Мини футбол в школе доклад

Обновлено: 15.05.2024

История возникновения мини-футбола в мире и развития его в России. Организационная структура данного вида спорта. Техника выполнения различных способов ударов по мячу ногами и методическая последовательность обучения занимающихся этим техническим приемам.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 22.11.2011
Размер файла 198,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История развития мини-футбола.

Физическая культура

Савко Никита

футбол мяч удар

История возникновения мини-футбола своими корнями уходит глубоко в прошлый век. В странах Латинской Америки уже в 20-30-х гг. XX в. школьники и студенты играли в футбол в уменьшенных составах не только на открытых площадках, но и в спортивных залах. Постепенно стали оформляться правила игры в зальный футбол, проводиться многочисленные соревнования, в которых принимали участие только любительские команды. Демократическая по своей сути, доступная для малообеспеченных слоев общества, эта игра становилась все более и более популярной в таких странах, как Бразилия, Уругвай, Аргентина. Нередко ведущие футбольные клубы этих стран черпали таланты именно из зального футбола.

Между тем, в ряде других европейских стран турниры по мини-футболу в зимний период с участием футбольных клубов популярны до сих пор. Например, в Германии на таких турнирах всегда аншлаг, и многие зарубежные футбольные клубы мечтают получить туда приглашение.

Следующим шагом ФИФА в развитии этой игры стал первый чемпионат мира, который прошел в 1989 году в Голландии. Его особенностью было участие в данном турнире команд не по спортивному принципу, а по приглашению ФИФА. И это понятно, ведь национальные чемпионаты по мини-футболу тогда проводились лишь в нескольких странах, и организовывать предварительные отборочные турниры просто не было смысла. Первыми чемпионами мира по мини-футболу стали бразильцы, переигравшие в финальном матче этого мирового мини-футбольного форума сильную команду Голландии.

С этих пор соревнования по мини-футболу в мире стали проводиться по единым правилам. Их участниками стали уже игроки, специализирующиеся в данной игре. Так, практически произошло отделение мини-футбола, или футзала, как его называют в большинстве стран мира, от футбола, несмотря на принадлежность того и другого вида к единой международной футбольной организации - ФИФА.

Для проведения планомерной работы в мире по развитию футзала ФИФА создала в своей структуре специальный комитет. Основной функцией комитета футзала ФИФА стало совершенствование правил игры и подготовка и проведение мировых чемпионатов. С тех пор было проведено еще четыре первенства мира. В 1992 г. в Гонконге и в 1996 г. в Испании победу вновь праздновали бразильцы, в 2000 г. в Гватемале и в 2004 г. на Тайване пальма первенства перешла к испанской сборной.

Следующее первенство Европы вновь проводилось в Испании, ставшей к этому времени мини-футбольным центром Европы. Несмотря на большой авторитет хозяев европейского первенства, чемпионом на этот раз стала сборная команда России, имевшая сбалансированный состав, к тому же в ней выступал целый ряд игроков высокого класса.

Очередное первенство европейского континента состоялось в 2001 г. в Москве. Принимая такое решение, УЕФА, прежде всего, учитывало интенсивное развитие этой игры в России, наличие в нашей стране нескольких клубов мирового уровня, сильной сборной страны и растущую популярность этой игры. Испанцам удалось восстановить свое реноме. Завоевав золотые награды, они второй раз становятся победителями первенства континента. Российская же сборная осталась лишь третьей, пропустив вперед прогрессирующих итальянцев.

В 2003 г. проведение чемпионата Европы было доверено Италии, которая и стала обладательницей золотых наград. Россияне выступили в Италии неудачно, не сумев пробиться в состав участников полуфинальных матчей.

В 2005 г. хозяином европейского первенства стала Чехия. И это не случайно. Мини-футбол в этой стране за прошедшее десятилетие приблизился к уровню таких грандов, как Испания, Италия и Россия. Однако сборной Чехии не удалось занять призовое место. В финальном матче испанцы буквально вырвали победу у команды России (2:1), продемонстрировав, таким образом, свое доминирующее положение на континенте. Итальянская же сборная завоевала бронзовые награды.

Датой рождения современного мини-футбола в нашей стране следует считать 1989 г. Именно тогда в структуре Федерации футбола СССР был создан комитет по мини-футболу. Организация чемпионата Советского Союза и создание сборной команды страны были главными задачами этого подразделения федерации. С этими задачами комитет по мини-футболу успешно справлялся. Структура чемпионата СССР 1990-1991 гг. включала три этапа. Первый этап проводился как первенство союзных республик, городов Москвы и Ленинграда. Затем лучшие коллективы участвовали в зональных турнирах. И, наконец, победители зональных соревнований становились участниками финального турнира. Первым и последним чемпионом Советского Союза стала московская команда Комбината строительных материалов № 24 (КСМ-24). В ее составе отличались высоким мастерством В. Владющенков, А. Верижников, А. Бабошкин, И. Семенов, которые успешно играли и за сборную команду страны.

Созданный в Российской Федерации Российский футбольный союз тогда практически отстранился от организаторской деятельности по развитию мини-футбола в стране. Однако дело, начатое энтузиастами этой игры, не пропало. Вновь созданная Ассоциация мини-футбола России сумела преодолеть сложную ситуацию и практически без участия главной футбольной организации страны - РФС - организовала работу по становлению и дальнейшему развитию зального футбола в стране. В первую очередь Ассоциация мини-футбола России постаралась наладить на местах массовую работу по мини-футболу. Вновь создаваемые региональные ассоциации мини-футбола стали той базой, на которой зиждилась основная деятельность Ассоциации мини-футбола России, чьей главной заботой стала организация всероссийских соревнований, подготовка к участию в международных соревнованиях сборных команд страны. В стране было создано более 20 региональных ассоциаций.

К числу главных мероприятий по мини-футболу, которые стали проводиться ежегодно в Российской Федерации, относятся чемпионат России среди профессиональных и любительских клубов, розыгрыш Кубка страны, проведение первенства России среди юношей, подготовка и участие сборных команд страны в международных турнирах. За эти годы интересную метаморфозу претерпел чемпионат России. Сначала это был чемпионат среди команд клубов Высшей лиги, затем были образованы еще два звена: первая и вторая лига. Сегодня в чемпионате участвуют 12 клубов Суперлиги, 15 клубов Высшей лиги, 74 команды Первой лиги и более 500 команд Второй лиги. Вот кто за эти годы становился призерами чемпионата и финалистами розыгрыша Кубка страны (табл. 1, 2).

Таблица 1.
Таблица 2.

Кубок страны

Значительные успехи сопровождали и выступления сборной студенческой команды страны, которая является двукратным чемпионом мира (1994 и 2002 гг.). Дважды эта сборная завоевывала серебряные награды мировых первенств (1996 и 1998 гг.) и дважды на ее счету были бронзовые медали (2000 и 2004 гг.).

Свою лепту в достижения отечественного мини-футбола первого десятилетия внесли такие мастера, как А. Степанов, Б. Чухлов, К. Еременко, А. Верижников, С. Кощуг, О. Денисов, А. Киселев, Т. Алекберов, М. Маркин, успешно выступавшие как в своих клубах, так и в сборных командах России. К следующей волне перспективных российских игроков следует отнести С. Зуева, П. Степанова, Д. Хамадиева, В. Шаяхметова, А. Фукина, которым и придется нести мини-футбольную эстафету дальше. Подрастают и другие юные таланты в спортивных школах по мини-футболу, которые сегодня открываются в разных регионах нашей страны.

За эти годы работа по развитию мини-футбола проводилась не только среди мужчин. Созданная в стране Ассоциация женского мини-футбола более 10 лет организует чемпионаты страны среди женских коллективов, всероссийские турниры среди девочек различного возраста, а также проводит и международные турниры. Словом, в эту игру сегодня с удовольствием играют и женщины.

Несомненно, приведенные данные свидетельствуют о достаточно динамичном развитии этой игры в нашей стране, о значительных успехах, достигнутых отечественным мини-футболом, стартовавшим в своем развитии с нуля и сумевшим, благодаря активности энтузиастов этого вида спорта, сразу же влиться в элиту мирового зального футбола. И все же в этом процессе следует выделить главное - создание отечественной мини-футбольной школы, с которой сегодня вынуждены считаться ведущие в данном виде спорта страны мира. И эту школу создавали тренеры сборных и клубных команд страны данного периода, которые сумели аккумулировать лучшее из зарубежного опыта и одновременно внести в эту игру то ценное, что присуще другим спортивным играм, получившим в нашей стране большое развитие.

Мини-футбол, как и любой вид спорта, не стоит на месте, а, напротив, находится в постоянном движении, развитии. Все большее внимание этой игре уделяют ФИФА, УЕФА и национальные федерации футбола. Сегодня уже более 80 стран организуют свои чемпионаты по футзалу. Заметно совершенствуется организационная структура мини-футбола в целом ряде европейских, латиноамериканских и азиатских стран. Не случайно сегодня в мире широко обсуждается вопрос о включении этой игры в программу Олимпийских игр.

Техника игры с мячом

Для участников игры в мини-футбол, естественно, прежде всего характерна игра с мячом. Составной частью техники владения мячом являются удары по мячу ногами и головой, прием (остановка) мяча, его ведение и финты, отбор, а также специальные технические приемы вратаря.

Удары по мячу ногами - основа техники мини-футбола. По способу выполнения они, как и в футболе, подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъема, а также носком, пяткой и подошвой. Удары по мячу ногами игрокам приходится выполнять в самых различных ситуациях и положениях, по неподвижным, катящимся, летящим мячом - с места, в движении, в прыжке, в падении, с поворотами и пр.

Однако во всех случаях выделяются три фазы удара: предварительная (разбег), подготовительная (замах бьющей ногой и постановка опорной ноги), рабочая (ударное движение и проводка). При выполнении ударов с места разбег, естественно, отсутствует.

В мини-футболе, для которого характерно постоянное давление соперников, а следовательно, и постоянный дефицит времени при выполнении технических приемов с мячом, время выполнения игроками упомянутых фаз сокращается. До минимума уменьшаются соответственно и мышечные усилия самого ударного движения. В соответствии с этим техника ударов по мячу ногами в этой игре приобретает свои специфические черты, которые также зависят и от динамических особенностей используемых в игре мячей.

Изучение техники ударов по мячу ногами в секции по мини-футболу рекомендуется начать с выполнения школьниками каждого приема сильнейшей ногой. После этого занимающимся легче перейти к выполнению этого же приема слабейшей ногой.

Методическая последовательность разучивания каждого вида ударов по мячу ногами может быть такова: удары по неподвижным мячам с места, затем с одного шага (при этом главное внимание юных футболистов обращается на правильный подход к мячу и правильную постановку опорной и бьющей ноги в момент удара). После этого занимающиеся выполняют удары по неподвижному мячу с разбега и, наконец, удары по катящимся и летящим мячам с места и с разбега.

В процессе обучения рекомендуется сразу же обращать внимание занимающихся на правильное техническое выполнения каждого удара. После того, как тот или иной прием будет освоен в целом, можно перейти к работе над точностью ударов и лишь затем - над силой. Совершенствовать технику разученных ударов следует в комплексных упражнениях.

Итак, рассмотрим технику выполнения различных способов ударов по мячу ногами и методическую последовательность обучения занимающихся этим техническим приемам.

Освоение техники ударов, как правило, начинается с разучивания удара по неподвижному мячу внутренней стороны стопы. По мере его освоения занимающиеся переходят на разучивание этого удара по катящемуся мячу. Удар внутренней стороной стопы часто используется в мини-футболе как для передач мяча на короткие и средние расстояния, так и для обстрела ворот с близкого расстояния.

Достоинство этого удара - не в силе, а в надежности и точности. Техника выполнения его такова. Носок опорной ноги всегда должен совпадать с направлением предполагаемого движения мяча. Стопа согнутой в коленном суставе бьющей ноги перед ударом сильно разворачивается наружу и выносится вперед. Его голеностоп напряжен. При соприкосновении стопы с серединой мяча туловище игрока наклоняется над мячом. Произведя удар, бьющая нога продолжает движение за мячом. Это движение и называется проводкой. Проводка распространяется на все виды ударов.

Примерные упражнения

1. Занимающиеся выполняют размахивание бьющей ногой вперед с разворотом стопы на 90°. Затем это движение повторяется, но уже со сгибанием опорной ноги в коленном суставе перед началом движения бьющей ногой вперед.

3. Занимающиеся упражняются в парах. Каждая пара имеет мяч. Игроки в парах, встав в 3 м друг от друга, выполняют удары сначала по неподвижному, а затем по катящемуся мячу, стараясь точно отдать партнеру в ноги.

4. Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры встают в 2,5-3 м друг против друга. Между ними из стоек сооружаются ворота шириной 70 см. Партнеры, остановив мяч, передают его друг другу низом так, чтобы он проходил в ворота. Затем упражнение выполняется в одно касание. Постепенно расстояние между игроками увеличивается, а также несколько уменьшается ширина ворот. Это упражнение можно провести в виде соревнования: за каждый неточный удар игрокам начисляется по одному штрафному очку.

5. На площадке из набивных мячей сооружаются ворота шириной 0,5 м. Занимающиеся с 7-8 м выполняют по 10 ударов по неподвижному мячу с места. Побеждает игрок, совершивший больше точных попаданий. Затем то же упражнение выполняется с одного, а потом с 2-3 шагов разбега.

6. На площадке размечается круг диаметром 10-12 м. Один из игроков встает в середину круга, остальные размещаются равномерно по кругу. Игрок, находящийся внутри круга, поочередно посылает мяч каждому занимающемуся. Принимающий мяч делает шаг вперед и внутренней стороной стопы возвращает мяч назад и т. д. Периодически игроки меняются ролью с участником, находящимся внутри круга.

7. То же, но игроки передвигаются по кругу, а мяч передается низом на ход бегущему игроку. При выполнении удара по мячу внешнее плечо игрока должно как бы выдвигаться вперед, а носок опорной ноги направляется в сторону игрока, стоящего в середине круга. Периодически игроки меняют направление своего передвижения по кругу.

8. Игроки разбиваются на пары. В каждой паре тот и другой игрок имеют по мячу. Они встают в 4-6 м друг от друга и ударом ногой посылают мяч партнеру, затем ударом по катящемуся мячу возвращают его обратно и т.д. При передачах игроки следят за тем, чтобы мячи не сталкивались.

Подобные документы

Понятие и основные правила игры, история развития мини-футбола и особенности технической подготовки. Техника выполнения ударов по мячу, средства и методы обучения. Анатомо-физиологические особенности девушек 13-15 лет, занимающихся мини-футболом.

дипломная работа [131,5 K], добавлен 07.10.2016

История самой популярной спортивной игры в мире – футбола. Разработка первых в истории официальных правил игры. Появление футбола в России, его массовое распространение. Футбол - олимпийский вид спорта. Чемпионаты по футболу, кубки и престижные награды.

реферат [19,6 K], добавлен 05.10.2010

Изучение истории развития футбола. Исследование технических приемов игры. Анализ методики обучения ударам по мячу ногами и головой. Характеристика условий выполнения удара внутренней стороной стопы, серединой подъема, носком и пяткой. Крученые удары.

реферат [479,1 K], добавлен 31.10.2016

Общая характеристика зарождения и развития футбола, специфика данного процесса в России. Направления становления игры в годы Великой Отечественной войны. Характерные черты советской школы. Роль конкретных персоналий в деле развития футбола в России.

реферат [36,3 K], добавлен 08.03.2016

Зарождение футбола в средневековой Англии XII в. Ополчение церковников, феодалов, купцов против футбола. Игры с мячом на Руси. Родоначальники современного футбола. Развитие футбола в России. Чемпионы мира по футболу и наиболее яркие футбольные рекорды.

реферат [31,2 K], добавлен 17.12.2010

Понятие и история футбола. Контроль, управление и распространение футбола. Высшие достижения клубов в еврокубках. Основные достижения в истории советского футбола. Лучшие игроки в истории российского футбола. Десятка лучших легионеров в истории футбола.

реферат [21,6 K], добавлен 27.06.2011

Исследование физической подготовки футболистов 10-11 классов в процессе тренировочного цикла. Разработка методики преподавания физической подготовки и обучения техническим приемам игры в футбол. Правила ударов ногами по мячу. Техника игры вратаря.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад по теме:

в разделе программы

МБОУ Гимназия №6 г. Тихорецк

Ключевые слова: мотивация к обучению мини-футболу, техническая подготовка, физическая подготовка, основы тактики игры.

Мини-футбол, один из самых популярных видов спорта и применяется для тренировки юных футболистов . В младшем школьном возрасте у детей наблюдается максимальный прирост в развитии таких физических качеств как координация и скорость. В это т период связь между преподавателем и ребенком должна строиться следующим образом

Физически: обладает физическими способностями, которые можно отделить одну от другой;

Психологически: не осознает, что и как делает, а понимает действие в целом.

Работает над координацией, двигательными способностями, ловкостью другими физическими качествами;

Опирается при обучении на действия ребенка, старается, чтобы тот замечал их особенности, ощущал, что он делает, и на основе своих ощущений совершенствовал их;

Целиком и полностью вовлекается в игру: игра его захватывает, он живет тем во что играет.

Выбирает игру в зависимости от того, чему хочет научить;

Использует потребность ребенка в движении. Во время урока необходимо чтобы ребенок был активен, чтобы он открывал для себя новые возможности выполнения тех или иных действий, чувствовал их и запоминал. На активных действиях строиться умение приспосабливаться к возникающим ситуациям;

Размышляет через свои ощущения и прошлый опыт;

Если ребенок будет пассивно выполнять движения он превратится в наблюдателя или просто инструмент выполнения того или иного приема;

Прогрессирует и развивается постепенно:

7-8 лет: ребенок считает себя центром вселенной, мяч воспринимает исключительно как свою собственность

Подкрепляет это его мнение о себе, приободряет его;

Дает ребенку играть с мячом как можно чаще( работа над индивидуальной техникой);

Наличие у каждого ребенка мяча необходимо;

9-10 лет: требует признания себя другими; стремиться объединить свои усилия с другими и делает это.

Вводит игры с передачами мяча;

Способствует признанию игроками друг друга;

Мини-футбол в этом возрасте является одним из самых эффективных средств физического воспитания школьников.

С первых уроков обучения максимум времени надо уделять обучению техническим действиям - основе любой игры. Методы обучения: повторный и игровой. Повторный метод обучения при индивидуальном и групповом способе позволит обучить детей выполнению технических действий. Выполняя упражнения на месте и в движении с небольшой скоростью передвижения, мы должны добиваться от ребенка максимально правильного выполнения действий - чем выше скорость движения, тем труднее технически правильно выполнять действия. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений - монотонное и многократное выполнение одного-двух упражнений быстро убьет у ребенка интерес к занятиям. Упражнения надо менять каждые 3-4 минуты и проводить их эмоционально, с исправлением ошибок у каждого ребенка индивидуально и, обращая внимание на общие неточности, которые возникают при обучении техническим действиям. По мере освоения детьми технических действий надо усложнять условия выполнения и скорость выполнения технических действий. На этом этапе можно вводить подвижные игры с элементами изучаемой спортивной игры. Применять можно любые подвижные - чем чаще менять условия выполнения упражнения, тем быстрее ребенок будет приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, и применять те технические действия, которые позволят решать эти ситуации наиболее рационально.

Преподаватель может предложить свои способы решения, но ребенок должен сам стараться находить те пути решения, которые соответствуют его уровню физической подготовленности и технической оснащенности. По мере освоения детьми технических действий можно вводить учебную игру. Учебная игра проводиться по правилам изучаемой игры, проводить игру необходимо в неполных составах - 1х1 или 2х2 на маленьких площадках, что позволит оказать максимальное воздействие в плане обучения и совершенствования технических действий. И гра в неполных составах, позволит не только совершенствовать технические действия, но и обучит простейшим тактическим взаимодействиям, что в последствии позволит эффективнее решать образовательные задачи по обучению спортивной игре.

Однако не только техническая подготовка решает все вопросы обучения спортивным играм. Без должной физической подготовленности овладение техническими действиями будет очень затруднено. Мини-футбол требует от ребенка всесторонней физической подготовленности. В этом возрасте максимальное внимание надо уделять развитию координации, ловкости и быстроты, так как именно возрастной период 7-10 лет является наиболее благоприятным для развития этих качеств. Поэтому подвижные игры надо применять на всех этапах обучения техническим действиям, причем, игры следует применять с целью развития необходимых физических качеств. Очень эффективно применять подвижные игры в подготовительной части урока - в разминке. Игры полностью мобилизуют детей и дают необходимую физическую нагрузку, подготавливая основные системы организма к работе. Кроме подвижных игр очень эффективно включение в разминку беговых упражнений направленных на координацию и технику бега. Разминка должна соответствовать решению поставленных на уроке задач.

Обучение мини-футболу в начальной школе целесообразнее всего проводить в несколько этапов, ставя на каждом этапе обучения задачи, которые соответствуют данному возрасту детей, их физическому развитию и уровню технической оснащенности и психологической устойчивости. Наиболее оптимальным способом решения образовательных задач будет деление на следующие этапы подготовки:

Первый год обучения.

На данном этапе подготовки, одной из ключевых задач будет формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой на уроке вообще и мини-футболом в урочной деятельности в частности. Главное рассказать и показать детям, что мини-футбол очень интересная и увлекательная игра.

В развитии физических качеств большое количество времени надо уделить развитию ловкости и координации. Средствами для их развития могут являться подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения, упражнения в лазании на гимнастической стенке. На этом этапе надо помнить, что главной задачей является не столько обучение и совершенствование технических действий, сколько привитие ребенку интереса к занятиям мини-футболом.

Второй год обучения

Удар по воротам основной способ забить мяч в ворота соперника. Для того чтобы детям было интересно при обучении этому элементу, лучше выполнять удары по воротам либо в какую-нибудь цель. Начинать обучения ударам с того, что дети должны выполнять удары по мячу с набрасываемого самому себе мячу, при этом мяч всегда должен находиться ниже колена бьющей ноги. По мере освоения можно переходить к ударам по катящемуся мячу во время ведения и к ударам после передач мяча партнером. Для большей эмоциональности при совершенствовании можно применять подвижные игры и эстафеты с ведением мяча и ударами мяча по воротам и в цель.

Для совершенствования изученных технических действий интегрировано эффективны подвижные игры и эстафеты. В них условия выполнения очень приближены к игровым по скорости выполнения, и это даст учителю возможность оценить уровень подготовленности ребенка. Учебные игры также целесообразно проводить в формате 1х1 или 2х2 на маленьких площадках ( разделив площадку на несколько игровых частей).

Третий год обучения

На этом этапе продолжаем совершенствовать изученные технические действия, а также обучаем ведению передачам мяча и ударам по воротам различными частями стопы. В этом этапе подготовки вводим больше игровых заданий и упражнений, максимально приближенных к игре. Во время выполнения детьми заданий, если того требует ситуация, останавливаем игру и показываем, как правильно выполнять то или иное действие или то, где должен находиться ребенок в зависимости от положения партнеров и мяча. Однако, несмотря на то, что дети овладели минимумом технических навыков на уроке, для большего обучающего эффекта лучше работать над одним или двумя техническими действиями - это даст лучший обучающий эффект. Учебные игры во время урока можно проводить уже в формате 2Х2 на половину площадки или на всю площадку. Для совершенствования ведения мяча и передач можно применять игру в формате 1х2 на половину площадки, причем команды формировать лучше всего, когда соперники равны или игрок, играющий один, сильнее двух игроков. Так как ученики уже достаточно технически оснащены, следует применять игровой и соревновательный методы в силу их высокой эмоциональности, что вызывает дальнейший интерес к обучению у учащихся.

Четвертый год обучения

Это переходной этап между начальной и средней школой. Этап совершенствования всех изученных технических действий. При этом на данном этапе надо добиваться от учеников максимально правильного выполнения технических действий с максимально возможной скоростью. При этом подходить к детям надо дифференцированно у каждого ребенка будет разный уровень технической оснащенности, что обусловлено многими внешними и внутренними факторами. Основные методы, применяемые на данном этапе повторный, игровой и соревновательный. Учебные игры проводить можно в формате 2х2 и 3х3 с объяснением простейших тактических действий при игре в атаке и обороне. Очень полезны также игровые задания в неравных составах в формате 1х2,2х3.

Данная методика позволит эффективно и интересно для детей проводить уроки физической культуры в начальной школе.

Андреев С.Н. Мини–футбол в школе/ С.Н. Андреев, Алиев Э.Г. – М., Изд-во Советский спорт, 2008г. - 224с.

Плон Б.И. Новая школа в футбольной тренировке/ Б.И.Плон.- М., Изд-во Терра-Спорт, 2003г. - 240с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сафиуллин Рафис Шейхуллович

Футбо́л (от англ. foot - ступня, ball - мяч) - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

Мини-футбол, один из самых популярных видов спорта и применяется для тренировки юных футболистов. В младшем школьном возрасте у детей наблюдается максимальный прирост в развитии таких физических качеств как координация и скорость. В этот период связь между преподавателем и ребёнком должна строиться следующим образом:

- если ребёнок обладает физическими способностями, которые можно отделить одну от другой, то преподаватель работает над координацией, двигательными способностями, ловкостью, другими физическими качествами;

- ребёнок не осознает, что и как делает, а понимает действия в целом, то преподаватель опирается при обучении на действия ребёнка, старается, чтобы тот замечал их особенности, ощущал, что он делает, и на основе своих ощущений совершенствовал их;

- ученик целиком и полностью вовлекается в игру: игра захватывает, он живет тем, во что играет. Преподаватель выбирает игру в зависимости от того, чему хочет научить. Использует потребность ребёнка в движении. Во время урока необходимо чтобы ученик был активен, чтобы он открывал для себя новые возможности выполнения тех или иных действий, чувствовал их и запоминал. На активных действиях строиться умение приспосабливаться к возникающим ситуациям;

- ученик развивается постепенно, в 7-8 лет он считает себя центром вселенной, мяч воспринимает исключительно как свою собственность. Преподаватель подкрепляет это его мнение о себе, приободряет его. Даёт ученику играть с мячом как можно чаще (работает над индивидуальной техникой). Желательно наличие у каждого ученика мяча;

Мини-футбол в этом возрасте является одним из самых эффективных средств физического воспитания школьников.

С первых уроков надо уделять максимум времени обучению техническим действиям – основе любой игры. Методы обучения: повторный и игровой. Повторный метод обучения при индивидуальном и групповом способе позволит обучить учащихся выполнению технических действий. Выполняя упражнение на месте и в движении с небольшой скоростью передвижения, мы должны добиваться от ребёнка максимально правильного выполнения действий – чем выше скорость движения, тем труднее технически правильно выполнить действия. Обучать техническим действиям в этом возрасте надо с максимально частой сменой упражнений – монотонное и многократное выполнение одного-двух упражнений быстро убьет у ребенка интерес к занятиям. Упражнения надо менять каждые 3-4 минуты и проводить их эмоционально, с исправлением ошибок у каждого ребёнка индивидуально и обращая внимание на общие неточности, которые возникают при обучении техническим действиям. По мере освоения детьми технических действий надо усложнять условия выполнения и скорость выполнения технических действий. На этом этапе можно вводить подвижные игры с элементами изучаемой спортивной игры. Применять можно любые подвижные – чем чаще будет менять условия выполнения упражнения, тем быстрее ребёнок будет приспосабливаться к изменяющимся игровым ситуациям, и применять те технические действия, которые позволят решать эти ситуации наиболее рационально.

Учитель может предложить свои способы решения, но ребёнок должен сам стараться находить те пути решения, которые соответствуют его уровню физической подготовленности и технической оснащенности. По мере освоения детьми технических действий можно вводить учебную игру.

Учебная игра проводиться по правилам изучаемой игры, проводить игру необходимо в неполных составах: 1х1 или 2х2 на маленьких площадках, что позволит оказать максимальное воздействие в плане обучения и совершенствования технических действий. Игра в неполных составах, позволит не только совершенствовать технические действия, но и обучит простейшим тактическим взаимодействиям, что в последствии позволит эффективнее решать образовательные задачи по обучению спортивной игре.

Однако не только техническая подготовка решает все вопросы обучения спортивным играм. Без должной физической подготовленности овладение техническими действиями будет очень затруднено. Мини-футбол требует от ребёнка всесторонней физической подготовленности. В этом возрасте максимальное внимание надо уделять развитию координации, ловкости и быстроты, так как именно возрастной период 7-10 лет является наиболее благоприятным для развития этих качеств. Поэтому подвижные игры надо применять на всех этапах обучения техническим действиям, причем игры следует применять с целью развития необходимых физических качеств. Очень эффективно применять подвижные игры в подготовительной части урока – в разминке. Игры полностью мобилизуют детей и дают необходимую физическую нагрузку, подготавливая основные системы организма к работе. Кроме подвижных игр очень эффективно включение в разминку беговых упражнений направленных на координацию и технику бега. Разминка должна соответствовать решению поставленных на уроке задач.

Обучение мини-футболу в начальной школе целесообразно всего проводить в несколько этапов, ставя на каждом этапе обучения задачи, которые соответствуют данному возрасту детей, их физическому развитию и уровню технической оснащенности и психологической устойчивости. Наиболее оптимальным способом решения образовательных задач будет деление на этапы подготовки.

На начальном этапе подготовки, одной из ключевых задач будет формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой на уроке вообще и мини-футболом в урочной деятельности в частности. Главное рассказать и показать детям, что мини-футбол очень интересная и увлекательная игра.

В развитии физических качеств большое количество времени надо уделять развитию ловкости и координации. Средствами для их развития могут являться подвижные игры, эстафеты, акробатические упражнения, упражнения в лазании на гимнастической стенке. На начальном этапе надо помнить, что главной задачей является не столько обучение и совершенствование технических действий, сколько привитие ребенку интереса к занятиям мини-футболом.

Мини-футбол. Описание, правила, история

Мини-футбол гораздо "древнее", чем мы можем себе представить. Его появление было отмечено в 1920-х годах. Произошло это на бразильских пляжах, переполненных желающими играть в футбол. Затем родился "Футбол де салон" - мини-футбол проник в залы: по пять игроков с каждой стороны.

Считается, что первыми в Европе начали играть австрийцы. В 1958 году один из руководителей сборной Австрии Йозеф Аргауэр привёз идею этой игры из Швеции с чемпионата мира по футболу. Там он подсмотрел тренировку бразильцев в зале: увлёкся мини-футболом и предложил организовать матч в венском "Штадт-халле".

Игра-эксперимент всем пришлась по душе. Постепенно мини-футбол завоевывал популярность и в других странах. Все большую популярность получала эта игра в Голландии, Испании, Италии.

В нашей стране турниры по мини-футболу стали регулярно проводиться с 1972 г.

Правила мини-футбола

1. В матче участвуют две команды, каждая из которых состоит не более чем из пяти игроков, в том числе одного вратаря.
Минимальное число, при котором команды допускаются к игре, равно пяти. Если в случае удаления игроков в какой-либо из команд остается меньше полевых игроков, то матч прекращается.

2. В любом матче допускается замена игроков.

3. Максимальное количество запасных игроков, используемое каждой из команд на протяжении всего матча, равно семи (в матчах первенства Петрозаводска по мини-футболу число запасных не ограничено - примечание петрозаводской федерации футбола).

4. Число "летучих" замен по ходу матча не лимитируется, за исключением вратаря, которого можно заменить в тот момент, когда мяч выходит из игры. Игрок, который был заменен, становится запасным и может снова вернуться на площадку вместо какого-либо другого игрока.

5. "Летучая" замена - это замена, которая производится в тот момент, когда мяч находится в игре.

Читайте также: