Доклад на тему лидер в обществе

Обновлено: 16.05.2024

^ Что такое лидер и лидерство

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

1) бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”. Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

^ Функции политического лидера


  • объединение общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;

  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;

  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;

  • мобилизация масс на достижение политических целей;

  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;

  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;

  • узаконивание власти.

^ Качества присущие лидеру

Само ядро лидерства, в первую очередь, определяется лидером как человеком. Но чтобы притягивать к себе людей, лидер должен обладать харизмой. Как было сказано выше, харизматичный лидер сам по себе является, привлекательным для других. Такому лидеру хотят подражать и следовать за ним. Его сложно не заметить в толпе. Поэтому харизматичность является неотъемлемой составляющей настоящего лидера. Неспроста этому феномену в политике уделяется такое огромное значение, где харизматичность формируют при помощи специальных политтехнологи. Помимо харизматичности, лидер должен транслировать правильные убеждения и вдохновляющие идеи. Это даёт окружающим пищу для размышления, наполняет лидера, как сосуд изнутри, создаёт внутренний стержень, опору. Люди понимают, что за словами и внешней оболочкой стоит конкретное дело, конкретная мысль, внутренняя убежденность. Говоря языком психологии, в этом состоит внутренняя выравненность человека.

^ Ключевые качества современного лидера.

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуги полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. Видение. Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд. Он должен уметь предвидеть будущее и, исходя из своего видения, направлять свою команду вперёд к цели.

Мотивация. Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду. В любой, даже самой безвыходной ситуации лидер верит в то, что выход существует. Лидер должен уметь вдохновлять и побуждать других к действию.

^ Распознавание слабых сигналов (чувствительность). Современный мир — мир перемен. Лидер должен быть внимателен к изменениям, происходящим во внешнем мире, в его команде. Умение получать обратную связь и быстро реагировать, упреждать — значит быть на полшага впереди всех.

^ Гибкость в поведении . Лидер должен уметь реагировать не только быстро, но и обладать разными стратегиями поведения. К каждому человеку должен быть свой подход, важно его не только найти, но и провзаимодействовать с ним, учитывая свои и его интересы, действовать из позиции выигрыш-выигрыш, где обе стороны получают взаимную выгоду.

^ Как выделить лидера в ученическом коллективе

— Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков из нашего двора, я жду. Он повесил трубку. Через 10 минут раздался отчаянный звонок у двери. Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

— Вот что, — сказал им Гайдар. — Тяжело болен один мальчик, нужно вот такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же на юг, восток, север и запад. Из аптек звонить мне сюда. Всё поняли?

Исследование

Национальный лидер Сталин

Следы от оспенных окалин,

Прямой и умный, честный взгляд…

В данной работе освещены основные проблемы, понятия политического лидерства, лидера, лидера в школе. Подводя итог вышесказанного можно отметить, что лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть, потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще. Политический лидер – это человек, который руководит не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических способностях, в умении быстро и точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению. Роль лидера в обществе обусловлена функциями, которые он призван выполнять. Лидер так же должен обладать рядом специфических черт характера, иметь определенную цель, уметь заинтересовать, организовать людей. Лидерство возможно в различных направлениях. Для лидерства необходимы знания и умения. И всеми этими качествами обладал политический лидер Иосиф Виссарионович Джугашвили.

d:\~levha~\школа\156fa27cab_1000.jpg

Приложение:


d:\~levha~\школа\dos_40-026.jpg

В современном мире растущих возможностей и в эпоху, требующую все большей личной инициативы лидерство представляет собой жизненно важный навык, которые необходимо развивать, если вы хотите в полной мере реализовать свой потенциал.
В прошлом лидерство рассматривалось как набор врожденных черт, или как особенности стиля поведения, или как следствие главным образом той ситуации, в которой оказался лидер. Большинство определений лидерства включают три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры - это люди, которые влияют на поведение других. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, особенно рабочих групп.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ стр 3
1.Понятие лидерства стр 3
2.Основные теории лидерства
3.Необходимость лидерства в обществе
4.Заключение
5.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Лидерство.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

НИ Иркутский Государственный Технический Университет

Выполнил: студент МПб 14-1

1.Понятие лидерства стр 3

2.Основные теории лидерства

3.Необходимость лидерства в обществе

5.Список используемой литературы

В современном мире растущих возможностей и в эпоху, требующую все большей личной инициативы лидерство представляет собой жизненно важный навык, которые необходимо развивать, если вы хотите в полной мере реализовать свой потенциал.
В прошлом лидерство рассматривалось как набор врожденных черт, или как особенности стиля поведения, или как следствие главным образом той ситуации, в которой оказался лидер. Большинство определений лидерства включают три компонента: влияние, группу и цель. Во-первых, лидеры - это люди, которые влияют на поведение других. Во-вторых, лидерство обычно исследуется в контексте групп, особенно рабочих групп. В-третьих, в исследовании лидерства делается акцент на групповой цели, которая должна быть достигнута. Таким образом, можно дать следующее определение лидерства: это процесс, при котором человек влияет на других членов группы ради достижения целей группы или организации.
Современные организации все больше и больше испытывают недостаток в талантливых и хорошо подготовленных руководителях на всех уровнях управления. Однако лидерству можно научиться. В этом курсе изучаются целенаправленные методы выявления лидерского потенциала и развития лидерских качеств, которые помогут вам научиться управлять группой, командой или организацией. Наряду с системным теоретическим материалом, вначале в нем описываются основные качества лидера, определяющие производительность его работы. Затем определяются приоритеты развития личности, и, прежде всего — развитие основных навыков, умений и вариантов поведения, необходимых для осуществления властных полномочий в различных ситуациях. После следует изучение наиболее действенных, с нашей точки зрения, методов и тактических приемов, согласно которым должен действовать человек, желающий вдохновлять других людей, влиять на их умонастроение и побуждать к реальным поступкам. Обладание этими навыками предоставляет вам неизмеримо большую свободу действий и открывает путь к новому уровню достижений и самореализации, чтобы практически всегда обеспечивает успех в карьере.

Во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислять людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько или даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В-третьих, политического лидера отличает явный приоритет 80 влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия — от лидера к членам группы.

В-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, — это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения.
В широком, социальном смысле лидерство – это способность влиять на определенные личности и группы людей, направляя их усилия на достижения целей организации или индивида. Лидер – это авторитетный член организации или социальной группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуации, в регулировании взаимоотношений в коллективе, группе, обществе.

2.Основные теории лидерства

Однако известно, что лучшие руководители-лидеры имеют некоторые общие качества, к которым относятся: высокий интеллект, любознательность, ответственность, надежность, активность, здравый смысл, общительность, уверенность в себе, сильная воля. Тем не менее, лидером порой становится человек, не обладающий этими качествами, и, напротив, человек, имеющий данные качества – не становится лидером. Таким образом, в теории черт возникли два подхода с опорой на личные качества лидера – ситуационный и поведенческий.

Согласно ситуационной (ситуативной) теории лидерства лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального ее разрешения. При этом в различных ситуациях группа выдвигает в качестве лидера разных людей.

В исследованиях психолога Б. Д. Парыгина выделены три типа лидеров:

1) в зависимости от характера деятельности – универсальный лидер, ситуативный лидер;

2) в зависимости от содержания деятельности – лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер;

3) в зависимости от стиля руководства – авторитарный лидер, демократический лидер

Лидером группы может стать только тот человек, который:

1) способен привести группу к разрешению тех или иных проблем, задач, ситуаций;

2) несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты;

Между типами лидерства существует взаимосвязь: бытовые лидеры часто становятся социальными, а затем и политическими лидерами.
Организаторские способности являются важнейшим качеством личности лидера. Лидер с организаторскими способностями быстро и правильно оценивает ситуацию, выделяет задачи первостепенной важности, отличает реальность от бесплодных фантазий, достаточно точно рассчитывает сроки решения задач. Главной отличительной чертой способного организатора является его умение быстро находить эффективные пути и средства решения задач.
Талант лидерства, этот психологический феномен, основан на комплексе социально-психологических качеств и свойств личности лидера. Однако психологи установили, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств. Структура личных качеств лидера должна находится в соответствии с личными качествами, деятельностью и задачами группы (подчиненных).

Важным является и то, как и в каких ситуациях, лидер проявляет свои качества и как группа воспринимает своего лидера. Огромное значение имеют доверие и любовь людей к лидеру. Доверие к лидеру выражается:
1) признанием его высоких достоинств, заслуг, полномочий; признанием необходимости его действий, их правильности и результативности;
2) внутренним согласием с лидером, готовностью действовать в соответствии с его установками;
3) готовностью следовать за ним на основе доверия, без средств принуждения, по собственному желанию и убеждению. Однако это желание появляется при определенном условии: поскольку группа имеет образ лидера и соответствующую этому образу модель, то она требует от реального лидера соответствия этой модели и его способности выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия члены группы не только пойдут за своим лидером, но и сделают это с желанием.

Лидер (руководитель, менеджер) стремится управлять действиями и поведением других людей. Чтобы делать это эффективно, необходимо знать образ мышления сотрудников (подчиненных) организации и предвидеть их реакцию на свою деятельность.

При этом нужно иметь в виду, что:

1) в каждом подразделении организации работают люди, и все многообразие отношений в организации (в системе) определяется взаимодействием отдельных людей;

2) все люди отличаются друг от друга, но ни один из них не лучше другого. Вся сложность состоит в том, насколько лидеру удастся создать оптимальные условия для самореализации каждого человека, а ; человеку–использовать свой потенциал;

3) для каждого человека легче подобрать соответствующее место в организации, чем делать попытки изменить его личностные особенности путем давления или насилия;

4) когда место для каждого человека в организации (управленческой системе) найдено, то необходимо регулировать взаимоотношения между людьми как по горизонтали (между сотрудниками), так и по вертикали (начальник – подчиненный). Регулирование взаимоотношений должно базироваться на системе поощрений и наказаний;

6) прежде чем начинать реализацию индивидуального подхода в управлении, лидер должен изучить собственные личностные особенности;

Каждому руководителю-лидеру необходимо знать, что изменить психологию своих подчиненных (последователей) силой невозможно и бессмысленно. Нужно воспринимать все отличия, изъяны и дефекты людей как неизбежность и не пытаться уместить их в рамках навязанных им стереотипов. То, что одним служит наградой, другим кажется безразличным. Наряду с качествами и стилем поведения сильных руководителей психологи выделяют характерные признаки по качествам и стилю поведения слабых руководителей. Так, П. Диксон, Р. Разаускас считают, что слабые и некомпетентные руководители отличаются некоторыми характерными особенностями своего поведения.

3.Необходимость лидерства в обществе

Лидер - (от англ. leader - ведущий - руководитель), 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. 2) Участник спортивного состязания, идущий впереди.

Я. Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

У каждого человека есть свои прототипы для наследования, кумиры или просто люди, жизнеописания которых мотивируют действовать. В мировой истории найдется не один пример биографий известных людей, после прочтения которых вдохновляешься абсолютно на любые поступки. Нередко это люди которые жили века назад, но есть и наши современники.

Для одних это спортсмены, для других – политики, для третьих – успешные предприниматели. Но объединяет их всех одно – это лидеры. И даже сегодня, когда мир быстро меняется, порой по истечении нескольких столетий после смерти таких деятелей, их идеи продолжают оставаться актуальными и способствовать сплочению людей. А разве не это задача настоящего лидера?

Содержание:

Политические лидеры

Профессиональные политики, умелые государственные деятели подарили истории наибольшее количество известных лидеров. Причиной тому специфика области, где такие люди довольно часто вершили судьбу мира, а их имена постоянно были на слуху. Кроме того, для достижения успеха в политике требуется харизма, твердость духа и, как правило, отличные ораторские способности.

Британский политический лидер Уинстон Спенсер Леонард Черчилль

Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874-1965) – британский государственный, политический и военный деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 гг. Журналист, писатель, ученый. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Величайший британец в истории по данным опроса проведенного ВВС в 2002 г.

Политический лидер в США Франклин Делано Рузвельт

Ф. Рузвельт – пример лидера способного в трудное время объединить самых разных людей ради достижения общей цели. Прикованный к инвалидному креслу вследствие перенесенной болезни, этот политик сумел собрать команду из многих специалистов и добился поддержки в Конгрессе реформ направленных на оздоровление экономики. Администрация Рузвельта дала убежище многим евреям-беженцам из Германии, после прихода там к власти нацистов. Обладающий незаурядным мужеством, целеустремленностью и твердым характером, этот деятель имел огромное влияние на международную политику в 30-х – I половине 40-х гг. ХХ века.

Политический лидер в ЮАР Нельсон Ролилахла Мандела

Н. Мандела – отличный пример транзакционного лидерства. Посвятив свою жизнь идее достижения чернокожим населением ЮАР равных с белыми прав, он выступал за мирные трансформации, но не гнушался доказывать правоту, проводя диверсионные акты усилиями вооруженного крыла Африканского Национального Конгресса (АНК). После победы на президентских выборах в 1994 г. Н. Мандела назначил своего главного политического оппонента из Национальной партии Ф. де Клерка первым заместителем, желая завершить начавшийся в 90-х процесс урегулирования. Сегодня этот политический деятель является одним из авторитетнейших борцов против ВИЧ-СПИДА.

Политический лидер в Великобритании Маргарет Хильда Тэтчер

Стиль руководства М. Тэтчер, который лучше всего характеризует ее лидерские качества, был близким к авторитарному. Она – типичная бизнес-леди: рассудительная, логичная, холодная к эмоциям, но в тоже время имеющая женский взгляд на проблему. Решительность, с которой велась Фолклендская война, выдает в ней уверенного политика, а письма, которые она сама подписывала для семьи каждого погибшего – мать. Конфликт с ИРА, человеческие жертвы, покушения на жизни премьера и ее мужа, непростые отношения с СССР – это неполный список того, с чем довелось столкнуться М. Тэтчер. Как она справилась с этими вызовами, рассудит история. Интересен лишь один факт – железная леди была равнодушна к феминизму, стараясь всей своей жизнью показать, что никакой дискриминации нет, а для того чтобы добиться чего-нибудь достаточно быть лучше чем все остальные.

Бизнес-лидеры

Лидер и самый богатый человек Джон Дэвисон Рокфеллер

Дж. Рокфеллер был грамотным управителем. На первых порах существования его нефтяной компании, он отказался от выплаты зарплат деньгами, премируя сотрудников акциями компании. Это делало их заинтересованными в успехе дела, ведь прибыль каждого напрямую зависела от доходов компании. О дальнейшем этапе его карьеры – поглощении других компаний – ходит много не самых приятных слухов. Но обращаясь к фактам, можно судить о Дж. Рокфеллере как о религиозном лидере – с детства он перечислял 10% своих доходов баптистской церкви, жертвовал на развитие медицины и христианским общинам, а в своих интервью неоднократно подчеркивал, что заботится о благе соотечественников.

Автомобильный лидер Генри Форд старший

Лидер Google Сергей Михайлович Брин

Сергей Михайлович Брин (род. 1973) – американский предприниматель и ученый в области вычислительной техники, информационных технологий и экономики. Разработчик и сооснователь поисковой системы Google и компании Google Inc. Выходец из СССР, ныне занимает 21 место в списке самых богатых людей планеты.

В целом ведущий скромный образ жизни и не являющийся публичной личностью, С. Брин известен как один из наиболее авторитетных мировых специалистов в области технологий поиска и IT. В данное время руководит специальными проектами в Google Inc. С. Брин выступает за защиту права на публичный доступ к информации, свободу и открытость в Интернете. Особую популярность у интернет-сообщества сыскал после того как выступил против радикальных программ борьбы с онлайн-пиратством, инициированных правительством США.

Лидер компании Apple Стивен Пол Джобс

Лидерство в культуре

Не вдаваясь в философский диспут относительно влияния массовой культуры на цивилизационное развитие человечества, отметим тот факт, что именно лидеры в этой сферы чаще всего становятся предметом обожания и наследования, понятными и простыми, такими же, как и рядовой член общества. Причиной этому сама массовость понятия поп-культуры и ее доступность.

Культурный Энди Уорхол

Влияние Э. Уорхола с его работами как гимном эпохе массового потребления имели огромное влияние на развитие культуры 60-х гг. и остаются такими по сей день. Многие модельеры и дизайнеры считают его заслуги перед миром моды просто титаническими. С именем художника прочно связаны такие понятия как богемный образ жизни и эпатаж. Несомненно, даже сегодня работы Уорхола не теряют своей популярности и остаются очень дорогими, а многие культурные деятели продолжают наследовать его стилю.

Рок лидер Джон Уинстон Леннон

Дж. Леннон был одним из самых известных духовных лидеров и вдохновителей для молодежного движения хиппи, активным проповедником мирного разрешения любых существующих в мире конфликтов. Большое количество молодых музыкантов восхищались его талантом и деятельностью. Леннон за вклад в мировую культуру и общественную деятельность был удостоен Ордена Британской империи. Творчество группы, а также сольная карьера оказали огромное влияние на развитие культуры ХХ века, а песни справедливо занимают места в списке лучших произведений из числа когда-либо написанных.

Поп лидер Майкл Джозеф Джексон

М. Джексон человек, который вознес музыкальную индустрию и хореографические постановки на качественно новый уровень. Число поклонников его таланта измеряется миллионами людей со всего мира. Без преувеличения, этот человек – одна из самых значимых личностей поп-культуры нашего времени, который своей жизнью и творчеством во многом определил ее развитие.

Спортивные лидеры

Спорт – одна из сфер массовой культуры. Чтоб достичь успеха в этой области, нужно обладать талантом, выделяться физическими или умственными способностями, но нередки случаи, когда успеха достигали и те, кто упорно шел к цели путем изнуряющих тренировок и полной самоотдачи. Это делает спорт предметом идеализации, ведь он знает больше всего примеров, когда мальчишка из бразильских трущоб или выходец из семьи неблагополучных африканских эмигрантов достигал вершин, становясь кумиром для миллионов таких же детей во все мире.

Лидер в футболе Пеле

Эдсон Арантис ду Насименту (более известен как Пеле) (род. 1940) – бразильский футболист, предприниматель, футбольный функционер. Участник четырёх чемпионатов мира по футболу, 3 из которых Бразилия выиграла. Лучший футболист XX века по версии футбольной Комиссии ФИФА, лучший спортсмен XX века по версии Международного Олимпийского комитета. Является одним из 100 наиболее влиятельных людей мира по версии журнала Time.

История успеха футболиста Пеле наиболее точно подходит под заглавное описание мальчишки из трущоб. Многие достижения бразильца остаются уникальными до сегодня, его имя знают практически все дети, гоняющие во дворе мяч. Для почитателей его гения пример Пеле это не только образец одного из величайших игроков в футбол, но и успешного бизнесмена, общественного деятеля, превратившего детское увлечение в дело жизни.

Баскетбольный лидер Майкл Джеффри Джордан

Боксер Мохаммед Али

Мохаммед Али (Кассиус Марcеллус Клей) (род. 1942) – американский про-фессиональный боксёр-тяжеловес, один из самых известных и узнаваемых боксёров в истории мирового бокса. Спортивная персона века по версии ВВС, посол доброй воли ЮНИСЕФ, благотворительный деятель, отличный оратор.

Военные лидеры

Сегодня благодаря стремительному развитию технологий, в том числе военных, места для военного гения в истории осталось не так и много. Но еще столетие назад от полководцев и военачальников порой зависели судьбы отдельных государств и мира в целом.

Лидер Александр III Великий Македонский

Александр III Великий Македонский (356-323 гг. до н. э.) – македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы. Учился у Аристотеля философии, политике, этике, литературе. Уже в античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

Александр Македонский, чей военный и дипломатический таланты не вызывают со-мнения, был прирожденным лидером. Недаром молодой правитель снискал любовь среди своих солдат и уважение среди врагов в столь юном возрасте (умер в 32 года): он всегда держался просто, отвергал роскошь и предпочитал терпеть те же неудобства в многочисленных походах, что и его войска, не нападал ночью, был честен в переговорах. Эти черты – сборный образ любимых всеми нами в детстве персонажей книг и фильмов, героев, идеализированных в мировой культуре.

Лидерство Наполеона Бонапарта

Наполеон I Бонапарт (1769-1821) – император Франции в 1804-1815 гг., великий полководец и государственный деятель, военный теоретик, мыслитель. Первым выделил артиллерию в отдельный род войск, стал применять артподготовку.

Отдельные битвы, выигранные Наполеоном, вошли в учебники по военному делу как образцы искусства ведения боевых действий. Император намного опередил своих современников во взглядах на тактику и стратегию войны, управление государством. Сама его жизнь – свидетельство того, как можно воспитать в себе лидера, сделав это задачей жизни. Не будучи высокого происхождения, не выделяясь среди сверстников по военной школе особыми талантами, Наполеон стал одной из немногих культовых личностей в мировой истории благодаря постоян-ному саморазвитию, небывалому трудолюбию и неординарному мышлению.

Военный лидер Павел Степанович Нахимов

Павел Степанович Нахимов (1802-1855) – русский флотоводец, адмирал. Совершил кругосветное плавание в команде М. П. Лазарева. Разбил турецкий флот в Синопском сражении во время Крымской войны. Кавалер многих наград и орденов.

Отзывы, комментарии и предложения

Приведенный выше список выдающихся лидеров из разных областей – лишь малая часть материала в данном направлении. Вы можете высказать свое мнение или написать о личности, которая является примером для вас, воспользовавшись формой ниже.

Самые востребованные hard skills (твёрдые навыки):

-Принятие решений на основе данных

Положительные и отрицательные аспекты лидерства

Что дает человеку лидерство или ради чего он хочет им стать, заключается, например, в том, что он получает возможность доминирования над другими, ощущает радость, удовольствие от полноты жизни и осуществления желаний и целей, чувство собственной важности, уверенности в себе и в будущем, комфорта, востребованности, достигает признания. Негативным аспектом выступает его стремление к бездуховности, когда собственные ценности нивелируются и реализуются только те, которые помогают достичь успеха, соответствуют обстоятельствам, преобладает установка на утилитарность, прагматизм.

- Важная особенность, по моим наблюдениям , — ограниченные навыки работы в "неструктурированной реальности".

"Если нет отвертки, чтобы вскрыть пульт от кондиционера, они теряются. Если на нужную тему нет коммента блогера, нет четкого указания, куда идти, что делать, — то же самое. Это напоминает американскую образовательную модель прошлого века, когда у каждого студента или школьника есть треки, по которым их ведут. В итоге люди привыкают, что они все время ведомые. В этом, мне кажется, причина возникновения большого количества неформальных лидеров мнений, за которыми все молодые следят, и это облегчает жизнь. Можно сказать, это поколение интеллектуального фастфуда". [5]

Исследовательская часть

I часть – проведение опроса учащихся

Я провёл исследование среди учащихся, чтобы выявить уровень понимания лидерства и наличие интереса к этой теме у подростков нашего лицея.

В 4 классе опрошено 29 учащихся

Вывод: учащиеся 4х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Четверть ребят отметили наличие отличных умственных способностей у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, большинство для себя его выделяют. Что интересно, это для пятерых ребят из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. Лидерские качества могут проявиться и в кризисной ситуации, и при полной свободе действий. 13 человек из 29 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. Четверть класса не считает нужным формировать лидерские качества.

В 6 классе опрошено 28 учащихся

Вывод: учащиеся 6х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь двое учеников отметили отменный ум лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, но большинство наличие лидера в классе отрицает. Для одного ученика из класса лидером является учитель. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером не может быть человек, наделенный отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\4 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению шестиклассников, лидерские качества могут проявиться больше в кризисной ситуации, чем при полной свободе действий. 16 человек из 28 считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы создание кружка в школе. 11 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

В 8 классе опрошено 17 учащихся

Вывод: учащиеся 8х классов считают, что лидер – это тот, кто несёт ответственность за команду, быстро принимает решение, умеет находить общий язык с людьми, может внушить уверенность, что всё будет хорошо. Лишь трое учеников отметили наличие отменного ума у лидера. Считают, что в коллективе нужен лидер, практически все ученики выделяют в своем коллективе наличие лидера, причем с огромным уважением называя одноклассницу по имени и отчеству. Большинство считают, что лидера можно критиковать, и он должен эту критику принимать. Ребята не считают, что лидером может быть человек определенного возраста, пола, вдобавок, лидером может быть человек с отрицательными качествами. Удивило то, что большая половина не хочет быть лидером. 1\3 класса стала бы лидерствовать, так как это круто, тебя уважают. По мнению восьмиклассников, лидерские качества могут проявиться больше не в кризисной ситуации, а при полной свободе действий. Половина ребят считают, что формировать лидерские качества нужно и в этом помогло бы наличие урока в школе. 5 человек отрицают необходимость формирования лидерских качеств.

Анализ проведенного опроса:

Все ученики выбрали практически одни качества лидера

- несёт ответственность за команду,

- быстро принимает решение,

- умеет находить общий язык с людьми,

- может внушить уверенность, что всё будет хорошо

44 человека из 74 нуждаются в подбадривании, в позитивном настрое на всё происходящее.

Учащиеся 4-х классов, в отличие от старших детей, лидером могут выбирать взрослого человека, например, учителя.

38 учеников из 74, а это больше половины опрошенных, не желают быть лидерами.

52 ученика из 74 считают нужным формирование лидерских качеств и выбирают для этого урок или кружок в школе.

Я организовал ZOOM конференцию для общения с Маратом Радисовичем. Мы пообщались 25 минут. Беседа была очень познавательная и продуктивная для меня. Марат Радисович раскрыл своё понимание сути лидерства, рассказал о значимости этой темы для общества, для нашей страны. Слушая его, я сделал соответствующие выводы:

- лидер - это активный, открытый, позитивный по отношению к людям и ко всему новому человек. К тому же ответственный, готовый сделать больше, чем нужно, убеждающий окружающих в верности выбранного решения и пути;

- возможность результативного участия в конкурсе, а также удерживание позиции лидера достигается наличием умственных способностей и образования. Не просто получить образование, а иметь желание и способность учиться постоянно.

- для процветания нашего общества и страны необходимо формировать лидерские качества с молодого возраста;

- изучение всех школьных предметов так или иначе делают человека разносторонним, глубоким, логичным, развивает творческие, физические, эстетические способности. И конечно образованный человек, занимающий лидирующие позиции будет созидать на благо окружающим, на благо нашей страны;

Целью данного проекта являлось выяснение кто такой лидер, какие качества присущи лидеру нашего времени. В ходе изучения данной темы были поставлены и решены следующие задачи:

проанализированы теории лидерства исследователей разных времён;

рассмотрены качества современного лидера и лидера в прошлом;

предложен один из шагов для мотивации к интересу образования, а также для формирования лидерских качеств

На основании изученной темы, можно подвести итог:

Моя озабоченность тем, что сомнительные люди стали занимать лидирующие позиции в среде молодежи нашла объяснение – это недостаток знаний, опыта, желание найти того, кто поведёт за собой легким путём. Значит иметь знания и образование необходимо как людям с лидерскими качествами, так и тем, кто выбирает лидеров.

Исправлять негативную тенденцию предлагаю через организацию кружков по данной тематике, что является выбором и интересом учащихся Прекрасным решением будет приглашение людей – лидеров в разных областях в лицей к нашим ребятам. И этих людей, в том числе предостаточно среди родителей лицеистов.

Прокачай своё лидерство. Джон Максвелл © 2014 by John C. Maxwell

Опросник Приложение

1. По вашему ЛИДЕР – это тот, кто… (отметь нужное)

- выполняет работу за всех;

- несёт ответственность за команду:

- быстро принимает решения;

- самый физически сильный;

- умеет находить общий язык с разными людьми;

-материально обеспеченный, имеет всё самое лучшее;

- может внушить уверенность, что все будет хорошо

2. Нужен ли лидер в коллективе?

3. Есть ли в вашем классе лидер?

- да, назовите имя

4. Можно ли лидера критиковать?

5. Может ли быть лидером человек с отрицательными качествами?

6. Ты стремишься стать лидером?

- да, потому что это круто, тебя уважают

- да, потому что хочу командовать

- да, потому что не хочу подчиняться другим

7. Должен ли лидер принимать критику в свой адрес?

8. Лидером может быть только мужчина?

9. Считаете ли вы, что наличие лидерских качеств зависит от возраста?

10. Лидером стать легче…

- в кризисных ситуациях

- если получают полную свободу действий

11. Считаете ли вы, что необходимо формировать лидерские качества?

Лидер- член группы, за которым признается право принимать ответственные реше­ния. Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении групповой задачи. Феномен лидер­ства возникает в проблемных ситуациях, с которыми стал­кивается группа в своей деятельности.

В процессе регуляции группового поведения, кроме двух самых важных функций (установка и поддержание группо­вых норм поведения и мотивирование поведения членов группы в соответствии с установленными нормами), лидер выполняет функции:

- координатора группового поведения (распределяет роли, обязанности, задания);

- контролера поведения каждого члена группы (наблю­дает за исполнением порученных ролей, обязанностей, за­даний);

- планировщика действий и средств, при помощи ко­торых группа достигает своих целей (эта функция может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов групповой деятельности);

- политика (устанавливает дополнительные цели и ос­новные линии группового поведения);

- арбитра (выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы);

- примера (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы);

- носителя ответственности (освобождает членов груп­пы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия);

- носителя групповой вины.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

- по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);

- по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);

- по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер)

Формальный лидер - человек, имеющий влияние силой статуса или должности. Тот, кто официально имеет статус лидера, но фактически не выполняет его функции. Формальный лидер – это тот человек, который занимает довольно важную должность и в круг его обязанностей входит контроль над работой других сотрудников. Такой лидер является формальным, так его выбор осуществляют не участники самого коллектива, а люди, которые имеют непосредственно отношение к делу, но не входят в число людей, которые работают под началом лидера.

Неформальный лидер реально принимает решения менеджмента и выполняет его функции, однако такой лидер не имеет, как правило, соответствующей системы гарантий и прав системы санкций, позволяющих в полной мере исполнять и защищать функции и результаты исполнения функций менеджмента.

Лидерство- особый тип отношения к человеку, кото­рое выражается в добровольном подчинении человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признании его квалификации и опыта независимо от его полномочий. Это признание строится, как правило, независимо от того, име­ет или нет этот человек полномочия на управление. Теоре­тически лидером может быть любой член организации - не только те, кто ею управляют.

Лучший вариант лидерства заключается в совпадении менеджера и лидера в одном лице. Если в коллективе воз­никает неформальный лидер, возможны два варианта взаи­моотношений формального и неформального лидеров: либо противоборство и противостояние, либо установление дру­жеских взаимоотношений, направленных на достижение общей цели управления. Наиболее приемлем второй вари­ант, однако его возникновение зависит от менеджера и не­формального лидера. Если начнут превалировать амбиции, скрытые личные интересы, самолюбие и амбиции менедже­ра, а у неформального лидера- стремление к формально­му закреплению своего лидерства и полноте власти, тогда возникает, как правило, тяжелый конфликт, в который ока­зываются втянутыми все сотрудники и который снижает эффективность управления или вообще разрушает систему управления.

Таким образом, лидерство облегчает решение многих проблем, повышает эффективность менеджмента и являет­ся важнейшей составной частью тех ролей, которые руко­водители выполняют в современной организации. Стремле­ние к лидерству естественно, достичь его - трудно.

Вопросы лидерства интересовали людей с тех самых пор, когда они начали объединяться в группы для достиже­ния общей цели. Однако научное исследование лидерства началось примерно столетие назад - в начале XX в.

Классические теории лидерства можно разделить на три

- теорию лидерских качеств;

- концепции лидерского поведения;

- ситуационные теории лидерства.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Рисунок 1.2- Матрица базовых стратегий

Руководство и лидерство, общие черты (по Р.Л. Кричевскому):

- руководитель и лидер выполняют роль координаторов(организаторов) членов социальной группы;

- и руководитель, и лидер осуществляют социальное влияние в коллективе, только разными средствами;

- и руководитель, и лидер используют субординацию: руководитель -четко регламентированную, лидер- не регламентированную.

Пункты различий лидера и руководителя (менеджера):

- лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

- лидерство возникает стихийно, а руководитель либо назначается, либо избирается, то есть процесс выдвижения руководителя целенаправленный;

- лидерство — социально-психологический процесс, сила влияния обусловлена психологическими особенностями самого лидера и его группы последователей, а руководство — это формально-управленческий процесс, опирающийся на социальные санкции власти.

- лидерство — элемент микросреды, а руководство — элемент макросреды, то есть оно связано со всей системой общественных отношений;

- лидер принимает решения, ориентируясь, в большей мере, на интересы группы, его сфера деятельности — в основном малая группа, где он и является лидером, а сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе [1].

Читайте также: