Доклад на тему медицина катастроф

Обновлено: 05.07.2024

Название работы: Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф

Предметная область: Медицина и ветеринария

Описание: Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды.

Дата добавления: 2014-10-13

Размер файла: 68 KB

Работу скачали: 140 чел.

Лекция 1: Медицина катастроф: понятие, цели, задачи. Виды поражений при катастрофах. Служба медицины катастроф.

  1. медицина катастроф: общая характеристика.
  2. Виды поражений при катастрофах.
  3. Служба медицины катастроф: цели, задачи.
  4. Структура службы медицины катастроф.
  5. Служба медицины катастроф омской области.

1. Медици́на катастро́ф — область медицины, задачей которой является организация оказания медицинской помощи (вплоть до специализированной) пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (в условиях массового появления пострадавших или заболевших). Как самостоятельная область медицины сформировалась в последней четверти 20 в.

Чрезвыча́йная ситуа́ция — внезапно возникшее событие, в результате которого два или больше человека погибли, либо три или больше человека пострадали/заболели и находятся в тяжёлом состоянии.

Различают чрезвычайные ситуации локального (1—10 пострадавших), территориального (10—50 пострадавших), регионального (50—500 пострадавших), федерального (более 500 пострадавших) и международного уровня.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения, либо уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среды Различают К. по объекту, на котором она произошла, по причинам или характеру воздействия на окружающую среду.

2. Виды поражений при катастрофах:

А) Травма — нарушение целостности функций ткани и органов в результате воздействия факторов внешней среды.

Б) Ожо́г — повреждение тканей организма, вызванное действием высокой температуры или действием некоторых химических веществ (щелочей, кислот, солей тяжёлых металлов и др.).

В) Отравле́ние — заболевание или иное расстройство жизнедеятельности организма, возникшее вследствие попадания в организм яда или токсина, а также действие, вызвавшее такое заболевание (например, убийство или самоубийство с помощью яда).

Г) Синдро́м дли́тельного сдавле́ния (синонимы: компартмент-синдром, краш-синдром, травматический токсикоз, синдром (длительного) раздавливания, компрессионная травма, синдром размозжения, эпоним: синдром Байуотерса (англ. Bywaters)) — возникающий вследствие продолжительного нарушения кровоснабжения (ишемия) сдавленных мягких тканей токсикоз, характеризующийся, помимо местных, системными патологическими изменениями в виде гиперкалиемии и почечной недостаточности. Встречается у пострадавших при землетрясениях, завалах в шахтах, обвалах и т. п.

Д) Лучева́я боле́знь — заболевание, возникающее в результате воздействия различных видов ионизирующих излучений и характеризующаяся симптомокомплексом, зависящим от вида поражающего излучения, его дозы, локализации источника радиоактивных веществ, распределения дозы во времени и теле человека.

Е) Инфекцио́нные заболева́ния — это группа заболеваний, вызываемых проникновением в организм патогенных (болезнетворных) микроорганизмов. Для того чтобы патогенный микроб вызвал инфекционное заболевание, он должен обладать вирулентностью (ядовитостью; лат. virus — яд), то есть способностью преодолевать сопротивляемость организма и проявлять токсическое действие. Одни патогенные агенты вызывают отравление организма выделяемыми ими в процессе жизнедеятельности экзотоксинами (столбняк, дифтерия), другие — освобождают токсины (эндотоксины) при разрушении своих тел (холера, брюшной тиф).

Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Основными задачами Службы являются:

- разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;

- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;

- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;

- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);

- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;

- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;

- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;

- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;

- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;

- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;

- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;

- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;

- международное сотрудничество в области медицины катастроф.

4. Структура службы медицины катастроф

В) Территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) — учреждение областного подчинения. Занимается ликвидацией медицинских последствий ЧС локального, территориального и регионального уровня на территории соответствующей области. Региональный Центр Медицины Катастроф (РЦМК) — учреждение, аналогичное ТЦМК, в субъектах Российской Федерации, где нет деления на области. В Москве — свой отдельный центр Медицины Катастроф — Научно-практический Центр Экстренной Медицинской Помощи (ЦЭМП).

Г) Станции скорой и неотложной медицинской помощи в Службу медицины катастроф не входят, но на СМП лежит большая часть догоспитальной медицинской помощи пострадавшим. Принимают самое активное участие в ликвидации медицинских последствий ЧС.

5. О службе медицины катастроф Омской области

Омская область является высокоразвитой индустриальной и аграрной областью России. Наибольший удельный вес в объеме производства промышленной продукции занимает нефтепереработка, химическая и нефтехимическая промышленность. концентрация 95% промышленных предприятий, в том числе 100% предприятий ВПК и 100% электроэнергетики делают г. Омск в значительной степени уязвимым от воздействия современных средств поражения и от возможных аварий и катастроф. В результате ЧС, которые могут произойти на территории области, может пострадать большое количество населения, нанесен значительный материальный ущерб области и нарушена жизнедеятельность. Кроме того географическое расположение, климат, большая площадь области не исключают возникновения и развития чрезвычайных ситуаций природного характера, а наличие в природе области очагов различных инфекционных заболеваний делает возможным массовые эпидемии.

Особенности Омской области, влияющие на организацию защиты населения и ликвидацию медико-санитарных последствий ЧС:

1. Континентальный климат с холодной зимой, непродолжительным летом, со значительными колебаниями по территории области.

2. Выраженное весеннее половодье с подтоплением населенных пунктов.

4. Значительная протяженность области и большие расстояния между населенными пунктами.

5. Наличие на территории области мощного нефтехимического и обрабатывающего комплекса промышленных предприятий, насыщенных потенциально-опасными производствами.

6. Наличие крупных, большой протяженностью и государственного значения транспортных магистралей.

7. Наличие на территории области магистральных нефте-, прдукто-, газопроводов

8. Наличие в области очагов природно-очаговых инфекций и возможный занос их из приграничных районов Казахстана.

Официально начало созданию в области службы медицины катастроф положено в январе 1992 года, когда было принято постановление Главы Администрации Омской области "О создании в области службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях". В апреле того же года был создан и начал один из первых в России территориальный центр экстренной медицинской помощи. Реально же проблема медицины катастроф встала на повестку дня в области более 15 лет назад, когда в октябре 1984 года в аэропорту города Омска, в результате авиакатастрофы сгорел самолет со 160 пассажирами на борту и практическое здравоохранение оказалось не готовым к действиям в этой ситуации.

Уже в 1985 году на базе МСЧ № 1 было проведено специальное учение по теме: "Организация работы больницы по приему и оказанию медицинской помощи большому количеству пострадавших из очага крупной производственной аварии". В апреле 1986 года вышел приказ облздравотдела "О неотложных мерах по медицинскому обеспечению населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях". В последующие годы в области был проведен ряд мероприятий в этом направлении: создан неснижаемый запас медицинского имущества и медикаментов, проведена подготовка больниц к приему массового количества пострадавших, организовано обучение медицинских кадров по вопросам оказания неотложной медицинской помощи.

Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций уже в 1988 году в г. Омске было создано 16 медицинских бригад постоянной готовности, специалисты которых участвовали в ликвидации медико-санитарных последствий землетрясения в Армении.

С выходом в апреле 1990 г. Постановления Совета Министров СССР О создании в стране службы экстренной медицинской помощи эта работа приобрела более целенаправленный характер. Идея создания в области службы медицины катастроф и территориального центра была горячо поддержана работающим тогда начальником главного управления здравоохранения области В.К. Стороженко. Было подготовлено соответствующее Постановление Главы Администрации области, которым были утверждены: положение о службе, ее структура, положение о территориальном центре экстренной медицинской помощи (в настоящее время территориальный центр медицины катастроф.

Этими нормативными документами служба руководствовалась до 1997 года, так как министерству здравоохранения потребовалось 6 лет для того, чтобы разработать и утвердить в правительстве типовые положения о службе медицины катастроф и территориальном центре (Постановление правительства Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф от 28.02.96 г. № 195 и приказ МЗ РФ от 21.06.96 г .№ 261 Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф). На основании этих документов было подготовлено соответствующе постановление Главы Администрации (Губернатора) области, которое было принято в феврале 1997 года. Им утверждены: положение о службе медицины катастроф области, ее структура, положение о территориальном центре медицины катастроф, положение о межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф, ее состав и "Перспективный план по развитию службы до 2001 года". К настоящему времени служба медицины катастроф в области сложилась организационно, создана нормативно-методическая и минимальная материально-техническая база для ее функционирования.

Омский территориальный центр медицины катастроф (далее Центр, ТЦМК) является государственным учреждением здравоохранения - органом повседневного оперативного управления службы медицины катастроф Омской области. Он создан в апреле 1992 года, одним из первых в Российской Федерации. Центр является самостоятельным юридическим лицом, расположен в здании Главного управления здравоохранения области.

В составе Центра 6 отделов, в нем работают 19 высококвалифицированных специалистов, в т.ч. 5 врачей организаторов здравоохранения.

На Центр возложены следующие основные задачи :

- планирование медико-санитарного обеспечения населения области в ЧС,

- создание и подготовка к работе в ЧС органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф,

- обеспечение круглосуточной работы дежурно-диспетчерской службы, поддержание в постоянной готовности системы оповещения и связи,

- организация взаимодействия со всеми управлениями, службами и ведомствами в интересах медико-санитарного обеспечения населения,

- специальное и методическое руководство Службой на местном и объектовом уровнях, организация контроля и оказание помощи,

- организация подготовки специалистов здравоохранения области по вопросам медицины катастроф и оказания неотложной медицинской помощи,

- создание резерва медицинского имущества на ЧС, контроль за его сохранностью и освежением,

- изучение и анализ работы Службы, проведение мероприятий по совершенствованию Службы.

При возникновении ЧС, основными задачами Центра являются сбор и анализ оперативной информации, организация всех видов медико-санитарного обеспечения населения, организация мероприятий по медицинской защите населения и организация управления формированиями и учреждениями Службы.

Читайте также: