Доклад на тему лирика дж г байрона

Обновлено: 16.05.2024

Джордж Гордон Байрон родился 22 января 1788 года в Лондоне на Холл-Стрит в очень бедной семье и носил при рождении титул Лорда. До рождения Байроны имели большое состояние, но его отец, который был заядлым пьяницей и игроком в карты проиграл его. Остатки состояния, которые удалось сохранить его матерью хватило для того, чтобы определить мальчика в гимназию.

У мальчика при рождении была больная нога. Поведение маленького лорда отличалось большой активностью. Ему трудно было оставаться на одном месте. Сестры Грэй, нанявшиеся няньками для лорда отмечали его крайнюю насмешливость над окружающими и в том числе над его матерью. Однажды чтобы разозлит свою маму, но пытался заколоть себя, ему это не удалось. Мама маленького лорда нежно называла его хромой мальчуган.

Мальчуган не проявлял интереса к учебе. Когда лорду исполнилось 10 лет, умер его двоюродный дед и ему досталось поместье Байронов с небольшой суммой денег. Мальчик был влюблен в свою кузину, услышав, что она помолвилась, мальчик впал в истерику.

Юность он провел в Кембриджском университете. Он активно изучал разные дисциплины и активно участвовал в спортивных мероприятиях. Отношение со сверстниками отличались высоким дружелюбием и отзывчивостью. Лорд унаследовал от своего отца такую черту как постоянно тратить деньги и много пить, поэтому он нуждался в постоянном пополнении своего кошелька.

Первые свои произведения, написанные в университете, были изданы в 1807 году под названием часы досуга. Спустя годы на него обвалился шквал критики за его первое произведение. Также великолепно получалось писать стихи и поэмы. Благодаря своему уникальному и революционному мышлению и анализу происходящего, лорду удавалось великолепно запечатлеть современные реалии на страницах своих романов.

Вскоре после этого Лорд Байрон женился. Жизнь в семействе не приносила его удовольствия. Он жаждал все наслаждения этого мира. Постоянные ссоры с семьей не давали ему покоя. Байрон посетил Грецию. Во время своего посещения он заболел. Смерть не заставила долго ждать. 19 апреля 1824 года Лорд Байрон умер.

Творчество Байрона

Творчество Байрона

Каждый человек большую часть своей жизни проводит за компьютером и при этом не сразу замечает существенных изменений в состоянии здоровья. Что же происходит с тем, кто сидит за компьютером ежедневно более 6 часов?

Портрет – это один из старинных и давних жанров живописи. Изображение конкретного человека или группы людей принято называть портретом. В настоящее время портрет - это один из самых главных жанров изобразительного искусства.

Латинское название гриба – Cantharellus. Они относятся к базидиомицетам, классу агарикомицеты, семейству лисичковые, види лисички. Свое название гриб получил за рыжий цвет, схожий с окраской лисы. Встречается он в смешанных и хвойных лесах.

Путь в литературу Байрон начал с лирических стихотворений. В годы обучения в кембриджском университете Байрон издал поэтические сборники: "Стихи на случай" (1806), "Часы досуга" (1807). Первый сборник был издан анонимно, а второй с фамилией автора, которая была снесена критикой напрочь. В ответ Байрон создал сатиру под названием "Английские барды и шотландские обозреватели" (1809) в которой не только саркастически высмеивал своих критиков и вступил в полемику с представителями первого поколения волынских поэтов романтиков принадлежавших так называемой "Озорной школы", относительно принципов, по которым современная литература должна отображать жизнь. Между прочим, критики много в чем были правы: ранняя лирика поэта была незрелой и непоследовательной, хотя и не избавлена от блеска поэтического гения.

К художественно совершенным образам байронической лирики относятся; цикла любовных стихов адресованных Мэри Чаворт, в которую поэт был влюблен в студенческие годы: стихи обращены к сводной сестры Августы (от первого брака его отца); цикл стихов посвященных исторической фигуре Наполеона, которого поэт, как и много других европейцев сначала боготворил, и в котором впоследствии разочаровался, возмущенный его захватнической политикой; поэтический цикл "Еврейские мелодии" содержащий 23 стихотворения, написанных на библейские мотивы и одновременно полных отголосков современности.

Лирика Байрона уже стала и для его современников ярким воплощением новой, определенно романтической поэзии. Едва ли не основным художественным открытием Байрона стало то, что главным героем своей повести он сделал собственную душу. Его душевная открытость и искренность поражает. В лирике определяются и главные идейно-художественные приоритеты поэта: с одной стороны это мотив усталости, разочарования, одиночества, который начинает пафос "мировой скорби" а с другой стороны это пропитанные свободолюбивым пафосом богоборческие и бунтарские мотивы, которые наилучшим образом находят свое отражение и продолжение в образе байронического героя.

Одними из выдающихся лирических стихотворений поэта стали "Мой дух как ночь" и стихотворение основное на древнегреческом мифе "Прометей". В последнем стихотворение Байрон подчеркивает не только страдания и предательство главного героя, но и поднимает патриотический дух.

Для наследия романтизма в целом характерно то, что оно не теряло своей актуальности и привлекательности для потомков ни на один сколько-нибудь длительный срок. Романтизм ассоциировался у многих как с юношеским максимализмом и эгоизмом, так и с обостренным эмоциональным состоянием. Он прекрасен в своей возвышенности и страстности. И это свойственно для любого вида искусства.

Есть безусловное родство между героем и автором, но есть и глубокое различие. Ирония Байрона в отношении своего персонажа, строфы, в которых отчетливо распознается авторский юмор, даже тот факт, что в последних песнях Гарольд почти исчезает из повествования, - ничто не переменило мнения, согласно которому в лице странника поэт изобразил самого себя.

Отчасти это объяснимо тем, что всех глубоко поразил герой, выведенный Байроном. Он был нов и необычен. При этом, он нес в себе черты самого характерного типа, созданного временем. Невольно казалось, что Гарольд списан с совершенно конкретного лица, и лицом этим не мог быть никто иной, кроме автора. Образ, сложившийся в воображении поэта, и реальный человек для современников Байрона, да и для потомков, слились воедино. За всю историю английской литературы не было персонажа, который бы так свободно и, главное, с такой стремительностью шагнул со страницы книги в реальную жизнь, порождая множество подобий и подражаний.

Еще не остыло первое впечатление от байроновской поэмы, сама поэма не была окончена, а уже становилась вполне привычной фигура молодого человека, который ничему на свете не верит, томится пустотой будничности и слишком хорошо знает цену обманам любви, мечтательности, героики. Этот молодой аристократ с какой-то болезненной напряженностью всматривался в окружающую жизнь, но не для того, чтобы разгадать, почему так тесно переплелись в ней радость и горе, благородство и низость. Побуждение его совсем другое: ему нужно вновь и вновь увериться, что в своем презрении к окружающему он прав. Таково уж было время: оно было полно обещаниями великих перемен и свершений, которые преобразуют мир, но эти обещания так и не сбывались.

3 Влияние Байрона на национальные культуры

Если жизнь изменилась настолько, что самое глубокое, сильное и самое скорбное в поэзии Байрона становилось менее понятным, то все-таки в жизни оставалось очень много общих тенденций и единичных явлений, которые вполне оправдывали и скорбный взгляд на людей, и недоверие к ним, и бунтарский настрой.

4 Творчество Байрона и Россия

…and now rhymes wander

Almost as far as Petersburgh and lend

A dreadful impulsu to each loud meander

Of murmuring Liberty’s wide waves, which blend

Their roar even with the Baltic’s …

Усиление интереса к Байрону в русских читательских кругах стояло в прямой связи с обострением общественно-политического недовольства в широких кругах русской дворянской интеллигенции и активизации тайных обществ, вроде Союза Спасения и Союза Благоденствия. Произведения Байрона итальянского периода находили в России быстрый отклик, прежде всего потому, что они будили вольнолюбивые мечтания, отвечали нарождавшимся общественным оппозиционным настроениям.

По прошествию десятилетий, когда байронизм как явление утрачивал свою актуальность и значимость, имя Байрона не исчезает бесследно из контекста русской культуры. Представляет определенный интерес оценка творчества Байрона, данная знаковыми фигурами русской культуры второй половины-конца19 столетия.

Байронизм через двести лет ассоциируется и с эпохой романтизма, и с личностью поэта, и с его героями. Он, как культурное явление, преломляется тем или иным образом в творчестве некоторых современных писателей и поэтов. Примеров такой связи времен достаточно. Остановимся на двух: Байрон и Бродский и Байрон и Стоппард.

Одна из таких теней для Бродского – Байрон. Принципиальный индивидуализм Бродского под стать Байрону. Оба они соразмерны свои лирическим героям.

…Я бежал от судьбы, из-под низких небес, от распластанных дней,

Из квартир, где я умер и где я воскрес из чужих простыней;

От сжимавших рассудок махровым венцом откровений,

От рук, припадал я к которым и выпал лицом из которых на юг.

Счастье этой земли, что взаправду кругла, что зрачок не берет из угла, Куда загнан, свободы угла, но и наоборот; что в кошачьем мешке

У пространства хитро прогрызаешь дыру, чтобы слёз европейских сушить серебро на азийском ветру.1

Эти строки можно отнести в равной степени как к самому Бродскому, так и к Байрону.

Оба поэта были предельно честолюбивы. Им, прирожденным победителям во всем, мысль о неизбежном человеческом поражении — смерти, была особенно нестерпима и унизительна.

Изучением и пропагандой байроновского творческого наследия занимается Международное байроновское общество (Англия). Его деятельность направлена преимущественно на популяризацию произведений Байрона, поддержку научных, в том числе студенческих, исследований, на проведение конференций, издания как сочинений Байрона, так и работ о нем, его эпохе и поэзии. Это общество руководствуется в своей деятельности традиционным подходом к культурным ценностям. Оно в известной мере консервативно и академично. Но в современную нам эпоху — эпоху постмодернизма возникают новые формы актуализации классических произведений. Многие художественные произведения, созданные в стилистике постмодернизма, отличаются прежде всего сознательной установкой на ироническое сопоставление различных литературных стилей, жанровых форм и художественных течений.

by Richard "Mad Jack" Schulze:

Now that I'm here with old friends:

Mssrs. Henrey & Oakley, to name just two,

There's no need for amends-

For less than half you've written 'bout me is true!

Now we've passed the age that Byron died

So it's time for us all to take stock.

Have we accomplished what we've tried?

Can we, 'gainst folly of age, still turn back the clock?

Though 'tis true that Byron said:

'Seek a soldier's grave, for thee the best'

On that glory I'll pass, and seek instead

Other spirits and pleasures: that's no jest!

Though half our days are now gone,

(And you my friends are the best)

Chase a life in the style of Byron,

And you'll have no cause for regrets!1

Тем самым, примеры показывают, как новые формы вбирают в себя классическое романтическое наследие, актуализируя их таким образом.

Постмодернистская поэтическая практика вместе с тем не означает, что классические произведения прошлого, в том числе и сочинения Байрона, не могут в настоящее время существовать иным способом. Те общечеловеческие ценности, которые были важны для Байрона, для его героев, не теряют своей актуальности. Не тускнеет, естественно со временем сам поэтический талант Байрона. Он будет современен всегда, покуда человек способен воспринимать прекрасное. А герои Байрона останутся таковыми, пока человек не прекратит сомневаться, искать истины, бороться за счастье.

Список литературы

1. Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи (18 – первая половина 19 вв.)//Литературное наследство.Т.91.М.,1989.-С.342.

2. Аничков Е. Жизнь и переписка Байрона.— СПб, 1988. — С. 56.

3. Arrow of Chaos : Romanticism and Postmodernity.-L.,1997.-p.345

4. Барт Р. Избранные работы.-М.,1989.-С.76.

5. Бродский И. Избранное.—СПб,1997.-С342.

6. Бродский И. Ук.соч. – С.75.

7. Вайль П. Босфорское время// Иностранная литература.-№ 2.-1998.-С.231-245.

8. Гете об искусстве. — М., 1991. — С. 112.

9. Жирмунский В.М. Избранные труды. Байрон и Пушкин.-Л.,1978.

10. Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М., 1979. — С.47.

12. Мережковский Д.С. Избранные статьи по литературной критике.-СПб,1993.-С.69.

14. Соловьев В.С. Собр.соч.-Т.2.-М.,1991-С.236

[1] Цит. по: Аничков Е. Жизнь и переписка Байрона.— СПб, 1988. — С. 56.

[2] Гете об искусстве. — М., 1991. — С. 112.

[3] Киреевский И. В. Критика и эстетика. — М., 1979. — С.47.

4 См.,например: Жирмунский В.М. Избранные труды. Байрон и Пушкин.-Л.,1978.

1 Цит. по : Алексеев М.П. Русско-английские литературные связи (18 – первая половина 19 вв.)//Литературное наследство.Т.91.М.,1989.-С.342.

1 Цит.по: Алексеев М.П. Ук.соч.- С.344.

1 Соловьев В.С. Собр.соч.-Т.2.-М.,1991-С.236.

2 Мережковский Д.С. Избранные статьи по литературной критике.-СПб,1993.-С.69.

2 Бродский И. Избранное.—СПб,1997.-С342.

1 Бродский И. Ук.соч. – С.75.

2 Вайль П. Босфорское время// Иностранная литература.-№ 2.-1998.-С.231-245.

1 Цит.по: Arrow of Chaos : Romanticism and Postmodernity.-L.,1997.-p.345.

До Байрона не было поэта, который с таким же правом мог бы притязать на роль кумира своего поколения, и не только в Англии. Стихами Байрона зачитывались, а самому ему (вернее, тому лирическому герою, в котором видели автопортрет поэта) откровенно подражали. Когда Байрон погиб, его смерть оплакивала вся мыслящая Европа. Его творчество представляет собой одно из самых значительных явлений в истории мировой литературной и общественной мысли. В его поэтических произведениях воплотились наиболее острые, жизненно актуальные проблемы его эпохи. Огромная художественная ценность наследия Байрона неотделима от его исторического значения. Его поэзия, явившаяся откликом на революционные потрясения конца XVIII – начала XIX века, отразила общую позицию европейского романтизма как особого направления духовной жизни эпохи.

Байрон был привержен просветительским идеалам и эстетике классицизма, однако, он является поэтом-романтиком. Преклонение перед разумом сопровождается мыслью о неразумности современной действительности. Признание классицистической строгости и ясности сочетается с изображением сложных и неясных чувств, окрашенных мрачным настроением. Действительность испытывается не только разумом, но и романтической иронией. Идеи просветителей выступают в творчестве Байрона в новом, трансформированном виде. У поэта уже нет оптимистической веры во всесилие разума.

Пафос жизни и творчества Байрона - в борьбе против тирании.

Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Однако идеал свободы у Байрона лишен социальной конкретности, поэтому стремление к свободе у него индивидуалистично. Свободу Байрон видит либо в борьбе, ведущей к разрыву с обществом, либо в эпикуреизме.

Неспящих солнце! Грустная звезда!

Как слёзно луч мерцает твой всегда!

Как темнота при нём ещё темней!

Как он похож на радость прежних дней!

Так светит прошлое нам в жизненной ночи,

Но уж не греют нас бессильные лучи;

Звезда минувшего так в горе мне видна;

Видна, но далека – светла, но холодна!*

(Перевод А. К. Толстого)

Байрон вольно перелагает библейские мотивы, и они обретают романтическое звучание. Скорбная лирика поэта, исполненная неотступного чувства одиночества и стоического мужества в испытаниях, посылаемых

И если не на век надежды рок унёс, -

Они в груди моей проснутся,

И если есть в очах застывших капля слёз, -

Они растают и прольются.*

Жгучее презрение к благоденствующей толпе, добровольная отверженность, напряженность трагических переживаний, звучащие в лирике Байрона, сделали её воплощением романтизма - и как миропонимания, и как эстетической доктрины. Стихи передавали не только окрашенную в мрачные тона гамму чувств, но и энергию протеста, вольнолюбие, отказ от моральных компромиссов. Прежде считалось немыслимым с подобной откровенностью говорить в стихотворении о любви и ненависти, озарениях и очарованиях, муках и яростях, скрупулезно воссоздавая прихотливые порывы души, и делая это так, что хроника сердечных смут одновременно оказывалась хроникой века. До романтиков в поэзии преобладали обобщенность и почти неизбежная условность чувства. Байрон первым превратил лирику в исповедь и дневник в личности, уникальному по своему духовному опыту, но в месте с тем типичной для своей эпохи.

Нет слёз в очах, уста молчат,

От тайных дум томится грудь,

И эти думы вечный яд,-

Им не пройти, им не уснуть!*

Байрон увлекался сатирой. Сатирическое направление в его творчестве развивалось в различных жанрах – поэмах, эпиграммах, пародиях, сатирических эпитафиях. В совершенстве Байрон владел малой формой – в нескольких строках, в остроумной игре слов ему удавалось передать и злободневность события, и его точность.

Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 51582
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: