Доклад на тему лютеранство

Обновлено: 04.07.2024

Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями. Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви, обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения.

Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей. Программа реформационных преобразований была изложена в Аугсбургском исповедании, представленном 25 июня 1530 года императору Священной Римской империи Карлу V. Многолетняя ожесточённая борьба между немецкими князьями, принявшими лютеранство, и князьями, сохранившими верность католицизму, завершилась в 1555 году Аугсбургским религиозным миром, дававшим право каждому правителю по своему усмотрению выбирать католичество или лютеранство как обязательную для его подданных веру ("чья власть, того и вера"). Поскольку в германских государствах католические епископы к Реформации не примкнули, лютеранские церкви там возглавили клирики, не имевшие апостольского преемства. Их административные должности (суперинтендант, епископ и др.) не рассматриваются как сан. В 1527 году лютеранская Реформация началась в Швеции (и подвластной ей Финляндии), в 1536 - в Дании, Норвегии и Исландии. Бóльшая часть католических епископов в этих странах перешла в лютеранство, сохранив титул, поэтому современные лютеранские скандинавские епископы претендуют на обладание епископским саном и апостольским преемством. В результате в лютеранство произошло разделение на две основные традиции - германскую и скандинавскую.

Ещё при жизни Лютера и особенно после его смерти среди его последователей возникли разногласия. В 1577 году около 8000 пасторов подписали Формулу согласия, где было изложено нормативное вероучение по спорным вопросам. Она была включена в сборник лютеранских вероисповедных документов - Книгу согласия, впервые изданную в Дрездене в 1580 году. Кроме Аугсбургского исповедания и Формулы согласия, в неё вошли Апостольский, Никейский (с Filioque) и Афанасиев символы веры, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы (с приложенным трактатом "О власти и первенстве папы"), "Большой катехизис" и "Малый катехизис" Лютера. Книга согласия остаётся официальным вероучительным стандартом большинства лютеранских церквей.

На протяжении XVII века на основе аристотелианской философии, догматики Книги согласия и не противоречащих лютеранству святоотеческих и католических учений сформировалась "лютеранская ортодоксия", или "лютеранская схоластика". Чрезмерная сосредоточенность на тонкостях догматики вызвала протест поборников социального служения и "живого религиозного чувства", приведший к возникновению пиетизма. В конце XVII - XVIII веков ортодоксальное лютеранство подверглось влиянию рационализма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке самым значительным явлением в лютеранстве и в протестантизме в целом стало появление историко-критического метода исследования Священного Писания, который вместе с достижениями естественных наук и философских исследований дал толчок к возникновению либерального богословия, т. е. переосмыслению в свете современных знаний традиционных догматических представлений. Большое влияние на становление либерального богословия оказали идеи Ф. Шлейермахера, исследования Нового Завета Ф. К. Баура и Д. Ф. Штрауса. Классические представители немецкого либерального богословия - А. фон Гарнак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной форме либеральные течения сохраняются в современном лютеранстве.

В Пруссии в 1817 году король Фридрих Вильгельм III объединил лютеран и реформатов в единую Евангелическую церковь (Прусская уния), в которой было принято кальвинистское учение о Евхаристии. Эта мера вызвала сильную оппозицию, многие лютеранские приходы Пруссии не приняли унию. Король Фридрих Вильгельм IV узаконил независимое существование этих приходов, получивших название "свободные церкви", или "старые лютеране". В 1930-х годах в протестантских церквах Германии сторонники национал-социализма активно поддерживали движение "немецких христиан", которые следовали арийской расовой теории, почитали А. Гитлера как ниспосланного немецкому народу мессию и стремились "очистить" христианство от "еврейского компонента", т. е. фактически от Ветхого Завета. В 1933 году была учреждена т. н. Германская евангелическая церковь во главе с доверенным лицом Гитлера пастором Л. Мюллером. Противники этой политики - как лютеране, так и реформаты, и приверженцы Прусской унии - в июле 1933 года учредили конфедеративную Исповедническую церковь (Bekenntniskirche) во главе с лютеранским пастором М. Нимёллером. 31 мая 1934 года она приняла Барменскую декларацию, в которой осуждались нацистские теории и мессианство Гитлера. Исповедническая церковь подвергалась преследованиям, хотя формально так и не была запрещена. После II мировой войны в Германии в основном восстановилось прежнее церковное устройство: протестантские церкви действуют в пределах отдельных земель, их статус определяется земельными законами.

Распространению лютеранства способствовала и миссионерская деятельность, однако у лютеран она всегда была менее активной, чем у других протестантов. В XIX веке миссионерством занимались в основном пиетисты (миссионеров готовил университет Галле). Миссионеры работали в Индии, Африке, Ост-Индии и Китае. Особенно эффективной их деятельность оказалась в Индии, Эфиопии, Индонезии, Танзании и Кении, где возникли многочисленные, динамично растущие церкви.

В 1923 году образована Всемирная лютеранская конвенция (ВЛК). После II мировой войны церкви - члены ВЛК сотрудничали в оказании помощи пострадавшим в ходе войны в Европе. В 1947 году ВЛК была преобразована во Всемирную лютеранскую федерацию (ВЛФ). 90% всех лютеран принадлежат к церквам - членам ВЛФ. Общее их число (2008) - свыше 70 млн. человек.

Крупнейшим объединением консервативных лютеран является созданный в 1993 году Международный лютеранский совет, в который входят 30 церквей-членов (2007). Они объединяют около 3,45 млн. человек. В 1993 году была основана Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция, ведущую роль в которой играет Лютеранская церковь - Висконсинский синод. По неофициальному правилу каждая вновь возникшая лютеранская церковь может считаться законной только при условии её признания одним из трёх объединений (ВЛФ, Международный лютеранский совет, Конфессиональная евангелическая лютеранская конференция). В начале XXI века продолжается рост числа лютеран в Азии, Африке и Латинской Америке, спад - в Европе и Северной Америке.

Многие лютеранские церкви активно участвуют в экуменическом движении, являются членами Всемирного совета церквей. Важное место в жизни лютеранских церквей занимают социальное служение и благотворительность, в т. ч. осуществляемые совместно с представителями других протестантских деноминаций.

Лютеранство в России

Помимо Церкви Ингрии, консервативное лютеранство в России представляет Сибирская евангелическо-лютеранская церковь (СЕЛЦ), приходы которой (в Новосибирске, Барнауле и др.) создавались в составе Эстонской лютеранской церкви. В мае 2003 года СЕЛЦ стала автокефальной.

Особенности вероучения

Основные принципы лютеранства и протестантизма в целом сводятся к трем положениям: исключительный авторитет Священного Писания, поскольку только через Слово Божие человек приходит к вере; достижение спасения личной верой; священство всех верующих (ср. 1 Пет. 2:9) как отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека.

Понимание Пресвятой Троицы, Иисуса Христа как Сына Божия, рождённого от Девы Марии, учение о рае и аде в лютеранстве совпадают с общехристианскими взглядами (католическое учение о чистилище отвергается). В лютеранстве делается акцент на искупительном подвиге Иисуса Христа. Лютеране придерживаются традиционного для западного христианства учения об исхождении Святого Духа (c Filioque). Лютеранство признаёт учение о предопределении к спасению, но, в отличие от кальвинизма, отвергает предопределение к осуждению. Полностью отрицается в лютеранской теологии участие свободной воли человека в спасении: спасение - дар Бога, который ничем нельзя заслужить - ни аскезой, ни молитвой, ни добрыми делами, т. е. принимается принцип Божия монергизма (в отличие от православного синергизма - признания соработничества Бога и человека в деле спасения человека). Специфически лютеранским, хотя и восходящим к полемике блж. Августина с Пелагием (см. Пелагианство), является разделение всего содержания Библии на Закон (то, что Бог требует от людей) и Евангелие (то, что Бог обещает людям).

Из таинств признаются крещение и Евхаристия (Вечеря Господня, Таинство алтаря). Аугсбургское исповедание рассматривает исповедь и отпущение грехов как таинство, но ныне большинство лютеран относят исповедь к обрядам. Крещение обычно совершается над младенцами и воспринимается как "спасительная работа Бога", который через ниспосылаемую Им благодать творит в принимающих крещение спасительную веру. В крещении люди омываются от грехов, отвращаются от смерти и дьявола и получают вечное спасение в дар от Бога. Крещение обычно совершается обливанием или окроплением, но может производиться и троекратным полным погружением. Согласно лютеранской трактовке Евхаристии, хлеб и вино, становясь истинными Телом и Кровью Христа, вместе с тем сохраняют свою сущность, а не только акциденции (т. о., отвергается учение о пресуществлении). В отличие от цвинглиан, лютеране категорически отвергают представление о том, что Вечеря Господня имеет только символическое или "воспоминательное" значение. В одних лютеранских церквах Евхаристия совершается почти еженедельно, в других - один раз в 2-3 месяца, в третьих - лишь один раз в году, в Великую пятницу. В отличие от католической практики, в лютеранстве причащение всех верующих происходит Телом и Кровью Христовыми, что было введено ещё Лютером. Конфирмация, ординация (рукоположение), брак и елеосвящение рассматриваются обычно как обряды (количество таинств в лютеранстве не фиксируется).

Пасторы во многих лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно. Кандидаты в пасторы должны иметь специальное образование и призвание к служению. В конце XX - начале XXI века в либеральных лютеранских церквах распространилась практика рукоположения в пасторы женщин, а затем - и возведения их в епископское достоинство. В России единственной протестантской Церковью (помимо методистов), признающей женское священство, является ЕЛЦ. В наиболее либеральных лютеранских сообществах получила распространение практика благословения т. н. однополых браков. В 2005 году после решения Евангелическо-лютеранской церкви Швеции о допустимости таких благословений ряд консервативных пасторов вышли из подчинения архиепископа церкви Швеции; Русская Православная Церковь разорвала все контакты с этой организацией.

В лютеранстве отсутствует единый тип церковной организации: в различных церквах присутствуют епископальные, пресвитерианские и конгрегациональные формы. Главами церквей могут быть архиепископы, епископы, генеральные суперинтенданты или президенты. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Каждая Церковь создаёт своё каноническое право, но не считает его единственно верным и толерантно относится к каноническому праву других церквей.

Богослужебная практика

В литургии центральное место отводится Евхаристии (если она совершается в этот день), но важна и проповедь Слова Божия. Поются гимны, читаются молитвы и отрывки из Священного Писания, строго определённые на каждый день. Значительная часть службы отводится общему хоровому пению. Богослужение совершается на национальных языках. В соответствии с принципом оправдания только верой отвергаются церковные молитвы за умерших и не признаётся возможность заступничества святых перед Богом. Во время богослужения возжигаются свечи, иногда используется ладан. Пасторы и епископы надевают особые облачения (в скандинавских церквах облачения священнослужителей очень близки к католическим). В церкви имеется алтарь, одобряется наличие живописных изображений. Поклонение мощам и иконам отвергается. Использование в лютеранской литургии орга́на лежит в основе связанной с лютеранством богатейшей музыкальной традиции (И. С. Бах и др.).

Тра­диционной да­той на­ча­ла Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе счи­та­ет­ся 31.10.1517 года, ко­гда Лю­тер, ка­то­лический мо­нах-ав­гу­сти­нец и профессор Вит­тен­берг­ско­го университета, вы­ве­сил на две­рях церкви Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге свои 95 те­зи­сов про­тив зло­упот­реб­ле­ний ин­дуль­ген­ция­ми. Ка­то­лической док­три­не (см. Ка­то­ли­цизм), со­глас­но ко­то­рой для спа­се­ния ду­ши в чис­ле дру­го­го тре­бо­ва­лось со­вер­ше­ние бла­го­чес­ти­вых дел, Лю­тер про­ти­во­пос­та­вил уче­ние о спа­се­нии толь­ко ве­рой (лат. sola fide). Ни­кто из греш­ных лю­дей, со­глас­но Лю­те­ру, не в со­стоя­нии вы­пол­нить все за­по­ве­ди, дан­ные Бо­гом, ни­ка­кие тру­ды не спо­соб­ны ис­ку­пить че­ло­ве­че­ские гре­хи. Их ис­ку­пил Сам Иисус Хри­стос че­рез му­че­ни­че­скую смерть на Гол­го­фе. Тем са­мым ста­ло воз­мож­но оп­рав­да­ние греш­ных лю­дей пе­ред Бо­гом: от­ны­не че­ло­век, ис­крен­не ве­рую­щий в Трои­цу и, в ча­ст­но­сти, во Хри­ста как сво­его Ис­ку­пи­те­ля, по­лу­ча­ет оп­рав­да­ние, а с ним и веч­ное спа­се­ние. Пре­сле­до­ва­ния Лю­те­ра со сто­ро­ны ка­то­лической Церк­ви, об­ви­не­ние его в ере­си вы­зва­ли со­чув­ст­вие оп­по­зи­ци­он­ных пап­ст­ву сил и спро­во­ци­ро­ва­ли дви­же­ние за ре­фор­му Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Ока­зав­шись пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью обос­но­вать свою по­зи­цию, Лю­тер под­верг пе­ре­смот­ру многие по­ло­же­ния средневекового ка­то­ли­циз­ма, не на­хо­див­шие, по его мне­нию, обос­но­ва­ния в Биб­лии. Фак­ти­че­ски был про­воз­гла­шён при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния над Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем и от­верг­ну­та по­сред­ни­че­ская роль Церк­ви в де­ле спа­се­ния.

Рас­про­стра­не­нию Лютеранства спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у других про­тес­тан­тов. В XIX веке мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в основном пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил университет Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Аф­ри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

В 1923 году об­ра­зо­ва­на Все­мир­ная лю­те­ран­ская кон­вен­ция (ВЛК). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны церк­ви - чле­ны ВЛК со­труд­ни­ча­ли в ока­за­нии по­мо­щи по­стра­дав­шим в хо­де вой­ны в Ев­ро­пе. В 1947 году ВЛК бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию (ВЛФ). 90% всех лю­те­ран при­над­ле­жат к церк­вам - чле­нам ВЛФ. Об­щее их чис­ло (2008) - свыше 70 млн. человек.

Круп­ней­шим объ­е­ди­не­ни­ем кон­сер­ва­тив­ных лю­те­ран яв­ля­ет­ся соз­дан­ный в 1993 году Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, в ко­то­рый вхо­дят 30 церк­вей-чле­нов (2007). Они объ­е­ди­ня­ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы­ла ос­но­ва­на Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция, ве­ду­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет Лю­те­ран­ская цер­ковь - Вис­кон­син­ский си­нод. По не­офи­ци­аль­но­му пра­ви­лу ка­ж­дая вновь воз­ник­шая лю­те­ран­ская цер­ковь мо­жет счи­тать­ся за­кон­ной толь­ко при ус­ло­вии её при­зна­ния од­ним из трёх объ­е­ди­не­ний (ВЛФ, Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция). В начале XXI века про­дол­жа­ет­ся рост чис­ла лю­те­ран в Азии, Аф­ри­ке и Латинской Аме­ри­ке, спад - в Ев­ро­пе и Северной Аме­ри­ке.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­ническом дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совместно с пред­ста­ви­те­ля­ми других про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лю­те­ран­ст­во в Рос­сии

В конце 1950-х годах боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую область. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эстонской церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на финском язы­ке. В 1977 году за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в городе Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь - Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Лютеранство в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эстонской лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Осо­бен­но­сти ве­ро­уче­ния

Основные прин­ци­пы Лютеранства и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от­ри­ца­ние ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

По­ни­ма­ние Пре­свя­той Трои­цы, Ии­су­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия, ро­ж­дён­но­го от Де­вы Ма­рии, уче­ние о рае и аде в Лютеранстве сов­па­да­ют с об­ще­хри­сти­ан­ски­ми взгля­да­ми (ка­то­лическое уче­ние о чис­ти­ли­ще от­вер­га­ет­ся). В Лютеранстве де­ла­ет­ся ак­цент на ис­ку­пи­тель­ном под­ви­ге Ии­су­са Хри­ста. Лю­те­ра­не при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­но­го для западного хри­сти­ан­ст­ва уче­ния об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха (c Filioque). Лютеранство при­зна­ёт уче­ние о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию, но, в от­ли­чие от каль­ви­низ­ма, от­вер­га­ет пре­до­пре­де­ле­ние к осу­ж­де­нию. Пол­но­стью от­ри­ца­ет­ся в лю­те­ран­ской тео­ло­гии уча­стие сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка в спа­се­нии: спа­се­ние - дар Бо­га, ко­то­рый ни­чем нель­зя за­слу­жить - ни ас­ке­зой, ни мо­лит­вой, ни до­б­ры­ми де­ла­ми, т. е. при­ни­ма­ет­ся прин­цип Бо­жия мо­нер­гиз­ма (в от­ли­чие от пра­во­слав­но­го си­нер­гиз­ма - при­зна­ния со­ра­бот­ни­че­ст­ва Бо­га и че­ло­ве­ка в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка). Спе­ци­фи­че­ски лю­те­ран­ским, хо­тя и вос­хо­дя­щим к по­ле­ми­ке блж. Ав­гу­сти­на с Пе­ла­ги­ем (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во), яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го со­дер­жа­ния Биб­лии на За­кон (то, что Бог тре­бу­ет от лю­дей) и Еван­ге­лие (то, что Бог обе­ща­ет лю­дям).

Пас­то­ры во мно­гих лю­те­ран­ских церк­вах из­би­ра­ют­ся и ос­та­ют­ся в са­не по­жиз­нен­но. Кан­ди­да­ты в пас­то­ры долж­ны иметь специальное об­ра­зо­ва­ние и при­зва­ние к слу­же­нию. В конце XX - начале XXI века в ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских церк­вах рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка ру­ко­по­ло­же­ния в пас­то­ры жен­щин, а за­тем - и воз­ве­де­ния их в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во. В Рос­сии един­ст­вен­ной про­тес­тант­ской Цер­ко­вью (по­ми­мо ме­то­ди­стов), при­знаю­щей жен­ское свя­щен­ст­во, яв­ля­ет­ся ЕЛЦ. В наи­бо­лее ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских со­об­ще­ст­вах по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка бла­го­сло­ве­ния т. н. од­но­по­лых бра­ков. В 2005 году по­сле ре­ше­ния Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ской церк­ви Шве­ции о до­пус­ти­мо­сти та­ких бла­го­сло­ве­ний ряд кон­сер­ва­тив­ных пас­то­ров вы­шли из под­чи­не­ния ар­хи­епи­ско­па церк­ви Шве­ции; РПЦ ра­зо­рва­ла все кон­так­ты с этой Цер­ко­вью.

В Лютеранстве от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в различных церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и кон­гре­га­цио­наль­ные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Де­ла­ми церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё ка­но­ническое пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­ническому пра­ву других церк­вей.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка

В ли­тур­гии центральное ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чительная часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хо­ро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на национальных язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся цер­ков­ные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в скандинавских церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церк­ви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам от­вер­га­ет­ся. Ис­поль­зо­ва­ние в лю­те­ран­ской ли­тур­гии ор­гá­на ле­жит в ос­но­ве свя­зан­ной с Лютеранством бо­га­тей­шей музыкальной тра­ди­ции (И. С. Бах и др.).

Лютеранство является традиционным вероисповеданием для скандинавских народов, одним из основных вероисповеданий в Германии и распространено также в других странах. В России лютеранство имеет давнюю историю - более 400 лет. В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что российские лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные кассы, школы для бедных детей и сирот, евангелические общества помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. д.

Лютеране - это христианская церковь. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим. Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом.

Во что веруют лютеране? Лютеране, как и все христиане, верят, что Бог является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил "по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1:27) . При сотворении человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, ст ал грешен и, согласно Закону Божьему, должен был умереть, "ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23) . После грехопадения первого человека никто из людей, живших на земле, уже не мог до конца исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, "потому что все согрешили, и лишены славы Божией" (Рим. 3:23) .

Лютеране, как и все христиане, веруют, что Бог искупил нас посредством смерти и воскресения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране веруют, что Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий, предвечно рожденный от Отца. Иисус Христос - вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим, жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо "Он есть умилостивление. за грехи всего мира" (1 Ин. 2:2) . Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день Христос победоносно воскрес "для оправдания нашего" (Рим. 4:25) .

Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина: Искупление, которое Иисус принес всем людям, дается человеку по одной лишь вере во Христа. Спаситель Сам сказал о Себе: "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Ин. 11:25) . Евангелие говорит нам, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16) . Эта Благая Весть о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования.

Лютеране верят, что подверженный греху человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря действию Святого Духа Божьего, третьей ипостаси Троицы. Христос сказал: "Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6:44) . Дух Святой возрождает, освящает верующего человека, обновляет его сердце, ум и волю, чтобы человек мог жить для славы Божьей и любить Бога. Дух дает верующему силы жить новым человеком, по-христиански, сопротивляться своей ветхой греховной природе и поступать праведно по отношению к другим людям.

Лютеране верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и Иисуса Христа Спасителем.

Лютеране считают, что признаками истинной церкви являются верное преподавание Слова Божьего и совершаемые, согласно установлению Христа, таинства - установленные Иисусом Христом священнодействия, при которых в видимых, материальных знаках таинственно сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Лютеране признают, что Христос установил два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия.

Крещение дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола и дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье, ибо "кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин. 3:5) . Лютеране крестят младенцев, потому что они тоже способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.

В Таинстве святого причастия лютеране принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, которые присутствуют там согласно словам установления, сказанным Христом: ". сие есть Тело Мое, которое за вас предается. сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Лк. 22:19; Мф. 26:28) . В этом таинстве Бог дарует прощение грехов, жизнь и блаженство и укрепляет веру человека.

Лютеране веруют в то, что при втором пришествии Христа произойдет окончательное низвержение дьявола и всякого зла. В этот последний день Бог воскресит всех умерших: "все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия" (Ин. 5:28) . Умершие верующие пойдут в "воскресение жизни", т. е. в вечную жизнь. Туда же пойдут верующие, живущие в этот момент. Умершие неверующие пойдут в "воскресение осуждения", т. е. в вечную смерть. Туда же пойдут и неверующие, живущие в этот момент.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

Лютеране признают, что все христиане имеют право, в силу духовного священства, свидетельствовать о Спасителе, однако к публичному проповедническому служению приходят те, кого призывает Сам Бог, ибо "никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом" (Евр. 5:4) . Они преподают и проповедуют Слово Божье, приобщают святых таинств, а также осуществляют власть ключей, отпуская грехи кающимся. Эти священнослужители в лютеранских церквях называются пасторами (лат. pastor - "пастырь", "пастух"). В тех лютеранских церквях, где сохраняется традиция апостольской преемственности (напр., в скандинавских странах) происходит рукоположение епископов, т. е. "смотрителей" церкви в данной стране или регионе.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода. Однако в главном воскресном богослужении обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие, молитвы, пение гимнов.

Центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов

Содержание

Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
Лютеранская церковь.

Работа содержит 1 файл

реферат лютеранство.doc

Реферат

по истории протестантизма в России

  1. Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.
  2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.
  3. Лютеранская церковь.

Начало реформации и ее дальнейшее развитие в Германии.

1.Условия выдвижения Германии в авангард Реформации.

Центром Реформации стала Германия, которая была раздроблена на множество мелких государств, часто враждовавших между собой. Германия в большей степени, чем другие страны Европы, страдала от произвола князей церкви и поборов в пользу папы. Многие архиепископы и епископы были независимыми князьями, крупными землевладельцами, собственниками ремесленных мастерских, чеканили свою монету и имели войска. Священнослужители больше заботились об улучшении собственного земного существования, а не о спасении душ верующих. Князья и горожане были возмущены тем, что католическая церковь выкачивает деньги из страны. Рыцари с Завистью смотрели на церковные богатства. Люди малого достатка страдали от церковной десятины, дорогостоящих церковных обрядов. 1

Особое возмущение вызвала продажа индульгенций – папских грамот об отпущении грехов. Папе Льву X потребовалось много денег на строительство базилики собора Святого Петра в Риме, одного из великолепных памятников эпохи Возрождения. В 1514 году он объявил о всеобщем прощении грехов и выпустил большое количество индульгенций. Папу поддержал архиепископ Бранденбургский, известный так же как покровитель деятелей искусства. Для торговли индульгенциями он нанял доминиканского монаха Тетцеля.

Выполняя волю церковных властей, Тетцель обещал освобождение от наказания за самые тяжкие из грехов, если только грешник купит индульгенцию. За 7 золотых монет церковь прощала убийство, за 9 –осквернение святынь, за 10 – убийство родителей. При продаже индульгенций перестали требовать обязательного раскаяния и исповеди. Это толкало верующих на совершение новых грехов: ведь их с такой легкостью отпускали! 2

Таким образом, в начале XVI века возмущение католическим духовенством и папой римским охватило широкие слои населения Германии. За Реформацию католической церкви выступали: значительная часть князей, широкие слои горожан, крестьянство.

Зарождению Реформации в Германии также способствовало ее особое положение среди других стран, выражавшееся в раздробленности страны на отдельные самостоятельные княжества и нахождение во главе некоторых из них духовных владык, отсутствии сильной императорской власти, способной защитить своих подданных, как, например, во Франции.

2. Влияние учения Мартина Лютера на развитие Реформации в Германии.

На развитие Реформации в Германии и в целом в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

- нельзя отпускать грехи без покаяния, а покаяние требует внутреннего перерождения человека;

- раскаявшийся получает прощение по милости Божьей, деньги и индульгенции тут ни при чём;

- лучше совершить доброе дело, чем откупиться;

Мартин Лютер (1483-1546) родился в семье крестьянина, ставшего шахтовладельцем. Как ни бедствовала вначале семья, отец мечтал дать сыну хорошее образование. Родители воспитывали мальчика очень суровыми методами. Он рос набожным ребёнком, постоянно думая о том, сколько добрых дел ему нужно совершить, чтобы умилостивить Господа. 5

В 18 лет Лютер поступил в Эрфуртский университет. После окончания университета Лютер, к величайшему удивлению многих знакомых, ушёл в монастырь. Ему казалось, что толстые монастырские стены уберегут его от греха и помогут спасению души. Монашеский орден послал Лютера преподавать в университет. Вскоре он стал одним из самых учёных богословов Германии. 6

После долгих размышлений Лютер пришёл к выводу, что ни прежняя церковь, ни папы, ни монастыри не нужны! Не нужен посредник между человеком и Богом! Именно в этом заключался смысл той реформы церкви, которую предложил Лютер. События, связанные с разрушением старой, католической церкви и созданием новых церквей в Европе, называют Реформацией, а её сторонников – протестантами. 7

Папа Лев X первоначально не придал Значения событиям в Виттенберге. Однако идеи Лютера встретили широкую поддержку в Германии, где росло число недовольных действиями высшего духовенства и папы. Центрами Реформации становятся города, расположенные в них университеты. 8

Действиями Лютера был нанесён сильнейший удар по авторитету и источникам доходов католической церкви. В острой полемике инквизиция угрожала Лютеру физическим уничтожением. 9

В июле 1520 года папа отлучил Лютера от церкви и лишил его сана священнослужителя. Но Лютер в присутствии студентов Виттенбергского университета публично сжёг папскую грамоту и объявил об отлучении самого папы. 10

Император Карл V, мечтавший создать мировую христианскую католическую державу, Реформацию встретил враждебно и встал на сторону папы. В 1521 году Лютер был вызван на императорский суд – съезд князей церкви в городе Вормсе.

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа и он читал им проповеди.

Звёздным часом для него стал Вормский сейм. Толпы народа запрудили улицы и площади средневекового города, солдаты силой расталкивали толпящийся народ, чтобы продолжить Лютеру путь к ратуше, где происходило Заседание. 11

Император своим эдиктом объявил Лютера еретиком, подлежащим аресту, и запретил распространение его учения. Лютер на съезде отверг обвинения и нашел поддержку у крупных князей. Значительная часть верующих в Германии также поддерживали учение Лютера. Они были едины в стремлении избавления от духовного гнета и поборов церкви, в секуляризации её земель и других богатств. 13

После суда многие думали, что Лютера ждет судьба Яна Гуса. Но саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в одном из своих Замков, где Лютер жил под именем рыцаря Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие религиозные тексты. Пока Лютер жил в замке, в Виттенберге и других землях началось ниспровержение католицизма.

Реформация началась. По дорогам Германии передвигались бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только пап римских, но и светских князей.

Лютер не мог принять этих призывов. Он резко выступил против своих вчерашних сторонников и призвал князей установить над церковью свою власть. 14

3. Лютеранская церковь.

Мартин Лютер утверждал, что церковь и духовенство не выполняют роли посредника между человеком и Богом. Это вовсе не означает, что церковь не нужна, она просто должна быть другой. 15

Сторонников и последователей учения Лютера стали называть лютеранами, а созданную им церковь – лютеранской. Она отличалась от католической церкви тем, что:

Во-первых, церковь по Лютеру, была наставницей людей в религиозной жизни;

во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значит, и к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирян (рядовых верующих) особыми качествами. Священнослужитель – это только должность, на которую можно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество. Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматься различной деятельностью;

в-третьих, у церкви не должно быть земель и имущества кроме того, что используется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастыри и монашеские ордена упразднены;

в-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители – князья, их подданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке;

в-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Из церкви убирали иконы, мощи святых, статуи. 16

Такое учение вполне отражало и интересы князей. Под лозунгом церковной реформы стал происходить захват монастырских земель.

Читайте также: