Доклад на мо учителей коррекционной школы

Обновлено: 08.07.2024

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Замечательно, что главная цель образования в нашей школе - добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Выделяют такие группы методов:

1. Методы формирования нравственного сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации) ;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание) .

Основу содержания нравственного воспитания в нашей школе составляет православная культура, а ее главной содержательной линией являются православные праздники, как нечто по-настоящему доступное для детей.

Немаловажная роль в нравственном воспитании детей в нашей школе , особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству : сказкам, песням, пословицам, экскурсиям в комнату народознавства и т. д.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма .

В заключении хочется отметить, что нравственность - это понятие, без которого, невозможно современное воспитание и развитие . Нравственное воспитание школьников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Доклад на МО

учителей трудового обучения

Характер образовательного процесса для детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых) — коррекционно-развивающий.

Основные особенности образовательного процесса:

Ø создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;

Ø индивидуальный и дифференцированный подход;

Ø единство и постоянство требований школы и семьи;

Ø приобщение детей к организованному, посильному для их уровня и возраста труду;

Ø развитие его речи и познавательных интересов;

Ø организация предметно-практической и трудовой деятельности;

Ø рациональное использование словесных, наглядных, практических методов.

Целью коррекционно-развивающей работы является социальная адаптация воспитанников, их трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни.

А главная задача, стоящая перед педагогом - максимальная коррекция недостатков в процессе обучения, воспитания, специальных занятий по исправлению дефектов развития, социальная адаптация в условиях современного общества.

Особое значение придается трудовому обучению и профессиональной подготовке учащихся коррекционной школы.

Труд играет большую роль в судьбе умственно отсталых учащихся. Трудовая деятельность школьников с ограниченными возможностями здоровья характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития. В ходе выполнения трудовых заданий можно обнаружить, насколько усвоил ученик знания по отдельным общеобразовательным дисциплинам и каковы его возможности в использовании этих знаний в практической деятельности, в частности на уроках швейного дела. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качества школьников с ОВЗ: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т. п.

Трудовое обучение и трудовое воспитание - два взаимосвязанных и взаимодополняющих процесса. Трудовое воспитание может обеспечить формирование у умственно отсталых детей разумных потребностей. Важной задачей, стоящей перед специальной (коррекционной) школой, является развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья общетрудовых умений и навыков, необходимых в любой трудовой деятельности. Школьников нужно научить планировать свои действия, контролировать их выполнение, работать аккуратно, целенаправленно, самостоятельно.

Принципы коррекционно-развивающего обучения заключаются в упрочении связей между полученными знаниями и навыками, вырабатывание при этом мобильных умений, способные сориентировать учащегося в социуме и производственной сфере (социально-трудовая адаптация).

Принципами коррекционно-развивающей работы и методами их реализации являются следующие:

Принцип мотивации заключается в том, что задания, упражнения должны быть интересны ученику. Весь воспитательный процесс должен быть ориентирован на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:

- Постановка проблемных заданий (например, распоролся рукав по шву. Необходимо определить причины разрыва и способы решения этой проблемы).

- Постановка познавательных задач (например, чтобы узнать тему урока необходимо разгадать ребус или необходимо отгадать загадку, чтобы узнать какой детали не хватает в швейном изделии);

- Похвала, поощрение (Не должны оставаться незамеченными малейшие успехи детей. Получился ровный, аккуратный стежок или машинный шов – ребенок должен услышать похвалу или одобрение учителя.

Принцип мотивации обеспечивает развитие личности, коррекцию эмоционально-волевой сферы учащихся.

Следующий принцип - продуктивной обработки информации, т.е. создание такой педагогической ситуации, где дети самостоятельно осваивают способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную учителем.

Реализация принципа продуктивной обработки информации достигается следующими приемами и методами:

- Перенос показательного способа обработки учебной информации на своё индивидуальное задание.

- Дозированная поэтапная помощь педагога.

- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

Принцип дифференцированного и индивидуального подхода - изучение индивидуальных особенностей ребенка и опора на них, подбор адекватных специфических приемов и способов коррекционно- педагогической работы; отбор содержания учебного материала и организация учебно-коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, форм и способов контроля и мотивации учения.

Принцип развития и коррекции высших психических функций –предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы. В содержание занятия мы включаем специальные коррекционные упражнения: для развития речи, внимания, памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления, мелкой моторики рук.

Реализация принципа развития и коррекции высших психических функций достигается путем включения специальных упражнений и заданий для коррекции недостатков развития личности ребёнка.

Обучение швейному делу способствует коррекции всех психических процессов, развивает мелкую и крупную моторику рук детей. Упражнения включают учащихся в активную познавательную деятельность и создают мотивационную обстановку на уроке.

Особое положение занимают принципы коррекционно-компенсирующей и социально-адаптирующей направленности, которые определяют содержание и планируемый результат всей коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития.

Коррекционная работа направлена на исправление (ослабление) недостатков психофизического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации.

Одним из руководящих принципов дидактики является принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой). В современной дидактике этот принцип называется принципом практической направленности подготовки учащихся.

Одним из важных направлений школы является подготовка обучающихся с нарушением интеллекта к жизни. Практическая направленность обучения предполагает тесную связь с жизнью, подготовку обучающихся к профессионально-трудовым навыкам.

На уроках дети учатся работать с инструментами и приспособлениями, знакомятся с правилами безопасности и санитарно-гигиеническими требованиями. Все это способствует развитию навыков практических действий, необходимых в различных жизненных ситуациях.

Воспитывая отношение к труду как к первой жизненной потребности посредством развития интереса, положительной мотивации и, эмоционального настроя к труду мы подводим учащихся к пониманию того, что труд необходим всюду (дома, в школе, на улице, на производстве).

Не все девочки по окончании школы смогут самостоятельно сшить какое-либо изделие. Но выполнить мелкий ремонт одежды они способны: подшить низ изделия, зашить распоровшийся шов или наложить заплату.

Привив навыки практических действий мы сможем подготовить детей к самостоятельной жизни.

Правильно организованная коррекционно-развивающая работа, используемая в процессе обучения и воспитания детей с умственной отсталостью может служить средством коррекции нарушений познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения наших детей, повышения мотивации к обучению, формирования качеств характера, необходимых для успешной социализации воспитанников.


Письмо и развитие речи, чтение и развитие речи являются одними из основных предметов в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Важнейшая цель уроков письма - формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности учащихся и подготовки их к социально-трудовой адаптации. На уроках чтения главным является не только выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного, осознанного чтения, но и коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Моя деятельность как учителя заключается в реализации вышеозначенных целей с помощью проведения коррекционных, развивающих занятий с детьми, имеющими сенсорные, интеллектуальные, эмоционально-волевые, физические и другие отклонения в психофизическом развитии.

Проектируя уроки письма и развития речи, чтения и развития речи на основе системно-деятельностного подхода, тем самым решаю следующие задачи:

- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

- развиваю творческие способности;

- предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность в организации учебной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, что в свою очередь сказывается на перспективах роста возможностей их коммуникации, социальной адаптации;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Приоритетом при системно-деятельностном подходе становится собственная деятельность обучающихся: дети сами определяют тему урока, работают над заданием в группах.

Составляется по определённым правилам:

В первой строке одним словом обозначается тема (имя существительное).

Вторая строка – описание темы двумя словами (имена прилагательные).

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

Четвертая строка – предложение из 3-4 слов, выражающее отношение к теме (разные части речи).

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Приведу примеры синквейнов, составленных ребятами на уроках чтения.

Порвал штаны, кричал, просил рыбы

Испугал деда Митрия

Защищал, привёл, обманул

Он их увёл под пули

В процессе обучения использую элементы следующих образовательных технологий деятельностного подхода:

1. Технология сотрудничества.

С целью обогащение опыта социального и учебного взаимодействия, развитие коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.

Работа в группе позволяет дать каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие и слабые ученики.

С целью формирования навыков устной речи, терпимости к различным взглядам, способности работать в команде; повышения социальной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Как результат: снижение страха самовыражения; приобретение навыков самопрезентации и социализации; повышение самооценки; возникновение потребности в успехе; снижение коммуникативных барьеров.

3. Одной из форм системо-деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.

Главными целями введения этого метода являются: отработка материала с разных позиций, интеграция знаний, через многократное возвращение к одной теме в условиях разных видов деятельности.

Воспитанники приобретают опыт проектной деятельности, учатся систематизировать, оценивать и представлять свои достижения.

Работая с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, моя цель - по возможности создавать условия для самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся и приобретения ими жизненного опыта, оказывая адресную помощь каждому ребёнку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая её преодолевать.


-75%

Аналлиз МО учителей начальных классов школы-интернат 8 вида

Цели и задачи МО учителей начальных классов:

  1. Повысить качество образования обучающихся по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий.
  2. Способствовать формированию у обучающихся положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми.
  3. Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие каждого ученика в соответствии с их возможностями и индивидуально-типологическими особенностями.
  4. Совершенствовать систему мероприятий по индивидуальному сопровождению детей с пониженной учебной мотивацией;
  5. Продолжать работу по реализации ФГОС.
  6. Совершенствовать процедуру мониторинга с целью повышения качества образования
  7. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей через овладение новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС путём повышения квалификации и самообразование каждого учителя.
  8. Корректировать рабочие программы, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
  9. Формировать и использовать здоровьесберегающую среду, обеспечивающую качество и эффективность образования.

В течение учебного года на заседаниях МО были рассмотрены вопросы, необходимые для повышения профессиональной компетенции учителей и для улучшения качества обучения учащихся:

· Творчество в работе учителя. Использование современных технологий в рамках ФГОС на уроках музыки. Валеева Ф.И.

· Знакомство с результатами логопедического и психологического обследования учащихся в начале учебного года и плана индивидуальной работы. Корнеева Ю.А. Митина Л.Ф.

· Тестирование на общую осведомлённость учащихся 4 класса на начало учебного года. Бобрук А.С.

· Рекомендации соцпедагога: "Работа педагогического коллектива с обучающимися и семьями, находящимися в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации" Мыцак В.Г.

· Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС. Якупова А.С.

· Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога. Данченко В.Г.

· Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе. Бобрук А.С.

· Доклад "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы: развитие и коррекция познавательных процессов, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников младших классов "Багаутдинова Л.П.

· Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. Бобрук А.С.

· Развитие личности школьника на уроках в начальной школе. Якупова А.С.

· Планирование урока с учётом здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС. Рузанкина К.А.

· Планирование урока с учётом здоровьесберегающих технологий в рамках реализации ФГОС. Данченко В.Г.

· Формирование ключевых компетенций младших школьников с ОВЗ как основа личностно-ориентированных технологий. Деятельностный подход. Бобрук А.С.

· Коррекция познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка через создание проблемной ситуации. Якупова А.С.

· Технология разноуровневого обучения на уроках русского языка и чтения в 1 –4 классах коррекционной школы VIII вида. Цинковская Я.Р.

· Доклад "Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях специальной (коррекционной) школы. Багаутдинова Л.П.

· Анализ работы МО учителей начальных классов за год. Данченко В.Г.

· Доклад «Технология разноуровневого обучения на уроках математики в коррекционной школы VIII вида. Мыцак В.Г.

Проведены открытые уроки.

· Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный мягкий знак" Рузанкина К.А.

· Открытое занятие в 4 классе. Коррекция ВПФ. Митина Л.Ф.

· Открытый урок по математике по теме "Деление на 8 равных частей" Рузанкина К.А.

Проведённые открытые уроки и внеклассные мероприятия показали хорошее владение учителями методами и приёмами образовательного и воспитательного процесса.

Учителя принимали участие в школьных, российских и международных конкурсах.

Опубликовали на сайтах свои разработки.

Данченко В.Г. принимала участие во всероссийском конкурсе в номинации Олигофренопедагогика. Конкурсная работа: Адаптированная рабочая программа по чтению, 1-4 класс. I место. № 1867264 от 17.10.2019

Данченко В.Г. принимала участие во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации Олигофренопедагогика. Конкурсная работа: Интегрированный урок по чтению и логопедии 1 класс. I место.

Адаптированную рабочую программу по чтению, 1-4 класс от 17 октября 2019 г., конспект интегрированного урока по чтению и логопедии 1 класс. От 27 марта 2020г.

Бобрук А. С. принимала участие в подготовке победителей в мероприятии Международная предметная олимпиада для младших школьников, 2 место от 18.02.2020

балл. 04.12.2019 АЮ84294984

Якупова А.С. опубликовала на сайте VIDEOUROKI . NET 09/09/2019 г.

· Доклад на МО на тему «Возможности системно-деятельностного подхода на уроках письма, чтения и развития речи в коррекционной школе 8 вида.

· Презентация к открытому уроку по обучению грамоте 1 класс

· Рабочая программа по русскому языку

Якупова А.С. опубликовала на сайте ИНФОУРОК 09.09.2019

· Рабочая программа по речевой практике

Учителя прошли курсы:

• Цинковская Я.Р. прошла повышение квалификации: Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС, Смоленск, №118544ПК 00118705 С 11 марта по 01 апреля 2020г.

• Цинковская Я.Р. прошла повышение квалификации: Основы обеспечения информационной безопасности детей. В объёме 22 часа. Единый урок. Саратов 06.05.2020

• Данченко В.Г. прошла повышение квалификации: Основы обеспечения информационной безопасности детей. В объёме 22 часа. Единый урок. Саратов 06.05.2020

• Бобрук А. С.прошла повышение квалификации: Основы обеспечения информационной безопасности детей. В объёме 22 часа. Единый урок. Саратов 06.05.2020

• Якупова А.С. прошла повышение квалификации: Основы обеспечения информационной безопасности детей. В объёме 22 часа. Единый урок. Саратов 06.05.2020

Якупова А.С. в этом учебном году аттестовалась на высшую категорию.

Анализ административных контрольных работ по предметам показал усвоение программного материала.

Цели и задачи на следующий учебный год.

· Повысить качество образования обучающихся по предметам путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий.

· Способствовать формированию у обучающихся положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми.

· Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие каждого ученика в соответствии с их возможностями и индивидуально-типологическими особенностями.

· Совершенствовать систему мероприятий по индивидуальному сопровождению детей с пониженной учебной мотивацией;

· Продолжать работу по реализации ФГОС.

· Совершенствовать процедуру мониторинга с целью повышения качества образования

· Совершенствовать педагогическое мастерство учителей через овладение новыми образовательными технологиями в условиях перехода на ФГОС путём повышения квалификации и самообразование каждого учителя.

· Корректировать рабочие программы, отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

· Формировать и использовать здоровьесберегающую среду, обеспечивающую качество и эффективность образования.

Читайте также: