Ансамбль и строй в хоре доклад

Обновлено: 05.07.2024

При интонировании мелодии опытные исполнители (скрипачи, певцы) стремятся расширять большие интервалы и сужать малые для большей их индивидуализации. В хоре обычно наблюдается противоположная тенденция (особенно - низкое исполнение восходящей большой секунды), что вызвало необходимость предупредительных правил: петь широко большие интервалы и суженно - малые. Исполнение гармонических интервалов не всегда тождественно исполнению мелодических. Гармонические интервалы по отношению к точности разделяются на стабильные (октава, квинта, кварта), требующие особой точности настройки, и вариационные (остальные), допускающие большее разнообразие в интонировании, в зависимости от их ладового значения (напр., спокойная большая терция в тонич. мажорном трезвучии и более высокая в доминантовом трезвучии, септаккорде).

Строй в хоре должен способствовать раскрытию ладовых закономерностей, отсюда необходимость устойчивости интонирования в статических аккордах, остроты использования вводных тонов, более устойчивое пропевание всех хроматических тонов. Качество хорового строя зависит от многих причин (музыкальной подготовки певцов, их внимания, интереса к исполняемому произведению, состояния голосового аппарата, акустики помещения и т. д.). Важнейшая предпосылка хорошего строя - правильное вокальное воспитание поющих.

Чистое интонирование у певцов хора формируется в процессе систематических и целенаправленных занятий. Здесь важную роль играют специальные упражнения, которые помогают певцам хора освоить наиболее сложные вокальные интонации: движение по полутонам и целым тонам, скачки по терциям, квартам, квинтам и другим интервалам, пение неустойчивых интервалов и аккордов, интонационно сложные вступления отдельных партий и хора в целом.

При работе над вертикальным строем большое значение приобретает выстраивание больших и малых терций, чистых квинт и октав. Полезным упражнением является также пение коротких кадансовых построений, которые дают возможность каждому певцу найти такую высоту звука, которая позволит создать наиболее убедительное и выразительное звучание всей многоголосной последовательности.

Достижение хорового строя – это длительный процесс всестороннего воспитания хора. Строй зависит от слуховой культуры певцов и дирижёра, от вокальной подготовленности певцов, от ансамбля и других компонентов хоровой звучности, от особенностей самого произведения и системы работы над ним, от состояния исполнителей, и т.д. певец хора должен уметь различать малейшие интонационные оттенки, иметь развитый внутренний слух – способность мысленно воспроизводить, предслышать исполняемое произведение.

В выработке строя немалую роль играет и репертуар. Произведения спокойные, напевные, не содержащие сложных исполнительских заданий, дают возможность сосредоточить все внимание на чистоте интонирования. Сдержанный темп позволяет исправлять неточности на ходу. Облегчает также работу над интонацией средний регистр звучания, умеренная динамика, ясный гармонический язык и ладотональный план. Обостряет слуховой контроль пение без сопровождения.

Хороший строй в хоре – результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра, правильного и систематического воспитания певцов. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения.

В хоровой практике работа над горизонтальным и вертикальным строем происходит в тесной взаимосвязи. Недооценка одного из видов строя непременно сказывается на качестве исполнения. Это относится к системе занятий хорового коллектива в целом. В большинстве случаев мелодический и гармонический строй является равнозначными компонентами исполнения, тесно связанными между собой, оказывающими взаимное влияние.

Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.

Вокальные трудности

Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо помнить, что медленный темп не способствует сохранению строя, особенно в исполнении a cappella, а быстрый темп осложняет исполнение интонационно неудобных моментов. Поэтому в процессе репетиционной работы необходимо чередовать различные темпы, а отдельные мелодические ходы или аккордовые соединения по вертикали отстраивать вне ритма по руке дирижера. Выверению строя способствует исполнение закрытым ртом, при котором слуховой контроль исполнителей становится более пристальным. Преобладание тихой звучности способен повлечь за собой ослабление роли дыхания и потерю ощущения крепкой вокальной опоры в исполнении, по этой причине целесообразно чередовать пропевание произведения или его фрагментов в различной динамике и с применением различных вокальных штрихов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для достижения единства в ансамбле все ком­поненты одинаково важны: интонационная слажен­ность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Сле­дует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного репертуара.

В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репети­циях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чув­ствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ан­самбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет само­контроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать по­стоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководите­ля принесет большую пользу в воспитании созна­тельного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.

Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.

Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.

Ансамбль и строй

Для достижения единства в ансамбле все ком­поненты одинаково важны: интонационная слажен­ность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей и т. д. и т. п. Сле­дует особо подчеркнуть, что каждый из названных выше компонентов успешно развивается только в процессе практической деятельности на основе разучивания высокохудожественного репертуара.

В работе над ансамблем нет мелочей. Большую роль играет даже расположение хора. На репети­циях рекомендуется рассаживать детей так же, как они стоят на концерте. Каждый ребенок должен привыкнуть к определенному месту и хорошо чув­ствовать локоть своего постоянного соседа. Это обеспечит наилучшие условия для достижения ан­самбля прежде всего в динамическим отношении. Научиться петь с одинаковой силой, одновременно усиливать и ослаблять звучность поможет само­контроль детей за качеством исполнения. Навык анализа характера пения следует воспитывать по­стоянно. С этой целью можно, например, разбить хор на две равные части и попеременно исполнять произведение. Опенка ребят и самого руководите­ля принесет большую пользу в воспитании созна­тельного и активного усвоения вокально-хоровых навыков, в том числе и ансамблевых.

Он сидит и напевает, Черных мушек забавляет. Ай люли, люли, люли, Черных мушек забавляет.

Буря с неба налетела, Грозным громом загремела. Ой, с дубочка, ой с листочка Буря сдула комарочка.

Раздел IV

СТРОЙ

Хоровой строй это степень выравненности звучания хора по отношению к интонации. Чистая же интонация есть результат точного воспроизведения высоты того или иного звука.

Исходя из практического понимания строя как верного исполнения интервалов, П.Г. Чесноков делит его на два вида: мелодический (горизонтальны, строй хоровой партии) и гармонический (вертикальный, строй всего хора).

Мелодический строй

Мелодический или горизонтальный строй – это чистота интонирования мелодии вокальным унисоном (хоровой партией, группой партий, всем хором, поющим в унисон).

Интонирование главных ступеней лада (I, IV, V) не имеет выраженной тенденции к отклонению в мажоре, т.е. исполняются устойчиво. В миноре I и V ступеней требуется некоторое подтягивание: IV ступень при движении вверх – повышения, при движении вниз – понижения. Наибольшие отклонения от нормы замечены у тех ступеней, которые оказывают влияние на ладовую окраску музыки (III, VI), и являются вводными тонами (VII, II).

ІІІ ступень в мажоре интонируется несколько выше темперированной. В миноре она не имеет ясно выраженной тенденции к понижению. Сильное влияние на нее оказывает гармоническое окружение, но самое большое отклонение в сторону повышения наблюдается, когда ІІІ ступень принадлежит тонической гармонии лада.

VI ступень в мажоре повышается, в миноре может повышаться мелодический минор и понижаться натуральный и гармонический минор. ІІ ступень характеризуется в мажоре более ярко выраженным тяготением к І ступени, чем к ІІІ. В миноре тяготение ІІ ступени к ІІІ выражено острее, чем в мажоре, поэтому в сравнении с мажором в миноре чаще встречается тенденция к отклонению в сторону повышения звука. Если звук ІІ ступени входит в субдоминантовую гармонию лада или является неаккордовым звуком, он всегда интонируется с повышением. Понижение наблюдается только тогда, когда звук ІІ ступени входит в доминантовую гармонию лада главным образом при нисходящих мелодических оборотах. Пение ступеней лада, имеющих широкую зону интонирования, особенно III и VII, значительно сложнее тех, которые обладают относительной интонационной стабильностью (I, V).

Из закономерностей интонирования ступеней лада вытекают правила интонирования интервалов: чистые интонируются устойчиво, малые и большие – соответственно, с односторонним сужением и расширением, увеличенные и уменьшённые с двухсторонним расширением и сужением.

Акустическими исследованиями установлено, что малые секунды по способам интонирования можно поделить на две группы: восходящие и нисходящие. Наибольшую сложность представляет интонирование полутона вверх. При движении восходящего вводного тона на малую секунду вверх возникает потребность в его завышении. Вместе с тем соединение малой секунды с предыдущим интервалом, обладающим относительной стабильностью (кварта, квинта), уменьшает потребность в завышении, а с интервалом, обладающим широкой интонационной зоной, такую потребность увеличивает. Нисходящие полутоны не нуждаются в дополнительном сужении. Их сужение может быть вызвано желанием более выпукло проинтонировать соседний интервал. У больших секунд стабильно прослеживается тенденция к сужению при движении вверх и к расширению при нисходящем направлении.

Уменьшенная квинта и увеличенная кварта – очень сложные для пения интервалы. Их рекомендуется воспринимать в связи с более устойчивыми интервалами. При интонировании увеличенной кварты надо представлять чистую квинту и верхний тон увеличенной кварты как вводной в верхний звук квинты. При интонировании уменьшенной квинты необходимо ориентироваться на чистую кварту, где верхний тон уменьшенной квинты является вводным в верхний звук кварты.

Зависимость интонирования мелодических последовательностей от ритма и темпа выражается следующим образом. Ритмическое однообразие и крупные длительности вызывают тенденцию к понижению интонации, то же происходит и при медленных темпах и длительных замедлениях. Быстрые темпы и ускорения вызывают стремление к повышению интонации. В то же время альтерированные звуки, если они длятся достаточно долго, приобретают относительную устойчивость. Степень их повышения или понижения значительно уменьшается. Акцентируемый тон мелодии отличается большей интонационной устойчивостью, чем неакцентируемый.

Все эти отклонения от равномерной темперации необходимо применять, учитывая индивидуальные возможности хорового коллектива и особенности каждого хорового произведения.

Гармонический строй

Гармонический или вертикальный строй – это правильное интонирование созвучий аккордов в их последовательном движении, образующихся в звучании всего хора или его голосовых групп.

Гармонический строй в музыкальном произведении связан с логикой развития в нем многоголосия, функциональной взаимосвязи аккордов, поэтому его стали называть вертикальным строем, или строем многоголосного хора.

Вся многовековая история формирования музыкальных строев вплоть до середины ХХ в. утверждала интонационную стабильность гармонических интервалов. Однако в 60-е годы нынешнего столетия Н. Переверзеву удалось установить, что некоторые гармонические интервалы все же обладают зоной интонирования. Возникает она в результате ладового тяготения у гармонических терций и секст. Ладовые тяготения способствуют музыкальному движению, в то время как устойчивость располагает к остановке движения.

Сравнение мелодических терций с гармоническими показало, что большие гармонические интервалы уже мелодических, а малые шире. Примерно такая же картина наблюдается и при сопоставлении секст. Гармонические кварты и квинты, а также секунды существенно от мелодических не отличаются.

Таким образом, мелодические последовательности и гармонические созвучия находятся между собой в относительном противоречии. Разрешение этих противоречий возможно на основе гибкого использования закономерностей гармонического и мелодического строя, контролируемого и направляемого высоко развитым музыкальным слухом и художественным чувством.

Интонирование многоголосной музыки

Многоголосная музыка состоящая из трех и более голосов, по сравнению с одноголосной и двухголосной, не имеет особых разновидностей интонирования, во всяком случае таковые еще не выявлены. Но совершенно очевидно, что при ее интонировании необходимо гибкое сочетание всех закономерностей интонирования ступеней лада и мелодических интервалов, а также двузвучий.

В зависимости от фактуры хорового произведения и особенностей его партитуры при работе над строем приходится уделять большее внимание то мелодическому, то гармоническому строю.

Методы работы над хоровым произведением

Чистое интонирование у певцов хора формируется в процессе систематических и целенаправленных занятий. Здесь важную роль играют специальные упражнения, которые помогают певцам хора освоить наиболее сложные вокальные интонации: движение по полутонам и целым тонам, скачки по терциям, квартам, квинтам и другим интервалам, пение неустойчивых интервалов и аккордов, интонационно сложные вступления отдельных партий и хора в целом.

При работе над вертикальным строем большое значение приобретает выстраивание больших и малых терций, чистых квинт и октав. Полезным упражнением является также пение коротких кадансовых построений, которые дают возможность каждому певцу найти такую высоту звука, которая позволит создать наиболее убедительное и выразительное звучание всей многоголосной последовательности.

Достижение хорового строя – это длительный процесс всестороннего воспитания хора. Строй зависит от слуховой культуры певцов и дирижёра, от вокальной подготовленности певцов, от ансамбля и других компонентов хоровой звучности, от особенностей самого произведения и системы работы над ним, от состояния исполнителей, и т.д. певец хора должен уметь различать малейшие интонационные оттенки, иметь развитый внутренний слух – способность мысленно воспроизводить, предслышать исполняемое произведение.

В выработке строя немалую роль играет и репертуар. Произведения спокойные, напевные, не содержащие сложных исполнительских заданий, дают возможность сосредоточить все внимание на чистоте интонирования. Сдержанный темп позволяет исправлять неточности на ходу. Облегчает также работу над интонацией средний регистр звучания, умеренная динамика, ясный гармонический язык и ладотональный план. Обостряет слуховой контроль пение без сопровождения.

Понимание певцами логики музыкального развития произведения является одним из непременных условий чистого интонирования. Положительно сказывается на интонировании пение партитуры в процессе ее разучивания в разных тональностях. Этот прием позволяет, во-первых, создать наиболее удобные тесситурные условия в сложных эпизодах произведения. Во-вторых, частая смена тональностей активизирует работу слуха и помогает обострению интонации у певцов. Полезно также пение с закрытым ртом и на отдельные гласные. Этот прием дает возможность добиться чистой интонации с помощью определенной артикуляции и окрашенности звука, а также нахождения нужной позиции.

Настройка хора на ладотональность разными дирижёрами производится по-разному. Большую роль здесь играет и квалификация хора, и особенности вступления. Настройка даётся непосредственно перед началом исполнения, когда весь хор сосредоточил своё внимание на дирижёре. Наиболее часто дирижёры пропевают аккорд настройки закрытым ртом.

Хороший строй в хоре – результат постоянного внимания к нему со стороны дирижёра, правильного и систематического воспитания певцов. Постоянное пение с поддержкой фортепиано снижает слуховую активность и самостоятельность певцов, нивелирует исполнительский строй, делает его менее устойчивым в условиях концертного исполнения.

В хоровой практике работа над горизонтальным и вертикальным строем происходит в тесной взаимосвязи. Недооценка одного из видов строя непременно сказывается на качестве исполнения. Это относится к системе занятий хорового коллектива в целом. В большинстве случаев мелодический и гармонический строй является равнозначными компонентами исполнения, тесно связанными между собой, оказывающими взаимное влияние.

Важным фактором создания устойчивого строя является процесс впевания произведения, когда в ходе правильного повторения, в тесной связи с художественно-исполнительскими задачами окончательно устанавливаются и закрепляются слуховые представления и технические приёмы, приобретается необходимая свобода и уверенность в исполнении.

Комитет по культуре администрации Волгограда

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Волгограда

«Хоровое пение, как явление социального взросления

личности в аспекте работы над строем и ансамблем

преподаватель вокально-хоровых дисциплин

Ламтева Людмила Ивановна

«Хор - это прообраз идеального общества,

основанного на едином устремлении и слаженном дыхании,

общества, в котором важно услышать другого,

прислушаться друг к другу,

общества, в котором индивидуальность не подавляется,

Георгий Александрович Струве,

композитор, хормейстер, просветитель.

На протяжении многих веков истории человечества представители различных

наук спорят о путях и истоках возникновения музыки. Но все они сходятся на

том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе с речью, а может быть и

до возникновения первого слова.

Таким образом, человеческий голос был первым музыкальным инструментом.

источником отечественной музыкальной культуры, как в отдаленном прошлом,

так и в настоящее время.

универсальном общественном и личностно - значимом характере пения.

Певческое искусство издревле лежало в основе не только музыкального, но и

момента рождения и до последних его дней: от колыбельной матери, песен-игр

и хороводов, до трудовых, церковно-обрядовых и пр. Именно через пение

формировалась у ребенка душевная гармония, вносящая порядок в ритм его

жизни, быта, взаимоотношения с людьми и Богом.

Пение на протяжении веков было главным инструментом воспитания детей,

средством их социальной адаптации в процессе усвоения духовного опыта

неоднократно подчеркивали воспитательное воздействие пения на учащихся.

воображения, воли, на эстетические чувства и даже физическое развитие (Д.И.

Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Миропольский, А. И. Пузыревский и др.).

внутреннего мира человека.

Традиции отечественного хорового исполнительства являются и поныне нашим

национальным достоянием. Передача этих традиций от поколения к поколению

– гарантия выживания нации, ибо народ, который не помнит своей истории,

запечатленной в памятниках искусства, а, следовательно, и не хранит культуры

своих предков, обречен на вымирание. Этим и определяется необходимость

сохранения традиций российского хорового исполнительства путем развития

поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый

занимающиеся хоровым пением, лучше учатся в школе по всем предметам,

более дисциплинированы и эмоционально развиты, по сравнению со своими

сверстниками, не занимающимися музыкой и, в частности, хоровым пением.

Развитие музыкального и специфически-вокального слуха, чувства ритма и

умениями пения по нотам и участия в ансамбле — всё это воспитывается с

ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое

гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос,

который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует

развёртывание и реализацию их генетических человеческих программ. Поэтому

детское хоровое пение - это природосообразная (сообразная природе ребёнка)

воспитательная технология формирования в детях гармоничного строя души

как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности

жизни, что является, основой, краеугольным камнем строительства в человеке

его человеческой сути - его нравственного сознания, его Личности.

голосового аппарата и органов дыхания как для детей, так и для взрослых, а

условие физического и психического здоровья человека и общества в целом.

Недаром сегодня изгнанные из общеобразовательных учреждений музыка и

хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих

Занятия в хоре тренируют мускулатуру, поддерживающую позвоночник. Во

время хоровых занятий (в большинстве случаев) человек должен держать спину

брюшной полости, мускулатуры спины. Замечено, что хористы, как правило,

Опыт многочисленных хоровых коллективов (в том числе народных хоров,

организаций) показывает, что общее физическое состояние участников хоров,

(одноклассников), не занимающихся регулярно хоровым пением. Объясняется

это просто: пение связано с активизацией дыхания, что приводит к активизации

обменных процессов в организме и в конечном итоге к общему повышению

поскольку, работники, регулярно занимающиеся в хоре, реже болеют. Занятия

хоровым пением способствую психо-эмоциональной разрядке его участников.

исполнителей возникновение стремления к прекрасному.

Приведём данные психологических исследований.

Предварительные исследования, проведенные группой психологов по заказу

среди детей, стоящих на учете в отделах по работе с несовершеннолетними в

нескольких районах г. Москвы из 100 человек опрошенных

занимаются в музыкальной школе – 1 человек

занимаются в хоровой студии – 0 человек

занимаются в спортивной секции – 22 человека:

силовыми видами – 3 человека

единоборствами – 6 человек

футбол, баскетбол – 10 человек

гимнастика – 1 человек

Занятия в хоре способствую развитию памяти. Это справедливо и для детей, и

для взрослых. Запоминание вокальных произведений происходит как минимум

запоминание музыкально-речевой и темповой конструкции. Это существенно

активизирует деятельность мозга, в то же время не перегружая его.

Хоровое пение (в отличие от занятий в театральных коллективах и, тем более, в

спортивных секциях) не провоцирует агрессивного стремления к лидерству, не

хоровое пение тренирует нацеленность на получение общего результата за счёт

стремления к наилучшему выполнению собственной задачи.

родители, выросшие в советское время (да и более молодые) хотят, чтобы дети

Далеко не все взрослые способны (или хотят) заниматься этими проблемами. В

Рахманинова, Кастальского, Чеснокова, Голованова, исполнители так или иначе

изучают тексты, приобщаются к такого рода ценностям. Опыт показывает, что

эти понятия остаются на всю жизнь.

играет хормейстер.

мастерством, умением он привлекает

обогащая их души, пробуждая в сознании понимание прекрасного.

И, конечно же, важнейшим фактором стройного, гармоничного звучания хора

ансамблем. Эта работа организовывает внимание детей, настраивает слуховую

подстраиваться, действовать вместе слаженно и слитно в своём звучании.

зависимости хорового строя от звукообразования.

Строй хора - это чистота интонирования в пении. Строй является одним из

внимания исполнителей во все моменты звучания хора. Особенно

труден строй хора без инструментального сопровождения, так как здесь певцы

интонируют опираясь только на собственные слуховые ощущения. В условиях

инструмент, важными становятся настройка хора в целом и умение каждого

исполнения, но и средством, укрепляющим и выравнивающим хоровой строй и

потому одним из важнейших качеств хоровых певцов и дирижеров. Строй хора

делится на строй мелодический - горизонтальный, т. е. строй хоровой партии, и

строй гармонический - вертикальный, т. е. строй общехоровой. Мелодический и

гармонический строй представляют собой одно органическое целое и разделять

эти два строя на две отдельные составные части ни в коем случае нельзя. Если

исполняется мелодия одной хоровой партией, то каждый звук этой мелодии

является звуком какого то гармонического аккорда, хотя и не воспроизводимого,

но мысленно звучащего. Следовательно, каждый звук мелодии интонационно

связан с опорными звуками гармонии, которую мы ощущаем своим внутренним

музыкальным слухом. Этот слух не у всех одинаково развит, но певец, а тем

Читайте также: