Гигиенические и естественные факторы природы режим труда и отдыха биологические ритмы и сон доклад

Обновлено: 05.05.2024

Рассмотрим человеческие биоритмы подробнее по часам. Это природные биологические ритмы человека.

5-6 часов утра. Температура тела постепенно нарастает, уровень мелатонина снижается, выработка же гормонов ответственных за активность повышается: кортизол, адреналин и т.д. Дышать человек начинает гораздо глубже, давление повышается. Все системы органов приходят в полную боевую готовность, за этим следует первый подъем бодрости. Весь организм находится наготове.

7 утра. Это лучшее время для завтрака. Как раз в это время начинается максимальная активность желудка, еда переваривается гораздо быстрее и с максимальной пользой.

9 утра. В это время наблюдается слабый спад активности. Лучше всего в эти часы решать легкие задачи, не требующие большой концентрации.

10 утра. Это время очень хорошо подходит как для напряженной умственной работы, так и для физических нагрузок. Все системы органов активны, организм работает на максимальном уровне. Это самое лучшее время для принятия витаминов или пищевых добавок, способствующих повышению иммунитета, т.к. в эти часы происходит активизация иммунной системы. Работоспособность повышается, кратковременная память работает на высоком уровне.

12 часов утра. Работоспособность постепенно снижается, глюкоза все меньше попадает в кровь. Это лучшее время для переключения внимания, отдыха и легкого перекуса.

13 часов. Самое время для обеда – в желудке в это время вырабатывается большое количество желудочного сока.

14 часов. Человеческий организм настроен на работу, это касается как умственной деятельности, так и физической. Все системы органов активно работают, организм начинает очищаться.

15 часов. Работоспособность не меняется, человек спокоен. В это время лучше всего что-то учить, запоминать, т.к. активно работает долгосрочная память.

16-17 часов. Это время лучше всего подходит для похода в баню или в спортзал. Очень хорошее время для занятий физическими нагрузками, т.к. хорошо работает кровообращение. Психическая деятельность также на высоком уровне, но постепенно снижается.

18 часов. Самое время плотно поужинать. Есть после 18 часов не рекомендуется, поскольку ферментативная активность снижается, и пища почти что не усваивается.

19 часов. Организм находится в режиме восстановления. В это время наблюдается пик эмоциональной напряженности, можно немного позаниматься физическими упражнениями. Кровяное давление растет, повышается нервозность, часто наблюдается головная боль.

20 часов. Эмоциональный фон нормализуется, интеллектуальная активность растет. Хорошее время для решения сложных задач, требующих больших затрат энергии и высокой работоспособности мозга.

21 час. Температура тела потихоньку снижается, дыхание замедляется, организм начинает готовиться ко сну.

23 часа. Это самое лучшее время для сна. В противном случае произойдет сбой естественных ритмов организма, может проявиться голод.

24 часа. Пик восстановительной работы в организме, клетки активно обновляются, организму требуется покой.

При неправильной работе биоритмов, которая возникает в результате ночного образа жизни, злоупотреблении алкоголем, частых перелетах, возникают проблемы со здоровьем: тревожность, ухудшение работы внутренних органов, головные боли. Если биоритмы человека соответствуют природным, то его здоровье от этого только улучшается. К тому же, зная естественные биоритмы человека, можно учитывать их в своих тренировках, питании и умственной деятельности.

Обязательным условием здорового образа жизни является правильно составленный режим труда и отдыха. Труд человека многообразен. Он включает в себя и умственную, и физическую деятельность человека и представляет собой, с одной стороны, содержание жизни, а с другой — этапы совершенствования умственного, духовного и физического развития личности. Однако для того, чтобы правильно построить свой труд и обеспечить высокую работоспособность, избегая при этом переутомления, необходимо предусмотреть чередование разных видов деятельности и отдыха, исходя из общих физиологических закономерностей функционирования организма.

1 . Естественные факторы

Естественные факторы (природные факторы, силы природы): солнце, воздух и вода, т.е. солнечное излучение, физические и химические свойства воздушной и водной среды, эстетическое воздействие местности. Эти факторы воздействуют на физическое и психическое состояние человека, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности. Естественные природы могут использоваться в физическом воспитании и физической реабилитации, дополнительно к физическим упражнениям, гигиеническим и социальным факторам. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятному воздействию среды. Полноценное решение задач физического воспитания и физической реабилитации достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению защитных сил организма, стимулирует деятельность физиологических систем и отдельных органов, повышает обмен веществ, снимают нервно-психическое напряжение, повышают умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Использование природных факторов в процессе физического воспитания и физической реабилитации осуществляется по двум направлениям:

1) Природные факторы, как сопутствующее воздействие, создающее благоприятные условия для физических упражнений (дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека);

2) Природные факторы, как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания, в виде солнечных, воздушных и водных ванн (эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления).

Дозированное применение природных факторов, в сочетании с физическими упражнениями позволит получить следующие эффекты:

1) закаливание (повышения устойчивости к неблагоприятным факторам);

2) повышение эффективности ЛФК и оздоровительно-реабилитационных тренировок (увеличение нагрузки);

3) Психологическая регуляция (снятие нервно-психического напряжения).
К естественным факторам относится соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания и физической реабилитации – требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, сна и бодрствования, питания и санитарно-гигиенических условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция, температура мест занятий).
2. Гигиенические факторы

Гигиенические факторы являются решающими в реализации принципа оздоровительной направленности системы физической культуры. Их задача – сделать занятия физическими упражнениями естественной частью жизнедеятельности человека. С одной стороны, уровень и характер физической активности относятся к гигиеническим факторам. С другой стороны, эффективность самих физических упражнений будет достигнута только при соблюдении гигиенических норм. Будучи дополнительными средствами, гигиенические факторы приобретают большое значение для полноценного решения задач физического воспитания. Как бы хорошо ни был организован педагогический процесс, он никогда не даст желаемого эффекта при нарушении режима питания и сна, или если занятия будут проходить в антисанитарных условиях.

Гигиенические факторы представляют собой обширную группу разнообразных средств, условно разделяемых на две группы:

1) Средства, которые обеспечивают жизнедеятельность человека вне процесса физического воспитания: нормы личной и общест­венной гигиены труда, учебы, быта, отдыха, питания, т. е. все то, что обеспечивает предпосылки для полноценных занятий физиче­скими упражнениями.

2) Средства, непосредственно включаемые в процесс физического воспитания: оптимизация режима нагрузок и отдыха в соответствии с гигиеническими нормами, специальное питание на дистанции, создание внешних условий (чистота воздуха, достаточная освещенность, искусственная аэроионизация, исправность инвентаря, удобство одежды и т. п.) и активизация восстановления организма (массаж, баня, ультрафиолетовое облучение и т. п.).
3. Режим труда и отдыха

Труд - основа режима здорового образа жизни человека. Существу­ет неправильное мнение о вредном действии труда, вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный и хорошо организованный трудо­вой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат, на весь организм человека в целом. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни, на­против, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равно­мерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья рабо­тающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы.

Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями чело­века.

Для работника важна удобная рабочая форма, он должен быть хо­рошо проинструктирован по вопросам техники безопасности, непосредст­венно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лиш­нее, наиболее рационально расположить все инструменты и т.д. Освеще­ние рабочего места должно быть достаточным и равномерным. Выполне­ние работы лучше начинать с самого сложного.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда яв­ляется чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не озна­чает состояние полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип по­строения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связан­ный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умствен­ного труда необходима в часы досуга определенная физическая нагрузка. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе.

Таким образом, грамотное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.

В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Необходимо отчетливо представлять, что не существует здорового образа жизни как некой особенной формы жизнедеятельности вне образа жизни в целом.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Здоровый образ жизни отражает обобщенную типовую структуру форм жизнедеятельности студентов, для которой для которой характерно единство и целесообразность процессов самоорганизации и самодисциплины, саморегуляции и саморазвития, направленных на укрепление адаптивных возможностей организма, полноценную самореализацию своих сущностных сил, дарований и способностей в общекультурном и профессиональном развитии, жизнедеятельности в целом. Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности, актуализируется процесс ее самосовершенствования. В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Содержание здорового образа жизни студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности, закрепленных в виде образцов до уровня традиционного. Основными элементами здорового образа жизни выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, культура сексуального поведения, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. здоровый жизнь режим труд отдых сон питание.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ГИГИЕНИЧЕСКИХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИРОДЫ

Режим труда и отдыха

Понимание важности хорошо организованного режима труда и отдыха основано на закономерностях протекания биологических процессов в организме.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, а то и заболеваем, Следовательно, необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне, и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни, довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивает ее лучшее выполнение.

Режим дня - нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. В то же время он должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская значительных отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он динамичен и строится с учетом непредвиденных обстоятельств.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

Построение аудиторной работы значительно облегчено, т.к. оно регламентируется уже составленным расписанием занятий. Необходимо взять за правило приходить в аудиторию заблаговременно, т.к. студент, входящий в аудиторию после звонка, производит впечатление несобранного, необязательного и проявляет неуважение к преподавателю.

Для вечерних занятий надо выбирать спокойное место - нешумное помещение (например, библиотеку, аудиторию, кабинет и пр.), чтобы там не было громких разговоров и других отвлекающих факторов. Организуй такие условия и в комнате общежития. В период занятий не рекомендуется включать радио, магнитофон, телевизор. Выполнение домашней работы лучше начинать с самого сложного. Это тренирует и укрепляет волю. Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер, с вечера на утро, с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.

Свет электролампочки не должен слепить глаза: он должен падать сверху или слева, чтобы книга, тетрадь не закрывались тенью от головы. Правильное освещение рабочего места уменьшает утомление зрительных центров и способствует концентрации внимания на работе. Надо книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа.

Систематический, посильный, и хорошо организованный процесс умственного труда чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Необходимо избегать переутомления и однообразного труда. Например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги. Лучше всего заниматься 2-3 видами труда: чтением, расчетными или графическими работами, конспектированием. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений - на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах на экскурсиях, за работой на садовых участках и т. п.

Организация сна

СОН - своеобразное психофизиологическое состояние человека, форма торможения ЦНС. Во время сна нервные клетки получают отдых и восстанавливают свою работоспособность. Такие же процессы происходят и в других тканях и органах. Восстановление сил и физиологического равновесия во время нормального ночного сна не может быть компенсировано никакими другими способами, а поэтому бережное отношение к собственному здоровью требует от каждого человека соблюдения режима сна.

Однако нарушениями правильной организации сна страдает почти каждый студент. Наблюдается систематическое недосыпание, виной которого являются как объективные причины, так и элементарное разгильдяйство. Медиками установлена прямая зависимость между систематическим недосыпанием студентов и их повышенной склонностью к простудным и респираторным заболеваниям.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для молодых людей студенческого возраста необходимо считать нормой ночного сна 7,5 - 8 часов. Некоторые в этом возрасте нуждаются в 9 ч. сна и более, что часто вызывает незаслуженные нарекания родителей. В основном это относится к лицам с повышенной эмоциональной чувствительностью и физически ослабленным. Часы, предназначенные для сна нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Это отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии. Возможны и нервные расстройства (бессонница, раздражительность, головные боли и т. д.).

Для полноценного сна значение имеет обстановка: тишина, умеренная температура, чистый воздух, удобная постель. Лучшее время для сна - с 23 ч. Но во многих студенческих общежитиях наблюдаются нарушения организации сна. Вина лежит полностью на самих студентах, а не на администрации общежития.

Напряженную умственную работу необходимо прекращать за 1,5 ч. До отхода ко сну, так как она создает в коре головного мозга замкнутые циклы возбуждения, отличающиеся большой стойкостью. Интенсивная деятельность мозга продолжается даже тогда , когда человек закончил заниматься. Поэтому умственный труд, выполняемый непосредственно перед сном , затрудняет засыпание, приводит к ситуативным сновидениям , вялости и плохому самочувствию после пробуждения . Перед сном необходимо проветривание комнаты , а еще лучше сон при открытой форточке .

Малоспящим людям для хорошего самочувствия и высокой работоспособности достаточно 5 - 6 ч. сна. Это, как правило, люди энергичные, активно преодолевающие трудности, не задерживающие чрезмерное внимание на неприятных переживаниях. Многоспящие люди нуждаются в 9 ч. сна и более. Это преимущественно люди с повышенной эмоциональной чувствительностью.

Организация режима питания

Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональное питание - это физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих принципах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными пищевыми веществами-белками, жирами, углеводами, между растительными и животными белками и жирами, простыми и сложными углеводами; сбалансированности минеральных веществ и витаминов; ритмичности приема пищи.

Важным аспектом культуры питания является режим питания, и распределение калорийности пищи в течение суток.

К режиму питания следует подходить строго индивидуально.

При занятиях физическими упражнениями, спортом принимать пищу следует за 2-2,5 ч до и спустя 30--40 мин после их завершения. При двигательной деятельности, связанной с интенсивным потоотделением, следует увеличить суточную норму потребления поваренной соли с 15 до 20--25 г. Полезно употреблять минеральную или слегка подсоленную воду.

Пища служит источником энергии для работы всех систем организма, обновления тканей. Часть энергии идет на основной обмен, необходимый для поддержания жизни в состоянии полного покоя ( для мужчин с массой 70 кг. он составляет в среднем 1700ккал; у женщин на 5 - 10 % ниже); энерго траты на усвоение пищи составляют около 200 ккал, или 10-15%; около 30 - 40% энергии уходит на обеспечение физической и профессиональной активности человека. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек - 2400 ккал. Потребность в энергии населения северных зон выше , чем центральной , на 10 - 15 % , в южных - на 5% ниже.

Важным аспектом культуры питания является режим, и распределение калорийности пищи в течение суток. По этому поводу существует три точки зрения.

Первая большое значение придает максимальному завтраку. 40-50 % калорийности дневного рациона должно приходить на утренний прием пищи, примерно по 25 % остается на обед и на ужин . Это обосновано тем, что у большинства людей жизнедеятельность организма в первой половине дня выше и им больше подходит плотный завтрак.

Вторая точка зрения связана с равномерным распределением нагрузки по калорийности при трех - четырехразовом питании (по 30 % приходится на завтрак и ужин , 40 % - на обед). Такое распределение калорий часто рекомендуют при любом питании.

Гигиенические и естественные факторы природы. режим труда и отдыха. биологические ритмы и сон. наука о весе тела и питании человека.

Первый слайд презентации: Гигиенические и естественные факторы природы. режим труда и отдыха. биологические ритмы и сон. наука о весе тела и питании человека

Презентацию готовила Новикова Ева, студентка группы 1ПСО-13 Гигиенические и естественные факторы природы. режим труда и отдыха. биологические ритмы и сон. наука о весе тела и питании человека.

Гигиенические и естественные факторы природы. режим труда и отдыха. биологические ритмы и сон. наука о весе тела и питании человека.

Слайд 2: Естественные факторы

Естественные факторы (природные факторы, силы природы): солнце, воздух и вода, т.е. солнечное излучение, физические и химические свойства воздушной и водной среды, эстетическое воздействие местности. Эти факторы воздействуют на физическое и психическое состояние человека, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности. Естественные природы могут использоваться в физическом воспитании и физической реабилитации, дополнительно к физическим упражнениям, гигиеническим и социальным факторам. Физические упражнения в сочетании с естественными факторами помогают повысить общую устойчивость организма к неблагоприятному воздействию среды. Полноценное решение задач физического воспитания и физической реабилитации достигается только при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм. Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению защитных сил организма, стимулирует деятельность физиологических систем и отдельных органов, повышает обмен веществ, снимают нервно-психическое напряжение, повышают умственную и эмоциональную устойчивость организма.

Естественные факторы

Слайд 3

Использование природных факторов в процессе физического воспитания и физической реабилитации осуществляется по двум направлениям : 1) Природные факторы, как сопутствующее воздействие, создающее благоприятные условия для физических упражнений (дополняют и усиливают эффективность воздействия движений на организм человека ); 2) Природные факторы, как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания, в виде солнечных, воздушных и водных ванн (эти процедуры, включенные в режим трудовой и учебной деятельности, становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления ). Требования к использованию природных факторов заключаются в их обоснованном, дозированном, системном и комплексном применении. Природные факторы только тогда приобретают значение средств физического воспитания или физической реабилитации, когда их воздействие упорядочено и дозировано по продолжительности, силе и направленности, иначе они остаются лишь условиями среды, влияние которой на физическое состояние, здоровье и работоспособность может быть, как положительным, так и отрицательным. При определении рациональной дозы следует учитывать особенности занимающихся и характер педагогических задач. Дозированное применение природных факторов, в сочетании с физическими упражнениями позволит получить следующие эффекты : 1) закаливание (повышения устойчивости к неблагоприятным факторам ); 2) повышение эффективности ЛФК и оздоровительно-реабилитационных тренировок (увеличение нагрузки ); 3) психологическая регуляция (снятие нервно-психического напряжения ) К естественным факторам относится соблюдение гигиенических правил в процессе физического воспитания и физической реабилитации – требования гигиены к режиму нагрузок и отдыха, сна и бодрствования, питания и санитарно-гигиенических условий занятий (чистота, освещенность, вентиляция, температура мест занятий).

Читайте также: