Доклад на тему средства икт

Обновлено: 07.07.2024

ИКТ - комплекс производственных процессов, методов и программно-технических средств, которые собраны воедино с целью сбора, обработки, хранения, трансляции, и использования информации.

Началом для появления ИКТ, стало появление письменности, а затем и возникновение книгопечатания. А после информационно коммуникационные технологии прошли ещё 4 этапа становления такие как:

  • Этап, на котором происходит появление механических технологий: телефоны, радио, пишущие машинки и тд. В конце XIX века;
  • Первые изобретения, связанные с электронно-вычислительными машинами;
  • Появление первого персонального компьютера;
  • Впервые появляется определение информационные технологии в 1958 году. И по сей день происходит становление современных информационно-коммуникативных технологий.

Для современного этапа, который пронизывает и нашу жизнь, характерно сильное влияние на все процессы общества. Не стали исключением и наука, культура, политика, экономика и образование.

Характеристики информационно-коммуникативных технологий

Давайте рассмотрим, что же характерно для информационно-коммуникативных технологий:

  • Внедрение во все сферы жизни человека;
  • Изменения процессов приобретения информации;
  • Оцифровка любого вида информации, такого как текст, аудио, видео;
  • Легко изменяются при необходимости;
  • Позволяют создавать новые типы коммуникаций.

Средства ИКТ

Чтобы более точно понять суть темы, необходимо рассмотреть средства, которые обеспечивают доступ к информации:

  • ЭВМ;
  • Персональные компьютеры;
  • Интернет сети;
  • Различные носители информации;
  • Локальные сети;
  • Искусственный интеллект;
  • Машинная графика;
  • Различные средства связи.

Виды ИКТ в сфере образования

  1. Программные: офисные программы, которые помогают приготовить уроки, лекции и прочее;
  2. Специальные, помогающие передать и найти информацию;
  3. Телекоммуникационный, обеспечивающие процесс общения между участниками в сфере образования.

Оборудование

Для того, чтобы осуществить информационно-коммуникативный процесс, требуется специальное оборудование, например:

  • Все, что связано со связью: это и устройства связи, программное обеспечение и прочее;
  • Различное оборудование для измерения и управления. К таким можно отнести: устройства, помогающие в автоматическом вычислении, а также средства осуществляющие контроль;
  • Вычислительная техника, к примеру, вычислительные машины и тд;
  • Оборудование для воспроизведения аудио и видео формата;
  • И хранение информации: флешки, карты, диски и тд.

Задачи информационно-коммуникационных технологий в сфере образования

В наши дни происходит активное внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Такая информатизация необходима, связи с изменениями в современном обществе, для улучшения качества обучения.

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Можно выделить следующие задачи, которые поставлены перед процессом внедрения ИКТ в образовательную деятельность:

  1. Улучшение качества процесса обучения используя ИКТ;
  2. Икт способствует повышению интеллектуальной и творческой деятельности учащихся;
  3. При помощи информационно-коммуникативных технологий можно произвести объединение различных видов учебной деятельности;
  4. Произвести адаптационный процесс ИКТ обучения в соответствии с потребностями и возможностями каждого ученика;
  5. Сделать процесс воспитания непрерывным и преемственным;
  6. Необходимо разработать и внедрить методы и средства дистанционного обучения, основываясь на ИКТ;
  7. Сделать образовательный процесс более совершенным, и подходящим современным реалиям;
  8. Повысить уровень актуальности современного образования и соответствия требованиям общества и государства.

Классификация ИКТ

Средства ИКТ в сфере образования можно классифицировать по таким параметрам:

По решаемым образовательным задачам:

  • Это средства, которые обеспечивают базовую подготовку учеников. К ним относятся: электронные учебники, различные системы обучения и контроля знаний.;
  • Средства необходимые для практических занятий: практикумы, задачники, программы, тренажёры.;
  • Вспомогательные материалы: словари, игры, хрестоматии;
  • Комплексные средства, такие как дистанционное образование

Относительно функций педагогического процесса:

  1. Информационно-обучающие средства. Это могут быть электронные книги, справочники и тд.;
  2. Интерактив, к примеру: электронные ящики, вебинары и тд;
  3. Средства поиска, такие как системы поиска, каталоги и тд.

По типу информации:

  1. Электронные ресурсы, содержащие текстовую информацию такую, как: учебные пособия, тесты, словари и тд.;
  2. Ресурсы с визуальной информацией: презентации, фотографии, схемы и диаграммы, а также презентации;
  3. Ресурсы в аудиоформате: музыка, всевозможные записи, речевые упражнения;
  4. Комплексные ресурсы из аудио и видео форматы: лекции, экскурсии и тд;
  5. Комбинированные ресурсы: различные пособия, задачники и тд..

По форме применения информационно-коммуникативные технологии в педагогике:

От формата взаимодействия с учеником:

Аспекты использования

В педагогическом процессе выделяют несколько аспектов ИКТ:

Содержательный. Означает, что информационно-коммуникативные технологии могут быть применены:

  1. Для того чтобы занятие, в определённой области, было более наглядным. Для этого используют, например: плакаты, таблицы, презентации;
  2. При формировании персональных мини-тестов;
  3. При создании домашних заданий, различных тренажёров, и тд.

Мотивационный. Это когда ИКТ используют для пробуждения интереса и мотивации, формируя их таким образом:

  1. Создавая учёт индивидуальных возможностей и потребностей в рамках процесса обучения;
  2. Расширяется выбор методов, форм, содержания и типа организации процесса обучения;
  3. Создаётся больше возможностей для раскрытия потенциала учеников;
  4. Создание условий для расширения навыков учащимися использования ИКТ, которое необходимо для продуктивного взаимодействия в обществе.

Учебно-методический. Принцип состоит в том, что ИКТ используется педагогом для усиления наглядности и повышения интереса к информации, которую он хочет донести ученикам. Для этого могут быть использованы различные ИКТ, и на любом этапе образовательного процесса:

  1. На этапе подготовки к занятию. Планирование, создание наглядного материала, написание проекта;
  2. В самом учебном процессе и на этапе закрепления;
  3. В организации самостоятельной работы;
  4. Когда необходим дополнительный материал;
  5. Для контроля знаний, и проверки результатов:

Организационный. То есть информационно-коммуникативные технологии могут быть использованы, как для:

  1. Индивидуального обучения;
  2. Или для группового формата уроков:

Контрольно-оценочный. Различные виды контроля знаний, такие как: входное тестирование (на определение уровня знаний), промежуточное, итоговое.

Преимущества ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии играют огромную роль в организации любых процессов, будь то процессы внутри компании, образовательные или политические. С их помощью можно оказать воздействие на любую сферу нашей жизни. Давайте рассмотрим преимущества ИКТ:

  • Быстрая связь между объектами процессов по средствам ИКТ;
  • Возможность хранения огромных объемов информации;
  • Быстрая передача информации;
  • Возможность автоматического поиска информации;
  • Автоматизация обработки информации;
  • Создание новых форматов взаимодействия;
  • Аналитика и прогноз результатов;
  • Стимуляция развития.

Как мы видим современный процесс образования невозможен без ИКТ, который принёс в эту сферу множество преимуществ связанных с автоматизацией процессов, а та же с возможностью донести любую информацию в наглядной форме и многое другое.

Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.

С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:

Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что изучают с использованием информационно-коммуникационных технологий

Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:

  • овладение клавиатурным набором текста наряду с традиционным письмом;
  • проведение опытов в изучении окружающего мира с помощью цифровых гаджетов при изучении материалов учебника;
  • изучение современных видов искусства, таких как, например, фотография, вместе с классическими;
  • активное использование интернета в преподавании остальных предметов.

Понятие ИКТ знакомо всем школьникам. Каждый ученик имеет представление о том, что такое интернет, электронные учебники, видео-уроки, интерактивные доски. Более того, использование ИКТ в школах является требованием Министерства образования.

Средства ИКТ

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся:

  • ЭВМ;
  • персональные компьютеры;
  • информационные сети;
  • средства хранения большого объема информации;
  • локальные вычислительные сети;
  • системы искусственного интеллекта;
  • машинная графика;
  • средства связи;
  • электронные средства образовательного назначения.

В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя:

  • обучающие;
  • тренажеры;
  • информационно-поисковые и справочные;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • лабораторные;
  • моделирующие;
  • расчетные;
  • учебно-игровые.

Виды информационно-коммуникационных технологии

Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:

  1. Технологии организационного управления (реализации социально-экономической политики, системы организации ресурсов предприятия и т. д.).
  2. Технологии управления технологическими процессами (управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями).
  3. Технологии автоматизированного проектирования (моделирование, программирование).
  4. Образовательные технологии (оптимизация образовательного процесса).

В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:

  1. Программные продукты, которые обеспечивают качество разработки и эргономики (к примеру, офисные программы, позволяющие подготовиться к урокам, лекциям, семинарам).
  2. Специальные технологии, через которые осуществляются поиск и передача материала.
  3. Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие коммуникацию между участниками образовательного процесса.

ИКТ оборудование

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:

  • оборудование систем связи (посылающие и передающие устройства, устройства связи, программное обеспечение и т. д.);
  • средства измерения и управления (приборы для анализа и обработки информации, устройства диспетчерского контроля и т. д.);
  • средства вычислительной техники (устройства для автоматизации процесса вычислений по заданному алгоритму, цифровые вычислительные машины);
  • средства визуального и акустического отображения информации (видеосистемы, предназначенные для дистанционного отображения информации);
  • средства хранения информации и т. д.

Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.

Преимущества ИКТ

Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.

Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:

  1. Быстрая обратная связь между пользователями ИКТ.
  2. Архивное хранение больших объемов информации.
  3. Возможность мгновенной передачи информации.
  4. Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности.
  5. Автоматизация обработки большого количества информации.
  6. Организация новых форм взаимодействия.
  7. Возможность прогнозирования ожидаемых результатов на основе автоматического анализа данных.
  8. Облегченный доступ к информации.
  9. Обеспечение цифровой грамотности пользователей.
  10. Стимулирующее влияние на развитие науки.

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использованиеинформации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Классификация средств ИКТ

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании. 4

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения. 6

Список использованной литературы 8

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Основная часть

1. Средства ИКТ, применяемые в образовании.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

2. Классификация средств ИКТ по области методического назначения.

Средства информационных и коммуникационных технологий в образовании классифицируют по следующим категориям:

Обучающие средства ИКТ – с их помощью обучающимся сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень обучения);

Тренажеры – предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. тренажер обязательно должен быть нацелен на какие-то знания, вопросы и коррекцию (программа проверяет, дает анализ и снова тренирует необходимые участки знаний). Важно при формировании тренажеров учесть алгоритм оценки результирующего тестирования с предоставлением только той информации, которая слабо усвоена с возможным уточнением этой информации;

Информационно-поисковые и справочные средства ИКТ сообщают сведения, формируют знания и навыки по систематизации информации;

Демонстрационные средства ИКТ визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

Имитационные средства ИКТ представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик;

Лабораторные средства ИКТ позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании;

Моделирующие средства ИКТ позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения;

Расчетные средства ИКТ автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции;

Учебно-игровые средства ИКТ предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуется в игровой форме.

Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают с овершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как уже было упомянуто, образовательная сфера подвержена влиянию современных информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время они в разной степени используются на всех уровнях обучения, поскольку позволяют решить следующие дидактические задачи:

улучшить качество и организацию процесса преподавания,

повысить уровень индивидуализации обучения;

повысить качество и продуктивность самостоятельной работы учащихся;

индивидуализировать работу педагога;

обеспечить более свободный доступ к материалам и разработкам, подготовленным учителем;

повысить мотивацию к обучению;

активизировать процесс обучения, привлечь учащихся к исследовательской деятельности;

обеспечить гибкость процесса обучения.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения.

К системным программам относятся:

операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами;

служебные или сервисные программы.

К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В настоящее время в системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь, с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно найти документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно- исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

По области методического назначения средства информационно- коммуникационных технологий можно классифицировать следующим образом:

Обучающие - сообщают знания, навыки учебной или практической деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения.

Тренажеры - предназначены для отработки разного рода умений или навыков, повторения или закрепления пройденного материала.

Информационно-поисковые и справочные - сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации.

Демонстрационные - визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Имитационные - представляют определенный аспект реальности для изучения его структурных или функциональных характеристик.

Лабораторные - позволяют проводить удаленные эксперименты на реальном оборудовании.

Моделирующие - позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Расчетные - автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции.

Учебно-игровые - предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность обучаемых реализуются в игровой форме.

Что касается методов и средств обучения посредством ИКТ, то следует отметить среди наиболее популярных и востребованных технологий обучения выделяют дистанционную технологию обучения.

Дистанционная технология обучения (образовательного процесса) на современном этапе – это совокупность методов и средств обучения и администрирования учебных процедур, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

При осуществлении дистанционного обучения информационные технологии должны обеспечивать:

доставку обучающимся основного объема изучаемого материала;

интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателей в процессе обучения;

предоставление обучающимся возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

оценку их знаний и навыков, полученных ими в процессе обучения.

Для достижения этих целей применяются следующие информационные технологии:

предоставление учебников и другого печатного материала;

пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;

трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям;

односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая составляющая системы дистанционного обучения –самообучение. В процессе самообучения обучающийся может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеозаписями, электронными учебниками и CD-ROM-учебниками и справочниками. К тому же обучающийся должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

особый обобщающий вид информации, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение мультимедиа технологии способствует

повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.

Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа и технологии наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы школы.

Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения

оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

Недостатки использования средств ИКТ. Несмотря на очевидные преимущества, применение информационно-коммуникационных технологий

может иметь и негативные последствия.

Другим преимуществом применения информационно-коммуникационных технологий является повышение качества и продуктивности самостоятельной работы учащихся. Но и здесь можно поспорить, поскольку учащиеся, выполнив, например, тестовое задание, нечасто вдаются в подробные объяснения допущенных ошибок. Не секрет также и то, что в материалах сети Интернет не всегда содержатся достоверные сведения, и случается так, что ошибочная информация преподносится как истинная.

Кроме того, к сожалению, стоит отметить, что уровень обеспечения, транспортирования и хранения информации не всегда соответствует уровню технического оснащения современных образовательных учреждений.

Бывают случаи, когда школьное оборудование не может считать информацию с других носителей в силу того, что программное обеспечение устарело.

Из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:

информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества и образования;

средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;

информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;

применение информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.

ВложениеРазмер
ikt_kak_sredstvo_povysheniya_kachestva_obrazovaniya_v_nachalnoy.docx 35.95 КБ

Предварительный просмотр:

на районном методическом объединении .

Составила учитель начальных классов

Бегеева Назрулжами Джунаидовна

Одна из ключевых задач, определенных Концепцией модернизацией российского образования на период 2010 года – повышение качества образования. Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребенок живет в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя– он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике учителя разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Информационные технологии сегодня органично вписываются в УВП, являются одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе .

Для многих учителей начальных классов ИКТ – надежный помощник и эффективное средство преподавания различных предметов и проведения внеклассной и внеурочной деятельности. Использование ИКТ удовлетворяет запросы школьного образования вне зависимости от местоположения школьного учреждения.

Специфика профессиональной деятельности учителя школы 1 ступени в условиях ИКТ состоит в том, что он первым 1

адаптирует школьника к новой его среде и первым показывает преимущества и назначение ИКТ не только как средство игры, но и как средство учебной деятельности.

Среди современных ученых, изучающих проблему применения информационных средств в обучении, следует назвать Е.П. Велихова,

Б.С. Гершунского, Д.З. Зарецкого, Е.В. Зворыгина, А.А. Кузнецова,

В.М. Монархова, О.Н. Тихомирова.

ИТ - совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи.

Информационными образовательными называют все технологии в сфере образования, использующие специальные технические информационные средства для достижения педагогических целей

Использование ИКТ в начальной школе обосновано психологическими и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.

Значит, надо расширить арсенал зрительных и зрительно-слуховых средств подачи информации. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия: текст – звук – видео – цвет.

Использование ИКТ в УВП позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся, а, значит, превышает качество образования.

Использование ИКТ позволяет рационализировать детский труд, а, главное, поднять на более высокий уровень интерес к учебе.

Современная школа, призванная обеспечить доступность качественного образования обучающихся с учетом их возможностей, интересов, склонностей, обязана поменять методический инструментарий в целом. Новые ИТ играют положительную роль при условии, если учитель владеет методикой обучения младших школьников с использованием ИТ .

Нет необходимости все уроки строить, используя ИКТ. Но продуктивное использование данных технологий дает возможность повысить мотивацию к обучению.

Электронные материалы реализуют 3 компонента учебного процесса, активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся:

-получение информации; 2

-практическое применение информации;

-проверка полученных знаний.

Электронное учебное пособие дополняет обычное, особенно эффективно в тех случаях, когда оно:

*обеспечивает почти мгновенную обратную связь;

*помогает быстро найти необходимую информацию;

*существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

*рассказывает и моделирует;

*позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного ученика, проверить знания по определенной теме.

Использование ЦОР и презентаций уместно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока:

- в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;

- при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся;

- на этапе объяснения нового материала используются изображения, видеофрагменты, звуковое сопровождение, а также рисунки детей;

- на этапе закрепления можно определить уровень усвоения темы, причем на экране показывается не только задание, но и ответ;

- использование тестового контроля.

При подготовке к уроку или внеклассному занятию учитель должен соблюдать следующие санитарно-гигиенические и методические требования:

1.Презентация или ЦОР должны содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем.

2.Лаконичность. Не должно быть большого количества текстов. Минимальное количество слов

3.Фон презентации должен быть спокойным (полупрозрачные тона зеленого, желтого, синего цвета), слайды желательно оформлять в едином стиле, чтобы не отвлекать внимания учеников.

4.Использовать жирный шрифт, не менее 18 пунктов, чтобы четко рассматривать с последней парты. Рекомендуют выделять цветом заголовки.

5.Слайды должны носить обучающий характер, а не только демонстрационный.

6.Чертежи, рисунки, фотографии, иллюстрации должны иметь максимальный

размер, равномерно заполнять окно.

7.Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим.

8.На просмотр слайда необходимо отводить достаточно времени (2-3 минуты), чтобы учащиеся смогли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочей тетради.

9.Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников. (Чем меньше летает и ползает, тем меньше нагрузки на глаза). 3

10. Количество слайдов не более 10.

11. В неделю не больше 3 уроков или внеклассных занятий с использованием ИКТ.

12.На уроках необходимо систематически проводить гимнастику для глаз.

13.Работа с компьютером строго регламентирована (10-15 минут).

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструментарий в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в своей профессиональной деятельности. Организация УВП в начальной школе должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала, психическому развитию ребенка.

Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию и не в коем случае не подорвать здоровье обучающихся.

ИКТ должно выступать как вспомогательный элемент УВП, а не основной. Учитывая психологические особенности младших школьников, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Применение ИКТ должно носить щадящий характер. Планируя урок или внеклассное занятие, педагогу необходимо тщательно продумать цель, место, способ использования и вид ИКТ.

В арсенале учителя:

3.Электронные обучающие программы, электронные библиотеки, энциклопедии, словари, справочники, видео – и DVD – фильмы.

5.Авторские презентации, созданные в программе Microsoft Off is Power Point

Использование ЦОР в УВП в начальной школе способствует повышению производительности урока, установлению межпредметных связей, воспитанию интереса к предмету. Позволяет сделать процесс обучения интересным и насыщенным.

Самая популярная и доступная форма подачи учебного материала – презентация, которая активно используется педагогами и позволяет им научить школьников создавать собственные презентации микроисследований.

Качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Как показывает практика, в каждой отдельно взятой школе есть группы учителей по внедрению ИКТ в УВП. Большинство учителей прошли курсы повышения квалификации по данной проблеме. Материальная база школ, наличие Интернета позволяют в системе использовать современные технологии в УВП по следующим направлениям.

Направления использования ИКТ в начальной школе

*Авторские разработки уроков с применением ИКТ по всем предметам

*Коллекции презентаций использования ИКТ на различных этапах урока.

*Авторские разработки внеклассных мероприятий с применением ИКТ.

*Коллекции презентаций использования ИКТ на различных этапах

* Авторские проекты предметных декад с применением ИКТ.

*Коллекции презентаций использования ИКТ на различных этапах

общешкольных мероприятий по предметам начальной школы.

*Проектная деятельность. Коллекции коллективных и индивидуальных

*Исследовательская деятельность. Авторские коллективные и

*Творческие работы учащихся.

*Творческие конкурсы конспектов уроков, внеклассных и внеурочных

занятий с использованием ИКТ.

*Авторские разработки родительских собраний, конференций,

совместных мероприятий, проектов с применением ИКТ.

*Коллекции презентаций (тесты, памятки, рекомендации, советы, беседы

Анализируя опыт использования ИКТ в школе 1 ступени, можно с уверенностью сказать, информационные технологии позволяют:

- обеспечить мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 -2 раза за счет

мобильности и компактности наглядности;

- усовершенствовать контроль знаний;

- рационально организовать УВП, повысить эффективность УВП;

- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Использование ИКТ в начальной школе позволяет педагогам качественно изменять содержание, методы и организационные формы обучения; помогает учителю реализовать запланированное, сделать урок современным; влияет на рост профессиональной компетентности учителя – все это ведет к решению главной задачи образовательной политики – значительному повышению качества образования через информатизацию.

2.Н.В. Бизяева. Информационно-компьютерные технологии на уроке окружающего мира./

3.Н.В. Тимошкина. Использование компьютерных технологий при изучении природы

4.О.П. Осипова. Цифровые образовательные ресурсы в обучении младших школьников/

5.О.В. Степаненко. Разработка и использование авторских образовательных ресурсов в

6.Р.Ф. Попов. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе

7.Е.В.Гадустова. Использование информационных технологий при изучении

Читайте также: