Коммуникативные компетентности учителя начальных классов доклад

Обновлено: 10.05.2024


Аннотация
Обоснована актуальность проблемы развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, исходя из социального заказа общества, который требует высокопрофессионального уровня общения педагога со всеми участниками образовательных отношений. Раскрывается понятие коммуникативной компетенции педагога начального общего образования и пути развития через систему повышения квалификации.

Rotova Natalia Aleksandrovna
Surgut State University, Khanty-Mansiysk - Yugra
Institute of Humanities Education and Sports, Department of Theory and methodology of professional education Graduate student


Abstract
The urgency of the problem of development of the communicative competence of the teacher primary education, on the basis of the social order of society, which requires a highly professional level of communication with all members of the teacher education relations. The notion of communicative competence of the teacher and primary education through the development of a system of training.

В современном образовательном пространстве для достижения наилучших результатов работы, повышения качества образования, достижения поставленных целей педагогу необходимо обратить внимание на свой уровень развития компетенций. Компетентностный подход в образовании – главная составляющая новой парадигмы образования, ориентированной на результат. Об этом и говорит в своих научных трудах И.А. Зимняя [1, с. 34].

Надпрофессиональные навыки (надпрофессиональные компетенции) – навыки, которые позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности. К надпрофессиональным навыкам относятся: целеустремленность и целенаправленность; владение литературной и деловой и письменной речью на родном языке; владение иностранным языком; умение пользоваться компьютерной техникой; знание психологии и этики общения; умение управлять временем; умение работать в команде (лидерские навыки); умение рефлексии; творческое мышление; способность адаптироваться в изменяющихся условиях; способность к саморазвитию и самообразованию; [2, с. 5].

Коммуникативная компетенция является надпрофессиональной компетенцией, определяющей способность педагога решать определенный круг задач. Надпредметные компетенции – это надпрофессиональные способности, личностные качества, позволяющие личности успешно взаимодействовать. Они востребованы в различных сферах деятельности, им присуща интегративность (ряд однородных умений и знаний), многофункциональность (умение решать смежные проблемы), междисциплинарность (перенос знаний из одной предметной области в другую и умение применить их в различных ситуациях).

Анализ психолого-педагогической литературы по теме коммуникативной компетенции педагогов позволяет сделать вывод о том, что ее изучению уделено внимание в трудах философов (М.С. Каган, В.М. Соковнин), психологов (Р. Бояцис, В.А. Кан-Калик, С.Л. Рубинштейн) [4, с. 25; 5, с. 27; 6, с. 45], педагогов (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Г.С. Трофимова) [7, с. 24; 8, с. 62; 9, с. 10]. В литературе подробно освещен процесс формирования коммуникативной компетентности у студентов педагогических вузов, рассматривается проблема ее количественного измерения. Также раскрыты сущность, структура коммуникативной компетентности педагога (Г.С. Трофимова) [9, с. 25]. Нами была уточнена сущность и раскрыто содержание понятия коммуникативной компетенции педагога начального общего образования как необходимого компонента подготовки в системе повышения квалификации.

Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования – это интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств. Под интегративным качеством личности (с точки зрения философии) понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию. В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам. Интегративные качества связывают личностные качества вокруг направленности личности. Ценностное отношение педагога к процессу общения включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми младшего школьного возраста и их родителями, использование возможностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Сущность коммуникативной компетенции педагога начального общего образования состоит в системных изменениях знаний и умений педагога, направленных на поиск наиболее эффективных способов решения жизненных ситуаций, реализуя приемы, направленные на осуществление неразрушающего взаимодействия между учителем и обучающимся.

По нашему мнению, процесс коммуникации педагога начального общего образования – это не общение ради общения, а общение целенаправленное, управляемое педагогом, имеющее синергетическое начало. Опираясь на теоретические исследования в определении понятий компетентность и компетенция, мы пришли к выводу, что содержание коммуникативной компетенции педагога начального общего образования включает в себя:

- сочетание алгоритмизации деятельности педагога при учете практического опыта;

- психологическая и личная готовность педагога к деятельности, основанная на интеграции теоретических знаний, практических умений и навыков;

- знание методов обучения и реализация их в деятельности.

Рассмотрим более подробно структуру коммуникативной компетенции педагога начального общего образования.

Гносеологический компонент – это знание содержания решаемых задач, поиск и взаимообмен информацией, принятие решений.

Гносеологический компонент включает в себя:

- знание способов и приемов совершенствования навыков педагогического общения;

- знание приемов психологического и педагогического воздействия;

- знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, в том числе и психологических;

- знание тенденций развития современного общества.

Аксиологический компонент – это ценности и ценностные ориентации, мотивы профессиональной деятельности, готовность к действиям, способность к самообразованию.

Аксиологический компонент включает в себя:

- понимание педагогом нравственных, моральных, позиций каждого участника образовательного процесса и уважительное к ним отношение;

- распространение положительного опыта, реализация педагогом в своей практике инноваций;

Специфика педагога начального общего образования заключается в особом отношении к обучающимся начальной школы с учетом их возрастных, в том числе и психологических особенностей. Именно педагогу важно рассматривать процесс общения в начальной школе как двусторонний, когда все его участники становятся полноправными партнерами. Педагог с развитыми коммуникативными умениями способен организовать такую образовательную среду, благодаря которой у ребенка появляется интерес, желание вместе думать, высказывать различные точки зрения, формулировать идеи, ставить цель. Очень важным является создание педагогом такой среды, которая мотивирует обучающихся на дальнейшие достижения и интеллектуальное развитие.

Компетентный педагог считает нужным, как инструмент для лучшего усвоения знаниевой составляющей, использовать результативное общение, формирование доброжелательного эмоционального климата на уроке, позитивную мотивацию школьников к учению. Результативность процесса общения определяется в первую очередь системой ценностей педагога, которая включает: понимание роли обучающегося как субъекта учебной деятельности, создание отношений сотрудничества с детьми, использование возмож-ностей учебного материала для формирования и развития личности обучающегося.

Праксиологический компонент – это умения, навыки, действия, опыт. Праксиологический компонент включает в себя:

- умение педагога видеть план развития событий, прогнозируя и воздействуя на участников общения, достижение поставленной цели, наличие альтернативных предложений;

- умение педагога слушать, знание и успешная реализация приемов, направленных на неразрушающее взаимодействие.

Итак, выявленная нами сущность и структура коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, а также уточнение понятия коммуникативной компетенции педагога позволяют наиболее полно оценить и наметить пути развития коммуникативной компетенции педагога, что предполагает создание структурно-содержательной модели развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации.

Одним из возможных путей выполнения современных требований, способных существенно повлиять на повышение уровня коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, является непрерывное профессиональное совершенствование педагогов.

На современном этапе развития образования возникает необходимость инновационного подхода к организации системы повышения квалификации, заключающаяся в необходимости овладения новыми компетенциями всеми участниками образовательного процесса. Именно во ФГОС начального общего образования идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности и во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Перспективным направлением следует считать создание центров инновационного опыта школ-победителей национальных проектов, пилотных площадок.

Исходя из анализа потребностей участников отношений в сфере образования, основными аспектами курсовой подготовки педагога начального общего образования можно обозначить следующие:

- направленность содержания программ дополнительного профессионального образования не на обновление предметных знаний, а на осмысление и компетентностную проработку новых педагогических целей и задач, понимание педагогом новой роли, которую он должен занимать в образовательном процессе;

- направленность подготовки педагогов различных предметных областей на интегральное понимание учебного плана, надпредметных педагогических целей и задач;

- содержание теоретической и практической подготовки должно включать в себя участие в распространении инновационного опыта подведомственных учреждений.

В нашем исследовании мы рассматриваем систему повышения квалификации с позиции ее возможностей для развития коммуникативной компетенции педагога начального общего образования в межкурсовой период. Необходимо заметить, что курсовую подготовку педагоги, в соответствии с требованиями к аттестации, обязаны проходить один раз в 5 лет. Несомненно, это слишком большой промежуток времени, чтобы успеть за всеми изменениями, происходящими в системе образования и влияющими на профессиональную деятельность педагога. К тому же институты повышения квалификации, ориентированы на проблемы, актуальные в данный момент времени для всех педагогов, не ставят перед собой цели профессионального совершенствования конкретного человека, очевидной становится необходимость обращения к образовательным личностно-педагогическим ценностям самому педагогу.

Итак, анализируя современное состояние и пути развития процесса коммуникативной компетенции педагога начального общего образования, мы видим возможность включения в систему повышения квалификации педагогов следующих мероприятий:

- координация коммуникативной деятельности педагога начального общего образования на актуализацию собственных возможностей через понимание педагогом новой роли в образовательном процессе;

- активное распространение коммуникативного инновационного опыта на школьном, муниципальном, региональном уровне через работу творческих групп педагогов) организация тренингов, проектной и исследовательской деятельности, создание модульных программ;

- реализация результатов научных исследований в образовательном процессе на базе инновационных школ;

- организация мониторинга результативности инновационных процессов;

- создание развивающей образовательной среды для всех участников образовательных отношений.

  1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  2. Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования / Б. Оскарссон // Оценка качества профессионального образования. Доклад ; под общ. ред. В. И. Байденко, Дж. В. Зантворта. Европейский фонд подготовки кадров ; Проект ДЕЛФИ. М., 2001. 52 с.
  3. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособие. 2-е изд., перераб. М. : Высш.шк., 2007. 639 с.
  4. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы : пер. с англ. М. : HIPPO, 2008. 252 с.
  5. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987. 190 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер, 2007. 720 с.
  7. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высш. шк., 1990. 190 с.
  8. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М. : Педагогика, 1997. 345 с.
  9. Трофимова Г. С. Педагогическая коммуникативная компетентность: теоретический и прикладные аспекты : монография. Ижевск : УдГУ, 116 с.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Формирование фундамента компетентной личности начинается уже на начальном этапе обучения. Поскольку начальная школа закладывает базу общих учебных умений и учебной деятельности, нацелена на создание фундамента для продолжения образования личностью в средней школе, а потом и далее, то именно на начальной ступени значимо формирование тех ключевых компетентностей, которые составляют основу образования на протяжении всей жизни.

Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности - самостоятельность. Компетентный человек - сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях, готовая расширять границы своих знаний и совершенствовать их.

Применительно к начальной школе компетентность предполагает умения:

1. Искать - опрашивать окружение, консультироваться с учителем, получать информацию; думать - устанавливать взаимосвязи, критически относиться к тому или иному высказыванию, занимать позицию в высказывании и вырабатывать свою точку зрения.

2. Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, выполнять взятые на себя обязательства.

3. Приниматься за дело - войти в группу или коллектив, внести свой вклад, организовать свою работу.

4. Адаптироваться - использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

К наиболее значимым компетентностям личности, необходимыми для продолжения образования, относятся:

Компетентность разрешения проблем.

Каждая из ключевых компетентностей имеет свою структуру. В ней можно выделить отдельные составляющие (аспекты), которые выражаются в конкретных видах деятельности.

Компетентности у учащихся могут быть сформированы на разном уровне. Наиболее часто выделяются три уровня: применения, использования и обогащения. Они соответствуют трем ступеням общего образования: начальной, основной и старшей. На начальной ступени ученик применяет усвоенные способы деятельности к конкретным ситуациям; на ступени основной школе использует способы деятельности в различных ситуациях, переносит способы на другие, ранее не известные ситуации; на старшей ступени усвоенные способы деятельности обогащаются учеником и становятся основой самостоятельной деятельности учащихся. В начальной школе компетентности формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно.

Наиболее эффективным способом формирования ключевых компетентностей у учащихся является применение учителем адекватных педагогических технологий, в рамках которых ученик является субъектом своей деятельности. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностный подход, является метод проектов, так как именно он позволяет наименее затратным способом создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся и решения проблем. При этом цель учащегося связана с изменением реальности, а цель учителя – в создании ситуаций, в которых формируются коммуникативные, информационные и проблемнорешающие компекомпетентности. Это не означает, что весь процесс обучения должен быть построен

только на основе проектной деятельности. Компетентности формируются и при использовании исследовательских методов, методов практических ситуаций на уроке, методов моделирования, дискуссионных методов, сюжетной игры и т.п. Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Рассмотрим структуру, показатели и особенности формирования каждой из трех ключевых компетентностей, необходимых ребенку для продолжения образования, формирование которых необходимо обеспечить в начальной школе: коммуникативной, информационной компетентности и компетентности в решении учебных проблем.

Коммуникативная компетентность детей младшего школьного возраста

Коммуникативная компетентность ребенка начинает формироваться еще на дошкольном этапе развития личности. Ребенок овладевает речью, научается устанавливать контакты с другими людьми и оперировать способами коммуникации для достижения собственных целей. В начальной школе эта компетентность не столько формируется заново, сколько развивается. Этапы предшкольного и младшего школьного возраста – наиболее значимы для развития коммуникативной компетентности. Здесь стоит задача формирования продуктивной коммуникации как устной, так и ее перевод в письменную форму. Ее осуществление должно опираться на четкое представление о сущности и составляющих коммуникативной компетентности детей, знания об особенностях развития в предшкольном и младшем школьном возрасте.

Информационная компетентность учащихся младшего школьного возраста.

Информационная компетентность преимущественно формируется в начальной школе, а на последующих этапах образования лишь развивается и совершенствуется. Начав систематическое обучение, ребенок впервые сталкивается со значительным потоком информации, которой необходимо результативно оперировать. Если раньше он просто рисовал, то теперь ему надо изобразить так, чтобы отразить информацию; раньше просто читал, теперь надо прочесть в соответствии с требования к качеству чтения и т. п. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентностью.

Отдельные аспекты информационной компетентности формируются у ребенка при традиционном подходе к обучению. Так, все дети учатся работать с текстами учебника. Однако текст учебника относится к вторичной информации. Там дана переработанная (адаптированная) информация для детей, которую они чаще всего усваивают на уровне запоминания. Важно научить учеников работать с первичной информацией, той, которая не была подвергнута обработке до того, как была представлена учащимся. Это тексты исторических источников, словари, энциклопедии, художественные произведения, наблюдаемые явления.

Информация представлена в простых и сложных источниках. Простой источник содержит информацию одного вида – текст, иллюстрации или таблицу. Сложный источник содержит информацию разных видов, причем все виды представления информации связаны между собой. Это может быть вербально-графическая (текст и графики), визуально-аудиальная (картина и музыкальное произведение) информация. Для работы с ней необходимо владеть специальными способами восприятия и обработки.

Компетентность разрешения учебных проблем у младшего школьника

Идеальным результатом компетентностного образования является способность личности к самостоятельному разрешению жизненных проблем. С проблемами встречается в жизни каждый человек. Одни успешно их разрешают и личностно растут. Другие – теряются и дезадаптируются в обществе. Проблемно-разрешающее поведение – следствие систематической работы по определению проблемы, ее анализу, активному поиску средств и способов ее решения. В основе проблемно-разрешающего поведения как в основе любой другой компетентности личности лежат как знания и умения, так и личностные качества, способствующие жизненной стойкости личности. Среди личностных качеств ведущее место занимает рефлексивность, как способность посмотреть на себя со стороны и найти в себе личностный ресурс для преодоления проблемы, обнаружить особенности личности, знания и умения или способы их получения, которые позволят преодолеть трудность. При формировании компетентности в решении проблем ведущее внимание должно быть уделено не только формированию способов работы с проблемой, но и развитию рефлексии как необходимого для проблемно-разрешающего поведения качества личности.

В начальной школе, в силу возрастных особенностей детей, трудно претендовать на формирование проблемно-разрешающего поведения во всех жизненных ситуациях. Ребенок еще не может в полном объеме управлять своим поведением. У него только формируется произвольность. В то же время, он включается в учебную деятельность, которая создает условия для развития субъектности личности, то есть рефлексивной позиции в деятельности. Поскольку ведущей для ребенка младшего школьного возраста является учебная деятельность, в которой происходит формирование всех ведущих новообразований возраста, постольку и компетентность в разрешении проблем должна формироваться в учебной деятельности, то есть на основе компетентности в решении учебных проблем.

Для формирования каждого из компонентов компетентности в решении учебных проблем оптимально включение детей в исследовательскую деятельность. Здесь

неоценимую услугу учителю начальных классов может оказать учебный проект. Учебный проект отличается от проекта практического и исследовательского. В нем отсутствует этап анализа проблемы, так как ребенок получает информацию о цели своей деятельности в конкретной учебной ситуации и в готовом виде от учителя как учебное задание. Учебный проект, применяемый на уроке в начальной школе, позволяет в доступной для начинающего ученика форме овладеть способами планирования, контролирования и оценки своей деятельности на основе выполнения целей и задач, поставленных учителем. Ученик осваивает отдельные аспекты компетентности в решении проблем, позволяющие ему быть успешным при осуществлении реальных проектов в основной школе.

Результативность формирования рассмотренных компетентностей учащегося в начальной школе определяется систематической работой учителя по включению учащихся в специально организованную деятельность по овладению каждой из составляющих компетентностей. Систематическая работа предполагает особую организацию учебно-познавательной деятельности младших школьников и, прежде всего, специфику урока как главной формы включения ребенка в учебную деятельность.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав.

Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью

Компетенция – это круг вопросов, явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И.Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

Компетентный специалист, компетентный человек – это очень выгодная перспектива. Предложена формула компетентности. Каковы ее основные составляющие?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода их получения или использования.

Формирование учащихся ключевых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом .

Чем же должен руководствоваться учитель для их выполнения? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила:

1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.

Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно:

5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

9. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

10. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомиих с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников, справочных материалов.

11. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

12. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

(Слайд №2) В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности" (словарь В. И. Даля). В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как "владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания".

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(Слайд №3) Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.

В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.

Уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной социокультурной ситуацией. Среди многих педагогов наблюдаются

Низкий уровень интереса к своей профессии;

Невладение пед. технологиями;

Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;

Неумение работать в команде и участвовать в соуправлении;

Безразличие к инновациям;

Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью. В обыденной речи компетентным называют знающего, осведомленного, авторитетного в каком-либо деле человека, за которым признается право выносить суждения, принимать решения, совершать действия в данной сфере.

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав.

(Слайд№6). Проще говоря:

- Компетенции – это требования

- Компетентность – это проявление этих требований

В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:

Специальную компетентность в области преподаваемой дисциплины (знания по предмету, квалификация и опыт,)

Методическая компетентность в области способов формирования ЗУН учащихся (владение различными методами обучения, знание дидактических методов и приемов, умение применять их, знание психологических механизмов усвоения знаний ит.д.)

Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения (владение пед диагностикой, умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного общения, умение пробуждать интерес к предмету и т.д.)

Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить отношения с руководителями, коллегами, учениками, родителями)

Рефлексия пед деятельности или аутопсихологическая компетентность (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, желание самосовершенствоваться.)

(Слайд №7) Структура ключевых компетенций в образовании

Учебные компетенции

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы.

3. Связывать воедино и использовать отдельные части знания.

4. Извлекать выгоду (пользу) из образовательного опыта.

5. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

(Слайд №8) Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации.

2. Обращение к различным источникам данных и их использование.

3. Организация консультации с экспертом.

4. Представление и обсуждение различных видов материалов в разнообразных аудиториях.

5. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности.

(Слайд №9) Социально - личностные компетенции:

1. Критически рассматривать тот или иной аспект развития нашего общества.

2. Видеть связи между настоящими и прошлыми событиями.

3. Осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций.

4. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

5. Понимать произведения искусства и литературы

(Слайд №10) Коммуникативные компетенции

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках

3. Выступать на публике.

4. Дискутировать и защищать свою точку зрения.

5. Читать графики, диаграммы и таблицы данных

(Слайд №11) Сотрудничество

1. Принимать решения.

2. Устанавливать и поддерживать контакты.

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами.

4. Вести переговоры.

5. Сотрудничать и работать в команде

(Слайд №12) Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность.

3.Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него.

5. Вступать в проект.

(Слайд №13) Личностно-адаптивные компетенции.

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации

(Слайд №14) Если педагог находится в постоянном творческом поиске, системно занимается саморазвитием, то школа в праве ожидать сл. результаты в ходе образовательного процесса. В качестве условий для переосмысления собственной профессиональной деятельности педагогов выступают такие профессиональные компетенции: методическая компетентность;

исследовательская компетентность;

управленческая компетентность;

коммуникативная компетентность;

образовательная компетентность.

(Слайд №15) Для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. Чем больше вы достигаете в профессиональном становлении, тем больше развиваетесь как личность. Однако профессия педагога имеет свою специфику: он работает с человеком, а значит, его собственная личность является мощным рабочим инструментом. (Слайд №16) И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат. Именно в педагогической профессии личностный рост является непременным условием достижения профессионализма.

(Слайд №17) Профессионализм как психологическое и личностное явление характеризуется не столько профессиональными знаниями, навыками, умениями, но и профессионально – значимыми качествами . Также под профессионализмом можно понимать сформированность у педагога важнейших педагогических компетенций.

(Слайд №18) ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью

Трудолюбие, честность, порядочность

Выразительность речи, педагогический такт

Творческое начало личности

Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

(Слайд №19) С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональных педагогических компетенций ?

(Слайд №20) 1 этап Выявление уровня профессиональной компетентности учителя. - диагностирование, тестирование
- определение путей совершенствования профессиональной компетентности

(Слайд №21) 2 этап

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.

Создания творческих групп

Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях

Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций

Разработка системы стимулирования деятельности учителя

(Слайд №22) Какова роль самообразования в развитии профессиональной компетентности учителя?

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.

(Слайд №23). Выделяют следующие направления самообразования:

Профессиональное (предмет преподавания)

Психолого-педагогическое и психологическое

В области ИКТ –технологий

В области охраны здоровья

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) непрерывное повышение квалификации

в рамках курсовой подготовки о чных, очно-заочных курсах;

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег, подготовка и проведение открытых уроков, занятий, самоанализ собственных уроков, подготовка и проведение общешкольных КТД, мероприятий, их анализ)

участие в работе педсоветов, совещаний, семинаров, педагогических чтений, форумов и т. д.

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

средств массовой информации,

вычислительной и оргтехники,

осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.)

Результат самообразования. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

повышение качества преподавания предмета;

разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

создание комплектов педагогических разработок;

проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

повышение престижа образовательной организации.

(Слайд №24)Роль самообразования в развитии педагогических компетенций учителя

1) Повышение качества преподавания предмета

2) Готовность к педагогическому творчеству

3) Профессиональный и карьерный рост

4) Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника

5) Соответствие учителя требованиям общества и государства

( Слайд №25) В заключении отметим, что развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса. Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах. (Слайд №26). Спасибо за внимание! Желаю успехов и профессионального совершенства!

Становление учителя - трудный, многолетний и многогранный процесс, который во многом определяется теми чувствами и переживаниями, что получит молодой учитель в первые дни и месяцы своей педагогической деятельности. Ее успешное начало во многом определяется уровнем коммуникативной культуры специалиста, его коммуникативными навыками.

Вопросам коммуникативной деятельности учителя, его коммуникативным возможностям посвящены многие исследования в области педагогики и психологии (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Бодалев и др.), позволяющие определить коммуникативную компетентность как совокупность знаний и умений в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности в различных ситуациях общения.

Исследования физиологов показывают, что 30-40% детских неврозов связаны с педагогическим общением, ибо учитель нередко прибегает к стрессовой тактике (окрик, упрек, унижение), которая реализуется через речевые средства.

Проверяя актуальность проблемы, мы провели анкетирование среди студентов выпускных групп Челябинского государственного педагогического колледжа № 1. Результаты показали, что студенты получили достаточно серьезную профессиональную подготовку и знания психолого-педагогических основ деятельности. Несколько вопросов в анкете было посвящено выявлению коммуникативной тактики. 38% опрошенных признали, что не владеют достаточным арсеналом речевых умений, что приводит к коммуникативным неудачам. 48% анкетируемых показали склонность к авторитарному стилю педагогического общения. 30% в конфликтной ситуации выбирают тактику стрессового общения. При этом 57% выпускников понимают, что не владеют техникой педагогического общения на уроке.

Цель спецкурса: обучение оптимальному использованию вербальных (языковых) средств в процессе педагогического общения.

  • речевая деятельность, виды педагогического общения;
  • речевой акт и его компоненты;
  • стратегия, тактика, приемы и средства речевого поведения учителя;
  • анализ собственной речи и речи учащихся;
  • оптимизация эффективного речевого поведения в стереотипных ситуациях педагогического общения;
  • создание профессионально значимых устных текстов.

В структуре спецкурса выделены четыре раздела.

Первый раздел посвящен речеведческим основам курса, в нем рассматриваются общие вопросы речевой деятельности и лингвопрагматики.

Второй раздел включает материал, раскрывающий вопросы педагогической лингвоэтологии, т.е. особенности речевого поведения учителя в разных ситуациях педагогического общения.

Третий раздел знакомит с устными жанрами, используемыми в профессиональной деятельности учителя (монологическое высказывание, беседа, эвристический диалог, оценочное высказывание). Особое внимание обращено на выработку навыков создания указанных типов высказываний (текстов) в соответствии с особенностями педагогической ситуации.

Тема: моделирование речевого поведения учителя.

1. Подбор и составление списка речевых стереотипов для педагогической коммуникации: предложение помощи – отказ в помощи, просьба – распоряжение, рекомендация – требование, несогласие, отказ – согласие, неудовлетворенность – удовлетворенность, надежда – разочарование, одобрение – порицание.

Методическое указание: речевые стереотипы студенты подбирают самостоятельно, опираясь на собственный педагогический опыт. Затем следует групповое обсуждение и корректировка списков.

Методическое указание: предполагается предварительная работа в парах с выбранным фреймом.

3. Решение задач по моделированию речевого поведения учителя в заданных педагогических ситуациях.

Методическое указание: моделирование предполагает работу по следующей схеме:

1. Ориентировка в ситуации и содержании общения:

а) общее коммуникативное намерение – что делать? (спросить, сказать, побудить);
б) задача речи – для чего? (поделиться, дать сведения, воздействовать);
в) особенности адресата – кому? (возраст, положение, степень знакомства);
г) предмет речи – о чем?
д) основная мысль – что донести?

2. Планирование высказывания:

а) ход развития основной мысли;
б) последовательность микротем;
в) ведущий тип и жанр речи;
г) требования к подбору языковых средств (с учетом сказанного выше).

3. Создание высказывания:

а) развитие темы и основной мысли через отбор необходимого содержания с учетом ситуации общения, замысла, жанра;
б) отбор языковых средств и синтаксических конструкций с учетом тех же показателей, а также стиля и требований культуры речи.

4. Осуществление контроля за речью:

а) соответствие высказывания ситуации общения и замыслу, требованиям речевого поведения и культуры речи;
б) степень понимания со стороны партнера;
в) совершенствование высказывания.

Тема: изучение речеведческих понятий в начальной школе.

2. Методы и приемы работы с младшими школьниками на уроках риторики.

3. Просмотр видеофрагмента урока риторики и его методический анализ.

4. Просмотр и обсуждение наглядных пособий для уроков риторики, подготовленных студентами.

5. Составление речеведческих задач для уроков риторики в младших классах.

На постепенное успешное овладение материалом направлена и структура сборника – три вида задач в зависимости от типа ответа. Наиболее легкими для решения, на наш взгляд, являются задачи, к которым даны короткие ответы в форме прямой речи. Выбор ответа сопровождается комментарием: особенности речевой ситуации, оптимальность вербальных и невербальных средств. Вторая группа задач включает ответы в косвенной и прямой речи, что предполагает выбор ответа и декодирование косвенной речи в прямую, т.е. индивидуальное, авторское озвучивание ответа в рамках модели оптимального речевого поведения педагога. Третья группа задач содержит ответы в косвенной речи и предполагает озвучивание каждого варианта ответа в прямой речи с указанием на оптимальный. Материал задачника можно использовать как в индивидуальной, так и в коллективной формах работы.

Приведем пример возможного анализа одной из речевых ситуаций.

1n – Таких коротких юбок не носит ни одна девочка в школе! – сказала классная руководительница.

2q – Это не юбка короткая, а просто ноги у меня самые длинные в школе, - спокойно возразила Афалина. - 3q - Любая юбка короткой покажется.

(Козлов Ю.В. Качели в Пушкинских Горах: рассказы и повесть. – Л.: Детская литература, 1984. – С. 13.)

Анализ речевой ситуации.

Тип ситуации: институциональная, публичная.

Фрейм: замечание учителя.

а. Место: классная комната, урок.
в. Функции: n – учитель; q – старшеклассница; z – ученики.
с. Свойства: n имеет педагогическое образование, руководит воспитательной работой в классе; q – старшеклассница, отличающаяся оригинальностью в суждениях, независимостью в оценках и поведении.
d. Отношения: q подчинен и подвергается педагогическим и организационным воздействиям n.
e. Позиции: n делает замечание q; q корректирует замечание n.

  • описание ситуации или конфликта (участники, место, деятельность);
  • причины ситуации, динамика перехода в конфликт;
  • смысл конфликта для каждого из его участников;
  • психологический анализ отношений между участниками ситуации;
  • перспективные воспитательные и познавательные цели при разных вариантах разрешения ситуации.

Предлагаемый сборник речеведческих задач поможет студентам осмыслить речевое поведение, порождаемое учителем как фактор, в значительной мере определяющий эффективность педагогического общения.

Изучение спецкурса завершается открытым зачетным занятием, на котором идет защита выполненного творческого задания.

Примечание: студенты, объединившись в микрогруппы, выбирают одно из предложенных заданий.

Читайте также: