты

На бесконтактную смарт-карту (БСК) может быть записан тариф с лимитом поездок или без ограничения числа поездок.

Метро включено в несколько типов проездных без лимита поездок. Например, в тариф на 10 суток:

Читайте также: