Творчество в античности доклад

Обновлено: 08.07.2024

Античность. Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом, состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного и равного себе.

а) как божественное - акт рождения (творения) космоса и

б) как человеческое (искусство, ремесло).

Христианство. Иное понимание творчества возникает в христианской философии Средних веков, в которой перекрещиваются две тенденции:

теистическая, идущая от древнееврейской религии, и

пантеистическая - от античной философии.

Реформация. В противоположность Возрождению Реформация понимает творчество не как эстетическое (творческое) содержание, а как действие.

Понимание творчества в Новое время несет на себе следы обеих тенденций. Пантеистическая традиция в философии Нового времени, начиная с Бруно, а в еще большей степени у Спинозы, воспроизводит античное отношение к творчеству как к чему-то менее существенному по сравнению с познанием, которое, в конечном счете, есть созерцание вечного бога-природы. Напротив, философия, формирующаяся под влиянием протестантизма (в первую очередь английский эмпиризм) склонно трактовать творчество как удачную, но в значительной мере случайную комбинацию уже существующих элементов: в этом отношении характерна теория познания Бэкона, а еще более Гоббса, Локка и Юма.

бессознательной деятельностей, потому что, кто наиболее одарен этой способностью - гений - творит как бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому, как творит природа, с той разницей, что этот объективный, то есть бессознательный характер процесса протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой. Согласно Шеллингу и романтикам, творчество и, прежде всего, творчество художника и философа, - высшая форма человеческой жизнедеятельности. Здесь человек соприкасается с Абсолютным, с Богом.

7. Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века творчество рассматривает, прежде всего, в его противоположности механически- технической деятельности. Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, по Бергсону, сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе - в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность субъективной технической деятельности конструирования. Деятельность интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует старое. Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам, признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве носителей творческого начала органически душевных процессов или экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется как нечто целостное, неделимое и неповторимое. Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией. Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера - как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение

человеческого существа, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума, поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и выхода из опасной ситуации.

Творчество можно рассматривать как одну из основных характеристик человека. Способность создавать что-то появляется у человека с детства и входит в показатели роста и развития ребенка, так как именно творческая деятельность активизирует личность. Более того, творческий процесс сопровождает человека на протяжении всей его жизни, и здесь мы имеем в виду как конкретного человека, так и личность в целом. Творчество — это сфера, в которую погружен каждый человек. Когда мы только появляемся, воздух начинает окружать нас повсюду, мы появляемся в мире как бы в определенном пространстве и остаемся в нем до тех пор, пока не остановится наше сердце. Таким же образом мы можем посмотреть на творчество, потому что оно является необходимым условием человеческого существования и представляет собой другой мир, в который мы можем погрузиться. Но в данном случае речь идет о нашей собственной свободной воле. В любом случае, творчество, понимаемое как процесс создания чего-то нового, делает человека таким существом, которое, будучи ориентированным на будущее, изменяет свое настоящее.

Творчество изучается многими науками, соответственно, существует множество творческих типов, но нас интересует философский аспект понимания творчества. Поскольку философия никогда не сосредотачивается на одной-двух концепциях и никогда не называет одну идею ведущей, а в любом случае обращает свой взор к другим наукам, наш узкий круг творчества сразу же расширяется до невообразимых размеров.

Однако исследование должно было с чего-то начинаться, и поэтому мы решили рассмотреть философские смыслы творчества с колыбели западноевропейской философии — эпохи античности. Понятно, что в рамках данной работы невозможно охватить все существующие философские трактовки творчества, поэтому мы уделили внимание лишь некоторым представителям той или иной философской эпохи.

Однако тщательный анализ философских систем рассматриваемых мыслителей показывает, что концепция творчества редко находится в центре внимания и, по большей части, является либо маргинальной, либо не рассматривается вовсе. Автор настоящего исследования считает, что более глубокое понимание творчества, его сущности и значения для мира дал немецкий философ, которому посвящено настоящее исследование. Фридрих Ницше, о котором пойдет речь в данной статье, не только дал миру законченную и гармоничную концепцию творчества, но и умело соединил ее с другими своими философскими мыслями, так что впоследствии стало трудно обозначить границы перехода между его идеями. Тем не менее, детальное изучение библиографии, непосредственно посвященной философии Фридриха Ницше, свидетельствует о том, что исследователи не занимаются подробно трактовкой творчества Ницше и уделяют гораздо больше внимания другим его идеям. В этом контексте актуальность темы кажется нам очевидной.

Степень развития проблемы. В какой-то степени компенсировать недостаток аналитических работ по интерпретации творчества Ницше можно, обратившись к текстам, написанным по таким идеям философа, как вечное возвращение, дионисийское начало, по концепции сверхчеловека. Именно с этими идеями, по мнению автора исследования, наиболее тесно связана ницшеанская концепция творчества.

Творчество как основа философии Фридриха Ницше

Понимание творчества в античности

Таким образом, философов вполне устраивает определение творчества как порождения чего-то нового. Так что же здесь интересного? Здесь возникает вопрос, на который мало кто может дать спасительный ответ: какого рода новизна? Что должно быть новым?

Если мы обратимся к философии Ницше, которая привлекла нас своей удивительной смесью рационального и иррационального начал, своей уникальностью и свежестью идей, то обнаружим, что он выделяет несколько видов творчества. Поэтому нас интересовал смысл самого творчества, а поскольку немецкий философ в своей философии творчества обращался к античным источникам, мы сочли необходимым рассмотреть понятие творчества в античную эпоху. Прежде чем начать наш анализ, можно сказать, что неразумно думать, что Ницше черпал свои идеи только из античности, поэтому представляется разумным рассмотреть, как менялось понятие творчества в другие философские периоды, предшествовавшие немецкому мыслителю.

Но что было источником самой античности? А источником был миф. Если можно так сказать, то сам миф был разновидностью оригинала.

Платон — понимание творчества и психологии

Платон строит свое понимание творчества на основе уже разработанных им концепций. В частности, он связывает творчество с концепцией Единого. Кроме того, философ рассматривает Единое как Абсолют Абсолютов, как высший принцип творения. Единое одновременно создает и сопротивляется своей собственной структуре и структуре другого. Как мы помним, Единое у Платона является сверхсущественным, трансцендентным и лежит за границами бытия и небытия. А Единый — это первоисточник творения.

Таким образом, Платон приходит к предельному обобщению понимания творчества. Утверждение творчества как необходимого условия существования Единого, то есть его имманентного атрибута, неизбежно приводит к идее изначального бытия первоначального творческого акта, импульса. При этом все реальные субъекты и субстраты творчества вторичны по отношению к нему и становятся продуктами его позднейшей эманации. Заметим попутно, что поздние неоплатоники (Плотин, Порфирий, Иаков, Прокл) активно подхватят и разовьют эту идею Платона, представив всю Вселенную как результат эманации Единого и восхождения человеческой души — двух композиций творчества, устремляющихся друг к другу.

Утверждение, что творчество не имеет исходной предпосылки, подталкивает Платона к вопросу о смысле творчества. Здесь идея творения и эволюции расходятся в разные стороны. Исходя из учения Платона, ни в коем случае нельзя сказать, что философ рассматривал такие механизмы, как выживание и адаптация, как механизмы развития.

Кроме того, философ представляет этапы самосовершенствования человека, которые Платон считает эротическим восхождением по уровням творчества: любовь к прекрасному телу, красота души, наука и, как высшая ступень, овладение чистой идеей красоты.

Творчество как восприятие истины и путь к Богу в Средние века

В Средние века уже конкретно рассматривается природа творчества и выделяются две основные разновидности творчества: человеческое и, что наиболее фундаментально, божественное. На наш взгляд, божественное творчество наиболее полно раскрыто философами: Бог предстает как единственный и всемогущий творец мира, как создатель человека, наделяющий его всеми необходимыми силами и способностями. В этом отношении творчество — это процесс разворачивания бытия из небытия в результате волевого акта Бога. С другой стороны, человеческое творчество можно рассматривать двумя способами: во-первых, не упуская из виду связь между человеком и Богом, и, во-вторых, рассматривая человека непосредственно как независимого творца. Несмотря на два взгляда на человеческую природу творчества, следует помнить, что все они имеют один и тот же источник — Бога.

Если мы рассмотрим человеческую природу творчества в первом смысле, который мы подчеркнули выше, то обнаружим, что не случайно в Средние века вопрос о творчестве ставится в контексте истории. С этой точки зрения история рассматривается как сфера, в которой человек, как высшее существо, осуществляет замысел Бога на земле. Через человека Бог творит; он является посредником между Творцом и миром. Но Бог находится в человеке, поэтому человек как Творец является уменьшенным образом Бога. По образу и подобию, как мы помним.

С другой стороны, человек, наделенный Богом свободой действий, свободой выбора, сам становится творцом. Неудивительно, что в Средние века личное действие, наравне с творческим актом, приобрело огромное значение. Именно индивидуальная форма решения, собственный выбор, становится значимой и закладывает прочный фундамент для последующего понимания творчества как создания чего-то принципиально нового.

В любом виде творчества человек был постоянно обращен к Богу и ограничен Им, поэтому в искусстве Средневековья существовала тенденция не подписывать свои произведения. Если произведение искусства получало церковное одобрение, то предполагалось, что автор был вдохновлен самим Богом, который нашептал ему текст на ухо, если нет — сатанинские уловки очевидны. В последнем случае, конечно, необходимость в авторстве отпала. Поэтому творческий пафос, характерный для Ренессанса, в котором творчество воспринималось как лестница, по которой человек не только достигает небес, но и вырастает за их пределы, был чужд Средневековью, и все попытки возвеличить творческого человека подвергались критике.

Если рассматривать творчество с гносеологической точки зрения, то его можно назвать способом понимания истины, который возникает в процессе откровения. Согласно представлениям средневековья, истина, данная человеку Богом, содержалась в Священном Писании. Человек родился с этой истиной, но он должен овладеть ею. Допустим, у человека есть ингредиенты, из которых он должен приготовить самое прекрасное блюдо — истину. Процесс постижения, который возможен только через откровение, — это творчество.

Более того, можно сказать, что творчество в гносеологическом аспекте — это сам процесс понимания священных текстов. Следует обратить внимание на то, что в Средние века такое понимание не было эквивалентно простому чтению. Поэтому интерпретация приобрела большое значение, и по той же причине творчество можно интерпретировать подобным образом.

Культ творчества в эпоху Возрождения

Средние века стали той почвой, на которой проросло Возрождение. Хотя новая эпоха противостоит Средневековью, она возникла в результате его развития и поэтому несет в себе некоторые его черты.

Важнейшей характерной чертой Ренессанса, разделяемой большинством исследователей, является антропоцентризм. Если античные философы сосредоточились на космосе, природе, а в Средние века — на Боге и путях спасения, то Ренессанс сосредоточился на человеке. А вместе с ним и все, что с ним связано: мирская жизнь, деятельность во всех ее проявлениях (по совершенствованию себя и природы), пути к счастью и, конечно, творчество.

Ренессанс понимает творчество прежде всего в контексте искусства, как художественность. Искусство направлено внутрь, на созерцание сущности объекта, поэтому творчество — это тоже созерцание. В эпоху Возрождения преобладают отношения между субъектом и объектом, отношения между творцом, гением, как носителем творчества, и созданным объектом, который понимается как ребенок, с любовью вскормленный творцом. Поэтому можно говорить о священном характере творчества: Человек, создающий новый мир и вписывающий себя в него, сравнивается с Богом.

В древние времена человек был естественным существом — у него был только выбор следовать природе или отклониться от нее. В любом случае, он не чувствовал, что является правителем мира. В Средние века встает вопрос о месте человека в мире, о его судьбе, но в эпоху Возрождения этот вопрос вообще не возникает, поскольку превосходное положение человека в мире воспринимается как само собой разумеющееся. То есть, человек уже не просто природное существо, он творец самого себя, он должен быть им в силу своей свободы, данной ему Богом. Это отличает его, во-первых, от других живых существ; во-вторых, этот дар является причиной его возвышения. Впоследствии этот библейский мотив изменился: в эпоху Возрождения убеждение в греховности и испорченности человеческой природы, характерное для Средневековья, теряет свою силу, и в результате человек больше не нуждается в божественной благодати для своего спасения. А поскольку человек убежден, что он является единственным и неповторимым творцом своей жизни и судьбы, он, соответственно, видит себя властелином природы. Поэтому фигуру Творца можно считать одним из символов эпохи Возрождения.

Для нас эпоха Возрождения представляет большой интерес, потому что именно она впервые провозгласила культ творчества, и тогда возникает интерес к самому акту творчества, а не только к конечному результату.

Как уже говорилось ранее, такой силы и власти над собой и всем миром, которую человек получил в эпоху Возрождения, он никогда не ощущал прежде. Вера в глобальные возможности, в возможность достижения желаний, радости и счастья не когда-то и где-то, и уж точно не в каком-то абстрактном раю, а здесь и сейчас.

Уже в эпоху Возрождения понимание деятельности стало восприниматься иначе, чем в более ранние эпохи. Так, у древних греков созерцание считалось выше деятельности, за исключением государственной деятельности, как у Платона и Аристотеля. Это объяснялось тем, что именно созерцание, по мнению греков, могло соединить человека с вечным, с сущностью природы, тогда как деятельность могла лишь погрузить его в мир становления.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Таким образом, философов вполне устраивает определение творчества, как порождение нового. Что же здесь интересного? Возникает вопрос, на который мало кто мог бы дать полноценный ответ: какого именного нового? Что должно быть этим новым?

Обратившись к философии Ницше, которая привлекла нас своей удивительной смесью рационального и иррационального начал, своей необычностью и свежестью идей, мы заметили, что он выделяет несколько видов творчества. Так, мы заинтересовались смыслом самого понятия творчества, и поскольку немецкий философ обращался в своей философии творчества к античным истокам, нам показалось необходимым рассмотреть понятие творчества в античную эпоху. Еще до начала нашего анализа можно сказать, что неразумно считать, будто Ницше подчерпнул свои идеи из одной лишь античности, а потому нам представляется вполне разумным рассмотреть, как изменялось понятие творчество и в других философских эпохах, предшествующих немецкому мыслителю.

Но что было источником самой античности? А источником был миф. Если позволяется возможным сказать такое, то сам миф был своеобразным первоначалом.

«Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:

Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширью

Таким образом, боги, как части универсума, определяли собой мир и космос в целом. В таком ключе, творчество, возникшее как попытка ответить на вопрос о происхождении мира, породило миф. Теогония выступила как космогония, и первые, фантастические, порожденные мифами объяснения универсума, возникшего из хаоса, пошли дальше, - положив основу для построения космологии философской.

Итак, делая предварительный вывод, отметим, что в эпоху античности творчество, в момент своего зарождения приобретает онтологический смысл, выступает на первой ступени как процесс порождения мифа. Как мы отметили сначала и убедились впоследствии, конкретно на рассмотрение творчества взоры античных мыслителей обращены не были, и выделенные нами смыслы творчества улавливаются лишь при анализе мифа, первых поэтов. Далее рассмотрение творчества встречается у Платона, Аристотеля, которые пытаются дать первый анализ понятию как таковому. Нам кажется, что концепция творчества у Платона рассмотрена наиболее обстоятельно и подробно, поэтому на ней мы, в качестве примера античного понимания творчества, и остановимся.

Свое понимание творчества Платон строит на основании уже разработанных им концепций. В частности, он связывает творчество с концепцией Единого. Более того, Единое как абсолют абсолютов, выступает у философа как высший принцип творчества. Единое творит как свою собственную структуру, так и структуру иного, противостоящего ему. Как мы помним, у Платона само Единое - сверхсущностно, трансцендентно, оказывается за пределами бытия и небытия. И Единое выступает изначальным источником творчества.

Так Платон приходит к предельному обобщению понимания творчества. Утверждение творчества необходимым условием существования Единого, а значит и его имманентного атрибута, с необходимостью ведет к представлению об изначальной бытийственности исходного творческого акта, импульса. В то же время, все реальные субъекты и субстраты творчества являются по отношению к нему вторичными, и становятся порождениями его последующей эманации. Заметим попутно, что впоследствии неоплатоники (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл) активно ухватятся за эту идею Платона и будут ее развивать, представляя все мироздание как результат эманации единого и восхождения человеческой души - двух составов творчества, стремительно несущихся навстречу друг другу.

Утверждение о том, что творчество не несет в себе исходных предпосылок, подталкивает Платона к вопросу о смысле творчества. Здесь расходятся в разные стороны идея созидания и эволюции. Исходя из платоновского учения, ни при каких обстоятельствах нельзя сказать о том, что философ считал такие механизмы, как выживание и приспособление, в качестве обуславливающих развитие.

Кроме того, философ выдвигает и ступени самосовершенствования человека, которое представляется Платону как эротическое восхождение по ступеням творчества: любовь к прекрасному телу, красоте души, к наукам и, высшая ступень, - овладение чистой идеей красоты.

Получается, что понятие творчества у Платона двояко. С одной стороны, это разворачивание Единого во Многое с целью совершенствования мироздания. С другой, творчество - это достижение блага. Здесь нам могут возразить, что мы дали слишком размытое определение творчества, но это определение мы сможем уточнить только в зависимости от того, какое именно творчество (по платоновской классификации) мы рассматриваем.

Таким образом, древнегреческие концепции творчества в качестве чего-то целостного и законченного не встречаются. Анализируя общий исток для мыслителей того времени, можно выделить миф, но при рассмотрении мифа можно сказать, что создание его было самым первым творческим процессом. То есть творчество, как нечто иррациональное, возникает, тем не менее, из рационального начала, поскольку имеет отношению к порождению реальности, в которой жил древний грек. Миф, как первая ступень творчества был направлен на все те предметы и явления, к которым обращался человек античности: на этику, эстетику, космос, себя самого.

Следует подчеркнуть, что сами античные мыслители не выделяли творчество явно, а если и обращали на него свой взор, то рассматривали его, главным образом, как художественное творчество. Даже в таком ключе творчество не выделялось из общей, привычной деятельности (создавать статую все равно, что печь хлеб, так что о возвышенной роли творчества речи не шло).

Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим

Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.

На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.

Цель урока: изучить развитие искусства в период Античности, познакомиться с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима.

Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.

Содержание:

Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.

Искусство Древней Греции

Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.

В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:

  • Эгейская, она же Крито-Микенская культура – 3-2 тыс. лет до нашей эры.
  • Гомеровский, он же геометрический период – 12-8 века до нашей эры.
  • Архаический период – 7-5 века до нашей эры.
  • Классический период – конец 5-4 век до нашей эры.
  • Эллинизм – конец 4 века до нашей эры – 2 век нашей эры.

Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:

  • Архитектура.
  • Скульптура.
  • Живопись.
  • Письменность и литература.
  • Музыка и зрелищные искусства.

Архитектура

Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.

Крито-Микенский период

Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:

Микенские гробницы

Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:

Кносский дворец

К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.

В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.

Гомеровский период

Архаический период

Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:

Основные различия ионического и дорического стиля

Классический период

В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:

Храм Зевса в Афинах

В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.

Эллинизм

Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:

Мавзолей в Галикарнасе

Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].

Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.

И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.

Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.

Скульптура

Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.

Крито-Микенский период

Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:

Львиные ворота

Гомеровский и архаический период

Голова юноши

Классический период

Эллинизм

Лаокоон

Живопись

Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.

Крито-Микенский период

Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:

Фрески Кносского дворца

Гомеровский период

Амфора с геометрической росписью

Архаический период

В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:

Работа вазописца Евфрония

Классический период


Эллинизм

В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:

Письменность и литература

Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.

  1. Развитие эпоса, лирики, возникновение драмы, комедии, зарождение прозы.
  2. Расцвет драмы, комедии, философии, красноречия, всех видов поэзии и прозы.

Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.

Музыка и зрелищные искусства

Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием. Возможно, это и стало предпосылкой к появлению Олимпийских игр.

Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.

О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.

Амфитеатр в Ларисе

В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.

Искусство Древнего Рима

История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:

  • Царский период.
  • Республика.
  • Империя.

Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.

Архитектура

История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.

Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.

Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.

Колизей

Скульптура

Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.

Мальчик, вынимающий занозу

Живопись

Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:

Стенопись: основные стили

Письменность и литература

Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.

Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.

Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.

Музыка и зрелищные искусства

Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.

Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.

Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.

Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.

И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:

Дама с кифарой

Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.

Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.

Проверьте свои знания

Дорифор


Дорифор

Афродита Книдская


Афродита Книдская

Дискобол


Дискобол

Дискобол — утраченная бронзовая статуя атлета, который собирается бросить диск, создан был Мироном около V века до н. э. — это первая в искусстве Греции попытка изваять человека в движении, и попытка более чем удачная. Молодой атлет застыл на долю секунды, а в следующее мгновение он начнет раскручиваться, чтобы изо всех сил швырнуть диск.

Лаокоон — скульптурная группа страдающих людей, которая показана в мучительной борьбе. Лаокоон — это был жрец, который предупреждал жителей города Трои — троянцев — о том, что город может быть сражен благодаря деревянному коню. За это бог морей Посейдон послал из моря двух змей, и они задушили Лаокоона и его сыновей. Статуя была найдена относительно недавно, в XVII веке. А великий скульптор эпохи Возрождения Микеланджело говорил, что Лаокоон — это лучшая статуя в мире. Если бы в древности не было любителей и собирателей образцов прекрасной скульптуры, современное человечество не знало бы и этого шедевра.

Герма Перикла


Герма Перикла

До нас дошли также многочисленные римские и греческие гермы - головы и бюсты людей на подставках. Искусство создания герм берёт своё начало в создании ритуальных столбов поклонения Гермесу, на верхней подставке которых располагалась лепная голова божества торговли, науки и путешествий. По имени Гермеса и столбы стали называться гермами. Такие столбы располагались на перекрёстках дорог, у въезда в город или посёлок или у входа в дом. Считалось, что такое изображение отпугивает злые силы и недобрых духов.

Примерно с IV века до нашей эры гермами стали называть все портретные изображения людей, они стали частью внутренней обстановки дома, а богатые и знатные греки и римляне обзаводились целыми портретными галереями, создавая своего рода выставки семейных герм. Благодаря этой моде и традиции мы знаем, как выглядели многие древние философы, полководцы, императоры, жившие тысячелетия назад.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Помпеи. Настенная роспись. Фреска.


Помпеи. Настенная роспись. Фреска.

Древнегреческая живопись до нас практически не дошла, однако сохранившиеся образцы доказывают, что эллинское искуство достигло высот как реалистической, так и символической живописи. Трагедия засыпанного пеплом Везувия города Помпеи сохранила до нынешнего времени блестящие картины, которыми были покрыты все стены общественных и жилых помещений, в том числе и дома в бедных кварталах. Настенные фрески посвящались самым разным сюжетам, в живописном мастерстве художники античности достигли совершенства, и лишь спустя века этот путь повторили мастера Ренессанса.

Историки свидетельствуют, что в Древней Греции при Афинском храме была пристройка, которую называли Пинакотека, и там хранились древнегреческие картины. Древнее предание гласит, как появилась первая картина. Одна греческая девушка очень не хотела расставаться со своим возлюбленным, который должен был идти на войну. Во время их ночного свидания была полная луна. На белой стене появилась тень юноши. Девушка взяла кусочек угля и обвела его тень. Это свидание оказалось последним. Юноша погиб. Но осталась на стене его тень, и эта теневая картина ещё долго хранилась в одном из храмов города Коринфа.

Многие картины древних греков создавались по принципу заполнения силуэта - сначала на картине рисовался контур фигуры, почти так же, как сказано в легенде, и лишь потом контур начинали раскрашивать. Красок поначалу у древних греков было всего четыре — белая, черная, красная и желтая. Они основывались на цветных минералах и замешивались на яичном желтке или на растопленном воске, разводились водой. Дальние фигуры на картине могли быть больше передних, древние греки использовали как прямую, так и обратную перспективу. Картины писались на досках или на сырой штукатурке.

Древнегреческая ваза


Древнегреческая ваза.

Древнегреческая ваза


Древнегреческая ваза.

Древнегреческая ваза


Древнегреческая ваза.

Изобразительное искусство проникло и в прикладные области. Разрисованные греческие сосуды, амфоры и вазы хранятся во многих музеях мира и доносят до нас красоту повседневности, свойственную античным цивилизациям.

Мозаика

Особым античным искусством, донесшим до нас всю красоту древней живописи, является мозаика - колоссальные картины, выложенные из кусочков цветных камней и, в поздние периоды, стекла, создавались по живописным эскизам и оказались своего рода вечным искусством. Мозаиками украшали полы, стены, фасады домов, они играли и эстетическую, и практическую роль в создании гармоничной и красивой среды обитания.

Эпоха античности стала расцветом искусства создания красоты и гармонии в любых проявлениях. Упадок и забытие античной культуры привели к возврату человечества к философиям негативизма и торжества нелепых предрассудков. Утрата эстетики любования прекрасным, отрицание природной красоты человеческого тела, разрушение античных храмов и произведений искусства стали наиболее заметным следствием крушения античного мира. Понадобились века, чтобы идеалы античности вернулись и начали творчески переосмысливаться художниками Ренессанса, а затем и мастерами Нового времени.

Читайте также: