Музыкальные инструменты кавказа доклад с картинками

Обновлено: 12.06.2024

ГРУЗИНЫ
АРМЯНЕ
АЗЕРБАЙНДЖАНЦЫ
АБХАЗЫ
ОСЕТИНЫ
Народ живёт тут быстрый, горячий; люди
общительные, любят петь и танцевать. Говор
гортанный, быстрый, торопливый. Люди эти
темпераментные, так как живут в контрастной
природе в горах и у подножия гор.

5. НАРОДЫ ЗАКАВКАЗЬЯ

Народ очень трудолюбивый, выращивает
вкусный виноград. Смелые, мужественные
люди, ценят братские узы, очень
музыкальные, воспитываются в
национальных традициях.

6. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА НАРОДОВ ЗАКАВКАЗЬЯ

Костюм горцев всегда изящен и
живописен. По народным представлениям
об идеале, у горцев должны быть широкие
плечи и тонкая талия.
Этот идеал красоты требовал
соответствующего покроя одежды.

8. КАВКАЗСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

"Пандури"- рузинский народный
трёхструнный щипковый музыкальный
инструмент типа лютни.
Дуду́к— армянский национальный
духовой музыкальный язычковой
инструмент, представляет собой трубку
с 9-ю игровыми отверстиями и двойной
тростью.
Кавказская гармоника (кехат-пондар)
является самым распространённым
музыкальным инструментом на
Северном Кавказе

9. КАВКАЗСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Широко распространён
инструментальный ансамбль трёх
музыкантов, в котором один зурначи
— уста́ играет мелодию, другой вторит
ему долгими протяжными звуками на
главных ступенях лада, а третий
музыкант выбивает сложную,
разнообразно варьируемую
ритмическую основу на ударном
инструменте — дхоле, нагаре или
доли.
Зурна́ — деревянный духовой
инструмент с двойной тростью,
распространённый у народов
Закавказья.
Дхол - ударный музыкальный
инструмент, род двустороннего
барабана, имеющий форму цилиндра и
покрытый одной или двумя
мембранами.
Нагара́ - ударный музыкальный
инструмент, вид барабана.

10. КАВКАЗСКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Характер закавказской музыки отражает
живущих здесь народов, особые черты
народного говора. Обычно эта музыка
стремительная, горячая.

11. ЛЕЗГИНКА

Традиционный народный танец горских народов Кавказа. старинный
сольный мужской и парный танец. Танец наиболее зрелищен, когда
исполняется в национальных костюмах и в сопровождении музыкального
ансамбля.
"острый" ритм, яркие акценты,
большая роль ударных
инструментов.

12. АРАМ ХАЧАТУРЯН АРМЯНСКИЙ КОМПОЗИТОР

Автор трёх балетов, трёх
симфоний, шести
концертов, произведений
вокальной, хоровой,
инструментальной и
программной музыки,
музыки к кинофильмам и
театральным
постановкам, а также
музыки Государственного
гимна Армянской ССР
(1944).

Композитор Арам Хачатурян известен и в нашей стране, и
за рубежом. Армянин по происхождению, он учился у
русских музыкантов и впитал в себя как родную
армянскую музыку так и музыку великих русских
композиторов. Но в его сочинениях всегда слышны те
особые армянские интонации, которых нет в русской
музыке.
Гаянэ(балет)
Спартак(балет)
Музыка к Отелло(кинофильм, 1955)

Всем известные кавказские танцы или лирические напевы невозможно воспроизвести без самобытных инструментов. Для этого существуют уникальные кавказские музыкальные инструменты. Именно они задают узнаваемый тембр, ритм и общее звучание ансамблей. Столетиями многочисленные струнные и духовые инструменты использовались для того чтобы передать традиции горных народов, его чаяния и мысли. За это время они много раз видоизменялись, и сегодня у каждого народа имеются свои, конструктивно схожие образцы, которые, тем не менее, имеют свои отличия в звучании и свои названия.

Музыкальные инструменты народов северного кавказа

Какие же они, кавказские музыкальные инструменты?

Духовые инструменты

Изначально на территории Кавказа и Закавказья существовало порядка двух десятков различных флейт, которые постепенно обретали свои различия в конструкции и способах извлечения звуков. Условно их можно разделить на несколько категорий:

  • губные – келенай, мусигар, и др.;
  • язычковые – балабан, зурна и, конечно же, дудук;
  • мундштучные – нефир, шах-нефир и др.

В настоящее время наиболее широкое распространение получили балабан, туттек и дудук, который стал настоящей визитной карточкой данного региона. Этот инструмент сегодня пользуется большой популярностью во всем мире. И это не случайно. Будучи язычковым деревянным духовым инструментом, дудук имеет сдвоенную трость и регулятор тона в виде колпачка (сурдина). Несмотря на относительно небольшой диапазон (порядка 1,5 октав) инструмент дает исполнителю большие выразительные возможности благодаря тембру.

Уникальный тембр инструмента, похожий на человеческий голос, способствовал популяризации дудука. Также очень много для этого сделал всемирно известный армянский музыкант Дживан Арамаисович Гаспарян. Виртуозно владея дудуком, он сделал множество записей со многими знаменитыми западными и отечественными исполнителями. Дудук с его помощью очень популярен во всем мире (в частности его игру можно услышать в саундтреке к фильму "Гладиатор").

Ранее дудук делали из различных пород древесины и даже из кости. Сегодня же стандартом стало использование абрикоса, так как прочие породы дерева дают слишком резкий звук. Дудук существует в двух вариантах: длинный (до 40 см) подходит для лирических мелодий, а короткий вариант – для быстрых зажигательных мотивов. Зачастую играют два музыканта: один играет мелодию, а второй аккомпанирует в басовом регистре.

Струнные инструменты

Струнные музыкальные инструменты народов Северного Кавказа и Закавказья делят на две категории:

  • Щипковые (струна цепляется медиатором или пальцами) – пондар, дала-Фандыр, саз.
  • Смычковые (звук извлекается смычком, которым водят по струнам) – шичепшин, кеманча.

Саз пришел на территорию Кавказа из Персии, где он упоминается в источниках 15 в. В Азербайджане саз считают старейшим своим народным инструментом. Помимо Азербайджана саз популярен в Армении и Дагестане, где его называют чунгур. Саз имеет грушевидный корпус, а количество струн колеблется от 6-8 у армянских сазов до 11 струн. Как правило, звук извлекается при помощи плектра (медиатора).

Еще большее распространение на Кавказе получил пондар – древнейший струнный инструмент чеченцев и ингушей. Кроме того, под другими названиями и с небольшими изменениями в конструкции этот инструмент известен в Грузии, Армении, Осетии, Дагестане. Пондар - это 3-струнный (есть 6-струнный вариант, где струны настраиваются по парам) инструмент с корпусом прямоугольной формы. В середине ХХ века он был серьезно усовершенствован, и его стало возможно использовать в составе оркестров. Это способствовало сохранению традиций игры на пондаре. Сегодня в музыкальных школах Чечни и Ингушетии он входит в обязательную учебную программу.

Шичепшин (шикапчин) в 20 веке потерял былую популярность, однако в последние десятилетия интерес к нему растет. Все благодаря его самобытному звучанию, идеально подходящему для аккомпанемента. Он имеет вытянутый долбленый корпус, обтянутый кожей. Струн 2 или 3, и изготавливают их из скрученного конского волоса. Диапазон инструмента до 2 октав. Очень часто исполнитель на шичепшине является еще и певцом-сказителем.

Конечно, музыку народов Кавказа нельзя представить без зажигательного и быстрого ритма. Среди ударных инструментов наиболее распространен барабан, который в Армении называют дхол, а в других регионах – доол, доули или доли. Он представляет собой небольшой деревянный цилиндр с соотношениями высоты и диаметра 1:3. В качестве мембраны используется тонко выделанная кожа животных, которая натягивается при помощи веревок или ремней. Играют на нем как руками (пальцами и ладонью) так и специальными палками – толстой, которую называют копал и тонкой – тчипал.

Кавказские музыкальные инструменты

Копал в разных регионах изготавливают разной формы, но обычно это толстая (до 1,5) палка длинной до 40 см. Тчипот гораздо тоньше и изготавливают его из прутиков кизилового дерева. Дхол появился примерно за 2 тысячи лет до Рождества Христова. При этом он и сегодня используется в Армянской церкви.

В 19 ст. в регион попала гармонь и быстро стала популярной, органично влившись в народные ансамбли. Особенно она популярна в Осетии, где ее называют фандыр. Это лишь наиболее известные музыкальные инструменты Северного Кавказа, региона с очень самобытными и древними музыкальными традициями.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кавказские музыкальные инстументы

Описание презентации по отдельным слайдам:

Кавказские музыкальные инстументы

Кавказские музыкальные инстументы

Барабан

Осетинская гармошка

Бубен

Зурна

Пандур

Чеченский пондар

Азербайджанский инструмент САЗ

Азербайджанский инструмент САЗ

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 691 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.11.2020 294
  • PPTX 1.1 мбайт
  • 7 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Макаров Виктор Алексеевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Алексей Иванов

Никто точно не знает, где именно была изобретена ручная гармоника. Одни говорят, что ее придумали в Германии в начале XIX века, другие уверяют, что еще раньше гармонь изобрел живший в Петербурге чешский органист, придумавший новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха.

Но откуда же появилась на Кавказе гармошка? Гармонику они позаимствовали у казаков, живших поблизости. Местные мастера создали своеобразные разновидности этого инструмента, реконструируя их применительно к особенностям кавказского музыкального творчества. В быту гармоника была инструментом, на котором в первую очередь, исполнялись танцевальные наигрыши. Со временем она почти вытеснила из обихода все другие кавказские инструменты.

Сегодня в Северной Осетии,в Чеченской Республике,в Грузии работают предприятия по выпуску гармошек . Не каждая семья может себе позволит приобрести инструмент - самая простая гармошка стоит более 40 тысяч рублей. Однако мастера не жалуются на нехватку заказов, продукция их востребована диаспорами в странах ближнего и дальнего зарубежья и учреждениями культуры народов Кавказа.

Сегодня на Кавказе с восторгом произносят имена известных артистов,таких как : Рамзан Паскаев, Батраз Царахов, Отарик Шанидзе, Умар Сагаипов, Дени Сатабаев, Булат Газданов, Сослан Дзуцев и Аслан Шаутвалов. Концерты с участием этих гармонистов собирают сотни любителей кавказской гармошки.

Алексей Иванов

В Чечне его называют "Вотт", в Осетии и в Грузии "Доули", а в Армении "Дхол".

Вотт, Доули или Дхол - это ударный музыкальный инструмент народов Кавказа, род двустороннего барабана, имеющий форму цилиндра и покрытый одной или двумя мембранами. Ранее применялся в военных походах, в настоящее время используется в ансамбле с зурнами, сопровождает танцы, шествия.

Иными словами это металлический, украшенный цилиндр с небольшими бубенчиками, род двустороннего барабана. Одна из мембран толще другой. Басовая сторона дхола составляет в диаметре примерно 10 мм. Как цилиндр, так и мембраны могут изготовляться из различных материалов. Подбор мембраны зависит от типа дхола. Древние армяне использовали керамику, грецкий орех, медь. Несмотря на тяжёлый вес грецкого ореха, чаще всего используют именно его, так как у этого материала лучший тембр. Мембран, или мембраны могут быть как с обоих сторон, так и с одной. Если мембрана находится с обеих сторон, то их связывают вереницей. Таже, и от упругости вереницы зависит звук барабана.

Дхол ранее применялся армянами перед военными походами. Для игры на дхоле требуются две деревянные палки, сделанные из бамбука или тросника. Звук извлекается двумя деревянными палками (толстой (копал) и тонкой (тчипот)), которые называются копал, или пальцами и ладонями рук.

В зависимости от местности происхождения, копал может иметь различные формы и размеры. Некоторые копалы могут быть от 30 до 40 см длиной и 1.5 см в диаметре. Несмотря на форму и размер копала, их способ применения является одинаковым. Копалами имеют различные названия, в зависимости от местности. Например, комбал (Нагорный Карабах), чомах (Балу), тогмаг (Батуми).

Другая, тонкая палка, называется Тчипот. Она применяется для удара по основной мембране. Тчипот может быть обычной веточкой дерева, от 30 до 40 см длиной. Тчипот изготовляется из ветки чёрной калины или кизилового дерева, поэтому он имеет очень гибкую форму. Есть два основных типа тчипота, в зависимости от местности. Первый, имеет длину от 30 до 40 см, второй тоже от 30 до 40 см, но с кожаным ремнём в одном конце, через который помещаются два пальца играющего.

В Чечне, в Дагестане или в Кабардино-Балкарии, на барабане также играют на палках.Но в Осетии,в Грузии или в Армении в основном играют на руках.

Алексей Иванов

"Пандури"- Это традиционный грузинский трёхструнный инструмент, который распространён во всех уголках восточной Грузии-Пшавхевсурети, Тушети, Кахети, Картли. "Пандури" основной инструмент для аккомпанемента. В сопровождении Пандури исполнялись сольные песни, стихи воспевающие героев. В Грузии существует два вида этого инструмента: один из них само "Пандури", а другая "Чонгури". Но "Чонгури" как мы узнаем ниже, хотя выглядит как Пандури, представляет собой совершенно другой инструмент.

До недавного времени, существовали (использовались) два вида Пандури "Пандури" с тремяи с семью ладами (делениями). В 1934 году, после сложных математических вычислении, известный Грузинский искусствовед Кирил Вашакидзе представил новый, совершенный вариант этого музыкального инструмента. Он исследовал (народный) Пандури с 6 делениями и добавил бемоль и диез полутоны к инструменту, создав "Пандури прима" (классический) и "Пандури тенор" с 12 делениями (лади), которые представляют современную вид этого инструмента. Именно это обстоятельство дало возможность грузинским народным музыкантам исполнять на Пандури не только мелодии для аккомпанемента, но и сольные мелодии (классических шедевров). К. Вашакидзе внёс большой вклад в создании оркестра Грузинских Народных Музыкальных Инструментов.

"Пандури прима" настроен в следующем образе: "Ми" - струна первая, "До" - струна вторая, "Ля" - струна третья. На шее инструмента есть 12 ладов с диапазоном двумя октавами от "Си" до ноты "До". "Пандури тенор" настроен также как и виоленчелъ, за исключением четвёртой струны: "Ля"-струна первая, "Ре" - струна вторая, "Соль" - струна третья. На шее инструмента 12 делении (ладов) с диапазоном с двумя октавами от "Си" до ноты "Соль". Одным из самых искусных мастеров по изготовлении Пандури и других инструментов является Шерман Дарчинашвили. Его мастерская находится в Тбилиси.

Алексей Иванов

Техника изготовления Чонгури более усовершенствована и стоит выше техники изготовления Пандури. У Чонгури (иногда у Пандури тоже) корпус построен частично из склеенных тонких деревянных пластинок, что даёт возможность максимально утончить стенки корпуса и согнуть их так чтоб создать большой объём резонанса, а это со своей стороны оказывает влияние на тембр инструмента. К этому добавляется и то, что для струн используется материfл шёлковой нити вместо струн животного происхождения, что является шагом вперед на пути улучшения тембра. Чонгури от сегодняшнего Пандури отличается не только строением и количеством струн (у первой 4 струны, а у второй 3 струны) но и способом исполнения на нём мелодии. Когда играют Чонгури, пальцами ведут снизу, а на Пандури сверху вниз. Не смотря на то, что Пандури и Чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и в своих функциях (оба инструмента в основном служат для аккомпанемента, оба инструмента используются при коллективном труде женщин, оба инструмента используются при исполнении старинных обрядов). Принимая во внымание их функции, считается, что оба инструмента раньше были одним. Если учтём то обстоятелство, что развитие Пандури и Чонгури относятся к разным этапам развития можем сказать, что один из них представляет инструмент, который является результатом развития выше указанных признаков. Носителем таких признаков на сегодня представлен Пандури и поэтому считается, что Чонгури произошёл от Пандури. Поэтому Чонгури должен был появится не позднее 17 века.

Нужно подчеркнуть то обстоятельство, что в восточной Грузии, в основном в долине, трёхструнный Пандури называют "Чонгури", а в горных местах называют "Пандури" и "Чонгури". К тому же сказатели отмечают что "Пандури" более старое название чем "Чонгури".

Алексей Иванов

В последнее время в Чечне часто проводят различные музыкальные конкурсы, главной задачей которых их организаторы называют привлечение молодых людей к творчеству, развитие у них музыкального вкуса. Сейчас в республиканском Минкультуры стараются восполнить нехватку мастеров игры на национальном музыкальном инструменте дечиг-пондар, который называют горской трехструнной балалайкой. Считается, что это не только самый древний струнно-щипковой музыкальный инструмент чеченцев, но и самый распространенный инструмент Кавказа.

Внешне дечиг-пондар похож на балалайку - деревянный корпус удлиненной формы, сделанный из одного куска дерева и три струны из конского волоса или высушенных жил животных. Правда, сейчас для изготовления используют не только органический материал, но и сталь. Тем не менее именно струны дали название инструменту - "пхан" – по-чеченски жила, а "дар" – имеющий, то есть изготовленный из жилы. Постепенно в основу названия стали добавлять и слово "дечиг" (деревянный).

Пондар переняли у чеченцев многие соседские народы. Они называют по-чеченски, но в несколько видоизмененной форме: осетина – фандар, кабардинцы – фандур, аварцы – пандур, грузины – пондури.

Сегодня дечиг-пондар снова звучит на праздниках. Увидев простоту конструкции чеченской балалайки, можно подумать, что освоить игру на ней можно так же просто. Однако, по словам специалистов, извлекать из инструмента нужные звуки, используя всего три струны, могут лишь высококлассные музыканты.

Алексей Иванов

Звук образуется в результате вибрации двух тростниковых пластин и регулируется посредством изменения давления воздуха на язычок инструмента, а также закрывания-открывания игровых отверстий. Трость, как правило, снабжена колпачком и имеет регулятор тона для подстройки. С прижатием регулятора достигается повышение тона, при его ослаблении тон понижается.
В начале XX века дудук получил определение диатонического однооктавного инструмента. Однако, несмотря на это, хроматические ноты достигаются при помощи частичного закрывания игровых отверстий.

Инструмент и музыка дудука являются неотъемлемой частью культурной жизни и общественной идентичности армянского народа. На протяжении многих времен она сопровождала все важные социальные события в жизни армян: народные празднования, торжества, песни и танцы, свадебные и похоронные церемонии и др.

Дудук обладает тёплым, мягким, слегка приглушённым звуком и бархатистым тембром, отличается лиричностью, эмоциональностью и выразительностью. При исполнении музыки в парах (ведущий дудук и дам-дудук) зачастую возникает ощущение покоя, умиротворённости и высокого духовного начала. На дудуке может быть исполнена музыка в различных тональностях. К примеру, 40-сантиметровый дудук считается наиболее подходящим для исполнения любовных песен, в то время как более короткий чаще аккомпанирует танцам.

Самым знаменитым армянским исполнителем музыки на дудуке является Дживан Гаспарян В Армении и среди армян, живущих за её пределами, есть немало известных дудукистов, наиболее выдающимися из которых являются Людвиг Гарибян, Дживан Гаспарян , Геворг Дабагян , Сергей Карапетян , Мкртич Малхасян , Ваче Овсепян. Среди азербайджанских музыкантов наиболее известен Алихан Самедов . Следует назвать и выдающегося дудукиста Ованеса Касьяна, который сыграл важную роль в развитии этого искусства в Грузии.

Читайте также: