Доклад на тему театральный этикет в xix веке

Обновлено: 02.07.2024


В XIX веке театр в России был не только местом, где можно было насладиться великолепной игрой актёров, но и настоящим светским заведением. Здесь в антракте мужчины назначали встречи и обсуждали деловые вопросы, в театре велись разговоры о политике и заводились полезные знакомства. И вся эта светская жизнь подчинялась особым правилам этикета, нарушать которые было непозволительно.

Внешний вид

Прийти в обычном платье на спектакль дама не имела никакого права. Наряд должен был быть вечерним, но ни в коем случае не бальным, а глубина декольте регулировалась тем местом в зрительном зале, которое занимала барышня. Самые глубокие вырезы были у дам, сидящих на нижних ярусах, а вот на верхних декольте были тем скромнее, чем был выше ярус.

Женщинам старшего возраста позволялось прикрыть вырез накидкой, а молодые девушки носили платья, щедро украшенные лентами, цветами и кружевом. Впрочем, солидным барышням тоже не возбранялось выбирать яркие цвета и самые разнообразные отделки для своих нарядов. Любой дамский наряд обязательно дополнялся перчатками, веером и подходящими шляпками, непременными были и ювелирные украшения с драгоценными камнями. Высокие причёски и шляпки считались дурным тоном, а этикет предписывал вести себя сдержанно и воспитанно.

Мужчины тоже выбирали для посещения театра приличествующие костюмы: тёмно-красные, чёрные или синие парадные фраки, белоснежные рубашки с накрахмаленными манжетами и воротничками, изысканные вышитые цветные жилеты. Непременным дополнением были галстуки или шейные платки, шляпы и перчатки обязательно белого цвета. Когда вошли в моду цилиндры, их стали считать приличным головным убором как раз для выхода в свет. Естественно, в театре мужчины головные уборы снимали.

Распределение мест в зрительном зале

Места в зале распределялись в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В первом ряду партера могли сидеть только высшие гражданские и военные чиновники, а также послы со своими секретарями. Второй и третий ряд занимали сановники с дворянским происхождением, а уже за ними офицеры среднего звена, иностранные гости, известные артисты, меценаты, банкиры. На галёрке дозволялось выкупать билеты зрителям простым, происхождения незнатного: торговцам, ремесленникам, студентам.

Билеты в правой части зрительного зала покупали обычно люди, которые бывали в театре лишь время от времени, а вот слева сидели знатоки и любители искусства. У них, как правило, был свои места, которые они выкупали сразу на весь театральный сезон или, по крайней мере, на несколько спектаклей подряд.

Дамам было позволено сидеть в партере только со второй половины XIX века, до этого они могли сидеть лишь на передних креслах балконов и лож. Если же дама теперь и могла занять место в партере, то наряд её в этом случае отличался скромностью: никаких декольте и ярких цветов, только чёрный цвет, закрытый воротничок и скромная шляпка без всякой отделки. Одинокая дама, заботящаяся о своей репутации, не имела права явиться в театр в одиночестве, её обязательно сопровождал супруг, а незамужних юных барышень – старшие родственницы или родители.

Поведение во время спектакля

Опоздание на спектакль считалось крайне неприличным, однако зрителям, занимавшим ложи, можно было приходить уже после начала сценического действия или даже посмотреть всего часть постановки. Объяснялось это тем, что в ложах с отдельным входом зрители никому не мешают, уходя со своего места или занимая его позже положенного.

Театральный бинокль можно было использовать только для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене, рассматривать публику запрещалось категорически. Впрочем, юным зрительницам и без бинокля нельзя было открыто рассматривать людей в зале, только в антракте они могли незаметно взглянуть на других зрителей.

Поведение во время антракта

Знатные дамы, располагавшиеся в ложах, по этикету не могли её покинуть даже в антракте. Как правило, мужчина, её сопровождавший, спрашивал, чего бы хотела барышня, и приносил желаемое. При этом фрукты и сладости надлежало предложить всем, находящимся в ложе, даже если зрители друг друга не знали. Светские люди были обязаны предложить дамам афишу.

Если в зале было жарко и душно, барышням дозволялось выйти в фойе со своими сопровождающими. Правда, иногда дамы пренебрегали сим правилом и прогуливались в одиночестве, там случались приятные знакомства, назначались свидания после спектакля и даже происходили кокетливые объяснения в любви.

Мужчины спокойно гуляли по фойе, общались со своими знакомыми, обсуждали любые вопросы, завязывали новые знакомства и даже занимались делами. Самое главное было вести разговор тихо, дабы не докучать остальным и не заставлять их слушать чужую беседу.

В прошлом особые правила этикета касались не только театра или посещения светских мероприятий, но даже поведения на пляже. Купальный этикет и пляжная мода всего за последние пару сотен лет поменялись очень радикально, и наши прабабушки поразились бы, насколько не похожи современные пляжи на то, к чему привыкли они.

Официальный государственный театр появился в нашей стране довольно поздно — в середине XVIII века, по указу Елизаветы Петровны. До того существовали только царские и крепостные театры и ярмарочные балаганы.

Кто в карете, а кто пешком


Антонина Ржевская. Музыка . 1902–1903

Попасть на спектакль мог любой, кто был в состоянии купить билет. Различия начинались дальше.

Самая важная ложа, конечно, царская. Таковая была в каждом театре. Соседние с ней могли себе позволить только очень обеспеченные семьи. Ложи арендовались, как правило, на весь сезон. Существовали абонементы. К примеру, можно было приобрести его только на постановки русских авторов, как это сделал Пушкин в Александринском театре в Петербурге.

В партере сидели чиновники и офицеры, дамам же до середины XIX века даже спускаться в нижние ряды не дозволялось — нужно было оградить красавиц от чересчур назойливых взглядов. Конечно, изучать соседей по залу считалось моветоном, но все это делали. И в партере стать объектом чужого внимания было гораздо проще.


Интерьер театра. Неизвестный художник,1809 год

«. Блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом.

Без компании в театр обычно не приезжали. Если кавалеру подобное еще могли простить, то даме — никогда. Замужних женщин, как правило, сопровождали мужья, а девица могла прийти с матерью, замужней сестрой или другим членом семьи. Во время антракта дамы оставались в ложе, разгуливать по фойе считалось неприличным.

Внутри театра галерка с публикой из партера и лож не пересекались. Для них были разные входы и выходы

Простой народ тоже мог попасть на спектакль. Билеты на верхние ярусы были вполне доступными по цене. Вот как описывал театральную галерку поэт Николай Некрасов, большой поклонник театра:


Иван Владимиров. В театре. 1918 год

Правда, внутри театра галерка с публикой из партера и лож не пересекались. Для них были разные входы и выходы.

После отмены крепостного права деление театральных зрителей на сословия стало более условным, а публика — более смешанной. В зале можно было встретить не только представителей дворянства, но и купцов, и студентов.

Снимите ваши бриллианты!


Федерико Дзандоменеги. В театре

В зал приходили в вечерних нарядах (что, конечно, не касалось зрителей галерки, они одевались по средствам). Главным правилом в выборе туалета было не перестараться и не затмить своим видом членов императорской фамилии. Когда именно монаршие особы посетят театр, никто не знал, но готовым к этому нужно было быть всегда. Существует байка о том, как княгиню Мещерскую попросили снять роскошные бриллианты, так как на спектакль приехала императрица Мария Федоровна, которая в этот день не надела свои украшения. Княгине пришлось покинуть спектакль, потому что декольте без бриллиантов считалось верхом неприличия.

Шуметь разрешается


Михай Зичи. Спектакль в московском Большом театре

Зрительный зал в XIX веке был гораздо более шумным, чем сегодня. Театр был прежде всего развлечением, а не пищей духовной, потому зрители активно выражали свое отношение к происходящему на сцене. Если монолог особенно пришелся по душе публике и артиста отблагодарили аплодисментами, он мог тут же повторить его на бис, прямо посреди спектакля.

Если монолог особенно пришелся по душе публике и артиста отблагодарили аплодисментами, он мог тут же повторить его на бис, прямо посреди спектакля

Ситуации, вызывавшие особенную радость зрителей (по заметкам Некрасова):

  • Когда выходил на сцену актер, пользовавшийся известностию, или актриса, любимая публикою — хоть бы за смазливое личико и востренькие глазки.
  • Когда действующие лица, в жару увлечения, исчисляли добродетели русского человека и выхваляли мощь русского кулака.
  • Когда действующие лица били друг друга, подставляли одно другому ноги и палки и бегали один за другим по сцене, с приготовленным кулаком.
  • Когда действующие лица целовались, обнимались, упадали на колени друг перед другом и плакали.
  • Когда действующие лица разговаривали со сцены с публикою.
  • Когда у которого-нибудь из актеров случайно сваливался с головы парик, отклеивались усы, борода, бакенбарды и т. п.
  • Когда актер, ставший в тупик от незнания роли, устремлял грозящий и вместе умоляющий взор на суфлерскую конурку и оттуда вдруг раздавался по всему театру глухой и сиповатый голос суфлера.

Впрочем, такая реакция становится вполне понятной, если вспомнить, что именно шло на театральных сценах XIX века. Театр находился под жесткой цензурой государства, и по-настоящему глубокие произведения редко доходили до подмостков. В основном зрителям предлагались низкопробные водевили и мещанские драмы. Никакой сермяжной правды, только шоу.

Слово этикет в XIX веке было не просто звуком. Судя по количеству дошедших до нас всевозможных уставов, правил поведения в любой ситуации (особенно это касалось женщин), наши предки очень любили эти самые правила писать. В просторах сети Интернет мы нашли правила поведения в театре, которые добрый человек переписал из первоисточника, выставленного в музее театра города Минусинска. Сегодня эти правила читать и интересно, и смешно.


Михаил Зичи. Спектакль в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II

В театре должно держаться, точно так же прилично и воспитано, как в великосветской гостиной. Главное и самое важное условие для всех посетителей театра есть соблюдение строгой тишины. Во время представления неприлично обращаться к соседям с какими бы то ни было вопросами и беспокоить их просьбою одолжить афишу или либретто. Все это следует отложить до антракта, когда не рискуешь помешать другим. Точно так же не должно и знакомым разговаривать между собой во время сценического действия, как бы ни были ярки вызываемые ими впечатления. В этой степени сдержанности и умения владеть собой сказывается хорошее воспитание. Склонность к неуместной болтовне в театре особенно замечается среди женщин, которым мы убедительно советуем воздерживаться от этой неприятной привычки.


Albert Robida. Un palco un dia de estreno romantico. 1888 г.

При оперных представлениях полная тишина должна восстанавливаться в зале с первым звуком увертюры, которая и есть начало оперы, но, к сожалению, у нас в столичных и еще больше в провинциальных театрах увертюру считают как бы временем для съезда и беспрерывный шорох шагов и рассаживание публики по местам мешают слушать истинным любителям музыки.

В бель-этаже и бенуаре костюмы требуются нарядные, часто декольте, но чем скромнее ярус тем скромнее и платье. На торжественных и парадных спектаклях, принято всем надевать в ложах костюм декольте с короткими рукавами, причем пожилые дамы надевают сверху кружева или легкую накидку.

В партер дамам приличнее всего являться в черном платье и в скромной городской шляпке. Ни прически, ни шляпки не должны быть слишком высоки или огромны, для того чтобы не мешать сидящим позади видеть сцену.

Аплодируют только мужчины; ни одна благовоспитанная женщина никогда не позволит себе такого шумного проявления своего одобрения. Но и аплодисменты мужчин не должны быть оглушительны, что всегда крайне неприятно для слуха.


Виктор Васнецов. Купеческое семейство в театре 1869 г.

Передние места в ложах всегда предоставляются дамам. В ложах сидят без шляп; пожилые и замужние одевают чепчики или куафюры с цветами; молодые девушки прикалывают к волосам цветы или банты.

Оглядывать театральную залу в бинокль во время представления неприлично, когда должно сосредоточить внимание на сцене и смотреть только туда. Это общее правило для всех, но в особенности молодые девушки должны избегать осматривать публику, даже в антрактах они должны делать это крайне осторожно, не обращая на себя ничьего внимания. Высказывать кому свое мнение, хвалить или порицать самоуверенно того или другого актера молоденьким девушкам также неприлично. Вообще они должны держаться как можно спокойнее и незаметнее.

Если в театре оказываются знакомые, то с ними не раскланиваются радостно и усердно, а лишь приветствуют их издали легким наклонением головы; если это лицо очень высокопоставленное, то следует кланяясь, несколько привстать.


Karin Luts. Comédie-Française. 1939 г.

Дамам вообще лучше не выходить из лож или из партера, но если уж очень жарко, то они могут прогуляться со своим кавалером в фойе; одна же дама туда идти не может. В ложу можно принести мороженое или прохладительное питье, но в партер этого не делается. Можно привозить с собою конфекты и освежающие лепешки, так же как одеколон во флакончике, но употребление мятных и других сильно пахучих лепешек следует избегать, так как запах их может быть неприятен окружающим.

Борис Кустодиев. В ложе (фрагмент). 1909. Частное собрание

Мужчины приезжали в театр в черных, синих или темно-красных парадных фраках, белых рубашках с накрахмаленными воротничками и манжетами, вышитых жилетах из цветной ткани. Обязательным элементом их костюма также были галстук или шейный платок, белые перчатки и шляпа. В XIX веке в моду вошли цилиндры, которые считались наиболее подходящими головными уборами для выхода в свет.

Места в зале

Наталья Нестерова. Ложа (фрагмент). 2004. Галерея современного искусства ARTSTORY, Москва

Зрители рассаживались в театральном зале соответственно положению в обществе. Первый ряд в партере занимали министры, послы и их секретари, высшие военные чины. Места во втором и третьем рядах выкупали сановники дворянского происхождения. За ними сидели офицеры среднего ранга, банкиры, иностранцы и знаменитые артисты.

Зрители делились в зале и по театральным предпочтениям. Справа рассаживались те, кто бывал в театре от случая к случаю. Левую сторону занимали завсегдатаи — те, кто часто бывал на спектаклях и порой имел собственные места, выкупленные на несколько постановок вперед.

Быть каждый вечер в театре, хоть бы на несколько минут, сделалось для них необходимой потребностью души и тела… по их мановению делаются рукоплескания и вызовы артисток, по их мановению плохая игра также сопровождается змеиным шипением; это ареопаги московского театра. Они производят решительные приговоры на таланты и оркестровку больших опер, их уважают, даже боятся многие актрисы и танцовщицы…

До 1860-х годов дамы не могли появляться в партере: считалось, что там они слишком привлекают к себе внимание окружающих. Женские места находились на балконах и в ложах, где им отводили передние кресла. Со второй половины XIX века дамам разрешили сидеть в партере. Однако одеваться в этом случае надлежало скромно, лучше всего в черное закрытое платье и городскую шляпку без пышной отделки. Появляться в театре одной также было неприлично: дамы приходили с супругами, юных девушек сопровождали родители, старшие родственницы или замужние сестры.

Незнатная публика: студенты, торговцы, мелкие чиновники — занимала места на галерке. Этот ярус располагался дальше всего от сцены. Часто вход на него был отдельным.

Поведение во время спектакля

Кузьма Петров-Водкин. Театр. Фарс (фрагмент). 1907. Частное собрание

Как и в наше время, опаздывать в театр в XIX веке было неприлично. Однако допускались исключения: зрители, которые выкупали места в ложах, могли прийти после начала спектакля или даже посмотреть всего одну сцену, которая особенно их интересовала. Ложи обычно имели отдельный вход, поэтому в таком случае опоздавшие не мешали ни актерам, ни остальной публике.

В партере и на балконе нельзя было есть или пить, когда шел спектакль. Фрукты, сладости и прохладительное питье приносили только в ложи, где располагались члены императорской семьи и высокопоставленные аристократы.

Чтобы лучше видеть действие на сцене, зрители пользовались небольшими театральными биноклями. Однако смотреть через них допускалось только на актеров: этикет запрещал разглядывать публику в зале. Молодым девушками не позволяли осматриваться по сторонам и без биноклей: взглянуть на других зрителей они могли только в антракте, да и то как можно незаметнее.

Правила антракта

Петр Нилус. Антракт (фрагмент). 1924. Частное собрание

Во время антракта женщинам, которые находились в ложе, по этикету не следовало покидать ее. Мужчина, сопровождавший даму, уточнял, не нужно ли ей мороженого, фруктов или какого-нибудь питья, а затем сам приносил все необходимое.

Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже тогда, если вы и не знакомы с ними. Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля.

Если в зале было душно, дамы могли прогуляться по фойе, но только в сопровождении мужчины или родственницы, с которыми они пришли. Однако писатель Павел Вистенгоф отмечал, что это правило соблюдали не все.

Когда играют в Большом театре, то во время антрактов в коридорах верхних лож происходят шумные и хохотливые прогулки посетителей и посетительниц, занимающих те ложи. Часто дамы, если не сопровождаются кавалерами, встречая знакомых мужчин (приходящих из кресел нарочно потолкаться в этих коридорах), пристают к ним и просят попотчевать яблоками или виноградом. Тут бывают иногда маленькие объяснения в любви, вознаграждаемые изъявлением согласия, чтоб проводили из театра домой…

Читайте также: